Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлександр Пяткин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Эмпирические исследования в проектной деятельности учащихся Автор: Т.Н.Красавина, учитель немецкого языка.» — Транскрипт:

1 Эмпирические исследования в проектной деятельности учащихся Автор: Т.Н.Красавина, учитель немецкого языка

3 Типы исследования Применение уже готовых, проверенных методов и методик, в том числе проективных и рисуночных методов, опросников, анкет, тестов Самостоятельное создание методов исследования, самостоятельная подготовка и придумывание вопросов к анкетам, опросникам, а также попытка создания теста

4 Количество испытуемых Нормальное распределение с большей вероятностью (но не обязательно) получается при выборках более 100 испытуемых В некоторых случаях статистически обоснованные выводы могут быть сделаны даже при выборках в 5-10 испытуемых

6 Опросник 1. Районы, из которых приехали предки респондентов: Украина, Поволжье, Крым, прочие 2. Национальность супругов: Немцы, русские, прочие 3. Родной язык опрошенных немцев: Немецкий, русский 4. Степень владения немецким языком: Свободно владею Свободно говорю, но не читаю, не пишу Понимаю и могу объясняться Не владею совсем

7 5. Наличие общественных и культурных организаций немцев: Знаю, не знаю 6. Отношение к межнациональным бракам: Предпочитаю со своей нацией Не имеет значения 7. Предпочтение в выборе друзей: Своей национальности Не имеет значения 8. Хотели бы вы сменить место жительства: Да, нет 9. Причины, по которым хотели бы уехать: Улучшить условия жизни Переезд к родственникам Нестабильная политическая ситуация в России Беспокойство за будущее детей

8 Анкета 1. Выпишите немецкие фамилии: Кузнецов, Петров, Мюллер, Мальнев, Вольф, Хаиров, Ланге, Мельников, Орлов, Пастухов, Циммерманов, Фонвизин, Крюгер, Ткачёв, Горохов, Шакиров, Леман, Рыбин, Шефер, Гончаров, Шнейдеров, Чернов. 2. Напиши, в честь чего или кого названы улицы: улица Карла Маркса, улица Эрнста Тельмана, улица Фридриха Энгельса, улица Розы Люксембург, улица Карла Либкнехта. 3. Напиши фамилии по-русски, переведи их: Seemann, Neumann, Friesen, Schäfer, Stehlmach, Richter, Keller, Horn, Herrmann, Klein. 4. Маркс, Бош, Байдингер, Кляйн, Кайзер, Шурмель, Люксембург, Сименс, Браун, Герцен, Шварцкопф. 5. Какие из этих фамилий тебе нравятся и почему: 1.Мюллер (Müller) – мельник 2.Шмидт (Schmidt) – кузнец 3.Шнайдер (Schneider) – портной

10 Test I. Выберите правильный перевод предложений! 1. Я родился в 1993 году. а) Ich bin im Jahre 1993 geboren. b) Ich bin 1993 geboren. 2. Он живёт в городе Верхнем Уфалее. а) Er lebt in Werchnij Ufalej. b) Er lebt in der Stadt Werchnij Ufalej. 3. Москва расположена на Москва – реке. a) Moskau liegt an der Moskwa. b) Moskau liegt an dem Fluß Moskwa. 4. Л.Н.Толстой написал книгу «Анна Каренина». a) L.N.Tolstoi hat das Buch «Anna Karenina» geschrieben. b) L.N.Tolstoi hat «Anna Karenina» geschrieben. II. Переведите предложения на немецкий язык! Уже пять лет мы учим немецкий язык. Девочки обычно охотно помогают дома. Деревья осенью стоят жёлтые. III. Вставьте пропущенные слова! (der Arzt, die Lehrerin) Der Vater ist ________________________________ von Beruf. Die Mutter ist _______________________________ von Beruf. IV. Переведите предложения на немецкий язык! Люди ждут автобус. Дети всегда ожидают каникулы. Мы говорим о немецком языке. Они обсуждают грамматику.

11 Ключи к экспериментальному тесту I. 1-в, 2-а, 3-а, 4-в II. 1. Bereits 5 (fünf) Jahre lernen wir Deutsch. Wir lernen Deutsch bereits 5 (fünf) Jahre. 2. Die Mädchen helfen gewöhnlich gern zu Hause. 3. Die Bäume stehen im Herbst gelb. III. 1. Arzt 2. Lehrerin IV. 1. Die Menschen warten auf den Bus. 2. Die Kinder erwarten immer die Ferien. 3. Wir sprechen über Deutsch. 4. Sie besprechen (die) Grammatik. V. 1. Фильм идёт в кинотеатрах. 2. Некоторые учителя авторитарны. 3. Здесь много красивых кафе. 4. Выпускники сдают экзамены в мае и в июне. 5. Мальчик рассказывал историю с маленькими паузами. 6. Девочка выглядит точно как мама.

12 Сводная ведомость допущенных ошибок (первичное тестирование)

13 Сводная ведомость допущенных ошибок (вторичное тестирование)

Источник

Проблема проекта

Без проблемы не существует проекта. Поэтому, в первую очередь необходимо определить, какова проблема проекта, которую хотелось бы разрешить.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Каждая мечта тебе даётся вместе с силами, необходимыми для её осуществления. Однако, тебе, возможно, придётся для этого потрудиться. Ричард Бах

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Как вы понимаете, что такое «Индивидуальный …»?

В какие сроки реализуется среднесрочный …?

… на тему «Социальная аптека» прикладной или ролевой? Объясните свой выбор.

Может ли продуктом … быть поиск информации?

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Наверное вы замечали, что в жизни часто одна и та же ситуация для одного ПРОБЛЕМА, а для другого не составляет никакой сложности.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

На улицах города много мусора и грязи. Их становится всё больше. Взрослые и дети, не задумываясь, выбрасывают различный мусор: фантики, бутылки и т. д. Тем самым, портится окружающая среда.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Ситуация с мусором на улицах города – это ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – условия, порождающие проблему.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Вы собираетесь реализовать Ваш проект именно потому, что имеется НЕКАЯ ПРОБЛЕМА. Вы хотите приложить необходимые усилия (посильные для Вас) для её решения.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

1) Если Вы – ученик, то оказать помощь с выбором проблемы проекта Вам может учитель.

2) Может быть и так, что проблему Вы знаете.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Анкетирование по теме «Быстрый перекус»

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

В идеале лучше формулировать

проблему со слова «КАК»:

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Вернёмся к нашей ситуации с экологической проблемой.

Источник

Проблема исследования во введении проекта

Содержание

Проблема исследования – это сложный теоретический или практический вопрос, посвящённый, определённой проблеме решению или снижению остроты, которой посвящено исследование, указывается во введении проекта и является необязательным структурным элементом.

В качестве проблемы исследования может выступать противоречивая ситуация, в виде противоположных позиций авторов, научных точек зрения в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов.

Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Смотреть картинку Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Картинка про Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности. Фото Для чего нужен сбор эмпирических данных о проблемной ситуации в проектной деятельности

Проблема исследования во введении проектной работы

Если проблема исследования заявлена как отдельный структурный элемент введения, она размещается после актуальности работы.

Объём проблемы исследования во ведении

Проблема проекта указывается во введении проектной (исследовательской) работы, поэтому не может быть большого объёма (объём введения не может превышать 3 страниц), при этом описание проблемы исследования в несколько строчек не раскроет сути и важности решения заявленной проблемы.

Определим наиболее подходящий объём для проблемы исследования (объём указывается для оформленного по стандарту текста):

При необходимости проблема может быть как меньше, так и больше указанных объёмов при этом она должна полностью отражать суть проблематики и не должна отражаться на объёме вводной части (введения проекта).

Особенности составления проблемы проектной работы

Проблема проектной работы, как и другие структурные элементы вводной части имеет свои особенности:

Что такое актуальность проектной работы, требования, предъявляемые к ней, представлены на странице: «Актуальность во введении проектной работы».

Такими темами могут быть:

Для того чтобы в теме работы изначально была заложена проблематика, необязательно писать слово «проблема», проблемность должна подразумеваться, соответственно тема должна быть направлена на решение конкретной проблемной ситуации.

Требования выдвигаемые к проблеме исследования

Рассмотрим основные требования выдвигаемые к проблеме исследования в проектной работе:

Ошибки при составлении проблемы исследования в проектной работе

При обосновании проблемы исследования можно допустить ряд ошибок, рассмотрим наиболее значимые:

В некоторых случаях позволяется частично заимствовать текст, например, если необходимо обосновать проблему исследования с использованием статистических данных или рассматриваются какие-либо понятия, то есть в тех случаях, когда используются факты, которые нельзя изменять.

Таким образом, проблема исследования является необязательным элементом введения, проблематика работы может быть задана в теме именно поэтому отдельно обосновывать проблемный вопрос не всегда обязательно и не все темы подразумевают решение проблемы.

Источник

Основы проектной деятельности. Тема «Характеристика опросных методов»

1. Обучающая: создание условий для получения представления о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами.

2. Развивающая: освоение метода сбора и обработки эмпирической информации.

3 Мотивационная: получение опыта создания положительной мотивации к участию в опросе, проведению анкетирования.

1. Воспитательная – формировать познавательный интерес к опросным методам исследовательской проектной деятельности.

Формы: фронтальная; индивидуальная.

Методы: метод Колба: личный опыт (Конкретный опыт) —> наблюдение и анализ (Рефлективное наблюдение) —> теория и знания (Абстрактная концептуализация) —> упражнения и эксперименты (Активное экспериментирование).

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология коллективного способа обучения; диалоговая технология; технология взаимодействия и сотрудничества.

Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.

Организационный момент

Сообщение темы урока; постановка цели урока.

Изучение нового материала

Получение личного опыта проведения опроса

Работа в парах интервьюирование друг друга

Получение личного опыта составления опросника.

Работа с предложенными вопросниками

Введение понятия “опрос”

Получение теории и знаний

Упражнения по составлению опроса на тему “Подготовка к новогоднему карнавалу”

Отработка сбора информации методом опроса.

Закрепление нового материала

Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации?

Учитель подводит итоги о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами.

Отработка полученных знаний

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

1. Сообщение темы урока.

2. Постановка цели урока.

II. Изучение нового материала.

Учащиеся работают в парах, составляют по три любых вопроса соседу по парте с целью получения информации от него.
Учитель проводит опрос каждой пары, учащиеся после выступления каждой пары обсуждают: какая информация была получена в ходе опроса?

Учащиеся делятся на три группы по цвету снежинок индивидуально читают текст (Приложение № 1), обсуждают в группе ответы на предложенные вопросы.
Учитель организует обсуждение вопросов предложенных в тексте.
Учащиеся индивидуально читают текст (Приложение № 2), обсуждают в группе ответы на предложенные вопросы.
Учитель организует обсуждение вопросов предложенных в тексте. Внимание учеников обращается на то, что не всякие вопросы предназначены для сбора информации, необходимо различать анкету и тест.

Учитель объясняет понятие “Опрос”, “Респондент”, “Разновидность опроса”, “Интервьюирование”. Учащиеся в энциклопедиях (Толковый словарь русского языка” Ожегов М.2001г., “Большая Российская энциклопедия” М. 2006г.) находят данные определения и записывают их в тетрадях. Обсуждение предыдущей работы в парах: почему некоторым учащимся не удалось получить более полную информацию от Респондента.

Опрос учителем двух пар (по желанию учащихся). Обсуждение вопросов.

III. Закрепление нового материала.

Фронтальная беседа, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы: 1) Что такое, на ваш взгляд, опрос? Где этот метод применяется? 2) С какой целью проводится опрос? 3) Чем опрос отличается от других способов сбора информации? Результатом работы должно стать представление о том, кто такой Респондент, что такое опрос, для чего и где он применяется.

IV. Итог урока.

Учитель: Вы получили представление о таком методе сбора эмпирических данных, как опрос; о возможности применения этих методов в рамках работы над проектами. Запишите домашнее задание:

V. Домашнее задание.

Провести опрос любого Респондента (по желанию учащегося). В тетрадях записать, как удалось убедить Респондента принять участие в опросе.

Источник

«Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения»

Департамент образования администрации Нижнеилимского муниципального района

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

Проектная проблема: поиск, постановка, актуальность, способы решения

Автор: Кроха Людмила

учитель русского языка

Как известно, метод проектов, возникший еще в середине Х I Х века (основоположник – американец Джон Дьюи), за всю историю своего существования претерпевал различное к себе отношение: от восторгов по поводу ценности метода как способа активизировать самостоятельную деятельность ребенка до отказа от метода в связи со снижением уровня общеобразовательной подготовки. Как бы там ни было, метод становится вновь актуальным в современном информационном обществе. Проектируют все и всё. Проектирование стало стилем жизни. В нормативных документах ФГОС ОСО среди формируемых личностных характеристик выпускника можно найти следующее: «готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность». Если вдуматься, вся наша жизнь и есть череда проектов, а значит, ребенка надо учить этому еще в рамках общего образования.

Однако внедрение метода проектов в школьную практику оказывается зачастую затруднительным. Можно сходу перечислить ряд причин этого: с проектами путают любую самостоятельную деятельность школьника, у учителей нет четкого представления о том, что такое проект и как работать над ним, и как следствие – такое же представление у обучающихся, наконец, проект – довольно большая и трудоемкая работа, не имеющая, на первый взгляд, ничего общего с образованием.

Новый вызов времени заставляет педагогов погрузиться в методологическую основу технологии, пройти этот путь вместе с обучающимися, занятыми в проектах. Не факт, что полное и ясное представление о методе возникнет даже после первого опыта руководства над проектами.

Трудности возникают сразу, на первом этапе – этапе поиска проблемы, решение которой и станет проектом. Как определить проблему? Как найти такую проблему, решение которой будет интересно для школьника? Можно ли считать, что верно найденная проблема обеспечит успешность будущего проекта? Эти и другие вопросы будут рассмотрены в дальнейшем. Итак, актуальность рассмотрения проблемы проекта в том, правильно ли обучающийся «берет старт» в этом виде деятельности. Другими словами, верно ли то, что правильно выбранная проблема для проекта – начало будущего успеха.

В данной работе определена следующая цель: доказать важность первого этапа проектной деятельности – выбор и постановка проблемы проекта. К задачам работы относятся: 1) выявить, что такое проблема проекта, 2) определить, как выбрать проблему для решения и как сформулировать тему, 3) определить, как разработать способы решения проблемы и какова методика поиска решения проблемы.

Проблема должна быть социально значимой. В идеале если проблема будет обозначена внешним заказчиком. Конечно, это практически невозможно, мало кто из внешних потенциальных заказчиков знает о том, что школьники могут выполнить любой социально значимый проект, для этого нужно время. Однако, в этом году и такой проект – от внешнего заказчика – мы осуществляем. Восьмиклассник, увлеченный обучением на фортепиано, попросил помочь ему в проекте, героем которого, по мнению ученика, должен стать его любимый композитор – Фредерик Шопен. А какой проект можно сделать? Заказ поступил из музыкальной школы, где обучается автор проекта: им нужен проект музыкального вечера, посвященный композитору. Так родилась тема проекта – «Сценарий музыкального вечера, посвященного творчеству великого Шопена».

В роли заказчика может выступить и любой учитель школы и сами учащиеся (как показано на примере выше). Если не говорить о внешнем заказчике, то идеальным будет заказ от самого ученика. Чаще всего заказчиком выступает учитель, еще чаще – учитель-руководитель проекта. Еще один пример из личного опыта. В курсе русского языка 6-го класса (УМК Ладыженской Т.А.) на изучение темы «Диалекты» в разделе «Лексика» отводится всего 1 час. Конечно, этого недостаточно, но каждый год сталкиваюсь с проблемой, когда обучающиеся спрашивают о наших, Нижнеилимских, диалектах, и учителя не могут привести примеров. Меж тем таких слов огромное количество. Вот и проблема – создать такой словарь, благо источников достаточно, например, «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири» Г.В.Афанасьевой-Медведевой. Над этим проектом мы работаем сейчас. Получив такой словарь, учителя русского языка будут иметь возможность расширять представление школьников об истории и культуре малой родины. Вот решение еще одной цели по формированию личностных качеств – воспитать выпускника «любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции».

Но если нет таких счастливых случаев, когда проблему подбрасывает сама жизнь, то поиск проблемы становится одной из трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с проектантами. Поиск проблемного поля – частная работа с учеником, требующая индивидуального подхода и даже осторожности. Это происходит обычно в беседе, когда учитель старается обнаружить то, что по-настоящему волнует и тревожит учащегося. Материалом для обсуждения могут стать житейские случаи, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из этой беседы могут проявиться очертания будущей работы. Здесь следует предостеречь тех, кто будет являться руководителями проектов – самый простой и самый неэффективный способ – прямое принуждение, оно может перечеркнуть всю будущую работу, лишить интереса проектанта, обесценить проект как инструмент педагогического воздействия и даже лишить смысла творчество самого учащегося. Более того, неудачно выбранная, неинтересная для учащегося проблема, вымученный продукт, который просто надо сделать, не смогут сформировать навыков проектной деятельности, а то и вовсе, что называется, отобьют охоту к такому виду деятельности. Хорошо, если «аппетит придет во время еды», учащийся увлечется, откроет для себя новое, обретет некий азарт, тогда и проект завершится положительно, и можно быть уверенными, что такому учащемуся будет интересна проектная деятельность и в будущем.

Итак, чтобы правильно определить проблему, нужно проявить педагогический такт, помочь учащемуся найти среди его интересов то, что могло бы быть воплощено в проекте.

Отыскивая проблемную ситуацию, следует обратить внимание на следующие моменты: 1) где можно обнаружить несоответствие между тем, что есть и тем, что требуется; 2) как устранить это несоответствие.

В большинстве случаев проблемы не висят на баннерах и не написаны на стенах, их нужно выявить, т.е. ответить на вопрос – в чем состоит проблема? Ответ на этот вопрос называют постановкой проблемы. Профессионалы утверждают, что хорошо поставить проблему – значит наполовину решить её.

Ещё один важный вопрос – кому и зачем нужно решение проблемы, т.е. выявить её актуальность. Актуальность эта требует обоснования совершенствования чего-либо или создания нового – это первое требование к постановке проблемы. В обосновании актуальности проекта должно быть указано, кто будет потребителем и в чем будет выражаться польза для этих потребителей. Без этого понимания проблема в результате может быть решена лишь частично, не в полном объеме.

Подробно можно рассмотреть это на следующем примере. Администрация некой школы озаботилась проблемой потери ученического контингента, связанной с конкуренцией с другими школами. Понятно, что проблема не только в том, как сохранить этот контингент, но и как привлечь новых учащихся. Потребителем, конечно, станут родители будущих первоклассников, заказчиком – администрация школы. Было определено, что продуктом такой проектной деятельности станет информационный буклет о школе. Разработать такой буклет поручается группе старшеклассников. Задача лежит на поверхности – разработать такой буклет, после знакомства с которым у родителей будущих первоклассников появится устойчивое желание отдать своего ребенка именно в эту школу. Каким должен быть этот буклет? Группа проектантов разделилась на три подгруппы: первая занялась поиском информации с требованиями к рекламным буклетам и рекомендаций по их составлению; вторая подгруппа должна была выявить, что хотят знать родители о школе, что определяет их выбор, что предлагают конкуренты; третья – собрать материал о школе и спроектировать буклет.

В результате своего поиска, первая подгруппа сформулировала следующие требования к буклету: создание буклета не должно быть перегружено информацией, не нужно стараться «впихнуть» как можно больше, 3-4 ключевые мысли; буклет должен быть написан на «языке родителей», терминология должна быть понятна; буклет должен содержать фотографии, логотип, основную идею школы, должны быть перечислены достижения школы, дана краткая характеристика образовательных и дополнительных программ и т.п. Вторая подгруппа поработала с родителями и выявила круг их требований: как сдают ЕГЭ выпускники школы, каков уровень образования и квалификации педагогического состава, чему обучают дополнительно, как обстоит дело с работой столовой и медицинского кабинета, материальная база и т.д. Когда третья подгруппа вооружилась необходимой информацией и изготовила буклет, оказалось, что другие школы предлагают то же самое. Значит, проблема была поставлена не в полном объеме, ее пришлось скорректировать – ответить на более конкретный вопрос – не сделать хороший буклет о школе, а сделать буклет, в котором школа представлена в более выгодном свете. Можно сказать, что в процессе работы над проектом (буклетом) изменилось представление о проблеме. Буклет стал лишь средством, а целью проекта стало формирование интереса у родителей к школе. Таким образом, проблема состояла не в том, чтобы создать буклет, а в том, чтобы построить эффективную систему информирования родителей.

Чтобы проблема была решена наиболее эффективно, необходимо познакомиться с тем, какие существуют методики поиска решения проблемы. Одной из них является давно известный метод «мозгового штурма». Это способ генерирования большого количества идей для решения проблемы группой. Для этого руководитель проекта задает группе вопрос, например: «Что нужно сделать, чтобы улучшить пришкольный участок?» За ограниченный промежуток времени (5-10 минут) группа выдвигает самые разные идеи и записывает их на листке. Затем эта же группа оценивает выдвинутые предложения и отбирает из них те, которые нужно подвергнуть более детальной разработке.

Метод «диаграммы Исикавы » обычно используется для выявления причин неудовлетворительного состояния каких-либо уже существующих объектов. Эту диаграмму за форму обычно называют «рыбий скелет», который структурирует проблему, деля её на существенные составляющие и менее существенные.

Метод «морфологического ящика» Цвикки разработан швейцарским астрофизиком Ф.Цвикки. Этот метод реализуется в три этапа. На первом создаваемый объект расчленяется на важнейшие функциональные узлы. Например, перед нашим школьным театром была поставлена проблема – как сделать праздник Нового года незабываемым? Среди решений проблемы нашли наиболее эффективное – поставить интересный и веселый спектакль, рассчитанный на все школьные возрасты. Значит, в качестве функциональных узлов были определены: сценарий спектакля, распределение ролей, костюмы, декорации, звуковое оформление.

На втором этапе «морфологического ящика» определяются альтернативные варианты построения функциональных узлов.

На третьем этапе строится «морфологический ящик», определяющий возможные варианты построения объекта.

По сути «морфологический ящик» представляет собой таблицу, в правом столбце которой перечисляются функциональные узлы, а в строках напротив каждого узла, перечисляются варианты его построения. После того, как будут выявлены наиболее предпочтительные варианты конструкций создаваемого объекта, для каждого из них необходимо решать, как он будет производиться: кто его будет выполнять, как, откуда возьмутся ресурсы.

Таким образом, поиск и постановка проблемы – важнейшая часть работы над проектом. Правильно выбранная проблема, четкое обоснование её актуальности, поиск решения проблемы обеспечивают правильное планирование работы над проектом.

В перспективе необходимо детально изучить, что такое цели и задачи проекта, проектирование хода работы, создание продукта и презентация проекта.

1. Н.А. Краля. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся. Учебно-методическое пособие. Изд-во ОмГУ. 1. Омск 2005.

2. Г.В.Афанасьева-Медведева «Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири»: в 20 т.: Иркутск, 2007

3. В.С.Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. : Сургут, 2014

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *