Для чего нужен репин

Илья Репин: мистический гений

Художник Илья Репин — один из немногих мастеров 19-го века, в творчестве которых нашёл своё выражение героизм русского революционного движения.

Биография Ильи Репина

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 года. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.
А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.
Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Первым произведением на эту тему стал упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

О Репине заговорили после появления в 1873 году его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Стрекоза, 1884. (wikipedia.org)

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Источник

Что нужно знать о Репине и его картинах перед походом на ретроспективу в Русском музее?

Подписаться:

Поделиться:

Русский музей открыл масштабную выставку работ главного отечественного реалиста. Специально к ретроспективе редакция «Собака.ru» подготовила краткий гид по жизни и творчеству Ильи Репина в формате азбуки — скорее всего именно там вы впервые увидели его хрестоматийные произведения.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Автопортрет, 1878 год. Из коллекции ГРМ

Репин еще при жизни получил статус мэтра и главного русского художника современности: показ его холстов на выставках вызывал не меньший резонанс в прессе, чем выход фильма Тарантино сейчас. Именно глазами Репина мы смотрим на отечественную историю — учебники и энциклопедии растиражировали его образы Ивана Грозного, Царицы Софьи, запорожцев, народовольцев и крестьян, чиновников и промышленников, писателей и композиторов. Говорим «Мусоргский» — и перед глазами портрет кисти Репина. «Лев Толстой» — то же самое. Художника критиковали за «всеядность»: он писал на библейские сюжеты и одновременно о «народной доле», от сказок переходил к «жанру иностранной жизни», от нежных детских портретов — к историческим полотнам. «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие», — парировал Илья Ефимович. Ретроспектива художника, чьи полотна знают даже те, кто никогда не ходил в музей, не просто еще один потенциальный «блокбастер». Два крыла корпуса Бенуа займет не живопись, развешенная в тематическо-хронологическом порядке. Как ни банально — это российский культурный код и художественная «скрепа». Репин к такой характеристике, наверняка отнесся бы с юмором и самоиронией:

250 живописных и графических работ Ильи Репина, в том числе 75 из Третьяковской галереи, можно будет посмотреть в Русском музее до 9 марта, а генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Диоген и Мальчик, 1867 год. Из собрания ГРМ

Академия Художеств

Мог ли предположить 19-летний Илья Репин из Чугуева, начинающий иконописец, непринятый в Императорскую академию художеств, что через 81 год ее назовут его именем? « Ax, в Aкaдeмию? Дa гдe вы гoтoвилиcь? Ax, вoт эти мaлeнькиe pиcyнoчки? Нy, вaм eщe дaлeкo дo Aкaдeмии xyдoжecтв. Идитe в pиcoвaльнyю шкoлy: y вac ни тyшeвки, ни pиcyнкa нeт eщe», — так реакцию конференц-секретаря на его работы Репин вспоминал в книге «Далекое близкое». Уже через год он окажется в здании на Университетской набережной вольнослушателем. 8 лет в стенах Академии, полученная Золотая медаль и пенсионерство за рубежом кардинально изменили отношение художника к альма-матер: «Процветание Академии художеств доказывает деспотизм и низкую цивилизацию страны, а главное, ничтожную частную инициативу. Везде, где замечательные художники берут к себе учеников и учат их в мастерских, академии играют ничтожную роль и приходят к забвению». Слова, кстати, очень созвучные разговорам некоторых современных студентов — кажется, за 150 лет ничего не изменилось.

В 1893 году, в разгар реформы Академии, Репина пригласили преподавать — он отнесся к этой миссии крайне серьезно: изучал зарубежный опыт, объездил лучшие европейские музеи. В письмах он объяснял возвращение к Академии, которое, кстати, осудил его близкий друг Стасов: «Если Академия дает стены, дает полную автономию преподавателям, полную свободу устройства своих выставок, так отчего же им теперь ломаться?» «Вы говорите, Академия не нужна. Тогда не нужны и университеты, не нужны и школы рисования, не нужны и школы грамотности. Передвижники (самое богатое у нас общество художников) не завели ни одной школы учеников за 20 лет! Где же учиться прикажете русской молодежи художников. », — резонные замечания Репин подтвердил собственными педагогическими успехами. В его мастерской занимались Сомов, Фешин, Кустодиев, Малявин.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Бурлаки на Волге, 1873 год. Из собрания ГРМ

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Бурлаки. Эскиз. 1870 год. Из собрания ГРМ

«Бурлаки на Волге», 1873 год

25-летний Репин днями и ночами готовится к конкурсу на Малую золотую медаль Академии на тему «Иов и его друзья» — ветхозаветный мученик, потерявший детей и имущество, предстает перед старыми друзьями. Сокурсник зовет художника писать этюды на Неву — за город: природа, красивая публика, девушки. «Я уже боюсь даже глаза останавливать: втянут, не оторвать потом, будут грезиться и во сне. ». Тогда Репин впервые видит бурлаков: «Я никогда еще не был на большой судоходной реке и в Петербурге, на Неве, ни разу не замечал этих чудищ «бурлаков» (у нас в Чугуеве бурлаком называют холостяка бездомного). О боже, зачем же они такие грязные, оборванные?» В тот год появился замысел картины, которую он начнет писать после первой поездки на Волгу в 1870 году. На академическом просмотре эскизов и этюдов в конференц-зале Академии художеств великий князь Владимир Александрович пообещал заплатить 3000 рублей за исполнение будущей картины с сюжетом на тему труда бурлаков. В последствии он повесит полотно в своей бильярдной. Работа займет целых три года. Впервые петербургская публика увидит ее на экспозиции вещей, отобранных для отправки на Всемирную выставку в Вену. Академист Федор Бруни, автор знаменитого «Медного змия», назвал «Бурлаков» «Великой профанацией искусства». Чиновники восклицали, мол, давно уже никто не использует такой варварский способ перевозки грузов. Одним из главных защитников полотна выступил Стасов, который в письме редактору «Санкт-Петербургских ведомостей» писал: «Взгляните только на «Бурлаков» г. Репина, и вы тотчас же принуждены будете сознаться, что подобного сюжета никто еще не смел брать у нас и что подобной глубоко потрясающей картины из народной русской жизни вы еще не видали, даром что и этот сюжет, и эта задача уже давно стоят перед нами и нашими художниками». Критик лукавит: на ту же тему в 1866 году создал картину В.В. Верещагин, а за два года до репинских «Бурлаков» свое видение каторжного труда на Волге представил Алексей Саврасов.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Воскрешение дочери Иаира, 1871 год. Из собрания ГРМ

«Воскрешение дочери Иаира», 1871 год

Картина была написана к конкурсу на Большую золотую медаль Академии — она давала право на поездку заграницу или «пенсионерство». Конкурсной темой был библейский сюжет (изображение сцен из «народной жизни» в Академии было нонсенсом) — Иисус воскрешает 12-летнюю дочь правителя синагоги. Как вспоминал Стасов: «Он долго не хотел браться за нее, предпочитая лучше пропустить конкурс, чем делать что-то не идущее к его вкусам и понятиям — порядочная редкость между художниками! Но вдруг ему пришла в голову мысль, которая сделала возможным исполнение картины, даже и на классический сюжет. Он вспомнил сцену из времени своего отрочества: ту минуту, когда вошел в комнату, где лежала только что скончавшаяся его двоюродная сестра, молоденькая девочка. В его памяти возникло тогдашнее чувство, полумрак комнаты, слабо мерцающий красный огонь свечей, бледное личико маленькой покойницы, закрытые глаза, сложенные тощие ручки, худенькое тельце, выделяющееся словно в дыму, важная торжественность и глубокое молчание кругом — и вот из этих, выплывших теперь ощущений, глубоко запавших прежде в юной душе, он задумал создать свою картину». Репин решительно меняет подход к восприятию сцены: основное действие переносится в левую часть изображения, нарушается фризовая постановка фигур с целью выделения главного смыслового центра, замыкающегося на прикосновениях рук стоящего Христа и лежащей дочери Иаира. Интересно сравнивать свето-теневые решения и колорит репинской картины с другой конкурсной работой на тот же сюжет в исполнении Василия Поленова. Медали, кстати, получили оба художника.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Отдых,1882 год. Из собрания ГТГ

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Портрет Наталии Нордман-Северовой, 1909 год. Из собрания НГОМЗ

Первый брак 26-летний Репин заключил с 16-летней Верой Шевцовой — дочерью архитектора Алексея Шевцова, который принимал участие в строительстве несохранившейся церкви Воскресения в Коломне. Известно высказывание Корнея Чуковского, который дружил с художником в 1910-е: «Первая семья Репина по своей некультурности проявляла мало интереса к его творчеству». Это, конечно, преувеличение: Вера много позировала Илье Ефимовичу, да и сама училась рисованию. Кроме того, происходила из семьи образованной. «Вера искусством не занимается, к сожалению, — дети мешают и собственная медлительность», — писал Репин в письме Стасову. О внимании жены к работе мужа сообщала дочь коллекционера Третьякова, которая передает слова Веры: «И вот придет Илья, начнет рассказывать о своей работе в тот день над своими картинами — и усталость моя мгновенно исчезает. Ложусь спать счастливая, полная энергии на будущий день. Тогда я забываю и свое, надоевшее мне лицо, которое утром, когда я причесывалась, приводило меня, в зеркале, прямо в отчаяние своей некрасивостью». Однако через 15 лет супруги разошлись, биографы пишут, что всему виной разный ритм жизни: художник любил принимать гостей, а Вера уставала с четырьмя детьми, занимаясь бытом. Развод Репин переживал тяжело. В письме Петру Третьякову он пишет: «Не получая так долго ответа на мои два письма о Крамском, я думал, что Вы вследствие разных наговоров о моем теперешнем семейном положении (Имеется в виду разрыв Репина с женой) не считаете меня более достойным вашего доверия и дружбы».

Вторая жена — убежденная вегетарианка, противница использования труда слуг, писательница Наталья Нордман-Северова — полная противоположность тихой Вере Шевцовой. О ее чудаковатостях и необычном способе организации быта осталось много нелестных отзывов, однако Корней Чуковский в мемуарах постарался ее «защитить». «Наталья Борисовна уже с 1901 года стала собирать всю литературу о нем, составила ценнейшие альбомы с газетными вырезками о каждой его картине. Кроме того, он не раз повторял, что одной из своих наиболее блестящих удач — композицией «Государственного совета» — он всецело обязан Наталье Борисовне: она приняла к сердцу те трудности, которые он встретил при написании этой картины, и помогла ему своими советами, а также сделанными ею фотоснимками». Современники колко высказывались о внешности второй жены Репина, но, как известно, красота — в глазах смотрящего. Глядя на ее портрет в тирольской шляпке, который привезли из финского музея Атенеум, становится понятно, что для Репина она была красивой женщиной. А ведь его страсть к реализму и неумению «приукрасить» — факт широко известный. Нордман-Северова умерла в 1914 году — 70-летнего художника это событие подкосило, хозяйством в «Пенатах» с того момента занялась дочь Вера.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Заседание государственного совета 7 мая 1901 года, 1903 год. Из собрания ГРМ

«Заседание государственного совета 7 мая 1901 года», 1903 год

После гастролей на ретроспективе в Москве самое «невыездное» полотно Репина вернулось в Русский музей. Создавалось оно для зала заседаний Госсовета в Мариинском дворце и было настоящим вызовом мэтру: шутка ли, на плоскости нужно разместить 81 фигуру государственного мужа, к тому же, по условиям задачи, каждый персонаж должен быть узнаваем. Репин находит единственно правильное решение — соединяет в одном композиционном пространстве несколько точек зрительной проекции зала. Для достижения поставленной цели художнику пришлось убеждать заказчиков увеличить в два раза площадь холста. Еще одна проблема: у Репина почти не работала правая рука. Вместе с ним над «Заседанием» трудилось двое учеников — Иван Куликов и Борис Кустодиев. Сначала они занимались лишь техническими задачами (вроде грунтовки холста и расчерчивания перспективы), но вскоре мастер доверил им написание интерьера. Кроме того, все вместе они делали наброски с «государственных натурщиков». «Много в картине переделывается и прибавляется. Аксессуары все написаны. Стулья так в конце концов навострились писать, что самому нравится. Репин, видимо, доволен, что так хорошо и скоро идет дело», — описывал ход работы подмастерье Кустодиев.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

«Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 года», 1885 год

«Иван Грозный и его сын 16 ноября 1581 года», 1885 год

Невероятно, но сила воздействия этого полотна на эмоции велика и по сей день: вспомним недавнее покушение на работу в Третьяковской галерее, второе за историю — о феномене в новой книге написала искусствовед Софья Багдасарова. Картины не будет на выставке — именно из-за недавних трагических событий, но будут эскизы. Этот холст вызвал у современников примерно такой же поток «хейта», как совместный клип Киркорова и Баскова «Ибица». Оцените влияние живописи на умы публики конца XIX века: после публичного экспонирования картины разгорелся скандал, а хозяин «Ивана Грозного» Третьяков получил распоряжение о запрете выставлять работу на публике — первый прецедент выставочной цензуры. Запрет был вскоре снят после личного ходатайства художника Алексея Боголюбова, воспитателя Александра III. Вот что писал «простерший совиные крыла» над Россией обер-прокурор Синода Константин Победоносцев: «Сегодня я увидел эту картину и не смог смотреть на нее без отвращения. Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с интенцией критики и обличения». Зато Мастерство Репина оценил Крамской: «Вот она вещь, в уровень таланту! Вот живопись — фон в картине Репина. Вот он — оркестр настоящий»; «Молодец Репин, именно молодец», — похвалил Лев Толстой. Кстати, картина появилась в самом популярном сериале года — «Чернобыль» HBO: наплевав на фактологию, создатели поместили «Ивана Грозного» в кремлевский коридор, аллегорически намекнув на истинное значение действий советского правительства.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Художник И. Е. Репин в кругу семьи на веранде дачи «Пенаты». 1900-е годы. Из собрания ГРМ

Куоккала

Куоккала — финское название поселка, известного сейчас как Репино. В 1899 году художник приобрел там усадьбу, которую назвал «Пенаты» в честь римских богов — хранителей домашнего очага. С 1908-го Репин круглый год жил в Куоккале, куда петербуржцы обычно приезжали во время дачного сезона. «Пенаты» быстро стали местом притяжения писателей, художников, философов — Наталья Нордман придумала устраивать в среду «день открытых дверей» для всех желающих пообщаться с Репиным и посмотреть работы в его мастерской. Гостей удивляли необычные порядки в доме, в том числе юного Корнея Чуковского, который оставил о них пространные воспоминания. «Жена Репина, ярая пропагандистка вегетарианской еды, угощала не только его, но и всех его гостей каким-то наваром из трав. Эти-то супы из сена приобрели большую популярность в обывательских массах. Многие приезжали к Репину не столько для того, чтобы побывать у него в мастерской, сколько для того, чтобы отведать его знаменитое «сено». Помню, как Дорошевич, князь Барятинский и артистка Яворская привезли с собою в «Пенаты» ветчину и тайно от Репина ели ее тотчас же после обеда, хотя репинские обеды были и обильны и сытны». «Идея раскрепощения прислуги свила себе прочное гнездо в этом доме. За время, обеда все блюда подавались чьими: то невидимыми руками, и гости хозяйничали сами», — вспоминал среды в «Пенатах» писатель и сын «бабушки русской революции» Николай Брешко-Брешковский. Музей в «Пенатах» открыли в 1940 году, там представлены работы Репина (в том числе последний автопортрет 1920 года) и его учеников, а также мемориальные вещи.

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Потрет Льва Толстого, 1887 год. Из собрания ГТГ

Лев Толстой

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

Мемуары

Критик Владимир Стасов не скрывал восторга в отзывах об эпистолярных талантах художника: «Какие там изумительные чудеса есть! Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений!» Однако в переписке Репин только тренировался — истинный масштабы его писательских способностей раскрылись в мемуарах и статьях, которые он посвящал своим современникам: Ивану Крамскому, Николаю Ге, и, конечно, Льву Толстому. Тексты художника издавались книгой несколько раз, впервые еще в 1901 году. Сборник мемуаров, статей и писем об искусстве «Далекое и близкое», переживший десятки переизданий появился уже после смерти Репина — в 1937 году под редакцией Корнея Чуковского. В автобиографической части он особенно подробно и образно описывает свои детство, отрочество, юность — почти как Толстой. Например, так художник описывает мастера Персанова — своего чугуевского учителя: «Я копировал большую гуашь английской работы: в тенистом зеленом парке башня замка отражалась в воде. Персанов добродушно смотрел на мои старания скопировать оригинал, потом подвел меня к окну над Донцом, за которым уже начинался лес. — Вот видишь: вода и лес над водой, вот так и надо рисовать — прямо с натуры».

Для чего нужен репин. Смотреть фото Для чего нужен репин. Смотреть картинку Для чего нужен репин. Картинка про Для чего нужен репин. Фото Для чего нужен репин

«Не ждали», 1884–1888 годы. Из собрания ГТГ

«Не ждали», 1884–1888 годы

Самая популярная картина из «народнической» трилогии, которая целиком хранится в Третьяковской галерее. Туда также входят «Арест пропагандиста» и «Перед исповедью». Широко известен итоговый вариант «Не ждали»: в комнату скромной интеллигентской квартиры с портретами Тараса Шевченко и Николая Некрасова на стене входит «блудный сын». Напомним исторический контекст: уже случилось цареубийство, казнь виновных. Выражение лиц детей, траурный наряд женщины (видимо, матери), тревожный взгляд девушки в дверях, сам облик главного героя вызывают вопросы: а что собственно происходит, почему «не ждали»? Если герой возвращается из ссылки, то откуда удивление? Или его считали мертвым? Большинство картин Репина, в том числе «Не ждали» — как будто-то бы концентрированный кинофильм, где все действие — в одном кадре. В Третьяковской галерее хранится еще одна версия «Не ждали», первоначальная — вместо изможденного юноши там изображена девушка-курсистка. Картину приобрел в свою коллекцию Третьяков, она стала любимым произведением Игоря Грабаря, Михаила Нестерова, Валентина Серова. Александр Бенуа писал: «Увидев картину, я как-то даже забыл о самом сюжете – до такой степени я был зачарован…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *