Для чего нужен разводной мост
Разводной мост – необыкновенное инженерное сооружение
Такое необыкновенное технологическое сооружение, как разводной мост, можно заметить во многих городах по всему миру. Данные конструкции зарекомендовали себя как весьма практичные и надежные.
Санкт-Петербург славится своими разводными мостами, которые стали визитной карточкой города. Узнать подробнее про разводные мосты Санкт-Петербурга можно на сайте СПб ГБУ «Мостотрест» https://mostotrest-spb.ru/bridge-type/razvodnye-mosty
Что представляет собой разводной мост?
В давние времена разводные мосты служили надежной защитой замков и крепостей от наступления врагов. Конструктивно такие мосты были весьма просты, но эффективны. Они функционировали по принципу противовеса. Поднятие и опускание моста происходило при помощи специальных грузов, прикрепленных к мощным цепям. Благодаря такому несложному механизму платформу могли поднимать несколько человек, причем достаточно быстро, что важно для защиты от нападения врагов.
Самым распространенным вариантом мостовых сооружений в настоящее время считают подъемные разводные мосты. Данное строение подвижное и состоит из пролетов. Благодаря довольно простой схеме работы, сфера применения таких мостов довольно широка. Противовесы крепились к конструкции моста при помощи стальных канатов, что позволяло быстро поднимать или опускать конструкцию. За данную процедуру отвечают мощные электрические лебедки. Существует еще много других типов разводных мостов.
Преимущества уникальных разводных мостов Санкт-Петербурга
Второе – элементы конструкции мостового сооружения легко меняются при поломке;
Третье – конструкция моста обеспечивает высокую пропускную способность колесного транспорта, что удобно и не создает дополнительных проблем;
Четвертое – обладая простой и надежной конструкцией раздвижные мосты не требуют особого обслуживания, а срок их без проблемной эксплуатации измеряется десятилетиями.
Благодаря представленным преимуществам такие мосты пользуются популярностью во всем мире, а особенно в тех городах, где есть необходимость их установки. Кроме этого, работа разводного моста всегда завораживает взгляды прохожих, не зря эти инженерные конструкции нередко становятся важными достопримечательностями и даже «визитками» многих городов.
Разводной мост
Разводной мост — особый тип моста, имеющий подвижное пролётное строение. Разводные мосты, как правило, строят на судоходных реках и каналах в плотной застройке, когда другими способами «развязать» наземный транспорт и судоходство не удаётся.
Преимущество разводных мостов (по сравнению с неподвижными мостами):
Содержание
Классификация
Существует большое количество типов разводных мостов, при этом их можно классифицировать по тому, вдоль или вокруг какой оси моста двигается пролёт. При этом оси моста определяются следующим образом:
Таким образом теоретически возможно шесть движений подвижного пролёта моста (сдвиг и поворот по каждой из осей). На практике используются пять движений (см. рисунок), так как движение пролёта вдоль оси Y не имеет смысла (не освобождает проход для судов).
Кроме того существуют типы мостов, использующие комбинацию из нескольких движений.
Мосты с поворотом вокруг оси X
Анимация | Тип | Назначение | Характеристики | Распространение | Пример |
---|---|---|---|---|---|
Наклоняемый | Пешеходный переход | Длина: 105 м Масса: 850 т | Уникальный проект |
Мосты с перемещением пролёта вдоль оси Х
Анимация | Тип | Назначение | Характеристики | Распространение | Пример |
---|---|---|---|---|---|
Отодвигаемый | На узких каналах, когда на берегу есть место | Длина: до 25 м Масса: до 50 т | Малое | Несколько штук можно найти на улицах | |
Отодвигаемый понтонный | Через широкие проливы, когда другие типы мостов экономически не оправданы | Длина: до 180 м | Малое | ||
Летающий паром | Там, где активное судоходство и редкое движение, а паром невозможен из-за приливов | Длина: до 874 м Грузоподъёмность гондолы: до 15 т | Единицы | ||
Складной мост | Пешеходный переход | Длина: 25,5 м Масса: 50 т | Уникальный проект | ||
Телетрап | В крупных аэропортах | Распространён | – | ||
Мост Гутри | В многоугольных фортах XVIII века | Длина: Мосты с поворотом вокруг оси Y |
Мосты с поворотом вокруг оси Z
Анимация | Тип моста | Назначение | Характеристики | Распространение | Пример |
---|---|---|---|---|---|
Поворотный (симметричный) | Пропуск больших судов через широкие фарватеры | Длина: до 160 м Масса: до 5000 т | Распространён | ||
Поворотный (асимметричный) | На узких каналах в малоэтажной застройке, когда высокие сооружения непригодны, а на берегу есть место | Длина: до 100 м | Малое | Небольшие мосты через каналы |
Женский мост, Буэнос-Айрес, 2001
Мосты с перемещением вдоль оси Z
Анимация | Тип моста | Назначение | Характеристики | Распространение | Пример |
---|---|---|---|---|---|
Вертикально-подъёмный мост | Железнодорожный мост (обычно за городом из-за некрасивого вида) | Длина: до 109 м Масса: до 2000 т Подъём: до 27 м | Распространён | ||
Столоподобный мост | В тесной малоэтажной застройке, когда высокие сооружения непригодны и на берегу нет места | Длина: до 109 м Масса: до 6000 т (с противовесом) Подъём: до 10 м | Малое | ||
Затопляемый мост | На узких, но глубоких фарватерах для пропуска больших судов | Длина: до 25 м Масса: до 650 т Глубина: до 8 м | Малое |
Галерея
Распространённость
Примечания
См. также
Арочный мост (Горбатый мост • Лунный мост) • Балочный мост • Висячий мост • Вантовый мост • Консольный мост • Понтонный мост • Ледовый мост • Разводной мост ( Вертикально-подъёмный мост • Затопляемый мост • Летающий паром • Наклоняемый мост • Отодвигаемый мост • Откатной мост • Мост Пегас • Поворотный мост • Подъёмный мост • Раскрывающийся мост • Складной мост • Столоподобный мост )
Автомобильный мост • Акведук • Виадук • Железнодорожный мост • Комбинированный мост • Метромост • Пешеходный мост • Путепровод • Трубопроводный мост • Эстакада
Полезное
Смотреть что такое «Разводной мост» в других словарях:
Разводной мост — Разводной мост. Дворцовый мост в Санкт Петербурге. РАЗВОДНОЙ МОСТ, мост с подвижным (разводным) пролетным строением (вертикально подъемным, поворотным, раскрывающимся). Сооружается, как правило, для пропуска судов, когда по экономическим или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РАЗВОДНОЙ МОСТ — мост с подвижным (разводным) пролётным строением для пропуска судов большой высоты. Р. м. устраиваются тогда, когда по экономич. или архит. соображениям весь мост делать высоким нецелесообразно. Разводное пролётное строение может быть вертикально … Большой энциклопедический политехнический словарь
РАЗВОДНОЙ МОСТ — имеет подвижное пролетное строение (поворотное, вертикально подъемное, раскрывающееся, коромысловое, откатное), обычно сооружаемое для пропуска судов … Большой Энциклопедический словарь
разводной мост — мост с подвижным (разводным) пролётным строением для пропуска судов большой высоты. Самый древний тип разводного моста – это подъёмный мост. Такие мосты строили при средневековых замках. С их помощью защищались от врагов: в случае опасности мосты … Энциклопедия техники
разводной мост — имеет подвижное пролётное строение (поворотное, вертикально подъёмное, раскрывающееся, коромысловое, откатное), для пропуска судов большой высоты. Сооружается тогда, когда по экономическим или архитектурным соображениям делать весь мост высоким… … Энциклопедический словарь
Разводной мост — Мост с подвижным (для пропуска судов) пролётным строением. Р. м. обычно сооружают через реки, по которым проходят крупногабаритные суда, а также при условии технической и экономической нецелесообразности возведения моста на высоких опорах … Большая советская энциклопедия
Мост Александра Невского (Санкт-Петербург) — Мост Александра Невского Вид на мост Александра Невского с левого берега Невы, 2004 год … Википедия
МОСТ РАЗВОДНОЙ — мост, один или несколько пролетов к рого могут перемещаться, освобождая место для прохода судов. Различают М. р. подъемные, раскрывающиеся и поворотные. Независимо от системы М. р. имеет всегда меньшее возвышение над горизонтом воды, нежели… … Технический железнодорожный словарь
РАЗВОДНОЙ — РАЗВОДНОЙ, разводная, разводное, и РАЗВОДНЫЙ, разводная, разводное. 1. Служащий для разводки, разводящий. Разводной ключ (для пилы). Разводные щипцы. Разводная печь (печь, в которой выдутый и расколотый вдоль стеклянный цилиндр нагревается и… … Толковый словарь Ушакова
РАЗВОДНОЙ — РАЗВОДНОЙ, разводная, разводное, и РАЗВОДНЫЙ, разводная, разводное. 1. Служащий для разводки, разводящий. Разводной ключ (для пилы). Разводные щипцы. Разводная печь (печь, в которой выдутый и расколотый вдоль стеклянный цилиндр нагревается и… … Толковый словарь Ушакова
Зачем Петербургу сверхдорогой разводной мост, и какие сложности возникнут при строительстве
Большое разводное сооружение появится в Невском районе Петербурга и соединит два берега Невы. Власти города считают, что появление новой переправы существенно облегчит жизнь автомобилистам и общественному транспорту. Как оказалось, не все так просто. О влиянии Смоленского моста на дорожное движение всего города и сложностях его возведения, а также сколько будет стоить проект, рассказывают НЕВСКИЕ НОВОСТИ.
Правительство Петербурга одобрило проект строительства нового разводного моста через Неву, который соединит Большой Смоленский проспект и улицу Коллонтай. Сооружение будет возвышаться между Володарским и мостом Александра Невского. Известно, что воплощать масштабный проект городские власти планируют за счет инвесторов, а также внушительных налоговых поступлений в городской бюджет от транснациональной компании «Газпром».
В беседе с экспертами НЕВСКИЕ НОВОСТИ узнали о трудностях, с которыми придется столкнуться специалистам при возведении переправы, причинах строительства разводного сооружения, а также о том, какие еще мосты нужны городу.
Мосты в городе — часть дорожной системы
Самая старая из существующих переправ через Неву была открыта в 1850 году — это Благовещенский мост, который ранее назывался Николаевским и мостом Лейтенанта Шмидта. Уже потом, в конце 80-х годов XIX века, был возведен Литейный, а в 1911 году появился Большеохтинский (мост Петра Великого). В 1916 построили Дворцовый, а немного позже, в 1923 году — Биржевой, который на тот момент назывался мостом Строителей. В 1938 году появился Володарский, в 1960-х — мост Александра Невского и Тучков, в 70-х — Гренадерский и Кантемировский, в начале 2000-х — Вантовый, в 2018 году — Бетанкура. Всего в городе на Неве и его пригородах насчитывается 800 мостов, в историческом центре — 342 конструкции, 12 из них пущены через Неву, разводных — 22.
В пресс-службе администрации города рассказали, что Большой Смоленский мост наладит транспортное сообщение, существенно облегчив жизнь 800 тыс. человек, проживающих на левом и правом берегах Невы. В отличие от соседнего (также планируемого моста Широтной магистрали скоростного движения), он будет разводной и общедоступный.
Инженер по строительству мостов Алексей Агеев рассказал, что переправа получится просторная, как часть уличной системы города. Ширина моста составит минимум 21 метр.
«Если шесть полос, и одна полоса — от 3,2 до 3,5 метра, то такой широкий мост и такое пролетное строение отнимать, передвигать постоянно — какие там реактивные силы должны быть. Поэтому масштабное сооружение, что тут говорить», — прокомментировал эксперт.
Два моста рядом
Трасса восточного скоростного диаметра (ВСД) также будет оснащена мостом через Неву в створе Зольной улицы — его возведут рядом с Большим Смоленским сооружением.
Возникает закономерный вопрос, для чего городу два одинаковых моста. Однако у каждого из проектов есть свои достоинства. ВСД — платная дорога, не предполагающая движение общественного транспорта, ее задача — связать скоростные трассы и объекты, находящиеся в разных концах Петербурга. Большой Смоленский мост — городской проект, предусматривающий «разгрузку» и оптимизацию дорожного движения. Профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев подтвердил, что у переправ Восточного скоростного диаметра и Большого Смоленского разные функции.
При этом, по мнению специалиста, все-таки самым главным достоинством будущего сооружения является наличие в проекте трамвайной линии.
«Наверное, уже лет 20 в разных документах упоминается эта трамвайная линия, которая соединит проспект Стачек и все районы по югу: от проспекта Стачек до улицы Коллонтай. Этой связи широтной пассажирской сейчас очень не хватает», — поделился эксперт.
Он добавил, что по Обводному каналу не хватает «пассажирского движения». Плюс ко всему в Петербурге пропускная способность мостов на пределе из-за большой транспортной нагрузки.
Почему построят именно разводной?
Алексей Агеев считает, что разводной мост нужен Петербургу для беспрепятственного пропуска судов различных габаритов. При этом для высокого сооружения необходимы длинные подходы в виде насыпи или эстакады, потому что автомобилям сложно справиться с высоким подъемом. Машины должны заезжать на мост «плавно».
«У нас по нормам предусмотрен определенный продольный уклон, который превышать не рекомендуется. Длинные подходы в городских условиях строить неудобно, плохо. Делается «вариантное проектирование», где сравнивается, как сделать мост высокий с длинными подходами, с эстакадой или с насыпью, или разводной. И вот, оказалось, наверное, что разводной эффективнее», — пояснил эксперт.
Андрей Горев добавил, что при строительстве высокого моста, заезд пришлось бы делать у станции метро «Проспект Большевиков», а съезд — где-нибудь в районе Софийской улицы. Это существенно дальше от центра и крайне неудобно для автомобилистов и пассажиров общественного транспорта. По его мнению, при строительстве переправ в Петербурге, центре притяжения туристических потоков, важной составляющей являются видовые характеристики. Их может удовлетворить лишь невысокое, но мощное разводное сооружение.
«Для скоростных магистралей высокие мосты хороши, а для обычных городских мостов это вариант достаточно сложный. Мост должен связывать территории, которые ближе находятся к реке Неве», — уточнил специалист.
Сложности строительства
Эксперт в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры Михаил Бурцев считает, что рассматривать строительство моста отдельно от всей транспортной системы города неправильно, ведь к возведению переправы необходимо «подготовиться».
«Мост крайне необходим. Он улучшит транспортное сообщение правого и левого берегов Невы, частично разгрузит мост Александра Невского, но в любом случае на левом берегу потребуется расширение транспортных коридоров. Сейчас ситуация напряженная», — поделился эксперт.
Он добавил, что улицы Седова и Бабушкина, а также проспект Обуховской Обороны с нагрузкой не справятся. Поэтому нужна доработка существующей маршрутно-транспортной сети левого берега Невы — ее нужно разгрузить от постоянных пробок.
Алексей Агеев рассказал, что технология строительства разводного моста намного сложнее, чем высокого, из-за особенностей возведения фундамента и опоры.
«Грунты в Петербурге трудные, проблемные — водонасыщенные. Во-вторых, для разводных мостов фундаменты — тоже особое дело. Подвижное строение — значит, появляются разные другие реакции, когда оно открыто, закрыто, движется», — пояснил эксперт.
Он добавил, иногда прокладки фундамента недостаточно и приходится делать специальную «подсистему» — «колодец», что сказывается на процессе строительства, увеличивая его бюджет.
Ради моста пожертвуют историческими домами
Однако это лишь одна из возможных проблем — для строительства моста придется снести восемь зданий культурного наследия. Среди них — шесть многоквартирных домов, ветеринарная больница и жилищное агентство в Невском районе. Хотя, например, рецензент проекта строительства, архитектор Никита Явейн считает, что эти объекты являются историческими с большой натяжкой, несмотря на то, что согласно документам большинство из них были построены в начале XX века.
«Из восьми домов — пять, написано, что они построены в 17 году. Смею вас уверить, ничего в Петербурге в 17-м году не было построено. Это была революция, война, и с 15-го года всякое строительство прекратилось. Это уже неправда», — рассказал Явейн.
По его мнению, даже визуальный анализ зданий говорит о том, что позже они были полностью перестроены — перебиты проемы, заменены деревянные перекрытия на железобетонные. Эксперт считает, что большинство из этих объектов — 30 – 60-х годов постройки и не несут никакой ценности.
«Итого, выделили более или менее два исторических. Ну, один совсем никакой, непонятно, когда и что он. Второй маленький трехэтажный домик, милый довольно, но никакой, но милый, и соотносится с такой провинциальной архитектурой, которая была на Обуховской Обороны Шлиссельбургского шоссе. Это ж были пригороды, это ж не был город», — заметил специалист.
Трехэтажный домик перекатят — поставят на рельсы и отодвинут на 30 – 40 метров, чтобы сохранить достояние города. Остальные семь, скорее всего, будут снесены.
Какие еще мосты нужны городу?
Самые популярные у автомобилистов и общественного транспорта городские мосты пролегают через Большую и Малую Неву, а также три моста через Большую Невку, соединяющие южную и северную части города. Семь больших мостов — Благовещенский, Дворцовый, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, мост Александра Невского и Володарский, два моста через Малую Неву — Биржевой и Тучков и три моста через Большую Невку — Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский, помогают петербуржцам сократить время пути, однако, по мнению, специалистов, сильно перегружены. Поэтому, считает автоэксперт Дмитрий Попов, Петербургу не хватает как минимум четырех переправ, соединяющих два берега Большой Невы.
«Перегон от Большеохтинского моста до Литейного — самый длинный у нас в городе, и без мостов. И наличие этого моста или перехода в виде туннеля, было бы хорошо», — уточнил эксперт.
Он добавил, что согласно комплексной схеме организации дорожного движения в городе, предполагается, что берега Обводного канала можно сделать односторонними.
«Северный берег поехал в Адмиралтейские верфи, а южный берег приехал сюда, к мосту Александра Невского. Сделать это невозможно, в том числе и по причине того, что у нас, к сожалению, не хватает мостов через Обводный канал. Тоже было бы неплохо построить парочку-троечку мостов», — подытожил Попов.
Стоимость строительства моста
Агеев рассказал, что строительство разводного моста в разы дороже неразводного высокого. Стоимость проекта рассчитывается, исходя из цены квадратного метра проезжей части сооружения.
«Стоимость составляет приблизительно от 1,5 тыс. до 5 тыс. долларов [за кв.м — прим.ред], но это в обычных мостах, автодорожных больших, а что касается разводных, то я боюсь предположить. Очевидно, в разы больше», — пояснил эксперт.
Семь лет для строительства разводного шестиполосного моста — не срок, единодушны эксперты. Однако Агеев считает, что, скорее всего, Большую Смоленскую переправу откроют раньше заявленной даты.
Строительство нового сооружения в Невском районе Петербурга вдохнет новую жизнь в транспортную систему города. Хочется верить, что его открытие положит начало новым проектам, направленным на разгрузку дорог и магистралей Северной столицы.
Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ рассказывали, что семь лет уйдет на строительство нового разводного моста через Неву.