Для чего нужен театр
Для чего нужен театр
Пожалуй, пришло время начать наш разговор о театральном искусстве.
Во вводной статье я хочу поговорить о том, зачем люди ходят в театр, чем так привлекательно театральное искусство, и в чем его отличие от всех остальных.
В прошлую пятницу я открыла свой театральный сезон, посетив премьерный спектакль одного из моих любимых театров. Перед началом представления, я, как никогда внимательно, разглядывала публику, и пыталась понять что же привело всех этих людей в театр, за какими благами они переступили порог храма Мельпомены в этот осенний вечер?
Надо отметить, что целевая аудитория этого конкретного театра, в основном, молодежь – студенты филологи (две девочки сидели прямо за мной обсуждали нашего общего преподавателя по зарубежной литературе), молодые парочки: парни одеты в стиле кэжуал, девушки – в элегантные коктельные платья, а вот пара постарше обсуждает театры Москвы, далее наблюдаю семейный выход в свет пожилой пары со взрослыми детьми, много зрителей-одиночек, пришедших оценить спектакль любимого театра. Вот такая весьма одушевляющая картина предстала передо мной. Надо отметить, что подобная обстановка не во всех театрах (но подробнее об этом мы поговорим в других публикациях).
Театр – это не просто зрелище, это ритуал, который начинается с изучения репертуара и афиш, выбора спектакля, покупки билетов. Театр – это праздник. Можно надеть в меру нарядное платье, ярко накрасить губы, подтолкнуть своего кавалера чтобы тот нарядился в костюм, а не в привычные джинсы… Все эти сборы говорят нам о том, что поход в театр – это способ показать себя и посмотреть на других.
Красивая богемная тусовка, умные разговоры о режиссуре и актерском ремесле, бокал шампанского в буфете, разглядывание галереи портретов в фойе – все это развлечение, приближающие обычного человека к миру прекрасного. Каждый в такие минуты может почувствовать себя настоящим ценителем искусства. Человек, сбежав от быта, работы и обязательств, примеряет на себя новую роль, и чувствует себя по-другому, открывает новые грани своего характера, получает удовольствие от того, что элементарно расширяет кругозор.
К походу в театр нужно относиться как к дегустации хорошего вина – не просто выпить все залпом, а присмотреться к цвету, ощутить аромат, и уж потом сделать глоток.
Но оставим эстетские замашки и романтические свидания в стороне, и начнем приближаться к сути разговора. Театр – это очень простой и доступный способ прикоснуться к прекрасному, прожить чужую жизнь, отключиться от всего, примерить на себя историю, придуманную драматургом, получить удовольствие от игры актеров, от работы режиссера и художника… Театр – это возможность каждый раз проживать новую жизнь.
Да, согласитесь вы, но как же кино? Оно тоже погружает нас в новые миры, а с помощью современных спецэффектов, эти миры практически можно пощупать. А я тогда напомню, что театр – живое искусство. Спектакль хоть и создан заранее, но рождается он только на ваших глазах. Только в театре зритель – прямой участник создания произведения. Да-да, это именно так. Потому что, если артисты покажут представление в абсолютно пустом зале, акта творчества не получится. Спектакль существует только в том момент, когда вы на него смотрите. Фильм, записанный на кассету можно включить в любой момент, но для рождения спектакля в равной мере нужны и зритель, и актер. Стоит только один раз почувствовать на себе это волшебное превращение, как вы станете настоящим поклонником театрального искусства. Мне очень хочется в это верить.
Далее давайте вспомним наши школьные годы. Как просвещали нас учителя литературы – правильно, устраивали культ походы в театры где всегда было вдоволь спектаклей по произведениям школьной программы. Многие мои знакомые до сих пор с ужасом вспоминают походы на трехчасовую оперу «Евгений Онегин». Представляю их ужас – неподготовленную толпу и сразу на лирическую оперу! Видимо, не очень хорошим театралом была и литераторша! Но, отбросив школьные комплексы, поспешу признать, что театр – это прекрасная возможность доступно и быстро познакомиться со множеством произведений, не только литературными, но с потрясающими пьесами и музыкальными и хореографическими произведениями тоже.
Ну и, конечно же, мы ходим в театр, чтобы посмотреть «в живую» на наших любимых актеров. Повезло тем, кто живет в Москве или Петербурге, и имеет возможность ходить на спектакли с Евгением Мироновым, Константином Хабенским, Евгением Вальцем и прочими известными личностями.
А вот когда к нам в Омск привозят, например, «Белую гвардию» МХТ, люд толпой идет на эту четырехчасовую драму не оценивать золотомасочный спектакль, а чтобы прикоснуться к «гению» Хабенсокго и Пореченкова. Я до сих пор вспоминаю, как фанатки, утомленные драматическим действимй, все же нашли запасы энергии чтобы начать прямо на поклоне брать сцену штурмом, дабы облобызать любимых киногероев. Это, разумеется крайность. Но иногда походы «на актера» могут значительно расширить ваш репертуар: например понравился вам кто-то в «Кабале святош», и в решили пойти на другой спектакль с этим актером, и попали на что-нибудь из «новой драмы», или там из Макдонаха – и тогда вы, возможно, угодили в театральные сети надолго!
Более искушенные зрители ходят «на режиссера». Но это уже следующий уровень театральной просвещенности. Если вы начнете разбираться в режиссерских работах, видеть общие места в постановках одного и того же режиссера, понимать его задачи и расшифровывать его замыслы, то поздравляю – вы настоящий театральный спец!
Вот, собственно все основные мотивы людей посещать театр, которые я могу припомнить в данный момент))
Но не стоит забывать, что любой культпоход – это не столько акция для развития вашего «внутреннего эстета» (это, безусловно тоже), но еще и простой способ приятно провести вечер.
Так что сходите в театр!
А я буду колдовать над новой публикацией, в которой расскажу о театральном этикете и жанровом разнообразии сценических постановок.
lunchonthegrass
Lunch on the Grass
Завтрак на траве
Зачем нам нужен театр.
Зачем же нам нужен театр? На мой взгляд театр просто необходим людям в первую очередь для духовного развития. Театр нужен, чтоб увидеть себя со стороны, чтоб увидеть какие-то проблемы, которые возникают у нас в обычной жизни и которые мы может и не замечаем. Людям всегда нужно зеркало, чтоб увидеть какие-то недостатки и чтоб в дальнейшем их исправлять, и таким зеркалом, на мой взгляд, является театр.
Театр- это социокультурный институт, и он выполняет ряд важных функций. Театр приносит людям радость, развлекает, помогает чувствовать какую-то общность с людьми, которые окружают и, конечно же, напоминает человеку кто он есть на самом деле. Современный театр конечно же не стоит на месте. Очень много новых идей, новых постановок, новые молодые режиссеры привносят в старое что-то оригинальное, свое, то что по их мнению интересно людям в данный момент времени. Но иногда это современное видение произведений литературы совершенно не выражает того, о чем хотел сказать драматург, не помогает людям найти какие-то ответы на свои внутренние вопросы и совершенно не способствует духовному развитию. Некоторые постановки замечательных произведений, памятников литературы просто превращаются в балаган и ужасают пошлостью. Может конечно я ханжа, но мне кажется пошлости нам хватает на телевидении и в интернете, а в театр мы приходим чтоб как-то отдохнуть от этого и набраться позитивной энергии…а что вместо этого получаем?!
Например месяц назад я была на спектакле «Идиот» в Малом театре. Этот спектакль поставил Э.Някрошюс. Началось все с того, что подходя к театру я увидела драку между каким-то зрителем и охранниками, и уже создалось какое-то странное настороженное настроение. Затем войдя в театр я узнала, что спектакль начался на час раньше( не в 7,как написано на билете, а в 6), войдя в зал я увидела просто аншлаг! Все места были заняты и было практически невозможно найти место, чтобы смотреть спектакль стоя и видеть все что происходит на сцене. Ну и конечно в голове появилась мысль, что раз такой аншлаг, то это точно стоящий спектакль. Но, посмотрев на сцену, я поняла что это полный кошмар и что Достоевский перевернулся в гробу уже раз сто! Главная сложность была в том, что спектакль шел на литовском языке с переводом в виде бегущей строки. Но это не напрягало настолько, как сама постановка. Постановка была очень странной: все актеры постоянно дергались, у них была очень ломаная пластика, они постоянно издавали какие-то странный звуки, очень напоминающие какуреканья и кваканья. А что самое интересное, бедного актера, который играл Мышкина, постоянно лупасили по голове и обзывали идиотом. Когда я смотрела этот спектакль, у меня начало появляться ощущение, что я или упаду в обморок или у меня случится какой-то нервный припадок. И я вышла из зала, не дождавшись конца первого действия. В фойе ко мне подошла билетерша и рассказала, что за день до этого на этом же спектакле одной зрительнице стало на столько плохо, что ее увезли на скорой, а вторая зрительница в каком-то припадке избила работницу театра. Так что судите сами, настоящее искусство должно приносить позитивные мысли и чувства, духовное умиротворение, а не доводить людей до различных припадков!
Или еще один пример. Недавно прочитала на одном сайте занимательную рецензию на спектакль «Три сестры» А.П.Чехова, который был поставлен в берлинском театре «Шаубюне», и просто ужаснулась, что сделали с бедным Чеховым! Вот цитата из этой статьи: « Вообще в современном переводе Ульрике Цемме чеховский текст местами намеренно спрямлен, ужесточен. Чтобы было яснее достаточно одного примера. «У Наташи романчик с Протопоповым»,- обсуждают герои пьесы. «Наташа спит с Протопоповым»- так звучит эта фраза со сцены «Шаубюне». Фальк Рихтер ставит «Три сестры» не о доме и не о семье, а о скучном современном обществе, где одни делают карьеру, хотя бы и против желания, а другие остаются неудачниками, хотя, наверное, больше всего на свете хотят успеха. Знаменитые чеховские разговоры о будущем здесь не более чем болтовня, которая нужна лишь для того, чтобы заполнить неловкую паузу». Что творится в современном театре? Переворачивание классических произведений просто с ног на голову! Сейчас театр стал популярным и модным развлечением, и публика у театра становится моложе. И что самое интересное, молодежной публике хочется смотреть более классические постановки, в которых мало пошлости и больше доброты и какой-то поучительной мысли.
Я сама играю в театре-студии уже на протяжении нескольких лет. Да, это не профессиональный театр и актеры там молодые парни и девушки едва ли имеющие отношение к театральным вузам, но в наш театр люди приходят снова и снова, потому что мы создаем такую позитивную атмосферу. Мы ставим Чехова, Островского, Пушкина и стараемся сохранять то, что хотел передать, донести до нас всех автор того или иного произведения.
Ребята, которые приходят играть к нам в театр тоже очень меняются в лучшую сторону: начинают больше интересоваться литературой, хорошим кино, меняют взгляды на жизнь, становятся смелее, и это помогает им в их дальнейшей жизни, в работе.
Из всего сказанного мной я делаю такой вывод: театр нам нужен, очень нужен. И не только как развлечение, но и как способ достижения внутренней гармонии и понимания чего-то нового, чего мы не знали и не понимали в жизни и внутри себя. Ведь театр- это зеркало нашей жизни…