Для чего нужен смычок
Значение слова «смычок»
1. Деревянная трость с натянутым вдоль нее пучком конских волос, прикосновением которой к струнам смычковых музыкальных инструментов извлекают звуки. [Старик] взял скрипку и дотронулся смычком до струн. Началась музыка. Достоевский, Неточка Незванова.
2. Инструмент шерстобитов для трепания шерсти. Солнце сделало шерсть чистой, легкой и сухой. Ее очистили струной, натянутой на кривой смычок. Павленко, Два короля.
1. Веревка, которой связывают попарно гончих собак. Стая гончих, на смычках, с ревом понеслась под гору за зайцем. Л. Толстой, Война и мир.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Деревянная трость (древко), переходящая в головку с одной стороны, с другой прикрепляется колодка;
Для изготовления трости используется дерево фернамбук (Pernambuco) или Бразильское дерево (Brazilwood).
Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса. Встречаются смычки, в которых колодка изготовлена из слоновой кости, с использованием гарнитуры из золота, что делает смычки более дорогими. Пластинки из слоновой кости в подавляющем количестве смычков используются на кончиках смычков.
Волос конского хвоста (искусственного или натурального) идет от головки к колодке и образует ленту с помощью кольца на колодке. Конский волос, особенно толстый, имеет большие чешуйки, между которыми находится натирочная канифоль, что благоприятно сказывается на звуке.
Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента.
Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры.
Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.
Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошем сцеплении между ними и малом распылении последней при игре на инструменте.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смычо́к I
1. муз. приспособление для игры на некоторых музыкальных инструментах; деревянная палочка с натянутым вдоль неё пучком конских волос, прикосновением которого извлекают звуки из струн ◆ С каким искусством нарезывал кузён продольными штрихами по визгливым струнам в то время, как Андриян, самодовольно выбивая такт левой ногой, только переваливал смычок справа налево волнообразным движением руки. Фет, «Дядюшка и двоюродный братец», 1855 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Наконец он взял скрипку и с каким-то отчаянным жестом ударил смычком… Достоевский, «Неточка Незванова», 1849 г.
2. устар. приспособление в виде небольшого лучка с натянутой тетивой
смычо́к II
1. охотн. верёвка, которой связывают гончих собак попарно при отправлении на охоту ◆ Стая гончих на смычках, с рёвом, понеслась под гору за зайцем; со всех сторон борзые, не бывшие на сворах, бросились на гончих и к зайцу. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г.
2. охотн. пара гончих собак ◆ Несколько свор и смычков собак лежали и прогуливались попарно, в ожидании добычи или подачки, и дядя заметил одного лакея, который тёр блюдо хвостом борзой, между тем как она, ворча, грызла заячью косточку. А. А. Бестужев-Марлинский, «Вечер на кавказских водах в 1824 году», 1830 г. (цитата из НКРЯ) ◆ — У меня, сударь, — отвечал он с расстановкой и глядя мне прямо в глаза, — было двенадцать смычков гончих, таких гончих, каких, скажу вам, немного Тургенев, «Петр Петрович Каратаев», 1847 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нагребать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Смычок
Содержание
Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента.
Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры. [2]
Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.
Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошей сцепляемости между ними и малой распыляемости последней при игре на инструменте.
Параметры смычка
К регулируемым параметрам относятся:
Скрипичный смычок
Имеет размеры: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4
Из чего сделан смычок для скрипки
Смычок, несмотря на его простой внешний вид, является отнюдь непростым приспособлением. При создании смычка важно учитывать множество нюансов, в частности: вес и его баланс, общая крепость конструкции, материал изготовления.
Каждый профессиональный скрипач скажет, что от смычка зависит чуть ли не половина успеха и он играет важнейшую роль в качестве звука, который получится создать при помощи скрипки. Даже качественная скрипка будет звучать совершенно иначе, если с ней использовать дешевый смычок низкого качества. Хороший смычок является настоящим партнёром музыканту. Если качество смычка будет низкое, то музыкант не сможет получить творческого удовлетворения, а главное – не сможет полностью реализовать весь свой потенциал.
Для того, чтобы разобраться с особенностями выбора смычка, важно изучить материалы, из которых его могут изготовить. В данной статье мы рассмотрим: из чего сделан смычок для скрипки и какому материалу лучше всего отдать своё предпочтение.
Материалы из которых изготавливают смычок
Для изготовления смычка применяется множество различных материалов: фернамбук, бразильское дерево, черное дерево, различные металлы, кожа, конский волос и другие. В некоторых случаях у именитых музыкантов можно встретить и вовсе уникальные смычки, в составе которых есть слоновая кость, черепаховый панцирь, а также драгоценные камни. Однако, мы не будет рассматривать эксклюзивные варианты, а определим лучший материал из тех, которые доступны каждому музыканту.
В большинстве случаев, основа смычка может быть изготовлена из 3 различных материалов:
Представляет собой плотную, прочную древесину. Фернамбук можно встретить только в Бразилии и далеко не каждое дерево способно стать будущим смычком, так как важно отобрать лучшие по качеству материалы. Смычки из данного материала изготавливают с конца 18 века. Он является классическим, но при этом его цена достаточно высока. Профессиональные скрипачи предпочитают именно данный материал, из которого изготавливают основу смычка. Он прочный, долговечный и помогает создать яркое звучание инструмента. Однако, так как в Бразилии на данный момент экологические проблемы, экспорт фернамбука ограничен. Из-за этого смычки из данного типа материала существенно поднялись в цене и многие музыканты, заботящиеся о природе, начали отдавать своё предпочтение карбоновым смычкам.
Цвет фернамбука может быть различным: от песочного до цвета горького околада.
Это название нескольких видов тропических лиственных пород, из которых изготавливают смычки для различных музыкальных инструментов, в том числе и для скрипок. Бразильское дерево имеет более легкий вес и меньшую прочность, нежели фернамбук. Стоит он дешевле, но при этом является достаточно хорошим материалом, который долго служит и позволяет без проблем обучаться игре на скрипке. Как правило, данные скрипки приобретаются новичками, а также для детей, которым требуется будет заменять смычок каждые несколько лет.
Современный вид смычков, который постепенно обретает популярность. Карбон является прочным и долговечным материалом, но это делает его стоимость достаточно высокой. Для того, чтобы сделать смычок из углеродного волокна более тяжелым, схожим по весу с классическим фернамбуком, производители добавляют в материал специализированные утяжеляющие примеси.
Большинство карбоновых смычков, представленных на рынке, выполнены по лекалам классических моделей европейских смычков. У них точно вымерен вес, размер, а также баланс, который крайне важен для комфортной игры на инструменте.
Где купить хорошие смычки для скрипки?
Наш магазин напрямую работает с крупными мировыми производителями, а потому мы предоставляем своим клиентам товар высокого качества без посреднических накруток. У нас вы также можете приобрести:
При желании, вы можете посетить один из наших стационарных магазинов, которые располагаются в Москве или Подмосковье. Если же у вас нет возможности посетить их лично или вы не желаете тратить на это своё время – заказывайте товары прямо на сайте с доставкой по Москве, Московской области и всей России. Мы бережно упакуем ваш товар и доставим любым удобным для вас способом.
В том случае, если у вас возникнут какие-либо вопросы – задавайте их нашим консультантам. Консультацию от профессиональных музыкантов вы можете получить как в стационарных магазинах, так и на сайте.
Приятных вам покупок и достижения успехов в музыкальной карьере!
Для чего нужен смычок
Чтобы не выкидывать деньги, я сказал единственное решение хороший немецкий смычок.
Чтобы не выкидывать деньги, я сказал единственное решение хороший немецкий смычок.
спасибо. поеду в понедельник в «Июль»
Павел Игоревич,простите меня пожалуйсто,но в Россию немецкие смычки не приходят,то что называются немецкими у нас-тот же Китай,тоже самое что и Горонок ставит штампы.Немецкие мастера смычковые за один час берут примерно 150 евро на фабриках,а Dorfler-это тот же Китай с клеймом немецким.
Ну это неважно,если качественно выполнен и ровен смычок,то надо брать.
Вы сильно ошибаетесь. Готов поспорить что это Вы прочитали на сайте Горонка. Это чушь собачья.
В ИЮЛе продаются немецкие смычки, и, если они говорят что смычок немецкий, значит он немецкий.
Горонок пустил такой слух чтоб покупали его продукты. Смычки фирмы «Dorfler» изготавливаются исключительно в Германии.
И не надо забивать людям голову такой дурью.
Теперь по теме. Тут уже посоветовали углепластиковые смычки. Я бы их не покупал. Из моего преподовательского опыта могу сказать, что дети с такими смычками чувствуют, что оно не живое. В нем нет энергии. Играют с меньшим удовольствием. Хотя стоит конечно учитывать, что деревянный с равнозначными штриховыми возможностями будет стоить дороже. Половинка-по любому переходной смычок, можно спокойно купить штриховой и более менее звучащий и не обращать внимание откуда он, хоть из Китая, хоть из Зимбабве.
А насчет возможной поломки смычка- дети учатся ходить и при этом падают. Сломает этот смычок- все следующие будет ценить и беречь.
Не стоит для серьезных занятий покупать средние смычки. За все время игры на скрипке я не помню чтоб я или кто то из самых малых детей в нашем классе муз. школы ломал смычки. Ведь смычком не в гольф играют и не в бильярд, поэтому и сломать его врятли возможно, разве только если сесть на него или наступить.
Еще раз повторю основные требования для смычков должны быть как минимум следующими (это необходимо для ребенка, так как и плохая скрипка может испортить руки так и смычок тоже может испортить постановку руки если не будет правильно сбалансирован):
Всем преречисленным требованиям соответствуют немецкие смычки, китайские напротив не соответствуют ни одному выше перечисленному критерию.
Для чего нужен смычок
На силу и тембр звука скрипки оказывает большое влияние материал, из которого она изготовлена, и, в меньшей степени, состав лака. Известен эксперимент с полным химическим удалением лака со скрипки Страдивари, после которого звук ее не изменился. Лак предохраняет скрипку от изменения качества дерева под влиянием окружающей среды и окрашивает скрипку прозрачным цветом от светло-золотистого до тёмно-красного или коричневого.
Нижняя дека (музыкальный термин) делается из цельной древесины клёна (других твердых пород дерева), или из двух симметричных половинок.
Обечайки объединяют нижнюю и верхнюю деки, образуя боковую поверхность корпуса скрипки. Их высота определяет объём и тембр скрипки, принципиально влияя на качество звука: чем выше обечайки, тем звук глуше и мягче, чем ниже — тем пронзительнее и прозрачнее верхние ноты. Обечайки изготавливаются, как и деки, из древесины клёна.
Душка — круглая распорка из еловой древесины, механически объединяющая деки и передающая усилие натяжения струн и высокочастотные колебания на нижнюю деку. Идеальное её расположение находится экспериментально, как правило, конец душки расположен под ножкой подставки со стороны струны Ми, или рядом с ней. Душка переставляется только мастером, так как ее малейшее передвижение значительно влияет на звучание инструмента.
Подгрифок, или струнодержатель, служит для крепления струн. Ранее изготавливался из твёрдых пород чёрного или красного дерева (обычно из эбенового дерева или палисандра соответственно). В настоящее время часто делается из пластмасс или легких сплавов. С одной стороны у подгрифка имеется петля, с другой — четыре отверстия шлицами для крепления струн. Конец струны с пуговкой (ми и ля) продевается в круглое отверстие, после чего натяжением струны в сторону грифа она вжимается в шлиц. Струны Ре и Соль чаще закрепляются в подгрифке петлей, проходящей в отверстие. В настоящее время в отверстия подгрифка часто устанавливаются рычажно-винтовые машинки, значительно облегчающие настройку. Серийно выпускаются подгрифки из легких сплавов с конструктивно интегрированными машинками.
Петля из толстой струны или стальной проволоки. При замене жильной петли большего диаметра чем 2,2 мм на синтетическую (диаметр 2,2 мм) необходимо вклинить клин и заново просверлить отверстие диаметром 2,2, иначе точечное давление синтетической струны может повредить деревянный подгрифок.
Пуговка — шляпка деревянного колка, вставляемого в отверстие в корпусе, находящееся с противоположной грифу стороны, служит для крепления подгрифка. Клин вставляется в коническое отверстие, соответствующее ему по размерам и форме, полностью и плотно, иначе возможно растрескивание клока и обечайки. Нагрузка на пуговку очень высока, порядка 24 кг.
Гриф (деталь музыкального инструмента) скрипки — длинная дощечка из цельного твёрдого дерева (чёрного эбенового дерева или палисандра), изогнутая в сечении так, чтобы при игре на одной струне смычок не цеплял бы соседние струны. Нижняя часть грифа приклеена к шейке, которая переходит в головку, состоящую из колковой коробки и завитка.
Порожек — пластинка из чёрного дерева, расположенная между грифом и головкой, с прорезями для струн. Прорези в порожке распределяют струны на равном расстоянии друг от друга и обеспечивают зазор между струнами и грифом.
Шейка — полукруглая деталь, которую охватывает рукой исполнитель во время игры, конструктивно объединяет корпус скрипки, гриф и головку. Гриф с порожком крепится к шейке сверху.
Колковая коробка — часть шейки, в которой фронтально сделана прорезь, с двух сторон вставлены две пары колков, с помощью которых производится настройка струн. Колки представляют собой конусные стержни. Стержень вставляется в конусное отверстие в колковой коробке и подгоняется к нему — невыполнение этого условия может привести к разрушению конструкции. Для более тугого или плавного вращения колки при вращении соответственно немного вдавливаются или вытягиваются из коробки, а для плавного вращения должны быть смазаны притирочной пастой (или мелом и мылом). Колки не должны сильно выступать из колковой коробки. Колки обычно делаются из черного дерева и часто украшаются перламутровой или металлической (серебряной, золотой) инкрустацией.
Завиток всегда служил чем-то вроде фирменного клейма — свидетельства о вкусе и мастерстве создателя. Изначально завиток скорее напоминал женскую ступню в туфельке, со временем схожесть становилась всё меньше — узнаваема только «пятка», «носок» изменился до неузнаваемости. Некоторые мастера заменяли завиток скульптурой, как у виол — резной головой льва, например, как это делал Джованни Паоло Маджини (1580—1632). Мастера XIX века, удлиняя гриф старинных скрипок, стремились сохранить головку и завиток как привилегированное «свидетельство о рождении».
Струны
Струны проходят от подгрифка через подставку, над поверхностью грифа и через верхний порожек к колкам, на которые наматываются в головке.
В скрипке четыре струны:
Аксессуары и принадлежности
Смычок — аксессуар для непрерывного звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, переходящая с одной стороны в головку, с другой прикрепляется колодка. Между головкой и колодкой натягивается волос из конского хвоста. Волос имеет кератиновые чешуйки, между которыми при натирании импрегнируется канифоль, она позволяет волосу цеплять струну и извлекать звук.
Подбородник. Предназначен для удобства прижатия скрипки подбородком. Боковое, серединное и промежуточное положение выбирается из эргономических предпочтений скрипача.
Звукоснимательные устройства. Требуются для преобразования механических колебаний скрипки в электрические (для записи, для усиления или преобразования звука скрипки с помощью специальных устройств).
Футляр (или кофр для скрипки и смычка и дополнительных аксессуаров.
Сурдина представляет собой небольшой деревянный или резиновый «гребешок» с двумя-тремя зубцами с продольной прорезью. Надевается сверху на подставку и уменьшает ее вибрацию, благодаря чему звук становится приглушенным, «носким». Чаще сурдина применяется в оркестровой и ансамблевой музыке.
«Глушилка» — тяжелая резиновая или металлическая сурдина, применяемая для домашних занятий, а также для занятий в местах, не терпящих шума. При использовании глушилки инструмент практически перестает звучать и издает еле различимые звуковысотные тона, достаточные для восприятия и контроля исполнителем.
Машинка — металлическое устройство, состоящее из винта, вставляемого в отверстие подгрифка, и рычага с крючком, служащим для крепления струны, располагающегося с другой стороны. Машинка позволяет произвести более тонкую подстройку, что наиболее критично для монометаллических струн, имеющих малое растяжение. Для каждого размера скрипки предназначен определённый размер машинки, существуют также универсальные. Обычно бывают с чёрным, позолоченным, никелированным покрытием или хромированные, а также с комбинацией покрытий. Имеются модели специально для жильных струн, для струны «ми». Инструмент может не иметь машинок вообще: в таком случае струны вставляются в отверстия подгрифка. Возможна установка машинок не на все струны. Обычно в таком случае машинка ставится на первую струну.