Для чего нужен траволатор в аэропорту
Траволатор
Траволатор
Травола́тор (травала́тор, травела́тор, траволя́тор) — движущаяся бесступенчатая дорожка, позволяющая ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Содержание
Происхождение термина
Название было позаимствовано из английского языка, где для данного устройства тоже нет единого варианта написания: travelator, travellator и trav-o-lator.
Ещё траволатор называют «бегущей дорожкой», «движущимся тротуаром» или «пассажирским конвейером».
Сфера применения
Траволаторами обычно оборудуют крупные торговые комплексы, аэропорты, вокзалы, выставочные комплексы.
Траволаторы строятся как наклонные (то есть как замена эскалаторам), так и горизонтальные (из-за этого возможности применения траволаторов шире, чем эскалаторов). Причём у наклонного траволатора есть существенный плюс перед эскалатором — из-за отсутствия ступеней на траволаторе гораздо удобнее и легче перемещаться с детской и инвалидной колясками или продуктовой тележкой. С другой стороны, отсутствие ступеней порождает и недостаток траволатора — его наклон не может быть достаточно крутым, в отличие от эскалатора.
Использование
Траволаторы установлены:
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Траволатор» в других словарях:
Движущийся тротуар — Экспериментальная 185 и метровая дорожка скоростного траволатора в парижском метро Дорожка в монреальском метро Траволатор (травалатор, травелатор, траволятор) движущаяся бесступенчатая дорожка, позволяющая ускорить или облегчить передвижение… … Википедия
Эскалатор — эскалаторы типа ЛТ … Википедия
Лифт — У этого термина существуют и другие значения, см. Лифт (значения). Вариант пиктограммы лифта … Википедия
Канатная дорога — Канатная дорога … Википедия
Электрокар — Электрокар, электротележка, платформенная тележка(от электро… и англ. car тележка) электромобиль упрощенной конструкции, колёсная тележка с приводом от электродвигателя, питающегося от аккумуляторов. Содержание 1 Общие сведения 2 … Википедия
Домкрат — Автомобильный домкрат Домкрат (от нидерл. dommekracht) стационарный, переносный или передвижной механизм для подъёма опирающегося на него … Википедия
Нория — Сюда перенаправляется запрос «Элеватор (механизм)». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Вилочный погрузчик — Toyota … Википедия
Конвейер — У этого термина существуют и другие значения, см. Конвейер (значения). Не следует путать с Конвейерное производство. Ленточный конвейер Конвейер (от … Википедия
Лебёдка — Лебёдка … Википедия
Траволаторы – зачем устанавливать
Траволаторы набирают популярность – их устанавливают в крупных супермаркетах, аэропортах, вокзалах, метро, а также в выставочных и спортивных комплексах, стадионах, госпиталях.
В чем отличия и преимущества траволаторов от эскалаторов?
У траволаторов нет ступеней, только лента. Принцип движения траволаторов – полотно из металла или плотной резины движется за счет вращающихся роликов под плато. Траволаторы больше рассчитаны на перемещение по горизонтали, чем по вертикали. Угол подъема траволаторов – 12 °, максимальная высота подъема – 10-15 м. Проходимость и скорость движения такая же, как у эскалаторов – 4000-6000 человек, 30-40 м/с. Стандартная длина траволатора – 40-50 м, особо крупные траволаторы – 100 м, максимальная длина плато – 200 м. Ширина стандартного траволатора для торговых центров и аэропортах – 80-100 см.
Отличительная особенность траволаторов – на них удобно перевозить груз, багаж, сумки, а также коляски и тележки. На них также могут перемещаться люди с ограниченными физическими возможностями – колясочники. Отсутствие ступенек позволяет не поднимать тяжёлые сумки и завозить на плато приборы на колесиках.
Траволаторы способны работать бесперебойно днями, не затрачивая много энергии. Они расходуют энергии меньше, чем эскалаторы, и стоят дешевле. Подробнее о характеристиках траволаторов читайте на сайте http://dvc.ru/travolatory
Производители траволаторов учли непредвиденные ситуации и установили защитные функции – при перегрузе траволатор остановится, как и при защемлении постороннего предмета в плато. Все траволаторы имеют ручное управление для срочной остановки движения.
Во всем мире сейчас используют траволаторы корейского и китайского производства, например, такие проверенные марки как Brilliant Elevator (BLT), Hyundai, KOYO, SIGMA.
Траволаторы набирают популярность – их устанавливают в крупных супермаркетах, аэропортах, вокзалах, метро, а также в выставочных и спортивных комплексах, стадионах, госпиталях.
В чем отличия и преимущества траволаторов от эскалаторов?
У траволаторов нет ступеней, только лента. Принцип движения траволаторов – полотно из металла или плотной резины движется за счет вращающихся роликов под плато. Траволаторы больше рассчитаны на перемещение по горизонтали, чем по вертикали. Угол подъема траволаторов – 12 °, максимальная высота подъема – 10-15 м. Проходимость и скорость движения такая же, как у эскалаторов – 4000-6000 человек, 30-40 м/с. Стандартная длина траволатора – 40-50 м, особо крупные траволаторы – 100 м, максимальная длина плато – 200 м. Ширина стандартного траволатора для торговых центров и аэропортах – 80-100 см.
Отличительная особенность траволаторов – на них удобно перевозить груз, багаж, сумки, а также коляски и тележки. На них также могут перемещаться люди с ограниченными физическими возможностями – колясочники. Отсутствие ступенек позволяет не поднимать тяжёлые сумки и завозить на плато приборы на колесиках.
Траволаторы способны работать бесперебойно днями, не затрачивая много энергии. Они расходуют энергии меньше, чем эскалаторы, и стоят дешевле. Подробнее о характеристиках траволаторов читайте на сайте http://dvc.ru/travolatory
Производители траволаторов учли непредвиденные ситуации и установили защитные функции – при перегрузе траволатор остановится, как и при защемлении постороннего предмета в плато. Все траволаторы имеют ручное управление для срочной остановки движения.
Во всем мире сейчас используют траволаторы корейского и китайского производства, например, такие проверенные марки как Brilliant Elevator (BLT), Hyundai, KOYO, SIGMA.
stroitel
Строитель все о Строительстве, Архитектуре, Ремонте, Дизайне! Стройка от А до Я! От идеи до объекта!
Журнал-сообщество «Строитель» для всех и каждого! Вступайте в наши ряды, будет интересно!
Траволатор, травалатор, травелатор, траволятор. Все вышеперечисленные термины, относятся к одному весьма любопытному изобретению, движущейся бесступенчатой дорожке, позволяющей ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Энциклопедическая справка:
Движущиеся тротуары, один из видов пассажирского транспорта непрерывного движения. Движущиеся тротуары — вспомогательный вид городского транспорта, который может провозить до 10—20 тыс. пассажиров в час на одной движущейся ленте шириной 1 м. Движущиеся тротуары в 20—40 раз повышают эффективность передвижения пешеходов в часы пик. Движущиеся тротуары впервые демонстрировались на Всемирной выставке в Париже в 1900 и получили распространение за рубежом начиная с 1952. В СССР исследованием Движущиеся тротуары занимается Академия коммунального хозяйства и Всесоюзный научно-исследовательский институт подъёмно-транспортного машиностроения, которым изготовлены опытные образцы. Различают Движущиеся тротуары: ленточные на твёрдом основании для длин до 60 м; ленточные на роликовом основании для длин до 200 м; звеньевые (пластинчатые) для длин до 100 м. Движущиеся тротуары могут эксплуатироваться на горизонтальных, наклонных (до 8°) и смешанных трассах. Ширина ленты от 0,6 до 2,6 м (наиболее распространённая до 1 м). Скорость движения тихоходных Движущиеся тротуары 0,5—1 м/сек обеспечивает безопасную посадку и высадку пассажиров на ходу. Для скоростных Движущиеся тротуары (до 6 м/1 сек) возможно использование многоленточных или дисковых посадочных устройств. Для ленточных Движущиеся тротуары употребляется стальная лента толщиной 1,2—1,4 мм, покрытая слоем резины толщиной 8—10 мм с одной или с двух сторон. Известно применение резиновых лент с капроновым кордом (ФРГ) или стальными многожильными тросами (Япония) при общей толщине ленты до 25 мм. Привод бесконечной ленты осуществляется фрикционными барабанами. Звеньевые Движущиеся тротуары оборудуются тележками на колёсах, катящимися в направляющих желобах. Привод — цепной, эскалаторного типа. Крупные двухполосные Движущиеся тротуары действуют на станции «Бланк» Лондонского метрополитена (ширина ленты 1 м, длина 90 м); станции «Шатле» Парижского метрополитена (ширина 1 м, длина 132 м); в аэропорту Орли в Париже (ширина 1 м, длина 100 м). На выставке «ЭКСПО-70» в Осаке (Япония) были применены Движущиеся тротуары длиной 1500 м. Возможные сферы использования Движущиеся тротуары: внеуличные туннельные пешеходные переходы, пересадочные станции метрополитена, перроны вокзалов, посадочные коридоры аэровокзалов, речные и морские порты, набережные, стадионы, выставки, музеи и картинные галереи, универмаги, санатории.
Схема движущегося тротуара ленточного типа на роликовом основании: 1 — бесконечная лента; 2 — опорные ролики; 3 — поддерживающие ролики; 4 — ведущий барабан; 5 — натяжной барабан; 6 — натяжное устройство; 7 — редукторный электропривод.
«Инженер из мира древности тихо сошел бы с ума, пытаясь уразуметь, каким образом твердое покрытие тротуара может быть неподвижным по краям, а ближе к центру — двигаться со все увеличиваюшейся скоростью. Тротуар был из вещества, которое обладает свойствами твердого тела в одном направлении, и жидкости — в другом», (А.Кларк).
Итак, «движущийся тротуар» (Травола́тор от англ. travelator) — движущаяся бесступенчатая дорожка, которая позволяет ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Впервые они были осуществлены на выставке в Чикаго в 1893 г., затем на Парижской Всемирной выставке в 1900 г. Вот чертеж такого устройства.
Вы видите пять замкнутых полос-тротуаров, движущихся посредством особого механизма одна внутри другой с различной скоростью.
Самая крайняя полоса идет довольно медленно – со скоростью всего 5 км в час; это обыкновенная скорость пешехода, и вступить на такую медленно ползущую полосу нетрудно. Рядом с ней, внутри, бежит вторая полоса, со скоростью 10 км в час. Вскочить на нее прямо с неподвижной улицы было бы опасно, но перейти на нее с первой полосы ничего не стоит. В самом деле: по отношению к этой первой полосе, ползущей со скоростью 5 км, вторая, бегущая со скоростью 10 км в час, делает всего только 5 км в час; значит, перейти с первой на вторую столь же легко, как перейти с земли на первую. Третья полоса движется уже со скоростью 15 км в час, но перейти на нее со второй полосы, конечно, нетрудно. Так же легко перейти с третьей полосы на следующую, четвертую, бегущую со скоростью 20 км/час, и, наконец, с нее на пятую, мчащуюся уже со скоростью 25 км в час. Эта пятая полоса доставляет пассажира до того пункта, который ему нужен; отсюда, последовательно переходя обратно с полосы на полосу, он высаживается на неподвижную землю.
Вот как описывает «бегущую дорожку» очевидец в газете New York Observer:
«Тысячи людей воспользовались этим средством передвижения. Оно состоит из трех платформ, одна выше другой – первая неподвижная, вторая движется на умеренной скорости, третья – со скоростью примерно в 6 миль в час. Движущиеся тротуары имеют ряды вертикальных стоек, с набалдашниками на концах, за которые можно держаться во время движения. На движущихся платформах легко и быстро могут быть установлены места для сидения. Передвижение на этом тротуаре дарит «пешеходам» много веселья и радости, ведь большинству посетителей это приспособление не знакомо и они неловко перепрыгивают с платформы на платформу. Тротуар работает постоянно в одном направлении, а электрические автомобили – в другом».
Сколько прожила «бегущая дорога», установленная на Елисейских полях, неизвестно — скорее всего, вскоре после выставки ее демонтировали, а в головах обывателей она осталась как прототип будущих тротуаров, на которых можно безо всяких лошадей, автомобилей и даже задействования собственных ног легко и быстро добраться до пункта назначения. Увы, идея оказалась несостоятельной — ввиду неимоверной дороговизны по созданию и поддержанию «тротуара».
Ну а уж фантасты изрядно «порезвились», описывая всевозможные «тротуары» в своих произведениях.
Одно из самых подробных описаний движущегося тротуара мы встречаем у Герберта Уэллса в книге «Когда спящий проснётся», написанной в 1899 году. Пятая глава так и называется — «Движущиеся улицы»:
«Эта улица была около трёхсот футов ширины и двигалась сама, кроме средней своей части. В первое мгновение он недоумевал. Потом понял.
Под самым балконом эта необыкновенная улица быстро неслась направо, со скоростью курьерского поезда девятнадцатого столетия, — бесконечная платформа с небольшими интервалами, что позволяло ей делать повороты и изгибы.
На ней мелькали сиденья и небольшие киоски, но они проносились с такой быстротой, что не было возможности их рассмотреть.
За ближайшей, самой быстрой платформой виднелся ряд других, двигавшихся также вправо. Каждая двигалась несколько медленнее предыдущей, что позволяло переходить с платформы на платформу, добираясь до неподвижного центра, через который люди шли на другую сторону. Там виднелась вторая серия подобных же платформ, у них тоже была различная скорость, но двигались они в обратном направлении».
Гарри Гаррисон:
«Больше часа они мотались по бегущим дорожкам и эскалаторам, тряслись в пневмокарах по монорельсовым дорогам и движущимся тротуарам, скользили с этажа на этаж в антигравитационных лифтах, пока, наконец, не добрались до комнаты № 62».
Братья Стругацкие:
«Оглядевшись, я понял, что стою с машиной на ленте движущегося тротуара. Народ вокруг так и кишел — самый разнообразный народ. В большинстве своём, правда, эти люди были какие-то нереальные, гораздо менее реальные, чем могучие, сложные, почти бесшумные механизмы».
Лари Нивен:
«По другую сторону живой изгороди (действительно живой, зеленеющей сочными побегами) движущийся тротуар нёс в одну сторону непрерывный поток покупателей. Ещё дальше другая лента несла точно такой же поток в противоположном направлении. Мне казалось, будто движемся мы, а не они. Робот-официант с корпусом, напоминающим шахматную пешку, извлёк из своего торса ещё дымящиеся тарелки с перчёным мясом, аккуратно поставил их перед нами и скользнул прочь на воздушной подушке».
Описания движущихся тротуаров можно встретить и у Айзека Азимова, и Роберта Хайнлайна и других фантастов.
Кстати, движущиеся тротуары попали в составленный Scientific American список «13 видов транспорта, которые не пошли никуда». В этом списке с тротуарами соседствуют летающий и атомный автомобили, ракетный ранец и тому подобное. Причина всего одна: движущиеся тротуары — это очень и очень дорого.
Вот интересный проект образца 1920 года. Компания Beeler Organization предложила своё решение транспортно-пешеходной проблемы в Атланте.
Подведу итог (скромненько так):
Первое — у этой системы велики потери на трение. Второе – масса движущегося тротуара намного превышает массу пассажиров. Т.е. фактически, основная часть энергии уходит на транспортировку самого транспорта, в ночное время из-за нескольких человек придётся тянуть многокилметровое полотно тротуара.
Ещё один недостаток – нет поручней. А ведь многие города располагаются на холмах! Да и на поворотах пассажиров будет «заносить». Может это интересно в качестве аттракциона для проверки ловкости и скорости реакции, но в качестве городского общественного транспорта не годится.
Скорость движения предполагается постоянной. Значит, придётся соскакивать с этого тротуара на ходу. Тоже весьма акробатическое занятие. Особенно по гололёду.
Кстати, защиты от ветра, дождя, холода и пр. также не предусмотрено. Так что все эти самоходные тротуары — совершенно непрактичная и ни к чему не годная фантазия.
Тем не менее, в некоторых аэропортах применяется нечто отдалённо напоминающее движущийся тротуар. Это так называемый трэволатор — горизонтальный эскалатор. Разумеется, он не позволяет как настоящий движущийся тротуар сойти/зайти в любом месте. Да и не так уж велико расстояние, на которое перемещаются пассажиры. И скорость мала. Это, скорее, современная замена носильщиков, позволяющая легко добраться с тяжёлыми вещами от терминала к выходу аэровокзала.
Paris Expo 1900 Edison.
История изобретения.
Альтернативный городской транспорт, прототип которого впервые увидел свет наЧикагской Всемирной выставке (World’s Columbian Exposition, посвящённой 400-летию открытия Америки в 1893 году, представлял собой крытый навесом конвейер длиной 730 метров с установленными на нём скамейками. Посетители выставки, прибыв по озеру на катерах, переходили с причала на конвейер и со скоростью пешехода ехали к входу на выставку. «С корабля на бал», с комфортом и сервисом хорошего отеля!
Надо ли говорить, что подобная тёплая встреча, повергала «дорогих гостей» выставки в глубокий шок, и настраивала их определённым образом. Единственное неудобство детища Макса Шмидта (Max Schmidt), заключалось в том, что сойти с движущегося тротуара, имея на руках габаритный багаж, было не так просто, как это кажется. Издержки удобства, одним словом.)
Своё дальнейшее развитие, изобретение получило несколько лет спустя, благодаря другому масштабному мероприятию.
С 15 апреля по 12 ноября 1900-го года в Париже проводилась Всемирная Выставка (Exposition Universelle). Проходящий на стыке столетий, форум, должен был отметить достижения девятнадцатого века, и ознаменовать начало века двадцатого. Надо ли говорить, что событию придавалось особое значение, и оно изобиловало техническими новинками и суперпроектами. За полгода, выставка приняла около 50 миллионов посетителей, установив, таким образом, рекорд, не побитый по настоящее время!
В то время, когда под землёй Парижа, дебютировало метро, над его поверхностью было построено другое авангардное сооружение.
Трёхуровневый тротуар, с одной неподвижной пешеходной дорожкой, и двумя треками, движущимися с разными скоростями (slow/fast до 6 миль/час). Пешеходы, в зависимости от занятости и уровня подготовки, выбирали «уровень сложности», и по достижении конечной точки своего маршрута, просто выпрыгивали на неподвижный «левел» тротуара. За время эксплуатации, по некоторым прикидкам, тротуар перевёз около 7 миллионов посетителей. Некоторые «тротуарные туристы» были настолько покорены новинкой, что приносили с собой стулья, и часами катались по маршруту трёхкилометровой петли, с комфортом наслаждаясь видами французской столицы.
Благодаря тому, что компанией «Edison Motion Pictures», грандиозное событие было записано на пленку, мы имеем редкую возможность, увидеть Париж, буквально, с движущегося тротуара, глазами современников-очевидцев. Обратите внимание, на 47 секунде первого ролика, мы «проезжаем» картинку выше.
Вид на тротуар с его неподвижной «беговой дорожки»
Где именно был построен траволятор, мне не известно, осторожно предполагаю место выделенное красным
Популярность новинки была настолько велика, что кое-кто, Герберт Уэллс в их числе, в будущем, предсказывали доминирование «бегущих тротуаров», над прочими видами наземного городского транспорта.
Учитывая технически очевидные недостатки, подвижные тротуары не получили развития, вплоть до середины прошлого века. В основном образчиками экзотических «горизонтальных эскалаторов», сегодня располагают крупные аэропорты и торговые центры.
aviator_ru
Aviator.ru, Сергей Мартиросян
Для начало расскажу, что такое траволатор :
Траволатор (травала́тор, травела́тор, траволя́тор) — движущаяся бесступенчатая дорожка, позволяющая ускорить или облегчить передвижение пешеходов.
Название было позаимствовано из английского языка, где для данного устройства тоже нет единого варианта написания: travelator, travellator и trav-o-lator. Более подробно можно о нем прочитать на страницах Вики.
Теперь расскажу зачем нужны траволаторы в Пулково и чем они удобны:
Неорганизованное пешее движение пассажиров по перрону аэропортов запрещено различными правилами и инструкциями, ведь воздушная перевозка пассажира охватывает период с момента входа на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир покинул перрон под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика который за вас отвечает. Встречать пассажиров у трапа должны не позднее чем через 2 минуты после прилета. С помощью трапа в терминале Пулково-1 также осуществляется и посадка пассажиров, а в терминале Пулково-2, и во многих аэропортах мира используют телетрапы.
Перронный автобус, который везет пассажиров по перрону, должен останавливаться не далее 50 метров от места посадки в самолет или у аэровокзала без пересечения ограничительной разметки на перроне.
пассажиры, не разбредаясь по перрону, сразу попадают в здание терминала, а и из него с помощью траволатора в основное здание аэровокзала.
Для рейсов между Москвой и Санкт-Петербургом была разработана специальная программа «Аэрофлот-Шаттл», которая направлена на сокращение времени обслуживания рейсов в аэропортах, и немалую роль в этом играет использование траволаторов. Подробнее о программе можно прочитать на сайте «Аэрофлота».
по приглашению персонала, я прошел на посадку, используя те самые траволаторы:)
Обратный самолет уже прибыл из Москвы в Пулково вовремя,
и после подготовки самолета, я занял свое место в хвосте большего Туполя, где для меня было достаточно много места:)
Полет прошел как всегда нормально :), пассажиры во время перелета занимались своими делами, сидя в креслах самолета,
Кабинный экипаж, как и всегда на коротких рейсах АФЛ, предлагали на выбор чай или кофе,
не забыв перед этим выдать стаканчик для горячего напитка и небольшую закуску.
При возвращении из Питера до Москвы, мой самолет приземлился в аэропорту Шереметьево по расписанию,
и я оставив стальную птицу, отдыхать перед следующим рейсом после перелета,
вышел на привокзальную площадь, что бы вернуться домой, где заметил вот такого замечательного пассажира, который порадовал меня своим спокойствием, находясь в эпицентре аэропортовой суеты.
На этом позвольте мне попрощаться с Вами, и пожелать приятных полетов 🙂
Для чего нужен траволатор в аэропорту
Современный траволатор
Автоматические бегущие дорожки в основном используются в супермаркетах, метро, аэропортах и в других общественных местах. Бегущие дорожки BLT- CS проектируются и производятся в соответствии с EN115 «Правила безопасности производства и установки эскалаторов и траволаторов» Европейского комитета стандартизации. Использование передового технического оборудования является эффективной гарантией производства высококачественной продукции. Изготовление фермы из высококачественного стального материала повышает её грузоспособность, в полной мере гарантирует устойчивость движения всей системы, одновременно увеличивая продолжительность использования продукции.
Настил ступеней из нержавеющей стали и компактная структура позволяют увеличить используемое пространство в здании, обеспечивают прочность, долговечность и эстетичность. Противоскользящий рифленый настил ступеней увеличивает безопасность и чувство комфорта пассажиров. Возникающие в процессе движения неполадки автоматически фиксируются ситемой, делая ремонт более простым и удобным. Разнообразие цветов поручня и его простая форма делают окружающую обстановку еще более гармоничной и изысканной.
Стандартные функции траволатора
1. Кнопка аварийного отключения траволатора
При возникновении аварийной ситуации можно вручную прервать работу траволатора путём нажатия кнопки
2. Защита от перегрузки
Если система обнаружит, что траволатор перегружен, он будет остановлен автоматически
Если система обнаружит, что фаза вращения не соответствует фазе движения или же произошел сбой по фазе, траволатор не запустится
4. Электромагнитный тормоз
Электромагнитный тормоз — важный фактор безопасности пассажиров, он предназначен для гарантирования точной остановки траволатора
5. Выключатель гребёнки
Траволатор остановится в случае попадания какого-либо предмета между гребёнкой и рифлёным настилом ступени
6. Нереверсивное устройство безопасности
Функция останавливает траволатор, если направление его движения изменяется на противоположное
7. Ограничитель скорости
Функция останавливает траволатор в случае превышения нормальной скорости движения
8. Защитный кожух цепи
Предотвращает возможность попадания нежелательных элементов в цепь траволатора
9. Блокировка тяговых ступеней траволатора
Функция останавливает траволатор в случае поломки или неплотного прикрепления ступеней траволатора
10. Желтая различительная линия на ступени
Очерчивает зону безопасности нахождения пассажира
11. Блокировка плинтуса
Траволатор останавливается в случае попадания какого-либо предмета между ступенью и плинтусом
12. Выключатель устья поручня
Если рука пассажира или какой-либо предмет затягивается в устье поручня, траволатор останавливается
13. Блокировка приводной цепи эскалатора
Траволатор останавливается, если приводная цепь оборвана или слишком ослаблена