Для чего нужен стилист для фотосессии
Кто такой стилист и зачем он нужен фотографу
Давным-давно известно, что для того чтобы продать нечто, нужно подать это нечто не просто в качестве предмета функционального, а вещи, которая несет в себе еще кое-что и придаст своему счастливому обладателю нечто большее, чем она сама. Поэтому фраза о том, что fashion-фотография не просто фотография модной одежды – это уже клише. Правда, многие наши фотографы, в особенности те, что воспитывались на страницах журналов «Мода», а потом долго находились под гнетом «этих ужасных заказчиков, которые ничего не понимают в…», начинают постигать эту банальную истину только сейчас.
Мнения о том, что должна нести в себе модная фотография, расходятся, но одно неопровержимо – в ней непременно должен быть изюм, томный взгляд модели или полуобнаженная грудь уже не работают – приелись. Мы теперь гурманы. Не будем здесь говорить про Запад – у них все иначе, и итальянский Vogue или британский Esquire так очевидно отличаются от наших. Слава богу, и мы начинаем понимать, что в фотографии – важна не только форма, но и содержание. И это содержание, в идеале, должно заставить смотрящего журнал человека остановиться, восхититься, ухмыльнуться, присвистнуть – запомнить. Поэтому и мы пришли к тому, что профессионально работать – это работать в команде, где, как говориться, много голов лучше одной.
В общем-то, опять же в идеале (читай – на западе), сначала редактора журнала N озаряет тема, которая и будет служить компасом для всех участников съемочного процесса. Далее редактор в компании с арт-директором разрабатывают сценарий, по которому тема, путем известных манипуляций, приобретет впоследствии форму картинок на просторах журнальных полос. И вот здесь то, когда содержание уже есть, возникает одна из ключевых фигур – стилист. Вопреки распространенному и малоприятному мнению, стилист не тот, кто бегает в бутики за одеждой. От стилиста зависит то, насколько точно будет воплощен концепт съемки, то есть детали.
Поэтому, без преувеличения, профессиональный стилист – это уже половина дела. Стилист разбирается в деталях. Он знает историю культуры, историю костюма, живописи, литературы, кинематографа, историю рекламной фотографии, современные тенденции и, что немаловажно – стратегии конкурентов. А главное – он знает, как воздействовать на зрителя – за какие ниточки тянуть – чем заинтриговать, удивить, рассмешить, как сочетать все детали, будь они сочетаемы и создадут эффект стилизации, или несочетаемы – и поставят в тупик. В идеале, стилист может даже знать гегелевский закон – тезис-антитезис-синтез.
Мы живем в Петербурге, здесь все просто, есть одно локальное издание, проводящее серьезные съемки. Есть несколько «крутых» фотографов, «крутых» стилистов, визажистов и моделей, все они знают друг друга – этакий небольшой самобытный космос. Одна из этих «космических» людей – Марина Скульская – стилист, который соответсвует всему предыдущему описанию стилиста как такового. И кроме того, она делится своими знаниями – преподает. Она действительно «крутая» – историк моды, фэшн-журналист, стилист, специалист по связям с общественностью, главный редактор www.sobaka.ru, более 15 лет исследует моду, фотографию и современную культуру и за это время сотрудничала с многочисленными модными изданиями и ведущими fashion-дизайнерами России. Марина проводит мастер-классы и курсы для fashion-фотографов, стилистов, современных модников.
Ближайший мастер-класс «Современная мода и модная фотография. Основные тенденции» пройдет 24 июня, подробности здесь. А с 5 июля начнется курс «Модная фотография: от Мэна Рэя до Терри Ричардсона», о котором можно прочитать здесь.
Так или иначе, работа без стилиста в современной fashion-фотографии уже что-то вроде моветона. А вот стремится нам есть к чему. Достаточно посмотреть фотосессии наших великих современников. Например, серию Стивена Мейзела (Steven Meisel) «Organized Robots», опубликованную в 2006 году в Vogue Italia. К слову, в этой истории про роботов приняли участие модели как Эллис Кромбез (Elise Crombez), Саша Пивоварова (Sasha Pivovarova), Коко Роча (Coco Rocha), Джемма Уорд (Gemma Ward), Мисси Райдер (Missy Rayder), Аманда Мур (Amanda Moore), Хизер Браттон (Heather Bratton).
Стилисты, работающие с Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz), неопровержимо гениальны, как, вероятно, и другие члены съемочной группы. У нее много проектов, вдохновленных живописью, литературой, кинематографом и анимацией. Да, это дорогие съемки, бюджет их огромен. Хотелось бы верить, что в России отсутствие таких грандиозных фотосессий объясняется отсутствием этих сумм.
Совершенно бесподобна серия Стивена Кляйна (Steven Klein), здесь и Древняя Греция, и голубой период Пикассо, и что-то от Дега.
Ну и один из самых известных фотографических девиантов, у которого стилист – как кисть и краски у художника. Вашему вниманию – Давид Лашапель (David LaChapelle).
Зачем нужен визажист и стилист по волосам на съёмке?
Часто так бывает, что потенциальный клиент фотографа, который хочет заказать фотосессию, пытается сэкономить на услугах визажиста и стилиста по волосам, аргументируя это тем, что можно накраситься самой/самому и уложить волосы дома или какими-то подручными средствами в студии.
Рассмотрим другую ситуацию. Вы девушка и в повседневной жизни вы красите себя сами. Если не окончили профессиональные курсы по макияжу, то как бы вы не смотрели видео на ютубе, вы не сможете накрасить себя так же качественно и быстро, как профессиональный визажист. Потому что вам не хватит опыта и знаний по технике нанесения макияжа.
Для чего нужен стилист по волосам? Часто визажисты осваивают еще и вторую специальность, учатся на курсах стилистов по волосам, чтобы уметь делать еще и прически. Таким образом, вместо двух специалистов на съёмку (визажиста и стилиста), вы можете пригласить одного, который сделает вам и макияж, и укладку.
Многие девушки привыкли сами укладывать свои волосы. Здесь ситуация похожая, как и с макияжем. Уложить волосы так же красиво и качественно вы не сможете без помощи специалиста. Я уже не говорю про вечерние и свадебные прически, которые сами по себе очень сложные. Даже простые локоны требуют профессионального подхода.
На фотографиях мы все хотим выглядеть лучше, чем в жизни. Помочь в этом нам могут визажист и стилист по волосам, а затем уже фотограф.
Чтобы выглядеть ухоженно и привлекательно, вы же не экономите на косметологах, мастерах по маникюру и других специалистах в области красоты? Тогда почему нужно экономить на визажистах и стилистах?
Зачем нужен фото стилист. Коммерческая съемка.
В моей статье «Зачем нужен стилист», я рассказывала о разнице между персональным шоппером, стилистом и консультантом по стилю. В этой статье, я бы хотела затронуть еще одну специальность, которая в последнее время набирает обороты в модном сегменте, и эта профессия : ФОТО СТИЛИСТ.
Стилист может заниматься как коммерческими съемками, так и личными. Это две грани одной профессии, но специфика у этих граней — различна.
Для коммерческих съемок, фото стилист — это своего рода дирижер оркестра. Так как в съемке задействовано много людей, каждый из которых может быть супер специалистом в своей отрасли, без должного управления процессом, каждый профессионал будет работать в своем направлении, и не будет достигнута общая линия. На выходе мы получим результат, который наверняка расстроит всех. Талантливый фотограф, снимающий красивую модель, одетую в хороший бренд, но настроение съемки — разное, модель не направили, и не сказали в каких ракурсах она лучше всего смотрится, бренд вообще хотел показать совершенно другую концепцию. И никто ни в чем не виноват…В случаях съемки каталога, фото стилист берет на себя самую основную задачу — он связывает все настроения, концепции и пожелания в одну линию, координирует весь персонал и специалистов, направляет их работать в одном ключе. Фото стилист неприступно следит за всеми действиями модели, старается раскрыть коллекцию с самой выгодной стороны, ищет интересные места для съемки, также должен подтвердить макияж и прическу модели еще до начала съемки каталога или лукбука. В таких случаях, фотограф и стилист работают как бы дополняя друг друга, фотограф старается запечатлеть и увидеть именно тот кадр, который впоследствии станет выигрышным, а стилист направляет модель, и смотрит, чтобы одежда на ней выглядела превосходно, подсказывает какое выражение лица сделать, и как ей стать.
Коммерческие съемки делятся на несколько видов : это лукбук, обычный и имиджевый каталог.
Лукбук включает в себя фотографии полной коллекции или ее части, то есть капсулы. Очень важно передать настроение коллекции, так, как ее изначально задумывал дизайнер, поэтому кастинг моделей и место проведение съемки — являются самыми важными аргументами при его создании. Лукбук нужен для того, чтобы байеры могли заранее ознакомится с коллекцией, например, до ее основного показа на дефиле или выставке. В последствии, его используют в бутиках, для раздачи клиентам, а также для всевозможного рекламного материала, флейеров и приглашений.
Каталог является самым «синтетическим» способом передачи информации о коллекции. Главным приоритетом является фактическая передача товара, его цвета, фактура и фасон. Каталог обычно снимается в студии, где модель и общее настроение съемки должны быть максимально нейтральными. Фотографии из каталога обычно используются в интернет магазинах, и для внутреннего использование брендом.
С января 2015 года, я начинаю сотрудничать с одним из лучших фотографов в модном сегменте — Татьяной Кизеевой. На ее счету множество удачных фотосессий, каталогов и лукбуков. Все съемки будут проходить в северной части Италии. Мы будем снимать в Милане, Турине, Комо, на озерах, в горах, замках и студиях. В этом проекте, я буду заниматься всеми организационными вопросами, связанными со съемками : подбором локации, кастингом моделей, также я буду выступать креативным директором и фото стилистом, и в мои обязанности будет входить разработка концепции съемки, настроение и уникальность подачи. Если вы хотите, чтобы ваш бренд удачно выделился среди конкурентов, и в новом сезоне ваши байеры и покупатели были приятно удивлены совершенно новой подачей коллекции — обращайтесь ко мне по всем вопросам организации, ценам и датам. Все съемки разрабатываются индивидуально, принимая во внимание бюджет и требования бренда.
2014 © Anya Furman | fashion дизайнер, фото стилист, имидж консультант в Милане
5 плюсов фотосессии со стилистом
Замечали ли вы что порой очень хорошие фото может портить какая-нибудь досадная деталь одежды? Носки неуместного цвета, торчащие из ботинок жениха, платье которое в определенном ракурсе так приминается, что ножки выглядят словно кувалды, кроваво-красные длиннющие ногти на вроде бы сдержанном бизнес-портрете, цвета одежды нескольких участников съемки, которые в кадре составляют палитру попугаев в клетке…
Как избежать таких ситуаций? Можно заморочиться и пытаться все продумать, предусмотреть и приготовить самим, но это требует: определенной подкованности знаний в стилистике, опыта создания образа для фотографии (не вся та одежда что в жизни, хорошо выглядит в постановочных фото), времени найти все детали одежды и аксессуаров, и определенных внутренних сил, чтобы подготовка не съела вашу энергию перед съемкой, а в кадре вы не выглядели вымученной и уставшей.
Думаю, вы догадываетесь – верный способ решить вопрос с подготовкой к фотосессии – это отдать ее в руки профессионалов. Не все фотографы берутся и умеют подбирать вам одежду, а вот если над фотосессией работает команда из фотографа, визажиста и стилиста – то это тот самый случай, когда по всем фронтам успех фотосессии вам обеспечен. А вам остается только расслабиться и получать удовольствие от процесса и результата!
Сегодня не буду говорить о тотальной пользе участия в фотосессии визажиста. На мой взгляд эта польза очевидна. А остановлюсь на тех выгодах, которые вы получаете, если вашу фотосессию готовит опытный стилист.
1. Стилист, придумывая для вас образы учтет все составляющие:
И задачу съемки (какие именно фото вам нужны для каких целей, с помощью каких стилевых приемов, интерьера и ракурсов эта задача решается)
И ваши внешние данные (что будет вас наилучшем образом подавать в кадре: цвета, модели, стилевые решения)
И какой фон\интерьер будет сочетаться с вашим образом
И ваши бюджетные возможности. Найдет оптимальные в рамках вашего бюджета одежду, реквизит и место съемки
2. Стилист продумает ваши образы от макушки до пяток. Не только одежду, но и белье, колготки, обувь, украшения, цвет маникюра и педикюра, форму прически и макияж.
4. Стилист решит вопрос с нахождением правильной одежды и аксессуаров для ваших образов. Используя свой опыт и связи, и основываясь на вашей задаче и бюджете предложит наиболее оптимальные варианты. Минимизирует ваше время на ее выбор. А после съемки возьмет на себя развоз арендованной одежды\аксессуаров по адресам магазинов и костюмерных.
5. Стилист будет тщательно следить за тем, как лежит каждая складочка на вашей одежде во время съемки, поправит, заколет, пришьет — все, чтобы смотрелось как надо. Вам не нужно переживать, что у вас по ту сторону кадра – там стилист своим зорким взглядом все отследит и выбившийся локон поправит, и прикроет приоткрывшуюся ногу и разложит красиво подол.
Перед вами первые фото из фотосессии, проведенной нашей командой 15 февраля для Екатерины – предпринимательницы и мамы троих детей. Один 2х часовой выезд вместе с клиенткой для примерки брони вещей для сьемки. Проработаные идеи образа в виде мудборда обсудили онлайн. Первые 5 кадров в профретуши клиент получил уже через 5 часов после съемки.
Работа стилиста во время фотосъемок. Как это происходит изнутри
Несколько недель назад я подробно рассказала вам о том, как проходит работа стилиста с частным клиентом. Сегодня хочу поведать о другом направлении деятельности стилиста, а именно — о съемках.
Конечно, человеку, далекому от модных журналов и рекламы, это не так интересно, как работа с гардеробом. Но съемки являются одним из самых распространенных занятий стилистов — и я не могу о них не рассказать.
Кое-что вы уже знаете после статьи с историями моих коллег, которые делились опытом и забавными моментами.
Я же расскажу в деталях самого процесса (постаравшись не повториться): чем занят стилист на съемке и за что несет ответственность, каковы его функции, в чем сложность работы — и в чем ее несомненный плюс.
Прежде всего схема работы варьируется в зависимости от двух критериев: кто является инициатором съемки и есть ли в команде продюсер/организатор.
Если стилист задумал фотосессию сам и продюсера не пригласил, на его плечи ложится не только подбор одежды, но и организационные моменты: договоренности с дизайнерами и магазинами, логистика, координация действий всей команды, аренда студии или иной локации для съемки, поиск моделей и прочее.
Зато тут ты сам себе хозяин: назначаешь день сам, можешь на ходу поменять концепцию, выбираешь сам моделей. У меня были проекты, в которых я же была и моделью — что только прибавляет хлопот, хотя и облегчает кое-какие задачи.
При наличии продюсера все в разы легче, потому что договаривается обо всем он, доставку вещей на площадку тоже обеспечивает он, равно как и собирает вместе всю команду в один день (поверьте — это сложно!). Твое дело — сказать, что нужно и где взять.
Если стилиста пригласили на съемки (скажем, рекламного ролика или сюжета для фотографа), он уже ограничен рамками, поставленными «заказчиком», и ищет вещи под поставленные задачи.
Бывает так, что уже и платье желаемое есть — стилисту надо только договориться об аренде и подобрать аксессуары. У меня был случай, когда после поисков по всем минским салонам я так и не нашла подходящий наряд, зато его нашла организатор у питерского дизайнера (платье прислали бандеролью).
Идеальные серьги подкинула визажист. Туфли у модели были свои, и то — лишь для осанки, все равно их не было видно. Мне оставалось лишь утвердить все это, и я до сих пор чувствую себя самозванцем.
Фото: Женя Андриянова
По-разному выглядит работа стилиста и на разных типах съемок. Съемка лукбука или имиджевых кадров для магазина или дизайнера предполагает (помимо создания комплектов) только поиск обуви и, возможно, украшений.
Съемка в конкретном магазине может проходить и для телевидения, и для портала, причем не на модели, а на обычном человеке — что тоже вносит коррективы в процесс подбора вещей.
Индивидуальная съемка человека может подразумевать как аренду в магазинах и у дизайнеров, так и использование собственных вещей клиента. Ну и в целом вещи ищутся везде!
Когда мы снимали хиппи-свадьбу, я спросила знакомого стилиста, нет ли у нее случайно мужских брюк клеш хоть одних, а в итоге получила в полное владение сумку с 12 джинсами — оказывается, знакомый в 90-е торговал и они с тех пор остались, новые, с бирочками, никому не нужные.
А уж сколько моих собственных вещей поучаствовала в съемках и иногда даже раньше, чем я сама их надела, — не пересчитать.
Фото: Анна Грибцова
Кроме таких вот исключительных случаев, когда стоит довольно редкая задача, я преимущественно работаю с белорусскими дизайнерами, потому что знаю многих лично, восхищаюсь их работами и, кроме того, одной из целей своей деятельности вижу продвижение белорусского дизайнерского продукта.
С магазинами мне тоже случалось работать, например, с меховым салоном, магазином мужских костюмов и обувной сетью.
Фото: Женя Андриянова
Заключать договоренности тем легче, чем выгодней съемка для арендодателя: скажем, для журналов дают все, для съемок «просто так» или в рамках проектов уже не всегда, на индивидуальную съемку получить что-то еще сложнее.
Дизайнер или магазин хотят получить пользу для себя, хотят заранее знать, что им «светит».
Так что, одалживая вещи, ты должен не только рассказать о том, куда пойдет съемка, но и показать свой мудборд (доска вдохновения) и примерные образы, назвать членов команды, дать ссылку на свои предыдущие работы, описать в общих чертах место съемки (ох, как нам не хотели давать шубы на стройку!).
Мой мудборд на свадебную съемку (ожидает публикации). Хотелось драмы и 70-х!
Впрочем, несмотря на все «бюрократические» штучки, работа стилиста все равно остается более чем творческой. Я имею возможность и выбирать предложения, и с помощью команды реализовывать свои задумки.
Что-то тривиальное в духе «я красивая в платье позирую на фоне елки в студии» мне делать неинтересно. Вот поэтому за индивидуальными съемками ко мне обращаться бесполезно.
Ну и воплощение идеи — это тоже увлекательно! Хотя вдохновение приходит не сразу: бывает, что задача ясна уже 2 недели, а я сижу и думаю — зачем я согласилась?!
Гореть в руках все начинает буквально за пару дней до дня икс, когда вдруг находишь крутое платье, аксессуар, локацию или ракурс и пошло-поехало! А самые крутые идеи обычно приходят мне утром в день съемки перед выходом из дома.
Непросто проходит поиск вещей под конкретную задумку. Иногда ты ищешь одно, а находишь другое — и это другое подходит даже лучше!
Иногда ты вовсе ничего не можешь найти, и тогда тебе нужно придумать: как извернуться, чем заменить. На свадебной съемке, куда я непременно хотела невесту в брюках и тюрбане (см. мудборд выше), у меня сорвался брючный костюм, и к тому же я не знала, как со своим графиком смогу вырваться к какому-нибудь дизайнеру за брошью в ягодных тонах… пока мой взгляд не упал на витрину в магазине, где я работаю.
В итоге в брошь на тюрбане и кулон на груди модели превратились серьги, а к ним как раз шел браслет в тему. Брюки, кстати, тоже нашлись. И если честно, хотя в то время я была готова взорваться от напряжения, оглядываясь назад, я люблю такие моменты.
Люблю находить нетривиальное решение проблемы (и потом немножко собой гордиться).
Фото: Женя Андриянова
Но предположим, нам повезло — мы нашли все, что хотели и в назначенный час одежда и аксессуары приехали на съемку. И тут может выясниться, что какие-то вещи не садятся на модель.
Худоба худобой, но особенности фигуры с одной стороны и крой с другой — та еще парочка.
Второй сюрприз — то, что вещи не сочетаются так классно, как это было у тебя в голове. Да, такое иногда бывает!
Почти всегда мы берем одежду в разных магазинах и в разные дни, и многое — непосредственно в день съемки (арендодателю невыгодно давать что-то заранее, надолго изымая вещь из продажи). Поэтому возможность все посмотреть и примерить вместе — это, скорее, исключение, притом редкое.
В-третьих, иногда срываются договоренности. Магазин продал намеченное платье. Менеджер дал согласие одолжить пальто, но не понял, что вы хотели белое, а белое не дают, боясь испачкать. Дизайнер забыл о договоренности и не пришел на встречу, а трубку не берет. Нет вещи — нет образа. Крутись как хочешь.
Исходя из всего этого, я предпочитаю всегда иметь запасные варианты, особенно для ключевых вещей съемки. Лучше я возьму с собой на треть больше, лучше мне все это не пригодится, но зато у меня будет страховка.
Один раз у меня так накануне «рассыпалось» три образа — получила три отказа при изначальном согласии дизайнеров. Но съемка состоялась в лучшем виде.
Фото: Женя Андриянова
Как только модель входит в кадр, работа стилиста заканчивается. Да, иногда надо поправлять пряди и складочки на одежде (фотограф и другие члены команды смотрят на кадр по-своему и складочек часто не видят!).
Но чаще всего дел больше нет. И стилист становится подсобным рабочим: носит реквизит, держит фон, машет отражателем, чтобы модели ветром раздувало волосы, бегает всем за кофе.
Среди занятий попадаются иногда довольно забавные. Вот далеко не полный перечень того, что я делала на съемках:
Вот такая лестница. Красота, нет слов. После уборки особенно
Не могу не затронуть финансовый момент, сугубо для полноты картины. Если работа с клиентом всегда идет на платной основе, то со съемками дело обстоит иначе.
Платят за работу на рекламных съемках крупных брендов и клиенты за индивидуальные фотосеты. Платят иногда и дизайнеры, но не все, но зато бывает хорошая скидка или бартер — сумка, браслет, топ и так далее.
Журналы, как правило, внештатным «творцам» не платят, особенно если не сами заказали съемку, а получили предложение о размещении: считается, что именно команда больше заинтересована в появлении своей работы на страницах издания (т.е. в рекламе себя), а журнал вроде как делает одолжение.
И конечно, творческие проекты не только не оплачиваются, но иногда требуют собственных затрат: аренда студии, аренда платья, оплата бензина и жилья, если вы едете снимать, например, в Клайпеду или хотя бы соседнюю область (а это у нас не такая уж редкость). Все эти траты делятся между членами команды.
Фото: Андрей Дубинин
Напоследок — об ответственности. За вещи отвечает стилист (если он не едет на съемку лично, значит, кто-то из команды, но это бывает нечасто). Возвращать испачканную вещь не комильфо.
Бывают исключения, когда представители магазина просят в случае чего не исправлять последствия самим, а вернуть как есть — отдадут в химчистку сами. Но такое могут позволить себе крупные торговые точки, где покупатели и так каждый день пачкают одежду и химчистка идет, что называется, оптом.
В остальных случаях — стирай, неси в химчистку либо оплачивай ее услуги дизайнеру.
Некоторые вещи можно одолжить лишь на платной основе, а некоторые не дадут вовсе, как ни проси, — и на то есть причина. У меня такого в практике пока не случалось (надеюсь, что и не будет!), но бывает так, что вещь необратимо теряет товарный вид или требует серьезной доделки или переделки (например, если рассыпалась вышивка бисером). Дизайнер или магазин вправе требовать оплаты ущерба или даже выкупа поврежденной вещи.
До такого лучше не доводить: это не только бьет по карману, но и порой безнадежно портит репутацию.
Фото: Юлия Тарасова
Как-то у меня грустно и наставительно получилось, правда?
А закончить надо на позитивной ноте. Так и закончу: съемки — это не только перечень задач и творческая реализация. Съемки — это командная работа, а там, где команда (особенно уже сложившаяся и проверенная, как моя) — уже весело.
Мы едим пиццу, пьем чай из всех имеющихся термосов, делимся историями с других съемок и планируем следующие, снимаем бэкстейдж, корчим рожицы сами и просим кривляться моделей (из всего этого потом получаются потешные видео на память), примеряем взятые на съемку украшения (и иногда их потом выкупаем для себя)…
И это не говоря обо всех забавных моментах в процессе подготовки и доставки на локацию (таксисты должны мне доплачивать за поводы посмеяться, я им жизнь продлеваю!).
Словом, каждая съемка — это маленькое приключение. Творческое, веселое, душевное, в чем-то, конечно, трудное и порой опасное, но неизменно оставляющее след в сердце.
Может быть, именно поэтому я только называю свои съемки работой, но давно уже считаю: это нечто гораздо, гораздо большее.