Для чего нужен рация
Радиостанции – зачем они нужны и как выбрать подходящий вариант
Увидев в магазине потребительской электроники рации, у многих посетителей возникает вопрос, зачем они нужны при почти повсеместном распространении сотовых телефонов? На самом деле, карманная радиостанция – вещь полезная и нужная и спектр применения у них очень большой. Ведь далеко не всегда удобно набирать номер конкретного абонента на сотовом телефоне или смартфоне, особенно когда нужен десяток-другой человек одновременно.
Какие радиостанции нужно покупать
Если говорить про радиостанции в общем, то они различаются на те, для использования которых надо получать специальное разрешение, в том числе радиолюбительский позывной, и устройства, которые относятся к безлицензионным и могут использоваться сразу после покупки. Рации, для которых необходимо оформлять разрешение, продают в специализированных магазинах. Магазины потребительской электроники в основном предлагают рации, работающие в диапазонах, разрешенных законодательными нормами для безлицензионного использования. То есть вы можете приобрести рацию, зарядить ее аккумулятор и начинать работать в эфире.
Для безлицензионного доступа в России доступны три частотных диапазона: CB, LPD и PMR. CB диапазон требует использования довольно габаритного оборудования и, самое главное, для обеспечения качественной связи требует антенн довольно больших размеров. Качество связи бывает очень разным из-за особенностей прохождения радиоволн в этом диапазоне. Кроме того, карманные CB-рации не обеспечивают стабильного качества связи.
LPD и PMR рации работают на близко расположенных друг к другу частотах в UHF (дециметровом) диапазоне. Радиоволны в этом диапазоне распространяются по прямой, но при этом на частотах почти нет индустриальных помех, поэтому качество связи в пределах дальности работы раций остается стабильно высоким, речь разборчива и понятна. При этом само оборудование обладает компактными размерами и небольшим весом.
При выборе рации для использования нужно обратить внимание на следующие моменты:
Диапазон частот и количество каналов
Оставим СВ-рации для дальнобойщиков и любителей построить большие антенны. Для большинства бытовых и рабочих целей отлично подходят рации LPD и PMR диапазонов, которые в основном и предлагаются современными производителями связного оборудования.
Эти диапазоны, а, следовательно, и рации для работы в них, имеют следующие особенности:
Фактически производители предлагают для приобретения два варианта радиостанций: работающие только в PMR-диапазоне или в PMR и LPD-диапазоне. Вариант с покупкой двухдиапазонных раций выглядит более привлекательным, так как обеспечивает более широкие возможности для связи. Далеко не всегда нужна большая мощность PMR, нередко бывают ситуации, когда небольшая мощность и длительное время автономной работы в LPD лучше подходят для текущих задач.
Отдельно нужно отметить рации, которые перекрывают не только LPD и PMR –диапазон, но и весь диапазон UHF (400 – 480 МГц) или VHF (134 –174 МГц), а также UHF/ VHF.Такие радиостанции тоже можно приобрести в магазинах. Но для их использования, особенно в VHF-диапазоне следует обязательно получать лицензию, так как для любителей отведена небольшая полоса, а в основном эти частоты используют силовики. В свою очередь UHF-рации можно запрограммировать для работы только на разрешенных безлицензионных каналах. Подобные рации выпускает, например, «Аргут».
Комплект раций или отдельная радиостанция
Рации для связи продаются в двух вариантах комплектации: два или одно устройство. Покупка комплекта из двух раций удобна тем, что вы получаете готовый набор для связи. Минус такого комплекта – в него обычно входят устройства бытового класса, имеющие невысокий уровень защиты от внешних воздействий, относительно простая схемотехника, минимальный функционал для обеспечения связи.
Одна рация в комплекте поставки – это почти всегда устройство с надежным защищенным корпусом, хорошим аккумулятором, чувствительным приемником, максимальным допустимым уровнем мощности, дополнительными функциями, позволяющими обеспечить устойчивую связь на самых больших для безлицензионных диапазонов расстояниях. Часто одна такая рация стоит дороже комплекта приборов бытового класса, но и качество связи они обеспечивают более высокое.
Дальность связи
Ориентируясь на дальность связи, которая указана в описании к рации, надо понимать, что производитель сообщает о характеристиках, измеренных на открытой местности в хорошую погоду. В реальности, особенно в условиях городской застройки, леса, пересеченной местности она будет другой.
Понятно, что в одинаковых условиях рация, для которой заявлена дальность связи до 10 км, будет вести себя лучше, чем та, для которой производитель заявил, что она работает на расстоянии до 5 км или вообще до 3. Это связано как с лучшими характеристиками приемного тракта, так и наличием и возможностями системы шумоподавления, способной выделить нужный сигнал на фоне шумов, а также дополнительными функциями (кодирование).
Полезные функции радиостанций
Про частотные диапазоны, мощность, дальность связи и комплекты поставки мы поговорили. Теперь разберем дополнительные функции и характеристики раций.
Будет очень полезно, если ваша рация поддерживает функцию кодирования сигнала кодами CTCSS. Если в эфире находится много станций, проблема может решиться использованием такого кодирования. Включаете на своих рациях один из кодов CTCSS или DCS, после чего посторонние сигналы волшебным образом исчезают из вашего эфира, так как система автоматического шумоподавления открывает приемник только после того, как распознает нужный код. Разумеется, это не говорит о том, что ваши переговоры будут закрыты от прослушивания другими. Для защиты сигналов от несанкционированного доступа используется скремблирование и другие способы защиты. Коды CTCSS и DCS преследуют только цель повышения качества связи.
Обязательно обратите внимание на экран радиостанции. Весьма желательно, чтобы он был. Так как они делаются на монохромной матрице, информация с них считывается удобно в любых условиях. Хорошо, когда цифры, сообщающие о частоте и канале, на которых ведется работа, а также все специальные символы, сообщающие о режиме работы рации, отображаются достаточно крупным и четким шрифтом, а управляющие кнопки нажимаются удобно, с четким, хорошо ощущающимся тактильным откликом.
Еще одна полезная функция, которая обычно имеется в достаточно дорогих рациях – VOX (голосовое управление). Если у вашей рации она есть, то при подключении специальной гарнитуры можно не пользоваться тангентой, передатчик будет включаться автоматически, когда вы говорите в микрофон.
Полезна и возможность переключать мощность передатчика в режим большой и малой мощности. В этом случае вы можете выбрать, что вам важнее – дальность связи на пределе возможностей рации или время ее автономной работы. Ведь чем меньше будет выходная мощность передатчика, тем дольше аккумулятор проработает без подзарядки.
Обязательно обратите внимание на время автономной работы. Тут все просто: чем больше будет это значение, тем лучше. Разумеется, чем больше будет емкость аккумулятора, тем выше масса рации. Но если вы планируете путешествие по местам, удаленным от населенных пунктов – автономность очень важна. В среднем компактные рации способны проработать в режиме разговора от 8 до 20 часов. В реальных условиях использования это позволяет использовать их без подзарядки в течение нескольких дней. Обратите внимание, что некоторые рации допускают использование батареек АА или ААА, а другие работают только от аккумулятора, да еще и оригинальной конструкции.
Резюме будет следующим. Несмотря на развитие сотовой связи рации нельзя списывать со счетов. Это очень полезное, а во многих случаях незаменимое и очень удобное оборудование. Особенно, если выбрать подходящий под свои задачи вариант.
PS: В этой статье нет ни одного слова «Соседняя«
Все о рации CB: зачем слушать разговоры водителей, как пользоваться и как остаться в эфире человеком?
Наверное, все знают, что дальнобойщики активно пользуются рацией CB (аббревиатура Си-Би, получившая свое название от англ. Citizen`s Band, что в переводе на русский означает «гражданский диапазон»). И многим становится интересно: о чем говорят между собой водители? Может, это интересно и обычным автомобилистам? Да, иногда полезно. А иногда — нет. А то и просто непонятно, потому что не каждый знает, как на трассу попали «кактус», «бедуин» и при чем тут «контрабас».
Зачем нужна «си-бишка»?
И все-таки, есть ли какой-то смысл обычному водителю ставить в машину рацию и слушать эфир дальнобойщиков или даже самому в нем участвовать? Да, есть.
Тут хотелось бы внести важную ремарку: сейчас речь пойдет о трассе. В городе есть свои особенности, о которых расскажем чуть ниже.
Итак, что интересного можно услышать на «пятнадцатом канале»? Как ни странно, но первое, что может шокировать нежного и неподготовленного автолюбителя, так это трехэтажный мат. Да, он есть. И это стоит учитывать, если едете всей семьей куда-нибудь на юг и в машине сидят дети. Правда, иногда есть смысл сообщить в эфир, что в салоне с вами едут маленькие уши, которые пока не готовы слышать столько речевых фиоритур полового значения. Это действительно работает (если сообщить вежливо, а не в стиле «эй, вы, заткнитесь»). Есть и другой способ: попросить выдать в эфир несколько слов свою жену (ну, или спутницу, с которой вы едете тайно от жены). После этого речи дальнобойщиков смогут позавидовать российские дворяне XlX века, потому что водители — это совсем не толпа быдла, как многие почему-то думают, а такие же нормальные люди. Часто — хорошо воспитанные и культурные. И при женщине они ведут себя достойно.
По рации можно услышать предупреждения о пробках и о «засадах» ГИБДД. Впрочем, это уже не так актуально: сейчас почти все берут с собой навигаторы или едут по навигации с телефона, где указаны и пробки, и расположение камер видеофиксации.
В целом больше ничего интересного для обычного автомобилиста в прослушке чужих разговоров нет. Слушать про пункты весового контроля, очереди на таможню или в какой-нибудь терминал — это неинтересно и не слишком-то полезно. Но ведь рацию можно не только слушать, в нее можно и говорить!
А вот тут «си-бишка» действительно полезна. В эфире можно задать практически любой вопрос (неглупый, естественно) и получить на него толковый ответ. Можно спрашивать о том, где лучше или ближе заправиться, где безопасно встать на ночевку или пообедать. Можно спросить и о работе дэпээсников с передвижными камерами (их, например, много в Татарстане) или о выборе более удобного маршрута. Дальнобойщики могут поделиться инструментом или не дать замерзнуть зимой на обочине. И вместе с тем есть пара вещей, о которых просить практически бесполезно: поделиться бензином или сгонять с канистрой до заправки. С первым вопросом все просто: все грузовики — дизельные, бензина у них нет. Вот солярку вам, скорее всего, сольют. Хотя бы литров пять-десять, чтобы доехать до заправки — для грузовика это совсем немного. Но сделать это лучше быстро, потому что время — самый ценный ресурс дальнобойщика. И, кстати, именно по этой же причине желающих отвезти вас с канистрой до заправки и вернуть назад, скорее всего, не найдется. К тому же «обсохнуть» сегодня на федеральной трассе в центральной части России сможет только исключительно талантливый человек, которого другие и за водителя не посчитают. Заправок много, и бесконечно ехать «на лампочке» — это занятие для отважного, но не слишком умного человека. Таких на дорогах просто не уважают. Правда, иногда им все-таки помогают. Из жалости. Ну, или ради смеха.
В городе рация CB работает иначе. Там практически нет смысла выходить на «дальнобойную» частоту 27,135 МГц. В городах часто есть свои автомобильные частоты, где в эфире сидят члены клубов, форумов, обществ и прочих организаций энтузиастов. Часто, кстати, весьма интересных. В городских каналах можно намного проще узнать особенности местных отелей, заправок и стоянок. Тут же часто транслируют данные о пробках, перекрытых улицах и прочих полезных водителю вещах. Нюанс: если хотите использовать рацию на городском канале, придется заранее узнавать его частоту.
Как правильно вести себя в эфире?
Как я уже говорил, мат в эфире — вещь нормальная. Но это не значит, что там царят постоянный хаос, беспредел, Содом и Гоморра. В эфире, несмотря на особенности лексики, есть свои жесткие правила, которые всегда соблюдаются. Первое из них — разговаривать нужно вежливо. И уж тем более не хамить и не нарываться на «разборки». Поверьте, если перегнуть палку, можно «ответить за базар» на полную катушку. К тому же это просто некрасиво.
Правила вежливости не допускают засорения эфира долгой частной болтовней с интересным собеседником. Если есть желание с кем-то поговорить «с глазу на глаз», уходите на другую частоту (обычно ее выбирают по договоренности с собеседником на канал-два выше или ниже пятнадцатого). Никогда не встревайте в чужой разговор и не перебивайте собеседника. Это просто бесполезно: у симплексной связи, при которой информация передается только в одном направлении, есть свои особенности. Пока один абонент не закончит передачу, другому нет смысла говорить ему что-то в ответ: первый все равно ничего не услышит. Так что молча ждем, потом отвечаем.
Водители ценят и любят правильное обращение. Если вопрос не относится к кому-то лично, то можно обратиться просто «ребята». Если хотите сказать что-то конкретному человеку (например, сообщить ему о потухшем «габарите»), то лучше назвать номер (регистрационный знак) его автомобиля или прицепа. Желательно — с указанием региона, это лучше привлекает внимание.
В принципе, соблюдения этих правил для начинающего пользователя «си-бишки» вполне достаточно. Ну а профессиональные водители знают их и без нас. Поэтому перейдем к самому интересному вопросу: а как поставить такую рацию на свою малолитражку?
Все дело в антенне!
Я не буду давать каких-то советов по выбору рации. Тут может быть разными и бюджет (хорошая рация — штука дорогая), и цель ее установки (не каждый захочет ради короткой поездки на Черное море поставить рацию за 15 тысяч рублей и спрятать ее так, чтобы наркоманы не сперли ночью на парковке). Раций много, для эстетов есть приборы, корпус которых сделан «под дерево», есть совсем недорогие комплекты. Так что «ищите и обрящете». Но не забывайте, что хотя большинство раций работают от 12 вольт, есть и такие, которые можно подключить только к 24-вольтовой сети (у грузовиков как раз такая бортовая сеть). Правда, можно купить какой-нибудь преобразователь, но смысла в нем нет: как я уже сказал, большинство раций как раз 12-вольтовые.
В интернете растиражировано мнение о том, что запитывать рацию надо обязательно отдельным проводом к АКБ. Это не совсем так. Подключить можно и через обычное гнездо прикуривателя: потребляемый ток рации редко превышает 5 ампер, а запас у прикуривателя обычно 15 А. Предохранитель надо ставить нормальный, который действительно перегорит в случае замыкания, а не сожжет машину, оставшись на пожарище единственным несгоревшим элементом. И уж тем более нельзя использовать разветвители разной степени паршивости. Все-таки ток значительный, а какие сейчас продают разветвители, вы знаете без меня. Обычно — поганые. Поэтому если в дороге надо заряжать телефон, навигатор или что-то еще, то лучше действительно кинуть на рацию отдельный провод от аккумулятора. И на всякий случай в этой ситуации есть смысл в плюсовую сторону поставить предохранитель на 10 А — лишним он там не будет.
У современных машин 12-вольтовых розеток обычно больше, чем родственников у жены, поэтому необходимости «колхозить» проводку для рации нет.
При подключении антенного кабеля надо помнить одну вещь: его ни в коем случае нельзя резать или укорачивать! Тащите его через всю машину, но не обрезайте. Саму антенну придется выбирать не самую дешевую. Чем антенна длиннее, тем она дороже. Метровая антенна — деньги на ветер, поэтому придется раскошелиться на антенну длиной около двух метров.
А вот дальше начинается самое интересное: антенну нужно настроить. Точнее — ее длину. А сделать это можно только со специальным прибором — КСВ-метром (измерителем коэффициента стоячей волны). Стоит он в пределах тысячи рублей (конечно же, китайский), дороже покупать его смысла нет. Как им пользоваться — лучше прочитать в инструкции. Ничего сложного в КСВ-метре нет: его надо будет включить в цепь антенны и, изменяя длину антенны, добиться показателя коэффициента стоячей волны, близкого к единице. КСВ может быть в пределах от 1 до 1,5, но чем ближе к 1, тем лучше.
Само собой, возникает вопрос: да на фиг мне этот КСВ-метр и танцы с бубном? Неужели нельзя это сделать как-то проще? Конечно, можно. На любой крупной стоянке дальнобойщиков есть магазинчик с такими рациями. Там же обычно можно отремонтировать или установить рацию и настроить антенну. Так что если не хочется покупать КСВ-метр, то добро пожаловать на стоянку с магазином раций.
Как настроить «си-бишку»?
Тот самый известный всем 15-й канал правильно называется C15EA на частоте 27,135 МГц. Что означают буквы в названии?
«С» — это названии сетки. Понятие сетки появилось в результате эволюции частот. Большинство раций не показывают частоту — слишком много цифр. Изначально они были настроены на 40 предустановленных частот. Со временем этого перестало хватать, и их количество увеличили до двухсот. 200 каналов разбили на пять групп по 40 каналов, присвоив каждой из групп свой буквенный индекс A, B, C, D и E. Саму же группу стали называть сеткой. Тот самый изначальный канал оказался в центральной сетке с индексом С, ну а номер канала с частотой 27,135 МГц остался под номером 15. Отсюда — С15. Поехали разбираться дальше.
Буква «Е» означает «Европа». «Гражданский диапазон» (на английском — как раз те самые буквы CB, Citizen`s Band) начинается с частоты 26,965 МГц и идет с шагом частоты, кратным 10 КГц. Собственно, соседние частоты — это и есть соседние каналы сетки. Такое деление принято называть «Европой», «европейской», поэтому в названии канала используется буква «Е». Кстати, изначально была немного другая сетка, которую на сленге называли «Россия» или «нули». Иногда — «Польша». Сейчас ее дальнобойщики не жалуют, а вот радиолюбители пока еще ею пользуются.
Осталась последняя буква — «А». Она означает, что в сигнале используется амплитудная модуляция АМ. Честно говоря, я не могу сказать точно, почему в среде водителей популярность завоевала именно амплитудная модуляция. Но факт остается фактом — она наиболее востребована. Иногда используют и частотную модуляцию FM, иногда — даже однополосную (SSB), но если хотите найти общий язык с дальнобойщиками, то придется работать в АМ.
Итак, чтобы выйти в эфир, достаточно лишь включить 15-й канал на сетке С в режиме АМ. Правда, есть одно но: у некоторых раций почему-то своя собственная система обозначения сеток, поэтому С не всегда С. Иногда это может быть и D, и что-то другое. Придется искать.
Нельзя не затронуть еще одну тему в настройке рации — шумоподавление. Не секрет, что амплитудная модуляция предполагает большое количество помех. Для их устранения в рациях есть специальная система. И вот с регулировкой «шумодава» иногда здорово ошибаются.
Принцип работы у него простой: он отсекает слабые сторонние сигналы, которые в эфире выглядят помехами. А вот то, что считать такими сигналами, обычно задают вручную, изменяя порог этих сигналов. В идеале, конечно, рация должна молчать (если вы с кем-то не переговариваетесь). В реальной жизни такого не бывает. Если вы «слышите» тишину, значит, «шумодав» работает слишком хорошо. И само собой, он отсекает и просто слабые, но вполне нормальные сигналы. Как не ошибиться с регулировкой «шумодава»? Тут есть два простых совета: не регулировать его по близко стоящей машине (там уровень сигнала будет очень высоким, а когда она уедет, в эфире будет почти постоянная тишина) и не реагировать на кратковременные посторонние шумы от трамвая или опоры линии электропередачи. Да, они «фонят» сильно, но лучше их перетерпеть, чем выкрутить ручку шумоподавления и оглохнуть совсем. В принципе, источники помех есть и в той же самой машине, в которой стоит рация. В легковом автомобиле это в первую очередь генератор. Вот его фона быть не должно.
деально было бы настраивать шумоподавление одновременно с чувствительностью приемника. Тогда оба параметра можно выставить очень качественно, но для этого нужны опыт и знание особенностей собственной рации.
Как я уже говорил, стоимость раций может сильно отличаться. Самые доступные (например, MegaJet MJ-50 или Midland M-ZERO Plus) можно купить всего за 3500 рублей. Вот только надо ли? Рации вполне рабочие, но недостатков хватает. И «шумодавы» частенько работают некорректно, и звук со своего динамика обычно просто никакой. Из плюсов — небольшие размеры. Собраны недорогие рации тоже неважно, ремонту поддаются с трудом. Но для любителя они часто вполне пригодны.
Midland M-ZERO Plus
Если планируете пользоваться рацией серьезно и долго, то лучше поискать что-нибудь посолиднее. Например, MegaJet MJ-450 или 600, Optim 778 или что-то другое тысяч за семь-восемь. Но будьте готовы к тому, что более дорогие рации имеют более высокую потребляемую мощность, особенно в режиме передачи. Нужно быть уверенным в бортовой сети своего автомобиля, чтобы ставить себе такие устройства. В противном случае можно остаться с севшим аккумулятором. Кроме того, иногда они здорово греются — это тоже надо предусмотреть и учитывать при установке рации в машину.
Более дорогие рации используют те, кто без них себе жизни не представляет, а значит, в наших советах не нуждается. Начинающим радиолюбителям тратить 12-20 тысяч на такие «сибишки» смысла нет.
Лучше не пожалеть денег и к своей рации купить хорошую антенну — ее качество не менее важно, чем качество самой рации.
Как я уже говорил, недорогие короткие антенны нам не подойдут: толку от них мало. Поэтому всякие 45-сантиметровые «Триады» за 700 рублей — это выброшенные деньги. Нормальные антенны стоят от 2,5-3 тысяч рублей и длина их должна быть хотя бы не менее 1,5 метра. Обратите внимание на характерную деталь: по способу установки антенны бывают магнитными и врезными. Для установки второй антенны придется сверлить кузов автомобиля. А это не всегда хорошо. Тем временем антенна на магните с такими же характеристиками обычно стоит дороже врезной (ее проще ставить и можно снимать без последствий для кузова). Так что тут придется думать: то ли переплачивать за магнит, то ли сверлить дырку, то ли изобретать свое крепление для врезной антенны.
Вариант установки врезной антенны на крышу легкового автомобиля
И последнее: не все антенны хорошо работают со всеми рациями. Иногда желательно хорошенько «покурить» тематический форум (коих множество) и выяснить у более опытных пользователей, с какой антенной ваша рация будет работать лучше всего. Умный совет часто позволяет сэкономить и деньги, и нервы.