Для чего нужен транслятор какие два способа трансляции существуют
Процесс трансляции
Кувшинов Д.Р.
Основные определения
Исходный код source code –– фрагмент текста, написанный на исходном языке для некоторого транслятора, “программа” как текст.
Если для компилятора помимо собственно целевого языка имеет значение способ оформления результирующих файлов и иные особенности операционной среды (обычно задаваемые выбором целевой ОС), то говорят о целевой платформе. Если целевая платформа не совпадает (не является надмножеством) платформы, на которой запущен сам компилятор, то процесс такой компиляции называется кросс-компиляцией (например, на GNU/Linux компилируется код, который будет затем запускаться на Windows).
Ассемблер assembler — транслятор, исходным языком которого является стандартизованная текстовая форма машинного кода (удобная для человека — ассемблерный код assembly ), а целевым языком — машинный код. Ассемблер можно считать видом компилятора, но традиционно термин “компилятор” применяется только по отношению к трансляторам с исходных языков высокого уровня.
Дизассемблер disassembler — транслятор, исходным языком которого является машинный код, а целевым языком — ассемблерный код. Дизассемблеры, как правило, принимают на вход исполняемые файлы и библиотеки в машинном коде.
Объектный файл object –– результат работы компилятора в случае использования отдельной программы-компоновщика. Как правило, содержит специальным образом оформленный машинный код (объектный код object code ).
“Object code” тоже можно перевести как “целевой код”, и он действительно является целевым для компилятора. Однако такой перевод может вызвать путаницу с точки зрения разделения “целевого языка” вообще или фрагмента программы на этом языке и промежуточного файла, принимаемого компоновщиком (см. ниже) — “объекта”.
Машинный код machine code –– язык, интерпретатором которого является некоторый процессор (“машина”).
Исполняемый файл executable –– оформленная в виде файла стандартного формата (для определённой ОС) программа в машинном коде, которую можно немедленно запустить на исполнение. В ОС Windows исполняемые файлы традиционно помечаются разрешением exe.
Модуль module — многозначное слово. В зависимости от контекста применения возможны следующие толкования:
Специальным образом оформленная единица исходного кода, задающая свою область видимости. Во многих языках (включая C, с той поправкой, что интерфейс модуля предоставляется в виде отдельного заголовочного файла) совпадает с файлом исходного кода и единицей трансляции. Такой модуль может иметь имя, доступное из программы (например, юнит в Pascal, в C — просто имя заголовочного файла, используемое в директиве include).
Объявление declaration — языковая конструкция, заявляющая о наличии среди используемых в сборке единиц трансляции и библиотек некоторой сущности (глобальной переменной, функции, типа) и предоставляющая компилятору необходимый минимум сведений об этой сущности. В частности, объявление функции состоит из заголовка функции, что позволяет компилятору оформить вызов функции в объектном коде. А уже на этапе компоновки будет достаточно проставить реальный адрес вызываемой функции.
Определение definition — полное описание некоторой сущности (переменной, функции, типа) на языке программирования.
Правило одного определения one definition rule, ODR в C++:
Программа, нарушающая первую часть ODR может быть скомпилирована без ошибок, но привести к ошибкам компоновки. Программа, нарушающая вторую часть ODR приведёт к ошибкам компиляции.
В некоторых случаях допускаются послабления правила одного определения, но при условии, что повторяющиеся определения полностью идентичны друг другу. См. подробнее здесь.
Точка входа entry point –– адрес в модуле (исполняемом файле или библиотеке), с которого можно начать выполнение кода. Адрес может иметь символическое имя, записанное в специальной таблице внутри модуля. Часто это имя просто совпадает с именем соответствующей функции в исходном коде. В C и C++ определена стандартная точка входа для исполняемых файлов — функция main.
Транслятор
Трансля́тор — программа или техническое средство, выполняющее трансляцию программы. [1] [2]
Трансляция программы — преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в программу на другом языке и, в определённом смысле, равносильную первой. [1]
Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, формирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д. [1]
Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа — исходным кодом. Выходной язык называется целевым языком или объектным кодом.
В общем случае понятие трансляции относится не только к языкам программирования, но и к другим языкам — как формальным компьютерным (вроде языков разметки типа HTML), так и естественным (русскому, английскому и т. п.). [3] [4]
Содержание
Виды трансляторов
Реализации
Цель трансляции — преобразовать текст с одного языка на другой, который понятен адресату текста. В случае программ-трансляторов, адресатом является техническое устройство (процессор) или программа-интерпретатор.
Язык процессоров (машинный код) обычно является низкоуровневым. Существуют платформы, использующие в качестве машинного язык высокого уровня (например, iAPX-432 [5] ), но они являются исключением из правила в силу сложности и дороговизны. Транслятор, который преобразует программы в машинный язык, принимаемый и исполняемый непосредственно процессором, называется компилятором. [6]
Процесс компиляции как правило состоит из нескольких этапов: лексического, синтаксического и семантического анализов, генерации промежуточного кода, оптимизации и генерации результирующего машинного кода. Помимо этого, программа как правило зависит от сервисов, предоставляемых операционной системой и сторонними библиотеками (например, файловый ввод-вывод или графический интерфейс), и машинный код программы необходимо связать с этими сервисами. Связывание со статическими библиотеками выполняется редактором связей или компоновщиком (который может представлять собой отдельную программу или быть частью компилятора), а с операционной системой и динамическими библиотеками связывание выполняется при начале исполнения программы загрузчиком.
Достоинство компилятора: программа компилируется один раз и при каждом выполнении не требуется дополнительных преобразований. Соответственно, не требуется наличие компилятора на целевой машине, для которой компилируется программа. Недостаток: отдельный этап компиляции замедляет написание и отладку и затрудняет исполнение небольших, несложных или разовых программ.
В случае, если исходный язык является языком ассемблера (низкоуровневым языком, близким к машинному языку), то компилятор такого языка называется ассемблером.
Другой метод реализации — когда программа исполняется с помощью интерпретатора вообще без трансляции. Интерпретатор программно моделирует машину, цикл выборки-исполнения которой работает с командами на языках высокого уровня, а не с машинными командами. Такое программное моделирование создаёт виртуальную машину, реализующую язык. Этот подход называется чистой интерпретацией. [6] Чистая интерпретация применяется как правило для языков с простой структурой (например, АПЛ или Лисп). Интерпретаторы командной строки обрабатывают команды в скриптах в UNIX или в пакетных файлах (.bat) в MS-DOS также как правило в режиме чистой интерпретации.
Достоинство чистого интерпретатора: отсутствие промежуточных действий для трансляции упрощает реализацию интерпретатора и делает его удобнее в использовании, в том числе в диалоговом режиме. Недостаток — интерпретатор должен быть в наличии на целевой машине, где должна исполняться программа. Также, как правило, имеется более или менее значительный проигрыш в скорости. А свойство чистого интерпретатора, что ошибки в интерпретируемой программе обнаруживаются только при попытке выполнения команды (или строки) с ошибкой, можно признать как недостатком, так и достоинством.
Существуют компромиссные между компиляцией и чистой интерпретацией варианты реализации языков программирования, когда интерпретатор перед исполнением программы транслирует её на промежуточный язык (например, в байт-код или p-код), более удобный для интерпретации (то есть речь идёт об интерпретаторе со встроенным транслятором). Такой метод называется смешанной реализацией. [6] Примером смешанной реализации языка может служить Perl. Этот подход сочетает как достоинства компилятора и интерпретатора (бо́льшая скорость исполнения и удобство использования), так и недостатки (для трансляции и хранения программы на промежуточном языке требуются дополнительные ресурсы; для исполнения программы на целевой машине должен быть представлен интерпретатор). Также, как и в случае компилятора, смешанная реализация требует, чтобы перед исполнением исходный код не содержал ошибок (лексических, синтаксических и семантических).
По мере увеличения ресурсов компьютеров и расширения гетерогенных сетей (в том числе Интернета), связывающих компьютеры разных типов и архитектур, выделился новый вид интерпретации, при котором исходный (или промежуточный) код компилируется в машинный код непосредственно во время исполнения, «на лету». Уже скомпилированные участки кода кэшируются, чтобы при повторном обращении к ним они сразу получали управление, без перекомпиляции. Этот подход получил название динамической компиляции.
Достоинством динамической компиляции является то, что скорость интерпретации программ становится сравнимой со скоростью исполнения программ в обычных компилируемых языках, при этом сама программа хранится и распространяется в единственном виде, независимом от целевых платформ. Недостатком является бо́льшая сложность реализации и бо́льшие требования к ресурсам, чем в случае простых компиляторов или чистых интерпретаторов.
Смешение понятий трансляции и интерпретации
Трансляция и интерпретация — разные процессы: трансляция занимается переводом программ с одного языка на другой, а интерпретация отвечает за исполнение программ. Однако, поскольку целью трансляции как правило является подготовка программы к интерпретации, то эти процессы обычно рассматриваются вместе. Например, языки программирования часто характеризуются как «компилируемые» или «интерпретируемые», в зависимости от того, преобладает при использовании языка компиляция или интерпретация. Причём практически все языки программирования низкого уровня и третьего поколения, вроде ассемблера, Си или Модулы-2, являются компилируемыми, а более высокоуровневые языки, вроде Python или SQL, — интерпретируемыми.
С другой стороны, существует взаимопроникновение процессов трансляции и интерпретации: интерпретаторы могут быть компилирующими (в том числе с динамической компиляцией), а в трансляторах может требоваться интерпретация для конструкций метапрограммирования (например, для макросов в языке ассемблера, условной компиляции в Си или шаблонов в C++).
Более того, один и тот же язык программирования может и транслироваться, и интерпретироваться, и в обоих случаях должны присутствовать общие этапы анализа и распознавания конструкций и директив исходного языка. Это относится и к программным реализациям, и к аппаратным — так, процессоры семейства x86 перед исполнением инструкций машинного языка выполняют их декодирование, выделяя в опкодах поля операндов (регистров, адресов памяти, непосредственных значений), разрядности и т. п., а в процессорах Pentium с архитектурой NetBurst тот же самый машинный код перед сохранением во внутреннем кэше дополнительно транслируется в последовательность микроопераций.
Примечания
Можно привести ряд других примеров, в которых архитектура разработанных серий вычислительных машин базировалась или сильно зависела от некоторой модели структуры программы. Так, серия GE/Honeywell Multics основывалась на семантической модели выполнения программ, написанных на языке ПЛ/1. В Burroughs (англ.) B5500, B6700 … B7800 прототипом послужила модель программы этапа выполнения, написанной на расширенном языке Алгол. …
Процессор i432, подобно этим ранним архитектурам, также базируется на семантической модели структуры программы. Однако, в отличие от своих предшественников, i432 не основывается на модели некоторого конкретного языка программирования. Вместо этого, основной целью разработчиков было обеспечение непосредственной поддержки на этапе выполнения как для абстрактных данных (то есть программирование с абстрактными типами данных), так и для доменно-ориентированных операционных систем. …
Язык Ада поддерживает объектно-базированное программирование, что и послужило причиной выбора его в качестве основного языка программирования для i432.
Транслятор
Содержание
Транслятор обычно выполняет также диагностику ошибок, форирует словари идентификаторов, выдаёт для печати тексты программы и т. д.
Трансляция программы — преобразование программы, представленной на одном из языков программирования, в программу на другом языке и, в определённом смысле, равносильную первой.
Язык, на котором представлена входная программа, называется исходным языком, а сама программа — исходным кодом. Выходной язык называется целевым языком или объектным кодом.
Понятие трансляции относится не только к языкам программирования, но и к другим компьютерным языкам, вроде языков разметки, аналогичных HTML, и к естественным языкам, вроде английского или русского. Однако данная статья только о языках программирования, о естественных языках см.: Перевод.
Виды трансляторов
Реализации
Цель трансляции — преобразовать текст с одного языка на другой, который понятен адресату текста. В случае программ-трансляторов, адресатом является техническое устройство (процессор) или программа-интерпретатор.
Язык процессоров (машинный код) обычно является низкоуровневым. Существуют платформы, использующие в качестве машинного язык высокого уровня (например, iAPX-432
Шаблон:Начало цитаты Можно привести ряд других примеров, в которых архитектура разработанных серий вычислительных машин базировалась или сильно зависела от некоторой модели структуры программы. Так, серия GE/Honeywell Multics основывалась на семантической модели выполнения программ, написанных на языке ПЛ/1. В Шаблон:Не переведено B5500, B6700 … B7800 прототипом послужила модель программы этапа выполнения, написанной на расширенном языке Алгол. …
Процессор i432, подобно этим ранним архитектурам, также базируется на семантической модели структуры программы. Однако, в отличие от своих предшественников, i432 не основывается на модели некоторого конкретного языка программирования. Вместо этого, основной целью разработчиков было обеспечение непосредственной поддержки на этапе выполнения как для абстрактных данных (то есть программирование с абстрактными типами данных), так и для доменно-ориентированных операционных систем. …
Язык Ада поддерживает объектно-базированное программирование, что и послужило причиной выбора его в качестве основного языка программирования для i432. Шаблон:Конец цитаты ), но они являются исключением из правила в силу сложности и дороговизны. Транслятор, который преобразует программы в машинный язык, принимаемый и исполняемый непосредственно процессором, называется компилятором.
Процесс компиляции как правило состоит из нескольких этапов: лексического, синтаксического и Шаблон:Не переведено, генерации промежуточного кода, оптимизации и генерации результирующего машинного кода. Помимо этого, программа как правило зависит от сервисов, предоставляемых операционной системой и сторонними библиотеками (например, файловый ввод-вывод или графический интерфейс), и машинный код программы необходимо связать с этими сервисами. Связывание со статическими библиотеками выполняется редактором связей или компоновщиком (который может представлять из себя отдельную программу или быть частью компилятора), а с операционной системой и динамическими библиотеками связывание выполняется при начале исполнения программы загрузчиком.
Достоинство компилятора: программа компилируется один раз и при каждом выполнении не требуется дополнительных преобразований. Соответственно, не требуется наличие компилятора на целевой машине, для которой компилируется программа. Недостаток: отдельный этап компиляции замедляет написание и отладку и затрудняет исполнение небольших, несложных или разовых программ.
В случае, если исходный язык является языком ассемблера (низкоуровневым языком, близким к машинному языку), то компилятор такого языка называется ассемблером.
Противоположный метод реализации — когда программа исполняется с помощью интерпретатора вообще без трансляции. Интерпретатор программно моделирует машину, цикл выборки-исполнения которой работает с командами на языках высокого уровня, а не с машинными командами. Такое программное моделирование создаёт виртуальную машину, реализующую язык. Этот подход называется чистой интерпретацией. Чистая интерпретация применяется как правило для языков с простой структурой (например, АПЛ или Лисп). Интерпретаторы командной строки обрабатывают команды в скриптах в UNIX или в пакетных файлах (.bat) в MS-DOS также как правило в режиме чистой интерпретации.
Достоинство чистого интерпретатора: отсутствие промежуточных действий для трансляции упрощает реализацию интерпретатора и делает его удобнее в использовании, в том числе в диалоговом режиме. Недостаток — интерпретатор должен быть в наличии на целевой машине, где должна исполняться программа. А свойство чистого интерпретатора, что ошибки в интерпретируемой программе обнаруживаются только при попытке выполнения команды (или строки) с ошибкой, можно признать как недостатком, так и достоинством.
Существуют компромиссные между компиляцией и чистой интерпретацией варианты реализации языков программирования, когда интерпретатор перед исполнением программы транслирует её на промежуточный язык (например, в байт-код или p-код), более удобный для интерпретации (то есть речь идёт об интерпретаторе со встроенным транслятором). Такой метод называется смешанной реализацией. Примером смешанной реализации языка может служить Perl. Этот подход сочетает как достоинства компилятора и интерпретатора (бо́льшая скорость исполнения и удобство использования), так и недостатки (для трансляции и хранения программы на промежуточном языке требуются дополнительные ресурсы; для исполнения программы на целевой машине должен быть представлен интерпретатор). Также, как и в случае компилятора, смешанная реализация требует, чтобы перед исполнением исходный код не содержал ошибок (лексических, синтаксических и семантических).
По мере увеличения ресурсов компьютеров и расширения гетерогенных сетей (в том числе интернета), связывающих компьютеры разных типов и архитектур, выделился новый вид интерпретации, при котором исходный (или промежуточный) код компилируется в машинный код непосредственно во время исполнения, «на лету». Уже скомпилированные участки кода кешируются, чтобы при повторном обращении к ним они сразу получали управление, без перекомпиляции. Этот подход получил название динамической компиляции.
Достоинством динамической компиляции является то, что скорость интерпретации программ становится сравнимой со скоростью исполнения программ в обычных компилируемых языках, при этом сама программа хранится и распространяется в единственном виде, независимом от целевых платформ. Недостатком является бо́льшая сложность реализации и бо́льшие требования к ресурсам, чем в случае простых компиляторов или чистых интерпретаторов.
Смешение понятий трансляции и интерпретации
Трансляция и интерпретация — разные процессы: трансляция занимается переводом программ с одного языка на другой, а интерпретация отвечает за исполнение программ. Однако, поскольку целью трансляции как правило является подготовка программы к интерпретации, то эти процессы обычно рассматриваются вместе. Например, языки программирования часто характеризуются как «компилируемые» или «интерпретируемые», в зависимости от того, преобладает при использовании языка компиляция или интерпретация. Причём практически все языки программирования низкого уровня и третьего поколения, вроде ассемблера, Си или Модулы-2, являются компилируемыми, а более высокоуровневые языки, вроде Python или SQL, — интерпретируемыми.
С другой стороны, существует взаимопроникновение процессов трансляции и интерпретации: интерпретаторы могут быть компилирующими (в том числе с динамической компиляцией), а в трансляторах может требоваться интерпретация для конструкций метапрограммирования (например, для макросов в языке ассемблера, условной компиляции в Си или для шаблонов в C++).
Более того, один и тот же язык программирования может и транслироваться, и интерпретироваться, и в обоих случаях должны присутствовать общие этапы анализа и распознавания конструкций и директив исходного языка. Это относится и к программным реализациям, и к аппаратным — так, процессоры семейства x86 перед исполнением инструкций машинного языка выполняют их декодирование, выделяя в опкодах поля операндов (регистров, адресов памяти, непосредственных значений), разрядности и т. п.
Принципы трансляции программ
Транслятор – это программа, которая переводит входную программу на исходном (входном) языке в эквивалентную ей выходную программу на результирующем (выходном) языке.
В определении транслятора, как и в его работе, участвует три программы.
Во-первых, сам транслятор – программа. Он входит в состав СПО, представляет собой набор машинных команд и данных и выполняется компьютером в рамках ОС.
Во-вторых, исходными данными для транслятора является текст входной программы. Как правило, это файл, содержащий текст программы и удовлетворяющий синтаксическим и семантическим требованиям входного языка.
В-третьих, выходными данными транслятора является текст результирующей программы, которая строится по синтаксическим правилам, заданным в выходном языке транслятора.
Важным требованием в определении транслятора является эквивалентность программ на входе и выходе. Нарушение этого требования делает работу транслятора бесполезной.
С точки зрения принципа работы транслятор выступает как переводчик: преобразует предложения входного языка в эквивалентные им предложения выходного языка. Кроме того, само слово «транслятор» означает «переводчик».
Кроме понятия «транслятор» широко применяется близкое понятие «компилятор».
Компилятор – это транслятор, осуществляющий перевод исходной программы в эквивалентную ей объектную программу на языке ассемблера. Отличие компилятора от транслятора состоит в том, его входная (результирующая) программа должна быть написана на языке машинных команд или на ассемблере. Результат работы транслятора может быть написан на любом языке.
Всякий компилятор является транслятором, но не всякий транслятор является компилятором.
Слово «компилятор» соответствует английскому «составитель», «компоновщик». Выданная компилятором программа или код не может непосредственно выполняться на компьютере из-за того, что не привязана к конкретной области памяти с кодами и данными. Компиляторы – самый распространенный вид трансляторов. Если трансляторы и компиляторы во многом похожи, то существуют принципиально отличное от них понятие интерпретатора.
Интерпретатор – это программа, которая воспринимает входную программу на исходном языке и выполняет ее.
Интерпретатор в отличие от транслятора не выдает результирующую программу или код. После анализа текста исходной программы интерпретатор сразу же ее выполняет в соответствии с ее смыслом. Интерпретатор преобразует исходную программу в машинные коды, которые не доступны пользователю. Машинные коды порождаются интерпретатором, исполняются и уничтожаются.
На этапе анализа распознается текст исходной программы, создаются и заполняются таблицы идентификаторов. Результатом анализа является некое внутреннее представление программы, понятное компилятору.
На этапе синтеза из внутреннего представления программы и информации из таблицы идентификаторов, получается результирующая объектная программа.
Рис.3.2. Компиляция программ
В составе компилятора присутствует часть, ответственная за анализ и исправление ошибок. При наличии ошибок в тексте исходной программы пользователь должен получить максимально полную информацию о типе ошибки и месте ее возникновения.
Компилятор с точки зрения теории формальных языков выполняет две основные функции:
1) он является распознавателем для языка исходной программы. Получает на вход цепочку символов входного языка, проверяет ее принадлежность языку и выявляет правила, по которым эта цепочка построена;
2) он генерирует результирующую программу. На выходе создается цепочка выходного языка по определенным правилам. Распознавателем сгенерированной цепочки объектной программы будет выступать вычислительная система.
Кратко представим функции основных фаз компиляции:
Лексический анализ. Эту часть компилятора выполняет сканер, который читает литеры программы (символы) на исходном языке и строит из них слова (лексемы) исходного языка. На входе сканера (лексического анализатора) текст исходной программы, выходная информация передается для дальнейшей обработки на этап синтаксического разбора.
Синтаксический разбор − это основная часть компилятора на этапе анализа. Здесь в тексте исходной программы выделяются синтаксические конструкции. Кроме того, проверяется синтаксическая правильность программы.
Семантический анализ − это часть компилятора, проверяющая часть текста исходной программы с точки зрения семантики входного языка.
Подготовка к генерации кода − на этой фазе компилятор выполняет предварительные действия, непосредственно связанные с синтезом текста результирующей программы: идентификация элементов языка, распределение памяти и т.п. Эта подготовка ещё не ведёт к порождению текста на выходном языке.
Генерация кода − это фаза, на которой непосредственно порождаются команды, составляющие предложения выходного языка и текст результирующей программы в целом. Фаза генерации кода основная на этапе синтеза результирующей программы. Кроме этого, генерация обычно включает в себя и оптимизацию. Оптимизация − это процесс, связанный с обработкой уже порожденного текста и оказывающий существенное влияние на качество и эффективность результирующей программы.
Таблицы идентификаторов – это специальным образом организованные наборы данных, которые хранят информацию об элементах исходной программы. Содержимое таблицы идентификаторов используется для порождения текста результирующей программы. В процессе компиляции нужно хранить информацию о переменных, константах, функциях и т.п. Конкретный состав таблицы идентификаторов зависит от используемого входного языка программирования.
Порядок выполнения фаз компиляции может меняться в разных вариантах компиляторов. В одних компиляторах просмотр текста исходной программы сопровождается выполнением всех фаз компиляции и получением результата − объектного кода. В других − над исходным текстом выполняются только некоторые фазы компиляции, и получается не конечный результат, а набор некоторых промежуточных данных, которые снова подвергаются обработке. Причем несколько раз. Реальные компиляторы транслируют текст исходной программы за несколько проходов. Проход − это процесс последовательного чтения компилятором данных из внешней памяти, их обработки и записи результата во внешнюю память. Чаще всего один проход включает в себя выполнение одной или нескольких фаз компиляции. В качестве внешней памяти могут выступать любые носители информации − ОП, накопители на магнитных дисках, лентах и т.д. При выполнении каждого прохода компилятору доступна информация, полученная в результате всех предыдущих проходов. Но, как правило, в первую очередь используется информация, полученная на проходе, непосредственно предшествующему текущему. Информация, получаемая компилятором при выполнении проходов, недоступна пользователю. Человек, компилирующий свою программу, видит только исходный текст программы и результирующую объектную программу. Очевидно, что цель разработчиков компиляторов − максимально сократить количество проходов. Это необходимо для увеличения скорости работы компилятора и уменьшения объема необходимой ему памяти. Идеал − однопроходный компилятор, получающий на вход исходную программу и сразу же генерирующий результирующую объектную программу.
Но сократить число проходов не всегда возможно. Количество проходов определяется, прежде всего, грамматикой и семантическими правилами исходного языка. Чем сложнее грамматика языка и чем больше вариантов предполагают семантические правила − тем больше проходов будет выполнять компилятор. Например, компиляторы с языка Pascal работают быстрее, чем компиляторы с языка С из-за того, что грамматика языка Pascal более проста, а семантические правила более жёсткие.
Однопроходные компиляторы − редкость, они возможны только для очень простых языков. Реальные компиляторы выполняют от двух до пяти проходов и являются многопроходными. Например, трехпроходный компилятор работает так:
− первый проход − лексический анализ;
− второй − синтаксический разбор и семантический анализ;