Для чего нужен регистратор переговоров на жд
регистратор служебных переговоров (на железнодорожном транспорте)
143 регистратор служебных переговоров (на железнодорожном транспорте): Техническое средство, предназначенное для автоматизированной документированной записи служебных переговоров, ведущихся в сетях оперативно-технологической связи и радиосвязи диспетчерским оперативным персоналом и дежурными по станциям при поездной и маневровой работе для последующего воспроизведения с целью контроля записанной информации.
Смотреть что такое «регистратор служебных переговоров (на железнодорожном транспорте)» в других словарях:
регистратор служебных переговоров (на железнодорожном транспорте) — Техническое средство, предназначенное для автоматизированной документированной записи служебных переговоров, ведущихся в сетях оперативно технологической связи и радиосвязи диспетчерским оперативным персоналом и дежурными по станциям при поездной … Справочник технического переводчика
регистратор — 3.2.3 регистратор (registrar): Лицо или организация, уполномоченные регистрационным органом подготавливать и сопровождать регистры. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 53953-2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53953 2010: Электросвязь железнодорожная. Термины и определения оригинал документа: 39 (железнодорожная) телеграфная сеть: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность коммутационных станций и узлов,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации — Терминология Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: автоматическая локомотивная сигнализация как самостоятельное средство сигнализации и связи система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16 мая 2011 г. N 1040р «Об утверждении Инструкции о порядке использования локомотивных регистраторов переговоров РПЛ-2»
В целях установления единого порядка использования локомотивных регистраторов переговоров РПЛ-2:
2. Начальникам железных дорог, первому заместителю начальника Дирекции тяги Мишину С.П., начальнику Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Лубягову A.M. обеспечить доведение до сведения причастных работников утвержденную настоящим распоряжением Инструкцию и ее выполнение.
3. Признать утратившим силу с 1 июня 2011 г. распоряжение ОАО «РЖД» от 6 июля 2009 г. N 1429р «Об утверждении Технологической инструкции о порядке снятия, передачи и использования информации с использованием подсистемы автоматизированной записи, воспроизведения и хранения звуковых файлов локомотивного регистратора переговоров (РПЛ-2) в локомотивных депо ОАО «РЖД».
4. Первому заместителю начальника Дирекции тяги Мишину С.П., начальнику Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Лубягову А.М., начальнику Департамента по организации, оплате и мотивации труда Саратову С.Ю. организовать в 2012 году разработку нормативов трудоемкости работ по снятию звуковых файлов с блока локомотивного регистратора на портативный компьютер и записи звуковых файлов в базу данных АСУТ.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Инструкция
о порядке использования локомотивных регистраторов переговоров РПЛ-2
(утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 16 мая 2011 г. N 1040р)
1.1. Система автоматизированной записи, хранения и воспроизведения звуковых файлов локомотивного регистратора переговоров создана с целью контроля за выполнением установленного регламента переговоров при поездной и маневровой работе на инфраструктуре ОАО «РЖД», повышения качества расследования причин событий, связанных с нарушением безопасности движения, а также повышения уровня подготовки локомотивных бригад.
1.3. На рабочих местах работников, ответственных за запись в базы данных и прослушивание звуковых файлов РПЛ должно использоваться специализированное программное обеспечение.
1.4. Требования настоящей Инструкции обязательны для работников эксплуатационных и ремонтных локомотивных депо, дирекций тяги и по ремонту тягового подвижного состава.
2. Порядок использования регистраторов переговоров РПЛ-2 с интегрированным модулем памяти
В разделе определен порядок использования локомотивных Регистраторов, установленных на локомотивы в период 2008-2009, при использовании которых предусмотрена запись звуковых файлов РПЛ на серверы ИВЦ ремонтным персоналом при проведении технического обслуживания и текущих видов ремонта тягового подвижного состава.
2.1. Начальники ремонтных локомотивных депо, осуществляющих техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов оборудованных регистраторами переговоров, своими приказами устанавливают:
— порядок технического обслуживания и ремонта локомотивных Регистраторов с внесением соответствующих дополнений в технологическую документацию;
— порядок ведения и место хранения журнала «Техническое состояние РПЛ-2 и РПЛ-2М»;
— персональную ответственность работников ремонтных локомотивных депо за сохранность оборудования Регистраторов при нахождении локомотивов в ремонтных депо;
— работников ответственных за своевременный съём звуковых файлов с локомотивных регистраторов, запись на серверы ИВЦ звуковых файлов РПЛ в ходе проведения технического обслуживания или текущих ремонтов локомотивов;
— порядок ведения отчетности.
2.2. При каждом заходе локомотивов на техническое обслуживание или ремонт назначенный работник ремонтного депо удостоверяется в исправности оборудования Регистраторов, производит съем информации с локомотивного Регистратора и далее, в течение текущей рабочей смены, производит запись звуковых файлов РПЛ на сервер ИВЦ.
2.3. В ремонтном локомотивном депо, осуществляющем обслуживание локомотивов, оборудованных Регистраторами, ведется учет технического состояния локомотивных Регистраторов в специальном Журнале «Техническое состояние РПЛ-2 и РПЛ-2М», в котором регистрируется следующая информация: дата записи в журнале, серия ТПС, N ТПС, депо приписки ТПС, заводской N регистратора РПЛ, техническое состояние регистратора РПЛ и его оборудования, дата ремонта РПЛ (заполняется при выполнении ремонта), примечание (регистрация проведенных работ и т.д.). Разделы журнала могут включать в себя и дополнительные разделы, предусмотренные приказом по депо.
2.4. Ремонтные локомотивные депо должны быть обеспечены запасными, исправными и опломбированными в установленном порядке блоками РПЛ-2 и модулями микрофонов для замены снимаемых с локомотивов для периодического осмотра или по неисправности, а также запасом других комплектующих по нормам, но не менее 10% от общего количества устройств.
2.5. Ежемесячно главный инженер ремонтного локомотивного депо осуществляет проверку полноты и правильности ведения Журнала «Техническое состояние РПЛ-2 и РПЛ-2М» с соответствующей отметкой.
2.6. Начальники эксплуатационных локомотивных депо своими приказами устанавливают:
— порядок взаимодействия с ремонтными локомотивными депо, осуществляющими запись звуковых файлов на серверы ИВЦ и техническое обслуживание Регистраторов;
— порядок приемки локомотивов, оборудованных Регистраторами локомотивными бригадами в депо или при смене локомотивных бригад на путях станции;
— порядок регистрации и контроля технического состояния локомотивных регистраторов в «Журнале технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава» ф. ТУ-152. На первой странице журнала ф. ТУ-152 должна быть отметка «Локомотив оборудован регистратором переговоров РПЛ-2».
— персональную ответственность работников эксплуатационных депо за сохранность локомотивных Регистраторов и их оборудования;
— порядок прослушивания звуковых файлов РПЛ командно-инструкторским составом эксплуатационного локомотивного депо, в том числе и перед выполнением контрольно-инструкторских поездок (не менее 5-ти поездок, при их наличии в базе данных);
— порядок рассмотрения (не реже одного раза в месяц) результатов прослушивания звуковых файлов и ведения отчетности.
2.7. Порядок использования информации локомотивных Регистраторов в эксплуатационных локомотивных депо устанавливается в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей Инструкции.
3. Порядок использования локомотивных регистраторов РПЛ-2М с внешним Flash-накопителем
В Разделе определен порядок использования модифицированных локомотивных Регистраторов, устанавливаемых на локомотивы с 2010 года.
Модификация локомотивных Регистраторов позволяет, используя персональные накопители информации, выдаваемые локомотивной бригаде перед поездкой, контролировать средствами системы АСУТ выполнение регламента переговоров без привлечения работников ремонтных локомотивных депо к процессам записи звуковых файлов в базы данных.
3.1. Начальники эксплуатационных локомотивных депо своими приказами устанавливают:
— порядок приемки локомотивов, оборудованных Регистраторами, при нахождении локомотивов на тракционных путях ремонтных и эксплуатационных локомотивных депо;
— порядок регистрации и контроля технического состояния локомотивных регистраторов в «Журнале технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава» ф. ТУ-152. На первой странице Журнала ф. ТУ-152 должна быть отметка «Локомотив оборудован регистратором переговоров РПЛ-2».
— персональную ответственность работников за сохранность локомотивных Регистраторов и персональных Flash-накопителей;
— порядок оборота персональных Flash-накопителей (выдача машинисту перед поездкой, прием накопителей на считывание звуковых файлов после поездки персоналом эксплуатационного локомотивного дело, хранение, порядок возмещения в случае утраты или порчи) исходя из местных условий работы;
— рабочее место, оборудованное персональным компьютером, подключенным к сети передачи данных СПД ОАО «РЖД» с установленным специализированным клиентским приложением для переноса звуковых файлов РПЛ на сервер ИВЦ, обеспечивающим возможность выполнения поставленных задач;
— списки должностных лиц, ответственных за своевременную запись звуковых файлов РПЛ-2 с Flash-накопителей на серверы ИВЦ;
— порядок прослушивания звуковых файлов РПЛ командно-инструкторским составом эксплуатационного локомотивного депо;
— порядок рассмотрения (не реже одного раза в месяц) результатов прослушивания звуковых файлов и ведения отчетности.
3.2. Перед поездкой, локомотивной бригаде выдаются персональные Flash-накопители. Локомотивная бригада, убедившись в исправности локомотивного Регистратора, устанавливает в локомотивный регистратор переговоров Flash-накопитель и не извлекает его из регистратора на протяжении всей поездки.
3.3. При вынужденной замене ТПС в течение поездки, Flash-накопитель из регистратора переговоров изымается машинистом.
3.4. Приемка и выдача Flash-накопителей локомотивным бригадам эксплуатационных депо производится с регистрацией в специальном журнале.
3.5. В случае отсутствия звуковых файлов в Flash-накопителе, принятом для считывания, ответственный работник эксплуатационного локомотивного депо немедленно докладывает руководству депо рапортом для последующего разбора.
3.6. В эксплуатационном локомотивном депо, имеющем в приписном парке локомотивы, оборудованные Регистраторами, ведется учет технического состояния локомотивных Регистраторов.
3.7. Главный инженер эксплуатационного локомотивного депо рассматривает работу локомотивных Регистраторов одновременно с рассмотрением итогов работы приборов безопасности и включает в ежемесячный анализ по безопасности движения поездов.
3.8. Еженедельно главный инженер эксплуатационного депо осуществляет проверку технического состояния и анализ использования Регистраторов локомотивов приписного парка.
3.9. Должностные лица, осуществляющие съем информации с регистраторов при обнаружении неисправности регистратора переговоров или персональных Flash-накопителей немедленно докладывают рапортом руководству депо с оформлением соответствующей записи в Журнале «Техническое состояние РПЛ-2 и РПЛ-2М»,
3.10. Машинистами-инструкторами эксплуатационного локомотивного депо перед выполнением контрольно-инструкторских поездок, одновременно с проверкой 5-ти (пяти) скоростемерных лент, производится прослушивание звуковых файлов РПЛ этих поездок.
3.11. По итогам прослушивания записей РПЛ делается соответствующая запись в Автоматизированное рабочее место машиниста-инструктора «АРМ ТЧМИ» о результатах прослушивания файлов регистратора переговоров.
3.12. При выявлении нарушений регламента переговоров производится копирование звуковых файлов с нарушением на отдельный носитель и разбор с последующим принятием профилактических мер к работникам, допустившим нарушения и доведения до работников локомотивных бригад на производственных совещаниях.
3.13. Ежемесячно начальниками эксплуатационных локомотивных депо осуществляется рассмотрение результатов прослушивания файлов локомотивного регистратора на отчетах машинистов-инструкторов.
3.14. Начальники ремонтных локомотивных депо приказами устанавливают:
— порядок контроля и ответственность работников ремонтных локомотивных депо за техническое состояние локомотивных Регистраторов при нахождении локомотивов на тракционных путях ремонтных депо;
— порядок ведения и место хранения Журнала «Техническое состояние РПЛ-2 и РПЛ-2М»;
— порядок технического обслуживания и ремонта локомотивных Регистраторов при ремонте тягового подвижного состава с внесением соответствующих дополнений в технологическую документацию.
4. Хранение звуковых файлов
4.1. Звуковые файлы РПЛ и технологическая информация на серверах ИВЦ хранятся 30 суток. По истечении установленного срока хранения, звуковые файлы РПЛ и информация удаляются в автоматическом режиме.
4.2. Для архивации прослушанных звуковых файлов и выявленных нарушений регламента служебных переговоров, отчетные данные, формируемые в АСУТ, своевременно сохраняются на персональных компьютерах ответственных работников.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 16 мая 2011 г. N 1040р «Об утверждении Инструкции о порядке использования локомотивных регистраторов переговоров РПЛ-2»
Текст распоряжения официально опубликован не был
Для чего нужен регистратор переговоров на жд
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259 «Об утверждении Свода правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»»
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 48, ст. 5608), Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 32, ст. 3342; 2006, № 15, ст. 1612, № 24, ст. 2601, № 52 (ч. 3), ст. 5587; 2008, № 8, ст. 740, № 11 (ч. 1), ст. 1029, № 17, ст. 1883, № 18, ст. 2060, № 22, ст. 2576, № 42, ст. 4825, № 46, ст. 5337; 2009, № 3, ст. 378, № 4, ст. 506, № 6, ст. 738, № 13, ст. 1558, № 18 (ч. 2), ст. 2249, № 32, ст. 4046, № 33, ст. 4088, № 36, ст. 4361, № 51, ст. 6332; 2010, № 6, ст. 650, № 6, ст. 652, № 11, ст. 1222, № 12, ст. 1348, № 13, ст. 1502, № 15, ст. 1805, № 25, ст. 3172, № 26, ст. 3350, № 31, ст. 4251; 2011, № 14, ст. 1935, № 26, ст. 3801, ст. 3804, № 32, ст. 4832, № 38, ст. 5389, № 46, ст. 6526, № 47, ст. 6660, № 48, ст. 6922; 2012, № 6, ст. 686, № 14, ст. 1630, № 19, ст. 2439, № 44, ст. 6029, № 49, ст. 6881; 2013, № 5, ст. 388, № 12, ст. 1322, № 26, ст. 3343, № 33, ст. 4386, № 38, ст. 4821, № 45, ст. 5822; 2014, № 12, ст. 1286, № 18 (ч. 4), ст. 2177), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Свод правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью».
2. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2014 г.
Министр | М.Ю. Соколов |
Свод правил
«Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью»
(утв. приказом Министерства транспорта РФ от 18 сентября 2014 г. № 259)
Дата введения 20__ г.
Предисловие
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездной радиосвязи на железнодорожном транспорте в Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения
ГОСТ Р 54959-2012 Железнодорожная электросвязь. Поездная радиосвязь. Технические требования и методы контроля
ГОСТ Р 55057-2012 Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения
ГОСТ Р 55056-2012 Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения.
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем своде правил применены термины по ГОСТ Р 53953, ГОСТ Р 55057-2012 «Железнодорожный транспорт. Подвижной состав. Основные термины и определения», ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 абонент поездной радиосвязи: Работник владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, использующий в соответствии со своей должностной инструкцией средства поездной радиосвязи для ведения служебных переговоров.
3.2 владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру железнодорожного транспорта на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующих лицензии и договора*(1).
3.3 выделение полосы радиочастот: Разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и/или ввоза на территорию Российской Федерации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.
3.4 высокоскоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростями свыше 200 км/ч.
3.5 государственная комиссия по радиочастотам; ГКРЧ: Межведомственный коллегиальный орган по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи.
3.6 железнодорожная линия: Комплекс железнодорожных путей, сооружений и устройств, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий функциональные подсистемы: железнодорожного пути, станционную, железнодорожного электроснабжения, железнодорожной автоматики и телемеханики, железнодорожной электросвязи»*(2).
3.7 зона радиопокрытия: Территория, в пределах которой существует техническая возможность предоставления и использования услуг поездной радиосвязи, подтвержденная владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3.8 инфраструктура железнодорожного транспорта: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, системы, устройства и оборудование.
3.9 использование радиочастот: Обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других, не запрещенных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целей.
Примечание- Необходимость получения разрешения на пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой определяют в соответствии с «Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5].
3.10 перевозчик: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
3.11 радиоэлектронные средства: РЭС: Технические средства, предназначенные для передачи и/или приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и/или приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.
3.12 распределение полос радиочастот: Определение предназначения полос радиочастот посредством записей в «Таблице распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации» [5], на основании которых выдается разрешение на использование конкретной полосы радиочастот, а также устанавливаются условия такого использования.
3.13 средства поездной радиосвязи: РЭС, применяемые в поездной радиосвязи.
3.14 сеть железнодорожной радиосвязи: Сеть железнодорожной электросвязи, представляющая собой совокупность средств железнодорожной радиосвязи и среды распространения радиоволн, предназначенная для связи между стационарными и подвижными абонентами, участвующими в выполнении технологических процессов, и (или) для передачи данных информационных и управляющих систем*(3).
3.15 система поездной радиосвязи; система ПРС: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления движением поездов, обеспечивающая обмен информацией между машинистами подвижного состава и оперативным диспетчерским персоналом диспетчерских центров управления, дежурными по станциям и переездам, машинистами встречных и вслед идущих поездов и другим персоналом, связанным с поездной работой*(4).
3.16 скоростной участок: Железнодорожная линия, на которой на всей ее длине или на отдельных ее частях обращаются пассажирские поезда со скоростью от 141 до 200 км/ ч.
3.17 техническое обслуживание: Комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности средств поездной радиосвязи, других устройств и сооружений поездной радиосвязи при использовании по назначению, а также при хранении и транспортировании.
3.18 уполномоченное подразделение: Подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, в сферу деятельности которого входит организация поездной радиосвязи.
3.19 эксплуатация радиоэлектронных средств: Целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.
4 Общие положения
4.2 Настоящие Правила предназначены для применения владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью.
Взаимодействие владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса определяется положениями Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] и «О связи» [2].
4.3 Использование поездной радиосвязи при организации движения поездов, в том числе при неисправностях поездной радиосвязи, осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.4 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта организует поездную радиосвязь для работников владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса (абонентов поездной радиосвязи), определенных Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
4.5 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3] может вносить изменения в перечень абонентов поездной радиосвязи при изменении технологии перевозочного процесса, при вводе в эксплуатацию новых технических средств.
4.6 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта предоставляет участникам железнодорожного перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Предоставление услуг связи осуществляется на основании соответствующих договоров между владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса на оказание услуги подвижной радиосвязи в выделенной сети связи в соответствии с лицензией владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В отдельных случаях допускается самостоятельное получение перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса разрешений на использование выделенных владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта радиочастот и регистрация принадлежащих им РЭС. В этом случае владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта согласовывает заявку на получение разрешения на использование номиналов частот конкретным участником перевозочного процесса. Разрешения на использование радиочастот выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).[2]
4.7 Все РЭС, используемые в поездной радиосвязи владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, имеют позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения.
Позывные сигналы для опознавания РЭС гражданского назначения образовываются в соответствии с определенным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) порядком [4] на основании обращения владельца РЭС на получение свидетельства об образовании позывного сигнала и заключения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования РЭС.
Позывные сигналы для РЭС, работающих в цифровых системах поездной радиосвязи, у которых формируются сигналы опознавания избирательного вызова, в том числе передаваемые автоматически, не образовываются.
Структура позывных сигналов для РЭС поездной радиосвязи железнодорожного транспорта, соответствующая порядку, определенному в [4], приведена в таблице 1.
4.8 На каждой железнодорожной линии (участке железной дороги) на железнодорожном подвижном составе применяют РЭС, используемые перевозчиками и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, совместимые с системой поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта.
4.9 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС (стационарные, возимые, носимые радиостанции и другие РЭС), имеющие подтверждение соответствия требований и параметров, установленных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с ГОСТ Р 54959.
4.10 Все участники перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, применяют РЭС, прошедшие регистрацию в федеральных органах исполнительной власти в установленном порядке.
Свидетельство о регистрации РЭС является документом, разрешающим эксплуатацию радиостанций.
Регистрацию РЭС выполняют уполномоченные подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.
Свидетельства о регистрации РЭС хранят на правах документов строгой отчетности у ответственных за эксплуатацию РЭС, назначенных приказом по подразделению владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса, на балансе которого находятся данные РЭС.
Копии свидетельств о регистрации РЭС, принадлежащих подразделениям, хранят в уполномоченных подразделениях владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса.
5 Порядок вызова и ведения переговоров по поездной радиосвязи
5.1 Порядок ведения переговоров по поездной радиосвязи определяет Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации [3].
5.2 С учетом особых случаев организации движения поездов (например, скоростные и высокоскоростные участки) владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта может разрабатывать и утверждать отдельные регламенты переговоров.
5.3 Абоненты поездной радиосвязи при ведении переговоров используют позывные РЭС в соответствии с 4.7.
5.4 Формы обращения при ведении переговоров и последовательность их передачи:
5.4.1 Вызов требуемого абонента поездной радиосвязи:
— «Дежурный по станции, название станции»;
— «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности объекта), название объекта (или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции)»;
— «Дежурный по депо, название депо»;
— «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава)»;
— «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда»;
5.4.2 Ответ вызываемого абонента поездной радиосвязи:
— «Поездной диспетчер, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по станции, название станции, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по депо, название депо, фамилия, слушаю»;
— «Дежурный по железнодорожному переезду (посту охраны, посту безопасности), название железнодорожного переезда (поста охраны, поста безопасности объекта) или указание его местоположения на перегоне или железнодорожной станции), фамилия, слушаю»;
— «Машинист поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), номер поезда (моторвагонного поезда, единицы специального самоходного подвижного состава), слушаю»;
— «Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда, номер поезда, слушаю».
5.4.3 После получения ответа от вызываемого абонента поездной радиосвязи вызывающий абонент называет себя в соответствии с пунктом 5.4.1 и передает текст сообщения или запроса.
5.4.4 Порядок вызова и ведения переговоров определяется видом системы поездной радиосвязи, которая используется владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта.
5.4.4.1 В аналоговых системах поездной радиосвязи абоненты поездной радиосвязи используют групповые вызовы абонентов. РЭС, работающие в аналоговых сетях поездной радиосвязи, обеспечивают посылку вызывных сигналов частотой 700 или 2100 Гц для вызова поездного диспетчера; 1400 Гц для вызова дежурных по железнодорожным станциям, железнодорожным переездам, постам охраны, постам безопасности, депо; 1000 Гц для вызова машинистов поездов, специального самоходного подвижного состава, начальников (механиков-бригадиров) пассажирских поездов. Прием вызывного сигнала переводит всю группу РЭС в режим приема.
5.4.4.2 В случае использования владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта цифровых систем поездной радиосвязи при вызове абонентов поездной радиосвязи используют как групповые, так и индивидуальные вызовы.
Порядок вызова абонентов поездной радиосвязи в цифровой системе радиосвязи определяется алгоритмом работы используемой системы.
При этом уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает контроль за включением РЭС абонентов поездной радиосвязи владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиков и других участников железнодорожного перевозочного процесса в план нумерации цифровой системы поездной радиосвязи с назначением индивидуальных номеров РЭС и номеров групп, в которых эти РЭС работают.
5.4.5 В тех случаях, когда необходимо обратить внимание всех абонентов поездной радиосвязи, находящихся в зоне радиопокрытия вызывающей радиостанции, передают сообщение: «Внимание, внимание! Слушайте все».
На железнодорожных линиях, оснащенных аналоговыми системами поездной радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов в соответствии с пунктом 5.4.4.1.
На железнодорожных линиях, оснащенных цифровыми системами радиосвязи, сообщение передается последовательно поездному диспетчеру, дежурным по станции и машинистам поездов с использованием групповых вызовов в соответствии с пунктом 5.4.4.2. При возможности нахождения на железнодорожной линии подвижного состава, не оснащенного РЭС цифровых систем поездной радиосвязи, машинистам поездов сообщение передается дополнительно с использованием аналоговых РЭС поездной радиосвязи в соответствии с пунктом 5.4.4.1.
Каждый, кто услышал данное сообщение, прекращает переговоры по поездной радиосвязи, внимательно выслушать сообщение, подтвердить факт приема информации в соответствии с пунктом 5.4.2, соблюдая установленный регламент переговоров, и при необходимости принять меры к обеспечению безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов, установленные в [3].
6 Порядок использования средств поездной радиосвязи
6.1 Поездная радиосвязь организуется владельцем инфраструктуры в диапазонах радиочастот, выделенных решениями ГКРЧ для организации сетей железнодорожной радиосвязи.
Поездная радиосвязь может быть реализована и в других частотных диапазонах в соответствии с таблицей распределения полос частот, принятой постановлением Правительства Российской Федерации [5], и при условии получения установленным порядком решения ГКРЧ по выделению полос радиочастот для функционирования поездной радиосвязи.
6.2 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта при организации поездной радиосвязи использует РЭС, технические характеристики которых соответствуют ГОСТ Р 54959.
6.3 Все средства поездной радиосвязи обеспечивают круглосуточный режим работы.
6.4 Все РЭС, находящиеся в работе, постоянно включены. Стационарные и возимые радиостанции имеют контроль включенного состояния; носимые радиостанции имеют индикаторы разряда аккумуляторных батарей.
6.5 Все работники, пользующиеся средствами поездной радиосвязи, обязаны следить за их исправностью. О каждом случае нарушения исправного действия средств поездной радиосвязи необходимо предоставлять информацию сменному персоналу уполномоченного подразделения с регистрацией сообщения в документе установленной формы.
6.6 Каждый случай неисправности и выключения средств поездной радиосвязи во время производства работ рассматривается не позднее трехсуточного срока совместно руководителями подразделений, пользующихся поездной радиосвязью, и руководителем соответствующего уполномоченного подразделения владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса. По результатам рассмотрения определяют мероприятия по устранению выявленных нарушений, назначают исполнителей и сроки выполнения работ. Контроль за выполнением работ осуществляет уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса в зависимости от принадлежности РЭС поездной радиосвязи.
6.7 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, формируют перечень должностей, допущенных к пользованию РЭС поездной радиосвязи.
6.8 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчик и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, обеспечивают документированную регистрацию переговоров, ведущихся по поездной радиосвязи, на всех участках железных дорог, определенных владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта [3].
6.9 При пользовании поездной радиосвязью запрещается:
— передавать сведения, не подлежащие передаче по радиоканалу открытым текстом; перечень сведений, не подлежащих передаче по радиоканалу открытым текстом, в зоне своей ответственности устанавливают владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью;
— применять в сообщениях произвольные шифры, коды и сокращения;
— передавать сообщения при занятом канале поездной радиосвязи (данное требование включают в инструкции по пользованию средствами радиосвязи аналоговых систем поездной радиосвязи), кроме ситуаций, угрожающих жизни людей, безопасности движения поездов или сохранности перевозимых грузов и определенных регламентом переговоров, утвержденным владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта;
— вести переговоры, не связанные непосредственно с технологией работы и обеспечением безопасности движения поездов;
— беспорядочно нажимать тангенту микротелефонной трубки, кнопки на пультах управления средствами поездной радиосвязи.
6.10 Порядок пользования средствами поездной радиосвязи (радиостанциями, пультами управления и др.) при установлении соединений, вызове и ведении переговоров определяется инструкциями, утверждаемыми владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчиком и другими участниками железнодорожного перевозочного процесса, пользующимися поездной радиосвязью. Инструкции разрабатываются на основе технической документации на все средства поездной радиосвязи, используемые в подсистеме инфраструктуры «Железнодорожная электросвязь» на железнодорожной линии (участке железной дороги), на железнодорожном подвижном составе и при оснащении абонентов поездной радиосвязи носимыми радиостанциями.
6.11 Работники владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса, пользующиеся поездной радиосвязью, проходят обязательное обучение, предусматривающее проверку знаний по пользованию средствами поездной радиосвязи, находящимися в их ведении. Порядок и сроки проведения обучения и проверки знаний определяются уполномоченным подразделением владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, перевозчика или другого участника железнодорожного перевозочного процесса.
7 Обеспечение функционирования поездной радиосвязи
7.1 Владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта обеспечивает зоны радиопокрытия для абонентов поездной радиосвязи в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации [3].
7.2 Параметры поездной радиосвязи, характеризующие зоны радиопокрытия, устанавливаются владельцем инфраструктуры в соответствии с ГОСТ Р 54959.
7.3 Уполномоченное подразделение владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта проводит контроль параметров поездной радиосвязи в соответствии с ГОСТ Р 54959.
Проверка поездной радиосвязи осуществляется путем контроля (измерения) параметров поездной радиосвязи с использованием следующих технических средств:
— единой системы мониторинга и администрирования сети технологической связи;
— вагонов-лабораторий радиосвязи и диагностических комплексов, оснащённых специальным оборудованием для контроля поездной радиосвязи;
— специальных тестирующих и измерительных комплексов и приборов.
Порядок и периодичность проверки работоспособности и контроля параметров поездной радиосвязи устанавливает владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта в соответствии с техническими характеристиками системы поездной радиосвязи на железнодорожной линии и технической документацией производителя средств поездной радиосвязи.
7.4 Перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса обеспечивают контроль принадлежащих им средств поездной радиосвязи на соответствие требованиям ГОСТ Р 54959. Порядок и периодичность проведения контроля параметров РЭС устанавливают перевозчики и другие участники железнодорожного перевозочного процесса в соответствии с технической документацией производителя РЭС.
*(1) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 76
*(2) ГОСТ Р 55056-2012 «Железнодорожный транспорт. Основные понятия. Термины и определения», статья 80
*(3) ГОСТ Р 53953-2010, статья 45
*(4) ГОСТ Р 53953-2010, статья 49
Библиография
[1] | Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ. | «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» |
---|---|---|
[2] | Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ | «О связи» |
[3] | приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 286 | Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (Зарегистрирован Минюстом России 28 января 2011 г., регистрационный № 19627) |
[4] | приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12 января 2012 г. № 4 | «Порядок образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения» (Зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2012 г., регистрационный № 23641) |
[5] | постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1049-34 | «Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации» |
Обзор документа
Разработан Свод правил «Электросвязь железнодорожная. Правила пользования поездной радиосвязью».
Он распространяется на порядок ведения переговоров и использование средств поездной радиосвязи на ж/д транспорте.
Владелец инфраструктуры предоставляет участникам перевозочного процесса право пользования поездной радиосвязью. Услуги оказываются на основании договоров в соответствии с лицензией.
Урегулирован порядок вызова и ведения переговоров по поездной радиосвязи. Закреплена процедура применения спецсредств.