Для чего нужен помощник машиниста
Помощник машиниста электропоезда: суть его работы и обязанности
Управление электропоездом требует предельной концентрации и внимания, однако, зачастую с этими обязанностями невозможно справиться в одиночку. Именно поэтому подвижным составом на железной дороге обычно управляют два человека – машинист и его помощник.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда
В метро и на железной дороге не бывает выходных дней или праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.
По закону экипаж должен работать не более 12 часов подряд – такова стандартная рабочая смена. Затем обязательно должны следовать как минимум сутки отдыха, запрещается работать более двух суток подряд. При этом такие правила применяются и для экипажей пригородных электричек, и для поездов метрополитена. На практике же, конечно, все по-разному и переработки на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.
Условия труда у помощника машиниста всегда довольно жесткие, независимо от того, на каком составе он работает. При этом управление электричкой накладывает дополнительные обязанности.
Пригородное сообщение более интенсивное и требует особой внимательности для соблюдения графика;
Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;
Очень много пересечений с автомобильными дорогами, необходимо проявлять внимательность из-за опасности ДТП.
Человеческий фактор. Много людей, переходящих пути в неположенном месте, неадекватных пассажиров.
Одним словом, у работников железной дороги всегда полно обязанностей, их труд всегда сопряжен с высокой ответственностью и опасностью.
Помощник машиниста электропоезда должен быть внимательным, дисциплинированным, аккуратным и исполнительным. Ему следует всегда четко выполнять команды диспетчеров и машиниста, активно смотреть по сторонам и следить за обстановкой.
Что должен знать помощник машиниста электропоезда:
слесарное дело и основы электротехники;
правила проведения ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;
правила сцепки/расцепки вагонов;
путевые знаки и сигналы на железной дороге;
инструкцию по движению поездов (ИДП);
инструкцию по сигнализации (ИПС);
график движения поездов по маршруту следования.
Где выучиться на машиниста электропоезда
В России немало учебных заведений, которые готовят специалистов для железной дороги. Техникумы и колледжи данного направления есть во всех крупных городах. Однако, если вы хотите работать в метро, выбор учебного заведения уже гораздо меньше. Как правило, они находятся в городах с собственным метрополитеном. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Разумеется, есть таковые в Москве и Санкт-Петербурге.
Чтобы получить специальность машиниста электропоезда, нужно окончить 9 или 11 классов и получить аттестат о среднем образовании. Сроки обучения при этом будут составлять 4 или 2,5 года соответственно.
Альтернативный вариант – пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако, для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование слесаря подвижного состава не ниже 3 разряда.
Однако, чтобы устроиться на железную дорогу, мало окончить обучение и сдать выпускной экзамен. Для приема на работу помощнику машиниста потребуется:
пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);
пройти обязательную производственную практику в качестве слесаря подвижного состава в депо;
пройти 14-дневную стажировку под руководством машиниста-инструктора.
На железной дороге всегда жесткий профотбор и серьезное обучение, так что без специальных знаний на должность помощника машиниста электропоезда не попасть.
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Сколько получают помощники машиниста электропоезда
Уровень зарплат помощника машиниста электропоезда очень сильно зависит от места работы. Так, при работе в Москве он может рассчитывать в среднем на 60 тысяч рублей. В других городах зарплаты существенно ниже – от 35 до 40 тысяч рублей без учета премий.
Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда
У работы помощника машиниста электропоезда есть свои преимущества:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
полный социальный пакет, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и ранний выход на пенсию (55 лет);
востребованность на рынке труда.
Минусы, однако, существенно перекрывают плюсы:
невысокая заработная плата;
отсутствие карьерного роста;
напряженный график работы;
производственные риски (несчастные случаи, ДТП).
Профессия помощник машиниста: что нужно знать об этой специальности?
Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.
Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?
Общая информация
Помощник машиниста тепловоза или электровоза – это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.
Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.
Каким должен быть помощник машиниста?
Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.
Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:
Где получить образование?
Помощник машиниста электровоза (тепловоза) – это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.
Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.
Обязанности помощника машиниста
Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.
Итак, основные обязанности помощника машиниста:
Преимущества и недостатки профессии
Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как «выше среднего». Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.
Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.
Помощник машиниста электровоза: «второй номер» экипажа локомотива
Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.
Обязанности помощника машиниста электровоза
По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.
Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:
техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);
смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;
сцепка и расцепка локомотива;
помощь машинисту в маневровых работах;
наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;
подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;
работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.
По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.
Условия работы помощником машиниста электровоза
Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.
Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.
Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.
Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.
Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:
напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);
тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).
Источник фото aleksandarlittlewolf/freepik
Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза
Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:
окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;
пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;
пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);
иметь допуск по электробезопасности V группы.
Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.
Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы
Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).
Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза
У данной профессии есть свои плюсы:
стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;
бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;
ранний выход на пенсию;
льготы при путешествиях по железной дороге.
А вот минусы гораздо более существенны:
отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);
вредные и тяжелые условия труда;
напряженный график работы, постоянные переработки;
высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).
Профессия Помощник машиниста электропоезда в России
Помощник машиниста электропоезда – это технический специалист начального уровня, который помогает машинисту при управлении электропоездом и при работах по поддержанию его в технически исправном состоянии. Профессия предполагает выполнение поручений машиниста, указанных в должностной инструкции, проведение технических и регламентных работ. Помощник машиниста в административном отношении подчиняется непосредственно машинисту, руководителю подразделения, эксплуатационного или ремонтного участка.
О профессии Помощника машиниста электропоезда
Зарплаты: сколько получает Помощник машиниста электропоезда *
Начинающий: 25000 в месяц
Опытный: 35000 в месяц
Профессионал: 50000 в месяц
Востребованность профессии
Помощник машиниста электропоезда по штатному расписанию есть на любом отделении железной дороги нашей страны. Такими специалистами комплектуются все бригады машинистов на местных и магистральных маршрутах. Востребованностью профессии достаточно высокая. Многими студентами такая профессия воспринимается как начальный этап профессиональной карьеры. В связи с чем существует значительная текучка кадров в этой профессии. Постоянно освобождаются вакансии, что позволяет выпускникам учебных заведений в кратчайшие сроки трудоустроиться.
Для кого подходит профессия
В профессии помощника машиниста важны технические навыки, исполнительность и аккуратность.
Профессия подходит тем, кто:
Карьера
Профессия помощника машиниста является начальным этапом работы. Обычно сотрудники железнодорожной компании на этой должности проходят переподготовку, получают квалификацию машиниста и допуск к самостоятельной работе. Базовый уровень образования по профессии помощника машиниста без дополнительного образования не позволяет рассчитывать на какое либо продвижение по службе.
Обязанности
Обязанности помощника машиниста прописаны в должностной инструкции и включают в себя:
Профессия помощник машиниста, кто такой помощник машиниста
Для начала дадим краткое определение, которое возьмём из википедии, где сказано, что помощник машиниста — это квалифицированный работник, ведущий свою деятельность, находясь в штате бригады железнодорожного локомотива.
О профессии
Мы все знаем, что всё в нашей жизни прогрессивно развивается, в том числе и железная дорога.
Но даже это не убирает того факта, что в кабине машиниста должны работать двое, а именно машинист и помощник машиниста.
При выпуске состава из депо, в его кабине должно находиться два специалиста, иначе рейс просто будет невозможен, так как правила эксплуатации железных дорог это не допускают.
Читая статью дальше, вы узнаете, какими знаниями и личными качествами должен обладать помощник машиниста.
Зачем машинисту помощник
Современные поезда и локомотивы снабжены автоматическими системами управлениями, поэтому непосвященным может показаться излишним присутствие в кабине сразу двух человек. Но на самом деле такое положение вещей легко объяснимо. Дело в том, что иногда необходимо синхронно выполнить несколько действий в разных местах.
А вторая веская причина наличия лишнего сотрудника, как говорит википедия, состоит в перестраховке. Чаще всего за одну смену машинисту приходится преодолевать огромные расстояния, и в пути всякое может случиться. Чтобы заменить товарища при форс-мажорных обстоятельствах и нужен помощник.
В любом локомотиве, электровозе или тепловозе всегда находятся двое — машинист и его помощник.
Посмотрим, чем занимается последний:
Таким образом мы видим, что помощник машиниста выполняет важную работу. Помимо перечисленного этот специалист обязан выявлять возможные неисправности при техническом осмотре, который осуществляется перед началом и после завершения поездки.
Обучение на помощника машиниста проходит в железнодорожных техникумах. При желании человек может после стажировки, набравшись опыта, претендовать на место машиниста. Справедливости ради стоит предупредить абитуриентов, что конкурс в техникумах достаточно высок и принимают туда далеко не всех желающих.
Личные качества помощника машиниста
Для того, что бы максимально корректно выполнять свои должностные инструкции, человек должен обладать следующими качествами личности, которые говорят о профпригодности:
Сколько получает машинист тепловоза в России?
Средняя зарплата машиниста тепловоза составляет 34 тысячи рублей. Больше всего вакансий по этой специальности открыто в Кемеровской области и в Республике Бурятия. А вот лидером по уровню зарплат является Ханты-Мансийский АО. Здесь в среднем машинист тепловоза получает 69 тысяч рублей в месяц. На Алтае уровень зарплаты составляет порядка 60 тысяч рублей. В остальных регионах он существенно ниже. Даже в Московской области он не превышает 50 тысяч рублей. Примерно столько же получает машинист тепловоза в Санкт-Петербурге.
Как стать помощником машиниста
Наверное, мы никого не удивим, если скажем, для получения должности помощника машиниста, требуется специальное образование.
После окончания общеобразовательной школы будущему помощнику машиниста предстоит поступление в колледж, где после его окончания, молодой специалист овладеет знаниями и практическими навыками управления железнодорожным локомотивом.
Часто после окончания учебного заведения будущие специалисты работают проводниками. Этим они обеспечивают себе дополнительный опыт в междугородних перевозках.
В процессе работы, придётся постоянно сдавать профессиональные зачет и повышать свою квалификацию.
Профессиональные обязанности
Помощник машиниста считается техническим исполнителем. В его должностные обязанности входит:
Помощник машиниста обязан знать все нормативные документы, касающиеся работы на железнодорожном транспорте, в том числе нормы техники безопасности, охраны труда. Он должен разбираться в устройстве электровоза и тепловоза, возможных причинах возникновения неисправностей в основных системах локомотива и способах их устранения. Кроме того, помощник обязан знать нормы расхода дизельного топлива или электроэнергии в различных режимах движения, и вносить предложения относительно их экономии.
Чем занимается помощник машиниста
А теперь давайте ознакомимся с прямыми обязанности помощника машиниста и разберёмся, чем занимается он.
Особенности профессии
Управление поездом является довольно сложным процессом. И мы, как простые пассажиры, об этом даже не задумываемся. В отличие от автомобиля, машинисту приходится контролировать очень много приборов. Именно по этой причине в кабине всегда находится помощник. Он готов выполнить то что не успевает сделать напарник.
Стоит рассмотреть, чем занимается помощник машиниста:
Такое описание специальности говорит о том, что работа является не только сложной, но и ответственной, требующей от обоих специалистов внимания и концентрации.
Плюсы и минусы профессии
А теперь настало время узнать, какие плюсы и минусы деятельности приходится испытывать помощнику машиниста.
Плюсы
Минусы
Как построить карьеру
Основная карьерная перспектива помощника машиниста – стать машинистом и самостоятельно руководить составом. Для этого придется пару лет поработать, пока наберется необходимый наезд, после чего нужно будет сдать квалификационный экзамен. Со временем работнику будут присваиваться более высокие разряды, пойдет выслуга лет, увеличатся премии, и условия оплаты труда станут в 2-2,5 раза лучше, чем в начале трудовой деятельности. Дальнейший карьерный рост потребует получения профильного высшего образования.
Что может стать причиной для отказа от профессии
Как выше было сказано, работа помощника машиниста является сложной и ответственной.Поэтому не каждый может быть допущен к этой должности.
Существует ряд противопоказаний к работе помощником машиниста:
Сколько получает машинист электровоза в России?
Средняя зарплата машиниста электровоза в России составляет почти 42 тысячи рублей ежемесячно. Наиболее востребованной эта профессия считается в Московской области и в северных регионах, хотя в принципе можно найти работу практически в любом регионе при наличии соответствующей квалификации и опыта.
Самая высокая зарплата наблюдается у машинистов в Красноярском крае. Она составляет порядка 71 тысячи рублей ежемесячно. Примерно столько же получают машинисты электровоза в Забайкальском крае. В Московской области уровень зарплаты ниже – 63 тысячи рублей. Но он все равно выше, чем средний уровень по другим регионам России. Например, в Костромской области уровень зарплаты составляет 60 тысяч рублей. В Кемерово машинист электровоза получает 53 тысячи рублей, в Санкт-Петербурге, Челябинске, Мурманске – около 50 тысяч рублей. В Белгородской области зарплата такого специалиста составляет порядка 48 тысяч рублей.
Подведем итоги
И так, нам удалось подробно рассказать об одной из самых интересных и захватывающих профессий, помощник машиниста. Теперь вы знаете, что за профессия это и с чем связаны обязанности этого специалиста.
Подробно, ответив на вопрос: «помощник машиниста кто это такой?», мы дали максимум информации, которая будет полезна для детей, мечтающих работать на железной дороге.
Возможно вам будет интересна статья: Финансист кто это такой, особенности профессии, чем занимается, требования к специалисту
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Стать помощником машиниста могут только юноши, поступив после 9 или 11 класса в один из железнодорожных колледжей или техникумов на обучение по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)».
Профессия помощник машиниста не требует учебы в вузе. Получить необходимые знания и диплом можно в ссузах:
Большинство техникумов являются подразделениями региональных железнодорожных вузов. Здесь действует правило: если учишься в ссузе, то имеешь льготы при поступлении в соответствующий вуз. Правда, это касается только профильных специальностей. Кроме того, для обеспечения своих предприятий, РЖД всегда заказывает большое количество мест в техникумах и колледжах, поэтому есть хороший шанс получить образование за бюджетный счет.
Сколько получает машинист в западных странах
В США количество машинистов сокращается в связи с растущим уровнем автоматизации. Тем не менее, пока профессия остается достаточно востребованной. Чтобы стать машинистом, нужно пройти медкомиссию и получить сертификат образовательного курса, основанного Федеральным управлением железных дорог. После окончания курсов машинист будет зарабатывать 55-60 тысяч долларов в год, то есть до 5 тысяч долларов в месяц.
Другие профессии: Механик — особенности профессии и зарплата
В Германии железнодорожники тоже получают достаточно высокие зарплаты – в среднем у машинистов она равняется 50 тысячам евро в год, а к этому нужно прибавить хороший соцпакет и даже отдых в своего рода здравницах.