Для чего нужен щебень при укладке тротуарной плитки
Какой щебень нужен для укладки тротуарной плитки?
Главное для качественного выполнения укладки покрытия – тщательная подготовка основания, которым, как правило, является гравийно-песчаная подушка, а в сложных условиях — бетон. Тротуарная плитка позволяет создать множество цветовых композиций и рисунков, но долговечность дорожек и площадок во многом зависит от правильности определения, какой щебень нужен для укладки тротуарной плитки в конкретном случае.
Проектирование основания под покрытие
Укладка тротуарной плитки
База для мощения толщиной 4,5-6 см выполняется 28-30 см высотой и состоит из фракций щебня 5-20 и 20-40 мм (высота слоя 25 см) и подсыпки отсева фракций 2-5 мм (3-5 см). Толщина основы назначается в зависимости от свойств грунта.
В местах движения автотранспорта с осевой нагрузкой до 8 тонн обычно применяется брусчатка высотой 8 см, для которой минимальная высота основания – 50 см, из которых:
Технология выполнения работ
Трамбовка слоя щебня виброплитой
Основа дорожек формируется из щебня или гравия (для пешеходных путей), которые засыпаются слоями высотой 10-15 см с последующим уплотнением каждого. Верхние 3-5 см засыпки отсевом выравнивается при помощи правила таким образом, чтобы уложенные элементы мощения находились перед их обработкой виброплитой выше проектного уровня на 1 см. Это дает возможность в процессе уплотнения выровнять допустимую разницу высот изделий из бетона, возникающую при их производстве.
Между слоями щебня и отсева (песка) рекомендуется укладка геотекстиля, что придаст основанию большую долговечность, предотвратив просыпание верхней фракции в щебень.
Не стоит использовать цементно-песчаные составы для формирования подсыпки – это усложняет демонтаж и укладку плитки вновь, при возникновении такой необходимости (к примеру, вследствие ремонта подземных коммуникаций). Помимо этого, применение таких растворов затрудняет просачивание атмосферной влаги в грунт с дорожек и уменьшает эластичность поверхности при испытании ей нагрузок, что ведет к повреждению покрытия во время эксплуатации.
Покупайте гравий и щебень гранитный, цена в Москве на которые в нашей компании самая выгодная! Просто позвоните нам по телефону +7 (495) 229-39-07!
Мощение по правилам: основные принципы укладки тротуарной плитки
Дорожки и другие зоны мощения являются атрибутом загородного участка независимо от его формы, площади, рельефа и стилистики оформления ландшафта. Но от типа материала мощения и конструктива дорожек, отмосток, парковок и въездных площадок, зависит и вид, и удобство двора. Неправильно подобранная или уложенная с нарушениями плитка буквально через один-два сезона утрачивает декоративность и практичная дорожка превращается в «холмогоры». В результате требуются новые вложения не только средств, но и сил, и времени. Чтобы мощение на участке служило и радовало глаз годами, со специалистом завода Steingot разберем основные принципы и нюансы укладки плитки.
Содержание
Подготовительный этап
Как правило, мощение выполняется на этапе благоустройства участка, по завершению строительства дома и других капитальных объектов. Учитывая, что отмостка, дорожки, зоны отдыха и парковка – это не только функциональные, но и декоративные элементы ландшафтного дизайна, подготовка к мощению выполняется еще на этапе проектирования. В идеале разрабатывается полноценный проект ландшафтного дизайна, основанный на особенностях участка (тип грунта, рельеф, УГВ и др.). И уже исходя из выбранной стилистики оформления двора, с учетом предполагаемых нагрузок и условий мощения, подбирается и толщина плитки, и конструктив дорожек, и форма, и «рисунок» укладки.
Как и при строительстве любых сооружений, будь это капитальный дом, сезонная дача, хозблок, гараж или беседка, при благоустройстве двора, в общем и мощении в частности – нужен проект, хотя бы на уровне визуализации в редакторе или эскиза от руки. Для тех, кто предпочитает обходиться собственными силами, производители предлагают универсальную «памятку».
Перед тем, как приступать к укладке плитки, обязательно проводится подготовка:
Нюансы устройства основания под мощение
Вибропрессованная плитка считается оптимальным материалом для мощения, так как сочетает высокую декоративность с универсальностью, практичностью и долговечностью. Но даже самая прочная и надежная плитка будет «работать» без нареканий только при условии правильной подготовки основания. Существует две основных технологии мощения:
В сегменте частного загородного домостроения, когда двор не является стоянкой для большегрузов и нагрузки исчерпываются пешеходами и легковым автотранспортом, чаше всего выполняется мощение на проницаемое основание. Технология позволяет обойтись без трудоемкого и дорогостоящего бетонирования с устройством арматурного каркаса и подходит даже для сложных грунтов.
Собираюсь планировать участок, ну и соответственно делать дорожки, подъездные пути и т. д. Грунт – глина, гуляет туда-сюда в зависимости от времени года. Подскажите, пожалуйста, на какие нюансы стоит строго обратить внимание при подготовке основания для дорожек, отмостки? Как правильно сделать основание при таких грунтах.
Основное правило – заместить пучинистый грунт непучинистыми материалами: щебнем и песком. Для правильного расчета основания и типа материалов нужно пригласить специалиста, который точно определит тип грунта на вашем участке и подготовит наиболее подходящее для ваших условий решение, в том числе и по устройству дренажной системы.
На пучинистых грунтах с высоким УГВ для эффективного отвода воды с участка и предотвращения застойных явлений и сезонных деформаций дорожек, ливневой канализации зачастую недостаточно. Требуется устройство не только прифундаментной, но и лучевой (для осушения участка) дренажной системы, в том числе с закладкой дрен в основание дорожек.
Что касается бетонной основы, некогда считавшейся единственно возможной, особенно, под мощение парковок, сегодня она практически не применяется.
Перелопатили кучу информации, но однозначного ответа не нашли. Вопрос следующий – на площади 35 кв. м нужно уложить тротуарную плитку под стоянку легкового авто (непостоянную, только на выходных). Какой лучше выбрать способ укладки плитки – на песок или на бетон? Слышали, что на песчаную подушку кладут плитку только под садовые дорожки, а с заливкой бетона – для авто. Так ли это? Сейчас этот участок – просто грунт. Буду признательна за ответ.
Сам по себе песок не может служить единственным слоем основания под тротуарную плитку – это самый верхний слой, под которым находятся другие: геотекстиль, щебень. Даже если уже есть готовое бетонное основание, то между ним и плиткой все равно должен быть утрамбованный песок. По всем действующим нормативам подстилающий слой под тротуарную плитку должен состоять из щебня и песка. В зависимости от типа грунта и нагрузок рассчитывается количество слоев, их толщина и состав. Важное требование – основание должно хорошо пропускать воду. Бетонное основание этому требованию не отвечает.
Тем не менее, многие до сих пор «по старинке» сначала бетонируют, а потом задаются вопросом, что дальше.
Подскажите, пожалуйста, как правильно уложить тротуарную плитку на бетонное основание? Так же нужен слой щебня\песка или можно обойтись без него? А если, нужен, то какой толщины?
Если у вас уже есть готовое основание и плитку придется укладывать на него, то щебень не нужен. Достаточно будет слоя песка не более 5 см. Важно предусмотреть эффективный отвод воды с бетонного основания: как минимум должен быть соблюден угол уклона не менее 1 см на каждый метр поверхности, а по-хорошему должны быть сделаны и дренажные отверстия до грунта в самом основании.
Устройство проницаемого основания под мощение плиткой
При устройстве проницаемого основания также не стоит «изобретать колесо», даже по совету «специалистов».
У меня такой вопрос. Собрался делать дорожки на участке. Обратился к специалистам. Один предлагает сделать по варианту: 30 см. ПГС, потом ПЦС и плитка. Второй предлагает такой же вариант, только слой ПЦС – смотреть по месту. Сосед прораб предлагает класть на сеяный песок 10-20 см. (у него лежит по такой технологии лет пять – хорошо, только трава кое-где прорастает). Несколько часов провел на форуме. Однако логику подушки под плитку до конца не понимаю:
Нашел на форуме ответ, что щебень направляет вертикальную нагрузку в горизонтальную. То есть надо понимать, что плитка не будет проседать со временем. ПГС выполняет схожую функцию, надо думать? Может для пешеходной дорожки достаточно просто песка сеяного, а для заезда машины?
Ни один из трех предложенных вариантов не соответствует рекомендациям производителей плитки и правилам мощения, зафиксированным в документе СТО 46505580-002-2020.
Состав материалов для основания простой: щебень, песок, геотекстиль. Фракции щебня и песка, количество и толщина слоев рассчитывается исходя из типа грунта на вашем участке и будущих нагрузок. Ни ПГС, ни тем более ПЦС не рекомендованы для устройства основания под плитку.
ПЦС в нашей стране все еще применяют скорее по традиции, чем по необходимости, так как каких-либо преимуществ по несущей способности, водопроницаемости и сроку службы у нее нет. Кроме того, запрещена посыпка швов цементно-песчаной смесью при укладке вибропрессованной плитки, так как это приводит к изменению цвета и провоцирует появление высолов.
При подготовке проницаемого основания основными параметрами является глубина выемки грунта и толщина слоев подготовки. Они подбираются исходя из геологии и нагрузок, но можно воспользоваться и наглядной инструкцией.
Подготавливая основание для мощения, необходимо четко соблюдать следующие рекомендации:
Укладка вибропрессованной тротуарной плитки
Завершающим этапом мощения является укладка тротуарной плитки (брусчатки) на подготовленное основание по выбранной схеме. Будет ли это сложный геометрический узор или упор на саму плитку за счет оригинальной фактуры, формы и палитры, определяется при разработке проекта. Благо, практически на каждую коллекцию существует несколько схем выкладки, используемых при мощении различных зон участка.
Укладку желательно проводить в сухую, теплую погоду – осадки и заморозки не только усложняют работу, но и негативно влияют на ее качество. Стандартный алгоритм выглядит следующим образом.
Подводим итоги
Чтобы мощение получилось не только практичным и долговечным, но и эстетичным, необходимо тщательное планирование и дизайн-проект. Производители рекомендуют устраивать проницаемое основание не только для дорожек в пешеходных зонах, но и для въездных зон, и парковочных площадок. Это позволит сэкономить не только средства, но и время, и силы, без ухудшения технических и эксплуатационных характеристик покрытий.
Выдающиеся характеристики вибропрессованной плитки обусловлены особенностями производственного цикла. Про востребованные формы и схемы укладки – в предыдущем тематическом материале. В видео – планирование садового участка, советы от инженера-озеленителя, простым языком.
Фракция щебня для дороги
Дорожка из щебня украсит любой сад. Фото Грунтовозов
Щебень является в первую очередь строительным материалом. Но широкий перечень видов и фракций позволяет использовать щебень при реализации самых разнообразных работ: от возведения особо ответственных сооружений до оформления придомового участка. Реализация некоторых проектов требует тщательного выполнения подготовительных работ, в частности, выбора щебня.
К материалу для строительства парковки, изготовления бетона, обустройства подушек под фундаменты и дренажных систем, возведении дороги предъявляются повышенные требования. Так как от качества щебня зависит надежность и долговечность сооружения, а, соответственно, и безопасность человека.
Сферы применения: для дорожных работ и не только
Щебень используется на различных этапах дорожного строительства, для обустройства любого типа покрытий. Использование обеспечивает прочность, надежность, износостойкость и долговечность полотна, но только при правильном выборе материала. Щебень применяется при строительстве грунтовых, железных и асфальтированных дорог, а также при производстве асфальта. Кроме этого, щебень используется при выполнении ремонтных работ.
Грунтовая дорога из щебня. Фото ревда-щебень.рф
Щебень является востребованным во многих сферах деятельности материалов, он активно используется в строительстве, инженерных работах, ландшафтном дизайне, при благоустройстве территории, производстве ЖБИ (!о производстве щебня подробно здесь), минеральных удобрений, тротуарной плитки и другой продукции. Данными сферами применение материала не ограничивается.
Важные характеристики для выбора: марка и так далее, норма расхода
Любое дорожное покрытие испытывает нагрузки под воздействием движущихся по нему транспортных средств. Интенсивность нагрузок может быть различной. В результате для каждого типа существуют собственные эксплуатационные нормативы, от которых зависит бюджет строительства дороги. В соответствии с данными нормативами осуществляется подбор материалов соответствующего качества. Не является исключением и щебень.
Вид, фракция, марки по прочности, морозостойкости и другие свойства играют определяющую роль при выборе. Но прежде чем приступать к анализу характеристик необходимо определиться с типом дороги, которую предстоит обустроить. Для каждого типа дорожного полотна существует определенные рекомендации и разновидности щебня.
Для асфальтированных
Асфальтированные дорожные покрытия представляют собой сложные многослойные конструкции. При возведении дорог щебень является основным материалом, он применяется не только при строительстве (обустройстве нижних и верхних слоев), но и при ремонте полотна. Таким образом, строительство асфальтированной дороги невозможно без использования щебня.
Гранитный щебень. Фото Петрович
При выполнении работ возможно использовать несколько видов и фракций материала. Особое внимание необходимо обращать на щебень с определенными характеристиками. Для асфальтированных дорог нужен щебень, способный выдерживать значительные нагрузки и воздействие погодных явлений.
Для строительства и ремонта асфальтированных дорог подходит несколько пород щебня: гранитный, габбро, амфиболитовый, серпентинитовый, диоритовый. Однако, на практике в большинстве случаев используется материал из гранита. Диоритовый обладает недостаточной прочностью, поэтому подходит для ремонта отдельных участков полотна. Другие виды обладают соответствующими свойствами, но они менее распространены, присутствуют в ассортименте немногих компаний.
Необходимо выбирать материал с маркой прочности М1200-М1400.
Для устройства верхних слоев дорог используется средняя фракция 20-40 и 20-70. Крупный щебень 40-70 применяется для обустройства нижних слоев дороги. Расклинцовка крупных фракций и ремонт дорог осуществляется мелкофракционным материалом 5-10, 5-20 и 10-20 мм.
Для строительства используется щебень с низкой лещадностью, зерна кубовидной формы лучше трамбуются и между ними не остается зазоров. Для устройства асфальтированных покрытий подходит материал с содержанием лещадных зерен не более 15%, т.е. 1-ая и 2-ая группы.
Для асфальтированных дорог с интенсивным движением используется щебень с малым показателем истираемости, т.е. марка И1. В данном случае также оптимальным вариантом является гранитный материал. Подходит амфиболит, прочные сорта диорита и серпентинита.
Для избежания проблем с качеством покрытия и экономии средств на ремонт применяется щебень с маркой морозостойкости не ниже F100. Но наилучшим выбором является продукция марок F300-F400, т.е. гранитный, диоритовый, серпентинитовый щебень.
Диоритовый щебень. Фото Грунтовозов
Радиоактивность является важной характеристикой, в зависимости от удаленности трассы возможно применение щебня 1-3-ей групп.
Содержание зерен слабых пород, глинистых и пылевидных частиц для асфальтированных покрытий должно быть минимальным.
Устройство: технология отсыпки, проливка битумом, как проверить, процесс проверки уплотнения и прочие этапы
Строительство асфальтированных дорог представляет собой сложный многоэтапный процесс, требующий значительных финансовых и физических затрат. Поэтому работы выполняются квалифицированными специалистами. Реализовать проект по возведению асфальтированной дороги самостоятельно практическим невозможно, поэтому технологию строительства представим не очень подробно:
Черный щебень. Фото Грунтовозов
* Топографическая съемка и разбивка участка. На данном этапе проводятся геодезические работы, выполняется замер территории и анализ рельефа, определяется тип грунта и глубина залегания грунтовых вод.
* Подготовительные работы включают расчистку и устранение препятствий для строительства.
* Составление сметы, закупка материалов, подготовка оборудования.
* Земляные работы подразумевают снятие верхнего слоя почвы и укрепление основания, работы выполняются бульдозером и виброкатком соответственно.
Различают несколько видов оснований: песчаные, щебеночно-песчаные, щебеночные, цементобетонные, а также выполненные из черного щебня, т.е. из смеси щебня с вяжущим веществом в качестве которого чаще всего выступает битум, расход битумной эмульсии на 1 кв.м. составляет 4-5 % от объема сыпучего материала. Пропитка битумом может осуществляться перед формированием покрытия или после. Подробнее о пропитанном битумом, т.е. черном щебне, здесь.
Щебеночное основание обладает собственными характерными преимуществами. Оптимальным вариантом является песчано-щебеночное основание, которое исключает образование трещин. Щебеночно-песчаное и щебеночно-гравийно-песчаное основание возможно укрепить вяжущими веществами.
* Укладка нетканых полипропиленовых материалов или установка георешеток. Геополотно выполняет несколько функций: разделяет слои насыпной конструкции друг от друга, предохраняют от грунтовых вод, отфильтровывают влагу, обеспечивают распределение нагрузки. После подготовки участка грунт рыхлится дорожной фрезой; ставится деревянная опалубка, поверх укладывается геосинтетический материал, который крепится к земле с помощью нагелей, анкеров или скоб; полотна по краям свариваются друг с другом. Георешетка представляет собой объемный композитный материал с ячейками, напоминающими соты и заполняющимися щебнем. Эффективность георешетки состоит в трехмерном армировании.
Трамбовка щебня. Фото Грунтовозов
* Завершающим этапом является укладка покрытия и трамбовка. После того как щебневая основа уложена, необходимо подготовить ее к асфальтирование, осуществляется это посредством проливки битумом или смоляной мастики. Асфальтобетонные смеси поставляются самосвалами с заводов. Асфальт равномерно распределяется по поверхности будущей дороги вручную или с помощью асфальтоукладчиков. Затем асфальт разравнивается и утрамбовывается. Результат асфальтирования зависит от погодных условий, поэтому не рекомендуется выполнять работы во время дождя и зимой.
К одному из этапов строительства нередко относят испытания дороги, для этого отбираются образцы покрытия. В зависимости от типа смеси для асфальта диаметр и вес образцов отличается. Из образцов вырубаются пробы в форме параллелепипеда, замеряется коэффициент уплотнения, показатель которого должен соответствовать эталонному.
Для асфальта
Одним из основных компонентов асфальтобетонной смеси является щебень. В соответствии с процентным содержанием щебня различают три типа асфальта:
Щебень является одним из компонентов асфальтобетона. Фото Грунтовозов
Асфальт с содержанием щебня до 70-80% обеспечивает получение покрытия с высокой упругостью и устойчивостью к расслоению. При выборе щебня для асфальта необходимо учитывать следующие характеристики:
Лещадность. Щебень для асфальта должен иметь кубовидную, т.е. правильную форму. ГОСТ определяет количество лещадных зерен в асфальтобетоне:
Чем меньше лещадность, тем прочнее и плотнее получается асфальт. Поэтому для строительства дорог с интенсивным движением рекомендуется выбирать материал 1-ой группы. Для решения менее ответственных задач возможно использование щебня со средней лещадностью, что позволяет сэкономить.
Адгезия. Щебень для асфальта должен обладать высокой адгезией, т.е. сцепляться с вяжущими веществами. Проверить уровень адгезии возможно опытным путем. Щебень обрабатывается битумом, после высыхания которого фракции помещаются в кипящую воду на 30 минут. От щебня с хорошими адгезивными свойствами битум не отлипает. Если вяжущий компонент отделился от камня наполовину, то адгезия находится на удовлетворительном уровне. Щебень, демонстрирующий худшие результаты, для асфальта не подходит.
Прочность. Для каждого типа асфальта необходимо выбирать щебень определенных марок по прочности:
Базальтовый щебень подходит для асфальта. Фото Грунтовозов
Истираемость. Для каждого типа асфальтобетона существуют собственные рекомендации:
Морозостойкость зависит от прочности породы. Выбирать материал необходимо в зависимости от региона расположения дороги. Минимальным показателем обладает щебень для асфальта дорог, расположенных в тропической, субтропической и умеренной зонах, — F50. Но для дорожного строительства следует выбирать материал с более высокими показателями — F300-F400.
Водопоглощение. Необходимо выбирать щебень с низким водопоглощением, например, материалы из плотных магматических пород, среди которых наиболее востребован гранит.
Радиоактивность. Материал первой группы (до 370 Бк/кг) подходит для изготовления любого асфальтобетона.
Щебень гранитный 20-40. Фото Грунтовозов
Фракция. Различают крупно- и мелкозернистый асфальтобетон. Для изготовления первого типа используются фракции размером не более 40 мм., чаще всего применяется зерна 20-40, второго — до 20 мм., основными являются 5-20 и 10-20. Крупнозернистый асфальт используется для устройства нижних слоев покрытия, он обеспечивает прочность и упругость. Мелкозернистые смеси обеспечивают получение ровного покрытия и равномерного распределения нагрузки.
Вид. Для асфальта рекомендуется выбирать щебень из магматических пород: базальт, габбро, гранит, диабаз, диорит. Неплохими характеристиками обладают метаморфические породы: амфиболит и серпентинит. Данные виды подходят для смесей для строительства дорог с интенсивным трафиком. Продукция из осадочных пород подходят для приготовления асфальта для пешеходных дорожек, тротуаров, дорог с низким уровнем движения транспорта.
Для строительства грунтовых: толщина и другие нюансы
Грунтовые дороги или грунтовки — покрытия, не рассчитанные на значительные нагрузки. Грунтовки встречаются за пределами городов, в деревнях и селах. Различают два вида грунтовых дорог: обычные и временные. Первые имеют также несколько разновидностей:
Гранитный щебень. Фото Грунтовозов
1) Однослойная дорога без подушки отличается непродолжительным сроком службы, т.е. фактически это временное покрытие, оптимальным вариантом для обустройства которого является крупная фракция 40-70 гранитного или серпентинитового материалов. Устройство дороги выполняется в несколько этапов:
2) Однослойная дорога с подушкой, для обустройства которой используется песок или отсев. Подушка формируется под слоем щебня, препятствует усадке верхних слоев и деформации покрытия. Здесь также используется гранитный или серпентинитовый крупнофракционный щебень 40-70. Порядок выполнения работ следующий:
3) Многослойная дорога с подушкой, для строительства которой потребуется песок или отсев, крупный 40-70, средний 20-40 и мелкий 5-20 щебень. Обустройство дорог данного типа осуществляется по технологии расклинцовки. Получившееся покрытие обладает достаточно высокой прочностью и устойчивостью к нагрузкам, по нему без последствий для покрытия может проехать даже небольшой грузовой автомобиль. Для засыпки нижнего слоя рекомендуется использовать крупный гранитный или серпентинитовый щебень, для верхнего — средняя фракция амфиболитового, гранитного, диоритного, серпентинитового щебня, для расклинцовки — продукция из гранита, известняка, габбро, диорита.
Известняковый щебень разных фракций. Фото Грунтовозов
Для ремонта грунтовок возможно использовать следующие виды и фракции: гранитный 20-40 и 40-70 или смесь 20-70, известняковый 20-40, мраморный 20-40 или 40-70, амфиболитовый, диоритовый и серпентинитовый 20-40.
Для временных
Временные дороги обустраиваются с целью обеспечения доступа техники на строительную площадку. Срок службы данного покрытия составляет 1-2 сезона. Технология устройства полотна очень проста: щебень засыпается и трамбуется. Поэтому основной проблемой является выбор материала. Проезд для тяжелой техники рекомендуется обустраивать с помощью камней амфиболита 40-120 и габбро 80-120.
Фракции мраморного щебня. Фото Петрович
Обустройство проезда для легковых автомобилей выполняется из гранитного и серпентинитового материала 40-70. Возможно также использовать крупнофракционный мраморный, вторичный, асфальтовый щебень, но он обладает невысокими показателями прочности и морозостойкости.
Для железных
Железнодорожное полотно подвергается значительным нагрузкам. Для стабилизации рельсов под воздействием динамических и вибрационных нагрузок под ними создается балластный слой. Для его обустройства используется несколько видов щебня и одна фракция. Требования к балластному щебня и подходящие под них разновидности представлены здесь.
Для укладки тротуарной плитки или брусчатки, какую щебенку нужно, лучше использовать
Основным составляющим для качественной укладки тротуаров является тщательная подготовка основания, в качестве которого в большинстве случаев выступает песчано-щебеночная подушка, в сложных условиях бетон. Долговечность дорожек и площадок из плитки и брусчатки зависит от правильного определения нужного вида и фракции щебня.
Гравийный щебень. Фото Грунтовозов
Выбор материала, независимо от поставленных задач, выполняется посредством анализа основных характеристик. Таким образом, основание для пешеходных дорожек из плитки и брусчатки необходимо формировать из щебня со следующими свойствами:
Работы по укладке тротуаров выполняются в несколько этапов, рассмотрим их не очень подробно:
* Подготовка территории подразумевает удаление верхнего слоя земли, удаление корней растений и деревьев, укладка труб для дренажа, трамбование основания.
* Формирование основания из щебня, которое необходимо выровнять и утрамбовать. Толщина основания должна составлять 200 мм.
* Установка бордюров или окантовочного камня.
* Укладка плитки или брусчатки.
* Тротуар необходимо обильно полить водой. После того как покрытие высохло, швы заполняются песком. Затем тротуар еще раз проливается водой.
Дорожка из тротуарной плитки. Фото Грунтовозов
Говоря о щебне для тротуарной плитки возможно также подразумевать материал для производства изделий. В зависимости от толщины плитки используется отсев или мелкая фракция с малым показателем лещадности и высокой морозостойкостью, например, из гранита.
Для дорожек на даче, садовых: мелкий и другие виды
Для обустройства садовых и парковых дорожек могут использоваться различные материалы: гравий, песок, керамзит, бетон, битый кирпич, деревянная стружка, щебень. По мнению многих владельцев участков и специалистов оптимальным вариантом является именно щебень. Дорожки обладают широким перечнем достоинств и практически не имеют недостатков. Для выбора щебня для дорожек следует обращать внимание не только на технические характеристики, но и на вид, текстуру, структуру. Подробнее далее:
Сланцевый щебень. Фото Грунтовозов
Прочность. Рекомендуется выбирать материал марки более М400, в зависимости от финансовых возможностей возможно приобрести гранитный, известняковый, сланцевый щебень, если предполагается передвижение автомобилей, то необходимо выбирать прочные породы, например, универсальный гранит.
Морозостойкость. Чем выше данный показатель, тем бОльшая долговечность будет присуща покрытию, у гранита он составляет F300-F400, у популярного для ландшафтного дизайна мрамора — F200-F300.
Лещадность. Дорожки из материала с высокой лещадностью со временем могут просесть, что приведет к образованию неровностей покрытия. Кроме этого, лещадные зерна быстрее разрушаются. Но решить проблему просто — нужно только подсыпать щебня и разравнять поверхность. Таким образом, возможно использование материала 3-5 групп лещадности. Но желающим минимизировать уход (ремонт) за дорожками рекомендуется выбирать продукция с малым содержанием лещадных зерен.
Истираемость. Особое внимание на стойкость к динамическим нагрузкам нужно обращать при выборе материала для обустройства дорожки, выполняющей роль подъезда для автомобиля. Пешеходные дорожки не будут подвергаться значительным нагрузкам, поэтому данный показатель не так важен.
Радиоактивность. Наибольший показатель у гранита, практически нулевой радиоактивностью обладают востребованные известняк и мрамор.
Цветной щебень. Фото Грунтовозов
Цвет. Здесь все зависит от предпочтений. Предприятия предлагают широкий выбор щебня, обладающего разнообразными естественными и искусственными цветами и оттенками. Красивым внешним видом обладает белый, желтый, розоватый мрамор, серый в крапинку гранит, бежевый известняк. Цветной щебень в последнее время пользуется все большим спросом. Кроме этого, выполнить окрашивание возможно и своими руками.
Форма. Для удобства передвижения по дорожке необходимо выбирать фракции кубовидной, т.е. с низкой лещадностью или плоской форм. Ко второму типу относится сланцевый щебень, подходящий для выполнения работ по обустройству придомовых территорий.
Фракция. Для обустройства дорожек подходит фракция размером 5-70 мм. Покрытия для транспорта рекомендуется формировать из крупных зерен. Для пешеходных дорожек используется материал стандартных и нестандартных, мелких и средних фракций: 5-10, 5-20, 5-25, 10-20 и 20-40.
Вид. Для обустройства дорожек с повышенной нагрузкой подходит габбро, гранит и диорит, для других случаев предназначен щебень из известняка и мрамора.
Устройство: чем закрепить щебенку и другие вопросы
После выбора оптимального варианта материала можно приступать к обустройству дорожки, рассмотрим процесс кратко:
Основные принципы при выборе
Независимо от поставленных задач щебень необходимо выбирать в соответствии с некоторыми принципами, правилами:
Видео
Где купить
Производством и продажей щебня занимаются компании, контактные данные которых представлены здесь.