Для чего нужен проблесковый маячок
Проблесковый маячок
Проблесковый маячок (в просторечии мигалка) — один из типов специальных световых предупреждающих огней (спецсигнал), устанавливаемых на крышу транспортного средства или над ней. Служат для предупреждения участников движения, определения приоритетности движения и дают иные привилегии либо предупреждают других участников дорожного движения.
Назначение цветов проблесковых маячков в России:
Устанавливаемые проблесковые маячки должны соответствовать ГОСТ Р 50574-2002 и правилам ЕЭК ООН N 65.
Содержание
Устройство
Проблесковый маячок по конструкции может быть стационарным, съёмным, а также может быть вмонтирован в сигнальные балки. Установка проблесковых маячков производится на самом видном месте, обычно это крыша. Вре́менное крепление маячка осуществляется с помощью магнита, стационарно маячок крепится винтами к крыше (кабины или кузова) автомобиля. Согласно Правилам допуска транспортных средств, не допускается установка проблескового маячка внутри салона.
Плафон устройства изготавливается из ударопрочного поликарбоната. Обычно применяется материал, устойчивый к воздействию ультрафиолетового излучения.
Светоизлучающие устройства могут быть самыми разными — лампа накаливания с вращающимся рефлектором, ксеноновая лампа-вспышка, матрица светодиодов. В дополнение к маячку на автомобиле могут мигать фары.
Преимущества автомобилей с установленными проблесковыми маячками
Автомобиль с включённым проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом имеет право отступать от требований некоторых пунктов правил дорожного движения, в том числе игнорировать сигналы светофора (если это будет безопасно и не создаст аварийную ситуацию для других участников дорожного движения). Игнорировать сигналы регулировщика водитель автомобиля с включенным спецсигналом права не имеет.
При приближении транспортных средств с включённым проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители должны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда этих транспортных средств.
Если в дополнение к синему, включен еще и красный маячок, то водители обязаны уступить дорогу и сопровождаемым транспортным средствам. [1]
Требование уступить дорогу означает, согласно действующим в России правилам дорожного движения, что участник движения не должен «начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.» [2]
Водители транспортных средств и машин дорожно-эксплуатационных служб с включённым проблесковым маячком оранжевого цвета в процессе выполнения работы на дороге могут отступать от требований дорожных знаков и разметки, а также некоторых пунктов Правил при условии обеспечения безопасности движения. Другие водители не должны препятствовать их работе. Это единственная привилегия оранжевых маячков. Преимущества в движении такой маячок не даёт, и служит большей частью для привлечения внимания и предупреждения других водителей об опасности.
Ответственность водителей
Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесённые на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включёнными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — карается штрафом от 300 до 500 рублей, или лишением прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Общественное отношение к проблесковым маячкам
Проблесковый маячок крайне полезен в случаях, когда необходимо быстрое перемещение автомобилей по дорогам, в первую очередь это касается автомобилей экстренных служб (пожарная, полиция, скорая помощь, служба газа…). Иногда перемещение данных автомобилей происходит в условиях затрудненного движения («пробка»). Маячок, установленный на автомобилях экстренных служб, существенно сокращает время в пути, а ведь от этого порой зависит жизнь и здоровье людей. Но если маячков на дороге слишком много, это существенно затрудняет движение, что негативно отражается на душевном состоянии всех участников дорожного движения. Если к машинам экстренных служб большинство участников дорожного движения относятся с пониманием, то отношение к маячкам, установленным на иных машинах,— крайне негативное: «…это „неприкасаемые“ водители с мигалкой, волшебной бумажкой, ксивой, корочкой, телефоном нужного человека. Наказать их практически невозможно, как показывает практика. Гаишники не могут с ними ничего сделать, и беспредел со стороны „меченой власти“ только растет. [3] »
Постановлением Правительства России от 1 декабря 2006 г. № 737 «О специальных световых и звуковых сигналах» количество спецсигналов, установленных на автомобили, не принадлежащих экстренным службам, ограничивается 967 штуками. Реальное же количество ездящих по России «мигалок» превышает эту квоту как минимум на 20 %. [4]
Для чего нужен проблесковый маячок
(см. текст в предыдущей редакции)
Перечень государственных органов, на транспортные средства которых устанавливаются специальные сигналы, утвержден Указом Президента РФ от 19.05.2012 N 635.
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, в случаях, установленных настоящим пунктом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1041)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств).
(п. 3.2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости.
3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
движение крупногабаритных транспортных средств, а также перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 30.01.2013 N 64)
организованная перевозка группы детей.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
(п. 3.4 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
Водители крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих сопровождение крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств, с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.5 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Водители транспортных средств организаций федеральной почтовой связи и транспортных средств, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы, могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на указанные транспортные средства. Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
Классификация и виды проблесковых маячков и мигалок
Проблесковый маячок (или, как его ещё называют, мигалка) – световой спецсигнал, как правило, работающий от бортовой электросети, цель которого, прежде всего, привлекать повышенное внимание участников дорожного движения и предупреждать их о своём приоритете. Маяки на авто отличаются по цветам. Цвет каждого маяка имеет свои функции и приоритеты.
Проблесковый маяк желтого цвета
Желтая мигалка на машину призвана предупреждать об опасности участников дорожного движения. Однако, проблесковый маяк желтого цвета не обладает никаким преимущественным правом перед другими участниками дорожного движения, чего нельзя сказать про маяки синего цвета. Тем не менее, желтая (так же часто её называют оранжевая) мигалка должна быть установлена на дорожно-строительные машины, погрузочную технику, грузовые автомобили с опасным грузом. Также оранжевые проблесковые маяки используются в сельскохозяйственной и различной специальной технике.
Помимо упомянутых пользователей, желтый маяк на авто всё чаще и чаще стали использовать различные сотрудники ЧОП. Причём, в большинстве случаев не просто скромные проблесковые маячки, а полноразмерные световые балки. Пользуясь безграмотностью многих водителей, охранные предприятия нередко начинают злоупотреблять оранжевым спецсигналом, пытаясь завладеть преимущественным правом проезда, на деле же злостно нарушая правила дорожного движения.
Итак, какие же бывают проблесковые маяки, какого цвета, какое у них предназначение, как крепятся, и из чего сделаны?
Виды проблесковых спецсигналов
Классификация по цвету
На территории России в настоящее время существуют четыре вида проблесковых маячков.
Синие мигалки – световой спецсигнал на авто особого приоритета. Транспортному средству с включённым синим сигналом (вместе с включённым звуковым сигналом) остальные участники дорожного движения обязаны уступить полосу для проезда. Право использовать маяк синего цвета имеют не все. Предназначены синие мигалки для экстренных служб, а именно:
Также синие маяки используются высокопоставленными и не очень чиновниками. Правомерность использования последними весьма сомнительна. В обществе, прессе, правительстве неоднократно поднимался вопрос об ограничении использования проблескового специального сигнала синего цвета. Однако, как показывает действительность, пока всё тщетно.
До недавнего времени световые сигналы синего цвета применялись на инкассаторских автомобилях, однако, в последствии их заменили на бело-лунные.
Белые (бело-лунные, лунно-белые) маяки – используются автомобилями инкассации. Однако, включаются они только в случае нападения для привлечения внимания. Никаких преимуществ при передвижении перед другими участниками дорожного движения не дает.
Желтые (оранжевые, иногда, ошибочно, – красные) проблесковые огни – специальный световой сигнал, предупреждающий о потенциальной опасности на дороге. Используется в качестве обязательных сигналов на специальных автомобилях и технике (лесовозы, фуры, бензовозы, строительная, дорожная и коммунальная техника). Ввиду неограниченного права использования светового сигнала желтого цвета, мигалка этого цвета часто используется не совсем по прямому на назначению.
В советское время, в 80-е годы имел место быть проблесковый сигнал зелёного цвета. Смысл его применения был похож на современный маячок красного цвета – дополнительный сигнал транспортного средства замыкающего или ведущего колонну. В разных странах цвета проблесковых сигналов могут иметь разный смысл. Например, в одних только США, в полиции Нью-Йорка полицейские машины оборудованы красно-белыми проблесковыми сигналами. В некоторых штатах красный проблесковый сигнал применяется полицией как самостоятельный. В большинстве же случаев, все машины полиции, оборудованы красно-синими проблесковыми сигналами.
Классификация по способу крепления
На одном болте – маяки, крепящиеся при помощи одного болта, устанавливаются как постоянные. Используются для передвижения на больших скоростях. На трех болтах – так же, как и маяки, крепящиеся на одном болте, устанавливаются фундаментально. Используются для передвижения на больших скоростях в агрессивных условиях.
Крепление на магните – очень популярный способ крепления. Используются на быстросъемных маяках. Питается при помощи кабеля, зачастую пружинного, через разъем прикуривателя. Сам магнит, чаще всего виниловый, в большинстве случаев снимается, освобождая отверстия для крепления тремя болтами. Проблесковый маяк на магните, ввиду физико-механических особенностей, ограничивает скорость передвижения автомобиля до 80 км/ч.
Крепление на кронштейне – маяки с таким способом крепления чаще всего используются на спецтехнике, работающей в особых условиях, и имеющей специальны выведенные на нужный уровень (обычно позади кабины, чуть выше уровня крыши) штатные трубы, в которых проходит кабель с питанием. Кронштейн маяка одновременно является и креплением, и электропроводником. При помощи дополнительной платформы, маяк, крепящийся на кронштейне, можно установить и на крышу кузова, как при помощи трех болтов, так и при помощи магнита.
Демпферное крепление – то же, что и крепление на кронштейне, только имеют демпферный стабилизатор. Используются такие маяки на технике, работающей в условиях повышенной вибрации.
Классификация по рабочему модулю
Галогенный маяк с ротатором – классическая модель. Принцип устройства такого маяка прост: постоянно горящая галогенная лампа отражает свет при помощи вращающегося вокруг неё зеркала, приводимого в движение червячной передачей. Бюджетный недорогой, уже устаревший, но по-прежнему пользующийся спросом вариант. Главным минусом таких маяков является недолговечность работы лампы, повышенное энергопотребление, относительно слабая яркость.
Ксенононовый маяк – быстрый, мощный, яркий. Импульс газоразрядного ксенонового маяка настолько короткий, что видеокамера, работающая в стандартном режиме тридцать кадров в секунду, не успевает снять все вспышки ксеноновой лампы.
Светодиодный маяк – маяк нашего времени. Маяк двадцать первого века. Светодиодный рабочий модуль имеет значительное преимущество по продолжительности срока службы. Кроме того, при совсем невысоком уровне энергопотребления, светодиоды намного ярче и мощнее ксенона и галогена. Светодиоды в настоящее время продолжают набирать все большую популярность, как в спецсигнальной световой технике, так в других сферах электрооборудования.
На столбах вешают мигалки: что нужно знать водителям и как ездить
Содержание:
О тестировании непривычных для российских водителей устройств на дорогах рассказали Autonews.ru в правительстве и МВД России. Речь идет о необычных мигалках, которые автомобилисты стали все чаще замечать на столбах в темное время суток — официально они называются шериф-балки.
Что означают мигалки на столбах
«На дорогах появились «люстры» на столбах, обычные такие красно-синие мигалки, которые на патрульных машинах обычно. Что это за нововведения такие? Как себя вести, увидев их впереди? Прижиматься, тормозить, останавливаться? Какие-то новые штрафы будут?», — задают водители множество вопросов в соцсетях.
Шериф-балка — специальное устройство, имитирующее проблесковые маячки патрульной машины дорожно-патрульной службы ГИБДД, объяснили Autonews.ru в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина. Недавно там рекомендовали субъектам присмотреться к нововведению. Главная задача такого «висячего полицейского» — профилактика. А принцип воздействия на автомобилистов такой же, как у хорошо знакомых автомобилистам картонных макетов, имитирующих патрульные автомобили или сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД: они привлекают внимание водителей, вынуждая их снижать скорость и буквально заставляют максимально сосредоточиться.
«В целом такие устройства напоминают о необходимости соблюдения ПДД, — уточнили в пресс-службе зампредседателя правительства. — Основным преимуществом шериф-балки перед указанными макетами является ее хорошая видимость на удаленном расстоянии. Прибор автоматически начинает работать с наступлением темного времени суток».
При этом, как сообщили в свою очередь в МВД России, такие приборы не являются специальными техническими средствами организации дорожного движения. Это означает, что для их применения не нужны какие-либо поправки в ПДД или КоАП.
Для чего нужны шериф-балки и где их устанавливают
Шериф-балки тестируют на дорогах в разных регионах России. К примеру, в большом количестве они появились в Подмосковье. Можно их встретить и в Красноярском крае. «
Традиционно синие и красные маячки принадлежат службе ДПС. Поэтому прибор шериф-балка призван привлечь внимание водителей, заставить их скорректировать безопасный скоростной режим и, в конечном итоге, снизить риск аварийности на трассе», — рассказали в региональной Госавтоинспекции.
В правительстве и в МВД признают: устройства уже доказали свою эффективность на аварийно-опасных участках. То есть там, где возможны серьезные ДТП с тяжкими последствиями, а также в местах, где водители чаще всего превышают установленный скоростной режим. Это значит, что регионы все чаще смогут прибегать к новым мерам воздействия на водителей и привлекать их внимание специальными маячками.
Размещать шериф-балки также будут чаще перед нерегулируемыми пешеходными переходами и перед остановками общественного транспорта. При выборе места также учитывается рельеф территории, наличие стационарного освещения и отсутствие возможности несения здесь службы нарядами ДПС на постоянной основе. Чаще всего устройства размещают на столбах линий электропередач или опорах освещения, чтобы сигналы было видно издалека.
Нужно ли тормозить перед шериф-балкой
Смысл такого устройства — привлечение внимание водителей. При этом никаких дополнительных действий при встрече с ними автомобилисты предпринимать не обязаны. В пункте 3 ПДД «Применение световых сигналов» [1] говорится о том, что снизить скорость водители должны только «приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости». То есть тормозить и останавливаться перед шериф-балками на столбах точно не нужно. Однако важно понимать, что на участках, где встречаются такие приборы, нужно быть внимательнее: впереди может оказаться пешеходный переход или опасный поворот.
Приходят ли штрафы с шериф-балок
Шериф-балка — это самостоятельное устройство, и дорожные камеры, по крайней мере пока, в них не устанавливают. Также наличие такой мигалки никак не может сигнализировать о том, что где-то рядом находится автоматический комплекс фиксации нарушений ПДД. Учитывая, что мигалки на столбах размещают в аварийных местах, потенциальное присутствие дополнительного контроля на пути исключать также нельзя. Кроме того, важно помнить о передвижных комплексах: пока еще достаточно новой форме фиксации, когда камеры устанавливают на крышах специальных автомобилей. Поэтому водителям стоит воспринимать такой сигнал, как повод дополнительно проследить за соблюдением ПДД.
Как реагируют водители на мигалки на столбах
Мнения водителей о пользе таких устройств расходятся. «Видел такое устройства на окраине города. Висит на прямой, ровной и хорошо освещенной дороге. Правда, там скорость 90 км/ч внезапно превращается в 60 км/ч. Наземных переходов, остановок, ничего нет. Только лес и выезд с прилегающей дороги. Не очень понятно, о чем тут нас предупреждают», — поделился своим опытом один из водителей в соцсетях.
«В Мытищах такие мигалки повесили на шоссе — там, где пешеходные переходы, но светофоры переключаются после нажатия пешеходами кнопок. Может быть, не всем хватает терпения, и так автомобилистов предупреждают. Кстати там еще нет камер и многие едут очень быстро. Может, камеру ставить дорого, а мигалка стоит дешевле», — предположил автомобилист из Подмосковья.
«Видел такую балку на южном обходе Подольска, в Климовске, где путепровод с довольно резким изгибом. При неблагоприятной погоде место реально опасное. Просто так их не повесят. Значит, какое-то детское учреждение рядом или сбивали кого-то на переходе. Хорошо, что «люстрой» ограничиваются, не вешают светофоры или ограничение 20 км/ч с «лежачим полицейским», — согласился с местом установки устройства еще один водитель.
Проблесковые маячки желтого и оранжевого цвета
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены особенности использования проблесковых маячков желтого и оранжевого цвета.
Речь пойдет о том, на какие автомобили можно устанавливать желтые мигалки, в каких случаях их можно использовать, какие преимущества они дают.
Чем различаются желтые и оранжевые мигалки?
Желтые и оранжевые мигалки различаются только цветом. Особенности использования проблескового маячка не зависят от его цвета и оттенка.
На какие машины устанавливаются проблесковые маячки?
При использовании мигалки в 2022 году следует учесть, что автомобиль должен быть зарегистрирован в Российской Федерации. Пункт 11 основных положений по допуску ТС к эксплуатации:
11. Запрещается эксплуатация:
На автомобили без номеров (не зарегистрированные) и автомобили зарегистрированные в других странах устанавливать мигалки запрещается.
Это исключение не распространяется на крупногабаритные автомобили и автомобили, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности.
Нужно ли получать разрешение?
Проблесковые маячки желтого цвета на свой автомобиль может установить любой водитель, специальное разрешение на такие мигалки не требуется.
Если Вам требуется оранжевая мигалка, то Вы можете приобрести ее в автомобильном магазине.
В каких случаях можно использовать оранжевые мигалки?
Перечень ситуаций, в которых должны использоваться оранжевые мигалки, определен пунктом 3.4 ПДД:
Включенный проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Обратите внимание, на слово «должен» в пункте 3.4. В перечисленных ситуациях отсутствие мигалки желтого или оранжевого цвета будет являться нарушением правил дорожного движения.
Существуют несколько ситуаций, в которых должен использоваться желтый проблесковый маячок:
Обратите внимание, в правилах нет запрета на использование оранжевой мигалки и в иных случаях.
Т.е. если есть необходимость привлечь к автомобилю дополнительное внимание, Вы можете включить желтый маячок. Однако никакого преимущества Вам он не даст.
Какие преимущества дают желтые проблесковые маячки?
Сразу же хочу отметить, что само по себе включение желтого проблескового маячка не дает никакого преимущества.
Например, если велосипедистов сопровождает автомобиль с желтой мигалкой, то его водитель должен соблюдать требования правил дорожного движения.
Однако есть несколько ситуаций, в которых водитель автомобиля с оранжевым маячком может безнаказанно отступить от требований правил:
1. Выполнение работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, эвакуация автомобилей.
2. Движение крупногабаритных транспортных средств, сопровождение крупногабаритных или тяжеловесных транспортных средств.
Рассмотрим каждый из перечисленных случае по отдельности.
При дорожных работах и эвакуации
При выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, эвакуации автомобилей могут быть нарушены требования дорожной разметки и дорожных знаков, кроме:
Также водители автомобилей с желтыми маячками могут нарушить требования следующих пунктов правил:
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.
9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.
9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.
16.1. На автомагистралях запрещается:
Итак, при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, эвакуации автомобилей водитель с оранжевым проблесковым маячком получает перечисленные выше преимущества.
При перевозке грузов
При перевозке крупногабаритных грузов, сопровождении крупногабаритных или тяжеловесных транспортных средств автомобиль с желтой мигалкой может нарушить только требования дорожной разметки.
Выше перечислены все преимущества, которые могут получить машины с желтыми или оранжевыми проблесковыми маячками. Использование маячков в прочих ситуациях преимуществ не дает.
Наказания за использование оранжевых мигалок
Само по себе использование оранжевых проблесковых маячков не является нарушением правил, поэтому наказание за него не предусмотрено.
Однако если водитель автомобиля с включенным проблесковым маячком (не занимающийся обслуживанием дорог, эвакуацией, перевозкой тяжеловесных и крупногабаритных грузов) начнет нарушать правила дорожного движения, то он будет наказан за нарушение соответствующих пунктов.
Например, за выезд на трамвайные пути встречного направления будет наложен штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
Наказание за отсутствие желтых мигалок
Выше в этой статье перечислены случаи, в которых водитель должен включать желтые проблесковые маячки. Если он этого не сделает, то на водителя будет наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей (статья 12.20 КоАП):
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Таким образом желтые или оранжевые проблесковые маячки могут быть установлены на любой автомобиль, зарегистрированный в Российской Федерации, для привлечения дополнительного внимания. Однако преимущества они дают только при выполнении строго определенного списка работ.