Для чего нужен шинопровод
Что такое шинопровод, где и как используются, виды шинопроводов
В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) написано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал.
Шинопровод может состоять из следующих частей:
секции с местами для присоединения ответвительных устройств, либо без них;
секции транспозиции фаз, гибкие, компенсационные, переходные или присоединительные секции;
непосредственно ответвительные устройства.
Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает нам представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника.
Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.
Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж.
Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому. К примеру в больших торговых залах, с целью освещения или зонирования помещений, применяют шинопроводы модульного исполнения, на которых и размещаются прожекторы.
Всегда можно встретить шинопроводы, в виде одиночной или несколько линий, в торговых центрах, где их монтируют обычно в различные формы. Процесс монтажа шинопровода достаточно прост, он не требует продолжительных работ и больших физических затрат. Таким образом, шинопровод выступает замечательной альтернативой кабелю.
Конструктивно шинопроводы бывают открытыми, защищенными или закрытыми. Открытые шинопроводы применимы для магистральных сетей в местах с обычной, не агрессивной внешней средой.
К открытым шинопроводам относятся открытые троллеи кранов и шинные магистрали. Они выполняются в виде алюминиевых шин, прокладываемых на изоляторах, прикрепленных к колоннам или фермам. При этом обязательно соблюдаются нормы минимальных расстоянии до оборудования и трубопроводов, а также нормы минимальных высот. В местах, где есть возможность случайного прикосновения к шинам, открытые шинопроводы закрывают защитными металлическими коробами или сетками.
Шинопроводы бывают следующих видов:
Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции.
В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы.
Магистральные шинопроводы выдерживают значительные токи, они рассчитаны на токи от 1600 до 4000 А, и на большое количество присоединительных ответвлений для подключения потребителей (на 6 м по 2 места).
Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям.
Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 630 А и на еще большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции.
В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.
Подробнее про эти виды шинопроводов смотрите здесь: Магистральные и распределительные шинопроводы
Осветительные шинопроводы – применяют для формирования осветительных линий с использованием маломощных прожекторов.
Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем.
Шинопровод дает ряд преимуществ:
Вид шинопровода более эстетичен по сравнению с кабелем.
Процесс монтажа занимает меньше времени, чем монтаж кабеля.
Промышленные шинопроводы прямоугольного сечения имеют меньшее сопротивление, что снижает активные потери и ограничивает реактивную энергию, то есть способствует экономии.
Шинопроводы безопасны экологически.
Особенности конструкции корпуса из алюминия позволяют быстро отводить тепло.
Шинопроводы обладают степенью защиты, не менее IP55.
Срок службы шинопроводов составляет от 25 до 30 лет, при этом не требуется никакого технического обслуживания.
Экранирующее свойство кожуха сводит к минимуму уровень электромагнитного излучения.
Окрасив шинопровод в любой подходящий цвет, можно вписать его в интерьер магазина, офиса и других объектов, для которых имеет значение эстетика.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Силовой шинопровод: виды и особенности
Шинопровод – это специ альное комплектное изделие, представленное системой проводников, располагающейся в лотке, трубах или другой оболочке. Данное устройство состоит из шин, которые разделены между собой промежутками, а опорой для них служит изоляция. Шинопроводы в обязательном порядке перед выпуском в продажу проходят типовые испытания.
В конструкцию шинопровода входят ответвительные устройства, а также различные секции:
Главное отличительное преимущество шинопровода – это возможность легкой и быстрой модификации, что позволяет оптимизировать подачу электрической энергии потребителю. В ситуациях необходимости изменения конфигурации возможен нетрудоемкий и простой демонтаж конструкции.
Данное изделие применяется в масштабных помещениях, таких как торгово-развлекательные комплексы, где необходимо освещение по конкретным зонам. В данных случаях используются модульные шинопроводы для размещения некоторого количества прожекторов. Часто встречаются устройства, идущие одиночно или укомплектованные в несколько линий.
Очень важной характеристикой шинопровода является простота монтажа, который не подразумевает большой траты сил и времени. Именно поэтому такие кабеленесущие системы постепенно набирают всю большую популярность среди потребителей.
Шинопроводы делятся между собой на виды по типу конструкции:
Основные преимущества шинопровода:
Что такое шинопровод. Типы, изоляция, конструкции
В ГОСТ 28668.1-91 (МЭК 439-2-87) указано, что шинопровод — это комплектное устройство, прошедшее типовые испытания, в виде системы проводников, размещенных внутри лотка, трубы или иной подобной оболочки, которое состоит из разделенных промежутками шин, которые в свою очередь опираются на изоляционный материал. Шинопроводы производят из алюминиевых или медных шин, размещенных в защитной оболочке.
Очевидно, сам термин «шинопровод» не дает представления о сечении, геометрической форме или размерах самого проводника. Другими словами, шинопровод представляет собой систему жестких медных или алюминиевых шин, помещенных в защитную металлическую оболочку; изолированную систему шин, предназначенную для передачи и распределения электрической энергии. Типичный шинопровод рассчитан на напряжение до 1000 В, и поставляется в виде комплектных секций.
Шинопровод, как конструкция, легко поддается модификации для оптимальной подачи электроэнергии к потребителям. Если требуется изменить конфигурацию, то всегда допустим демонтаж. Шинопровод может быть, например, направлен из одного помещения к другому.
Области применения шинопроводов
Шинопроводы предназначены для передачи и распределения электроэнергии. Они применяются как в электрощитовых для подключения трансформаторов к распределительным щитам (ячейкам) или подключения распределительных щитов между собой, так и для распределения электроэнергии между электроприемниками на промышленных, коммерческих и административных объектах.
Достоинства шинопроводов
К недостаткам шинопроводов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с кабелями. Однако, если сравнивать в целом проект системы электроснабжения с использованием шинопроводов и кабельных линий, учитывая затраты на выполнение монтажных работ и эксплуатационные расходы, то применение шинопроводов выглядит экономически оправданным.
Шинопроводы по назначению делятся на:
Магистральные шинопроводы — предназначенные для монтажа в производственных помещениях. Шинопровод магистрали прокладывается прямо от подстанции. В производственных цехах предприятий, где станки и другие электрические механизмы располагаются по всей площади в виде рядов, или регулярно перемещаются в связи с изменениями в технологиях производственного процесса, в качестве распределительной сети и питающих магистральных линий применяют непосредственно распределительные и магистральные закрытые шинопроводы. Из отдельных секций и элементов собирается трасса шинопровода. Пример трассы магистрального шинопровода приведен ниже.
Распределительные шинопроводы – предназначены для распределения электроэнергии от главной магистрали к нескольким потребителям. Распределительные шинопроводы рассчитаны на токи до 7500 А и на большее количество мест подключения потребителей (от 3 до 6) на 3 метровой секции. В цехах различных предприятий закрытые распределительные шинопроводы используют довольно широко. Их поставляют в виде комплекта секций, длина каждой из которых 3 м, снабженных соединительными элементами для соединения секций в последовательные ряды, ответвительных коробок, и вводных коробок, для подключения шинопроводов к питающей сети.
Троллейные шинопроводы – применяются для питания монорельсов, подъемных кранов, подвесных дорог и прочих передвижных электрических систем. Троллейные шинопроводы допускается применять на напряжение до 660 В в электрических сетях, имеющих глухозаземленную нейтраль.
1 — Концевой подвод питания.
2 — Скользящий подвес.
3 — Жесткий подвес.
4 — Концевая заглушка.
5 — Токосъемник.
6 — Стыковая крышка.
7 — Альтернативное питание.
Этот вид шинопровода укомплектован прямолинейными секциями до 3 м, и угловыми секциями на 45 градусов и прямой угол. Это дает возможность выполнить сборку линии любой сложности. Секции шин соединяют специально предназначенными муфтами.
Шинопроводы по типу изоляции делятся на:
Преимущества шинопроводов с воздушной изоляцией:
Недостатки шинопроводов с воздушной изоляцией:
Шинопроводы типа «сэндвич» (с полимерной изоляцией) — ш ины фаз обмотаны диэлектрической тканью, вплотную прижаты друг к другу. Сверху на этот сэндвич устанавливается плотный короб, который выполняет роль защиты от механического воздействия, установка элементов крепления и фиксаторов, отвода тепла. Секций шинопровода соединяются переходными пластинами, которые устанавливаются между выводами шинопровода с двух сторон и прижимаются друг к другу. Шинопроводы типа «сэндвич»- наиболее распространенное решение для организации электроснабжения как на промышленных, так и на гражданских объектах. Они надежны, обладают компактными габаритами, ограничением по току до 7500А и не требуют дополнительного обслуживания. Монтаж осуществляется без применения сварочного оборудования.
Шинопроводы типа «сэндвич»
Преимущества шинопроводов типа сэндвич:
Герметичность сэндвич-конструкций, исключающая дымоходный эффект, повышает пожаробезопасность электропередачи и позволяет использовать данный ее вид в помещениях, где присутствует большое количество людей – торговые центры, вокзалы, больницы, аэропорты, высотные здания, гостиницы и т.д.
К недостаткам шинопроводов сэндвич-типа с полимерной изоляцией можно отнести использование в бюджетных конструкциях полимерной пленки с низкими пожаростойкими свойствами, что, как раз, исключает применение этих конструкций в вышеуказанных помещениях.
Шинопроводы с литой изоляцией — ш ины друг от друга и от корпуса изолируются с помощью эпоксидной смолы. Шинопроводы с такой изоляцией имеют высокую степень защиты (уровень IР 68/69K), что позволяет использовать его даже под водой. Шинопровод изготавливается в виде секций различной конфигурации. В секциях располагают шины, изоляция которых обеспечивается с помощью специального компаундного материала (чаще всего это эпоксидные смолы) с мелкозернистым наполнителем. Толщина изоляционного слоя зависит от величины рабочего напряжения.
На месте прокладки шинопровода все места соединения секций также заливают тем же компаундным составом. Таким образом конструктивно создается монолитная, равномерно изолированная шинопроводная трасса, не требующая технического обслуживания весь срок своей службы, как правило, это несколько десятков лет. Иногда изолированные шины помещают в металлический кожух. Кожух обеспечивает и дополнительное предохранение токопроводящих элементов, и их изоляции от механического воздействия, а также служит в качестве теплоотвода, забирая на себя тепло от шин и передавая его в окружающую среду.
Основные достоинства шинопроводов с литой изоляцией:
Недостатки шинопроводов с литой изоляцией:
По конструктивному исполнению шинопроводы подразделяют на:
Основные элементы распределительных шинопроводов:
Основные элементы магистральных шинопроводов являются:
Примеры стандартных секций, о отводных блоков шинопровода:
Из отдельных секций и элементов собирается трасса шинопровода. Пример трассы магистрального шинопровода приведен ниже.
Принципиальных отличий осветительных шинопроводов в типах секций от распределительных и магистральных нет. Осветительные шинопроводы имеют в своей номенклатуре секции прямые, подгоночные, вводные и устройства ответвительные, с защитой или без нее для подключения к ним осветительных приборов или потребителей небольшой мощности. Также в номенклатуру могут входить угловые и тройниковые секции, однако в некоторых типах осветительных шинопроводов для этих целей применяют гибкие секции.
Конструктивное отличие троллейного шинопровода в том, что короб снизу имеет сплошную продольную щель. Внутри короба шинопровода укреплены медные шины – троллеи. Подвижная каретка катится по нижним внутренним краям короба вдоль щели и с помощью установленных на ней медно-графитовых щеток снимает питание с троллеев.
Троллейный шинопровод: вид в разрезе; 1 – медная шина; 2 – подвижная каретка; 3 – медно-графитовая щетка
Что такое шинопровод и его значение для трековой системы
Неотъемлемой частью трековых систем освещения является шинопровод. Это металлический профиль в виде швеллера, внутри которого проходит токоведущая шина. Именно эта деталь обеспечивает бесперебойную и надежную передачу электрического тока ко всем потребителям цепи.
Изготавливаются треки, в большинстве случаев, из алюминия. Материал отличается достаточно высокой прочностью и небольшим весом, что позволяет создавать достаточно масштабные осветительные конструкции, которые не создают сильную нагрузку на потолочные перекрытия. Кроме того, алюминий легко поддается обработке, его легко резать и окрашивать в различные цвета.
В токоведущая шина изготавливается из высококачественной меди, которая отлично проводит электрический ток. Все шины располагаются в пластиковых корпусах, что позволяет надежно изолировать всю осветительную конструкцию и не беспокоится о технике безопасности во время ее эксплуатации.
Существует несколько разновидностей токоведущего профиля:
Предлагаем вместе разобраться в устройстве каждого трека, а также его преимуществах.
Данный вид профиля подключается к общей сети 220 В, выдерживает нагрузки до 16 А, легко монтируется и может быть установлен различными способами: накладным, подвесным, встроенным.
Главной особенностью однофазного шинопровода является наличие 2 медных жил. Такие профили чаще всего устанавливаются в бытовых и офисных помещениях, небольших магазинах, учебных классах, то есть в там, где нагрузка на систему не будет слишком большой.
Трехфазный шинопровод и его особенности
Токоведущий профиль с тремя фазами отличается от однофазного наличием 4 медных жил. Такая особенность трека позволяет создавать энергоэффективные осветительные конструкции в помещениях с большой площадью, в которых необходимо использовать мощные светодиодные светильники.
Кроме того, такие треки имеют достаточно высокую степень прочности, а в некоторых случаях даже оснащаются дополнительными ребрами жесткости. Такое строение позволяет избежать деформации профиля даже при его установке подвесным способом.
Трехфазные треки чаще всего используются при проектировании осветительных систем для производственных и торговых помещений, выставочных площадок. В быту такие профили используются редко.
Что такое магнитный шинопровод?
По своей сути магнитный шинопровод имеет ту же конструкцию, что и обычный шинопровод. Но! Если в обычной трековой системе светодиодные светильники фиксируются крепежными элементами, то в случае магнитной трековой системы в качестве крепежей выступают мощные магниты. Безусловно, эксплуатировать обычные LED-светильники с данным видом профиля не получится. Для корректной работы магнитной трековой системы освещения необходимо купить соответствующие источники света.
Трековые клик системы
Шинопровод для трековой клик системы также изготавливается из алюминия и меди, и может монтироваться различными способами. Что интересно, данный вид профиля прост и удобен в эксплуатации, а кроме того, надежен. Защелки прочно удерживают осветительное оборудование на треках, что позволяет не беспокоится о безопасности системы освещения, а также о каких-либо перебоях в ее работе.
Что такое шинопровод: назначение, классификация, типы
Шинопроводом называется устройство, предназначенное для передачи и распределения электроэнергии, состоящее из шин и относящихся к ним изоляторов, поддерживающих и опорных конструкций, защитных оболочек и ответвительных устройств. По конструктивному исполнению они могут быть:
Несмотря на высокую стоимость, наибольшее применение во внутрицеховых электрических сетях находят комплектные шинопроводы.
Классификация шинопроводов
В зависимости от назначения они подразделяются на:
Магистральные и распределительные комплектные шинопроводы применяются при нестабильном упорядоченном расположении оборудования в цехах с нормальной, пыльной средой и с пожароопасными зонами.
Технические характеристики шинопроводов
В электрических сетях переменного тока используются магистральные шинопроводы серий ШМА-68Н, ШМА-73, ШМА-16, ШМА4 и распределительные шинопроводы серий ШРА-68, ШРА-73, ШРП, ШРМ-75, ШРА-4. Основные технические данные ШМА4,выпускаемых на номинальное напряжение 660 В, электродинамическую стойкость 70 кА, со степенью защиты IP44, приведены в табл. ПЗ.
Технические данные ШРА-4 со степенью защиты IP32 приведены в табл. П4; данные ответвительных коробок распределительных шинопроводов серии ШРА4 — в табл. П5.
Выпускается распределительный шинопровод серии ШРА-73В, имеющий междуэтажную секцию и предназначенный для вертикальной прокладки. Он может использоваться для электрических стояков в общественных и административных зданиях повышенной этажности.
Шинопровод типа ШРА4 на ток 100 А со степенью защиты IP44 оснащается трехфазными ответвительными коробками с предохранителями на ток 25 А или с автоматами АЕ2033 на ток 25 А, что в ряде случаев может ограничивать его применение. Кроме того, к нему могут быть присоединены с помощью штепсельных разъемов трех- и однофазные электроприемники на токи соответственно 25 и 10 А.
Распределительные шинопроводы ШРП (пылезащищенные) на токи 250, 400 и 630 А предназначены для выполнения электрических сетей в помещениях с пыльной средой (в том числе в пожароопасных зонах П-И и П-Иа) и имеют степень защиты IP54.