Для чего нужен ретардер на грузовиках

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

С английского языка ретардер переводится как «замедлитель». Он приводит к замедлению движения без применения основой тормозной системы автомобиля. Его использование обеспечивает остановку транспортного средства за счет воздействия гидравлических или электромагнитных сил.

Ретардер на грузовике – что это такое

На транспортных средствах со значительной массой, таких как, например, тепловоз, масса которого способна достигать 40 и более тонн, экстренное торможение часто становится проблемой. Со значительной массой не в силах в некоторых случаях справиться фрикционная тормозная система. С этой целью используется ретардер.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Система часто применяется на грузовых автомобилях при длинных уклонах, спуске с горы. В такой ситуации основная тормозная система, накладки, диски, колодки, полноценно не работают. От перегрева они могут не справляться с торможением. Подобные системы чаще всего устанавливаются на следующие виды транспортных средств:

Использование ретардера позволяет выполнять максимально плавное торможение. Такой тип тормозного устройства был разработан для железнодорожных составов. Первоначально они начали использоваться в середине ХХ века в США.

Дополнительное преимущество ретардера – увеличение срока службы тормозной системы в 5-10 раз. Учитывая высокую стоимость технического обслуживания автомобилей, это становится заметным преимуществом.

Разновидности ретардера

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

В настоящий момент производители предлагают два типа изделий:

Оба вида призваны выполнять единую задачу. Применяются разные принципы использования и установки. Понять виды оборудования можно при визуальном осмотре.

Электродинамический хорошо виден сразу. Внешне он похож на расположенную под днищем транспортного средства своеобразную массивную кастрюлю. К карданным валам крепятся роторы с ребристой поверхностью. Они предназначены для охлаждения. Разогрев ротора при работе достигает 600°С и более.

Гидродинамический компактнее. Его вес редко превышает 85 кг. Для предотвращения перегрева ротора на него устанавливается термозащита.

Гидродинамический ретардер

Действие основывается на принципах гидродинамики. Конструкция состоит из двух лопастных колес, статора и ротора. Когда устройство начинает работать, пространство их размещения заполняется маслом, подающимся в пространство между лопастями неподвижного статора. Тепло, выделяемое при этом, отводится в радиатор автомобиля через масловодяной теплообменник.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Могут быть первичными и вторичными, отличающимися типом расположения относительно коробки передач. Могут устанавливаться за ней или перед. Вид установки зависит от модели коробки передач.

Электромагнитный ретардер

Достаточно массивная конструкция, располагающаяся между ведущим мостом и коробкой передач. Находится или непосредственно на коробке передач, на ведущем мосту, или на карданной передаче отдельно.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Состоят из двух жестко соединенных к карданным валом дисков. Статор находится между ними. При активизации начинает действовать принцип Фотта, подразумевающий, что в зависимости от выбранной силы торможения через электромагнитные катушки проходит электроток.

Роторы тормозит возникающее при этом магнитное поле, выделяемое тепло отводится за счет действия лопастей вентилятора. Дополнительная система охлаждения не требуется, устройство работает полностью автономно.

Как работает ретардер на грузовике

Существует два способа управления. Оно может быть ручным, в такой ситуации ручка управления устанавливается под рулем. Также можно пользоваться педалью тормоза. При ручном управлении применяется 6 режимов:

Регулировка силы торможения выполняется степенью нажатия на педаль тормоза. Перемещение подрулевого переключателя или нажатие на педаль тормоза способствует передаче определенного напряжения к катушкам от аккумуляторных батарей. Это создает в катушках вихревые токи, действующие противоположно вращению роторов. Они способствуют торможению.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Изделие состоит из статора и двух роторов, установленных с минимальным зазором. Индуктором является статор, состоящих из двух последовательно соединенных магнитов, создающих электромагнитные токи (токи Фуко). Роторы выполняются из токопроводящих материалов, выполняя роль своеобразного якоря.

Вихревые потоки приводят к образованию сил, действующих в противоположном вращению ротора направлении. Тем самым они содействуют торможению.

Куда ставят ретардер на грузовике

Устройства устанавливают на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Некоторые производители устанавливают на ось. Сегодня в зависимости от производителя существует четыре варианта установки:

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Подробная схема и чертеж ретардера

Модели состоят из двух дисков, оснащающихся для отвода тепла небольшими лопастями. Крутящий момент к ведущему мосту от коробки передают два фланца. Большая часть моделей включает на схеме следующие детали и элементы:

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Схема используется фактически во всех вариантах изделий производителей. При этом электромагнитный ретардер отличается максимально простой конструкцией. Такое устройство интегрируется в общую конструкцию автомобиля.

Преимущества использования электромагнитного retarder’a

К плюсам использования электромагнитного варианта относится хорошая плавность замедления, приводящая к повышению уровня комфорта. За счет меньшего износа тормозных колодок это повышает экономичность, экологичность и безопасность работы машины.

Еще один плюс – простота конструкции.

Высокая скорость реагирования существенно сокращает тормозной путь. Такие варианты устройств обеспечивают хороший тормозной эффект на минимальной скорости движения. Гидродинамическая конструкция на небольшой скорости часто с выполнением задачи не справляется. Массивный грузовой автомобиль на незначительной скорости на спуске такое устройство замедляет не очень успешно.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Недостатки использования электромагнитного retardera

Главным минусом данного типа становится значительная масса. В зависимости от конструкции и модели она варьируется от 100 до 400 кг. Итоговый вес зависит от мощности транспортного средства и массы автомобиля. Чем выше эти показатели, тем большим весом отличается замедлитель.

В работе ретардер электромагнитного типа сильно перегревается, поэтому нужна термозащита. Происходит высокая нагрузка на электрооборудование, поскольку замедлитель в работе требует большое количество тока.

Еще одним недостатком будет достаточно высокая стоимость. Планируя установку ретардера на тягач, придется доплатить примерно 4700 евро к цене транспортного средства. По этой причине многие перевозчики от установки замедлителя часто отказываются.

Источник

Как тормозят большие машины – 4

Прошу простыню перед моими подписчиками – занят был. Теперь вот часик выдался свободный, продолжаю пилить ликбезы о том, как ездят и тормозят всякие камазы и прочие фуры. Надеюсь, вы разобрались с тем, как работает основная и стояночная тормозная система. Кто не понял, тот поймёт то вот вам в двух словах главная идея современных грузовиков: автомобиль должен быть по умолчанию заторможен. По умолчанию – это значит на стоянке, когда у него вышел воздух, или же в аварийной ситуации, когда воздух по каким-то причинам резко кончился. В этом случае срабатывают пружины, и затормаживают колёса грузовика. А чтобы поехать, нужно накачать запас этого воздуха. Во-первых, чтобы пружинные энергоаккумуляторы отпустили тормоза, во-вторых, чтобы было, собственно, чем тормозить.

Понятно, что экстренно тормозить приходится очень редко. Чаще всего используется обычное штатное притормаживание. Да вот беда – огромную массу затормозить довольно сложно в том плане, что это всегда большой износ тормозных колодок. В некоторых случаях, например, на затяжных спусках и в горах можно дотормозиться до того, что колодки попросту сотрутся полностью. Чтобы не допустить такой ситуации, инженеры и придумали «горный тормоз». Классический горный тормоз представляет собой заслонку в выхлопной трубе, которая по команде водителя перекрывается. В этом случае двигателю попросту некуда эти выхлопные газы сбрасывать, и он начинает работать как компрессор. Представьте, что вы сделали вдох, а потом попытались сделать выдох, закрыв рот и нос – выдохнуть будет тяжело. Точно также и двигатель будет создавать большое сопротивление вращению коленвала.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Очень важный момент: для работы горного тормоза автомобиль должен ехать на какой-нибудь передаче, т.е. коленвал обязательно должен быть соединён с ведущими колёсами. Кроме того, в момент включения горного тормоза прекращается подача топлива в двигатель. Т.е. он в этот момент работает именно как компрессор, а энергию для сжатия воздуха он берёт с ведущих колёс. По сути, кинетическая энергия движения грузовика переводится в энергию тепла сжимаемого в двигателе воздуха. Следует различать просто торможение двигателем и торможение с помощью горного тормоза. Просто отпустив педаль газа, и двигаясь на включенной передаче, тормозной момент в двигателе создаётся только для такта сжатия. А в случае применения заслонки горного тормоза, с ведущих колёс также снимается энергия ещё и на сжатие воздуха в момент такта выпуска.

Но, надо честно признаться, горный тормоз очень слабенький по сравнению с рабочей тормозной системой. Он служит только для помощи при торможении и на не очень крутых спусках. Кстати, а какова же его реальная мощность? Оказывается, она пропорциональна оборотам двигателя. Ну это и логично – чем больше раз за минуту ты сжимаешь воздух, тем больше в единицу времени отнимаешь кинетической энергии у автомобиля, тем эффективнее торможение. Как правило, на тахометре автомобиля жёлтым сектором выделен диапазон максимальной эффективности горного тормоза (примерно от 1500 до 2200 оборотов в минуту). Именно в этом диапазоне надо держать обороты двигателя, переключая передачи в зависимости от скорости. Активируется горный тормоз чаще всего подрулевым рычажком. При этом можно выбрать степень тормозного усилия. У современных грузовиков помимо заслонки в выхлопной системе стоит ещё и специальный клапан в цилиндре двигателя, который ещё сильнее увеличивает эффективность торможения в такте сжатия.

Следующим этапом в развитии стал трансмиссионный тормоз или ретардер. По сути он представляет собой герметичную коробочку, сквозь которую проходит карданный вал (да да, дорогие умники, я знаю, что это не так, но для понимания принципа работы это не столь важно).На этом карданном валу сидит по сути гребной винт. И напротив этого винта на противоположной стороне корпуса ретардера установлены обратные лопасти. Когда автомобиль движется, то пространство внутри ретардера заполнено воздухом, и гребной винт не встречает, по сути, никакого сопротивления.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Когда требуется притормозить, то всё пространство тут же заполняется маслом. Будучи густой жидкостью, масло создаёт большое сопротивление для вращения этого гребного винта. Этому же способствуют и лопасти на корпусе. Винту тяжело вращаться в такой густой среде, поэтому он будет через карданный вал притормаживать и ведущие колёса. Куда же девается кинетическая энергия, отобранная в процессе торможения? А она идёт на нагрев того самого масла, поэтому это тепло отводится к штатному радиатору через теплообменник, или же в свой масляный радиатор. В целом такая конструкция сильно похожа на гидротрансформатор автоматической коробки передач. Только если там свойство вязкости масла использовалось для передачи крутящего момента на ведущие колёса от двигателя, то в ретардере такое свойство используется наоборот, для снятия крутящего момента с ведущих колёс и преобразования его в тепло.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

В отличие от горного тормоза, где торможение достигалось сжатием воздуха, в ретардере по сути «сжимается» масло, поэтому его эффективность гораздо выше.

Но в любом случае, сами автопроизводители советуют как можно чаще пользоваться именно вспомогательными системами, потому что это очень сильно повышает ресурс рабочей тормозной системы, а именно тормозных колодок. О том, что будет, если стереть колодки в ноль, и как остаться без тормозов, поговорим в следующем посте.

Хм, почему то всегда думал, что ретардер работает по типу понижающей передачи, но в отдельности от коробки. Т.е. «отдельная коробочка» со своими шестернями с определенными передаточными числами, что не позволяет разогнаться автомобилю на спуске

А какой ретардер эффективней, масляный или электромагнитный?

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Спец полоса на дороге, у кого отказали тормоза

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

В предыдущих постах мы разобрали общее устройство тормозной системы тягача и прицепа. В двух словах самый общий принцип можно сформулировать так: чтобы затормозить, нужно подать на тормозные камеры воздух под давлением. Но у такой схемы есть два очень существенных недостатка. Во-первых, если по каким-то причинам в процессе движения заканчивался воздух (сдох компрессор, лопнула трубка или шланг, истощился запас воздуха в ресиверах от слишком частого торможения и т.д.), то автомобиль оставался фактически без тормозов. Во-вторых, при длительной стоянке рано или поздно воздух тоже выходил через неплотности системы, тормоза «заканчивались», и автомобиль мог самопроизвольно покатиться с места стоянки.

Перед инженерами встала задача придумать аварийную и стояночную тормозную систему. Причём так, чтобы обойтись без существенных переделок действующей схемы. На помощь пришла старая добрая пружина. Идея заключается в следующем: когда в системе есть воздух, то он своим давлением сжимает пружину, и она растормаживает колёса, при этом, никак не мешая рабочей тормозной камере. Но если воздух вдруг заканчивается, то он перестает давить на пружину. Пружина, соответственно, разжимается и принудительно затормаживает колёса. Т.е. этот механизм накапливает, аккумулирует в себе энергию сжатой пружины. Соответственно, назвали его ПРУЖИННЫМ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОРОМ. Ну, или просто «энергач».

Вот таким макаром и реализована в современных грузовых автомобилях и автобусах стояночная тормозная система. Она же является и аварийной. Водитель, дёргая рычаг «ручника», просто выпускает воздух из энергоаккумуляторов. А большая и мощная пружина, больше не сжимаемая воздухом, затормаживает колёса. То же самое происходит и в случае, когда воздух в системе заканчивается по не зависящим от водителя причинам.

Энергоаккумулятор представляет собой дополнение к обычной рабочей тормозной камере, только чуть большего размера. Устроен он как-то так:

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Картинка очень похожа на устройство обычной тормозной камеры, только справа добавился тот самый энергоаккумулятор. На картинке показана ситуация, когда автомобиль стоит на стоянке – на педаль тормоза никто не давит, давление в полости рабочей тормозной камеры равно нулю. Рычаг стояночного тормоза соединил полость энергоаккумулятора с атмосферой, поэтому давление там тоже равно нулю. Жёлтая пружина при этом, не испытывая давления воздуха, давит на красную диафрагму со штоком. Этот шток давит на шток рабочей тормозной камеры, и колесо заторможено.

Теперь представим, что водитель запустил двигатель, и выключил стояночный тормоз. Но сразу он тронуться не может – пружина энергоаккумулятора сжимается только при определенном давлении. Оно составляет 5-7 атм. на разных автомобилях. То есть, пока в ресиверах не наберётся достаточно воздуха под этим минимальным давлением, автомобиль будет заторможен стояночным тормозом. Поэтому для старта автомобилю с энергоаккумуляторами нужно «накачать воздух». Именно в этом состоит отличие современных автомобилей от старых или же от машин с пневмогидравлической системой (например, УРАЛ) – в них отсутствие воздуха не является препятствием для движения. Правда, и тормозить будет нечем. Поэтому такие системы менее надёжны.

Итак, система заполнилась воздухом до минимального давления. Рычаг стояночного тормоза уже находится в положении, когда полость энергоаккумулятора соединена с ресивером (машина «снята с ручника»). И по достижению минимального давления (5-7 атм), пружина энергоаккумулятора сжимается, растормаживая колёса:

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Такое состояние энергоаккумулятора будет рабочим. Т.е. пока водитель принудительно не выпустит воздух из камеры энергоаккумулятора, дёрнув за «ручник», или же пока в системе будет минимальное давление (5-7 атм), пружина энергоаккумулятор будет находится «во взведённом» состоянии. Кончился воздух в системе, или автомобиль поставили на стояночный тормоз – пружина разжимается, и колёса затормаживаются.

Пока энергоаккумулятор находится в «заряженном» состоянии, он никоим образом не мешает тормозной камере выполнять свою функцию рабочей тормозной системы:

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

А теперь, когда более-менее стал ясен принцип работы стояночной/аварийной тормозной системы, я попробую объяснить, почему же дёрнуть ручник в ситуации экстренного торможения будет плохой идеей. Дело в том, что энергоаккумуляторы устанавливаются не на все колёса автомобиля и прицепа. передняя ось автомобиля практически всегда оборудована простыми тормозными камерами. Также практически никогда не оборудуют энергоаккумуляторами оси передней тележки прицепа. Короче говоря, дёрнув ручник, вы затормаживаете далеко не все колёса, в отличие от нажатия на педаль тормоза.

Далее. Как многие заметили, усилие пружины (если выражать его в единицах давления) не превышает 5-7 атм. А рабочее давление априори больше, и составляет 8-11 атм. Соответственно, эффективность рабочей тормозной системы гораздо выше, нежели у стояночной.

Ну и третий момент. Особенно он актуален для старых автомобилей без АБС или с АБС первых поколений. Дело в том, что резко выпуская воздух из «энергачей», вы запросто можете заблокировать колёса. А на скользкой или мокрой дороге это путь к беде. Короче говоря, на современном автомобиле с АБС в экстренной ситуации самым лучшим вариантом будет тупо утопить педаль тормоза в пол. Максимальное давление пойдёт на все колёса автопоезда, а система АБС и прочие электронные системы не дадут заблокироваться колёсам и не допустят заноса/складывания прицепа.

Постарался разжевать как смог. Но если остались вопросы – задавайте.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

В прошлом посте мы разобрали принцип работы пневматических тормозов грузового автомобиля. И перед тем, как перейти ко всяким ретардерам, энергачам и прочим АБС, считаю логичным рассказать о том, как подружить тормоза тягача и прицепа. Тем более, что тут явно прослеживается аналогия с тормозами поездов. И многие в комментариях отметили, что эти системы похожи. Ведь так? Так, да не совсем. Впрочем, обо всём по порядку.

В стародавние времена тормозная система на прицепах была простая до безобразия. По сути это было просто параллельное ответвление от тормозного контура задней оси тягача.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Казалось бы – ну что такого плохого в этой схеме? Ведь воздух точно так же идёт к колёсам прицепа, под точно таким же давлением, с той же силой прижимает тормозные колодки к колёсам. Да, всё верно. Верно было для небольших скоростей и масс. Посмотрите, какой большой путь нужно преодолеть воздуху от тормозного крана (который обычно прям под педалью тормоза в кабине расположен) до передней и, тем более, до задней оси прицепа. А ведь эта тормозная магистраль имеет кроме большой длины ещё какую-то толщину. В итоге мы получаем довольно большой объём воздуха. А воздух, в отличие от жидкости, довольно инертный в плане сжатия. Т.е. нужно значительно время, чтобы давление от тормозного крана дошло до самой дальней тормозной камеры. А самое хреновое, что это время срабатывания тормозов будет разным для тягача и для прицепа. Т.е. получилась ситуация, что тягач уже тормозит, а прицеп ещё нет. А на скользкой дороге, с большой массой и значительной скоростью такая разница может наделать много бед – прицеп начнёт обгонять тягача, и весь автопоезд сложится. Кроме того, неоправданно увеличивался необходимый запас воздуха в ресивере тягача.

Поэтому инженеры решили дать прицепу свой ресивер и свой воздухораспределитель. В итоге получилась т.н. ОДНОПРОВОДНАЯ система, когда прицеп соединяется с тягачом только одним воздушным шлангом. Она очень похожа на тормозную систему поездов. Принцип работы её такой.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

1) Компрессор тягача постоянно подпитывает ресивер прицепа рабочим давлением (условно, 10 атмосфер), которое больше некоторого порогового (7 атм). При этом колёса прицепа расторможены, и автопоезд свободно движется. Такой режим называется ПИТАЮЩИМ.

2) Когда возникает необходимость притормозить, водитель нажимает на педаль тормоза, а тормозной кран переходит в УПРАВЛЯЮЩИЙ режим, и делает вот такой финт ушами: в тормоза тягача он ПОДАЁТ воздух под давлением. А в шланге, который идёт к прицепу (в который до этого момента постоянно подавалось 10 атм) он давление СБРАСЫВАЕТ ниже порогового. Воздухораспределитель прицепа тут же реагирует на сброс давления, и это является для него командой к торможению – он подаёт воздух из своего ресивера к своим тормозным камерам. Причём, чем сильнее тормозной кран тягача сбросит давление, тем сильнее прицеп будет давить на свои колодки. А воздух он берёт из своего ресивера, где, как мы помним, воздух хранится под рабочим давлением 10 атмосфер.

3) Но запас воздуха в ресивере прицепа не бесконечен. И если снова не накачать воздух в ресивер прицепа, он со временем закончится. Или же во время стоянки через неплотности системы из него постепенно выйдет весь воздух. Когда такое происходит, то прицеп растормаживается. Если он не зафиксирован ручным стояночным тормозом (классический тросик) или башмаками, то он может самопроизвольно покатиться.

Вкратце всё это можно сформулировать так: воздуха много – запасаем его в ресивере. Воздуха меньше порогового давления – начинаем тормозить. Воздух вообще не подаётся – тормозим из своих запасов по максимуму. Воздух совсем-совсем вышел из системы – колёса растормаживаются. И всё это с помощью одного тормозного шланга. Казалось бы, проблема прошлого решена, и такая схема куда более эффективна. Но всё равно она была не без изъянов – слишком быстро расходовался и слишком медленно пополнялся запас воздуха в ресивере прицепа. И если автопоезд долго стоял на ручнике, или постоянно притормаживал на затяжном спуске, то запас воздуха в прицепе не пополнялся, а только расходовался. В какой-то момент прицеп оставался вообще без воздуха, т.е. без тормозов. Поэтому логично было подпитку воздухом производить непрерывно, как на тягаче. Так была придумана ДВУХПРОВОДНАЯ система.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Зеленым обозначена питающая магистраль. Она постоянно пополняет запас воздуха как в тягаче, так и на прицепе. Красным цветом обозначена управляющая магистраль прицепа. В такой системе всё логично, безо всяких «наоборот», в отличие от однопроводной системы. Подали больше давления – прицеп сильнее тормозит. Меньше давления – меньше тормозит. За этим следит воздухораспределитель – синий квадратик, который подаёт воздух из ресивера к тормозным камерам в зависимости от давления в управляющей (красной) магистрали.

Но точно так же, как и в однопроводной схеме, реализовано аварийное торможение. Т.е. если отсоединить питающую (зеленую) магистраль, то прицеп воспримет это как аварийную расцепку, и подаст максимальное давление из своих запасов на тормозные камеры колёс.

В настоящее время используется именно двухпроводная система. Причём, независимо от того, прицеп это, полуприцеп, или же австралийский автопоезд с пятью прицепами.

Думаю, с прицепами разобрались. В следующем посте узнаем, что же это за такие «энергачи», и почему дёргать ручник при экстренном торможении неэффективно.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Как тормозят большие машины

Как и обещал для @coderidNDN, @404error404, @Andreyca и @Tub1k, провожу ликбез по устройству и принципу работы тормозной системы грузовых машин. Знающие люди тут для себя ничего нового не найдут. А вот для остальных инфа может быть интересной. Тема достаточно обширная, поэтому логичнее и правильнее её будет разбить на несколько постов, чтоб всё в одну кучу не мешать.

Сразу оговорюсь, что речь пойдёт о грузовиках полной массой от 8 тонн, то есть о всяких КамАЗах, фурах, самосвалах и т.д. Более лёгкие грузовики имеют тормозную систему точно такую же, как и на легковых автомобилях – гидравлическую с вакуумным усилителем. Понятно, что усилия ноги водителя для остановки 8 тонн маловато. Разница давлений в вакуумном усилителе, очевидно, не может превышать одну атмосферу. А на практике разница давлений всего 0,1-0,2 атм. Умножаем это давление на площадь вакуумника, и получаем силу, которая и помогает водителю остановить автомобиль. Для не очень тяжёлых машин такой способ работает. А вот для более массивных, силы разряжения вакуумника не хватает. Поэтому абсолютно все современные грузовые автомобили (да и автобусы) имеют пневматический усилитель тормозов.

Эти пневматические тормоза являются рабочими. Помимо рабочей тормозной системы, есть ещё вспомогательная, стояночная и аварийная. О них расскажу чуть позже. А пока что вот вам на обозрение общая принципиальная схема тормозной системы одиночного двухосного автомобиля (без прицепа):

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Когда автомобиль долго стоял, то воздух из ресиверов через неплотности системы всё равно выходит. Поэтому перед тем, как начать поездку, водитель должен дождаться, пока компрессор накачает воздух до рабочего давления. Чтобы, собственно говоря, было чем тормозить. Как правило, рабочее давление лежит в диапазоне от 6 до 11 атмосфер.

Итак, воздух набрали, тронулись, поехали. И вот возникла необходимость притормозить. Водитель нажимает на педаль тормоза, которая соединена с тормозным краном 4. И уже от тормозного крана расходятся воздушные магистрали непосредственно к колёсным тормозным камерам 5. Задача тормозного крана – пустить из ресивера к тормозным камерам ровно такое давление (не количество, а давление!), которое задал водитель нажатием на педаль. Т.е. он по своему принципу больше похож на газовый редуктор, нежели на простой вентиль. Нажал легонько – воздух к камерам подаётся под маленьким давлением, колёса притормаживают слабо. Нажал сильно – сильнее выросло давление, подаваемое в тормозные камеры, увеличилась сила торможения. Как только водитель убирает ногу с педали тормоза, воздух из тормозных камер под действием возвратных пружин уходит обратно в тормозной кран, где благополучно выбрасывается в атмосферу. Именно поэтому тот самый «пшшшш» от грузовика слышен не в момент торможения, а наоборот – когда колёса растормаживаются.

Сама тормозная камера устроена просто. Это герметичный металлический стакан, с одной стороны он закрыт эластичной резиновой манжетой. С другой стороны к нему подведён воздушный шланг, идущий от тормозного крана. Когда происходит торможение, то воздух под давлением нагнетается в полость камеры, давит на манжету, сама манжета толкает шток, шток поворачивает рычаг с тормозным кулаком, тормозной кулак прижимает колодки к барабану в доме, который построил Джек. Надеюсь, на картинке всё куда более наглядно, нежели я тут понаписал.

Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть фото Для чего нужен ретардер на грузовиках. Смотреть картинку Для чего нужен ретардер на грузовиках. Картинка про Для чего нужен ретардер на грузовиках. Фото Для чего нужен ретардер на грузовиках

Кстати, большинство самих тормозных механизмов на грузовых автомобилях барабанные. Сейчас всё чаще встречаются и дисковые, но они меньше защищены от воды, грязи, пыли т.д. Принцип работы у дисковых и барабанных механизмов точно такие же, как и на легковых машинах. Различие только в размерах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *