Для чего нужен тремоло рычаг
AllFrets
Работа рычагом
Упражнение 7. Данный прием чем то напоминает лошадиное ржание 🙂 Тебе необходимо взять искусственный флажолет, сделать бенд, а затем опустить рычаг на несколько полутонов, одновременно выполняя им широкое вибрато.
И напоследок несколько трюков, про которые легче рассказать, чем записать их в табулатурах.
Упражнение 8. Обратное движение рычагом. Разверни твой рычаг в обратную сторону. Естественно если у тебя двухстороння система тремоло. Строй в таком положении (если надавить на рычаг) естественно повышается. И здесь разворачивается огромное поле для экспериментов. Ты можешь играть все что угодно, время от времени ударяя по рычагу с обратной стороны, что при должной тренировке будет выглядеть эффектно и иметь своеобразное неповторимое никаким другим способом звучание. Один из примеров приведен на аудиозаписи.
Упражнение 9. Дрожащий звук. Пожалуй, никто другой не пользуется этим приемом так часто, как Бред Гиллис. Все, что тебе необходимо сделать – надавить на рычаг и отпустить его, позволив пружинам и всей машинке повибрировать доли секунды.
Упражнение 10. И наконец – один из фаворитов Стива Вая – полное движение рычагом. Этот трюк также выполним ТОЛЬКО на системах с двухсторонней системой тремоло. Сыграй флажолет (предпочтительно на струне СОЛЬ) и оттяни рычаг, повышая тем самым строй. Затем верни рычаг обратно и минуя исходное положение опусти его до конца
На этом, пожалуй, остановимся. О рычаге можно рассказывать бесконечно. Именно поэтому вскоре я создам отдельный раздел, посвященный ему. Отрабатывай изученные приемы до совершенства. Рычаг должен стать для тебя еще одним инструментом для выражения эмоций, а не обременительным и странным устройством, путающим твои мысли и мешающим играть. До следующего урока – в нем тебе предстоит сыграть соло, наполненное всевозможными техническими приемами и трюками. Удачи!
Тремоло на гитаре. Как играть тремоло на акустической и электрогитаре.
Тремоло – что это такое?
1. Техника игры тремоло
Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения. На электрогитаре он выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом. Стоит сказать, что тремоло – очень важная техника, которую должен освоить любой гитарист. Она не только даст возможность разнообразить свои собственные произведения, но и поможет отработать игру переменным штрихом и различные технические аспекты.
В плане музыкальных жанров данная техника очень часто используется в пост-роке, чтобы в комбинации с различными эффектами, гитарные звук полностью заполнил композицию своей текстурой. Кроме того, тремоло лежит в основе метал-жанров, таких как блэк-метал, дет-метал и треш-метал – именно там используется эта техника в комбинации с эффектом дисторшна для достижения агрессивного, злого и мрачного звучания.
2. Система на электрогитаре
Кроме того, в гитарном мире «тремоло» имеет еще одно значение – это машинка, которая крепится к бриджу инструмента и управляется при помощи рычага. Данное устройство позволяет изменять тон звука и обычно используется в соло-партиях.
Данная система стала стандартом для многих производителей гитар, особенно форм различных Fender-моделей, например, стратокастеров или ягуаров.
Как играть тремоло на гитаре пальцами
Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.
Техника звукоизвлечения
В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне. При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости.
Большой палец при игре
В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».
Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.
Вообще, самое главное правило при игре тремоло на одной или двух струнах на любой гитаре – это иметь опору руки, иначе она быстро перенапряжется и устанет.
Движения левой руки
Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.
Развитие техники правой руки
Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:
1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.
3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.
Проблемы, возникающие при игре приемом
1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.
2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.
Упражнения на тремоло
Как и для любого другого приема игры, для отработки тремоло существуют определенные упражнения, представленные ниже. По большей части, они направлены на развитие вашей правой руки и звукоизвлечения.
Настройка тремоло стратокастера
Опубликовано Them в 05.06.2016
В моей базе знаний осталось еще несколько пробелов, и связаны они с гитарными «плавающими» бриджами. До сих пор про них я практически ничего не писал, и причина проста — все мои гитары были без этих штук, а если они попадались — я их блокировал. Но написать надо, потому что это очень нужные и полезные знания. И начнем мы с того, что разберемся с рычагами от стратокастеров, а также с аналогичными тремоло-системами. Информации будет довольно много, зато потом будет намного проще разбираться с тем же флойдом, например.
О чем речь вообще?
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
*Так как у меня нет гитар с тремоло-системами, я ограничусь фотографиями из интернета. Ну, и немного порисую еще.
Как это работает?
В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.
Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.
В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.
Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.
Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.
Окей, какие подводные камни?
Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:
!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!
Окей, всё готово. Теперь я могу делать с рычагом все, что захочу?
Если у вас все отлично настроено, строй не плывет и все работает хорошо — пользоваться им будет очень приятно. Однако стоит помнить, что на страте не предполагалось делать особо глубокие «дайв-бомбы», стучать по нему молотком или издеваться в духе Стива Вая. Поэтому вполне возможно, что с такими нагрузками он справляться не будет, и это нормально. Также очень важным моментом является то, что он практически не работает на повышение ноты. Если хотите от души «визжать», уводя ноты вверх, найдите себе, пожалуйста, гитару с Floyd Rose. Хотя, если вам надо совсем немного, скажем, четверть тона, двухболтовое тремоло от страта все-таки можно приспособить под это дело. Если же вы хотите провернуть это дело с шестиболтовым — я лучше воздержусь от комментариев.
Отстройка двухболтовой тремоло-системы для игры «на повышение»
!Важно: все процедуры необходимо делать с ослабленными или снятыми струнами. Если вы все сделали, снова отстроили гитару, но нужно еще что-то поменять — ослабьте их снова. Оставляя струны натянутыми, вы рискуете их порвать и навредить себе или гитаре!
Про фрезеровку отсека сустейн блока, врезку стакана под тремоло туда, где его нет, а также другие вещи, которыми можно испортить гитару, я рассказывать не буду.
А если мне не нужна эта система?
Если вы не хотите париться с рычагом, или вам просто не нужна эта фишка, но в гитаре, тем не менее, стоит тремоло, можно его заблокировать. Эта процедура должна избавить вас от проблем с плывущим строем. Условно можно разделить решения по блокировке на две категории — готовые железяки для блокировки, либо же блок своими силами, с помощью небольшого деревянного бруска.
Устройства для блокировки тремоло
Для начала стоит сказать, что есть штуки, которые не до конца блокируют тремоло, но стабилизируют его и загоняют в определенный диапазон. Это устройства типа hipshot tremsetter. Его можно настроить как угодно, например, запретить тремоло-системе работать на повышение, или ограничить ход.
Что же касается именно «стопора», то тут хорошим примером станет AllParts Tremol-No. Оно предлагает два режима работы — в одном тремоло работает, в другом заблокировано наглухо. Удобство такой системы в том, что можно при желании их быстренько сменить. Минусом же является, в первую очередь, цена — все эти штуки запатентованы, и стоят намного дороже, чем могли бы.
Блокируем тремоло своими руками
Если вам не хочется ничего покупать, но блок все-таки необходим, то можно сделать всё простым деревянным бруском. Если у вас шестиболтовое тремоло — закручиваем болты до упора. Если двух — выравниваем тремоло по инструкции выше. Затем устанавливаем небольшую деревяшку, блокирующую перемещение сустейн-блока (фото ниже). Крайне желательно все подогнать, чем точнее — тем лучше. Забивать туда всякий мусор, куски фанеры или еще что-нибудь я крайне не рекомендую. После того, как брусок установлен, снимаем пружины, оставляя одну (оставлять одну обязательно — через нее идет земля из распайки на бридж, т.к. припаивается она, как правило, к «гребенке»). Теперь струны будут тянуть сустейн блок от пружин, упирая его в брусок и создавая одну зафиксированную конструкцию. Забивать деревяшку с другой стороны не обязательно, но некоторые перестраховываются. Блокировка готова.
Не забудьте также настроить остальные гитарные моменты, всю необходимую информацию можно найти в базе знаний:
В качестве бонуса — вот вам очень крутое видео от Framus по настройке тремоло на двух опорах:
Создание электрогитары дало музыкантам множество новых техник звукоизвлечения. Одной из них стало использование рычага тремоло, который профессиональные гитаристы применяют для создания характерного звучания и расширения собственного арсенала игровых приемов. Рычаг тремоло – это механическое устройство, которое располагается на струнодержателе, изменяет напряжение струн и высоту тона, создавая специфический эффект вибрато.
История
Самый первый рычаг тремоло был создан в тридцатых годах 20 века, практически одновременно с электрогитарой. Изобретение устройства приписывают Лео Фендеру, однако подтвердить правдивость этого факта невозможно. Массово его начали использовать благодаря Фендеру и его компании.
В 50-е годы компания Fender начала серийно выпускать легендарную гитару Fender Stratocaster, классическая версия которой содержала встроенный рычаг тремоло. Эта культовая гитара производится по сей день, ее звучание не утратило актуальности и глубины. До Стратокастера на гитары устанавливали примитивную версию рычага, так называемый механизм Bigsby. Лео Фендер решил внедрить собственную разработку, которая была несколько неправильно названа им «synchronized tremolo».
Принцип работы
Рассмотрим, как работает тремоло. Струны в гитарах с тремоло проходят насквозь корпуса инструмента и крепятся к бриджу, внутри которого расположено несколько пружин. Эти пружинки при физическом воздействии на рычаг меняют длину существующей мензуры и изменяют тональность звучания.
Движение рычага меняет настройку инструмента, обходя стандартный способ подстройки через колки. Сам рычаг можно двигать в двух направлениях – вверх и вниз для ослабления или натяжения струн. Это значительно расширяет возможности игры, но стоит учитывать, что регулярное переключение рычага изнашивает струны, они чаще теряют строй. Техника игры с тремоло не проста, поэтому осваивать ее целесообразно уже опытным гитаристам, способным работать со звукоизвлечением на слух.
Как установить
Существует множество разнообразных типов рычагов. У каждого из них есть свои особенности, преимущества и недостатки. Установить рычаг на стоковую гитару, которая в заводском исполнении поставляется без этой опции непросто. Поэтому лучше доверить это гитарным мастерам, которые смогут выбрать оптимальный механизм для конкретной модели и установить его без вреда для инструмента.
Что касается гитар, на которых тремоло уже установлен, то достаточно проверить его работоспособность, прикрутить рычаг и начать пользоваться. В процессе игры может потребоваться поднастройка.
Настройка тремоло
Настройка тремоло требует понимания работы механизма и занимает много времени, особенно у неопытных гитаристов.
Стоит также отметить, что моделей разработано немало, регулировка каждой из них может отличаться. Рассмотрим настройку тремоло Стратокастера – самой распространенной модификации, которая хорошо зарекомендовала себя на разных гитарах.
Переверните инструмент, положив его на мягкую поверхность, снимите заднюю крышку для доступа к механизму. Затем отверткой аккуратно отрегулируйте пружины. При этом болты не должны быть закручены слишком туго, но и не быть чрезмерно ослаблены. Проверка тремоло осуществляется нажатием рычага при постоянной подстройке струн. Будьте готовы к тому, что для подбора оптимального звучания выполнять подстройку придется несколько раз.
Как заблокировать тремоло
Не все музыканты считают тремоло удобным и нужным, не во всех стилях игры он используется, поэтому осваивать его не обязательно. Если же рычаг вам не нужен, но на вашей гитаре он есть, то тогда его нужно заблокировать. Можно его открутить и играть на гитаре как обычно, однако при нажатии на струнодержатель эффект будет немного ощущаться.
Специалисты не советуют полностью демонтировать механизм, это сложно и можно случайно повредить инструмент. Опытные гитаристы рекомендуют использовать специальные стоперы. Они надежно блокируют рычаг в одном положении, но при желании их впоследствии можно будет снять.
Как поменять струны на электрогитаре с тремоло
Открутите рычаг, ослабьте все струны на колках грифа. Затем снимите заднюю крышку для доступа к механизму. Потом достаньте каждую струну из своего отверстия, аккуратно скрутите и выкиньте. На этом этапе можно почистить и обработать гриф специальными средствами для ухода. Закрепите новые струны, настройте инструмент на слух или с помощью тюнера.
Как вы заметили, тремоло предоставляет музыканту много новых интересных возможностей. Купить тремоло можно в профессиональном интернет-магазине гитар и оборудования к ним. Здесь представлен товар ведущих мировых брендов по доступной цене.
Тремоло – техника игры и тремоло-система
Тремоло – что это такое?
Многие начинающие гитаристы задают вопрос «тремоло – что это такое?». Тремоло – это вид множественного повторения одного или нескольких звуков. В свою очередь, осуществляется через прием тирандо (после щипка палец не опирается на более толстую струну, «пролетая» над ней). На электрогитарах музыканты используют специальные медиаторы – плекторы, совершая быстрые, отточенные движения вверх/вниз.
Внимание! Основной момент исполнения – скорость. Для тремоло темп быстрее в два, три, четыре раза основной мелодии. Техника является обязательной для освоения каждому гитаристу.
Другое определение – устройство тремоло с педалью (рычагом) на электрогитарах. Изменяет тональность звука. Гитаристы используют приспособление во время выступления соло.
1. Техника игры тремоло
Тремоло – это прием игры на музыкальном инструменте, который состоит в быстром повторении одной или нескольких нот, или же созвучий, зачастую на скорости в два или четыре раза больше, чем текущий темп произведения. На электрогитаре он выполняется медиатором путем быстрых ударов переменным штрихом. Стоит сказать, что тремоло – очень важная техника, которую должен освоить любой гитарист. Она не только даст возможность разнообразить свои собственные произведения, но и поможет отработать игру переменным штрихом и различные технические аспекты.
В плане музыкальных жанров данная техника очень часто используется в пост-роке, чтобы в комбинации с различными эффектами, гитарные звук полностью заполнил композицию своей текстурой. Кроме того, тремоло лежит в основе метал-жанров, таких как блэк-метал, дет-метал и треш-метал – именно там используется эта техника в комбинации с эффектом дисторшна для достижения агрессивного, злого и мрачного звучания.
2. Система на электрогитаре
Кроме того, в гитарном мире «тремоло» имеет еще одно значение – это машинка, которая крепится к бриджу инструмента и управляется при помощи рычага. Данное устройство позволяет изменять тон звука и обычно используется в соло-партиях.
Данная система стала стандартом для многих производителей гитар, особенно форм различных Fender-моделей, например, стратокастеров или ягуаров.
Как играть тремоло на гитаре пальцами
Исполнение на классической шестиструнной акустической гитаре: большой палец отвечает за звучание басов (опоры), три следующих – безымянный, средний, указательный (в таком же порядке) – тремоло. Пальцами левой руки зажимаются аккорды на грифе.
Тремоло на классической гитаре производится повторяющимися ударами по одной струне двумя (пальцы «i», «m») или тремя («i», «m», «a») пальцами. Также существует новая техника: тремоло играется чередованием пальцев p-i-m.
Тремоло на классической гитаре может также производиться повторяющимися ударами по двум и более струнам, путём чередования четырёх пальцев (включая мизинец).
Разрабатывается новый технический приём, который исполняется пятью пальцами «p», «i», «m», «а», «e» — мизинец. Большой палец «р» в этом случае создаёт аккомпанемент «верхним ударом».
Тремоло на электрогитаре производится быстрыми короткими движениями медиатора вниз-вверх. При этом плектр дёргает струну с одинаковой силой как при движении вниз, так и при движении вверх, а рука максимально расслаблена для достижения большой скорости. В большинстве случаев приём тремоло используется вместе с эффектом дисторшн и/или дилэй.
Наиболее активно применяется в тяжёлых направлениях музыки, например трэш-метале, блэк-метале, дэт-метале. Также используется в панк-роке, альтернативном роке. Часто используется в пост-роке, для достижения максимальной плотности звучания фонового инструмента.
На некоторых электрогитарах используется система тремоло, позволяющая изменять тон звука рычагом тремоло.
Этот раздел особенно актуален бас-гитаристам, которые не пользуются медиатором. Дело в том, что сейчас встретить кого-то, кто исполняет этот прием на гитаре не медиатором или плектром для пальцев, можно очень редко, а вот исполняющие тяжелые или необычные жанры басисты всегда сталкиваются с проблемой играть тремоло именно пальцами.
Техника звукоизвлечения
В этом вопросе все достаточно очевидно – оно играется при помощи перебора двумя или тремя пальцами по одной струне. При этом важно двигать ими так, чтобы в идеале звук был ровным и непрерывным. В этом вопросе важно сразу не начинать играть быстро, а сначала достичь именно хорошего звукоизвлечения, а не высокой скорости.
Большой палец при игре
В данном случае все зависит от инструмента, на котором вы осваиваете эту технику. Если имеет место бас – то большой палец по стандарту опирается на деку или верхнюю струну, чтобы играть «с опорой».
Если же вы играете на классической гитаре, то положение руки такое же, как и при игре обычным перебором. То есть большой палец перпендикулярен указательному и образует с ним крест. Он также опирается на верхнюю струну, и при необходимости играет вторую линию – например, басовую партию, однако такая рассинхронизация конечностей требует определенной практики.
Вообще, самое главное правило при игре тремоло на одной или двух струнах на любой гитаре – это иметь опору руки, иначе она быстро перенапряжется и устанет.
Движения левой руки
Именно в плане данного приема постановка левой руки частично отходит на второй план, поскольку вся проблема заключается именно в правой конечности.
Развитие техники правой руки
Есть несколько важнейших правил, которые следует соблюдать для достижения ровного и четкого звука тремоло:
1. Начинайте играть медленно и обязательно следите за звукоизвлечением. Это очень важный аспект, поскольку именно так вы сможете добиться сплошного и непрерывного звука.
3. Используйте опору. Об этом уже говорилось в предыдущих разделах – если ваша рука будет просто висеть в воздухе, то можете даже и не мечтать о ровном звуке и легком исполнении. Кроме опоры помните о том, что рука должна быть максимально расслаблена.
Проблемы, возникающие при игре приемом
1. Рука быстро устает и забивается. Это говорит о том, что вы не используете опору – поэтому следует уделить больше внимания своей правой руке.
2. Неровный, прерывистый, заикающийся звук. Данная проблема, опять же, исходит от вашей правой руки. Попробуйте немного снизить темп, в котором вы играете произведение, и поработать над более грамотным звукоизвлечением.
Ноты и табулатуры
Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.
Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.
Упражнения на тремоло на гитаре
Как и для любого другого приема игры, для отработки тремоло существуют определенные упражнения, представленные ниже. По большей части, они направлены на развитие вашей правой руки и звукоизвлечения.
Главное в освоении любой техники – практика. Профессиональными гитаристами разработаны специальные упражнения, повторяя которые будут разработаны необходимые движения. Для тремоло существует два основных направления тренировок – с гитарой и без. Тремоло – непростая методика, для полного ее освоения потребуется немалое количество времени.
Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.
После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.
Внимание! Правильная техника вырабатывается со временем.
Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.
Видео на английском Ana Vidovic. Обучающая информация начинается на 5:37
Упражнение №1
Тремоло — название особенного приема игры на музыкальных инструментах. Это быстрое повторение одной и той же ноты.
Для начинающих гитаристов периодическое его проигрывание очень полезно для развития пальцев правой руки.
Гитарное тремоло отличается от других тем, что сочетает в себе и мелодию и аккомпанемент. И играется таким образом:
На всякий случай напомню буквенные обозначения пальцев правой руки:
p – большой палец
i — указательный
m – средний
a – безымянный
Сначала нужно постепенно и медленно отрабатывать тремоло на открытых струнах, а затем ускоряйтесь. Старайтесь, чтобы кисть руки была неподвижной, а шевелились только пальцы.
После хорошей тренировки переходите на вторую струну. Это уже задача посложнее, т.к есть большая вероятность зацепить соседние струны.
Пример тремоло в стиле фламенко:
Здесь добавляется еще один звук в начале — ударом указательного пальца: i, a, m, i. Таким образом, тремоло получается четырех звучным.
Упражнение №2
Упражнение №3
Упражнение №4
Упражнение №5
Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).
В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.
Упражнение №6
Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).
Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.
При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.
То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.
Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».
Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.
Упражнения на тремоло без гитары
Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.
Как играть тремоло медиатором
Медиатор – небольшое приспособление для извлечения звука, используется вместо пальцев, ногтей. Положение медиатора в руке при проигрыше тремоло отличается. Держат практически параллельно линии струны, наклон меньше, чем при классической технике. Важно, чтобы не происходило цепляние струн – звук станет выше, возникнет диссонанс.
Главное, что нужно понять в этом плане – это то, как правильно держать медиатор. Именно от этого впоследствии вы и будете отталкиваться в обучении исполнения этого приема плектром. Дело в том, что при тремоло держать его надо под меньшим наклоном, и более параллельно струне, чем при игре обычным штрихом. Это нужно для более четкого звука, чтобы струна не жевалась. Важно в этом плане не переборщить – иначе медиатор начнет цеплять струну за собой, и нота начнет подниматься, создавая диссонанс.
Все те советы, которые были представлены в прошлом разделе, работают и здесь. Начинайте с медленного темпа и обычного переменного штриха – и только потом постепенно разгоняйтесь, достигая ровного и четкого звука.
Кроме того, помните про расслабленную руку и опору – в плане игры медиатором этот аспект еще более важен, чем при игре пальцами.
Тремоло на электрогитаре
Для электрогитары существуют специальные небольшие устройства – машинки тремоло на бридже. Могут быть съемными, встроенными. Оснащены специальным рычагом. Использовать в игре достаточно легко – при возникновении звука рычаг отводится в сторону, тональность меняется. Машинки дают простор фантазии, экспериментам, позволяют создать неповторимость в звучании песен.
Классические гитары не предназначены для дополнения устройствами тремоло. Например, Gibson. Купить систему можно отдельно, затем просто установить на инструмент.
По большей части, плюс всего один – значительное увеличение пространства в звуке. У вас появляется еще одно средство изменения вашего звучания, при помощи которого можно творить поистине удивительные вещи – например, так называемая, дайв-бомба – когда звук вашего инструмента становится похож на падение бомбы с неба. Некоторые музыканты в направлении Shoegaze используют тремоло постоянно, чтобы добиться еще большего искажения в своем саунде.
Минус, по большей части, тоже только один – это сложность в настройке самого прибора. Например, вам придется регулировать натяжение пружины, если будете ставить струны большего калибра, чем у вас были до этого. Кроме того, могут возникнуть небольшие проблемы с регулировкой грифа гитары, поскольку машинка может вести себя в этом плане немного неадекватно. Однако в целом, достаточно пару раз понять принцип и настроить тремоло самостоятельно, чтобы забыть об этой проблеме.
Тремоло бридж (машинка)
Это устройство, которое либо уже встроено, либо крепится к бриджу, и управляется при помощи рычага. Пользоваться им очень просто – как только вы задаете на гитаре ноту, потяните рычаг в сторону, и звук мгновенно изменится. Таким образом можно создавать уникальное звучание, и использовать различные фишки в качестве дополнения к песням.
Бридж без системы тремоло
Разумеется, существуют гитары и без системы тремоло – например, классические модели от Gibson. Разумеется, существуют специальные системы тремоло, которые можно закрепить на корпусе гитары, купив отдельно.
История появления системы тремло
Впервые стратокастер появился в продаже в 1954 году. Одной из его фишек стало некое «Synchronized Tremolo», которое теперь все знают как «Vintage tremolo». Представляет собой рычаг, позволяющий «качать» бридж и изменять высоту нот, и сам бридж, имеющий особую конструкцию. Настолько эта штука оказалось простой и популярной, что их ставят в огромное количество гитар, а на дешевых инструментах vintage-tremolo встречается едва ли не чаще, чем фиксированный бридж. Позже появились разные модификации и интерпретации этой системы, в духе Wilkinson или Babicz но суть у них примерно одинаковая. Поэтому знать, что это такое, и как это обслуживать, крайне полезно. И я сейчас вам в этом помогу.
Как устроена тремоло-системы
В отличие от фиксированных бриджей, у тремоло нет плотного крепления. Vintage Tremolo (оно же «шестиболтовое») имеет 6 отверстий, и на шесть, соответственно, болтов крепится к корпусу, но не затягивается, чтобы не ограничивать его ход. (примечание: некоторые крепят не на шесть, убирая несколько). Более современный вариант — тремоло, которое держится на двух опорах, причем бридж к ним не прикручен, а просто упирается одним краем. Но в остальном конструкция у них похожа — к пластине с седлами снизу прикреплен так называемый «сустейн-блок», который проходит корпус насквозь. В задней части гитары располагается отсек с пружинами (от одной до пяти штук, как правило 3-4), которые крепятся одним концом на сустейн-блок, а с другой — на корпус гитары. Получается, что они тянут всю конструкцию на себя. А в противоположную сторону эту конструкцию тянут струны, крепящиеся сквозь тот же самый блок. В итоге соблюдается определенный баланс, струны и пружины тянут каждый в свою сторону с одинаковой силой. И тут в это «противостояние» вступает гитарист. Мы давим на рычаг, и конструкция наклоняется в сторону датчиков. Натяжение струн ослабляется, ноты уходят вниз. Отпускаем рычаг — пружины возвращают всё это дело обратно.
Да, в корпусе гитары для этого делается огромная дыра. Сквозная для сустейн-блока, и просто фрезеровка отсека для пружин.
В самых дешевых тремоло рычаг крепится на резьбу. Просто вкручивается в соостветствующую дырку. И это плохо — он будет изнашиваться со временем, начнет шататься, да и крутить его туда-сюда тоже чревато. В более дорогих системах есть альтернативы — это и специальный стакан (рычаг крепится в стакане, и его можно крутить сколько вздумается), и резиновые прокладки, и всякое-разное, в зависимости от производителя.
Про сустейн-блок также стоит сказать отдельно. Являясь штукой, через которую идет резонанс струн в остальную гитару, он завоевал пристальное внимание гитаристов, и это привело к большому ассортименту этих самых блоков. Разной толщины, веса, материалов (есть силуминовые (в дешевых), литые стальные, латунные, бронзовые, и даже гранитные с недавних пор) — насколько это все повлияет на звук — решать вам. Только если будете менять, убедитесь, что он подойдет к вашему бриджу, и не вынудит вас дополнительно фрезеровать корпус вашей гитары.
Про пружины все попроще. Это самые обычные пружины. Разве что во избежание дребезга под них подкладывается кусочек чего-нибудь мягкого.
Минусы тремоло машинки
Если отбросить полемику про то, как эта система влияет на резонанс дерева и прочие пафосные телеги, то главное, что должно нас волновать — будет ли строй гитары сохраняться после таких манипуляций? При малейшем изменении натяжения струна изменит свое звучание, поэтому нужно быть уверенным, что все точки соприкосновения не помешают нормальной работе тремоло:
!Важно: не нужно затягивать до упора винты на шестиболтовом тремоло, в противном случае мы наглухо прикрутим его к корпусу, и никуда оно плавать не будет!
Система Vintage tremolo для электрогитары
Разработанное специально для Fender Stratocaster, Vintage tremolo на данный момент является наиболее распространены гитарным бриджем, в особенности в бюджетном сегменте.
Данное тремоло крепится на шести опорных винтах. Станина в которую продеваются струны проходит сквозь корпус, натяжение струн уравновешивается с помощью пружин крепящихся на скобу (прикрученную напрямую к корпусу) с обратной стороны деки.
Рычаг вкручивается внутрь станины по резьбе. Vintage tremolo предназначено для неглубокого, деликатного изменения строя и способно понижать его в пределах одного-двух тонов, а при активной работе неизбежно расстраивается.
Fender Stratocaster и различные его клоны
Gotoh 101T — классическое 6-ти болтовое тремоло изготовленное из высококачественных материалов в Японии, имеет крайне доступную цену около 2,5-3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Система Bigsby для электрогитары
Bigsby — одно из первых в мире тремоло, является прародителем всех ныне существующих тремоло систем. Было разработано механиком проектировщиком мотоциклов Полом Бигсби, для кантри музыканта Мерлона Тревиса, недовольного качеством вибрато на своем инструменте.
Тремоло применяется в основном на полуакустических гитарах, в следствии того, что верхняя часть деки на подобных инструментах довольна хрупкая и использование машинки напрямую прикрученной к ней болтами, может привести к повреждению древесины, которая напрямую влияет на звук (об этом в статье о типах древесины для гитар).
В Bigsby же, машинка как бы висит, а струны соприкасаются лишь с нижним порожком, что сводит нагрузки на корпус гитары практически к нулю. Тремоло необычайно управляемо, послушно реагирует на минимальные усилия на рычаг, как на повышение так и на понижение строя.
Так же с помощью Bigsby можно относительно легко (без фрезеровки) модифицировать практически любую электро гитару, существует множество моделей этого тремоло, разработанных под различные виды гитар, как полуакустические так и цельно корпусные.
В основном — это гитары фирмы Gretsch, однако зачастую можно увидеть и на инструментах фирм Gibson и Fender.
Bigsby B3 — подходит практически для всех типов гитар, при этом не требуется сверлить посадочные отверстия в корпусе. Стоит около 8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Wilkinson как эволюция Vintage tremolo
Этот тип бриджа является прямой эволюцией Vintage tremolo. Благодаря тому, что струны зажимаются непосредственно на самом бридже, данное тремоло дает возможность намного активнее работать рычагом в сравнении с классическим 6-ти винтовым.
Если же гитара оборудован локовыми колками и роликовым порожком, растройка инструмента сводится к нулю. Не смотря на то что тремоло разработано на понижение строя при правильной настройки можно добиться и небольшого натяжения вверх.
Так же большим плюсом является безрезьбовое крепление рычага и как следствие полное отсутствие люфта.
В основном данное тремоло применяется, на современных прогрессивных инструментах таких как Reverend
Wilkinson by Gotoh VS-100, имеет существенное преимущество в сравнении с другими клонами: опоры тремоло имеют потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт, производится в Японии, стоит около 7-8 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Kahler — современное небюджетное решение
Тремоло Kahler ближе всего к Floyde Rose, так же имеет топ-лок и микроподстройки, однако конструктивно существенно отличается. Для установки данного бриджа в корпусе гитары делается небольшой вырез, чтобы разместить блок с пружинами. Этот вырез значительно меньше необходимого для установки Floyd Rose, что позволяет избежать значительных ухудшений тона и сустейна.
Тремоло Kahler обычно имеют 4 точки контакта с корпусом и это обеспечивает качественную передачу вибрации струн корпусу гитары, по звуковым характеристикам наиболее близко подходя к тону Tune-O-Matic.
Функциональность Kahler так же на высоте, высота каждой струны регулируется индивидуально, натяжение пружин регулируется одним поворотом ключа и без необходимости лезть «под бридж», легко можно установить удобное расстояние между струнами, соответственно верхнему порожку, есть возможность регулировки «степени свободы» рычага.
В серии Hybrid можно легко превратить тремоло в фиксированный бридж. Нельзя не отметить плавный и податливый рычаг, глубокие «дайвы» и «пул-апы» могут быть легко выполнены мизинцем. Kahler практически не изменяет строй при изменении положения гитары и особенно при глушении струн ладонью.
В 80-е и 90-е — это в основном суперстраты от американских мелкосерийных (на тот момент) компаний, таких как Carvin и B.C.Rich, на данный момент в связи с конструктивными особенностями полюбились компаниям изготавливающим модерновые гитары с 7-10 струнами и мульти мензурой, к примеру Agile.
2350 FF, безусловно 10-тиструнный тремоло бридж для мультимензурных инструментов является самым интересным предложением от Kahler, однако цена в 699$ не способствует экспериментам.
Jaguar/Jazzmaster и его тремоло
Ещё один вариант нестареющей классики от Fender, были разработаны в эпоху Surf Rock, в следствии чего не приспособлена для сильных и глубоких движений рычагом, однако при умеренном использовании отлично выполняет свои функции, отличаясь сбалансированным и плавным ходом, а так же железным строем.
Плюс ко всему благодаря функции запирания (фиксации) — trem-loc, можно легко превратить тремоло в фиксированный.
Fender Jaguar/Jazzmaster и их клоны
Hosco HK41 — бюджетный вариант офсетного тремоло, хорошего качества, по доступной цене — около 3 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Floyd Rose — одна из самых популярных систем
Floyd Rose тремоло бридж названный так в честь собственного изобретателя Флойда Роуза, разработавшего его в 1977 году для собственных нужд, однако после получения патента в 1979 году, начавшего серийный выпуск совместно с компанией Kramer. Популярность к данной тремоло системе пришла в начале 80-х, благодаря такому музыканту как Эдди Ван Хален.
В систему, помимо плавающего бриджа зажимающего струны, так же входит топ-лок — механизм, зажимающий струны на грифе у верхнего порожка. Запирающая система снижает нагрузку на колки и помогает удерживать строй струн, тогда как плавающий бридж позволяет изменять натяжение струн, изменяя высоту звучащих нот как в низ так и вверх.
В тоже время когда струны зажаты с помощью топ-лока, использование колков для настройки гитары невозможно в следствии чего гитара настраивается до того, как закручивается топ-лок, а после для точной и более тонкой настройки используются специальные винты «микроподстройки», имеющиеся на нижнем порожке.
Не смотря на то что тремоло отлично держит строй у него есть и значительные минусы, к примеру заменить порванную струну бывает целым приключением, так как после обрыва плывет строй и для замены необходим целый набор ключей.
Так же тремоло очень чувствительно как к окружающей температуре так и к перемещение гитары в пространстве, излишний нажим при глушении струн ладонью может вызвать проблемы со строем.
В основном — это суперстраты из 80-х и различные их производные, от таких компаний как Kramer, Jackson, Fernandes, B.C.Rich и т.п.
Высококачественная копия тремоло Floyd Rose произведенная в Японии, ничуть не уступающая качеством оригиналу, благодаря тому что сустейн блок имеет длину 36 мм, подходит для большинства инсталляций.
Так же существенный плюсы — это: опоры имеющие потайной болт для фиксации в стакане, что позволяет устранить их люфт (в отличии от опор OFR и Schaller), а также форма станины, а именно свободная фиксация одного из её краёв, делает это тремоло более простым в отстройке, в отличии от станин имеющих 2 симметричных ножа.
Так и цена значительно ниже OFR 8-9 тысяч против 12-14 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого.
Schaller Tremolo LP — без повреждений дерева
Данное тремоло разработано для установки на штатное место Tune-O-Matic без фрезеровки корпуса. Тремоло имеет достаточно глубокий, но плавный ход рычага и работает как на повышение, так и на понижение строя. Из-за того, что тремло по сути «висит в воздухе» настроить его довольно сложно и трудоемко, однако при грамотной настройке строй при активной работе рычагом держится хорошо.
Любые инструменты с Tune-O-Matic
Она одна Schaller Tremolo LP, стоит порядка 10-11 тысяч рублей, на ноябрь 2015-ого года.
Преимущества и недостатки тремоло
В качестве недостатка отмечают длительное время тренировок. В начале кисть будет быстро уставать, появится ощущение «забитости» мышц. Причина – отсутствие опыта, правильной опоры. Звук может получаться резким, прерывистым, дерганым. Не следует отчаиваться. Необходимо больше времени. Терпение – основной компонент обучения. Долго придется проигрывать упражнения в медленном темпе. Эффект отразится на звучании.
Обучение методикам игры на гитаре не может быть легким. Учитывают разные моменты – положение тела, гитары, регулировку ремня. Усидчивость и практика – основы правильного развития техники.