Для чего нужен пальчиковый театр
Пальчиковый театр как средство развития детей раннего возраста
Марина Никитина
Пальчиковый театр как средство развития детей раннего возраста
Театральная деятельность – это самый распространенный, доступный вид детского творчества, который приобщает ребёнка к искусству. Театр не только развлекает, радует и смешит – он способствует всестороннему развитию ребёнка. Развивает воображение, речь, память, вырабатывает такие полезные свойства характера, как целеустремлённость и старательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, развивает познавательную активность и знакомит с окружающим миром.
Одним из видов театра для развития детей раннего возраста можно использовать пальчиковый театр.
Пальчиковый театр – это представление с использованием миниатюрных кукол, надеваемых на пальчик рук. Он обладает очень важными качествами и незаметно из игры превращается в развивающее средство.
Играть в пальчиковый театр с детьми можно от одного года и старше. От возраста будет зависеть сложность игры и сценарий, взятый за основу. Обычно набор пальчикового театра состоит из фигурок персонажей сказок.
Игра в пальчиковый театр очень полезна и развивает ребёнка:
-развивает мелкую моторику;
— происходит концентрация внимания и развивается память благодаря необходимости запоминать очерёдность персонажей и их реплике;
— включатся фантазия и воображение;
— обогащается словарный запас;
— перемещений персонажей подводит к азам пространственного мышления (ребёнок запоминает направления «вниз», «верх», «вправо», «влево»);
— ребёнок становится более общительным и раскованным.
В процессе игры в пальчиковый театр ребёнок становится не только актёром, но и режиссёром, и автором сценария.
В пальчиковый театр можно играть по разному, в зависимости, сколько лет ребёнку. Если ребёнок раннего возраста, то вначале нужно познакомить его с куколками, дать ему возможность рассмотреть и потрогать героя. Затем надевайте поочерёдно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребёнком от их имени. Затем наденьте персонажа на пальчик ребёнку и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть сказку перед ребёнком. Можно показать русские народные сказки, такие как «Репка», «Теремок», «Колобок». Предварительно перечитайте сказку ребёнку, поговорите про неё, рассмотрите сюжетные картинки.
Затем можно ребёнку дать возможность выбрать роль одного из персонажей. Показать, как это делается, фигурка надевается на палец, остальные пальцы сжаты в кулачок.
По мере накопления театрального опыта сюжеты можно усложнять, количество персонажей увеличивать.
«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.
Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».
Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего возраста Здравствуйте! Хочу вам представить свою презентацию. Возраст моих воспитанников 2-3 года. Так же я хочу представить текс к слайдам. 2 Какая.
Бизиборд как средство развития детей раннего возраста С помощью бизиборда развиваю детей раннего возраста, создаю условий для их физического развития, активизирую умственную деятельности, развиваю.
Бизиборд как средство сенсорного развития детей раннего возраста Бизиборд как средство сенсорного развития у детей раннего возраста. Актуальность: Бизиборды – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными.
Презентация «Фольклор как средство развития детей раннего возраста» Слово фольклор появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная.
Пальчиковый театр для развития речи в ДОО Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
Вязаный пальчиковый театр в младшей группе (вторая группа раннего возраста) Пальчиковый театр в младшей группе (вторая группа раннего возраста). Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр,.
Театр как средство развития детей дошкольного возраста Театр является одним из самых доступных видов искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность помогает решить многие.
Пальчиковый театр
Несмотря на горы игрушек в жизни современной детворы, родителям часто приходится слышать фразы: «мне скучно» или «играть не во что». В очередной раз задаваясь вопросом, какой же суперновинкой удивить и надолго увлечь свое чадо, купите для него пальчиковый театр. Изобретение это не новое, даже может, на первый взгляд, невзрачное и неинтересное, если сравнивать с яркими диковинками игровой индустрии 21 века, зато какой огромный потенциал содержит в себе эта игрушка и сколько разноплановых задач она способна решить. Приводя аргументы в пользу такой покупки, стоит напомнить о важности ролевых игр в жизни детишек младшего дошкольного возраста. Да и привить малышу любовь к театральному искусству, пробудить в нем скрытые таланты лишним тоже никогда не будет.
Что такое пальчиковый театр
Ручной театр — это набор «куколок», которые надеваются на отдельный пальчик для инсценировки сказок, поучительных историй, проигрывания различных жизненных ситуаций. Стандартно в нем предложены как общеизвестные персонажи русских народных сказок, так и другие фигурки, объединенные по какому-то тематическому признаку, например, животные – домашние, лесные, африканские; растения – фрукты, овощи, цветы, деревья; декорации для разыгрывания представления и пр.
Воспитатели в детском саду часто задействуют в работе с детворой такой импровизированный театр, пальчиковый спектакль призван не только развлечь ребят, но и воспитать – проецируя разыгрываемый сюжет на реальную жизнь, можно извлечь из него весьма поучительные уроки. В процессе игры дети учатся правильно решать конфликты и переживать стрессовые ситуации, задумываются, «что такое хорошо, а что такое плохо». Кукольный театр становится отличной помощью для малышей, которые только недавно начали посещать дошкольное заведение и еще не успели там «прижиться». Этим его достоинства не ограничиваются:
Кроме того, в постановках-импровизациях развиваются фантазия и воображение, ребенок справляется с волнением, забывает о своих страхах, меньше стесняется. По мнению воспитателей и психологов, дети, активно участвующие в играх с пальчиковым театром, открываются для новых знаний, у них повышается самооценка, они становятся более раскованными и уверенными в собственных силах и возможностях.
Не стоит сбрасывать со счетов и воспитательный момент. Давно замечено, что мораль, высказанная не прямо, а иносказательно, воспринимается детьми без негатива, обид и отторжения (что является стандартной реакцией на поучения родителей). Поэтому при помощи персонажей кукольного театра можно, и даже нужно, решать разные проблемные ситуации: тревоги и страхи, конфликты с другими ребятами, трудности в общении со сверстниками, непослушание и пр. С помощью игры и мягкого педагогического воздействия можно донести крошкам важность гигиенических процедур, научить здороваться, прощаться, благодарить и прочим формам вежливого общения.
Как играть в пальчиковый театр
Варианты применения кукольного театра для пальчиков будут отталкиваться от возрастных особенностей детишек, так:
Малыши 1-2 лет еще вряд ли смогут стать полноценными участниками спектакля, на первом этапе им лучше отвести роль зрителей. Познакомьте кроху с театральными фигурками: сначала пусть он их просто потрогает и рассмотрит со всех сторон, затем можно надевать персонажей на пальцы (разумеется, поочередно – по-другому такие маленькие детки их просто не воспримут) и разговаривать с ребенком от их имени. Используйте самые простые фразы, например: «Привет! Я собачка Люся. Смотри, как я умею звонко лаять и быстро бегать (демонстрируем). А как тебя зовут? Я хочу с тобой дружить! Давай поиграем в мячик?».
Для деток немного постарше уже можно разыгрывать самые простые сказки, среди популярных, для которых не составит труда найти кукол для пальчикового театра:
Хорошо бы перед этим познакомиться с этими книжками, обсудить с ребенком персонажей и их характеры, объяснить какие-то особенности сюжета.
Сначала все забавы с пальчиковыми куколками имеют вид постановочных представлений взрослого. И хотя ребята являются только зрителями, они все равно запоминают правила и традиции театрального искусства, порядок действий и пр. Поэтому по мере взросления малыша и усвоения им, как играть в эти забавные куклы, можно переходить ко второму этапу, совместным «спектаклям». Родителям нужно:
Для первого опыта можно взять сказку «Маша и медведь», в которой по сути лишь два персонажа. Поручите малышу играть одного из них, пусть он сам выберет – какого именно. Надевайте фигурку на указательный палец, остальные, которые не задействованы, зажимайте в кулачок – представление начинается. По окончании не забудьте похвалить кроху, для него это очень важно.
По мере того как ребенок будет приобретать опыт сценической игры, постановки усложняйте, вводите чуть большее количество персонажей. На следующем этапе можно инсценировать сказку «Три медведя», в которой будет уже 4 героя, т. е. дошколенок может попробовать сыграть двумя из них, используя обе руки. С каждым разом расширяйте не только персонажей, но и декорации, делая их более детализованными. Так постепенно от русских народных сказок стоит двигаться к уже самостоятельно придуманным историям, т. е. от сюжетной игры переходить к «режиссерской».
Как придумать сюжет
Чем младше возраст вашего чада, тем короче постановки и проще сюжет. Не мудрствуя лукаво, берите какие-то стандартные бытовые ситуации, рассматривайте природные явления, элементарные правила хорошего тона. На данном этапе вовсе не обязательно, чтобы театр нес сверхобучающую функцию, достаточно, чтобы ребенку было весело, и он в ненавязчивой форме усваивал самые простые истины. Несколько идей:
Вне зависимости от того, есть у вас дома пальчиковый театр «Репка» или какие-то другие фигурки, сюжеты можно придумывать на ходу. Когда ребенок станет старше, персонажи этой игрушки придут на помощь при возникновении неприятных ситуаций, конфликтов, тревог, требующих разъяснения взрослых и понимания, как поступить правильно. В форме игры воссоздавая любую неоднозначную с точки зрения педагогики ситуацию, получится лучше понять свое чадо и те мотивы, которыми ребятенок руководствовался. Например, это может выглядеть так: «Мышонок отправился с мамой в магазин за сыром. Пока мама выбирала, что купить, малыш увидел вдалеке красивый шарик и решил без разрешения побежать за ним. Конечно, он потерялся…». Задавайте своему крохе вопросы – как он думает, страшно ли было мышонку, что случилось с ним дальше, нашел он дорогу к маме сам, или ему кто-то помог? С помощью героев выдуманной сказки всегда можно показать, как нужно вести себя в определенной ситуации: слушаться родителей, не обижать младших, быть вежливым, убирать за собой игрушки.
С детьми 5-7 лет можно и вовсе использовать импровизацию, предлагая ребенку самому «задать тон» сюжета. Во-первых, детские неординарные идеи обязательно внесут в историю интересные и неожиданные повороты событий, во-вторых, они помогут взрослым понять, что думает ребенок, какие чувства и эмоции у него преобладают. Ведь, как утверждают психологи, во время «свободного творчества» маленький непоседа непременно упомянет и свои увлечения, и свои страхи.
Виды пальчикового театра
Наборы для театральных «пальчиковых постановок» могут быть самыми разными, при выборе важно отталкиваться от преследуемой цели (например, для одного раза подойдет и бумажный самодельный вариант), возраста и физиологических возможностей детей. Основные виды:
Часто можно встретить тканевые варианты кукольного театра или свалянные из шерсти фигурки. В домашних условиях можно вместе с детворой слепить персонажей из пластилина, теста, любой другой эластичной массы – совместное с родителями творчество очень сближает. Как вариант – можно и вовсе снять с детских зубных щеток крышечки, которые часто изготовлены в форме голов животных, и сделать их героями своего импровизированного театра. Фантазию никто не отменял!
Заключение
Уникальность такой игрушки бесспорна. Это не только развитие мелкой моторики, но и совокупность разноплановых видов творчества, когда ребенок может проявить себя, наглядно увидеть результат своего труда, с гордостью продемонстрировать свои умения взрослым. Это крайне полезный вид обучения посредством интересной игры.
Related Posts
сколько проходит адаптация ребенка в детском саду
«Когда роли исполняют дети». Пальчиковый театр как средство развития детей
Татьяна Гибадулина
«Когда роли исполняют дети». Пальчиковый театр как средство развития детей
В наше время каждый педагог знает о пользе пальчиковых кукол.
В первую очередь такие куклы способствуют развитию мелкой моторики и координации движений. К тому же в процессе манипуляций с фигурками дети знакомятся и «отрабатывают» понятия «справа-слева, вверх-вниз, следующий, предыдущий и т. д. (развивается пространственное восприятие).
При импровизациях, а не игре по жесткому сценарию, развивается воображение и фантазия. По сути театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок чувствует себя раскованно и свободно. Дети, играя вместе в спектакле учатся общаться друг с другом, у них активно развивается речь, умение управлять сюжетом игры. Пальчиковые куклы могут быть помощником воспитателя для более естественного непринуждённого поведения ребенка. Мораль, высказанная применительно не к ребенку, а к кукле, воспринимается детьми без негатива (который часто возникает в ответ на поучения воспитателя).С помощью куколок можно решать и проигрывать проблемные ситуации: трудности в общении, конфликты, страхи и тревоги ребенка.
Варианты игры в пальчиковый театр для детей зависят от возраста ребенка. Двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой. С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий. Сначала можно просто познакомить малышей с куколками, дать детям потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с детьми от их имени. Затем предложите детям одеть куколку на пальчик и попробовать пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед детьми сказку. Детилучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с детьми героев, развитие сюжета. Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления. Как только дети усвоят как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите детей играть одной рукой, по мере их взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев. Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.
От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазировать вместе с детьми, придумывать новые истории, поощрять детей за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться более образной и выразительной.
Пальчиковый театр «Пальчиковый театр». Пальчиковый театр- это очень веселая и забавная игра для детей. Существует много разных видов пальчикового театра,.
Пальчиковый бассейн как средство коррекции речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата У большинства детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возникают значительные проблемы с формированием речи. Нарушения речевой.
Пальчиковый театр Персонажей для пальчикового театра «Заюшкина избушка» изготовила из фетра разных цветов,а героев для сказки «Теремок» связала крючком (глазки.
Пальчиковый театр Нет таких детей, которые не хотели бы поиграть, а тем более, если их заинтересовать игрой. Хочу поделиться с вами одной из своих поделок.
Пальчиковый театр Пальчиковый театр Готовясь к конференции углубилась в занятия пальчиковой гимнастикой, материала нашла много, но больше всего заинтересовал.
Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики кисти рук у младших дошкольников В нашей 1 младшей группе мы уделяем большое значение развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковый театр представляет не только эту.
Пальчиковый театр любимых сказок «Театр в коробке» Такой настольный театр сделан из двойной подарочной коробки/книжки из под конфет и оклеен самоклеющейся разноцветной пленкой, оформлен.
Оформление пальчикового театра Наши дети очень любят любые виды театра, в том числе и пальчиковый. Предлагаю на заметку вот такой способ оформления этого вида театра.
Пальчиковый театр при развитии речи детей Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие.
Пальчиковый театр в развитии детей Пальчиковый театр в детском саду. Все воспитатели дошкольных учреждений знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре, и с удовольствием.
Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?»
Светлана Курцева
Консультация для родителей «В чём польза кукольного пальчикового театра?»
Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий
с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь, ум, дает возможность
детям выплеснуть свои эмоции и настроение. Театрализованные игры являются разновидностью творческих игр, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей и является эффективным средством для всестороннего развития и воспитания ребенка в дошкольном учреждении.
Театрализованные игры, близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе их лежит игра.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковые куклы созданы специально для детских пальчиков, они почти невесомы.
Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, не обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление. И в данном случае пальчиковый театр является палочкой выручалочкой.
С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.
Надевая игрушки на палец и разыгрывая сказки, дети чувствуют себя расковано и свободно. Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
Пальчиковый театр предназначен для воспитания у детей самостоятельности мышления, развития речи, воображения, логики, творческих способностей. В пальчиковый кукольный театр ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа юный актер проговаривает события и переживания. Он сам придумывает историю, сам озвучивает героев. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, самостоятельность мышления.
Очень важно для ребенка то, что при игре «в сказку» ребенок может принимать на себя разные роли, подражать как положительным, так и отрицательным персонажам, чувствовать грань между добром и злом. Любимые герои кукольного театра вызывают у ребенка желание подражать им, и, незаметно для себя, дети «присваивают» положительные качества персонажа.
Театр также может стать другом в воспитательном процессе. Такие проблемы, как отказ мыть руки, капризы во время еды, драчливость могут исчезнуть бесследно, хотя до этого было потрачено много времени и усилий на объяснения и уговоры.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Консультация для родителей «Телевизор — вред или польза для детей?» Часто приходится слышать от родителей два совершенно противоположных мнения о значении телевизора в семье. «Мой ребёнок готов сидеть всё.
Вяжем «Бабушку и дедушку» для пальчикового театра «Вяжем бабушку и дедушку для пальчикового театра» Автор: Степанова Светлана Алексеевна. Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка-детский.
Фотоотчет «Мастер-класс. Изготовление пальчикового театра «Теремок» 3 февраля во 2-ой группе раннего возраста «Солнечные зайчики», воспитатели совместно с родителями и детьми провели мастер-класс по изготовлению.
Мастер-класс по изготовлению ежика из соленого теста для пальчикового театра Хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, идеей изготовления пальчикового театра из соленого теста. Приятного просмотра. Что нам понадобиться.
Настольная ширма для кукольного театра С ранних лет дети стремятся к творчеству. Поэтому очень важно создать в детском саду атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить.
Развлечение «Заюшкина избушка» с показом пальчикового театра Развлечение «Заюшкина избушка» с показом пальчикового театра. Образовательная деятельность Художественно-эстетическое развитие Тема: Показ.
Роль пальчикового театра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Исследования в области психологии и физиологии давно доказали взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и речью ребенка. Стимулирование.
Вариант пальчикового театра Как-то на просторах интернета увидела забавную картинку пальчикового театра. Мне показался он достаточно необычным и, в то же время, легким.