Для чего нужен рым гайка
Что такое и где применяется рым-гайка?
Пожалуй, одним из самых распространённых крепёжных элементов считается рым-гайка. Стоит отметить, что на рым-гайку не существует ГОСТов в Российской Федерации. Однако имеется мировой стандарт DIN582.
Большинство технических специалистов представляют себе, как выглядит рым-гайка. Но далеко не все знают значение приставки «рым».
Происхождение рым-гайки
Прежде всего, необходимо описать, что гайка представляет собой. Гайка – это крепёжный элемент, который обладает резьбой и может создавать надёжные соединения в сочетании с болтом, шпилькой или винтом.
«Рым» же в переводе с нидерландского языка означает «кольцо» (дословно). Следовательно, в сочетании мы получаем крепёжный элемент, который представляет собой кольцо со строенной гайкой.
В основании кольца располагается резьба. Какой она будет, строго говоря, не имеет значения:
Большим плюсом рым-гайки является то, что её можно затягивать без помощи специальных гаечных ключей.
Кольцо, выполненное из стали способно выдерживать колоссальные нагрузки. Именно по этой причине, произведённые рым-гайки должны соответствовать международному стандарту качества.
Конструктивный материал для рым-гайки
Как уже было сказано выше, рым-гайка должна выдерживать большие нагрузки. Исходя из этого, конструктивный материал должен быть удобен в обработке (для организации дешёвого массового производства).
Таким материалом можно считать конструктивную углеродистую аустенитную сталь. Она остаётся прочной, даже при воздействии достаточно высоких температур. Однако, несмотря на выдающиеся технологические характеристики, обладает весьма доступной стоимостью.
Однако безоговорочным лидером среди материалов для рым-гайки является высоколегированная нержавеющая сталь. Она не только прочна, но и упруга. Кроме того, обладает свойствами, которые помогают эффективно бороться с коррозией (главным врагом любого конструктивного элемента).
Рым-гайка диаметра 20 мм способна поднять груз более одной тонны.
В видео расскажут и покажут, что собой представляет обыкновенная конструктивная рым-гайка:
Для чего нужны рым-болты
Рым-болт – что это?
Это изделие, отличающееся от обычного наличием кольца. Рым-болтами пользуются на предприятиях промышленного типа и на заводах. Созданы они были для существенного облегчения перемещения или установки на другое место тяжелых изделий, например, моторов, пресс-форм, штампов и компрессоров. Рым-болты применяют в качестве крепления или точки подъема.
Устройство рым-болта
Для изготовления используется углеродистая сталь со следующей оцинковкой, чтобы продлить срок службы данного приспособления. Очищение от каолина, происходит сразу после изготовления, крепежные элементы производятся из стали C15E. Когда принимают рым-болты, испытывают их на прочность.
Видео
Виды рым-болтов
Чем легче груз поднимаемый рым-болтом, тем меньше и короче стержень и диаметр кольца, и наоборот. Браки при изготовлении недопустимы потому что, это чревато непредсказуемыми последствиями.
Назначение и область применения рым-болтов
Дословно с ирландского ring (рым) переводится как кольцо, которое приварено к обуху. В это кольцо можно ввести и завязать веревку, тросик, крюк, монтажные трубы и другие приспособления, которое можно использовать. С обратной стороны болт вкручивают в специальный паз, который плотно захватывает крепеж. После такого скрепления можно проводить другие манипуляции с грузом. Можно поднимать ли перетаскивать груз на площадке и на более дальние расстояния. В некоторых ситуациях использование рым-болта нельзя исключить и этот элемент является незаменимым.
Основным направлением применения рым-болта является погрузочные и разгрузочные работы. С помощью крепежного изделия с кольцом можно организовать подъем и удержание на весу тяжестей. К самым прямым применениям болтов с проушиной относятся:
· Талекажные работы по переноске и перетаскиванию грузов, закрепление груза, подъем груза, погрузка и разгрузка тяжеловесных объектов, погрузка, разгрузка и перемещение крупногабаритных деталей оборудования;
· Автотранспортное производство. Такие рым-болты помогают буксировать неработающие автомобили;
· Строительная сфера. В строительстве рым-крепежи очень распространены и используются чаще всего. Они помогают проводить строителям многие манипуляции. Особенно важны они при проведении высотных работ.
При возведении конструкций в короткие сроки также используют рым-болты. В этом процессе они помогают скрепить растяжку. Таким способом возводят купол цирка, палатки и другие временные конструкции.
Рым-болты помогают выполнить крепление рекламных тентов и других конструкций такого типа.
Виды стальных рым-креплений
Кроме прямого назначения крепления специальной конструкции также используются при формировании нестандартной грузоподъемной системы. Такими изделиями являются рым-болты с шарниром (вертлюгом), предотвращающим вращение груза с продольными кольцами или стержнями в момент подъема тяжелых, негабаритных и легких объектов.
Любая новаторская конструкция изготавливается по условиям государственного стандарта, обеспечивающего безопасность персонала и целостность груза. ТУ и ГОСТ в разных странах производителях отличаются, но основным показателем надежности изделия считается соответствие «Международному стандарту DIN 580», адаптированному к межгосударственному ГОСТу 4751−73. Все изделия должны иметь буквенно-цифровую маркировку и товарный знак производителя на дужке головки (М8, М16 и т. д. ).
Технические характеристики болтов формируются способом изготовления:
Готовое изделие подвергается обжигу при высокой температуре.
При маркировке используется метод:
Каждая партия изделий оснащается Сертификатом соответствия с логотипом завода изготовителя, номером партии, количеством креплений, результатом экспертизы. Упаковка продукции должна осуществляться послойно, с прокладкой промасленной бумагой между слоями.
Обозначение и упаковка
Для идентификации рым-болты снабжают штампованной маркировкой, в которой указывается номер резьбы и эмблема (товарный знак завода-изготовителя). Каждая партия изделий поступает потребителю упакованной в деревянный (пластиковый ил картонный) ящик весом до 60 кг. Количество изделий в упаковке определяется изготовителем.
В сопровождающем документе с эмблемой завода-изготовителя отмечаются данные об изделиях с указанием количества, результатов испытаний и контрольных проверок. Перед применением изделия необходимо проверить на наличие коррозии, которая способна серьезно ухудшить их рабочие качества.
Как делают рым-болты
Их производят либо штамповкой, либо литьем. В качестве материала используют углеродистую или легированную сталь высокого качества, но есть изделия из низкоуглеродистой стали. Последние должны быть оцинкованы в обязательном порядке, что защищает их от коррозии. Это является достаточно важным, так как обычно их используют под открытым небом. Оцинковку делают четырьмя способами:
Холодным, где на уже готовые изделия наносят раствор. Самый простой способ, защита от коррозии хорошая, но не лучшая.
Гальванический – более сложный способ, при котором готовые изделия помещают в емкости с раствором солей цинка, после чего их подвергают воздействию электричества и происходит цинкование.
Диффузный, при котором чаще всего рым-болты обрабатывают парами цинка при высоких температурах. В результате получается хорошая защита от коррозии, правда такие изделия выглядят не очень хорошо, но в данном случае это мало кого волнует.
Горячий, который является самым распространенным, потому что он прост и дает самый оптимальный вариант. Готовые рым-болты помещают в цинк, температура которого около 460 градусов по Цельсию.
Что такое рым по стандартам ГОСТ, ISO и DIN:
Рым-болт DIN 580 / ISO 3266 / ГОСТ 4751-73 — кольцо из металла, которое жёстко соединено с цилиндрическим стержнем. Последний оснащается на конце резьбой, предназначенной для оптимального крепления к конструкциям, механизмам, агрегатам разного типа. Резную стержневую часть можно ввернуть в:
Рым-гайка DIN 582 — конструкция, похожая на рым-болт, лишь нарезной цилиндрический стержень заменен на сквозное аналогичное отверстие с резьбой, служащей для накручивания на закладной болт.
Частный случай — якорный рым, предназначенный для удобства фиксирования троса или веревки на судне. Фиксация возможна при любом положении и всего за несколько секунд, а не только при нахождении якоря на дне. В силу особенностей конструкции рыма, руки во время рыбалки могут оставаться свободными, что обеспечивает моментальное фиксирование якоря, независимо от положения.
Размеры
Рым-болт включает в себя замкнутое стальное кольцо определённого внутреннего и внешнего диаметров, стержень, на преобладающей части которого нарезана (или накатана) метрическая резьба, а также переходную часть (она посредством литых или отштампованных радиусных переходов соединяет кольцо со стержнем).
Размерный ряд рым-болтов по ГОСТ 4751-73:
Для исключения концентраторов напряжений все переходы между элементами конфигурации крепежа выполняются по радиусам. Рым-болты могут изготавливаться с антикоррозионным (цинковым или хромовым) покрытием.
Резьба на стержне изделия может быть с крупным или мелким шагом (производство резьбы с мелким шагом оговаривается при индивидуальном заказе).
Производство рым-болта
Применяются две технологии для производства рым-болтов: ковка изделий или штамповка. Особую роль играет при изготовлении обработка стали, она может быть углеродистая или легированная. В том и другом случае – это высокопрочная сталь, очень высокого качества. Отличие лишь в том, что одни рым-болты применяют в любом направлении, другие лишь там, где они не подвергаются влаге.
Проходящие углеродистую обработку рым-болты – это оцинкованные изделия. Они не ржавеют, стойки к погодным условиям, легко применяются в воде и при перевозках морских, речных грузов.
Легированные рым-болты – это не оцинкованные изделия, которые не менее прочные, чем оцинкованные, но они могут быть подвержены коррозии и рже. Поэтому их применяют там, где они не взаимодействуют с осадками и прочими неблагоприятными для них условиями.
Как появляется на свет каждый болт?
Для стандартных приспособлений обычно используется сталь марки 20 либо 25. При изготовлении этих видов болтов используют штамповочный метод либо ковку. Метод ковки является более сложным, но изделия получаются более точными и прочными. Единственным недостатком такого метода может быть то, что болты могут отличаться на несколько миллиметров, но это отклонение допускается ГОСТом. Метод штамповки – более простой за счет механизации. Изделия изготавливаются на специальных станках. Сталь разогревается до высоких температур и далее заливается в специальные формы.
В отличие от кольца, на стержне не должно быть ни вмятин, ни заусенец, ни сорванных ниток. Это брак, и данный показатель отразится на креплении в будущем.
Обычно перед продажей вся продукция должна проходить испытания на прочность под нагрузками. Часто для этого берется несколько кольцевых болтов, и на кольцо подвешивается определенный груз, в таком состоянии их нужно оставить на несколько часов. Величину нагрузки используют намного больше запланированной. Если после определенного времени не произошло деформации, то приспособления считаются соответствующими нормам и стандартам, и такой рым-болт (ГОСТ 4751-73) поступает в продажу.
Как установить рым-болт
Устанавливая рым болт, важно учитывать его специфику, технические характеристики, прямое предназначение. Во время монтажа следует придерживаться простых правил по эксплуатации:
ВалераГолос строительного гуру Задать вопрос Выполняя строительные работы, длину крепежа подбирают, учитывая толщину поверхности. Место, куда планируется устанавливать крепеж, необходимо разметить заранее, так как демонтаж проводится крайне трудно.
Крепежное приспособление рассчитано на определённые рабочие нагрузки. Перед началом эксплуатации необходимо изучить технику монтажа устройства, проконтролировать соответствие посадочного места конкретному изделию. Поле установки грузоподъемных крепежей следует выполнить плавный подъем без резких движений и рывков. Контролировать процесс нужно на безопасном расстоянии от груза.
Рым-гайка. Размеры и параметры
Рым-гайки представляют собой такелажный крепёж с петлеобразной головкой, который предназначен для вертикального прикрепления грузовых крюков или строп к перемещаемому грузу. Они не рассчитываются на значительные нагрузки и не рекомендуются для подъёма грузов с помощью грузозахватных приспособлений, которые наклонены под углом к вертикальной оси.
Описание и классификация
Типоразмеры рым-гаек устанавливаются в соответствии со стандартами DIN 582 (ГОСТ на подобную продукцию в России отсутствует). Изделие включает в себя замкнутое кольцо, которое у своего основания плавно переходит в резьбовую втулку. Резьба может быть метрической или дюймовой.
Классификация крепежа может быть произведена по следующим параметрам:
Головка выпускается в трёх модификациях:
Для своего применения деталь должна навинчиваться в выступающий резьбовой конец шпильки, длина которого должна быть не менее высоты втулки. Чтобы исключить повреждение поверхности груза, между ним и рым-гайкой, как и в случае рым-болта, рекомендуется прокладывать плоскую шайбу толщиной не менее 1 мм.
Размеры
DIN 582 предусматривает следующий размерный диапазон крепежа:
Габарит метиза определяется либо по диаметру кольца, либо по толщине петли.
DIN 582 содержит также рекомендации по материалу, из которого могут изготавливаться рым-гайки.
Стальной крепёж может производиться из сталей:
Из цветных металлов и сплавов для производства рым-гаек применяют латунь, кремниевую бронзу, алюминий и его сплавы, титан и его сплавы. Продукция, изготовленная из обычных марок конструкционных сталей, должна проходить антикоррозионную обработку – горячее цинкование, воронение или анодирование (в случае алюминиевого крепежа).
Выбор типоразмера
Производится по предельной грузоподъёмности изделия, которая установлена в пределах от 560 кг – для рым-гаек М6, до 21600 кг – для рым-гаек М30. Следует отметить, что DIN 582 оговаривает не предельную, а разрушающую нагрузку на крепёж. Эти понятия не идентичны, поэтому значение допускаемой грузоподъёмности при выборе должно быть уменьшено не менее чем на 60% (предел, при котором в материале начинают происходить явления ползучести).
Важной характеристикой, которая определяет работоспособность изделия, является способ его получения. Продукция из алюминия или бронзы может изготавливаться методами литья, но для сталей используют преимущественно технологию горячей объёмной штамповки. После деформирования изделия подвергают пассивации и электрохимическому покрытию.
Прочность кованых рым-гаек выше, чем литых, вследствие упрочнения, которое приобретает материал, а также из-за более благоприятной макроструктуры стали.
Рым-гайки DIN 582
В настоящее время под понятием такелаж подразумеваются все приспособления, используемые в случаях, когда требуется закрепить либо переместить некий груз. Всего их существует 11 разновидностей, начиная с карабинов, включая известные еще со школьной скамьи блоки, и заканчивая вертлюгами. Но рым-гайка среди этого многообразия занимает особое место. Достаточно сказать, что эта деталь с резьбой M 8, весящая всего 50 грамм, выдерживает нагрузку 140 кг (читай, способна поднять объект такой массой). Поэтому не удивительно, что подобный крепежный элемент нашел широкое применение во многих промышленных отраслях, в частности в строительстве.
Конструкция и материал изготовления
Рым-гайка выглядит в виде кольца с основанием, в котором выполнено резьбовое отверстие.
Закрепление данной детали в теле предполагаемого к транспортировке объекта осуществляется посредством шпилек, а также болтов. Благодаря тому, что ось резьбы рым-гайки расположена параллельно оси плоскости кольца, затягивать ее можно без специального ключа, просто вставив в проушину рычаг.
Чтобы такой крепежный элемент выдерживал огромные нагрузки, используемое для его производства сырье должно характеризоваться прекрасными прочностными характеристиками и высочайшим качеством. Поэтому наиболее часто рым-гайки изготавливаются из следующих материалов:
нержавеющая сталь A 2 или аналог жаропрочная коррозионностойкая сталь 12 X 18 H 9 T – ее показатель твердости составляет 170 МПа;
кислотостойкая аустенитная сталь A 4 либо аналог нержавеющая высоколегированная конструкционная сталь10 X 17 H 13 M 2 T – ее твердость достигает отметки 200 МПа;
легированная конструкционная сталь марки Ст.30Г. Присутствие в маркировке буквы «Г» говорит о повышенном содержании элемента Mn (марганец) – до 1%. Данный фактор способствует тому, что поверхностная твердость крепежной детали возрастает;
углеродистая качественная конструкционная нелегированная сталь марки Ст.20. Для придания произведенным из нее рым-гайкам антикоррозионных свойств, их покрывают защитным слоем методом гальванической оцинковки.
Классификация
Для классификации рым-гаек используются следующие критерии:
Определить визуально тип резьбы невозможно. Обусловлено это идентичностью угла профиля – 60°. Однако данный фактор нельзя трактовать, как возможность взаимозаменяемости рым-гаек с разным типом резьбы: в результате свинчивания обязательно сформируются недопустимые зазоры и возникнет эффект, когда соседние витки начнут наползать один на другой.
Исполнение и технические характеристики
Производители метиза данного вида, работающие на территории нашей страны, чтобы не возникали сложности, должны руководствоваться нормами D І N 582. Причина – отсутствие отечественных ГОСТов, регламентирующих выпуск рым-гаек Немецким стандартом установлен один вариант исполнения этих крепежных деталей.
Размеры указанных на чертеже параметров представлены в таблице. Единица измерения – миллиметры.
Рым-гайка DIN 582 в разных отраслях промышленности
Эта деталь своим внешним видом напоминает кольцо с нарезанной резьбой. Рым-гайка DIN 582 определяется диаметром резьбового отверстия. Область применения таких деталей весьма обширна. Эти изделия можно увидеть в машиностроении, погрузочных работах, при строительстве многотоннажных судов. Нашла применение такая оснастка и в строительной отрасли. Для защиты от появления коррозии поверхность детали покрывают цинком.
Конструктивные особенности изделия
Для создания мощной затяжки винтового крепления необходимо, чтобы рычаг воздействия был более мощным. Для этого к обыкновенной гайке приварили стальное кольцо. В результате появился новый вид крепёжного изделия. Эта идея впервые была воплощена в жизнь за рубежом. Изделия стали широко применяться в России для различных отраслей промышленности.
Все технические характеристики рым-гайки регламентируются европейским стандартом DIN 582. Действующий ГОСТ 22355–77 определяет только размер шайбы, которая дополняет метиз. Отличительной чертой этого крепежа является кольцо, расположенное под 90 градусов относительно основной плоскости.
Необычная конструкция позволяет закрутить гайку намного сильнее, чем гаечным ключом. Именно для этого существует кольцо, в которое вставляется металлический прут, выступающий в роли большого затягивающего рычага. Изделие М12 способно свободно выдержать груз весом 340 кг. Если расположение груза будет под углом 45 градусов, максимальный вес уменьшается на 100 кг.
Материал для изготовления
Чтобы оснастка смогла выдерживать большие нагрузки, её изготавливают из специальной конструкционной стали, предназначенной для производства:
Специально для агрессивной среды изделие изготавливают из нержавеющей стали или специальной кислотоустойчивой стали А4.
Отлично зарекомендовала аустенитная сталь с большим количеством углерода. Она способна работать при любой температуре, не боится больших динамических нагрузок.
Технологические параметры, регламентируемые DIN
Простая конструкция ещё не говорит о том, что изделие не имеет определённых эксплуатационных проблем. Подбор этой оснастки должен проводиться в соответствии с технической документацией. Малейшее несоответствие может привести к разрушению всей конструкции.
При изготовлении детали производитель обязательно выдерживает несколько важных параметров:
Важнейшим параметром является резьба детали. Она выдерживается в строго определённых значениях. Эти параметры находятся между собой в конкретном соотношении, для получения максимальных возможностей крепежа.
Маркировка изделия DIN 582
В обозначении обязательно указывается внутренняя резьба — Мх. То есть рым-гайка, с маркировкой М8, соответствует стандартной метрической резьбе — М8. Прописывается внешний диаметр кольца. Для М8 он составляет 20 мм. Грузоподъёмность — 140 кг. При угловом положении груза, она уменьшается в три раза.
Чтобы правильно подобрать требуемую рым-гайку, необходимо обратиться к специальным таблицам, которые показывают полную характеристику изделия, учитывают его параметры и грузоподъёмность.
Область применения гаек
После приварки к обыкновенной гайке специального кольца конструкция стала более совершенной. Увеличился рычаг воздействия и сила закручивания. Обновлённая система дала возможность эксплуатировать рым-гайку DIN 582 в различных промышленных сферах. Теперь она прекрасно сочетается с любым болтом или резьбовым стержнем.
С помощью кольца можно осуществлять фиксацию такелажных приспособлений. К таким гайкам, установленным на поверхности земли, с помощью талрепа, крепится натянутый трос. Рым-гайку часто применяют для буксирования тяжелой техники, также она применяется при сборке сложных деталей.
Некоторые опасения вызывает несущая способность этой оснастки. Однако, чтобы не возникало никаких проблем, необходимо правильно подбирать грузоподъёмность изделия. Большие габариты оснастки могут ввести в заблуждение.
Нужно всегда помнить о направлении нагрузки. Она не должна быть направлена на излом.
Основные преимущества метизной оснастки
Благодаря кольцу, расположенному перпендикулярно относительно плоскости гайки, изделие получило ряд существенных преимуществ. Основным достоинством этой конструкции считается возможность применения большой силы для закручивания гайки в сравнении с обыкновенным гаечным ключом.
Технологические характеристики такого приспособления намного выше обыкновенной гайки. Стальное кольцо даёт возможность применять высокие нагрузки.
Это приспособление, благодаря хромовому покрытию, обладает высокой устойчивостью к появлению коррозии. Его можно свободно эксплуатировать в агрессивной среде.