Для чего нужен расчет пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска
В каких случаях должна проводиться независимая оценка пожарного риска? Кто имеет право проводить данную процедуру? В чем преимущества этой услуги? На эти вопросы отвечают специалисты компании «ЛенТехСертификация».
Оглавление
Оценка пожарного риска подтверждает соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которые установлены федеральными законами и техническими регламентами.
Если объект запроектирован с отступлением от норм по пожарной безопасности, производится расчет пожарного риска. При этом, уровень пожарной безопасности объекта не снижается, а оценка риска констатирует реальное состояние объекта и предлагает комплекс противопожарных мероприятий повышающих уровень безопасности объекта.
Оценку пожарных рисков имеет право проводить эксперт, аккредитованный ГУ МЧС России по субъекту и входящий в состав реестра экспертов России в области независимой оценки пожарного риска.
Эта процедура позволяет:
Экспертная оценка пожарных рисков ― обязательная или добровольная процедура?
Расчет пожарных рисков ― не обязательная процедура. Она нужна, чтобы привести объект в соответствие с требованиями пожарной безопасности и реже видеть представителей надзорных органов. К примеру, назначение здания изменилось и, чтобы не оплачивать бесконечные штрафы при проверках инспектора, имеет смысл посчитать пожарные риски и реализовать прописанные в расчете противопожарные мероприятия.
В каких случаях требуется расчет пожарного риска?
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Независимая оценка пожарных рисков поможет:
У кого есть право проводить оценку рисков?
Ответ на этот вопрос дан в Постановлении Правительства от 07.04.09 №304.Согласно документу, такой возможностью наделены исключительно независимые аудиторы, имеющие лицензию и аккредитацию МЧС. Никто другой официально этого делать не может. Остерегайтесь недобросовестных подрядчиков, утверждающих обратное.
Дело в том, что каждый аудитор внесен в специальный реестр, что помогает подтвердить законность деятельности проверяющего. Стоимость и сроки определяются на основании ключевых характеристик объекта: класс пожарной безопасности, планировка, этажность, целевое использование, количество сотрудников и посетителей.
Цена за оценку может расти, если требуется разработать дополнительные противопожарные мероприятия, способ построения полей опасных факторов, модели дополнительного времени и пути эвакуации. Кроме этого, если государственный пожарный надзор выявил нарушения при проверке, то они тоже принимаются в аудит. В этом случае оценка будет максимально корректной, но стоимость увеличится.
Какие компенсирующие мероприятия можно обосновать с помощью пожарного аудита?
Когда здание не соответствует заявленному классу функциональной пожарной опасности и нарушения устранить невозможно, разрабатываются компенсирующие мероприятия. К отступлениям относятся:
Почему услуга оценки пожарных рисков востребована и какие вопросы она решает?
С введением независимой пожарной экспертизы у собственников зданий и сооружений появился ряд возможностей, облегчающих отношения с надзорными органами:
Порядок проведения независимой оценки пожарного риска
Организация, проводящая пожарный аудит, выполняет следующие процедуры:
Если на объекте не обнаружены отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, освобождающее вас от дальнейших проверок.
Для решения спорных вопросов мы можем предложить:
На протяжении многих лет мы успешно оказываем услуги по экспертной оценке пожарных рисков для самых разнообразных объектов. Наши специалисты рассказывают:
Для этого свяжитесь с нами любым удобным образом — позвоните по указанному телефону, напишите на почту или просто заполните форму обратной связи.
Расчет пожарных рисков как способ сэкономить на штрафах
Сократить количество визитов сотрудников МЧС в организацию и сэкономить на оплате штрафов за нарушение требований пожарной безопасности ― это не мечты. Это задачи, которые ставят перед нами руководители крупных компаний. Эксперты «ПожСистемСтрой» расскажут, как выстроить стратегию пожарной безопасности и не погореть на штрафах.
О понятиях
Расчет пожарных рисков – это соотношение между временем, необходимым для эвакуации людей с объекта, и временем, через которое опасные факторы пожара наберут силу, достаточную для гибели людей.
По закону
Проведение независимой оценки пожарного риска в некоторой степени упростило отношения собственников зданий и сооружений с надзорными органами:
Необходимость расчета пожарных рисков обосновывается ФЗ РФ №123. В 6 статье указано, что расчеты необходимы для объектов, выполненных с отступлениями от нормативных актов противопожарной безопасности. Подробнее об оценке рисков по пожарной безопасности помещений можно узнать тут.
Расчет проводится для общественных и производственных объектов по нормативам, содержащимся в ФЗ РФ №123. 93 статья посвящена производственным, 79 ― общественным объектам.
Помимо этого, закон содержит ряд важных моментов. Существует два вида рисков: индивидуальный и допустимый.
Допустимые пожарные риски – величина гипотетическая и представляет собой соотношение затрат на обеспечение противопожарной безопасности и ущерб от пожара.
В соответствии с приказом №310 МЧС РФ допустимым к эксплуатации считается объект с установленным показателем пожарного риска 0,000001 в год.
Когда необходим расчет рисков пожарной безопасности?
Расчет пожарного риска позволяет оценить воздействие опасных факторов пожара на человека и выявить способы уменьшения этих факторов.
Оценка пожарного риска зданий и сооружений необходима в следующих случаях:
Также расчет пожарного риска может проводиться по желанию собственника.
Расчет пожарных рисков является обязательной процедурой при выполнении следующих видов работ:
Что получает организация от проведения расчета пожарного риска
Безусловно, расчет пожарного риска ― затратное мероприятие. Но такое вложение вполне обосновано и дает компании ряд преимуществ. Расчет позволяет:
Услуга «оценка пожарных рисков»
При проведении пожарного аудита, организация выполняет ряд мероприятий:
В случае когда на объекте отсутствуют отступления от требований пожарной безопасности, составляется и регистрируется заключение, которое освобождает организацию от дальнейших проверок.
Пример расчета
Расчет пожарного риска предполагает выявление соотношений между рядом параметров:
Учитывая эти факторы, специалист рассчитывает пожароопасность объекта. Картина будет полной, при включении в расчет информации о том:
Результаты расчета пожарного риска
Обращаясь к нам, заказчик получает:
Наши эксперты подробно расскажут:
Обращаясь в «ПожСистемСтрой» вы получаете:
Чтобы заказать расчет рисков пожарной безопасности, заполните форму обратной связи, напишите письмо, или позвоните по номеру телефона указанному на сайте.
Независимая оценка пожарного риска (НОР)
Пожарный аудит — это независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России.
НОР (аудит пожарной безопасности) могут осуществлять только аккредитованные при МЧС экспертные организации. В случае установления соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска, собственник получает Заключение о независимой оценке пожарного риска на срок не более 3 лет.
Порядок проведения НОР регламентирован Постановлением Правительства РФ № 304 от 7 апреля 2009 года «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» и включает в себя:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) пожарно-техническое обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. Результаты проведения пожарного аудита оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого собственнику.
Порядок оформления заключения о независимой оценки пожарного риска.
В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведен пожарный аудит;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводился пожарный аудит;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения пожарного аудита, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер для приведения величины расчетов по оценке пожарного риска к требуемым Техническим регламентом о пожарной безопасности.
Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем и скрепляется печатью.
В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
Экспертная организация не может проводить пожарный аудит если:
а) на этом объекте организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) объект принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который вводит совершенно новый механизм контроля и надзора за пожарной безопасностью на объектах защиты. В нем объединены многочисленные требования пожарной безопасности, действующие в России до этого. Согласно Закону, каждый объект защиты (здание, сооружение, технологические установки, оборудование и т. п.) должен иметь Систему обеспечения пожарной безопасности, отвечающую заданным нормам пожарного риска.
В ст. 6 указанного закона определены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, при этом собственник объекта сам принимает решение о выполнении того или иного условия:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Следует отметить, что оценка пожарного риска — это проведение соответствующих расчетов по специально утвержденным методикам, с помощью которых можно определить, соответствует или не соответствует риск тем значениям, которые установлены Техническим регламентом.
Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» регламентирован порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и включает в себя:
Определение расчетных величин пожарного риска, которое обеспечивается исходя из:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций (табличные данные);
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений (автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системы противодымной защиты, автоматического пожаротушения и т.д.).
Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:
а) наименование использованной методики;
б) описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;
в) результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;
г) перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;
д) вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Расчеты пожарного риска проводятся по Методикам, утвержденным МЧС России:
— для всех зданий, за исключением многоквартирных жилых домов (функциональное назначение Ф1.3), зданий детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений, а также производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 30 июня 2009 г. N 382 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА В ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ И СТРОЕНИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КЛАССОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ» (в редакции Приказа МЧС России от 12.12.2011 года №749).
— для производственных и складских зданий и сооружений – ПРИКАЗ МЧС РОССИИ от 10 июля 2009 г. N 404 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ПОЖАРНОГО РИСКА НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ»
Если на объекте выполняются все требования пожарной безопасности (своды правил, государственные стандарты и другие нормативные документы в области пожарной безопасности), то расчет по оценке пожарного риска не требуется. При этом расчеты по оценке пожарного риска могут входить в состав НОР.
Существует мнение о том, что при наличии положительного заключения НОР проверка органами Федерального государственного пожарного надзора осуществляться не будет, что полностью не соответствует действительности. В силу действующего Административного регламента МЧС России по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС России от 28.06.2012 года №375 объекты, получившие положительное заключение НОР не могут планироваться к проведению плановых проверок в течение 3 лет. При этом, планы проверок на предстоящий год органами ФГПН подаются в прокуратуру не позднее 1 сентября и в случае представления заключения НОР после 1 сентября, то объект может быть запланирован к проведению проверки. Также, если объект запланирован к проведению проверки и непосредственно перед ней будет представлено заключение НОР, проверка будет проведена.
В случае наличия на объекте защиты расчетов пожарного риска (в том числе в составе НОР) инспекторами проверяются правильность принятых организацией, проводившей расчеты исходных данных и в случае правильного их применения проверяется выполнение на объекте требований Федерального закона от 22.08.2009 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 года №390.
В случае не соответствия исходных расчетных данных фактическим обстоятельствам на объекте инспектором по пожарному надзору выносится мотивированное решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска и при проверке в том числе проверяется выполнение на объекте защиты требований всех нормативных документов по пожарной безопасности.
В настоящий момент времени законодательством не предусмотрена ответственность лиц, проводивших независимую оценку пожарного риска, а ответственность за выявленные нарушения требований пожарной безопасности ложится на собственника объекта, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Расчет пожарных рисков
Подтверждение соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности проводится по условию ФЗ №123 и с учетом требований ФЗ №384 в соответствии постановлением Правительства России от 31.03.2009 г. № 272 и по методикам, утвержденным приказами МЧС России от 30.06.2009 г. № 382 и от 10.07.2009 г. № 404.
Для чего проводится расчет пожарного риска
После анализа определяется необходимый и достаточный комплекс мероприятий для устранения всех недостатков указанных в акте комиссии ГПН. Расчет пожарного риска определяется по методике утвержденной приказом МЧС № 382 от 30 июня 2009 года.
Расчет пожарного риска требуется:
Расчет рисков не требуется для следующих объектов:
Нарушения, при которых выполняют расчеты пожарного риска
Нужно сразу предупредить, что исключить нарушение из акта нельзя, но возможно их компенсировать иным мероприятием и обосновать это расчетом пожарного риска. Все нарушения перечислить трудно. Но наиболее важные:
Полный перечень возможно просмотреть в соответствующих Федеральных законах ФЗ № 123 и ФЗ №384 и постановлении Правительства России от 31.03.2009 г.
Проведение оценки пожарного риска
Процедура расчета пожарных рисков не является обязательной. Однако при ее проведении у собственника появляются преимущества:
Эти преимущества естественно могут быть получены только при обращении в организацию имеющей основания для выполнения работ и дающая гарантии на свои работы. При получении от заказчика необходимой документации в идеале это комплект из 12 разделов проектно-сметной документации.
В документации будет присутствовать:
Наши преимущества:
Сроки и стоимость:
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 г. N 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»
В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 июля 2020 г. N 1084
Правила
проведения расчетов по оценке пожарного риска
1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Оценка пожарного риска проводится путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
4. Методики расчета по оценке пожарного риска должны основываться на:
а) анализе пожарной опасности объекта защиты;
б) определении частоты возникновения пожара (частоты реализации пожароопасных ситуаций);
в) построении полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценке последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) учете состава системы обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
е) учете степени опасности для группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара, ведущих к гибели 10 человек и более, при проведении расчета по оценке социального пожарного риска.
5. Результаты расчета по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, содержащего:
а) наименование и адрес объекта защиты;
б) анализ пожарной опасности объекта защиты;
в) исходные данные для проведения расчета по оценке пожарного риска;
г) наименование использованной методики расчета по оценке пожарного риска;
д) значения расчетных величин пожарного риска для объекта защиты;
е) вывод о соответствии или несоответствии расчетных величин пожарного риска соответствующим нормативным значениям пожарных рисков, установленным Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
6. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для зданий и сооружений, приводятся следующие исходные данные:
а) характеристика объекта защиты, включающая:
количество пожарных отсеков, входящих в состав объекта защиты, класс их функциональной пожарной опасности;
время функционирования объекта защиты (нахождение на объекте защиты охраны и других сотрудников во время, когда основной вид деятельности не осуществляется, во время функционирования не включается);
количество эвакуационных выходов с этажа и (или) из здания, их размеры;
количество лестниц и (или) лестничных клеток, по которым проходят пути эвакуации, их тип и параметры (ширина маршей, ширина площадок, ширина выходов с этажей, ширина выходов из лестничных клеток);
количество, площадь и места размещения зон безопасности (пожаробезопасных зон) для людей, относящихся к маломобильным группам населения;
поэтажные планы объекта защиты;
данные о высоте этажей (помещений);
б) сведения о наличии, работоспособности систем противопожарной защиты, для системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре указывается тип системы;
в) сведения о количестве и размещении людей на объекте защиты, в том числе относящихся к маломобильным группам населения, а также не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, действия по транспортировке которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой;
г) описание рассматриваемых сценариев (сценария) пожара с указанием:
места возникновения пожара;
расчетной области (помещения или системы помещений, учитываемых при расчете элементов внутренней структуры помещений, состояние проемов);
принятой пожарной нагрузки;
максимальной площади очага пожара;
е) наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара;
ж) используемый в расчете метод математического моделирования пожара.
7. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием наружных установок (оборудования), приводятся следующие исходные данные:
а) наименование и место расположения объекта защиты на генеральном плане (схеме размещения) объекта, ситуационный план объекта;
б) данные о природно-климатических условиях, характерных для территории, где расположен объект защиты (максимальная температура воздуха, направление и скорость ветра);
в) данные о распределении на объекте защиты веществ и материалов, их пожарной опасности, количестве и параметрах потоков веществ, обращающихся (хранящихся) в наружной установке, в транспортных трубопроводах (каналах);
г) параметры используемых опасных веществ (температура, давление, агрегатное состояние);
е) данные о применяемых системах безопасности (наличие и места размещения запорной арматуры, чувствительности и времени срабатывания систем контроля утечек, газоанализаторов, наличие систем контроля и управления системами безопасности, алгоритм работы системы при развитии аварии).
8. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для производственных объектов защиты с наличием магистральных трубопроводов, дополнительно к исходным данным, указанным в пункте 7 настоящих Правил, приводятся следующие исходные данные:
а) диаметр (условный диаметр) трубопровода, толщина стенки, материал стенки трубопровода;
б) глубина заложения;
г) наличие переходов через искусственные препятствия (автомобильные дороги, железные дороги и инженерные коммуникации);
д) прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки;
е) наличие и материал футляров (кожухов);
ж) использование систем защиты от коррозии, использование улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации.
9. Требования к порядку оформления отчета по результатам расчета по оценке пожарного риска устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
С 2021 г. устанавливаются правила проведения расчетов по оценке пожарного риска.
При оценке расчетные величины риска, определенные по методикам МЧС, сопоставляются с нормативными значениями техрегламента о требованиях пожарной безопасности.
Результаты оформляются в виде отчета. Приведены общие требования к его содержанию и частные к отчетам для зданий и сооружений, а также для производственных объектов защиты с наружными установками (оборудованием) и с магистральными трубопроводами.
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2020 г. N 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»