Для чего нужен план земельного участка
Для чего нужен план земельного участка
Межевание земельного участка проводится для установления его границ на местности. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Самостоятельно провести межевание участка нельзя, поскольку для этого необходимо иметь лицензию на право осуществления геодезической и картографической деятельности.
Для проведения межевания можно придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 2. Заключите договор с землеустроительной (межевой) организацией.
Найти подходящую межевую организацию можно самостоятельно с помощью сети Интернет или по рекламным объявлениям в вашей кадастровой палате.
При заключении договора необходимо договориться об оплате услуг межевой организации. Можно как заключить договор на условиях полной предоплаты, так и внести аванс.
Стоимость работ по межеванию земельного участка определяется индивидуально и зависит от многих факторов: размера и конфигурации земельного участка, сроков проведения работ, местонахождения участка и др.
Шаг 3. Проведите межевание земельного участка.
Межевание выполняется привлеченной вами специализированной организацией и включает в себя обычно комплекс работ:
— сбор и изучение сведений о земельном участке, предоставленных вами документов на землю, имеющихся геодезических данных по участку, а также адресов соседних (смежных с вашим) земельных участков;
— подготовку проекта межевания (или технического проекта), который должен соответствовать заданию на межевание;
— обязательное уведомление соседей по участку (то есть лиц, права которых могут быть затронуты межеванием);
— выезд на место и определение границ участка на местности. Как правило, границы участка определяются по фактическому пользованию либо со слов собственника. При этом обязательно должен быть получен акт согласования границ участка с соседями;
— геодезическую съемку участка и определение координат межевых знаков;
— точное определение площади земельного участка;
— подготовку плана земельного участка со всеми его границами;
— формирование межевого дела.
Шаг 4. Получите межевое дело.
По окончании работ по межеванию участка собственнику должны быть выданы два экземпляра межевого дела, один из которых остается у собственника, а второй подается в кадастровую палату для присвоения участку кадастрового номера.
Шаг 6. Подайте документы на государственную регистрацию права собственности и уплатите госпошлину.
Регистрирующим органом является территориальное управление Росреестра по месту нахождения земельного участка.
Документы можно представить лично, через многофункциональный центр, в электронной форме или направить по почте.
За госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается госпошлина в размере 350 руб. (пп. 24 п. 1 ст. 333.33Налогового кодекса РФ).
Шаг 7. Получите документы после государственной регистрации.
Срок государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема заявления и необходимых документов.
———-
Опубликовано: газета «Правильный выбор», выпуск № 44, от 09.11.2016
Для чего нужен план земельного участка
О сроках использования информации, указанной в градостроительных планах земельных участков, см. ст. 9 ФЗ от 03.07.2016 N 373-ФЗ.
ГрК РФ Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 57.3 ГрК РФ
1. Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
1.1. В случае, если земельный участок для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения образуется из земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и которые не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута, выдача градостроительного плана земельного участка допускается до образования такого земельного участка в соответствии с земельным законодательством на основании утвержденных проекта межевания территории и (или) схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
2. Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В градостроительном плане земельного участка содержится информация:
1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории;
2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии);
4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;
5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;
7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ)
8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;
10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;
11) о границах публичных сервитутов;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;
13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения;
14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), определяемая с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, муниципального округа, городского округа (при их наличии), в состав которой входят сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию;
(п. 15 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;
17) о красных линиях.
3.1. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации положение о том, что обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, при условии, что указанные материалы и результаты не содержат сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
4. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
(в ред. Федеральных законов от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Срок рассмотрения заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка, предусмотренный ч. 6 ст. 57.3 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.
6. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы. Градостроительный план земельного участка выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если это указано в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6.1. Подача заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка наряду со способами, предусмотренными частью 5 настоящей статьи, выдача градостроительного плана земельного участка наряду со способами, указанными в части 6 настоящей статьи, могут осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
7. При подготовке градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления в течение двух рабочих дней с даты получения заявления о выдаче такого документа направляет правообладателям сетей инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запрос о представлении информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи. Указанная информация подлежит представлению в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения такого запроса.
(часть 7 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7.1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или Земельным кодексом Российской Федерации, информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) может быть запрошена органом государственной власти, органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, в целях, не связанных с подготовкой градостроительного плана земельного участка. При поступлении правообладателю сети инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) запроса от органа государственной власти, органа местного самоуправления в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, в составе данной информации определяется в том числе срок, в течение которого правообладатель земельного участка может обратиться к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении), предусматривающего предоставление ему нагрузки в пределах максимальной нагрузки в возможных точках подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, указанной в информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указанный срок не может составлять менее трех месяцев со дня представления правообладателем сети инженерно-технического обеспечения информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи.
(часть 7.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
8. В случае отсутствия в заявлении информации о цели использования земельного участка организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет максимальную нагрузку в возможных точках подключения к сетям инженерно-технического обеспечения на основании сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в документации по планировке территории (при наличии такой документации). Информация о цели использования земельного участка при ее наличии в заявлении о выдаче градостроительного плана земельного участка, за исключением случая, если такая информация о цели использования земельного участка не соответствует правилам землепользования и застройки, или сведения из правил землепользования и застройки и (или) документации по планировке территории предоставляются организациям, осуществляющим эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления в составе запроса, указанного в части 7 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Форма градостроительного плана земельного участка, порядок ее заполнения, порядок присвоения номеров градостроительным планам земельных участков устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
На год продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане, для целей, предусмотренных ч. 10 ст. 57.3, если он истекает после 06.04.2020 до 01.01.2021 (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 440).
10. Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, за исключением информации, предусмотренной пунктом 15 части 3 настоящей статьи, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 276-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ч. 11 ст. 57.3 (в ред. ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим до 27.06.2019.
11. В случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При осуществлении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, мероприятий, предусмотренных статьей 5.2 настоящего Кодекса, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.
(часть 11 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
Карта участка: для чего нужна выкопировка и как ее получить
Купив участок, сразу хочется начать строить дом, разбить сад, установить бассейн. Но сначала нужно получить выкопировку. Она подскажет, что находится под землей и как удобнее подключиться к инженерным сетям. Рассказываем про важный документ для дачников.
Что такое выкопировка земельного участка
Выкопировка — это фрагмент генерального плана земли с конкретным участком. На официальной копии части плана отображены не только все постройки, но и особенности рельефа местности, находящиеся рядом строения и хозяйственные объекты. То есть, по сути, выкопировка — часть топографического плана местности. В документе обязательно указываются также все проложенные по участку и вокруг него инженерные коммуникации.
Зачем нужна выкопировка
Документ включает важные данные об особенностях почвы на участке и о находящихся рядом с ним постройках и сетях. Именно на выкопировку ориентируются строители, когда принимают решение, как протягивать электрокоммуникации и где на участке вообще можно строить — чтобы случайно не задеть заброшенные подземные коммуникации.
Таким образом, выкопировка требуется:
Кроме того, выкопировка может потребоваться для получения согласовывающих документов при некоторых видах сделок с землей, например при приватизации дачи. Документ также будет полезен тем, кто хочет грамотно зонировать свой участок.
Как выглядит документ и что включает
Выкопировка выглядит как карта местности с условными обозначениями разных объектов на ней. Как и на карте, на ней указаны масштаб и стороны света. Выписка выкопировки включает в себя расшифровку условных обозначений, официальные данные по конкретному участку с его кадастровым номером и географическим положением. Если на участке уже зарегистрированы какие-то строения, то в текстовой части выкопировки должна быть экспликация всех объектов.
На самой карте будут в обязательном порядке отмечены:
Документ может быть как цветным, так и черно-белым.
Как и где получить выкопировку
Фрагмент копии генерального плана можно получить в администрации города, поселка, района либо в комитете по архитектуре и градостроительству. В некоторых регионах можно использовать службы одного окна, такие как МФЦ или «Госуслуги».
Для получения выкопировки понадобится пакет документов:
Сама услуга по подготовке и выдаче выкопировки бесплатна и занимает не более 30 дней.
Межевание земельного участка: как провести и сколько это стоит
Межевание земельных участков сегодня не является обязательной процедурой. Обычно потребность в определении границ у собственника возникает, если владелец решит продать свой участок или объединить с другим. Часто причиной определения границ становятся земельные споры между соседями.
Вместе с экспертом Федеральной кадастровой палаты Мариной Рыцаревой и представителем Ассоциации юристов России (АЮР) Ольгой Полубковой рассказываем, что такое межевание, зачем оно нужно и сколько это стоит.
Что такое межевание, когда оно нужно
Если обратиться к российскому законодательству, то межевание является процедурой добровольной. Каждый собственник решает сам, устанавливать ему границы своего участка или нет, отметила эксперт Федеральной кадастровой палаты Марина Рыцарева.
Однако межевание позволяет снять почти все вопросы в отношении площади и границ земельного участка и избежать споров с соседями. В результате межевания устанавливаются фактическая площадь участка и его точные границы. Участок без межевания невозможно поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на него и, следовательно, совершать любые сделки с ним.
Межевание — это процесс определения и восстановления границ земельного участка (или сразу нескольких), закрепление его на местности, определение площади и внесение полученных данных в Росреестр. Он включает проведение геодезических работ, сбор документов, процесс согласования границ, составление межевого плана, постановку на кадастровый учет и получение документов на регистрацию права собственности. Межевание выполняется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации» и ФЗ «О кадастровой деятельности в РФ».
Чтобы узнать, установлены границы вашего земельного участка или нет, можно заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах об объекте недвижимости. Сделать это можно на официальных сайтах ведомства.
Также узнать границы участка можно, воспользовавшись электронным сервисом Росреестра — Публичной кадастровой картой. Такой официальный сервис один, и его электронный адрес выглядит так: pkk.rosreestr.ru. (чтобы избежать фейковых страниц, которых в интернете много).
Если границы не установлены, план участка на карте отсутствует, а в таблице с его параметрами стоит запись «Без координат границ». Это значит, что можно проводить процедуру межевания.
В каких случаях нужно проводить межевание
Есть целый список случаев, когда межевание становится необходимым. Перечислим основные из них:
— необходимо оформить земельный участок в собственность;
— владелец земли собирается разделить земельный участок для продажи или передачи его по наследству;
— между соседями возникли разногласия по поводу границ их участков (российские суды ежегодно рассматривают тысячи дел по так называемым соседским войнам);
— планируется разделить земельный участок на два и более самостоятельных участка;
— планируется объединить два и более земельных участка в один.
В каких случаях межевание не нужно
Обойтись без межевания можно, если участок подпадает под дачную амнистию — упрощенный порядок оформления прав собственности, отметила член Ассоциации юристов России Ольга Полубкова. В соответствии дачной амнистией земельный участок (дачный или садовый) при отсутствии споров с соседями можно поставить на кадастровый учет без межевания. Также без межевания можно оформить дом, построенный на таком участке.
Плюсы и минусы межевания
По мнению экспертов, плюсов земельного участка без межевания нет, а вот минусов много. Отсутствие границ земельного участка может привести к юридическим проблемам с землей. «Например, это могут быть споры с соседями по границам земельного участка (все хотят больше грядочек). Собственник участка без точных границ может лишиться кусочка своей земли», — предупредила эксперт Кадастровой палаты.
Грамотно проведенная процедура межевания станет сильным правовым подспорьем в случае возникновения спора между владельцами двух соседних участков.
Продать такой участок будет сложнее — вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.
Также межевание помогает исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. «Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — пояснила Марина Рыцарева.
Процедура позволяет получить разрешительную документацию для строительства или проложить коммуникации на участке, добавила Ольга Полубкова. Только после уточнения границ и внесения их в реестр земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.
К минусам межевания можно отнести лишь затраты — временные (на это уйдет 10–14 рабочих дней) и финансовые (услуга платная).
Сколько стоит межевание земельного участка
Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании договора подряда на выполнение кадастровых работ. Стоимость работ определяют стороны договора на основе сметы.
Цена межевания зависит от множества факторов. Она может варьироваться как из-за расценок самой организации, которая проводит работы, так и от конкретного участка — его особенностей, конфигурации, расположения, размера и вида работ (образование нового участка, разделение, перераспределение земель).
В среднем цена услуги для граждан составляет до 20–30 тыс. руб. Например, стоимость работ по подготовке межевого плана на уточнение границ земельного участка площадью до 8 соток будет варьироваться в пределах от 12 тыс. руб. до 16 тыс. руб. Уточнение границ участка в 10 соток в регионе обойдется до 10 тыс. руб. Если нужно образовать участок под многоквартирным домом, то выставляется сумма примерно в 70 тыс. руб., привела примеры представитель АЮР.
Кроме того, законодательством предусмотрен вариант бесплатного межевания. Речь идет о случаях, когда по заказу уполномоченного органа проводится комплекс кадастровых работ на территории одного или нескольких кадастровых кварталов.
Как провести межевание земельного участка
1. Первое, с чего нужно начать процесс межевания, — это подготовка документов на земельный участок:
2. После того как пакет документов собран, нужно обращаться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Перед началом работ с кадастровым инженером или землеустроительной организацией, где он работает, необходимо заключить договор.
3. Далее проводится само межевание земельного участка. Необходимо выбрать определенный день, когда приедет кадастровый инженер на ваш участок и проведет все необходимые замеры. Если есть забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше заранее обозначить углы участка колышками. Все работы выполняются в соответствии с договором подряда.
4. Следующий этап — ознакомление с проектом межевого плана, подготовленного кадастровым инженером по результатам проведенных замеров. Условия ознакомления прописываются в договоре подряда.
5. После чего начинается процесс согласования границ с владельцами смежных участков. Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения на почтовый или электронный адрес. Если найти их не получается, он публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить согласие, проставив свои подписи в акте согласования. В случае непреодолимых разногласий кадастровому инженеру нужно подать письменное возражение. При наличии возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде.
6. После согласования границ с соседями собственник участка либо кадастровый инженер (при наличии нотариальной доверенности) подает заявление и межевой план в орган регистрации прав.
7. Орган регистрации прав проверяет представленные документы на соответствие требованиям. Если никаких нарушений нет, то по результатам государственного кадастрового учета земельного участка заявителю выдается выписка из ЕГРН и происходит государственная регистрация права собственности на земельный участок.
Как выбрать кадастрового инженера
Особое внимание при межевании участка эксперты советуют уделить выбору кадастрового инженера. От его работы будет зависеть, насколько четко и правильно установлены границы участка. Информацию об инженере, его профессиональной деятельности можно найти на официальном сайте саморегулируемой организации (СРО), членом которой является кадастровый инженер.
С 1 июля 2016 года членство в СРО стало для кадастрового инженера обязательным. СРО контролирует соблюдение кадастровым инженером требований законодательства, качество работ, а также выполнение требований профессиональной этики. Поэтому первый пункт, на который нужно обратить внимание при выборе кадастрового инженера, — он должен быть членом СРО.
Информацию о кадастровом инженере можно узнать на специальном сервисе «Реестр кадастровых инженеров». Ознакомиться с ним можно по cсылке.
С помощью сервиса можно не только получить полный список кадастровых инженеров в своем регионе, но и сведения о конкретном специалисте: контактную информацию, номер и дату выдачи квалификационного аттестата, качество работы кадастрового инженера и итоги профессиональной деятельности.
Для получения сведений о кадастровом инженере нужно в строке поиска «Номер аттестата» набрать номер региона: например, 77 для Москвы. Для детального ознакомления со сведениями о конкретном кадастровом инженере необходимо выделить выбранную фамилию. О профессиональной деятельности кадастрового инженера можно судить по показателям таблицы «Результаты профессиональной деятельности». Они указывают на качество выполнения кадастровых работ, пояснила Марина Рыцарева из Кадастровой палаты.
«Первое на что следует обращать внимание, — это количество решений по кадастровому учету на основе подготовленных инженером документов, количество решений об отказе в кадастровом учете, а также количество решений о необходимости устранения реестровых ошибок. На основе этих сведений можно сделать вывод о компетенции кадастрового инженера», — добавила Ольга Полубкова из АЮР.