Для чего нужен предмет самопознание
«Роль предмета «самопознание» в жизни учащихся»
Не так давно, в 2001 году, в общеобразовательную учебную программу был введен предмет самопознание. Под «самопознанием» понимают изучение личностью собственных психических и физических особенностей, а также осмысление самого себя.
Министерство Образования Республики Казахстан неспроста решило ввести данный курс. Быстрая динамика современного мира не оставляет сомнений в наличии постоянных изменений в социальной, культурной, экономической жизни общества. В таких условиях, подрастающее поколение легко может запутаться в моральных установках, поэтому преподавание самопознания является логичным запросом общества, на которое и отреагировала образовательная система.
Просмотр содержимого документа
««Роль предмета «самопознание» в жизни учащихся»»
«Роль предмета «самопознание» в жизни учащихся»
Не так давно, в 2001 году, в общеобразовательную учебную программу был введен предмет самопознание. Под «самопознанием» понимают изучение личностью собственных психических и физических особенностей, а также осмысление самого себя.
Министерство Образования Республики Казахстан неспроста решило ввести данный курс. Быстрая динамика современного мира не оставляет сомнений в наличии постоянных изменений в социальной, культурной, экономической жизни общества. В таких условиях, подрастающее поколение легко может запутаться в моральных установках, поэтому преподавание самопознания является логичным запросом общества, на которое и отреагировала образовательная система.
Еще четверть века назад, государство шло по совсем иному общественному пути, и резкая смена курса привела к потере ориентира развития. Кто-то смог приспособиться к новым веяниям общества, а кто-то остался на обочине современной жизни. Вместе с тем, для общества в целом и для людей в частности, основной мотивацией и центром стали материальные ценности и деньги, как основной их показатель. Многие цементирующие основы общества: такие как трудолюбие, без которого невозможно развить современную экономику или семья, которая является краеугольным камнем современного общества, отошли на второй план. Сложилось так, что наше новое государство потеряло, если не целое поколение, то значительную его часть. Таким образом, возникла потребность в таком предмете как самопознание, которое на протяжении всего общеобразовательного курса: с начальной школы и до последнего звонка, сможет дать ориентир подрастающему поколению.
Известно то, что воспитание является важной и неотъемлемой частью образовательного процесса. Родители не всегда имеют возможность дать детям правильные установки и показать моральный ориентир. Задачей преподавателя курса самопознания является, если не замена соответствующих родительских установок, то грамотное подталкивание к нужному курсу или, в некоторых случаях, корректировка. Совершенно очевидно, что оценка данного предмета и степень его полезности будут проявляться не сразу, а только по прошествии определенного времени, когда те дети, которые усваивали материал, станут ведущими фигурами в нашем обществе: именитыми политиками, бизнесменами, культурными деятелями, которые будут влиять на целые социальные группы.
Несомненно, что для преподавания каждого предмета крайне важен профессионализм учителя и его квалификация. Говоря о самопознании необходимо отметить важность четких инструкций, которые дает Министерство Образования, т.е. использование на занятиях учебников, методических указаний и прочих материалов, таким образом, особенности индивидуальности учителя (возможные гендерные, этнические, возрастные, культурные и т.д. отличия) будут иметь меньшее влияние на подрастающее поколение. Тем не менее, коммуникативные навыки имеют огромное влияние на учеников. Поэтому квалификация учителя и ее постоянное повышение являются важными факторами при преподавании данного предмета. На уроках самопознания ведется непосредственный и открытый диалог с учителем, в социальных играх (на реальных примерах) исследуются взаимоотношения между людьми, ученики делятся своим собственным опытом.
Самопознание, выполняет ведущую роль в нравственно-духовном развитии личности. Данный предмет укрепляет ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности ученика к общественно полезным и иногда альтруистичным поступкам, помогает верить в себя и в свои силы, творить добрые дела, познавать мир и самосовершенствоваться, достигать гармонии в эмоциональном, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что предмет самопознание еще продемонстрирует свою пользу от включения в общеобразовательный курс и в развитие нашего общества.
Статья о предмете «Самопознание»
«От идеи к творчеству»
«Нравственное начало начал»
Никоненко Юлия Андреевна
Современный мир полон жестокости не только среди взрослых, но и детей которые ходят в детские сады. Эта жестокость выходит из семей. Как говорится «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Порой современным родителям не хватает времени ответить любознательному ребенку на его вопросы, научить хорошему поведению по отношению к ребятам других национальностей. Уроки «Самопознания» позволяют сделать мягче таких детей, открыть его хорошие стороны для окружающих, по возможности увеличить круг друзей. Во время урока ребята высказывают свои мысли, учатся слушать друг друга, проявляют активность и открывают в себе новые качества, ранее не проявленные.
В помощь школьнику предоставляется не только учебник с яркими иллюстрациями, но и тетрадь, которая полна разнообразных заданий, позволяющая раскрыть ребенка с другой стороны и дает возможность расширить горизонты «Самопознания», привлекая все более и более широки й круг людей.
Изучая этот курс, понимаешь, в чем его истина. Невольно стремишься сделать себя лучше, добрее. Заметные изменения претерпевают твои взгляды на жизнь в целом, и возникает потребность обратить на это внимание окружающих. Ведь главная идея самопознания звучит так: «Откройтесь миру, и мир откроется для вас». И если получилось научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром, то можно считать, что главная цель курса выполнена.
«Роль предмета «Самопознание» в становлении личности современных школьников»
Роль предмета «Самопознание» в становлении личности современных школьников
Приоритетным направлением развития национальной системы образования стало нравственно-духовное образование, ориентированное на максимальное раскрытие личностного потенциала человека.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной образовательной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
1) человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие способы, а потом уже применить их к самопознанию;
2) должен накопиться материал для познания – человек должен чем-то, кем-то стать, притом он непрерывно развивается, и самопознание постоянно отстает от своего объекта; 3) всякое получение знания о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав о себе нечто, он становится иным; потому задача самопознания столь субъективно значима – ведь всякое продвижение в ней – шаг в саморазвитии, самосовершенствовании.
На уроках учащиеся ближе знакомятся с собственным «Я», учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными. На родительских собраниях применяется практический прием – активное слушание, позволяющее улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания. Родители знакомятся также с примерами правильного сообщения о своих чувствах и получают представление о том, как они могут помочь своему ребёнку повысить уверенность в себе. В результате проведения таких мероприятий родители получают представление о том, как влияет предмет «Самопознания» на нравственно-духовное развитие и получают новую информацию о влиянии семьи на развитие детей
Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах.
Эссе «Роль предмета Самопознание в развитии личности»
Башмачинская общеобразовательная средняя школа
Конкурс «Электронное портфолио учителя самопознания»
Никандрова Лариса Ивановна
Роль предмета самопознание в развитии личности
Кто однажды обрел самого себя,
тот уже ничего на этом свете утратить не может.
И кто однажды понял человека в себе,
тот понимает всех людей.
Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, жизни?»
С тех пор как человек стал осознавать себя, как личность, он пытается познать себя. Значит, во все времена у всех народов была потребность в самопознании. Но не всегда система образования давала ученику эту возможность. В основном обучение было направлено на запоминание большого количества информации об окружающем мире. Знания о человеке давались только как о биологическом существе, изучались законы общества, роль личности в истории – все преподносилось как истина в последней инстанции. Личное отношение ученика к изучаемому не имело права на существование.
Надо ли изучать и познавать самого себя? Безусловно, надо. Такая возможность есть у учеников в современной казахстанской школе. Появилась она после внедрения в учебный процесс предмета самопознание. Это стало возможным, благодаря инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой – автору духовно – нравственного проекта «Самопознание», целью которого является возрождение духовно-нравственных ценностей. Истоки проекта автор черпала из основ народной педагогики. (пословицы)
Еще в середине 19 века великий казахский мыслитель Абай в своих «Словах назидания» писал: «Дитя человеческое не рождается на свет разумным. Только слушая, созерцая, пробуя все на ощупь и на вкус, оно начинает познавать разницу между хорошим и плохим. Чем больше видит и слышит дитя, тем больше узнает».
Абай поднимает проблему важности познания человеком нравственных духовных категорий, которые передаются из поколения в поколение, представляя собой педагогический процесс. Воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач в любом обществе. Старшее поколение стремится передать потомкам всю мудрость бытия и духовное богатство, пытаясь уберечь от соблазнов, пороков, дурного влияния. Но без осознания каждым « что такое хорошо и что такое плохо» невозможно стать личностью.
Говоря о самопознании как о способе активного саморазвития личности, следует отметить, что (по опыту человечества) в период ранней юности не способен справиться с этой задачей самостоятельно.
Во все времена это трудно сделать подрастающему поколению, тем более в условиях стремительно меняющегося современного мира. Когда на ребенка обрушивается неиссякаемый поток самых разных способов воздействия на несформировавшуюся личность, когда отовсюду звучат лозунги и призывы, подстерегает куча соблазнов.
И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, которые вооружат учащихся специальными навыками и знаниями.
То есть, ожидаемый результат современного образования: выпускник, обладающий высокими моральными качествами, принимающий активное участие в общественной жизни, имеющий активную жизненную позицию; которому присущи гуманизм, духовность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.
Критически относиться к своим действиям – иметь способность познавать окружающий мир и самого себя, и опираясь на это, разумно действовать.
Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.
Таким образом, процесс самопознания можно определить как вид духовной активности личности, который кроме прочего включает в себя постижение жизненных смыслов, определение жизненных ориентиров, выбор системы нравственных ценностей.
В то же время, рассматривать процесс самопознания лишь с точки зрения прибавления знаний о самом себе будет неверно. Иными словами самопознание нужно рассматривать как фундаментальную основу становления и изменения человека в ходе его жизнедеятельности, поскольку «мало родиться человеком, нужно стать им».
Безусловно, включение ребенка в систему самопознания позволит ему выявить свои личные качества, оценить и развить свой внутренний потенциал, позволит определить пути самореализации.
Предмет самопознание призван оказать «педагогическую поддержку». Создать условия для формирования и развития партнерских, равноправных, диалоговых отношений, которые станут фундаментом формирования личности способной различать «хорошее» и «плохое», способной преумножить и передать свои знания о вечных общечеловеческих ценностях будущим поколениям.
Формирование целостного, духовно просвещенного человека, гражданина планеты, способного жить и быть счастливым в эпоху глобализации, уметь беречь и сохранять окружающий мир, понимать людей с другим жизненным укладом, проявлять уважение к различным культурам и жизненным практикам, защищая и развивая свой собственный национальный образ мира – на данном этапе развития общества такая же необходимость как для человека необходимость дышать.
Таким образом, бесспорно, предмет Самопознание восполняет недостающее звено в системе современного образования, способствуя личностному и социальному развитию детей. Основу данной дисциплины составляют стержневые нравственно-духовные ценности и личностные качества, позволяющие человеку жить в гармонии с собой и миром. Не умаляя значимости других предметных областей, но усиливая их личностно-ориентированный характер, самопознание содействует воспитанию учащихся в духе гуманности, человеколюбия и милосердия.
Предмет «Самопознание» — удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то, хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с окружающим миром.
Вот и получается, что уроки самопознания позволяют взрослому направить процесс знакомства с собственным «Я», учат оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения.
Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.
Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.
Роль предмета «Самопознание» в становлении личности
На уроках самопознания учащиеся ближе знакомятся с собственным « Я ». Учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения. Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.
Идеи самопознания постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир любовью, добром и красотой.
В образовательном процессе роль программы «Самопознание » велика. Она возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая её, по выражению О.Сулейменова, глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего. Сегодня стало очевидным, что программа нравственно – духовного образования «самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, работу с родителями, то есть все то, что воспитывает личность ребенка.
Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана. Который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен раскрыть себя. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель – человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах. Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.