Для чего нужен скретч

Скретч — это ерунда?

Ко мне на занятие приходит новый мальчик лет 10 лет, Максим. Перед началом он презрительно осматривает группу ребят 7-9 лет, все младше него. И говорит: Антон, ну а Скретч же уже нигде не используют, сейчас же на более сложных языках детей учат программировать?
Я: есть и другие языки, а ты на Скретче умеешь работать?
Он: Ну да, делал программы.
Я: отлично, садись, посмотрим что ты умеешь.

Максим садится рядом с 8-летним Сережей, фанатом наших занятий. Сегодня задание такое: я словесно описываю программу, а ребята сами ее должны сделать. Тренируем внимание к требованиям и заодно проверяем текущие навыки.

Программа такая: наверху экрана плавают 5 воздушных шариков, внизу — ракета, которой мы управляем клавишами влево-вправо. По нажатию на пробел ракета должна вылетать наверх и лопать шарики. Когда все шарики лопнули, показать экран победы.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Ребята бросаются в бой — кто-то начинает с расстановки шариков, кто-то с ракеты и ее управления. Через несколько минут показывают свои программы — шарики висят, ракета ездит влево-вправо.
Замечаю, что новенький Максим сидит, в ступоре глядя, как Сережа рядом быстро делает игру.
— Не пойму, с чего начать?
Я подсказываю — выбери шарики, задай им положение на сцене.
— А как это сделать?
Показываю…
— А как стрельбу сделать?
Рассказываю — делаешь отдельный объект-пулю, она невидимо перемещается за ракетой и следит за нажатием пробела — когда нажимаем, она летит наверх.
— Ничего не понял — как невидимо перемещается, как летит?

В итоге намучался я с этим опытным мальчиком. Как делать плавное движение — не знал, с координатами не разобрался, клонирование не понял. Оказалось, что в такой простой штуке, как Скретч, есть вещи, которых парень не знал. И это базовые вещи — движение, управление объектами…

Зато в конце занятия он начал мне рассказывать, что создает сервер для Майнкрафта.

Такую точку зрения среди ребят я встречаю не первый раз. Что визуальное программирование, где нужно блоки перетаскивать — это просто стыд и позор, ясельная группа:

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

А вот сервера создавать — для GTA или Майнкрафта — это настоящее крутое программирование.

Действительно ли Скретч — бесполезная трата времени и нужно ли переключать детей на более сложные вещи? Давайте смотреть.

Мнимая крутизна

Что означает, что ребенок создает игровые сервера? Говоря простыми словами, он берет готовую игру, копирует ее и меняет настройки. Что меняет:
— Притяжение (гравитацию)
— длительность дня
— силу удара персонажей
— количество жизней у героя

И задача программирования в том, что ребенок в четко оговоренном месте меняет несколько чисел.
/time set day — и в Майнкрафте наступил день.
/summon horse — и уже бежит квадратная лошадь

Вроде бы в этом нет ничего серьезного? Да, серьезного в выполнении простых команд ничего нет. Умственных усилий при таком программировании почти не прикладывается. Но у ребенка перед глазами совсем другая игра, к которой он приложил руку. И ему кажется, что он сам создал весь этот новый мир. Это открывает ребенку новые возможности:
— Можно говорить друзьям “я вчера новый сервер Майнкрафта сделал”
— Можно считать себя настоящим программистом, который пишет код
— Помечтать о том, что в его версию майнкрафта будут играть тысячи человек и на этом можно заработать

Пар из ушей

С чего начну? Наверное, с башни, которая стоит посередине и просто стреляет. Потом сделаю монстров, чтобы просто бежали. Потом уже все остальное.

Готовой башни нет, надо поискать в интернете. Вот эта подходит. Добавляю в программу, делаю первые скрипты: чтобы была посередине, чуть поменьше размером.

Так, теперь стрельба. Делаю пулю, пусть следит за направлением мышки. Делаю обработчик клавиши пробел — теперь пуля вылетает в сторону курсора мыши. Отлично!

Непорядок, у нас получается только одна пуля, которая все время вылетает при выстреле. Получается, нельзя выстрелить, пока пуля не улетела за край экрана? Придется заморочиться с созданием клонов — пусть летят клоны, настоящая пуля будет скрыта.
А лучше сделать перерыв, чайку попить…

Оставим ребенка, пусть отдохнет. Вы тоже заметили, что у него шестеренки в голове работали на полную мощность?

Это и есть настоящее программирование — когда приходится решать массу задач, не теряя из виду главные — какую игру я делаю, на каком этапе я сейчас нахожусь. Идти на компромиссы, подсматривать в видео-обучалки, задавать вопросы на форуме, искать в интернете.

Пар из ушей во время программирования — это нормально, так и должно быть. Когда дети пишут программы на Scratch, то пар идет.

Бесполезное развлечение?

Теперь о том, полезны ли занятия Скретчем с детьми или это баловство?

Давайте начнем с плохого, с минусов Скретча:

👎 Из-за блоков программы получаются громоздкими. Блоки с движениями героя и сменой его внешности сразу занимают много места. Если же мы начинаем добавлять разные штуки вроде переходов по уровням или стрельбы, программа быстро вырастает.
Дети могут потеряться в программе, их нужно специально учить организовывать свой код. Иначе получится свалка из разных блоков.
👎 Перетаскивание блоков утомляет. Чтобы собрать простое движение героя, нужно сбегать за разными блоками — движение, проверки на нажатие клавиши, циклы. Первые программы получаются медленно. Должно пройти время прежде чем ребенок начнет быстро ориентироваться в готовых кирпичиках команд.
👎 Сложно сделать что-то сложное. В Скретче нет готовых игровых блоков — физики игры, управления персонажами, собиранием предметов и так далее — все нужно делать своими руками. Поэтому выйти на новый уровень, создать сложные и интересные игры не так-то просто. Подавляющее большинство детских проектов однообразны и примитивны — догонялки, стрелялки, кликеры. Создавать что-то сложнее детям самим непросто, их нужно этому специально учить.

Теперь поговорим о хороших сторонах Скретча.

⭐ Главная польза в том, что во время занятий ребенок активно думает. Ему приходится. Ничего не делается само собой. Чтобы герой плавно двигался, прыгал с одной стороны карты на другую, выпускал по несколько пуль сразу — все это нужно делать своими руками. Использовать клоны или нет? Как перебрасывать героя по координатам? Масса задач и проблем, которые приходится решать здесь и сейчас. Отличная тренировка для мозгов.

⭐ Дети осваивают простые инструменты компьютерного языка — циклы, условия, алгоритмы. Да, это происходит в визуальном виде, вместо настоящего

12 комментариев

А как попасть к вам на уроки программирования?

Источник

Мой опыт обучения детей 8-10 лет программированию на Scratch

Давно собирался написать об этом, но, модная болезнь прокрастинация брала вверх…

Знакомство со Scratch

Когда сыну Артёму исполнилось 7 лет и он пошел в школу, мы ему подарили компьютер, чтобы он не отставал от жизни. Несколько месяцев он играл в разные игры, наслаждался, развлекался и т.п. Мне стало немного обидно, что такой дорогой и сложный прибор как компьютер используется только для развлечений, и я решил придумать, как использовать компьютер для обучения. А чему можно научиться на компьютере? Конечно, программированию! Тут я и вбил в «Яндекс» заветную фразу «обучение детей программированию».

Scratch нашёлся не сразу. Помню чувство, которое я испытал при первом запуске программы: «эх, жаль что в моем детстве этого не было». Быстренько пробежав по блокам Scratch, я высоко оценил его возможности. Полчасика потыкал в него и, переключив на русский язык, позвал ребёнка. После показа нескольких блоков, ребёнок попросил меня немного подвинуться, и продолжил самостоятельно. Через полчаса квартиру огласили дикие вопли Кота: «Ого, ребенок сам разобрался со звуками», — подумал я.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Артёму Скретч понравился, несколько месяцев он проводил с ним по несколько часов в день. Проекты вылетали как из пулемёта, их количество приближалось к сотне штук. Интересный момент: ребенок не хотел признавать переменные. Он считал, что можно обойтись и без них, и долгое время обходился. Я говорил ему, что переменные — это важная фишка, но он не верил. Пришлось сочинить ему задание, которое без переменных не решалось. В общем, весь первый класс ребенок игрался со Скретч и пытался рассказывать о нем в школе. Никто не понимал о чем он говорит, и ему стало обидно, что он не может делиться ни с кем своими проектами. Интернет я ему тогда еще не показывал, да и потом, когда показал, он сказал, что хочет общаться с реальными людьми, а не по интернету.

Я стал думать, как решать эту проблему. Первая мысль была такая: установить в классе на нетбуки Scratch, показать его учительнице, пускай на продлёнке дети занимаются. Учительница была не против. Я научил Артёма устанавливать Scratch с флешки; и вот, как-то вечером мы пошли «на дело». Устанавливали мы его на 26 нетбуков около 2 часов, устали от рутинной работы, после чего сын сказал, что не хочет быть системным администратором.

Организация кружка юных программистов на Scratch

К сожалению, во втором классе на группе продлённого дня Scratch так ни разу и не включили… Тогда я стал думать дальше. Это начинало напоминать крокодила Гену, который искал друзей для Чебурашки. В мультфильме друзья появились, когда начали общее дело. Мы тоже решили начать «дело» — организовать кружок Scratch. Ребенок уже ходил на рисование в молодежный клуб, к директору которого я и обратился.

Помещения, конечно же, не было, поэтому нам предложили заниматься в музыкальном классе по воскресеньям, когда там нет занятий. Так-как опыта ведения кружка у меня не было, в целях привлечения максимального количества потенциальных «друзей», занятия сделали бесплатными. Помню подозрительный взгляд директора и вопрос: «А зачем вам это надо?» Не помню, что я там мычал в ответ, но решили попробовать. Осталось набрать народ, для этого были проведены следующие мероприятия:

— объявление на стенде в клубе;
— реклама на местном форуме;
— раздача перед началом уроков в школе рекламы.

Поиск учебной литературы, подходящей для детей начальной школы, ничего не дал. Поскольку не было проектора, то я предварительно распечатал каждому по три листа — блоки скретч с описаниями.

На первое занятие пришли 8 детей 7-10 лет. Разместились, начали устанавливать Скретч — тут очень пригодились навыки Артёма по скоростной установке программы, полученные в школе. Среди пришедших детей одна девочка, у которой папа программист, уже знала как работать в Скретч. Она помогла нам показать ребятам как двигать блоки. Через 15 минут все освоились с интерфейсом и стали делать то, что написано в листочках. Как обычно, на первом уроке раздалось громогласное мяуканье. Но теперь творилось что-то невообразимое, одновременно орали 8 котов! Срочно изучили на ноутбуках кнопку уменьшения громкости. Занятие продолжалось 2 часа, дети были в восторге. Подробнее про восторги можете прочитать у Кодабры. Были пройдены основные блоки, и дети стали требовать игр. Мои объяснения, что надо немного подождать, и изучить ещё несколько блоков и координатную плоскость — не принимались. На совместном совещании с Артёмом было принято решение ускорить процесс обучения, так как все дети попались смышлёные. Изначально я планировал рассказать о координатах примерно на 5 занятии, однако без координат ни мультфильм, ни игру не сделать. Я был приятно удивлен, когда оказалось, что некоторые дети во 2-м классе уже знали, что такое координатная плоскость. Со словами: «мне папа объяснял» — дети сходу начали применять блоки с координатами.

Игру на втором занятии делать не стали, а сделали мультфильм.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч
Для запуска нажмите на зелёный флаг в центре экрана.

На второе занятие пришли ещё несколько новичков. Я раздал им первый урок, остальные проходили мультфильм. Быстро сделав мультик, начинали его видоизменять. Выбирали других персонажей, писали разные фразы, и все делали вид, что поняли, что такое координаты. Это я заметил через несколько занятий. Многим нравилось делать смешные игры, прикалываться и веселиться, а чтобы я не приставал со скучными объяснениями, говорили, что всё понимают. Не смотря на все мои усилия, некоторые дети координаты так до конца и не поняли. Кстати, те, кто не поняли координаты, через некоторое время кружок побросали. Остался костяк смышлёных учеников. Общая статистика после трёх полугодий обучения примерно следующая: те, кто занимаются всё это время, человек 10, это костяк. Всего ходило на занятия человек 40. Те, кто побросали — посетили примерно по 10 занятий каждый, поняли, что им это не интересно — и ушли.

Надо отметить, что у меня не хватало фантазии придумывать каждую неделю новый урок. В этом мне помогал Артём. Его хватило на два полугодия, а потом я стал придумывать сам. Это очень сложно, и детям нравились не все уроки. Я каждое занятие прошу детей придумать тему следующего занятия, за всё время они помогли мне 3-4 раза. В последнее время, в поисках вдохновения, я часто захожу на сайт scratch.mit.edu, там очень много классных примеров.
По образцу «Кодабры» попытаюсь сформулировать правила обучения.

1. Каждую минуту ребенку должно быть интересно. Если хотя бы одному не интересно, он включает постороннюю игру, или мультик на ноуте, и к нему тянутся остальные. Если ребенок заскучал, ему всегда можно показать новый прикол на Скретч, ведь это очень глубокая и мощная программа.
2. Все предложения детей по усовершенствованию игр — на конец занятия. Есть один мальчик, он не хочет делать по написанному, а сразу начинает генерировать идеи. В результате отходит от плана урока. Понаделает своих скриптов. У него ничего не работает, и он начинает отвлекать меня. А разобраться в чужом коде не всегда просто, даже если его писал 8 летний пацан.
3. Всегда иметь под рукой дополнительные задания. Некоторые дети очень смышлёные, у них сразу всё получается, а занятия длились по 2 астрономических часа. Если ребенок за час все сделает — надо дать ему ещё что-нибудь интересное.
4. Занятия дольше 1 астрономического часа проводить не следует. 40 мин, как в школе — оптимально. Дальше у детей реально ухудшается концентрация и они начинают хулиганить.
5. Берите с собой воду и печеньки. Поощрение печенькой реально работает. Я умилялся, когда это подтвердилось на практике.

Появление книги

В процессе создания уроков я постоянно мониторил интернет в поисках литературы по Scrath. К сожалению, книга уважаемого Евгения Патаракина написана не для начальной школы, а других книг на русском я не нашел. После первого полугодия занятий у меня накопилась куча материалов с уроками, и, совместно с Артёмом, мы решили сделать книгу. Писал и делал скриншоты, конечно, я. От Артёма были все идеи уроков, и пара историй про Котёнка Тесея и летучую мышь Rousettus aegyptiacus (которая, как оказалось, переносит вирус Эбола). Так-как издать книгу дело не дешёвое, было принято решение делать её в электронном формате epub. По этой ссылке можно скачать книги и журналы про Scratch созданные в период с 2013 по 2016гг.

Основные цели написания книги

1. Показать Артёму, что «не боги горшки обжигают», что если на русском языке нет книг по Scratch для самостоятельного изучения детьми младших классов, то это можно исправить;
2. Помочь школьникам начальных классов самостоятельно разобраться со Scratch. Папа с мамой должны только скачать книгу на планшет, а дальше ребенок сам должен делать игры;
3. Помочь другим родителям организовать кружки юных программистов;
4. Найти единомышленников, занимающихся обучением детей Scratch и программированию вообще;
5. Рекламировать Scratch как отличный способ обучения. Максимальная цель — каждый ученик начальной школы должен знать о существовании Scratch. Дальше ребенок сам поймёт — нравится ему это или нет, но подвигать блоки хотя бы раз в жизни он должен.

Результат

1. На книжной ярмарке NonFiction 2013, где мы с Артёмом проводили мастер класс по Scratch, ему дали бэйджик — участник выставки и мы прошли в помещение без очереди, которая была 100 метров. Никогда я не видел ещё такого гордого выражения лица. И, потом, на мастер классе, он сиял уверенностью, и с огромным удовольствием показывал всем ребятишкам Scratch;
2. Книга на данный момент скачана более 4500 раз на русском и 1700 на английском языке. Есть несколько положительных отзывов. Надеюсь, некоторым детям она действительно помогла сделать первые шаги в Scratch;
3. Несколько человек написали что планируют сделать кружки Scratch;
4. Один очень уважаемый человек даже приезжал на наше занятие с дочкой перенимать опыт. Он уже тоже открыл кружок в Москве. В интернете всё больше людей попадаются со схожими интересами;

В процессе написания книги выяснилось, что электронные книги можно продавать. Так как в нашей стране никто покупать электронную книгу не будет, было решено перевести книгу на английский, чтобы протестировать схемы распространения электронных книг.

Заключение

Друзей у Артёма прибавилось. Многие из его класса приходили на кружок, и, хотя и побросали, авторитет ребенка вырос. Несмотря на то, что теперь он переключился на майнкрафт, я иногда спрашиваю у него совета по Scratch.

Очень надеюсь, через несколько лет в начальной школе будет предмет «основы программирования на Scratch».

Вот ещё пример игры, которую сделал Артём.
Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч
upd 19.10.2016
Ура!
Наконец-то издан мой учебник по программированию на Scratch!
Scratch для юных программистов.
Оптимизирован для детей 9-10 лет.
Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч
Вот кусочек книги
http://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1015649918.pdf
upd 22.09.2017
Проделана большая работа, и вот теперь появился первый в мире учебник по Scratch и Arduino
с комиксами! Называется «Школа капитана Грампа». Специально для тех, кто освоил Scratch и хочет чего-то большего. Достать можно здесь в магазинчике

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Эта книга и еще две изданы в издательстве Ridero, и доступны по технологии «Печать по требованию».
По указанным ссылкам можно ознакомится с первыми 20% книг.
Сайт книги «Школа капитана Грампа»
Сайт книги «Scratch для учителей и родителей».
Сайт книги «Знакомьтесь, это Snap! Блочная среда программирования мощнее Scratch»
Кстати, Snap! — это реально мощная вещь. Основным отличием от Scratch являются расширенные возможности по построению собственных блоков, а также списки и функции первого класса. Эти мощные возможности позволяют использовать Snap! не только в начальной школе, но и для обучения старшеклассников и студентов. Мне бы очень хотелось чтобы он широко использовался в нашей стране.
upd 29.11.2017
Издан второй учебник по программированию на Scratch!
Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

upd 18.05.2018
Запускаю с 1 июня 2018 два мощных онлайн курса
1. обучение программированию детей на Scratch
2. обучение программированию школьников в среде Minecraft
подробности на страничке educationforkids.online

upd 20 августа 2018
Вышла новая книга
Scratch и Arduino. 18 игровых проектов для юных программистов микроконтроллеров
www.bhv.ru/books/book.php?id=200704
Есть не во всех магазинах. Заказывайте на сайте scratch4russia.com/store

А также я перевел еще пару итальянских книжек о программировании на Scratch
«Видеоигры на Scratch» и «Анимация на Scratch»

upd 30.06.2020
Приглашаю всех детей на недельные марафоны по программированию в Scratch, Minecraft, Roblox, CoSpaces, Python, Scratch JR, чтобы они могли под присмотром педагога познакомиться с этими языками программирования и бонусом получить навыки работы в Paint, Word, на google диске. codim.online/marafon

upd 09.03.2021
на платформе codim.online уже более 16 курсов по детскому программированию и куча недельных IT марафонов.
Я даже записал курс по Астрономии! Люблю ее с 6 лет, когда нашел на чердаке советский учебник астрономии за 10 класс.
А в 10 лет мне подарили вот эту книгу — зачитал до дыр.
Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Источник

«Scratch — ненастоящий язык программирования»: чему учат в кружках

Что думают родители про Скретч

Язык Скретч — это то, что рекомендуют использовать для знакомства детей от 7 лет с программированием.

При этом родители занимают две противоположных позиции.

Первые говорят следующее:

Вторые следуют рекомендациям преподавателей и методистов и ищут кружок, где изучают Скретч, но выбирают обычно по классическим параметрам — цена и удаленность от дома/школы.

Что предлагают кружки

На самом деле, с дополнительным образованием всё не так просто, как со школьным. Для школьных предметов есть стандарты и ЕГЭ с четкими критериями оценки. Потому изучение одного и того же школьного предмета в разных школах и у репетиторов может отличаться только глубиной и серьезностью подготовки.

В отношении дополнительных направлений, которые предлагают кружки, ситуация обстоит совсем другим образом. Единых утвержденных учебных планов и программ по дополнительным направлениям, наподобие программирования или робототехники нет. Каждое учебное заведение, в особенности, частное, предлагает свою учебную программу. За ту же самую цену в разных кружках вы получите разный результат. И именно по этому ожидаемому результату стоит выбирать учреждение дополнительного образования и дисциплину. И наоборот, за более высокую цену вы можете получить больше пользы для ребенка и выражаться она будет не только в изучении программирования. Если кружок бесплатный, это вовсе не означает, что он самый лучший.

Чем полезны учебные языки программирования

Например, в Инженерике мы не ставим задачей научить ребенка работать в программе Скретч. Это не самоцель. Скретч — действительно учебный язык и учебная среда для создания программ и игр, в настоящей разработке она не используется, но это не значит, что от нее сразу нужно отказываться. Вы же не станете сразу готовить блюдо по технологически сложному рецепту, не освоив базовые принципы готовки. А взяв профессиональное оборудование для приготовления вы не сможете использовать его на максимум. То же и с языками программирования. Общие принципы составления алгоритмов можно изучать и без компьютера, этому посвящены хорошие книги и упражнения (например, книги Дональда Кнута). Во взрослом возрасте синтаксис языка программирования (слова, на которых пишется код), изучаются за трое суток упорного погружения. В возрасте подростка изучить синтаксис языка можно за несколько лет. Для чего переусложнять этот опыт в самом начале? Тем более, если юный человек еще даже не определился, точно ли он хочет стать программистом.

На случай проверки своих интересов и легкого познания алгоритмических концепций и придуманы учебные языки и среды. Они созданы так, чтобы знакомство с программированием проходило гладко и интересно. Если ребенок сможет освоить учебный язык и создавать на нем что-то полезное, если сохранит мотивацию к этому направлению деятельности, если упрётся в потолок учебного языка и захочет пойти дальше и выше — вот тогда стоит переходить на серьезные языки.

Примеры сложных проектов в среде Скретч

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Посмотрите видео проектов, которые сделали ученики Инженерики (это индивидуальные и групповые проекты). Длительность создания такого проекта может достигать двух или трех месяцев. Это очень сложная работа при взаимодействии группы ребят, экспертов-консультантов и наставников. Не каждый взрослый смог бы довести подобный проект до конца, даже при том, что на отдельных упражнениях в алгоритмике показал бы себя наилучшим образом. Участие в подобных проектах не только позволяет применить знания к практике, но и развивает личностные качестве ребенка, те самые 4К-компетенции, о которых так много сейчас говорят — коммуникативность, умение работать в команде, креативность, критическое мышление.


Скретч как среда для развития мышления

В Инженерике мы изучаем принципы программирования и создания полезных ИТ-продуктов на примере языка Скретч. То есть используем Скретч как инструмент, как безопасную песочницу для увлекательных экспериментов, но этим не ограничиваемся. В первый год знакомства с миром программистов, мы ставим одной из задач развитие у ребенка мышления — алгоритмического, математического, вычислительного, системного.

Задача разработчиков не в том, чтобы писать код, как думают многие ребята, кто приходит на занятия. И не в том, чтобы создавать еще одну версию уже существующей игры (только собственную!). И не в том, чтобы делать копию программы, которая уже есть и всем известна. Любая программа появилась в компьютере не просто так. Ее создали разработчики, чтобы решать какую-то проблему человека, помогать ему в чём-то. Программу калькулятор и Excel создали, чтобы было легче считать, Word — чтобы делать красивые документы и сохранять шаблоны на будущее; Paint и Photoshop — чтобы создавать цифровые иллюстрации и легко изменять их; игры Майнкрафт и PUBG — чтобы отдохнуть, весело провести время с друзьями; движок Unity — чтобы самим создавать 3D-игры; а браузеры и социальные сети — чтобы получать нужную информацию и общаться с единомышленниками, не выходя из дома.

Так мы учим мыслить наших учеников, думать о проблеме, которая лежит в основе любого изобретения, создавать что-то полезное с помощью алгоритмов и программ, учим искать идеи, разбивать задачу на подзадачи, делить эти подзадачи на других участников команды.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Очное обучение в группе сейчас полезнее индивидуального

Очное обучение в группе обладает особенностями, которых нет у онлайн-занятий. Это как раз та самая возможность научиться коммуницировать с другими ребятами, находить себе команду, понимать в ней свою роль, пробовать разные роли, переживать конфликты, неудачи, общий и личный успех. Но работа в группе не наладится сама по себе, если наставник не приложит к этому усилий. Наши наставники не запрещают ребятам разговаривать на занятии, а напротив, поощряют обмен идеями и мнениями, обсуждение темы урока и способов решения задач. Ученики на занятии знают, что обратиться за помощью могут не только к наставнику, но и к тем ребятам, кто уже умеет это делать и может научить других.

Важны и формы работы с материалом на занятиях. Очень часто бывает (в особенности, этим грешат онлайн-уроки от неопытных преподавателей на YouTube), что в видео просто рассказывают, как что-то сделать и демонстрируют с предложением повторить. Не объясняют, почему нужно делать именно так, с чего нужно начинать, не отрабатывают умения. Такой подход работает только на вовлечение ребенка в деятельность, позволяет приятно провести время, но не формирует умение самостоятельно создавать подобные проекты.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Увидеть склонности ребенка можно только по его проектам

В Инженерике мы работаем с несколькими видами задач:

учебные упражнения — на них мы познаем принципы программирования, отрабатываем навыки, экспериментируем;

задания с четко обозначенным конечным результатом — через них мы учимся распознавать паттерны, следовать требованию, искать разные пути решения и находить оптимальные;

задания с четкими техническими требованиями и свободным конечным результатом — на них учимся соблюдать техническое задание, но при этом вкладывать частичку своего видения, креативить, выражать свои интересы;

проекты по реальной проблематике — так мы учимся видеть проблему, исследовать ситуацию, которая к ней привела, предлагать решение теми способами, которые нам доступны, самостоятельно добирать недостающую информацию.

Через результаты, через те проекты, что создает ребенок, мы видим его склонности, ход мыслей, слабые и сильные места. В течение учебного года всего лишь при работе в одной программе Скретч становится видно, кто из ребят больше любит составлять алгоритмы, а кто в итоге склоняется к графике и какому ее виду — векторной или растровой. Нравится ли ребенку работать с анимацией или со статичным проектированием, делать игры или прикладные приложения, быть исполнителем или проектировать собственные решения.

Для чего нужен скретч. Смотреть фото Для чего нужен скретч. Смотреть картинку Для чего нужен скретч. Картинка про Для чего нужен скретч. Фото Для чего нужен скретч

Система дополнительного образования для 10-12 летних ребят и должна делать именно это — проявлять склонности, развивать качества характера и мышление, давать пробовать себя в деятельности, показывать возможности применения этих навыков в мире и будущей профессии. Совсем не обязательно, что после двух лет изучения программирования ребенок точно решит стать программистом. Но то алгоритмическое и вычислительное мышление, которое разовьется у ребенка под руководством наставника, используется во множестве самых разных областей и профессий.

Потому, когда мы слышим, что ребенок уже сам что-то изучал и делал в какой-то программе — означает лишь, что он каким-то образом знаком с технологиями. Но оценить его мы можем только по результату — по тем проектам, которые он делает под руководством наставника и — более важно — по тем, которые он после обучения способен делать сам или привлечь к созданию команду других ребят.

Резюмируем

При выборе учебной программы уточняйте, какие навыки будут развиваться в ходе обучения и как именно. Через что можно будет увидеть результат.

Цена курса определяется количеством усилий, вложенных в разработку методики обучения, учебных материалов.

В разных кружках могут быть разные подходы к выбору преподавателей. Не обязательно, что специалист-практик в программировании хорошо умеет работать с группой детей, закладывать самостоятельные навыки, проводить рефлексию, учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Как не обязательно и то, что человек с педагогическим образованием грамотно донесет технические концепции до ребенка, расширит кругозор, покажет перспективы развития в мире реальной разработки. Лучше, если в создании учебной программы принимали участие несколько разных специалистов, в том числе методисты, эксперты-практики, педагоги.

Не стоит думать, что если ребенок самостоятельно «разбирается с программой» или смотрит обучающие видео на YouTube, он научится программировать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *