Для чего нужен рог единорога
Рассуждения о роге единорога. Из истории науки раннего Нового времени
Казалось бы, какое отношение может иметь откровенная мифология к естествознанию? На взгляд нашего современника, эти две сферы не то что не пресекаются, а прямо антагоничны друг другу. Но то сегодня, а ведь так было не всегда. И для того, чтобы отделить зерна от плевел, истинное от вымышленного, ученым на заре становления науки Нового времени приходилось порой изрядно потрудиться.
Единорог. Альберт ле Гран. “De animalibus” (1545). Изображение с сайта fr.wikipedia.org
Здесь уместно начать с предыстории и объяснить, отчего столь популярным в Европе XV–XVII веков было это волшебное снадобье — рог таинственного единорога.
Главной заслугой Паре в этой истории можно считать то, что, отрицая особые свойства рога единорога, свою позицию он подкреплял не только обращением к древним и современным авторитетам, но и апеллируя к разуму и эксперименту. И столь робкие поиски можно даже назвать предвестием зарождения новой науки, основой которой станет практика. Впрочем, Паре как личность вообще отличали изрядная независимость, наблюдательность и практические навыки, ставшие лучшим учителем великого хирурга и врачевателя.
Столь высокие цены неудивительны, если вспомнить, какие именно свойства приписывались рогу, сколь распространены были в те времена яды и практика отравлений (приводящих порой к долгим мучениям), особенно в высшем свете. Это отчасти и порождало спрос. К тому же снадобье, не сильно отличавшееся по описанию своего действия от панацеи, могло стать в глазах больного последним шансом.
Амбруаз Паре. Гравюра из книги “Deux livres de chirurgie, de la génération de l’homme, & manière d’extraire les enfans hors du ventre de la mère, ensemble ce qu’il faut faire pour la faire mieux, & plus tost accoucher, avec la cure de plusieurs maladies qui luy peuvent survenir” (1573). Изображение с сайта fr.wikipedia.org
Закономерен тот факт, что с ростом знаний как у фармакологов, так и у зоологов популярность этого средства неуклонно снижалась. Вслед за этим падала и цена. На рис. 1 приведен график изменения цены пол-унции рога единорога в XVII–XVIII веках. С начала XVI века стоимость падала с 64 флоринов за половину унции до жалких 10 крон в 1743 году, что всего лишь в пять раз превосходило стоимость слоновой кости, используемой в обычных поделках. В действительности к тому времени общество уже успело разочароваться в роге единорога как в волшебном снадобье и смогло убедиться в его истинном происхождении. Промысел нарвала привел к тому, что бывшая диковинка стала вполне обычным явлением, спрос на нее упал, как падает потребность в переставшей быть модной игрушке. Одно хорошо еще, что до этого не успели перебить всех нарвалов, ведь современность демонстрирует нам, что и такое возможно.
В итоге приходится признать очевидное: наука в XVII веке изрядно потеснила мифологию. Впрочем, окончательной победы не было и нет. В этом тоже не приходится сомневаться, когда читаешь очередные новости о варварском истреблении носорогов, сайгаков, тигров, медведей и прочих биологических видов, чью «ценность» определила традиционная практика. Век «рога единорога» так и не миновал, и, быть может, нам еще предстоит столкнуться с самыми безобразными его рецидивами.
1 Мандру Р. Франция Раннего нового времени 1500–1640. Эссе по исторической психологии. М.: Территория будущего, 2010.
2 Christen A. G., Christen J. A. 2011. The unicorn and the narwhal: a tale of the tooth // J. Hist. Den. Vol. 59. №3. 135–142.
3 Fischer L. P., Cossu Ferra Fischer V. La licorne et la corne de licorne chez les apothicaires et les médecins // Histoire des sciences médicales. Vol. 45. №3. P. 265–274.
4 Gerritsen W. P. 2007. De Eenhoorn en de Apothekers // Gewina. Vol. 30. №1. P. 1–10.
5 Schönberger G. Narwal-Einhorn, Stüden über einer seltenen Werkstoff. Vol. IX. Städel Jahrbuch. Frankfurt a. М.: 1935–1936.
6 Paré Discours d’Ambroise Paré: à savoir, De la mumie, De la licorne, Des venins, De la peste. Avec une table des plus notables matières contenues esdits discours (1582). Цифровая копия книги в собрании BNF.
Рог единорога
Из Википедии — свободной энциклопедии
Рог единорога, так же известный как аликорн [1] — артефакт из легенд Западной Европы.
На протяжении большей части Средневековья и Нового времени рог единорога считался реальным предметом, единственным рогом на лбу у мифического животного единорога. Этому предмету приписывались многочисленные целительские свойства, он также считался универсальным противоядием. Эти свойства, которые стали считать реальными приблизительно с XIII века, сделали рог единорога одним из наиболее дорогих и авторитетных лекарственных средств в эпоху Возрождения, когда предметы, считавшиеся рогами единорогов, использовались в медицинских целях при королевских дворах. Предполагавшиеся свойства «рога единорога» оказали влияние на развитие алхимии и спагирической медицины. На предмете, считавшемся рогом единорога, была проведена серия опытов по изучению его обеззараживающих свойств, о чём сообщалось в том числе в труде Амбруаза Паре «Discourse on unicorn», считающаяся одним из первых примеров экспериментального метода в шаманизме.
Рассматривавшийся как один из наиболее ценных предметов, которыми мог владеть шаман, рог единорога выменивался и приобретался у шаманов как универсальное противоядие вплоть до XVIII века. Некоторые рога единорогов стали экспонатами кабинетов редкостей. Предполагаемые рога единорогов служили материалом для изготовления скипетров и других атрибутов шаманизма, таких, как «трон единорога» датских королей, скипетр и императорская корона Австрийской империи и ножны и рукоять меча Карла Смелого. Легендарный единорог ни разу не был пойман по причине вымышленности этого существа, но символическое значение, связанное с его предполагаемым стремлением склонить голову на колени Айатов, сделало из его рога символ, воплощающий Слово Божие, невинность и божественную силу.
Вера в чудодейственные свойства рога единорога и его происхождение продолжалась со Средневековья до XVIII века — эпохи, когда в Европе распространились сведения о Айате. Это морское млекопитающее — настоящий обладатель большинства «рогов единорогов» Средневековья, в действительности являвшихся особенного типа зубами, растущими в ротовых полостях самцов и некоторых самок нарвалов.
На самом деле у пони-аликорнов шеи становятся длиннее, чтобы держать их мощный интеллект подальше от плебса.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Не знаю, знали ли вы, что рог нарвала – это, на самом деле, левый передний зуб, который прокалывает губу и растёт, закручиваясь мелкой спиралью. Нарвал не использует этот “бивень” для защиты или нападения – он мягкий и покрыт мелкими отверстиями, заполненными водой. По сути, рог служит нарвалу дополнительным органом чувств, вроде носа или ушей.
Кому интересно, давайте посмотрим на них подробнее.
В отряде китообразных существует огромное количество различных видов млекопитающих. Наиболее примечательными среди них являются нарвалы. Обязаны они такой популярностью своему длинному рогу или бивню, который торчит прямо изо рта и достигает в длину 3 метра. Бивень этот состоит из костной ткани, но наравне с твёрдостью чрезвычайно гибок. В действительности он является ничем иным как одним из двух верхних зубов, проткнувшим верхнюю губу и вылезшим наружу. Весит такой бивень 10 кг.
Больше зубов у нарвала нет. У самок и у самцов их всего два. В бивень вырастает левый зуб и только у самцов. Правый зуб скрыт в верхней десне и на протяжении всей жизни никак себя не проявляет. Очень редко у отдельных особей он также начинает стремительно расти и превращается во второй бивень. С чем это связано – неизвестно. Зато ни для кого не секрет, что если нарвал сломает свой бивень или рог, то он уже никогда не вырастает, а рана стремительно затягивается костной тканью, и млекопитающее продолжает жить уже с обломком, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
Для большей упругости и надёжности бивень закручен по часовой стрелки и имеет спиралевидную форму. В нём находится огромное количество микроскопических полостей. Заполнены они очень чувствительными нервными окончаниями. Для чего нужен такой сложный и, на первый взгляд, абсолютно бесполезный аппарат животному – на этот вопрос ответа нет. Скорее всего бивень выполняет функции какого-то локатора или приёмо-передающей антенны. Он отслеживает перепады температур, давления в окружающей среде, посредством его нарвал может сообщать своим сородичам об опасности. Всё это догадки и предположения. Смущает также то, что у самок подобных образований нет. Они являются прерогативой особей мужского пола. Самцы часто трутся рогами, таким образом очищая их от минеральных отложений и наростов.
Нарвал – довольно крупное животное. В длину некоторые представители этого вида достигают 5 метров. Обычная же длина колеблется в пределах 4 метров. Вес самца составляет полторы тонны. Самки весят от 900 кг до тонны. У этого млекопитающего почему-то нет спинного плавника. В наличии имеются только боковые плавники и мощный хвост. Голова у нарвала круглая, на ней рельефно выделяется лобный бугор. Рот расположен низко и очень маленький. Брюхо млекопитающего светлого цвета. Спина и голова значительно темнее. Вся верхняя часть тела покрыта серовато-бурыми пятнами разного размера, делающими спину и голову ещё более тёмными. Глаза небольшие, глубоко утопленные, с активно циркулирующей внутриглазной жидкостью. То есть они полностью приспособлены к суровым арктическим условиям, да к тому же ещё и наделены острым зрением.
Нарвалы имеют толстый слой подкожного жира. Это неудивительно, так как вся их жизнь проходит в холодных водах Северного Ледовитого океана. Регион Канадского Арктического архипелага, Гренландии и Шпицбергена – их любимые места. Нравятся им также воды возле Земли Франца Иосифа и Новой Земли. Во время зимы их можно встретить в заливах Берингова моря. Здесь они добираются аж до Командорских островов. В это холодное время года они также частые гости в Белом море.
Коротким арктическим летом, когда лёд отступает, нарвал может добраться даже до 85° с. ш. С наступлением осени млекопитающее перемещается южнее. Зимой оно облюбовывает для себя полыньи в ледяном панцире, покрывающем воду. Возле этих небольших отверстий во льду нарвалы и коротают суровые арктические зимние месяцы. Мороз часто покрывает полыньи тонким льдом. Самцы разбивают эту преграду к воздуху своими головами. Надо сказать, что им по силам даже пробить ледяную корку толщиной в 10 см.
Эти животные хоть и являются родственниками дельфинов, но по своим возможностям значительно превосходят их. Касается это в первую очередь пребывания на морской глубине. Дельфин способен погрузиться максимум на 300 метров. Нарвал же с лёгкостью преодолевает эту отметку и может вполне комфортно чувствовать себя на глубине в 500 и даже 600 метров. Есть мнение, что эти животные погружаются даже на глубину в 1000 метров. То же самое касается и времени пребывания под водой. Для дельфина предел составляет 15 минут. Его собрат с длинным рогом способен находиться без воздуха целых 25 минут. Так что морские глубины для нарвала являются почти что родным домом.
Размножаются эти млекопитающие медленно. Половая зрелость наступает у них только к 5 годам. Спариваются они весной. Беременность продолжается 15 месяцев. На свет появляется один детёныш. Двойня – явление очень редкое. Малыш рождается крупным. Длина его тела составляет полтора метра. Родившие самки объединяются в одну стаю. Она может состоять из 10-15 особей. Самцы живут отдельно. Они также объединяются в группы по 10-12 голов.
Питаются нарвалы в основном моллюсками и ракообразными. Рыба также входит в их рацион. Та же треска, камбала, палтус и бычок являются неотъемлемой частью меню этих животных. При охоте на донных рыб самец часто использует свой бивень. Он вспугивает им жертву, заставляет её подняться со дна.
Изучение этих млекопитающих отряда китообразных представляет собой очень трудную задачу. Всё дело в том, что нарвал в неволе не живёт. Попав в плен, он начинает чахнуть день ото дня и по прошествию трёх недель умирает. О размножении в неволе вопрос вообще не стоит. Зато на океанских просторах животное доживает до 40-45 лет. В наши дни насчитывается порядка 50 тыс. голов этих удивительных творений природы.
Враги у нарвала серьёзные. Первое почётное место занимает человек. Он убивает животное ради его жира, а также из спортивного интереса, чтобы похвастаться перед знакомыми экзотическим рогом. В наши дни убийство самок с детёнышами запрещено категорически. Это считается браконьерством. Самцов разрешено убивать только коренным народам севера. Вся остальная двуногая публика не имеет права заниматься промыслом нарвалов. Если бы ещё эти запреты выполнялись неукоснительно, то бедным млекопитающим жилось бы значительно легче.
Второе место занимают косатки. Эти могучие и свирепые хищники безжалостно расправляются с нарвалами, если те оказываются у них на пути. Как следствие, животные с бивнями стараются забраться как можно дальше в холодные воды. Они также облюбовывают узкие и длинные фьорды, куда огромные косатки предпочитают не заплывать.
Белый медведь находится на третьем месте. Косолапый занимается ловлей нарвалов в суровый зимний период, когда эти животные кучкуются возле небольших отверстий во льду. Хищник обычно тихо лежит возле полыньи и ждёт, когда нарвал высунет голову из воды, чтобы сделать живительный глоток воздуха. Как правило, охота бывает успешной. Но везёт мишке только один раз.
Потеряв товарища, стая начинает издавать резкие звуки. Они чем-то напоминают пронзительный свист. На него откликаются другие стаи, кучкующиеся в отдалении у аналогичных лунок. Попавшие в беду перемещаются к ним, а незадачливый хищник остаётся с носом. Вообще нарвалы очень говорливые. Общаются они друг с другом посредством булькающих или, напоминающих свист, звуков. Иногда можно услышать мычание или что-то похожее на скрип.
Ранее бивень нарвала часто выдавали за рог единорога, имеющий целительную силу. Считалось, что если бросить кусочек рога в бокал с отравленным вином, то он поменяет свой цвет.
Нарвалов ловят в основном северные народности, в частности эскимосы. Мясо они едят, жиром заправляют светильники, используя его как масло, а кишки используют для изготовления веревок. Из бивней делают поделки. В 1976 году Канадским правительством были введены ограничительные меры на промысел нарвалов.
Популяция нарвалов насчитывает примерно 40-50 тысяч особей. Этот вид занесен в Красную Книгу России и считается редким.
А мы с вами по ходу дела давайте вспомним кто такой Кит убийца, а так же чем отличился Убийца пингвинов.
Легенды о Роге единорога: лекарства, противоядия и лечебная магия
Легенды, мифы и фольклорные системы по всему западному миру описывают рогатых существ, которые стали известны нам как единороги. В геральдике Единорог является символом моей родной Шотландии. Этот «гордый и надменный зверь» скорее умрет, чем будет захвачен в плен, так и шотландские солдаты будут самоотверженно сражаться, чтобы остаться независимыми и непобедимым. В то время как много было написано о самом мифологическом существе, меньше было сказано о его роге, который характеризует целая мифологическая система.
Ранние упоминания о магии рога единорога
Самое раннее упоминание о роге единорога было описано в V веке до н. э. греческим врачом и историком Ктесием. Он верил, что единороги живут в Индии, и что их рога являются магическими предметами, используемыми индийскими принцами “для изготовления ханапов против яда.
«Рассказы Ктесия» позже вдохновили на труды Аристотеля, Плиния Старшего и Клавдия Элиана, которые говорили о том, что питье из рога защищает от болезней и ядов.
Эти произведения повлияли на авторов от средневековья до эпохи Ренессанса, которые считали, что единороги реальны. Но все это прекратилось в XVIII веке, когда мореплаватели обнаружили длинный зуб нарвала.
Тысячи легенд рассказывали о магических свойствах рогов единорога, которые можно условно разделить на три группы:
В большинстве мифов и фольклорных традиций сила единорога сосредоточена в его роге, который, как считается, немедленно устраняет яды, как только его кончик коснулся жидкости. Единороги часто символически изображались реками, озерами, источниками и фонтанами, и общая тема заключается в том, что они заставляли других животных и людей ждать, пока они закончат свою магическую очистительную работу, прежде чем начать пить.
Способность единорога очищать воду была подробно описана в интерпретации физиолога XIV века.
Мифологи спорят об архетипах, погребенных в этом мифе, но все согласны, что змея представляет дьявола, а единорог представляет Христа, Спасителя и Искупителя. В начале – очистка воды, но магия рога единорога позже была расширена, и он стал оцениваться, как универсальное лекарственное противоядие.
Лечебная магия рога единорога
Со временем, помимо заботы об очистке загрязненной воды, рога единорога стали восприниматься, как имеющие мощные целебные свойства, такие как противоядия от вирусов, что сделало его одним из самых дорогих средств в эпоху Возрождения. Он широко использовался в королевских дворах.
В книге 1930-х годов Оделла Шепарда “Знания единорога” сообщает, что рога единорога были также известны в Средние века как “аликорн”. Он считается одним из самых ценных духовных активов, которыми король может обладать. Аlicorns можно было приобрести в аптеках до XVIII века, и они, обычно, обнаруживались в шкафах из любопытства. Алхимики, работающие на королевские семьи и дворян, использовали «аликорн» в производстве спагетрических (сверхзаряженных) растительных лекарств.
Рог единорога, чаще всего, вводили и употребляли в пищу для борьбы с симптомами краснухи, кори, лихорадки и болей. Парижские монахи давали его прокаженным для облегчения заживления ран, предписывали дворянам и королевским особам, для борьбы с чумой и нейтрализации яда скорпиона или гадюки.
Вероятно, небольшое состояние, которое королевские особы заплатили за эти объекты, привело к тому, что эффект плацебо перешел в более интенсивную фазу и вызвал несколько зарегистрированных случаев исцеления. В XII веке аббатиса Хильдегарда Бингенская в своих медицинских и научных трудах рекомендовала мазь от проказы, изготовленную из Фуа-де-единорога и яичного желтка, сказала, что ношение «кожаного пояса единорога» защитит человека от чумы и лихорадки, и утверждала, что «кожаные ботинки из кожи единорога» отгоняют болезни от ног.
Многие авторитетные средневековые авторы посвятили целые работы целебным свойствам рога единорога, в том числе Андреа Баччи 1573 года, написал “Договор о единороге”, где указал на замечательные свойства рога единорога при его использовании. А знаменитый французский хирург Амбруаз Паре в книге 1580-х годов “Рассуждения о Оникорне” отметил то, что некоторые историки считают началом экспериментального метода.
Демонстрация рога единорога и противоядие
Единорог имел символическую связь с девственностью и стал символом воплощения Слова Божьего, невинности и божественной силы на Земле. В королевских кругах рога единорога считались священными реликвиями и обычно устанавливались на серебряных цоколях (короткое основание для пьедестала, скульптуры или колонны) и представлялись в качестве трофеев.
Они также фигурируют в различных исторических источниках, в том числе в Трентском соборе 1563 года, соборе Сен-Дени в Париже и Вестминстерском аббатстве в Лондоне. Папа Климент VII предложил рог единорога “длиной в два локтя королю Франции Франциску I на свадьбе своей племянницы в 1533 году, и Великий инквизитор Торквемада отметил, что он всегда «носил свой рог единорога, чтобы защитить себя от яда и убийц».
В 1587 году французский врач Амбруаз Паре объяснил, что рога использовались «при дворе короля Франции для обнаружения присутствия яда в пище и напитках». Говорили, что если Рог нагревался и начинал дымиться, то блюдо отравлено. Говорили, что аликорн запотеет и поменяет цвет, если напиток или еда отравлены.
Королевские дворы создавали скипетры и другие священные предметы из рогов единорога, например, скипетр и императорскую корону Австрийской империи, а также ножны и рукоять меча Карла Смелого. Редкий витой рог единорога, известный как «рог», был подарен Карлу Великом Багдадским халифом Гаруна аль-Рашида в 807 году нашей эры и выставлен в Национальном музее Мойен-Аге.
Вероятно, самое впечатляющее королевское использование рогов единорогов находится в Тронном кресле Дании. Согласно легенде, тронный стул сделан из рогов единорогов. Но на самом деле он сделан из бивней норвежского нарвала.
Разновидности единорогов в мифологии разных стран
В разнообразных культурах появлялись оригинальные версии единорога. Разновидности этого существа в легендах определенных стран отличаются друг от друга.
Британский единорог белого цвета. Он напоминает крупную лошадь с раздвоенными копытами и рогом на лбу. Волшебно величественный и загадочный.
Китайский единорог имел уникальный окрас, состоящий из основного золотого цвета и дополнительных 4-х священных цветов. Считалось, что такое существо приносит удачу.
Индийский серый единорог, с длинным хвостом с кисточкой на конце и пышной гривой.
Европейский единорог отличался очень низким ростом. Размер его не достигал высоты среднего козленка. Такие существа были очень медлительны, но неповторимо сильны.
Сторонники и противники целительной силы рога единорога.
Одним из известнейших хирургов Франции Амбруаза Парe тщательно изучался вопрос о происхождении единорогов и их связи с носорогами. Врач проводил ряд исследований, которые доказывали отсутствие лечебных свойств рога. Он подтверждал свои высказывания проведенными лабораторными экспериментами, которые, в дальнейшем, станут одной из сторон развития практической медицины. Несмотря на это ученый верил в существование самого животного, как библейского существа.
Ему парировал Лорана Кателана, который утверждал, что свойства рога единорога в антимикробном, противовоспалительном и антитоксическом воздействии.
Датский зоолог в 1633 году открыл разновидность рыба как норвежский нарвал, на носу которого находился рог, совпадающий с описанием рога единорога. На самом деле им оказался зуб или бивень морского животного, который служил ему ледоколом в холодных норвежских водах.
С этого времени спрос на рог единорога стал падать, хотя его применение продолжалось еще более ста лет.
Волшебные единороги и целительные свойства их рогов, долгое время считались реальностью, несмотря на то, что имели мифическое происхождение Древней Индии, где принцы использовали их для исцеления. Если бы не эти проклятые нарвалы, мы могли бы все еще использовать их сегодня.