Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Орфографические словари

Грамотная письменная речь – неотъемлемая часть жизни современного интеллектуально развитого человека. При ведении деловой переписки строго недопустимы ошибки в написании слов. Это может говорить о малообразованности персонала партнеров. Или неграмотные личные сообщения при общении в социальных сетях, мобильных месенджерах, смс-переписках могут оттолкнуть едва познакомившихся людей.

При возникновении затруднений в написании слов лучше обратиться к орфографическому словарю.

Значение орфографического словаря

Орфографический словарь – словарь, в котором размещены слова, в алфавитном порядке. К этим словам сложно подобрать проверочные слова, чтобы убедиться в правильности написания нужной орфограммы. Такие слова необходимо запомнить. Самая главная функция этого типа словарей – помочь правильно написать или произнести слово, написание или произношение которого вызывает затруднения.

Особенности словарей

В орфографических словарях во всех словах расставлены ударения. Это способствует повышению качества не только письменной, но и устной речи.

Отличительные черты орфографического словаря:

если слова с одинаковым смыслом можно писать по-разному, то эти слова следуют в одной строчке через союз «и». Например, «тоннель» и «туннель».

при раздельном или слитном написании некоторых словарных единиц, в случае возникновения различий, они размещены на двух строчках («легко раненный» и «легкораненый», прил.)

Категории словарей

Словарей существует огромное количество. Для простоты использования их подразделяют на следующие группы.

Основными разновидностями орфографических словарей являются:

Классические словари

Среди огромной массы книг для грамотного письма, словари занимают одно из главных мест. Среди них следует отметить труды великих российских языковедов, их результатами работы нередко пользуются и в 21 веке.

Крючков Сергей Ефимович – знаменитый советский лингвист. Он известен созданием современной школьной грамматики русского языка. При объединении трудов Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получился «Орфографический словарь русского языка», который активно используется на протяжении более полувека. Его издавали порядка шестидесяти раз.

Знаменит «Русский орфографический словарь: около 180 000 слов» под руководством О. Е. Ивановой, В. В. Лопатина. Владимир Владимирович Лопатин – известный российский лингвист. Первоначальный труд В.В. Лопатина издали в середине ХХ века, и с той поры он постоянно переиздавался и расширялся. С момента первого выпуска и по сегодня его словарный запас вырос на 80 000 единиц. Лексика постоянно пополняется новыми современными словами по темам бизнеса, программирования, банковского дела и прочим. Помимо этого, в словаре В.В. Лопатина внесен ряд категорий, которые необходимо записывать с прописной буквы: названия священных понятий веры: Библия, Коран; и названия исторических эпох или событий: Реформация, Рисорджименто и ряд других.

Нельзя не упомянуть заслуженные и часто используемые труды Д.Э. Розенталя. Популярный российский языковед анализировал и доступно излагал как грамматические правила, так и пунктуационные, стилистические и орфографические принципы нормативного русского языка. Под его руководством в 80-ых годах ХХ века были изданы словари-справочники для работников печати, словари-справочники для верного употребления прописных либо строчных букв и ряд других учебников, сборников упражнений для глубокого изучения языка.

Орфографический словарик – отличный помощник для грамотного письменного или устного общения с окружающими. Это то приобретение, которое пригодится не только во время обучения в школе, но и на протяжении учебы в институте, при деловой переписке на работе или при обмене личными сообщениями.

Источник

Орфографический словарь — это залог грамотной речи

Существует огромное количество различных словарей. Одни объясняют значения слов, другие содержат в себе список крылатых фраз и выражений, третьи объясняют термины и т. д. Что такое орфографический словарь и для чего он используется? Это тема нашего рассуждения. Почему орфографический словарь — это залог грамотной речи? Начнем разбираться со всем по порядку.

Определение

Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть картинку Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Картинка про Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Орфографический словарь – это словарь, содержащий конкретный перечень слов и определяющий их нормативное написание.

Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть картинку Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Картинка про Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Нормативное, т. е. соответствующее правилам использования языковых средств. Орфографический словарь отличается от толкового тем, что не раскрывает смысл и значение слова. Он существует для того, чтобы ответить на вопросы, связанные с правописанием слов, т. е. с их орфографией. Орфография – это один из разделов в языкознании. В некотором роде это свод правил, согласно которым слово передается на письме. Поэтому орфографические словари имеют достаточно большое значение. Можно сказать, что это закон, который нужно соблюдать, чтобы не прослыть безграмотным человеком.

Виды орфографических словарей

Орфографические словари могут различаться по своему объему и содержанию.

Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть картинку Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Картинка про Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Все это зависит от аудитории, для которой они предназначены. Существуют школьные орфографические словари. Помимо того, что они содержат нормы написания слов, в них часто еще указывают различные орфографические правила, которым подчиняются данные слова. Это хорошая помощь в освоении школьной программы.

Существуют также словари-справочники. Часто в них разбираются слова, при написании которых могут возникнуть одинаковые орфографические сложности. Например, выбор слитного или раздельного написания.

Также есть отраслевые орфографические словари. Отраслевой орфографический словарь — это тот, который содержит термины, используемые в определенных сферах и специальностях.

И еще множество других орфографических словарей на разные темы, которые объединяет то, что в них в любом случае раскрывается нормативное использование слов.

Морфемно-орфографический словарь А.Н. Тихонова

Чтобы лучше понять, что такое орфографический словарь, стоит познакомиться с самыми известными из них. Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – одно из самых популярных и востребованных изданий. Полезно с ним познакомиться школьниками и студентам. В этом словаре можно не только проверить правописание какого-либо слова, но и узнать о его морфемном строении. Именно этим так ценно издание. Это первый в своем роде труд, в котором подробно разбирается строение слов.

Орфографический словарь Д. Н. Ушакова

Русский орфографический словарь Д. Н. Ушакова – это еще одно издание, которое может быть очень полезно школьникам, особенно при подготовке к экзаменам, когда проводится проверка знания нормативного написания слов.

Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть картинку Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Картинка про Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Д. Н. Ушаков – известный талантливый лингвист, который внес огромный вклад в развитие русского языка. Его словарь содержит около пятнадцати тысяч слов. Он регулярно дополняется и редактируется, поэтому содержит в себе актуальную информацию и соответствует всем изменениям, которые происходят в языке. Более того, словарь полезен еще и тем, что содержит информацию о нормативном ударении в словах, что также очень пригодится школьникам. Пользоваться словарем удобно и просто, рассчитан он на широкую аудиторию, поэтому быстро и легко найти в нем необходимую информацию о правописании того или иного слова сможет каждый.

Первый орфографический словарь

Согласно мнению лексикографов, первый орфографический словарь – это «Справочный указатель» 1885 года, который содержал в себе примерно три тысячи слов. Автором этой работы был Я. К. Грот. «Справочный указатель» был приложением к «Русскому правописанию». Это была первая попытка систематизировать особенности русского правописания, выделить нормативные варианты и собрать эти знания вместе. Можно сказать, что этот труд дал начало развитию русских орфографических словарей.

У описываемых изданий долгая и богатая история развития. Знания, хранящиеся в них, долго собирались и систематизировались. До сих пор они регулярно дополняются. Знакомство с ними будет полезно каждому человеку.

Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Смотреть картинку Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Картинка про Для чего нужен орфографический словарь 5 класс. Фото Для чего нужен орфографический словарь 5 класс

Соблюдение орфографических норм — свидетельство речи грамотной, приятной и понятной всем. Но, как известно, знать все — просто невозможно, а сомневаться — нормально. Поэтому при возникновении неуверенности в правильности написания слова стоит обращаться к орфографическим словарям.

Источник

Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка

Виды орфографических словарей. Перечень существующих школьных орфографических словарей. Овладение нормами письменной речи. Опыт использования орфографических словарей на уроках русского языка. Формирование прочных орфографических умений и навыков.

Курсовая работа по методике преподавания русского языка на тему: «Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка»

1.1 Орфографический словарь.

1.2 Виды орфографических словарей.

1.3 Школьный орфографический словарь. Перечень существующих школьных орфографических словарей.

2.1 Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка.

2.2 Опыт использования орфографических словарей на уроках русского языка.

Целью курсовой работы является рассмотрение некоторых современных школьных орфографических словарей и методической литературы, посвященной проблеме формирования прочных орфографических навыков у учащихся, а также докладов учителей русского языка и литературы, посвященных этой проблеме. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

1) на основе анализа литературы выявить содержание формирования прочных орфографических навыков у школьников, основные направления работы по их формированию у учащихся;

2) изучить особенности формирования орфографической зоркости и орфографической грамотности у учащихся с помощью работы с орфографическим словарем на уроках русского языка;

3) определить роль использования орфографических словарей на уроках русского языка.

Объектом исследования данной курсовой работы является методика преподавания русского языка.

Предметом исследования в курсовой работе являются педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка.

1.1 Орфографический словарь

Словник орфографического словаря как правило включает не только сложные для написания случаи, поскольку задача отграничения последних от не представляющих орфографических трудностей не имеет очевидного решения. Также составители словарей обычно не ограничиваются общелитературной лексикой, включая в словники специальную, терминологическую и иную лексику, не относящуюся к межстилевой.

1.2 Виды орфографических словарей

Выделяют следующие разновидности орфографических словарей:

1.3 Школьный орфографический словарь. Перечень существующих школьных орфографических словарей

Школьные орфографические словари созданы специально для учеников начальных, средних и старших классов.

Далее приведен список современных школьных орфографических словарей и краткие характеристики к ним:

«Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника» (2002)

«Словарь для начальной школы «4 в одном»: орфографический, толковый, фразеологический, строение слов» (2012)

В этой книге все словарные статьи подобраны в соответствии с программой начальных классов.

«Школьный орфографический словарь» (2010)

«Школьный орфографический словарь» содержит около 30 ООО слов современного русского языка, а также «Краткий орфографический справочник», содержащий комментарии, объясняющие написание или содержащие правила, согласно которым определяется написание тех или иных слов.

4) А. Н. Тихонов, М. Ю. Казак

«Школьный орфографический словарь русского языка» (2009)

5) М. М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009)

Данный словарь является универсальным школьным пособием, поскольку объединяет несколько справочников: «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Слитно или раздельно», «С большой буквы или с маленькой», «Две согласные или одна» и т.д.

«Орфографический словарь русского языка для школьников» (2010)

Орфографический словарь включает около 35 000 слов и охватывает большую часть общеупотребительной лексики современного русского языка. Адресован школьникам старших классов, а также абитуриентам.

2.1 Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка

орфографический словарь письменный русский

Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки.

Задача формирования прочных орфографических навыков у подрастающего поколения нашей страны возлагается на среднюю школу.

В русской орфографии выделяются следующие разделы:

· Слитное, раздельное или дефисное написание;

· Употребление строчных и прописных букв;

· Правила переноса слов;

· Графические сокращения слов.

Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки.

Задачи обучения орфографии ( по М.Т. Баранову):

1) Познакомит учащихся с основными орфографическими понятиями (орфограмма, орфографическое правило, орфографическая ошибка и др.);

2) Сформировать у школьников орфографические умения и навыки на основе этих понятий;

3) Научить школьников писать слова с непроверяемыми орфограммами;

4) Научить учащихся находить орфографические ошибки и исправлять их;

5) Сформировать у школьников умение пользоваться орфографическим словарем.

Орфографический словарь должен стать настольной книгой ученика при выполнении всех письменных работ: подборе слов с определенной орфограммой, подборе однокоренных слов, подборе одноструктурных слов и др.

Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.

Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкую «прописку» в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося. Это обстоятельство дает возможность широко использовать этот словарь не только в качестве орфографического справочника, но и как дидактическое пособие для выполнения различных упражнений. Работа со словарем дает возможность еще в младших классах приобщить учащихся к справочной литературе.

В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).

В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например: абонент (кто абонирует), австралиец (житель Австралии), австриец (житель Австрии), адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.

Уже с первых лет обучения необходимо приучать школьников пользоваться орфографическим словарем в качестве справочника. Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы учащиеся поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка.

Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий. При этом задания должны быть максимально конкретны: необходимо четко и точно указать определенную букву или страницы словаря, откуда учащиеся должны выписать заданные слова. Это повысит эффективность работы учащихся и избавит их от необходимости непрерывно перелистывать страницы словаря. Широкую возможность для использования словаря могут дать задания на правописание приставок. Например: выпишите из словаря по 10 слов с приставками пре- и при-, в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

При выполнении самостоятельных работ учащимся предоставляется возможность пользоваться учебником, таблицами, орфографическим словарем.

Нередко «Словарь» используется и для специальных упражнений. Так, при повторении правописания частицы не с различными частями речи проводится такая работа. На доске оформляется запись:

негодовать ненастье неугомонный нечаянно

недоумевать невзгоды непрестанный невзначай

невзлюбить невежа невзрачный неожиданно

Сначала учащиеся читают слова про себя. Затем вслух читается каждый столбик, указывается часть речи и объясняется слитное написание «не».

Далее ставится задача: найти и дописать в каждый столбик по три слова той же части речи.

Все сосредоточенно работают со «Словарем», учитель следит за работой, оказывая помощь тем, у кого появляются на полях вопросы (в).

Когда работа закончена, она проверяется. Выполняя данное упражнение, ученики не только закрепили правописание не, но и повторили важнейшие части речи, обогатили свой словарный запас, узнали написание новых слов, потренировались в работе со словарем.

В методической литературе по русскому языку неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости использовать в качестве справочного материала на уроках русского языка различного вида словари и справочники.

Анализ многократно проведенных диктантов и творческих работ подтвердил, что среди ошибок, допускаемых учениками, ошибки, которые можно было бы предотвратить с помощью словаря, занимают большое место: 40-50 % из всех допущенных ошибок.

В творческих работах процент таких ошибок еще выше.

Искоренение ошибок, которые можно ликвидировать обращением к словарю, намного повысит грамотность учащихся, поэтому встает вопрос о необходимости приучать детей пользоваться словарем во всех нужных случаях.

Желательным представляется официальное разрешение пользоваться словарями при выполнении различных контрольных работ, в том числе и экзаменационных.

Школа готовит учащихся к жизни. Ясно, что дать весь объем знаний по данному предмету за годы учения в школе невозможно.

Учителя, врачи, инженеры постоянно пользуются в своей работе различными справочными пособиями, и никто им не ставит это в вину.

Возникает вопрос об эффективности словарей. Отвечая на него, нельзя не учитывать психологические факторы, а именно: ученик, отыскавший в словаре нужное слово, увидел его правильно написанным (вступает в работу зрительная память), написал правильно. В процессе познания и запоминания зрительная память играет не меньшую роль, чем слуховая, поэтому знания, полученные путем самостоятельной работы со словарем, устойчивы.

Разумеется, работа со словарем не является единственным средством борьбы за грамотность учащихся. Попытаемся определить эту меру.

Учащиеся обращаются к словарю, когда они сомневаются в написании орфограммы. Но беда в том, что они не всегда сомневаются, хотя ошибки допускают Учащиеся не обращаются к словарю не потому, что не хотят работать со словарем, а потому что не видят орфограмм.

Следовательно, степень использования словарей равна приблизительно степени орфографической зоркости. Чтобы повысить роль словаря, необходимо работать над развитием орфографической зоркости.

Нужно научить ребят проверять по словарю не только слово, встретившееся в тексте, но и родственный слова других частей речи.

Учащиеся, например, пишут слово «ссыльное» с одним «с», так как в словаре этого слова нет. Но в словаре дано родственное слово «ссылка». Поэтому с самого начала работы со словарем необходимо объяснить учащимся, как пользоваться словарем, какие части слова нельзя проверить по словарю. В дальнейшей работе навыки, умение работать со словарем необходимо закреплять практически, то есть включать такие виды работ:

1) Найдите в словаре слово, с помощью которого можно проверить трудную орфограмму в словах: ссыльный, совещание, поселение, обратил, ссылка.

2) Найдите орфограммы, которые нельзя проверить с помощью словаря: в столице, на Волге, был на совещании, из соседнего села, озеро притаилось, в ветхом сарайчике и др.

Хотя действенность словарей и зависит от относительной орфографической зоркости, но в то же время систематическое использование словаря способствует в свою очередь росту орфографической зоркости, а значит, и повышению грамотности учащихся.

2.2 Опыт использования орфографических словарей на уроках русского языка

Из опыта работы Николаевой З.А., учителя русского языка и литературы.

Русский язык был и остаётся одним из основных предметов школьного образования. По количеству учебных часов с ним может сравниться разве что математика. Уроки русского языка остаются обязательными при любой профилизации. Итоговой аттестации по русскому языку также почти невозможно избежать. Даже если выпускной экзамен в 11 классе называется письменным экзаменом по литературе (сочинение), отдельная оценка «за грамотность» всё равно выставляется по русскому языку.

Но как вызвать интерес к предмету? Как же заниматься орфографической грамотностью? Ведь школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма. Учащиеся не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Кроме того, традиционные формы работы на уроках не вызывают интереса и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамотности. Чтобы вызвать интерес к уроку и инициировать работу, реально формирующую орфографические навыки, думаю, обязательно нужно обратиться к словарям.

Напомню, что в методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления словарной работы.

Мы же рассматриваем ее как единство этих двух видов. Ведь на уроке нас интересуют не только словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова.

А.М. Пешковский утверждал, что « нужно сперва услышать, а затем смотреть, как это слово писано». Но мне кажется, что нужно вначале знакомиться с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово обязательно должно прозвучать. Ученики должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно, а потом уже с помощью толкового словаря. И только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова.

К каким словарям мы на уроках русского языка и литературы обращаемся чаще всего? В каких случаях они приходят нам на помощь?

Приведу примеры заданий, которые могут быть даны учащимся.

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

2. Игра «Эстафета». Напиши правильно. Стюарде…а, гри …аса, инте…игенция, а…ликация, су…огат, а…улировать, ко…ерсант.

Разумеется, орфографический словарь нужен всем, чтобы не допустить произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частого обращения к словарю у учащихся тренируется зрительная память.

Целенаправленная, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает выработать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, прививать любовь к русскому языку.

Доклад на тему «Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся»

Аргунова Валентина Ивановна, директор, учитель русского языка и литературы.

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

“Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Не скудела в наши дни”.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Следуя принципу A.M. Пешковского. утверждавшего, что “сперва услышать, а затем смотреть, как это писано”, мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Работа на смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

1) указание на род и видовой признак

2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета, Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных па сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала. Вот, например, какие вопросы можно поставить в 6 классе:

* указать лексическое значение слова, составить словосочетание по схеме “прилагательное + существительное” (“глагол + существительное”);

* подобрать синонимы, если они есть;

* определить, употребляется ли слово в переносном значении (если да, то привести пример);

* произвести фонетический разбор;

* указать часть речи и её грамматические признаки;

* разобрать слово по составу и подобрать не менее пяти однокоренных слов. Среди них

* выделить слово, в котором были бы корень, суффикс, окончание;

* указать стилистическое качество слова (разговорное, научное и т.д.);

* в подобранных родственных словах указать “интересные” орфограммы и объяснить их правописание.

1. У слова снег нет синонимов.

2. В переносном смысле не употребляется.

5. Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

1. Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)

2. Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).

3. Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)

4. Зрительные диктанты

6. Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

Кроме орфографического, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся “Школьным толковым словарём” М.С. Лапатухина, Е.А. Скорлуповской и Г.П. Снетовой, солидным словарём С.И. Ожегова. Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.

Повысилась орфографическая грамотность; если в 5 классе качество по орфографии было 23 %, то в 9-ом классе-47 %. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

орфографический словарь письменный русский

Важнейшей задачей преподавания русского языка в школе является формирование орфографических навыков и орфографической зоркости у учащихся. Огромную роль в формировании орфографических навыков играет применение орфографического словаря на уроках русского языка и умение учеников грамотно им пользоваться. Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что при изучении орфографии русского языка словарь является незаменимым помощником школьника как во время обучения в школе, так и в дальнейшей жизни.

1) М.М. Разумовская «Обучение орфографии в восьмилетней школе» пособие для учителей, Москва, 2010.

2) Т.М. Воителева «Теория и методика обучения русскому языку», Москва, 2010.

3) З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь «Лингвистические словари и работа с ними в школе», Москва, 2007.

Подобные документы

Проблемы формирования орфографических навыков у учащихся начальной школы. Слухо-артикуляционное восприятие слова. Методика формирования орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах. Творческие письменные работы. Приёмы мнемоники.

курсовая работа [49,3 K], добавлен 14.05.2014

Сущность и характеристика орфографических умений, формирующихся на уроках русского языка у обучающихся начальных классов. Разработка системы упражнений для их вырабатывания. Использование информационных технологий в процессе обучения детей правописанию.

отчет по практике [1,6 M], добавлен 25.11.2014

Методика и особенности преподавания русского языка в начальной школе, содержание и анализ действующей программы. Возможности использования орфографических словарей на урок. Методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении.

курсовая работа [42,6 K], добавлен 16.07.2009

Основные принципы и проблемы в русской орфографии: классификация орфографических трудностей русского языка и его преподавание в школе. Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы» у младшего школьника.

курсовая работа [718,1 K], добавлен 22.04.2011

Компьютерные технологии на уроках и во внеклассной работе. Решение практических задач на уроках русского языка с помощью компьютера: формирование орфографических и пунктуационных навыков, обогащение словарного запаса, знание лингвистических терминов.

доклад [35,5 K], добавлен 18.08.2009

Сущность дисграфии как частичного расстройства письма; ее виды: акустическая, оптическая, моторная, речевая. Современная система развития речи школьников с позиции теории речевой деятельности. Особенности использования наглядных орфографических опор.

дипломная работа [135,0 K], добавлен 19.08.2014

Анализ и описание различных приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе. Проблема организации словарной работы Методика словарной работы на уроках русского языка. Методические средства, предупреждения орфографических ошибок.

курсовая работа [52,2 K], добавлен 30.05.2008

Основные цели обучения орфографии школьников. Содержание и предпосылки работы по орфографии в школе. Формирование орфографических умений и навыков в 5–7 классах. Методика работы по орфографии в 8–9 классах. Работа над орфографическими ошибками учащихся.

реферат [26,8 K], добавлен 12.07.2010

Основы формирования навыков грамотного письма. Сущность понятия «орфографический навык» и условия его формирования. Приемы обучение русской орфографии в школе. Методика использования диктантов для формирования орфографических навыков учащихся 3 класса.

курсовая работа [90,7 K], добавлен 19.08.2015

Анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования орфографической грамотности у младших школьников. Разработка и реализация в практике обучения комплекс орфографических упражнений на основе средств ИКТ.

дипломная работа [1,9 M], добавлен 26.02.2013

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *