Для чего нужен шноркель на машине
Нужны ли шноркели?
Многие владельцы внедорожной техники, желающие усовершенствовать свой «вездеход», вероятно задавались вопросом: «А нужен ли мне шноркель?» Забегая вперед скажу, что ответ на этот вопрос скорее положительный, чем отрицательный, т.е. плюсов у этого приспособления больше, чем минусов. Итак, разберем подробнее все особенности шноркеля, его преимущества и недостатки. Для начала уточним, что вообще мы подразумеваем под шноркелем.
Что такое шноркель и для чего он нужен?
Это устройство, предназначенное для забора воздуха на уровне крыши автомобиля. Конструкция его предельно проста: по сути это всего лишь гнутая труба, соединяющая воздушный фильтр машины с воздухозаборником на крыше.
Изначально шноркель появился не на автомобилях, а на подводных лодках времен Первой Мировой войны. Устройство позволяло субмарине запускать дизельный двигатель без необходимости полного всплытия. Таким образом лодка могла идти на глубине нескольких метров на дизеле, а не на электродвигателях, оставаясь практически незамеченной, если не считать трубу, торчащую из воды.
Также шноркелями оснащаются некоторые танки (Т-90, например), что дает им возможность пересекать неглубокий водоем по дну. При отсутствии подходящей переправы это часто единственный способ пересечь небольшую реку, т.к. в отличие от того же БТР, переплыть ее танк не в состоянии из-за огромной массы.
Но вернемся к автомобилям. Изначально их стали оснащать шноркелями не для форсирования бродов, как это могло показаться, а с другой целью. Первые приспособления для забора воздуха на уровне крыши появились на машинах, эксплуатируемых в пустынях. Это решение заметно уменьшало количество пыли, попадающее в воздушный фильтр, что положительно сказывалось на характеристиках двигателя.
Для чего устанавливают шноркели?
Труба для забора воздуха сегодня устанавливается обычно с одной целью — избежания гидроудара при преодолении бродов. Вообще гидроудар — очень неприятная штука. Он случается, когда вода попадает в цилиндр. Из-за того, что вода не сжимается, поршень врезается словно в бетонную стену. Как результат: гнутые шатуны, разрушенная головка или блок цилиндров, капитальный ремонт или замена двигателя в особо тяжелых случаях. Установка шноркеля позволяет застраховать себя от этой неприятности.
С установленным воздухозаборником на уровне крыше автомобиль теоретически способен преодолеть брод глубиной до 1,5 метра и даже больше. На практике же адекватный водитель не рискнет форсировать подобное препятствие. Другим плюсом шноркеля является то, что он отбирает чистый воздух. Продвинутые модели даже отсеивают брызги, пыль и снег. Плюс шноркель, направленный воздухозаборником навстречу движения, в теории способствует экономии топлива.
Раз заговорили о достоинствах, то перечислим и недостатки конструкции:
Возможно есть еще недостатки, но думаю, они несущественны. Вообще устанавливая на авто дополнительное внедорожное оборудование всегда приходится чем-то жертвовать, обычно скоростью, расходом топлива, управляемостью и комфортом езды на трассе. Поэтому на недостатках шноркелей не стоит зацикливаться: пользы от него больше, чем вреда.
Нужен ли вам шноркель?
Если вы большой любитель внедорожных покатушек, то однозначно да. Устройство не только позволит вашему двигателю «вздохнуть» по-новому и защитить его от гидроудара, но и добавит «крутости» вашему внедорожнику. Стоит это удовольствие от 3 тыс. рублей за вполне нормальное устройство от российских производителей до 50-70 тыс. за приспособления именитых производителей. Можно изготовить самому. Обычно для этого используют водопроводные трубы. В интернете достаточно инструкций на эту тему.
Если же вы изредка выбираетесь на своем автомобиле на природу, то шноркель вам особо не нужен. Ради нескольких легких вылазок на природу нет необходимости резать кузов и устанавливать трубу за несколько тысяч, к тому же ухудшающее аэродинамику авто. Хотя для придания «крутости» можно поставить)
Вывод
Настоящим покорителям бездорожья шноркель просто необходим, как и другое внедорожное оборудование. Только при его наличии вы сможете уверенно преодолевать броды глубиной более полуметра не опасаясь попадания воды во впускной коллектор. Нередко этими устройствами оснащаются также квадроциклы с той лишь разницей, что воздухозаборники находятся примерно на уровне руля. Даже если вы не хотите тратиться на трубу для двигателя, вы легко можете сделать ее своими руками при наличии навыков, времени, инструментов и, конечно же, желания.
Шноркель: что это такое, для чего он нужен, плюсы и минусы, как сделать своими руками
Шноркель — это солидная труба, которая находится чуть выше крыши автомобиля, а выходит она из капота, отсека для двигателя. Некоторые начинающие автолюбители, услышав слово шноркель, задаются вопросом: «А что это такое?».
Могу сказать сразу, что практически все видели его вживую. Чаще всего их устанавливают на внедорожники, хотя иногда их можно увидеть и на обычных автомобилях, которые часто выезжают на бездорожье. Шноркель относится к тюнингу автомобиля, то есть это изменение заводских характеристик ради благой цели.
Слово «шноркель» (или «шнорхель») имеет германские корни (Schnorchel) и дословно переводится с немецкого языка как «труба для дыхания». Да, авто тоже должно «дышать». Но это больше относится к его сердцу – двигателю, эксплуатация которого должна происходить, не соприкасаясь с грязью, песком и водой. Для этого и придумано очень простое устройство, которое обеспечивает мотор чистым воздухом. Многие производят его установку самостоятельно.
В статье расскажу, что такое шноркель, как он работает, какие виды бывают, его плюсы и минусы, как его сделать самому и как правильно установить. Отвечу на вопрос, нужен ли он вообще. Также напишу очень полезные советы по его выбору и эксплуатации автомобильного шноркеля. Обещаю, будет очень интересно!
В статье расскажу, что это такое — шноркель, что это такое, как он появилось, нужен ли он и где ещё его используют.
Что такое шноркель на машине?
Шноркель – это очень простое устройство, которое выглядит в форме гнутой трубы из пластмассы или металла. Один её конец соединён с воздушным фильтром под капотом, а второй — выведен наверх, над автомобилем.
Двигатель берёт воздух с высоты, а не перед автомобилем, как это сделано в обычной конструкции. Эта трубка защищает мотор от воды, пыли, песка и прочих лишних предметов, помогая преодолевать машине самые экстремальные препятствия.
Если в двигатель попадёт вода, то это вызовет гидроудар, при котором сломается даже самый лучший мотор в мире.
Изобрёл это устройство учёный Борис Сальяр и командир русской подлодки «Скат» Николай Гудим в 1910 г. Испытания прошли успешно и после этого шноркель стали оснащать подлодки в разных странах.
Массово дыхательную трубку применили в немецких подводных лодках во время 2-й мировой войны. Шноркель помогал двигаться субмарине без её всплытия не запуская электродвигатель. А второй канал в трубке использовался для вывода отработавшего воздуха. Надо было просто подняться повыше, чтобы трубка оказалась над водой.
Далее дыхательные трубки стали устанавливать на танки, грузовики, трактора, «Газели» и иные транспортные средства для езды вброд или по пустыням.
В настоящее время автомобильный шноркель ставят на внедорожники, на которых часто ездят в условиях бездорожья – по пустыням, болотам, водоёмам. Без этого полезного устройства даже самый навороченный джип не сможет долгое время перемещаться в таких условиях. Рано или поздно в цилиндры двигателя попадёт вода, и он выйдет из строя.
Интересно! Шноркель в автомобильных кругах также называют «Хобот» или «Оффроад».
Теперь расскажу более подробно, зачем нужен шноркель на внедорожнике.
Зачем нужен шноркель?
Самая важная функция трубки – это захват чистого воздуха как можно выше от земли, чтобы в двигатель не поступала вода, грязь и пыль.
Сухая пыль может очень быстро забить воздушный фильтр под капотом. А если погода влажная, то пыль становится тяжелее и через пару сотен километров пробега фильтр превращается в «кирпич». Мотор начинает перегреваться, расход бензина моментально возрастает. Поэтому при экстремальных поездках надо брать с собой запасные воздушные фильтры или установить мегаполезную штуку под названием шноркель.
Вода для двигателя гораздо опаснее. При попадании воды в мотор в камере сгорания может произойти гидроудар (высокий рост давления ломает все детали в моторе), который выльется в очень дорогой ремонт. Поэтому при перемещении в воде только шноркель может спасти двигатель от поломки.
Если установить воздухозаборник на уровне крыши автомобиля, то авто может преодолеть брод с максимальной глубиной 1,3-1,5 м. Но на практике никто не сунется в такую авантюру. Максимум преодолевают брод глубиной до 0,5 м.
Что ещё даёт шноркель? Кроме защитной функции воздухозаборник выполняет ещё одну полезную вещь – он обеспечивает приток холодного воздуха, что повышает коэффициент полезного действия двигателя.
Зачем ставят шноркель на бензиновом двигателе? Здесь есть ещё одно преимущество этого устройства – сильный поток воздуха, который поступает через воздухозаборник, помогает немного уменьшить расход топлива.
Шноркель направляют или навстречу воздушному потоку, либо против него. Летом лучше всего направлять насадку на воздухозаборнике вперёд, чтобы в него не попадала пыль (при езде она образуется за колёсами автомобиля). Зимой воздухозаборник направляют назад, чтобы снежная пыль не попадала внутрь.
Дополнительно в шноркеле имеется система отвода воды, что помогает без проблем ездить даже в очень сильный дождь.
Как же работает это на первый взгляд простое устройство? Ответ – ниже.
Конструкция шноркеля и принцип работы
Как работает шноркель? Принцип работы очень простой. Герметичная трубка из металла или пластика одним концом соединяется с патрубком воздушного фильтра двигателя. Затем трубка монтируется вверх, к капоту и вдоль лобового стекла. Другой конец трубки соединяется с насадкой (воздухозаборником), которая рассеивает поступающий воздух от капель воды, пыли и грязи.
При движении автомобиля поток воздуха поступает через насадку в герметичную трубку. Затем воздух попадает в воздушный фильтр, а после чего в цилиндры двигателя внутреннего сгорания. В камере сгорания воздух перемешивается с топливом, образуя готовую рабочую смесь. В мотор поступает очищенный воздух, обеспечивая стабильную работу практически в любых условиях эксплуатации, хоть в песчаную бурю, хоть под тропическим дождём.
Стандартный же воздухозаборник в автомобиле находится на двигателе, который засасывает воздушный поток через решётки радиатора. А если песок и вода достигнут уровня радиатора, то они гарантированно будут попадать в моторный отсек.
При покупке нового автомобиля можно попросить поставить заводской вариант шноркеля, который будет смонтирован правильно и надёжно.
Все насадки для воздухозаборника изготавливают из материалов, которые не ржавеют и не пропускают воду. Сейчас расскажу о насадках подробнее.
Какие бывают насадки на шноркель
Всего существует 2 типа насадок: «Гусак» и «Циклон». В обычных условиях эксплуатации рекомендуется устанавливать насадку Гусак, а при езде по очень пыльным дорогам её лучше заменить на «Циклон».
Подробнее расскажу, что представляет из себя каждый вид насадок.
Насадка Гусак
Это классическая насадка в форме изогнутой трубы. Её можно повернуть как навстречу воздушному потоку — вперёд, так и против него. При прямом попадании воздуха в шноркеле образуется так называемый эффект центрифуги. А при влажной погоде капли дождя не проходят внутрь трубы, а выбрасываются в дренажную систему.
Если повернуть «гусака» назад или в сторону, то внутрь герметичной трубки начнёт поступать песок, капли воды и грязь – всё то, что выбрасывается из-под колёс/от стекла автомобиля. В этом случае воздушный фильтр очень быстро придёт в негодность. Но зимой при сильной метели этот способ сработает с точностью наоборот, не пропустив снежную пыль внутрь шноркеля. Также при поездке в лесу насадку лучше повернуть внутрь, чтобы она не зацепилась за ветки деревьев, что может вызвать её повреждение.
Насадка Циклон
Принцип работы этой насадки примерно такой же, но воздух внутрь шноркеля здесь поступает снизу. В насадке есть сетчатый фильтр, который предотвращает попадание пыли в шноркель.
«Циклон» надо постоянно очищать, но это ерунда по сравнению со сменой воздушного фильтра. Но уже изобрели более продвинутую насадку «Циклон-2 и 3», где грязь и капли воды выбрасываются наружу, проходя через специальные дренажные выемки.
Это классические насадки, которые вам может предложить автомагазин. Посмотрите, какие ещё есть модификации насадок на фото:
Теперь рассмотрим главные преимущества и недостатки такого полезного устройства, как шноркель.
Плюсы и минусы шноркеля
Несмотря на очевидные плюсы шноркеля, перечислю дополнительные преимущества воздухозаборника:
Несмотря на реальную пользу, у шноркеля всё же имеются недостатки:
Для тех, кто часто ездит в экстремальных условиях плюсы шноркеля перечёркивают все его недостатки.
Учитывая, что цена на шноркель может быть довольно высока, то рассмотрим, как можно его сделать самому.
Как сделать шноркель своими руками
Самодельный шноркель сделать просто при наличии нужных материалов и простых навыков (главное, чтобы руки росли, откуда надо J). Для этого надо купить трубу, которая будет хорошо выполнять эту функцию.
Какая труба подойдёт? Если у вас есть навыки паяния, то можете взять полипропиленовую трубу, которая просто режется и обеспечивает хорошую спайку. Это так называемый «канализационный тюнинг», как говорят опытные автолюбители.
Некоторые умудряются в буквальном смысле создать воздухозаборник при помощи монтажной пены, что выглядит весьма необычно.
Более простым вариантом будет являться гофра, которую вы, возможно, видели в устройствах для сдувания листьев с асфальта. Её диаметр примерно 65 мм в диаметре. Она прочная и надёжная. По длине берите не менее 2 метров. Также ещё понадобится:
Как правильно установить шноркель
Перейдём к самому главному – как поставить шноркель. Могу сказать, что заводской шноркель устанавливается похожим образом. Также можно купить уже готовый набор с этим устройством, где уже будут все крепления и материалы для установки.
При установки шноркеля на капоте и креплении частей строго следите за герметичностью. Если она будет нарушена, то это со временем приведёт к поломке мотора. На гофрах не должно быть никаких заломов и перегибов.
После установки надо проверить герметичность. Заведите мотор, снимите насадку. На трубу наденьте тонкий пакет. Если всё в порядке, он тут же порвётся. В ином случае он начнёт засасываться внутрь трубы. Либо положите кусок ткани. При правильной установке двигатель должен заглохнуть. Рукой герметичность проверять не рекомендуется.
Уход за устройством очень простой. Готовый шноркель периодически проверяйте на герметичность и целостность в соединениях.
Видео: устанавливаем шноркель своими руками
Нужно ли регистрировать шноркель?
По идее шноркель – это декоративный элемент, который не создаёт проблем другим участникам движения и не как не влияет на безопасность. Но это относится только к заводскому шноркелю, который имеет соответствующий сертификат. Главное – внести изменения в документы на автомобиль, обратившись в ГИБДД.
А если вы поставили самодельный шноркель, то вам никак не удастся зарегистрировать его. Из-за этого гаишники могут придраться к этому устройству и выписать штраф или сделать предупреждение.
Советы: как выбрать готовый шноркель
Перед покупкой вы должны знать, по какой местности вы будете ездить. От этого будет зависеть материал изделия и его прочность.
Прикиньте по размеру, какой больше подойдёт к вашей машине и с какой стороны его будут устанавливать. Оцените возможности вашего кошелька – цена «гуляет» здесь в высоком диапазоне.
Насадка должна быть обязательно с водоотводом и могла поворачиваться в разные стороны. Все крепления должны быть прорезинены и обработаны антикоррозийным средством.
Какие производители шноркелей лучше?
Какой шноркель лучше всего приобрести, какой марки? Вот надёжные производители шноркелей.
Примерные цены начинаются от 3000 руб. и доходят до 70 000 рублей. Дешевле, конечно, российские шноркели, которые максимум стоят 15 тыс. руб.
На забугорных интернет-магазинах шноркель продаётся гораздо дешевле, чем у нас.
Популярные вопросы и выводы
Какая насадка лучше? Каждый автовладелец выбирает её на свой вкус и цвет. Но на практике для езды по пыльным дорогам надо использовать «Циклон», а в городе его заменяют на «Гусака».
Что случится, если при мойке машины в воздухозаборник попадёт вода? Как ни странно, но даже после автоматической мойки машины со шноркелем воздушный фильтр остаётся абсолютно сухим. Также бытует мнение, что если завести мотор и пустить струю прямо в «гусак», то вода не доберётся до цилиндров, но лучше этого не делайте.
Как может быть пластиковый шноркель быть надёжным? Если правильно установить устройство, то одинаково хорошо будут работать как дешёвый, так и дорогой шноркель.
Удобно ли ездить со шноркелем? При установке устройства для забора воздуха обзор может ухудшиться, но лишь совсем на малую часть.
Нужен ли вам шноркель?
Если вы постоянно гоняете по бездорожью, то шноркель вам очень сильно пригодится. Но если вы иногда выезжаете на природу, то это устройство вам не пригодится, вы только зря испортите автомобиль.
Можно конечно для брутальности его себе установить, как предмет декора, то придётся пожертвовать снижением динамики авто и целостностью кузова.
Видео: Топим УАЗы. Как правильно проверять шноркель
Подведём итог. Теперь мы выяснили всё про шноркель – что это такое и с чем его «едят». Шноркель – это отличное устройство с немецким названием, которое дополнительно защищает двигатель во внедорожниках, позволяя ему без проблем перемещаться хоть по воде, хоть по песку. Главное при установке насадки правильно её повернуть, испортить воздушный фильтр песком и снегом.
Если не хочется тратить деньги, то при наличии навыков можно самостоятельно сделать и установить трубу к авто. При наличии всех материалов делается это довольно быстро. Главное сделать это максимально герметично, чтобы воздух не попадал в шноркель.
Кроме автомобилей, воздухозаборник ставят на квадроциклы для езды в экстремальных условиях.
Напишите своё мнение, был ли у вас опыт установки такого устройства на авто, ездили ли вы на машине, оборудованной шноркелем, ваши мысли и мнения.
Что такое шноркель — устройство, виды и установка
Шноркель (прямой перевод с немецкого – трубка для дыхания) – это устройство, обеспечивающее работоспособность двигателя автомобиля под водой. На автомобиле воздухозаборник выводится выше плоскости крыши салона. Внешне он напоминает трубку. Устройство устанавливается на внедорожники любителей экстремальной езды по бездорожью.
Что такое шноркель и для чего он нужен
Шноркель позволяет машине преодолевать препятствия водных преград, купируя риски гидроударов двигателя, и защищает агрегат от дородной пыли. Первые шноркели стареньких дизельных подводных лодок по описанию представляли собой конструкцию из двух трубок: одна – для забора свежего воздуха, другая – для вывода газов. Устройства были разработаны немецкими инженерами в середине XX века для военного флота. Позже конструкцию стали устанавливать на танках и другой бронированной технике. Что такое шноркель на автомобиле? Это устройство, которое должно обеспечить забор на максимально возможной дистанции от поверхности земли, то есть из зоны, где нет влаги и пыли.
Для каждого типа автомобиля используется специфический дизайн этого устройства. Например, для Нивы вам нужно приобретать специальный шноркель, который соответствует конфигурациям именно этой машины.
Воздухозаборник может быть изготовлен своими руками, при наличии знаний и навыков.
Если вы решили установить этот дополнительный модуль на автомобиль, вы должны понимать, для чего и зачем нужен шноркель:
Кроме этого, шноркель обеспечивает поступление более холодного воздуха из окружающей среды, в сравнении с пространством под капотом. Он более плотный, что гарантирует высокий КПД двигателя.
Устройство
Шноркель представляет собой трубку, которая одним концом соединена с фильтром, другим – направлена вовне и вверх. Он герметично соединяется с заборником воздуха с помощью герметичных материалов. Такое решение обуславливает надежность и долговечность модуля. Устройство работает с воздушным потоком, обеспечивая поступление масс без влаги и пыли в двигатель.
Преимущества и недостатки использования
Установка воздушной трубки формирует много достоинств, но главные преимущества его в следующем:
Воздушные трубки различаются по конструкции транспортного средства, для которого оно предназначено. От этого будет зависеть, с какой стороны устанавливается шноркель, особенности конструкции, материалы и размеры. Так, для поездок средней сложности, по местности с небольшими лужами и множеством деревьев, лучше покупать короткие трубки. Если для вас важен внешний вид автомобиля, вы можете делать выбор по конфигурациям и цвету.
Производители
Основные производители шноркелей на иномарки – это австралийские компании: Airtec, Safari и другие, но большинство из них не имеют представительств в России. Наиболее доступна европейская продукция, так на Land Rover специализируется компания из Великобритании – Mantec. Можно приобрести китайские трубки, их стоимость – максимально доступна, но качество оставляет желать лучшего. На отечественные внедорожники можно приобрести изделия из стеклопластика ульяновского и самарского производства.
Насадки
Самая популярная, эффективная и простая насадка для шноркеля – это «гусак». Это недлинная загнутая трубка, которая результативней, если развернута против направления хода движения автомобиля — вперед. Так загрязнения не попадают в систему, а накапливаются в дренажном модуле и выбрасываются в прорези по бокам. Другое положение будет создавать обратный эффект. Разворот назад обязателен лишь в двух случаях: при движении по густому лесу или во время снегопада.
На что обратить внимание при выборе
Для того чтобы сделать грамотный выбор, необходимо учитывать такие аспекты:
материал устройство следует выбирать в соответствии с дорогами, по которым вы обычно ездите;
Установка
Установка шноркеля осуществляется согласно прилагаемой производителем инструкции. Интернет предлагает множество затейливых вариантов, но лучше придерживаться стандартных рекомендаций:
Выполняя работы, следует строго контролировать герметичность конструкции, этот параметр максимально важен для системы. На трубках не должно быть зон напряжения и заломов. После окончания монтажа можно провести тест на герметичность: при функционирующем двигателе снимаются насадки, и одевается обычный пакет из полиэтилена. Если работа выполнена грамотно, пакет сразу порвется.
Самодельный шноркель
Шноркель возможно изготовить самостоятельно.
Самодельные конструкции имеют самые разнообразные варианты исполнения. Оптимальный вариант для машины выбирает мастер. Главная задача вывести точку забора воздушных потоков как можно дальше от вод. Лучше создавать кратчайший путь: от фильтра, по кромке крыла, вдоль стоки переднего стекла, к крыше. Горизонтальный модуль прокладывается аналогично, либо снаружи, в зависимости от свободных объемов внутреннего пространства.
Конструкция шноркеля проста, но допустив просчеты, вы рискуете работоспособностью двигателя.
Важные моменты требующие внимания
При покупке шноркеля стоит обратить внимание на технические характеристики материала. Неморозостойкий пластик может лопнуть при отрицательных температурах, а хрупкая пластмасса лопнет от ударов по веткам деревьев. В движении по песчаным грунтам поднимаются большие клубы, поэтому второй и последующей машине не следует ехать точно по маршруту первого авто. Следует регулярно очищать устройство от грязи и пыли, так вы сохраните эффективность шноркеля и продлите его ресурс.