Для чего нужен семейный бюджет 8 класс
Урок по теме «Семейный бюджет: пути и способы экономии». 7–8-е классы
Ключевые слова: семейный бюджет
Формирование практико-ориентированных навыков исследовательской деятельности на уроках обществознания.
Цели:
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Тип урока: Урок изучения нового материала.
МТО урока: Учебник, конверты с раздаточным материалом по группам, ноутбуки (3 шт.), цветные жетоны, цветная бумага (А4, по группам), маркеры.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Распределение учащихся по группам с помощью цветных жетонов (группа 5 «Экономисты может быть сформирована учителем из более сильных учащихся»).
2. Актуализация темы
На столах у вас лежат конверты с набором слов. Задание: составить определение экономики.
Познакомьтесь с ситуацией, которую можно наблюдать в этой сфере очень часто (мотивация учащихся к поиску проблемы).
1-я: До свидания …, еще надо успеть заплатить за квартиру.
2-я: Да-да, пока, а я должна заплатить за детский сад.
Через мгновение разводят руками (обе). Обращаются в класс с вопросом: «Но где я возьму деньги. » (Уходят, садятся за рабочие места).
3. Объяснение нового материала
Работа с терминами.
На доске задание: проведите соответствие прилагательных и существительных
Конспект урока по технологии на тему «Бюджет семьи» (8 класс)
Программа: «Технология. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы» под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. М.: «Просвещение», 2010.
УМК: Технология: учебник для 8 класса общеобразовательный учреждений, под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2011.
Раздел: «Домашняя экономика»
Тема урока: «Бюджет семьи»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Сформировать знания учащихся о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета.
1. познакомить с понятиями «бюджет семьи», «расход», «доход»;
2. дать представление о структуре семейного бюджета;
3. выработать умение анализировать бюджет семьи.
1. вовлечь в активную практическую деятельность;
2. совершенствовать навыки общения, работы в группах.
1. развивать умение выделять главное в изучаемом материале,
2. развивать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и делать выводы, логически излагать мысли,
3. развивать у учащихся внимание и творческое искание.
Форма проведения : урок – деловая игра.
наглядные – мультимедиа презентация,
практические – деловая игра.
Межпредметные связи: обществознание, математика
Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока.
Этап усвоения новых знаний и способов действий:
3.1. Понятие о бюджете семьи.
3.2. Структура семейного бюджета.
4. Этап применения знаний и способов действий.
4.1. Деловая игра «Бюджет семьи».
5. Этап обобщения и систематизации знаний.
6. Этап информации о домашнем задании.
7. Этап подведения итогов занятия.
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих.
Добрый день! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!
2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока
Посмотрите на экран (слайд 1) : Что изображено на картинке? (ответы учащихся).
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
На уроках обществознания вы подробно изучали, что такое семья, функции семьи. Кто-то может ответить на эти вопросы?
(Слайд 2). Как вы думаете, как следующий слайд связан с темой нашего урока? А если связать деньги и семью? Чем мы сегодня будем
заниматься? (дети отвечают).
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Тема урока: «Бюджет семьи» (слайд 3). С целью экономии времени предлагаю использовать опорный конспект.
Цель урока должны определить дети: сформировать знания о понятии «бюджет семьи», изучить структуру и планирование семейного бюджета.
2.1. Понятие о бюджете семьи.
Слово бюджет имеет французское происхождение и в переводе обозначает “кошелек, сумка”. Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени (месяц, квартал, год). (слайд 4). Записываем. Понятие “бюджет” имеет отношение к различным видам деятельности человека. Существует бюджет государства, области, города, района, предприятия, семьи.
Слайд 5. Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Ответьте на вопрос : в каком же виде можно получать доход?
— в виде наличных средств (банкноты, монеты, кредиты), безналичных денег (счета в банке, чеки), а также в виде благ.
Расход – это затраты на изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Бюджет семьи можно представить в виде весов. На одну чашу помещаем доходы семьи, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать ресурсы семьи и удовлетворять большую часть потребностей.
Финансы – очень важная часть нашей жизни и нужно уметь с ними обращаться. Во многих семьях дети не посвящаются в денежные вопросы родителей и не принимают участие в планировании семейного бюджета. Но родители обязаны научить ребенка ориентироваться в финансовых вопросах, наряду с этикетом или правилами общения.
2.2. Структура семейного бюджета.
Рассмотрим примерную структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов ( слайд 7 ).
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего один из ваших родителей является домашним бухгалтером.
Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников ( слайд 8 ) (заработная плата членов семьи, выплаты и льготы от общественных организаций, доход от ценных бумаг, доходы от сдачи недвижимости в аренду, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и стипендии, доходы от приусадебного участка, доходы от других источников).
Планирование семейного бюджета – дело довольно сложное. Чтобы спланировать, сколько средств и на что будет израсходовано, надо располагать данными не только о своих доходах, но и расходах, о ценах на товары.
Работа с текстом. Давайте поработаем с текстом «Расходы семьи» и заполним в конспекте схему в пункте 4.
Расходы семьи можно разделить на две основные группы: постоянные и переменные.
Постоянные расходы – это расходы, которые можно осуществить или запланировать на какой-либо период, в течение которого они не меняются. К ним относят покупку основных продуктов питания, плату за квартиру, подписку на периодические издания, проездной билет и т.д.
Переменные расходы – включают в себя периодические (циклические и сезонные) и единовременные (непредвиденные) расходы.
К циклическим расходам относится покупка предметов различного срока пользования (мебель – 10-12 лет, верхняя одежда – 2-3 сезона, бытовая техника, материалы для ремонта квартиры).
Сезонные расходы связаны с определенными сезонными явлениями (заготовка впрок ягод и овощей, закупка семян и удобрений для садового участка).
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники).
Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т.д.
Проверим, внимание на слайд. ( слайд 9)
Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи, денежные накопления и сбережения.
Налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т.д.); транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
4. Этап применения знаний и способов действий.
Учитель: Вступлением к следующему этапу урока я взяла детский стишок:
Маму в магазин провожает сын.
Десять рублей он ей дает:
— Вот! Купи мне самолет!
Танк, Лошадку, Шоколадку,
Самосвал, Тетрадки, Краски,Маски,
Сказки и салазки. Постарайся! Не забыть!
А на сдачу Можно даже
И свистульку Мне купить!
Деловая игра «Бюджет семьи».
Класс делится на команды по 2 человека для выполнения практического задания . Каждая группа – это, условно, семья.
Задача: Составить сбалансированный бюджет семьи на месяц, если известны следующие данные:
1). Заработная плата папы – 320 эконов, заработная плата мамы составляет 5/8 от заработка папы, пенсии бабушки и дедушки на 40 эконов меньше, чем заработная плата мамы, стипендия сына в 10 раз меньше, чем заработная плата папы. Каждый месяц семья расходует: на покупку продуктов – примерно 366 эконов, на оплату квартиры – 120 эконов, на предметы гигиены (мыло, зубную пасту, шампунь и т.д.) – примерно 65 эконов, на оплату проезда на транспорте – примерно 45 эконов, на лекарства бабушке с дедушкой – 87 эконов. Кроме того, мама хотела бы купить новое платье за 97 эконов, а папа давно мечтает отремонтировать телевизор, на что потребуется 54 экона.
Интегрированный урок (экономика + технология) по теме «Семейный бюджет». 8-й класс
Класс: 8
От правильного воспитания детей
Зависит благосостояние всего народа
Джон Локк.
ВЕДУЩИЕ ПОНЯТИЯ: семья, семейная экономика, расход, доход, бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: экономика, технология, обществознание, МХК.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: компьютер.
Время: 90 минут.
Этапы реализации технологии | Задачи этапа | Содержание учебного материала | Формы обучения | Методы обучения | Обратная связь, измерители | Время |
1. Организация начала занятия | Подготовить учащихся к работе на уроке | Фронтальная | Словесный | Организация внимания | 1 | |
2. Постановка цели | Определить цель занятия | Цель занятия | Фронтальная | Словесный | Сосредоточение внимания | 1-2 |
3. Проверка домашнего задания | Сочинения или презентации о семье | Индивидуальная | Словесный, наглядный | Выполнение действий | 7 | |
4. Изложение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний | Что такое семья |
Рациональный бюджет школьника
наглядный
Слайд №1, №2
наглядный
Слайд №3, №4
Презентация (Приложение 4)
Слайд №5, №6, №7
фронтальный
наглядный
Презентация (Приложение 4)
Слайд №8, №9
наглядный
Анализ работы
Фронтальная
наглядный
наглядный
Организация начала занятия (1 мин.):
Проверка готовности учащихся к уроку
Постановка целей (1-2 мин.)
Определить цель занятия
Проверка домашнего задания (7 мин.)
Перед уроком учащимся было задано домашнее задание.
Написать мини-сочинение или создать презентацию, используя программу Microsoft Office Power Point на одну из предложенных тем:
«Какой я хотел бы видеть свою будущую семью?»
Изложение нового материала (20 мин.)
Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет?
Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько тратят на удержание ваши родители? Еще недавно единственным источником доходов школьников были доходы их родителей. Сейчас же многие школьники имеют постоянный или разовый заработок. В практике известны случаи, когда учащиеся зарабатывали значительные суммы не в ущерб учебе. От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя.
Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.
Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.
Если «весы» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.
Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.
Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется профицитным.
Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье «Расходы».
Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:
Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.
Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.
Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.
Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы.
Особое внимание нужно обратить на возможности максимально разумного использования всех ресурсов семьи для увеличения доходной части бюджета. Рациональное использование средств для наиболее полного удовлетворения потребностей всех членов семьи является основной задачей семейной экономики.
Рациональный бюджет школьника
Прежде чем приступить к составлению бюджета школьника, следует определить: что можно отнести к личным доходам и расходам, а что нет. Так, деньги, полученные от родителей на карманные расходы, личный заработок, деньги, подаренные родственниками на день рождения, и даже выигрыш в лотерею относят к личным доходам. Но вот зарплата мамы или папы к вашим доходам не относится. К личным расходам школьника относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично вами за карманные деньги, и даже сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Вот только деньги, потраченные из семейного бюджета на ваш новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.
Вам предоставляется возможность составить примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях таблицу 1.
Недельный бюджет школьника
Запланированные доходы | Сумма | Запланированные расходы | Сумма |
Деньги от родителей на карманные расходы | Постоянные расходы (плата за автобус, обеды, школьные взносы) | ||
Заработок | Переменные расходы (сладости, диски, канцтовары и т.д.) | ||
Другие доходы | Сбережения | ||
Всего доходов | Всего расходов и доходов |
Некоторым из вас может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Сначала можно просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений. И если по итогам месяца они не равны, то вы были не очень внимательны, т. е. какие-то расходы (доходы) остались неучтенными.
Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, можно прийти к планированию своих расходов месяц. Но ведь бывают ситуации, которые предугадать практически невозможно, поэтому лучше предусмотреть в своем бюджете некоторую сумму «на всякий случай». Итак, планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.
Самостоятельная работа (55 мин.)
Презентация «Семейный бюджет. Сюжетно-ролевая игра».
Пред учащимися ставятся цели игры (Слайд №1, №2)
Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре.
Класс разбивается на группы (Слайд №3, №4)
Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов (Слайд №5, №6, №7)
По окончании игры осуществляется подведение итогов игры (Слайд №8, №9)
Подведение итогов урока (5 мин.)
Подведение итогов урока
Задание на дом: Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?
Уборка рабочих мест (1 мин.)
Презентация по технологии на тему «Бюджет семьи» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Бюджет семьи. Доходная и расходная части бюджета. Расходы на питание.
Цель урока: сформировать представления о планировании семейного бюджета.
Под доходом понимают деньги или материальные ценности, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или какую-либо другую деятельность. Все полученные средства составляют совокупный доход.
Сбалансированный бюджет семьи позволяет рационально использовать её ресурсы и удовлетворять большую часть потребностей. Рассмотрим структуру семейного бюджета на примере соотношения доходов и расходов.
Каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Для этого необходимо знать основы домашней бухгалтерии. Чаще всего домашним бухгалтером является один из ваших родителей. Доходная часть семейного бюджета российских граждан складывается из разных источников.
Непредвиденные расходы включают в себя расходы, часто связанные с критическими ситуациями (покупка лекарств, ремонт бытовой техники и др.). Можно выделить и единовременные расходы. Это приобретение произведений искусства, украшений и т. д, Денежные расходы семьи принято делить на три основные группы: личное потребление; налоги и другие обязательные платежи; денежные накопления и сбережения.
Рассмотрим подробнее обязательные платежи. В них входят: налоги (в частности, подоходный); взносы в общественные и кооперативные организации, например в жилищно-строительный кооператив; погашение банковских ссуд и кредитов; оплата услуг детского сада и коммунальных услуг (квартиры, отопления, газа, воды, электроэнергии, телефона, радио и т.д.), транспортные расходы; плата за образование или за дополнительные услуги бесплатного образования (кружки, секции).
Условия, при которых даётся кредит: 1) платежеспособность (способность платить проценты за пользование кредитом); 2) срочность (возвратность денег в точно назначенный срок); 3) возвратность (обязательность возврата всей суммы долга с учётом процентов).
Чтобы сэкономить тепловую энергию в быту, нужно: 1) утеплить окна и двери, особенно балкон; 2) рационально расставить мебель; она не должна препятствовать циркуляции тёплого воздуха от батареи; 3 ) содержать отопительные батареи открытыми.
Расходы на питание
6) употребляем слишком часто и помногу сладости; 7) храним и готовим продукты неправильно (много солим, жарим, варим); 8) любим полакомиться между приёмами пищи; 9) питаемся, не принимая во внимание возрастные требования к рациону; 10) мало знаем о рациональном питании.
Чтобы рационально делать покупки, необходимо соблюдать несколько простых правил: следует заранее планировать покупки, лучше всего составить список необходимых продуктов и иметь его при себе; нужно тщательно рассчитывать деньги, соотносить все покупки со своими финансовыми, физическими возможностями и физиологическими потребностями; необходимо покупать только то, что нужнo, не поддаваясь соблазну покупать то, что покупают все, не прельщаясь броской рекламой или яркой упаковкой; не ходить в гастроном или на рынок на голодный желудок, чтобы избежать соблазна покупать всё подряд.
Для учёта расходов на продукты целесообразно вести домашнюю расходную книгу. Из подобной книги можно извлечь много полезной информации: узнать, сколько и каких продуктов тратит вся семья за месяц, и закупить их на определённый период; выявить, какие дорогостоящие продукты можно заменить другими, но той же питательной ценности; подсчитать, сколько тратится средств в месяц на различные продукты, и заранее учитывать это в бюджете семьи.
Книга домашнего учёта позволит вам точно определить, сколько каких продуктов нужно семье на месяц. Анализ статей расходов на питание (мясные, молочные, крупяные продукты) на протяжении нескольких месяцев просто необходим, так как это позволяет лучше планировать и сохранять средства (не покупать лишние продукты).
Следует помнить, что у человека, занимающегося физическим трудом, потребность в пище выше, чем у человека умственного труда. Каждая семья должна планировать свои расходы на питание. При этом надо учитывать состав семьи, энергетические затраты отдельных её членов, потребность в продуктах питания (на день, неделю, месяц, год), способы их приобретения и заготовки, хранения и приготовления пищи, возможность производства продуктов питания на приусадебном участке.
Какие из предложенных продуктов можно включить в здоровый рацион питания?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-195715
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.