Для чего нужен стадион
Стадион как прибыльное предприятие
«Главное – ввязаться в бой, а там посмотрим», – говорил Наполеон. Похоже, нам очень близок этот принцип: Россия получила право принять Чемпионат мира по футболу-2018, осталось всего-то… подготовиться к этому событию. Для проведения турнира в крупных городах страны планируется построить порядка десяти стадионов, отвечающих требованиям ФИФА. И хорошо бы уже сейчас задуматься о том, как окупить средства, вложенные в эти площадки, а еще лучше – заработать на них.
Совместимы ли спорт и прибыль?
Если за рубежом профессиональный спорт давно превратился в крупный бизнес, то в России на нем пока только учатся зарабатывать. Немногочисленные частные футбольные и хоккейные клубы тщательно следят за доходами и расходами, а подавляющее большинство являются явно затратными проектами. Они зависят от состоятельности содержащей их госструктуры: есть деньги – хорошо, нет – шлют письма «наверх», напоминая о своей социальной значимости… либо тихо исчезают, как это случилось три года назад с «Сатурном» из Раменского.
Такой подход напрямую отражается на состоянии отечественных стадионов. Многие из них построены еще в середине прошлого века и сильно нуждаются в модернизации. Но заниматься ей клубам, живущим на дотации, просто не по силам. В такой ситуации предстоящему Чемпионату мира можно только сказать «спасибо». Российский футбольный союз (РФС) и руководство страны заинтересованы в том, чтобы провести соревнования по высшему разряду, поэтому строительство и модернизация арен фактически стали задачей национального масштаба.
Однако масштаб может стать и камнем преткновения. По требованиям ФИФА стадионы мирового первенства должны вмещать не менее 45 тысяч зрителей. И возникает резонный вопрос: а что потом делать с этими грандиозными сооружениями? Например, насколько оправдано создание стадиона «Юбилейный» в Саранске (планируемые затраты – 180 млн долларов)? После Чемпионата часть трибун разберут, и домашняя площадка ФК «Мордовия» будет вмещать 25 тысяч человек. Проблема в том, что средняя посещаемость матчей данного клуба – всего 7 тысяч. Какая уж тут прибыль…
Для окупаемости стадиона нужна постоянная заполняемость порядка 70-80%. Такой результат на всей территории бывшего СССР показывает только «Донбасс Арена» (Донецк). В России, судя по статистике, средний показатель составляет 20%. Значит, построенные суперарены рискуют стать «дорогими игрушками», которые по окончании Чемпионата будут простаивать. Именно такую картину мы наблюдаем в Украине после Евро-2012, в Южной Африке после Чемпионата мира-2010 и даже в Китае после Олимпиады-2008.
Стало быть, вопрос звучит немного по-другому:
Как привлечь зрителей?
Коммерческие компании знают, как снизить издержки и повысить прибыль: использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Хозяевам спортивных сооружений следует перенять эту практику и уделить должное внимание техническому оснащению. «Стадион будущего», рассчитанный на широкую аудиторию, способен не только окупить эксплуатационные расходы, но и принести доход.
«Стадионы могут привлечь зрителей, расширив набор предоставляемых ИКТ-услуг. Например, сейчас активно развиваются различные мобильные приложения для посетителей: карта стадиона, статистика, текстовые и видеотрансляции параллельных матчей. Все чаще на стадионах создаются внутренние WiFi-сети», – отмечает Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп».
Нужное, полезное, интересное. Сервисы можно разбить на три группы. Сервисы первой очереди реализуются исходя из общей концепции стадиона. Если арена строится для Чемпионата Европы или мира, прежде всего надо учесть требования УЕФА или ФИФА по вместимости и безопасности. Учесть все необходимые нюансы и свести ошибки проектирования к минимуму помогает информационная модель (BIM), созданная в системе 3D ГИС.
Сервисы второй очереди обеспечивают удобство. Например, система электронных денег для внутреннего использования – в кафе и фаншопах. Виртуальной валютой и банковскими картами (особенно бесконтактными) расплачиваться быстрее и проще, чем наличными, значит, эта возможность наверняка придется посетителям по душе. Реализовать все эти расчеты позволяет биллинговая система.
Наконец, сервисы третьей очереди – работа на перспективу. К этой категории относятся всякие «навороты» – видеопанели в спинках кресел или системы трансляции в формате 3D (почему бы не заработать и на телевизионщиках?).
Кесарю – кесарево. Разделение можно провести и по другому принципу – по целевой аудитории. Если зрители сидят на разных местах (обычные болельщики – на боковых трибунах, ярые фанаты и «ультрас» ¬– за воротами, «ВИПы» – в премиум-ложах), очевидно, и сервисы им нужны разные. Одним – мобильные приложения для вызова официантов, другим – для навигации по стадиону, чтобы проще найти свое место.
Ненавязчивая безопасность. Важный момент – численность персонала, отвечающего за порядок на стадионе. Рациональное использование ИКТ-решений позволяет минимизировать штат стюардов и охранников при проведении массовых мероприятий. Возможно, даже отказаться от привлечения полицейских, присутствие которых зачастую распаляет болельщиков, а вовсе не сдерживает.
«Для эффективного управления персоналом на стадионе нужна качественная связь, например транкинговая, и ситуационный центр (control room). Внедрение таких решений позволяет примерно вдвое сократить число стюардов. Перед началом матча они нужны в основном на внешнем периметре – для проверки билетов и осмотра посетителей. Во время матча там нужно лишь несколько человек – принимать опоздавших, большая часть сотрудников переводится в чашу стадиона. При этом не нужно ставить по стюарду на каждый сектор, достаточно перемещать их по мере необходимости. По окончании матча обратная операция: из чаши на внешний периметр», – говорит Дмитрий Дробышев, бизнес-аналитик отдела отраслевых решений «Энвижн Груп».
Не спортом единым… Привлекательность арены зависит и от ее гибкости, способности подстраиваться под разные мероприятия. Нужно предусмотреть быстрое «переформатирование» площадки под другие виды спорта (легкая атлетика, борьба и т.д.) или культурно-развлекательные программы – концерты, шоу. При этом нужно учесть все аспекты: переоборудование зрительских мест и покрытия стадиона, нюансы организации телетрансляций и обеспечения безопасности (перенос или перенастройка камер наблюдения, установка дополнительных турникетов-автоматов и т.д.).
Перечислять можно и дальше, но главное – понять принцип. У каждого решения (ИКТ-системы) есть свои показатели, исходя из которых можно рассчитать его отдачу. Не всегда она имеет денежное выражение, например при управлении персоналом, но в итоге любая оптимизация дает некий экономический эффект.
Остается ответить на еще один важный вопрос:
Кому все это нужно?
Иначе говоря: кто является хозяином стадиона? Формально площадки для Чемпионата мира являются национальными объектами, т.е. деньги на их строительство выделяет государство. У подрядчика-строителя задача простая: уложиться в заданные бюджеты и сроки и при этом попытаться заработать. Об окупаемости возведенного сооружения здесь речи не идет. Думать о ней должна эксплуатирующая организация, которой достанется стадион, – футбольный клуб или госкорпорация. Именно этому «управленцу» нужно озаботиться посещаемостью арены после проведения турнира.
Положительные примеры такой работы на перспективу можно найти у ближайших соседей. Украинская «Донбасс Арена» добилась окупаемости, во многом благодаря своей высокотехнологической оснащенности. Для того чтобы добиться подобных результатов, будущим эксплуатирующим организациям суперстадионов надо проявить инициативу уже сейчас. Закладывать основу ИКТ-инфраструктуры лучше всего на этапе строительства, привлекая на помощь строителям опытных системных интеграторов.
Стадион
Первыми стадионами были сооружения в Древней Греции для проведения Олимпийских игр и прочих спортивных соревнований. Самый старый известный стадион находился в Олимпии (Греция). Вначале стадион использовался только для состязаний в беге; отсюда пошла практика стандартизации размера поля — 180–200 метров (один стадий, что дало название самому сооружению).
Самые дорогие стадионы в мире:
Фотогалерея
Стадион в Дельфах, где проходили Пифийские игры
Афинский Олимпийский стадион в 1906 году
Стадион бейсбольной команды «Нью-Йорк Янкиз» в Нью-Йорке
Легендарная «Маракана» в Рио-де-Жанейро с мини-комплексом «Мараканазиньо» и другими объектами
Ультрасовременная «Аллианц Арена» в Мюнхене может менять цвет в зависимости от времени суток
Новая хоккейная арена в Беларуси «Минск-Арена». Является третьим по величине спортивным сооружением такого типа в Европе. Вместимость — 15 000 зрителей.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Стадион» в других словарях:
Стадион — (от греч. stadion место для состязаний), спортивное сооружение, включающее основное поле и расположенные амфитеатром трибуны для зрителей, нередко также площадки для спортивных игр, вспомогательные сооружения и помещения. Прототипами… … Художественная энциклопедия
стадион — спорткомплекс, ипподром Словарь русских синонимов. стадион сущ., кол во синонимов: 9 • аллианц арена (1) • … Словарь синонимов
СТАДИОН — (греч. stadion), физкультурное сооружение, специальная площадь для занятий физкультурой с местами для зрителей вокруг. Создание первых С. связано с началом проведения олимпийских игр в Древней Греции, где С. были построены в Афинах, Дельфах и др … Большая медицинская энциклопедия
СТАДИОН — (от греч. stadion место для состязаний) комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики.… … Большой Энциклопедический словарь
СТАДИОН — Вартхаузен (Stadion Warthausen), Иоганн Филипп (18.VI.1763 15.V.1824), граф, австр. гос. деятель. Посланник в Швеции (1787 89), Англии (1790 93), Пруссии (1801 03). В 1804 05 посол в России; содействовал образованию 3 й антифранц. коалиции. Став… … Советская историческая энциклопедия
СТАДИОН — СТАДИОН, стадиона, муж. (греч. stadion место для состязания в беге). Сооружение для спортивных занятий и физкультурных праздников, состоящее из большой площадки и окружающих площадку трибун для публики. Велогонки на стадионе. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
СТАДИОН — СТАДИОН, а, муж. Комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний. | прил. стадионный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Стадион — I Стадион Стадион Вартхаузен (Stadion Warthausen) Иоганн Филипп (18.6.1763, Майнц, 15.5.1824, Баден, близ Вены), граф, австрийский государственный деятель. В 1804 05 посол в России; содействовал образованию 3 й антифранцузской коалиции.… … Большая советская энциклопедия
Стадион — Ганновер, Германия. Футбольный стадион перед началом матча. СТАДИОН (греческое stadion место для состязаний), комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
стадион — (гр. stadion) 1) в Др. Греции место, где проводились спортивные состязания (кроме конных); 2) спортивный комплекс с футбольным полем, различными площадками для спортивных соревнований и тренировок, трибунами для зрителей, вспомогательными… … Словарь иностранных слов русского языка
Как стадионы влияют на жизнь городов?
Еще в Древней Греции и Древнем Риме стадионы были центром городов. Не только территориальным, но и фактическим — здесь происходили все главные события: от гладиаторских боев до крупнейших ярмарок.
Современные стадионы и то, что они представляли собой раньше — практически разные объекты. Амфитеатр во французском Арле, построенный в 90 году н.э. — образец многофункциональности. Объект на 25 000 зрителей сначала превратился в крепость, затем стал деревней в 200 домов, а в 19 веке снова был преобразован в спортивную арену — уже для забегов быков.
Как стадионы взаимодействуют с городом сегодня?
Если суть современных стадионов и древних амфитеатров одинакова, то вот форма кардинально разная. Стадионы 20-го века строились уже из стали и бетона, а также использовали яркое освещение для ночных матчей. Кроме того, большая часть из арен расположена в пригородах — размещать такие масштабные объекты в городской черте обычно попросту негде. Эти факторы влияют на их меньшую доступность для всех людей, большее потребление энергии и содействие нагреванию городов.
Но все чаще современные стадионы разрабатываются всемирноизвестными архитектурными бюро, которые предлагают новый взгляд на интеграцию арен в городское пространство. К примеру, стадион как городской хаб или стадион как электростанция.
Идея с электростанцией состоит в создании «умной» энергосети, соединяющей между собой здания. В такой сети используются цифровые технологии, позволяющие определять и реагировать на изменения в потреблении без значительных потерь. Стадионы для этого идеальны: их крыши занимают достаточно крупную площадь для установки солнечных панелей, и расположены достаточно высоко, чтобы использовать небольшие ветряки.
Примерами таких арен могут служить «Шварцвальд-штадион» во Фрайбурге или голландская «Амстердам-Арена».
Еще один тренд — превращение стадиона из узконаправленного объекта в полноценное публичное пространство. Отели, торговые центры, конференц-залы, рестораны, бары, детские площадки — простор для идей огромен. Такой подход позволяет превратить поход на стадион в комплексное развлечение на весь выходной день для всей семьи.
Как это работает в России?
Я приведу один наиболее яркий пример интеграции стадиона и города. В 2016 году в Краснодаре был построен стадион для одноименного футбольного клуба. Важно, что сделано это было на частные деньги бизнесмена и владельца команды Сергея Галицкого.
В строительстве использовались только стекло, металл, камень и дерево — аналогов объекту нет не только в России, но и в мире. Если вы взглянете на фото, наверняка у вас появится ассоциация с Колизеем — так и задумывалось, даже материалы использовались одинаковые.
Рядом со стадионом был построен современный ландшафтный парк, который сразу же стал главным местом отдыха горожан. По словам официальных лиц клуба, количество зрителей на стадионе после появления парка значительно возросло.
Футбольные арены в черте города мало кому нужны. Стадионы ждет трансформация – в моногорода и даже электростанции
От редакции Sports.ru: в этом посте авторы блога «ПриемПрием» погружают нас в футбольную урбанистику. Поддержите авторов плюсами и подпиской!
Идея, что большой красивый стадион – это круто, живет в России с момента, когда страну объявили хозяйкой чемпионата мира 2018 года. Она активно культивируется, и тут ясно почему: к мундиалю мы отстроили кучу арен, которые нужно было как-то использовать и после лета-2018.
На деле в самом факте появления арены хорошего не так много. Что именно не так с отношениями города и стадиона? Почему он не нужен жителям района, в котором находится? И во что превратится стадион в будущем? Говорим об этом ниже.
Стадион используется очень редко. Он в основном мешает жителям
Берлинский «Олимпиаштадион» расположен от центра дальше, чем аэропорт. Место вокруг мюнхенской «Альянц Арены» называют Фреттманингской пустошью. «Стад де Франс» находится в пригороде Парижа Сен-Дени.
Новые футбольные арены обычно строятся за пределами города. В его черте остаются стадионы либо старые, либо появившиеся на месте снесенных арен – тех, что возводили на историческом отшибе. «ВЭБ-арена» стоит на месте старой «Песчанки», которую отстроили на самой окраине рядом с аэродромом. Аналогичная история и с «Открытием» – только она появилась уже на месте самого аэродрома, Тушинского.
Стадион – это гектары редко используемого пространства, отданного под саму чашу и прилегающую территорию. В дни матчей это пространство наполняется людьми, но это происходит даже не раз в неделю. Вывод парадоксальный: специализированный футбольный стадион большую часть времени используется не по назначению, а в худшем случае – простаивает.
Когда нет футбола, стадион или его помещения можно сдавать в аренду, устраивать по нему экскурсии. В общем-то, все. А территория вокруг чаши – это чаще всего огромный асфальтовый плацдарм под парковку. Проводить на нем выходной тянет не слишком сильно.
Далее: стадион – это не просто пространство, оно огорожено и закрыто в дни без матчей. Соответственно, пройти «насквозь» его нельзя: приходится обходить. Рядом с ними шумно, там перекрывают движение – для жителей Ходынки это стало обыденностью.
В дни матчей на «ВЭБ-Арене» несколько ближайших улиц перекрывают, из-за стоимости парковки на стадионе приезжающие из других районов болельщики бросают машины во дворах, не всегда трезвые фанаты шумят и иногда буянят, на что жаловались жители домов в округе. Из-за вынесенных стадионов на дорогах регулярно возникают заторы (например, так было на МКАДе, когда ЦСКА или «Динамо» играли на «Арене Химки»). Именно поэтому стадионы сложно интегрировать в городскую среду. Ему нет места: он не несет реальной пользы для жителей города.
Для нас это особенно грустно: в России к чемпионату мира построили десять арен, реконструировали еще две, и большинству жителей страны они попросту не нужны.
Стадион – это дорого. Его строительство не окупается
Главная задача, поставленная управляющими компаниями стадионов, построенных к ЧМ-2018 за бюджетные деньги – самоокупаемость. Но сейчас о ней говорить не приходится. Один из основных источников заработка для современного стадиона – это аренда помещений. На большинстве российских арен возможность их коммерческого использования даже не закладывалась.
При этом, согласно исследованию консалтинговой фирмы Deloitte, стадионы могут приносить прибыль. «Стэмфорд Бридж», например, зарабатывает порядка 90 миллионов евро в сезон, обладая вместимостью, сопоставимой с аренами ЧМ-2018.
Реконструкция «Сантьяго Бернабеу» потребовала около 600 миллионов евро, но и ожидается, что стадион будет приносить порядка 150 миллионов в год.
Конечно, есть множество факторов, из-за которых можно считать такую цифру недостижимой в российских реалиях. Среди них, например, отсутствие спроса на стадион зимой, низкие доходы населения и, зачастую, не самое удачное расположение. Но ведь можно хотя бы попытаться приблизиться к ней.
Но этого не происходит. Типичный пример – арена в Нижнем Новгороде. Во время ЧМ здесь сыграли 4 матча группового этапа и по одному – в 1/8 и 1/4. Алексей Милованов, и.о. генерального директора ФГУП «Спорт-Инжиниринг», заявлял: «В концепции наследия основной упор будет на спортивную составляющую. При проектировании стадионов ЧМ-2018 коммерческие площади не закладывались».
Выходит, стадион в Нижнем Новгороде должен приносить деньги только за счет спортивных (футбольных) мероприятий. А теперь посмотрим на среднюю посещаемость: в сезоне-19/20 – 6995 человек, в этом – 3526 при вместимости в 43 000 зрителей.
Построенный на бюджетные деньги стадион не особенно нужен в регионе, а плана, как на нем зарабатывать, не было.
В то же время, например, директор «Арены Химки» Александр Зайцев отмечал, что стадион хотя бы выходит в ноль за счет различных нефутбольных мероприятий, будь то школа единоборств Монсона, различные корпоративные мероприятия (например, дружеские матчи) или выставки. Представители ЦСКА рассказывали, что на «ВЭБ-Арене» серьезная ставка сделана на гостиничные и офисные помещения внутри.
Но надо отметить, что на Западе тоже не все хорошо с экономической стороной строительства стадионов. Финансовый журналист Рик Паулас на примере бейсбола обращает внимание, что окупить строительство стадиона за бюджетные деньги невозможно.
«Представьте себе стадион как гигантскую канализацию, в которую попадают бюджетные деньги. Они там какое-то время кружатся, а потом утекают по каким-то грязным трубам. Часть уходит с игроками, часть с владельцами и акционерами, часть с самой лигой, штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке», – говорит Паулас.
Город не получает денег от стадиона – он может рассчитывать только на косвенные доходы.
Стадион – это не абсолютное зло. Он может нести пользу
Стадион может вступить с городом в здоровые экономические отношения. Качественный стадион привлекает турниры: финалы еврокубков, турниры сборных, выставочные матчи. В свою очередь, это приводит к притоку болельщиков, которые тратят свои деньги в городе, отмечает в своем исследовании для MasterCard Пол Флетчер, основатель University Campus of Football Business (Университета футбольного бизнеса).
Он пишет, что в городах-хозяевах финалов Лиги чемпионов количество транзакций в день матча, а также в сутки до и после него, возрастают вдвое в сравнении с предыдущими годами, что оказывает положительный эффект на экономику города.
Рик Паулас не согласен с таким выводом – считает, что доходы городов от самих матчей (если мы говорим не про крупные турниры вроде ЧМ или ЧЕ) несопоставимы с прямыми или косвенными издержками, которые они несут, принимая такие игры: «В 2016 году, когда Сан-Франциско принимал Супербоул, город понес убытки из-за изменения маршрутов муниципального транспорта, из-за финансирования сверхурочных выходов полицейских для обеспечения безопасности и из-за санитарных работников, чтобы очистить город после нашествия фанатов. В общей сложности город потратил около 9,6 млн долларов. Весьма спорно, отбили ли это».
Рик далее приводит цитату члена наблюдательного совета Сан-Франциско Джейн Ким, которая выступала резко против того матча: «Рестораны говорили нам, что количество бронирований в тот момент сократилось почти вдвое».
Вероятно, что заработок города от турнира зависит от конкретных обстоятельств. А мы можем говорить о другом аспекте, который работает на перспективу. Проведение турниров в стране или в городе – отличная реклама для них. Вспомните, в каком восторге были иностранцы от России во время мундиаля.
Приятное впечатление и сарафанное радио могут сделать свое дело и привлечь в города туристов. Так, по информации Сбербанка, каждый десятый болельщик, приехавший в Россию на ЧМ-2018, повторно оказывался в РФ в 2018-м году. Этот вывод подтверждает и Ассоциация туроператоров России: по их данным, поток бизнес-туристов благодаря турниру увеличился на 10%.
Стадион может формировать городские сообщества. Например, в Лондоне вокруг стадионов часто формируется зона поддержки команды: достаточно тяжело найти фаната «Арсенала» в районе Фулэм.
Похожая ситуация с разделением на районы и в Милане. Как отмечает к.г.н., преподаватель МГУ и ВШЭ Руслан Дохов, в современном городе стадион – это чуть ли не единственное место, где жители могут почувствовать себя одним целым. А яркая районная или городская команда может стать, по существу, одним из основных сплачивающих город и формирующих сообщество факторов.
Стадион может косвенно создать рабочие места. Вокруг стадионов, очевидно, появляются какие-то точки торговли. Будь то фастфуд или продуктовые магазины. Это создает спрос на продавцов, охранников, грузчиков и так далее.
Стадион будущего может стать аналогом моногорода
Архитектор Алессандро Мелис, профессор и преподаватель архитектуры инноваций Портсмутского университета, считает, что стадионы можно улучшать, и приводит два варианта трансформации.
1. Завлекать не болельщиков, а жителей района, на территории которого стадион построен или строится. Не оборудовать парковку, а разбить парк (как Галицкий). Внутри стадиона делать не просто подтрибунки, а торговые центры (как «Арена Плаза» на стадионе «Динамо»).
2. Превратить стадионы в гигантские солнечные электростанции. У стадиона огромная крыша, плоская поверхность есть и у прилегающих построек – там и устанавливать батареи. Немецкий «Шварцвальд-Штадион» (на нем играет «Фрайбург») уже это практикует. Вариант не для большей части России, но вполне для южных ее широт.
В жизнь эти идеи, в целом, претворяются. Уже сейчас активно строятся стадионы, которые вовлекают не только болельщиков, но и обычных жителей. Например, «Фулхэм» реконструирует «Крейвен Коттедж» так, чтобы сделать из него фактически торговый центр. Это позволит создать множество рабочих мест и возможностей внеигрового использования.
Верится с трудом. Хотя бы потому, что моногорода (а это все равно что моногород) исторически показали себя весьма малоэффективными.