Для чего нужен теоретический чертеж судна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА
(Sheer line) — изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на этих плоскостях. Этими плоскостями являются: 1) диаметральная плоскость судна, делящая его по длине на две равные и симметричные части; изображение судна на этой плоскости называется боковым разрезом или просто боком; 2) плоскость уровня воды называется грузовой ватерлинией; изображение судна на ней называется полуширотой, т. к. в силу симметрии судна относительно диаметральной плоскости достаточно вычертить только половину обводов судна; 3) плоскость поперечного сечения судна, перпендикулярная к диаметральной плоскости, называется мидель-шпангоутом; изображение судна на этой плоскости называется корпусом.
В результате рассечения поверхности судна плоскостями, параллельными трем основным плоскостям проекции, получаются три рода обводов судна: ватерлинии, шпангоуты и батоксы.
Смотреть что такое «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА» в других словарях:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА — графическое изображение наружной поверхности корпуса судна, дающее полное представление о форме его обводов. Для всех судов, кроме деревянных, на теоретическом чертеже принято изображать поверхность судна без учета толщины наружной обшивки. Для… … Морской энциклопедический справочник
ЧЕРТЕЖ СУДНА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ — (Line drawing) см. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ШПАНГОУТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ — (Transverse sections) кривая, получаемая при рассечении поверхности судна поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА — (Fore and aft line) продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две равные и симметричные части. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР … Морской словарь
плоскость мидель-шпангоута судна — плоскость мидель шпангоута Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных… … Справочник технического переводчика
ВОЗДУШНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СУДНА — (Air resistance) сопротивление, испытываемое судном при его ходе от лобового действия воздушного потока, образующегося как от самого хода судна, так и от встречного ветра. Приближенный расчет величины В. С. может быть произведен, пользуясь… … Морской словарь
ВАТЕРЛИНИЯ — (Water line) кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
БАТОКСЫ — (Buttock, buttock line) кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
ПОЛУШИРОТА — (Half breadth plane) изображение судна на плоскости уровня воды. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Полуширота … Морской словарь
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА
Полезное
Смотреть что такое «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА» в других словарях:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ СУДНА — (Sheer line) изображение очертаний наружной поверхности судна в трех проекциях. Для этой цели выбирают в судне три основных взаимно перпендикулярные плоскости и на них изображают различные сечения поверхности судна так, как они проектируются на… … Морской словарь
ЧЕРТЕЖ СУДНА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ — (Line drawing) см. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ШПАНГОУТ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ — (Transverse sections) кривая, получаемая при рассечении поверхности судна поперечной плоскостью, перпендикулярной к диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское… … Морской словарь
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ СУДНА — (Fore and aft line) продольная вертикальная плоскость, делящая судно по ширине на две равные и симметричные части. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР … Морской словарь
плоскость мидель-шпангоута судна — плоскость мидель шпангоута Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж. [ГОСТ 1062 80] Тематики корабли и суда Обобщающие термины плоскости и линии для установления главных… … Справочник технического переводчика
ВОЗДУШНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СУДНА — (Air resistance) сопротивление, испытываемое судном при его ходе от лобового действия воздушного потока, образующегося как от самого хода судна, так и от встречного ветра. Приближенный расчет величины В. С. может быть произведен, пользуясь… … Морской словарь
ВАТЕРЛИНИЯ — (Water line) кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, параллельной уровню воды. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
БАТОКСЫ — (Buttock, buttock line) кривые, получаемые от пересечения поверхности судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… … Морской словарь
ПОЛУШИРОТА — (Half breadth plane) изображение судна на плоскости уровня воды. См. Теоретический чертеж судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 Полуширота … Морской словарь
Что такое теоретический чертеж?
«В седьмая выпуске сборника мне понравился катер «Морские сани». Но я не могу разобраться в приведенных чертежах. Мне, например, непонятно, для чего вообще нужен теоретический чертеж? Как пользоваться таблицей плазовых ординат? Что такое полуширота?» Ответы на эти вопросы, заданные Н. А. Шухлиным из Усть-Каменогорска, хотели бы найти в сборнике и многие другие начинающие любители.
С публикацией этой статьи о теоретическом чертеже мы начинаем печатать серию популярных статей об основах проектирования мелких судов, об их мореходных качествах и постройке. Пишите нам о том, на какие именно вопросы нужно подготовить ответы в первую очередь, что непонятно в чертежах и описаниях, публикуемых в сборнике, все ли понятно в этой первой статье.
Даже начинающий любитель обычно обращает внимание на то, насколько разнообразные формы имеют корпуса мелких судов. Морская парусная яхта, тихоходный катер с каютой, гоночная мотолодка, охотничий челн — не нужно быть специалистом, чтобы заметить огромную разницу между ними не только в размерах (длина этих судов может оказаться и одинаковой), не только в оборудовании или, скажем, окраске, но, что самое главное, в форме корпуса. Для каждого судна выбрана своя форма, наиболее полно отвечающая его назначению и условиям плавания. Ведь сразу, например, ясно, что узкий остроносый челн, прекрасно приспособленный для движения на веслах по тихим озерам, заросшим камышом, никому не удастся превратить в глиссирующую мотолодку, рассчитанную на движение под мощным подвесным мотором (зато грести на ней, когда испортится этот мотор, одно мучение!).
Нельзя переоценить значение формы судна, или обводов, как говорят судостроители. От обводов зависит, какую осадку получит судно после спуска на воду, какую оно разовьет скорость, как хорошо будет справляться с волной; словом, от формы корпуса зависят все мореходные и эксплуатационные качества судна. Собственно в том и состоит основная задача конструктора, чтобы для каждого из бесчисленного множества сочетаний самых противоречивых требований подобрать чуть ли не единственно возможную, наилучшую со всех точек зрения, форму корпуса.
Приступая к проектированию, конструктор исходя из заранее сформулированных требуемых качеств судна выбирает его основные размерения и обводы. В дальнейшем он «вписывает» в обводы конструкцию корпуса, располагает оборудование и механическую установку, выполняет расчеты, необходимые для того, чтобы убедиться в безопасности будущего судна и его соответствии заданию. Если затем строитель точно выдержит размеры и обводы, спроектированные конструктором, т. е. форма построенного корпуса будет соответствовать той, которую предусмотрел конструктор, на судне разместится все предусмотренное оборудование и оно будет обладать всеми запроектированными качествами.
Однако мы еще не ответили на такой вопрос — а как же конструктор изображает форму корпуса в масштабе на своих чертежах? А как строитель воспроизводит затем эту форму в дереве или металле в натуральную величину? Ведь корпус любой лодки имеет очень сложную пространственную форму, состоящую из криволинейных поверхностей, причем в большинстве случаев кривизна поверхности изменяется и по длине, и по ширине, и по высоте. Как ее изобразить на плоском листе бумаги?
Пространственная форма корпуса любого судна, какой бы сложной она ни была, может быть совершенно точно изображена на листе бумаги только в трех проекциях в виде совокупности линий пересечения наружной поверхности корпуса тремя системами взаимно перпендикулярных секущих плоскостей. Именно потому, что здесь мы имеем дело с воображаемыми, теоретическими линиями сечений, этот чертеж формы корпуса получил в судостроении название теоретического.
Теоретический чертеж — это основа проекта любого большого или малого судна. Глядя на теоретический чертеж, искушенный в судостроении человек может составить полное представление об обводах судна и его основных качествах. Вот почему и в нашем сборнике при описании того или иного катера (яхты, лодки и т. п.) мы стараемся обязательно поместить его теоретический чертеж или хотя бы его одну из трех — самую интересную и наглядную проекцию, называемую корпусом. А если вы собираетесь построить это судно, вам тем более не обойтись без теоретического чертежа.
Построение теоретического чертежа
Теперь о том, как вычерчивается теоретический чертеж. Положение и количество вертикальных и горизонтальных плоскостей, рассекающих корпус вдоль и поперек, выбирается не произвольно, а в соответствии с установившимися в судостроении правилами. Три из этих плоскостей — диаметральная, основная и плоскость мидель-шпангоута — являются базовыми плоскостями как для построения теоретического чертежа, так и для последующего выполнения по нему всех расчетов и постройки судна.
Диаметральная плоскость (ДП) — вертикальная продольная плоскость симметрии, разделяющая судно на правый и левый борт. Пересечение диаметральной плоскости с наружными поверхностями корпуса дает на боковой проекции линии киля (шпунта), фор- и ахтерштевней и палубы в ДП.
Основная плоскость (ОП) — горизонтальная плоскость, касательная к обшивке корпуса в его самой нижней точке; линия (прямая) пересечения основной плоскости с ДП называется основной линией (ОЛ).
Плоскость мидель-шпангоута (миделя) — вертикальная поперечная плоскость, проходящая посредине длины судна, обычно через наиболее полное поперечное сечение. Эту плоскость обозначают значком
Однако для полной характеристики обводов недостаточно рассечь корпус только двумя плоскостями — по диаметрали (плоскостью ДП) и поперек (плоскостью мидель-шпангоута); так мы получим только общее впечатление о виде корпуса сбоку и форме его поперечного сечений на середине длины. Как мы уже отмечали, Надо рассечь корпус каким-то (и возможно большим) количеством плоскостей, параллельных трем базовым.
По длине корпус рассекается поперечными плоскостями, параллельными плоскости миделя. С поверхностью корпуса эти плоскости образуют так называемые линии шпангоутов. Для того чтобы потом можно было точно воспроизвести обводы и выполнить расчеты, число шпангоутов должно быть достаточно большим (от 6 до 20).
По высоте корпус рассекается несколькими горизонтальными плоскостями, параллельными основной плоскости; их пересечения с поверхностью корпуса дают линии, называемые ватерлиниями.
Наконец, сечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными ДП, образуют линии батоксов.
Теоретический чертеж состоит обычно из трех проекций, на которые проектируются рассмотренные линии: боковой проекции (или просто «бока»), «полушироты» (проекция одной из симметричных половик корпуса на основную плоскость) и «корпуса» (проекция ка плоскость миделя).
На рис. 1 наглядно показано положение основных плоскостей теоретического чертежа, а ка рис. 2 приведен теоретический чертеж мореходного катера. Как видим, теоретический чертеж состоит из совокупности перечисленных линий (батоксов, ватерлиний, шпангоутов) на трех проекциях. Нетрудно заметить, что любая из Этих линий ка двух проекциях изображается в виде прямой и только ка одной — в истинном виде, чаще всего в виде кривой линии.
Прямые линии ка каждой проекции образуют так называемую сетку теоретического чертежа; соответствующие линии сетки должны быть перпендикулярны или параллельны. Для удобства выполнения расчетов и контроля плавкости обводов все одноименные секущие плоскости, а следовательно, и соответствующие линии сетки располагают на равных расстояниях одна от другой.
Так как корпус судна симметричен относительно ДП, на теоретическом чертеже принято изображать лишь одну его половину — один борт. На проекции корпус справа от линии ДП вычерчиваются носовые шпангоуты, слева — кормовые. На проекции полуширота для левого борта изображают обводы ватерлиний и палубы, для правого борта — диагонали.
Проекции теоретического чертежа обычно располагают на листе в следующем порядке: бок — в верхней части чертежа, носом вправо; полушироту — внизу под боком; корпус — слева на одном уровне с боком. Из-за недостатка места часто, особенно при плазовой разбивке чертежа в натуральную величину, проекции совмещают. Например, бок и полуширота могут быть совмещены, а корпус вычерчен отдельно. Нередко корпус размещают на проекции бок, совмещая мидель с ДП.
Теоретический чертеж должен выполняться с высокой точностью, так как от точности чертежа будет зависеть точность расчетов и качество построенного судна. Поэтому масштаб чертежа принимается возможно более крупным (1:5; 1:10; 1:20 или 1:25), а толщина линий чертежа не должна быть более 0,1—0,2 мм. Отклонения от плавности линий и несогласованность положения отдельных точек также не должны превышать эту величину.
Теоретический чертеж деревянного судна с дощатой или реечной обшивкой вычерчивается по наружной обшивке (по внешней ее поверхности), так как обшивка имеет значительную толщину, которую надо учитывать при расчетах. При разбивке на плазе и изготовлении лекал и шпангоутов толщину наружной обшивки надо учитывать, уменьшая размеры, т. е. делая шпангоут уже.
Обшивка малых судов с металлическими, пластмассовыми и фанерными корпусами имеет небольшую толщину, что позволяет строить теоретический чертеж прямо по обводам шпангоутов, т. е. по набору без наружной обшивки (однако, теоретические чертежи фанерных и пластмассовых судов часто выполняются по внешней поверхности наружной обшивки).
Согласоаание линий
Все линии и точки на теоретическом чертеже должны быть строго согласованы. Точки пересечения одноименных линий чертежа должны лежать на одинаковых расстояниях от соответствующих основных плоскостей на всех проекциях. Например, расстояние от точки пересечения батокса (рис. 3) с ВЛ1 до шп. 5 на полушироте должно быть равно соответствующему расстоянию на боку, а высота этой точки над ОЛ должна соответствовать этой высоте на корпусе. Подобным образом согласовываются все точки теоретического чертежа. Несогласованность точек (разница в расстояниях — ординатах, которые должны быть одинаковыми) обычно должна быть менее толщины линии теоретического чертежа (0,1—0,2 мм).
Неточно построенный теоретический чертеж не пригоден для постройки судна; его использование может привести к необходимости переделок. Поэтому в мелком судостроении теоретический чертеж для постройки судна всегда вычерчивают в натуральную величину на плазе — на ровном полу или на фанерных щитах. Допустимые отклонения при выполнении плазовых и шаблонных работ не должны превышать 1—2 мм.
Таблица плазовых ординат
Для того чтобы перейти от теоретического чертежа, выполненного в масштабе при проектировании, к теоретическому чертежу в натуральных размерах, необходимому для постройки судна, составляется таблица плазовых ординат. В этой таблице указывают размеры (ординаты) в натуральную величину, т. е. размеры, снятые с теоретического чертежа, выполненного в масштабе, и умноженные на масштаб. Ординаты задаются для всех кривых линий теоретического чертежа по шпангоутам и группируются по проекциям. В одной группе задаются высоты над основной линией кривых батоксов, борта при палубе, скулы, киля; в другой группе — полушироты от ДП ватерлиний, скулы; шпунта и линии борта при палубе; в третьей — ординаты рыбин. Некоторые размеры, например, для построения очертаний штевней и плавников, не включаются в таблицу плазовых ординат, а обычно указываются на самом теоретическом чертеже.
Разумеется, чтобы пользоваться таблицей плазовых ординат, надо знать, на каких расстояниях одна от другой расположены секущие плоскости, т. е. шпацию — расстояние между шпангоутами, а также расстояния между ватерлиниями и расстояние между батоксами.
Известно, что положение любой точки в пространстве однозначно определяется тремя координатами от трех взаимно перпендикулярных базовых плоскостей.
Таблица ординат и представляет собой набор координат, с помощью которых задается положение большего количества точек, фиксирующих в пространстве положение поверхности судового корпуса. Таким образом цифрами в очень удобном табличном виде может быть «запрограммировано» сколь угодно сложная форма корпуса катера или яхты.
Для постройки лодки практически нужна только одна проекция теоретического чертежа — корпус. Полуширота и бок нужны только для согласования.
При плазовой разбивке обнаруживаются и устраняются погрешности, допущенные при построении теоретического чертежа в масштабе, согласуются все линии и окончательно корректируется таблица плазовых ординат.
Положение теоретических линий элементов корпуса
При разбивке на плазе пробиваются все теоретические линии элементов конструкций и уже по ним снимают необходимые размеры и шаблоны.
Рассмотрим, например, порядок построения обвода по 4-му шпангоуту мореходного катера, теоретический чертеж которого приведен в статье. На плазовом щите-, собранном из листов фанеры, размечают две взаимно перпендикулярные линии — ОЛ и ДП. Затем параллельно основной проводят на заданных расстояниях шесть ватерлиний, а параллельно ДП (и следовательно, перпендикулярно OЛ) — два батокса. Теперь нужно мысленно выделить в таблице плазовых ординат Столбец, относящийся к шп. 4. Вверх от ОЛ откладывают высоты по шпунту, батоксам и до линии борта. Вправо (и влево при построении полного обвода) от ДП откладывают полушироты 1 по ватерлиниям и до линии борта. Все размеры из таблицы проставлены на рис. 5. Пользуясь гибкой деревянной рейкой, по полученным точкам можно прочертить линию обвода шпангоута.
Места наибольшего изгиба по скуле и у киля дополнительно проверяют по ординатам рыбин Д1 и Д2.
В случае построения проекций полушироты (рис. 6) и бока поступают аналогичным образом, выделяя в таблице уже другие строки необходимых линий.
Таблица плазовых ординат может иметь и другую форму, отличающуюся от показанной, но принцип построения ее будет аналогичным.
§ 8. Назначение и принцип построения теоретического чертежа
Выше мы познакомились с различными характеристиками формы корпуса по отдельным его элементам. Однако, зная эти характеристики, мы не можем получить конкретного представления о форме корпуса судна.
Полное представление о форме корпуса судна, необходимое для определения его мореходных качеств и постройки корпуса, дает теоретический чертеж, выполненный графически методом на три взаимно перпендикулярные плоскости (рис. 9).
Перед тем как начать построение теоретического чертежа, представим себе мысленно пересечение корпуса судна вспомогательными плоскостями, параллельными главным плоскостям, которыми являются: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута. Линии сечений, получившиеся при этом, образуют как бы каркас корпуса, который дает нам уже полное представление о его форме. Проекции этих линий на главные взаимно перпендикулярные плоскости соответственно называются боком, широтою и корпусом.
Линии сечения поверхности корпуса вспомогательными вертикальными плоскостями, параллельными диаметральной плоскости, называются батоксами. На проекции бок батоксы спроектируется в своем истинном виде, а на двух других — в виде прямых линий.
Линии, полученные от пересечения поверхности корпуса горионтальными плоскостями, параллельными основной плоскости, называются ватерлиниями. На проекции широты ватерлинии спроектируются в своем истинном виде, а на двух других — прямыми линиями.
И, наконец, линии, полученные от пересечения корпуса вертикальными плоскостями, параллельными плоскости мидель-шпангоута, называются теоретическим и шпангоутами. На проекции корпуса линии спроектируются в истинном виде, а на двух других— прямыми линиями.
Расстояние между шпангоутами называется шпацией. Совокупность проекций сечения корпуса, имеющих вид прямых линий, образует так называемую сетку теоретического чертежа. При построении этой сетки конструктивная ватерлиния делится на двадцать равных частей — теоретических шпаций и через деления проводятся теоретические шпангоуты. Нумерация шпангоутов производится с носа в корму.
За нулевой шпангоут принимается носовой перпендикуляр, а кормовой перпендикуляр обозначается 20-м шпангоутом. Число равноотстоящих ватерлиний до КВЛ составляет 7—9 (включая ОП и КВЛ). Для построения борта выше КВЛ проводят еще несколько равноотстоящих ватерлиний. Число батоксов на один борт обычно берется 2—3.
Все линии изображения сечений корпуса на теоретическом чертеже должны быть очень строго согласованы между собой на всех трех проекциях.
Поскольку форма бортов корпуса судна всегда симметрична относительно ДП, то ограничиваются построением ватерлиний и шпангоутов только для одной половины корпуса судна (по одному борту). В этом случае проекция ватерлиний называется полуширотой, а на проекции корпуса только обвод мидель-шпангоута изображается полностью, на оба борта, а остальные шпангоуты половинками: справа от ДП шпангоуты, идущие в нос от миделя, а слева — в корму.
При вычерчивании корпуса судна, имеющего цилиндрическую вставку, на протяжении которой обводы шпангоутов одинаковы (и равны мидель-шпангоуту), на проекции бок теоретического чертежа в районе этой цилиндрической вставки делается разрыв и, с целью сокращения площади всего чертежа, в этом разрыве изображается проекция корпуса, перенесенная с правой части чертежа.
Для наглядной демонстрации формы наружной поверхности корпуса судна по теоретическому чертежу изготовляют в масштабе модель, которая называется блок-моделью.
Теоретический чертеж вычерчивается в масштабах 1 :25, 1 : 50 или 1 : 100 и, в исключительных случаях, 1:200 натуральной величины.
Теоретический чертеж корпуса является одним из основных технических документов, служащих для разработки проекта постройки, эксплуатации и ремонта судна.
Прогрессивным способом разбивки является масштабно-плазовая разбивка судового корпуса, выполняемая на специальных плаз-щитах в масштабе 1:10 или 1:5 и масштабные чертежи раскроя листов для фотопроекционной разметки и газовой вырезки корпусных деталей. С масштабных чертежей снимают фотокопию, с которой (при помощи проекционной аппаратуры, установленной на участке цеховой разметки) изображение деталей воспроизводится в натуральную величину на поверхности размечаемого материала, фиксируется на нем, после чего материал поступает на обработку.
При масштабной разбивке трудоемкие и сложные работы, связанные с определением, построением и согласованием форм корпусных деталей и раскроем материала, выполняют не на плазе, а в разметочном бюро. При этом применяют счетно-решающие машины и оборудование с программным- управлением и вместо графических построений выполняют в возможно большем объеме аналитические расчеты.
Применение этого метода снижает общую трудоемкость плазовых и разметочных работ более чем в два раза.