Для чего нужен сабвуфер для колонок
Когда нужен сабвуфер?
Сохранить и прочитать потом —
Создание правильной звуковой атмосферы при прослушивании музыки или просмотре кинофильма невозможно без низкочастотной составляющей. То есть, без баса. В нижнем частотном регистре играет немало музыкальных инструментов, как акустических, так и электронных, а большинство эффектных сцен в кино создано при помощи низких частот. Именно низкие частоты фонограммы добавляют объём, создают ощущение музыки, добавляют эмоций в воспроизведение остального спектра звукового излучения. Для правильного их воспроизведения необходима специально подготовленная для этого акустическая система. Это и есть сабвуфер.
Одной из основных особенностей сабвуфера является то, что это, как правило, активная акустическая система. То есть, это колонка с собственным (обычно встроенным) специализированным усилителем. Имеются и пассивные конструкции, но это отдельный класс аппаратуры, редко используемый в традиционных домашних системах. Поэтому, под термином «сабвуфер» мы сегодня будем подразумевать активную низкочастотную акустическую систему.
Использование в стерео
Традиционно сабвуфер используют в составе домашнего кинотеатра, где он отвечает главным образом за звуковые эффекты. Однако существует вполне успешная практика использования сабвуфера в стереосистемах. Такая схема называется «трифоник» и обозначается, как 2.1. У неё есть определённые преимущества перед применением полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом.
Трифоник включает пару фронтальных колонок и сабвуфер
Первое преимущество вполне прагматично. Сабвуфер чаще всего используют вместе с полочной акустикой. Так как последней требуется меньше пространства, а ещё она может одинаково эффектно звучать как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер будет весьма органично дополнять собой общую звуковую картину, добавляя в неё необходимый бас. А владельцу системы не придётся ломать голову, куда установить крупногабаритные колонки.
Регулировки
В корпусе сабвуфера помимо большого динамика (8-15 и даже до 21 дюйма), располагается усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Самая логичная и понятная регулировка для неподготовленного человека – громкость, позволяющая выставить комфортный уровень баса в комнате.
Вот так выглядит хороший динамик сабвуфера
Панель регулировок хорошо оснащенного сабвуфера
Регулировка фазового сдвига необходима для того, чтобы сабвуфер и основная АС не имели временнЫх разногласий. Например, если сабвуфер стоит довольно далеко от колонок, то его звучание может запаздывать. Чтобы этого избежать и используют корректировку фазового сдвига.
Элегантный пульт ДУ сабвуфера REL G2
Существуют сабвуферы с весьма продвинутыми электронными схемами настройки вплоть до систем акустической коррекции помещения на основе цифрового процессора и возможностью управления всеми их характеристиками с помощью iOS или Android планшета или смартфона. Пример такого сабвуфера – модель ELAC SUB 2050.
Так выглядит интерфейс управления сабвуфера ELAC SUB 2050
Установка
Слуховой аппарат человека устроен таким образом, что он не чувствителен к направленности низких частот, они не имеют чёткой локализации в помещении. И это развязывает нам руки при установке сабвуфера. Для него можно подобрать практически любой уголок в комнате. Однако стоит соблюсти несколько правил.
Во-первых, сабвуфер должен стоять на ровной прочной поверхности. Помните, что этот аппарат подвержен солидным вибрациям, которые могут негативно повлиять на звук, а также испортить сам сабвуфер.
Само место установки должно находиться на некотором расстоянии от стен и мебели. Особо пристальное внимание нужно уделить фазоинвертору (при его наличии), «труба» которого не должна быть ближе 20-30 сантиметров к какой-либо поверхности. Нежелательно размещать сабвуфер возле ёмких шкафов, стеклянных конструкций, посудных витрин. Все они – отличный источник резонансов. Они добавят к звучанию собственные призвуки, которые вам вряд ли захочется слышать, наслаждаясь любимыми записями. По этой же причине не стоит класть или ставить какие-либо предметы на корпус. Очень большой соблазн использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика. Но, поверьте, положенный на него пульт ДУ не сможет улучшить звуковую картину, даже если будет очень сильно стараться.
Третье условие – доступность розетки питания и возможность удобной прокладки сигнального кабеля. Усилителю сабвуфера требуется электрическая энергия, но не стоит тянуть к нему простой дешевый удлинитель, снижая качество подводимой энергии. К тому же это выглядит не эстетично и заметно снижает эргономику. Кому нравится регулярно спотыкаться или путаться в проводах? Лучше установить сабвуфер возле отдельной розетки либо озаботиться подводкой стационарного электричества к нужной точке в комнате.
Выбор сабвуфера
Итак, самое интересное – выбор сабвуфера. Важной особенностью конструкции сабвуфера является акустическое оформление, в котором работает его динамик. Бывают три основные типа акустического оформления: закрытое, пассивный излучатель и фазоинвертор. Для работы с музыкальным материалом лучше подходят первые две конструкции, поскольку они обеспечивают более точный музыкальный бас. В качестве превосходного сабвуфера для прослушивания музыки можно порекомендовать закрытую модель Penaudio Charm.
Penaudio Charm – элегантная модель от финского производителя
Этот сабвуфер имеет акустическое оформление «пассивный излучатель»
Этот шарик от B&W не только оригинально выглядит, но и отлично звучит
Высококлассный сабвуфер REL G1
Наконец, настоящий громовержец и повелитель самых глубоких басов класса High End – пассивный сабвуфер ICE 15.2P умеет басить на частотах вплоть до 28 Гц, оснащен двумя 15-дюймовыми головками, имеет чувствительность 98дБ и может развивать звуковое давление вплоть до 134 дБ!
Пассивный сабвуфер ICE 15.2P
Сабвуферы с фазоинвертором представляют собой мейнстрим, они, как правило, менее дороги, но при этом могут обеспечивать глубокий насыщенный бас при меньших финансовых затратах. Труба фазоинвертора в некоторых случаях может давать слышимые призвуки, которые помешают при прослушивании музыки, но обычно не ощущаются при воспроизведении саундтреков к кинофильмам.
Так выглядит труба фазоинвертора
Также эти сабвуферы более чувствительны при установке – необходимо обеспечить достаточное расстояние от фазоинвертора до прилегающих стен или мебели.
Приведем несколько примеров моделей с фазоинвертором из разных ценовых категорий. Элегантный и относительно недорогой сабвуфер с качественной внешней отделкой DALI Zensor Sub E-9 F.
Недорогой качественный сабвуфер DALI Zensor Sub E-9 F
Великолепный сабвуфер для просторных помещений – флагманская модель компании Waterfall HF3-500 – вооружена парой девятидюймовых драйверов под управлением 500 ваттного усилителя
Мощная модель для просторных помещений Waterfall HF3-500
Гигант Cerwin-Vega CVHF-A21S имеет драйвер с диффузором 21 дюйм
Как уже было упомянуто – сабвуферы с фазоинвертором достаточно «басовитые», а имеющие оформление «закрытый ящик» или «пассивный излучатель» – более музыкальные, но при выборе в любом случае встает вопрос самой нижней частоты, которую сможет воспроизводить сабвуфер. Как правило – чем дороже «машина для извлечения баса», тем более крупный драйвер в ней установлен и тем более глубоко она может нырнуть в басовые глубины. Не всегда стоит гнаться за рекордными значениями нижней частоты, т.к. воспроизведение глубокого баса на большой громкости в необработанном жилом помещении обычно приводит к ненужным резонансам, которые выражаются в дребезжании мебели, дребезжании оконных стекол и неприятных гулких призвуках. Кроме того, низкие частоты очень коварны с точки зрения проникновения по перекрытиям жилых домов в соседние квартиры, и могут доставить много проблем вашим соседям.
Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 2.0 Dual Core
Напомним, что если у вашего AV-ресивера или усилителя нет регулировки граничной частоты сигнала, который подается на акустику и сабвуфер – обязательно проверьте, есть ли соответствующая регулировка у той модели сабвуфера, к которой вы присматриваетесь. То же самое касается и интерфейсов подключения – самые продвинутые сабвуферы имеют минимум по две пары низко- и высокоуровневых клемм для подключения к AV-ресиверу или усилителю. Первые из них обеспечивают подключение к линейным выходам Preout усилителей либо – специализированным выходам для сабвуфера AV-ресиверов или стерео усилителей. Вторые – для соединения с акустическими клеммами усилительной электроники в тех случаях, когда у нее отсутствуют низкоуровневые выходы. В наиболее доступных моделях сабвуферов панель разъемов может ограничиваться всего лишь одним RCA входом без каких-либо дополнительных возможностей, поэтому обязательно обратите внимание на этот аспект, чтобы не только правильно подключить приобретенную модель, но и получить от нее наилучшее качество звучания.
Этот сабвуфер имеет широкие возможности коммутации
Полезные советы
В заключение приведем несколько, так называемых, лайфхаков по использованию сабвуфера. Первый заключается в том, что резонансы (а значит – проблемы с частотной характеристикой аудио системы) типичного жилого помещения лежат именно в области низких частот, там, где и работает сабвуфер – 20-150Гц. Поэтому, заранее найдя наилучшее расположение основной пары акустических систем (неважно – полочных или напольных) с точки зрения их звучания, а также – эстетики и удобства, можно легче справиться с резонансами комнаты прослушивания путем перемещения и нахождения идеального места расположения сабвуфера в ней. Как мы уже говорили, низкие частоты отличаются крайне малой направленностью звучания, поэтому имея в системе несколько СЧ/ВЧ колонок, часто можно вполне обойтись одним сабвуфером. Однако, в достаточно просторных помещениях для получения равномерного баса с минимумом искажений наилучших результатов удается добиться, используя сразу два сабвуфера. В таком случае можно использовать как две одинаковых модели, так и совершенно разные, например, один компактный и максимально «скорострельный», а второй – с большим динамиком (от 12” и выше) для придания басу глубины и «бархатистости».
Еще одна проблема в воспроизведении высококачественных фонограмм состоит в том, что многие из них записаны с обрезанным ниже 50 Гц басом (чтобы их можно было без существенных искажений воспроизвести на массовой бюджетной аппаратуре), а другие – наоборот, с его избытком (в коммерческих целях продвижения конкретного релиза). Современные высококачественные усилители, как правило, не оборудованы режимом тонкомпенсации, поэтому в системах «трифоник», имея, по сути, раздельное усиление и регулировку низких и всех остальных частот можно легко и быстро отрегулировать количество и глубину баса – при необходимости, чуть ли не для каждого трека или альбома (для этого как раз наилучшим образом пригодится сабвуфер с пультом ДУ или под управлением планшета или смартфона). Те же самые регулировки баса будут очень кстати и в том случае, если вам хочется послушать музыку в позднее время, когда соседи или домашние уже отдыхают – это можно будет делать на вполне комфортной громкости, просто «прибрав» баса на сабвуфере.
Итак, мы в общих чертах разобрались, что же такое сабвуфер, и зачем он нужен. В данной статье даны лишь основы использования этого компонента домашней аудиосистемы, а для того, чтобы он идеально вписался в вашу звуковую среду, рекомендуем обратиться к специалистам компании Аудиомания, которые учтут все нюансы вашего жилища и предложат лучшее решение.
Что такое сабвуфер и зачем он нужен?
Содержание
Содержание
Басовый диапазон всегда привлекал музыкантов и меломанов своей особенностью: он не столько слышится, сколько ощущается всем телом. Бытовая полочная акустика не в состоянии воспроизвести всего низкочастотного великолепия, для этих целей изобрели сабвуферы. Сегодня их можно встретить повсюду: в домашних аудиосистемах и кинотеатрах, автомобилях и концертных площадках. Эта статья расскажет все, что нужно знать о сабвуферах.
Зачем нужен сабвуфер?
Если характеристик акустической системы недостаточно для получения глубокого насыщенного баса, на помощь приходит сабвуфер. Он позволяет превратить обычную полочную и напольную акустику с небольшими динамиками в полноценную акустическую систему. Саб особенно критичен для тех, кто любит музыку, насыщенную басом — танцевальную электронику и рок-н-ролл. По схожим причинам сабвуферы любят устанавливать в авто, получая дискотеку на колесах. Но и любители классики и джаза не остаются в стороне: для них натуральный динамичный бас также имеет большое значение.
В домашних кинотеатрах без сабвуфера вообще никуда. Львиная доля вау-эффекта от кино приходится на различные взрывы, басс-дропы и музыку с выраженной низкочастотной составляющей. Композитор Ханс Циммер («Начало», «Интерстеллар», «Пираты Карибского Моря» и т. д.) как-то выслал продюсерам несколько минут музыки для одной из сцен и получил от них ответ: мол, у вас там, кроме тишины, ничего нет. На это композитор ухмыльнулся и посоветовал слушать на киношной акустике, а не на бытовых колоночках.
Узнать, справляется ли имеющаяся акустическая система с низкими частотами, очень просто. Достаточно послушать на ней запись синусоиды, идущей по всему слышимому спектру. Чаще всего на бытовых колонках без саба что-то слышно, начиная с 50-80 Гц. Сабвуфер расширит это значение до 20-30 Гц.
В итоге сабвуфер позволяет:
Как устроен сабвуфер?
Почему же обычные колонки не справляются со сверхнизкими частотами, а сабвуфер справляется?
Технически невозможно сделать динамик, который воспроизводил бы все частоты одновременно. Чтобы колонки могли воспроизвести как можно больше частот, их делают многополосными: маленький динамик (твитер) отвечает за высокие, а большой динамик (вуфер) — за средние и низкие. Иногда твитер размещается прямо посреди вуфера, такой тип конструкции называют коаксиальным динамиком. Однако для воспроизведения саб-баса этого недостаточно, поэтому аудиосистему дополняют сабвуфером — этимология этого термина теперь очевидна. Причем сабвуфер обычно нужен лишь один, поскольку бас почти не локализуется человеческим ухом.
Также для сабвуфера нужен индивидуальный корпус, и вот почему. Частота 50 Гц соответствует волне длиной 7 метров, 20 Гц — 17 метров. Произвести волну такой длины может лишь довольно большой объект. Например, струна контрабаса в длину 42 дюйма (106 см), струна современной бас-гитары — 34 дюйма (86 см). Для достоверного воспроизведения звука этих струн диаметр динамика должен быть идентичен по размеру. Разумеется, в бытовых колонках такое сложно себе представить. Хотя в исследовательских целях подобные агрегаты создавались. К примеру, Mitsubishi Diatone D-160 — один из самых больших динамиков, когда-либо изготовленных человеком. Он имел 63 дюйма (около 160 см) в диаметре и умел воспроизводить частоты от 8 Гц! Интересно также, что один из самых крупных сабвуферов для автомобилей, Cadence DCX34W, оснащен диффузором диаметром ровно 34 дюйма, то есть как раз размером с мензуру бас-гитары.
Слушатели отмечают, что с увеличением размера диффузора несколько теряется детальность и динамика на быстрых партиях, поскольку большой мембране нужно время для колебания, но при этом сам бас звучит более натурально. Из этого можно сделать вывод: любителям танцевальной электроники ни к чему гнаться за гигантскими динамиками, а вот почитателям классики и джаза они как раз понравятся за возможность наиболее точно воспроизвести оттенки звучания акустических инструментов.
Первые сабвуферы появились в 70-е годы. До этого была мода делать огромные колонки с большими басовыми динамиками, в итоге аудиосистема занимала половину комнаты. Благодаря сабвуферу появилась возможность делать небольшие колонки, сопровождая их всего одним басовым динамиком в отдельном корпусе. Такая система стала называться трифоник, ее обозначают как 2.1.
Тем не менее, долгое время сабвуфер не был популярен из-за главного недостатка — частотного провала в диапазоне, где заканчивают играть колонки и начинает вваливать саб. В лохматые годы достойный результат можно было найти лишь в дорогих аудиосистемах. Зато с появлением домашних кинотеатров и компьютерного аудио идея обрела вторую жизнь. Во всех системах вида 5.1, 7.1, 9.1 и т. п. та самая цифра «1» после точки — и есть сабвуфер.
Существует несколько типов конструкции саба:
Звучание сабвуфера также зависит от материала его диффузора. Многие признают, что бумажный диффузор звучит более мягко и музыкально, металлический или синтетический — более резко и упруго. Композитный, например, кевларовый, часто применяется в автомобилях благодаря надежности и устойчивости к внешним воздействиям.
Как выбрать сабвуфер?
Для дома
Главное правило — чем больше комната, тем больше сабвуфер:
Некоторые меломаны предпочитают устанавливать сразу два сабвуфера. Это дает следующие преимущества:
Для авто
Автомобильный сабвуфер — настоящий мастхэв для меломана-автомобилиста. Без него качественный звук в машине не получишь. Сабы для авто, главным образом, делятся на активные — со встроенным усилителем, такие как Pioneer TS-WX300A, и пассивные, например, JBL Stage 1200B. Пассивные стоят дешевле, но нужно внимательно смотреть на его мощность и мощность усилителя. Некоторые кулибины изготавливают сабвуфер самостоятельно, покупая лишь сабвуферный динамик и толстую фанеру.
Для студии
Сегодня большинство музыки делается в домашних студиях и сводится на мониторах ближнего поля. Эти мониторы де факто не воспроизводят низкие басовые частоты, поэтому для полноценного мониторинга к ним нужен сабвуфер. Хорошо здесь то, что можно совершенно спокойно использовать студийные мониторы и саб от разных производителей. Для студий выпускают специальные студийные сабы, которые воспроизводят очень точный и быстрый бас с максимально линейной АЧХ.
Критически важной для студии является акустическая обработка помещения, поскольку именно с низкими частотами возникают основные проблемы. Также критично расположение сабвуфера — желательно, чтобы он был равноудален от мониторов. Если такое расположение невозможно, используется два саба.
Для DIY
Для тех, кто умеет держать в руках пилу и молоток, в продаже есть сабвуферные динамики. Их стоимость ниже готовых сабов, а смастерить ящик можно с помощью калькулятора из Интернета. Разумеется, нельзя забыть про усилитель — максимальная мощность динамика при этом должна в два раза превышать максимальную мощность усилителя. В остальном здесь открывается простор для творчества — можно сделать хоть суперсаб с рупорной конструкцией и несколькими динамиками.
Куда поставить сабвуфер?
Есть простой лайфхак, позволяющий быстро найти оптимальное место для саба. Нужно поставить его на кресло или диван, в котором будет сидеть слушатель, и походить по комнате, определив на слух позицию, где бас звучит наиболее громко, детально и глубоко. Это и будет искомой точкой.
Стоит также запомнить:
Как подружить саб и соседей?
С точки зрения соседей, сабвуфер — это смесь отбойного молотка и военного оркестра, призывающего к мобилизации и военным действиям. Дело в том, что басовые волны очень длинные, поэтому остановить их может только нечто толстое и массивное. Тонкие стены российских квартир для этих волн — все равно что листок бумаги для пули. Более того, если стена не несущая, она выступает еще и в роли мембраны, которая отлично улавливает низкочастотные вибрации и передает их всему каркасу дома, особенно в квартиры выше и ниже. Часто это является главной причиной, по которой меломаны отказываются от сабвуфера.
К счастью, есть несколько эффективных способов подружить сабвуфер с квартирой:
Как настроить саб?
Как правило, у сабвуфера есть несколько основных настроек:
Заключение
Сабвуфер открывает целое измерение в музыке. Оказывается, треки могут различаться между собой фактурой баса, а в некоторых направлениях можно даже почувствовать саму форму волны, из которой были сформированы низкие частоты.
Правильно настроенный сабвуфер добавляет музыке глубины и расширяет ее частотный диапазон, но при этом не отвлекает все внимание на себя и не выделяется из общей картины.
Как выбрать сабвуфер (2019)
Что такое сабвуфер, зачем он нужен и как выглядит – знает любой мало-мальски разбирающийся в аудиотехнике человек. Это большой ящик, отвечающий за звучание низких частот вашей аудиосистемы – басов.
В домашних аудиосистемах сабвуфер часто идет в комплекте с стаеллитами, а к аудиосистемам Hi-Fi его, скорее всего, придется докупать отдельно.
Человеческое ухо не очень хорошо определяет источник низкочастотного звука, поэтому аудиосистемы обычно снабжаются одним сабвуфером. Это связано с тем, что наш мозг при определении направления, с которого поступает звук, использует два метода – по затуханию звука с одной стороны головы и по фазовому сдвигу между волнами, услышанными правым и левым ухом. Однако оба метода перестают работать, если длина звуковой волны близка к расстоянию между ушами. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Задача усложняется еще и тем, что низкочастотный звук хорошо отражается от препятствий, создавая мнимые источники звука, еще более усложняющие определение направления на истинный источник.
Однако при прослушивании музыки в больших помещениях и на некотором удалении от сабвуфера направление на него определить все-таки можно. Поэтому в больших комнатах и на открытом воздухе в аудиосистемах иногда используется два сабвуфера для улучшения стереоэффекта аудиосистемы.
Характеристики сабвуферов
Большинство современных сабвуферов – активные, т.е. усилитель сабвуфера находится в одном корпусе с ним. Да и на головных устройствах выход на сабвуферы чаще всего идет линейного уровня – без усиления. Несомненный плюс такого подхода в том, что пользователю не придется ломать голову над подбором параметров усилителя и озабочиваться приобретением и установкой еще одного устройства.
Минус же в том, что усилитель в сабвуфере является «котом в мешке», и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен качественный звук, то не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и для сабвуфера от известного производителя желательно предварительно выяснить характеристики усилителя: его класс, АЧХ (графика зависимости амплитуды звука на выходе АС от его частоты), коэффициент нелинейных искажений, соотношение сигнал/шум и пр. К сожалению, производители этой информацией делятся неохотно – часто приходится искать её на тематических форумах и в блогах независимых тестировщиков.
Если вы не хотите полагаться на совесть производителя сабвуфера и собираетесь подключить его через отдельный высококачественный усилитель, обратите внимание на наличие высокоуровневых входов – они позволяют подать звуковой сигнал на динамик в обход встроенного усилителя.
Мощность. Многие ассоциируют мощность сабвуфера с максимальной громкостью, которую он может обеспечить. Это не совсем так, но доля правды в этом есть, поэтому рекомендуется подбирать мощность по площади помещения, в котором стоит сабвуфер из соотношения 5-8 Вт на м2. Однако обязательно следует уточнить, что подразумевается под мощностью, приведенной на упаковке и в характеристиках устройства. Ориентироваться следует на номинальную мощность усилителя (RMS), поскольку только для неё существуют общепринятые методы измерений. Часто в качестве мощности сабвуфера приводится пиковая мощность его усилителя (PMPO), но на неё ориентироваться не следует, так как каждый производитель измеряет её по своему и номинальную мощность усилителя она может превосходить как в 1,5-2 раза, так и в десятки раз. Также иногда в качестве мощности сабвуфера приводится пиковая мощность его динамика, но для активного сабвуфера эта информация не имеет особого смысла, так как характеристики его определяются, в первую очередь, характеристиками усилителя.
Отдавать сабвуферу частоты выше 100 Гц (когда они уверенно вытягиваются СЧ динамиками аудиосистемы) не стоит – если сабвуфер одного класса с остальной акустикой, то её динамики обеспечат более высокое качество звука на этих частотах.
Минимальная частота. Слышимый человеком диапазон звуков начинается с 20 Гц, но тем не менее, звуки частотой 10-20 Гц при значительном звуковом давлении мы тоже воспринимаем – они ощущаются как вибрация, которая – вместе со слышимым низким звуком – создает определенный психологический настрой. Этот эффект вовсю используется в фильмах, компьютерных играх и современных музыкальных композициях, поэтому чем минимальная частота сабвуфера ниже – тем лучше будет выполнять свою задачу. Нежелательно, чтобы минимальная частота сабвуфера была больше 35 Гц.
Под регулировкой уровня сабвуфера подразумевается самый обычный регулятор громкости – он даже помечается иногда не как «уровень» («level»), а как громкость («volume»).
Многие предпочитают выставлять этот параметр «на слух», подбирая громкость басов в соответствии с личными предпочтениями. Однако для правильного согласования уровней желательно воспользоваться шумомером (SPL-метром) и выставить уровень сабвуфера так, чтобы он обеспечивал в зоне прослушивания то же звуковое давление, что и остальные колонки.
Регулятор фазы нужен для согласования звука, идущего от динамика сабвуфера, со звуком от остальных динамиков.
Для каждой аудиосистемы есть своя схема расположения колонок, формирующая определенную зону прослушивания, в которой звук будет иметь наивысшее качество. Схема расположения сателлитов (обычно приводящаяся в руководстве по эксплуатации аудиосистемы) рассчитывается так, чтобы в зоне прослушивания они все звучали синфазно – т.е. в одной фазе. Если какую-нибудь колонку унести в сторону со «своего» места, возникнет рассогласование, ведущее к искажению звуковой картины. Однако эта схема не учитывает наличия сабвуфера – согласованием его звука со звуком остальных колонок вам придется озаботиться самостоятельно. Особенно это важно для больших помещений с далеко разнесенными сателлитами. Регулировку фазы можно производить либо на слух, либо с помощью шумомера.
Диаметр динамика. Размер сабвуфера напрямую зависит от диаметра низкочастотного динамика, который значительно больше среднечастотных динамиков. Из-за этого возник устойчивый миф, что низкочастотные звуки могут воспроизводиться только большими динамиками – и чем больше диаметр диффузора, тем басы лучше. Однако это не так – тут можно вспомнить качественные наушники-«затычки», обеспечивающие отличную передачу звуков низкой частоты совсем небольшими динамиками.
Качественно воспроизвести звук низкой частоты маленьким динамиком несложно, сложно воспроизвести его громко. Все дело в звуковом давлении, определяющем громкость воспроизводимого звука. Чем больше помещение, в котором стоит аудиосистема, тем больший объем воздуха должен сдвигать диффузор динамика для создания одного и того же звукового давления. А поскольку диффузор колеблется тем медленнее, чем ниже частота, то на низких частотах требуется сдвигать еще больший объем воздуха, что и реализуется увеличением хода катушки динамика и увеличением его размера. Чем диффузор больше, тем проще увеличить громкость звука, но сложнее воспроизвести звук без искажений. Поэтому больший диаметр динамика сабвуфера еще не гарантирует лучшего звучания и при выборе лучше ориентироваться на другие характеристики.
Диффузор динамика генерирует звуковые волны с обеих сторон, причем с тыльной стороны они идут в противофазе. Если корпуса нет, звук с тыльной стороны динамика складывается с основным и – поскольку он звучит в противофазе – глушит его. Для решения этой задачи применяются различные виды акустического оформления корпуса.
В акустическом оформлении типа «закрытый ящик» пространство за динамиком звукоизолировано, герметично и образует тот самый «закрытый ящик», который блокирует звук с тыльной стороны динамика внутри корпуса.
Кроме того, благодаря герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, демпфирующая его резкие движения и позволяющая динамику выдерживать большую мощность. Основной недостаток такого акустического оформления в том, что немаленькая часть мощности уходит вхолостую – сабвуферы в таких корпусах звучат тише. Зато такие сабвуферы обеспечивают более чистый звук.
В фазоинверторном корпусе звук с тыльной стороны динамика выходит наружу, проходя через трубу фазоинвертора. При этом расстояние от задней стороны диффузора до отверстия рассчитано таким образом, чтобы фазы звуковых волн с передней и задней стороны диффузора складывались, усиливая звук.
К сожалению, этот эффект проявляется в небольшом диапазоне частот – так как длина волны зависит от её частоты. Отсюда следует и основной недостаток фазоинверторных корпусов – искажения звука, возникающие из-за рассогласования фаз вне полосы частот фазоинвертора и из-за шума воздуха при его движении в трубе. Плюс фазоинверторного корпуса – более громкий звук при той же мощности.
Материал корпуса сабвуфера также может оказать влияние на качество звука. Чем лучше звукопоглощающие характеристики материала, и чем менее он склонен резонировать, тем лучше он подходит для корпуса.
MDF и дерево лучше всего подходят для изготовления корпусов колонок, поэтому большинство качественных сабвуферов сделаны с использованием этих материалов. Характеристики их сходны и разница между этими материалами, по большому счету, только имиджевая – дерево требует сложной обработки, поэтому его использование увеличивает цену сабвуфера. При этом современные технологии позволяют изготавливать корпуса из МДФ, внешне неотличимые от деревянных.
Пластик глушит звук хуже, кроме того, пластиковые панели склонны резонировать на некоторых частотах, добавляя дребезг в звучание сабвуфера. Преимущества пластика, увы, с качеством звука не связаны – это низкая цена и малый вес. Поэтому если вам важно качество звука, лучше предпочесть сабвуфер с корпусом из MDF или дерева.
Варианты выбора сабвуферов
Чтобы добавить басы к аудиосистеме, не пробив слишком большой дыры в бюджете, выбирайте среди недорогих сабвуферов.
Для того, чтобы «прокачать» большой зал или открытую площадку, понадобится мощный сабвуфер.
Чтобы звук сабвуфера не звучал диссонансом к звуку остальной аудиосистемы, выбирайте среди моделей с регулировками частоты среза, уровня и фазы.
Если вы хотите подключить сабвуфер к отдельному усилителю, выбирайте среди моделей с высокоуровневыми входами.
Считается, что сабвуферы с акустическим оформлением типа «закрытый ящик» имеют более чистый звук и лучше подходят для прослушивания музыки.