Для чего нужен трипод
Как делать красивые фото и видео со штативом для смартфонов
Штатив — самый востребованный аксессуар в арсенале любого фотографа. Это утверждение неоспоримо, если речь идёт о фотоаппарате: любительского профессионального уровня — не важно! Использование штатива со смартфоном вызовет скорее недоумение, ведь мобильное устройство предназначено для быстрого фотографирования на ходу. В предыдущей статье мы разобрались, что это далеко не так, многие смартфоны способны на большее, а штатив поможет раскрыть весь потенциал!
Содержание
Для чего нужен штатив в мобильной съёмке?
В случае, если устройство не оборудовано системой оптической стабилизации, на выдержке длиннее 1/15 секунды есть риск получения смазанных кадров. Система оптической стабилизации несколько увеличивает шансы получения достойных фотографий с рук. Однако, особо большие значения всё равно остаются недоступными. К тому же, далеко не каждый смартфон оборудован подобной фишкой. В последнее время наблюдается тенденция отказа от оптический стабилизации в смартфонах, Google Pixel 2016 стал одним из первых флагманов без нее, примеру последовали Xiaomi, Meizu, OnePlus. Задача штатива — фиксация камеры, что позволяет проводить съёмку с большей выдержкой и меньшей светочувствительностью сенсора. Как результат — фотографии без цифрового шума при любых погодных условиях и при недостаточной освещенности.
Во время съёмки пейзажей, штатив поможет правильнее скомпоновать кадр. А также, сделать серию одинаковых кадров с разными параметрами камеры. Эксперименты с ручными настройками обеспечат чёткие кадры с правильной экспозицией при любых условиях.
Также не стоит забывать о художественных эффектах. Один из них — демонстрация движения на снимке. Идея заключается в съёмке движущегося объекта на длинной выдержке, конкретное значение зависит от специфики объекта, экспериментируйте! При этом статичный фон, который окружает объект, остаётся резким. Для получения идеального результата потребуется штатив, иначе смазанным получится не только объект съёмки, но и всё окружение. В ночных условиях можно получать эффектные кадры тянущихся световых полос, данный эффект называют люминографией.
Съёмка видео без штатива — затруднительная задача. Удержать камеру в статичном положении на протяжении долгого времени сможет не каждый. Мобильные системы оптической стабилизации едва ли смогут помочь, как результат — трясущиеся или плывущая картинка. Штатив исключает тряску и лишние движения камеры, что кардинально меняет качество картинки и восприятие видео.
Таймлапс-ролики — особый формат видеосъемки. Ролик, смонтированный из множества кадров, снятых с одной точки. Интервал между кадрами варьируется от нескольких секунд до нескольких часов. Приём используется для демонстрации медленно протекающих процессов. Другими словами таймлапс-видео можно назвать покадровой съёмкой. Для создания качественного ролика не обойтись без штатива, ведь недопустимо даже малейшее движение камеры. Съёмка занимает продолжительный промежуток времени: от нескольких часов до нескольких дней и даже недель, при этом готовый ролик длится около минуты. Более подробно о записи таймлапс-видео на смартфон расскажем в следующих материалах.
Какой штатив выбрать?
Смартфон в паре со штативом расширяет опыт использования мобильной камеры. Однако, существует ни один тип штативов. От правильности выбора зависит дальнейшее удобство использования и качество получаемого результата. Не думаю, что для первого опыта необходимо покупать дорогое оборудование, подойдут недорогие аксессуары, вдруг мобильная фотография не станет увлекательным хобби, а останется чем-то непонятным, неинтересным. Однако, помните, качественная оборудование — залог комфортной работы.
Адаптер для крепления смартфона к штативу
Первое, с чего необходимо начать — адаптер для крепления смартфона к штативу. С помощью этого аксессуара любой смартфон шириной до 82 мм станет совместим с фотоштативами со стандартной резьбой. Для фиксации смартфона используется подпружиненный зажим. Приспособление простое, стоит всего $0,96 или 59,41 рублей.
Адаптер Ulanzi IRON MAN с резьбовым фиксатором
Подпружиненный зажим обеспечивает неплохой уровень фиксации, достаточный для спокойной съёмки. Но для большей уверенности за сохранность смартфона во время активной съёмки необходимо использовать крепление с резьбовым фиксатором Ulanzi. Крепление точно подгоняется к конкретному смартфону и надёжно удерживает устройство в рамке. Стоит аксессуар значительно дороже: $9 или 556,96 рублей.
Адаптер Ulanzi IRON MAN II
Усовершенствованный адаптер с резьбовым фиксатором от Ulanzi. Главное отличие от предшественника — площадка для монтирования внешнего микрофона или освещения. Нововведение превращает адаптер в незаменимый аксессуар для мобильной видеосъемки. За широкие возможность нужно платить. Стоимость продвинутого адаптера: $16,20 или 1002,52 рубля.
Компактный трипод
Самый простой вариант штатива для мобильной съемки. Недорогое приспособление подойдет для тех, кто только знакомится с миром мобильной фотографии. Из особенностей: телескопические ножки с возможностью изменения высоты от 14 до 17 сантиметров и шаровая голова с регулируемым наклоном. Стоимость аксессуара в комплекте с адаптером для смартфона $1,89 или 116,96 рублей. Отличный вариант для старта, но чудес не бывает, конструкция страдает от недостаточной устойчивости, из-за непродуманности регулировок.
Трипод с гибкими ножками
Применение ножек с шарнирными элементами вместо привычных телескопических — оригинальное решение, которое обеспечивает гибкость крепления. В результате получилась устойчивая конструкция, которую можно установить не только на плоскую поверхность. Гибкие ноги позволяют монтировать штатив к трубам, веткам и прочим необычным местам. Шаровая голова позволяет правильно выставлять горизонт. Стоимость интересного штатива в комплекте с адаптером для смартфона: $1,62 или 100,26 рублей.
Карманный трипод
Когда речь идёт о мобильной съёмке, нельзя забывать о компактности аксессуаров. В сложенном состоянии карманный трипод не займёт много места. Масса также невелика — около 100 грамм. Разложенная конструкция держится устойчиво. Изначально штатив рассчитан на камеру весом до 1 килограмма. Резиновые накладки на ногах предотвращают скольжение. Из недостатков — отсутствие регулировки по высоте, фиксированные 10 сантиметров. Голова выглядит надёжнее предыдущих моделей, но регулируется ступенчато только по наклону. Приятный бонус — возможно применения для съёмки видео с рук. Из-за естественного хвата, картинка получается стабильнее и плавнее а рука меньше устаёт при длительном использовании. Стоимость карманного трипода: $1,87 или 115,92 рубля.
Продвинутый компактный трипод Ulanzi
В случае, если компактный трипод нужен, а качество бюджетной модели не устраивает, стоит присмотреться к мини-триподу Ulanzi. Как и предыдущий, карманный штатив, в сложенном состоянии трипод Ulanzi выполняет роль рукояти для видеосъёмки. В разложенном положении ножки имеют узкий и широкий угол раскрытия, что обеспечивает разную высоту съемки — 10 и 14 сантиметров соответственно. Шарнирная голова входит в комплект, но накручивается отдельно. Стоит подобный трипод: $9,80 или 606,46 рублей.
Полноразмерный трипод
По настоящему увлечённым мобильной фотографией стоит присмотреться к полноразмерному триподу YUNTENG 5208, который также пригодится после покупки профессиональной камеры. Главное отличие от компактных моделей — возможность ведения съёмки с земли, ведь высота изменяется от 43 до 125 сантиметров. Голова имеет ход во всех 3 плоскостях, что позволит точно навести кадр и без труда выставить уровень. Полноразмерный трипод менее компактный — масса составляет 600 грамм. Для удобной транспортировки потребуется комплектная сумочка. Также в комплект входит клипса для крепления смартфона и пульт дистанционного управления затвором. Полный набор аксессуаров стоит: $21,90 или 1355,25 рублей.
Моноподы
Монопод — разновидность штатива, у которого, в отличии от привычного трипода, только одна точка опоры. В профессиональной фотографии данный тип штатива используется, когда необходимо быстро менять ракурс и место съёмки. Монопод не устойчивый сам по себе и не годится для дистанционного использования. Для получения резких кадров фотограф становится в положение при котором ноги выполняют роль недостающих опор монопода. Из-за описанных выше особенностей монопод вряд ли пригодится в мобильной фотографии, а останется уделом профессионалов.
Huawei Tripod Selfie Stick AF14
В последнее время, всё большую популярность набирают гибридные решения — селфи-стики с возможностью превращения в компактный трипод. Huawei Tripod Selfie Stick — один из них. Главное преимущество аксессуара — компактность, размер сопоставим с традиционной селфи-палкой. А ведь после трансформации приспособление превращается в полноценной трипод с высотой до 46.5 сантиметров и регулировкой головы по наклону. Трансформер изначально предназначен для смартфона, поэтому никаких адаптеров не требуется. Конструкция оптимизирована с учётом массы мобильного устройства, в отличии от представленных выше устройств, которые рассчитаны на профессиональные камеры весом более килограмма. Небольшой бонус — встроенная проводная кнопка для спуска затвора. Стоимость гибрида: $14,88 или 920,83 рубля.
Xiaomi Mi Selfie Stick
Гибрид селфи-палки и трипода от небезызвестной Xiaomi обладает аналогичными с аксессуаром Huawei возможностями. Максимальная высота съёмки — 42 сантиметра, поддерживаются смартфоны шириной от 56 до 89 миллиметров. Дополнительная фишка — съёмный беспроводной Bluetooth-пульт спуска затвора для дистанционного управления камерой. Стоимость аксессуара: $19,79 от или 1224,68 рубля.
Пульт для дистанционного спуска затвора
Простой аксессуар, который дополнит штатив. С его помощью можно дистанционно делать снимки или начинать и останавливать запись видео. К сожалению, кнопка переключения режимов камеры не предусмотрена. Пульт пригодится не только для фотография самого себя на основную камеру, но и в ситуациях, когда любое движение смартфона недопустимо. Принцип действия прост: аксессуар подключается по Bluetooth как устройство ввода, кнопки имитируют нажатие клавиши увеличения громкости. Стоимость гаджета всего: $1,29 или 79,83 рубля.
Личный опыт
Главная задача, стоявшая при выборе штатива в личное пользование — нахождение правильного баланса между функциональностью и компактностью. Как компромиссный вариант был выбран карманный штатив и самый простой адаптер с пружинным фиксатором. Штатив выполняет свою функцию, единственная проблема — низкая высота съёмки, приходится тратить больше времени на поиск подходящего места для установки смартфона. Сложно винить в недостаточной высоте компактную модель, ведь среди карманных аксессуаров неплохой высотой обладают только гибриды селфи-палки и трипода.
Сложенный трипод превращается в рукоять для удобной видеосъемки. Бонус крайне приятный, закрепленный на штативе смартфон гораздо проще удерживать — нет опасений, что девайс выскользнет из рук. Также не приходится следить за тем, чтобы не перекрыть встроенные в смартфон микрофоны.
В дополнение к карманному триподу была куплена Bluetooth-кнопка спуска затвора. Пульт просто выполняет свою задачу, при подключении трудностей не возникло. Будьте внимательны, мой экземпляр пришёл включенным, из-за чего села батарейка. Поэтому изначально аксессуар вёл себя странно, отказывался подключаться к смартфонам. Аксессуар питается от батарейки формата CR2032, только такая же используется в материнской плате стационарных компьютеров.
Штатив для телефона – что это такое, как выглядит, зачем используется, особенности разных видов
Смартфоны часто используются для мобильной съемки. В некоторых случаях получить качественные изображения трудно без жесткой фиксации камеры. Штатив для телефона расширяет функциональные возможности эксплуатации девайса, позволяя закрепить его в нужном положении.
Что такое штатив для телефона?
Стойка для смартфона пришла в обыденную жизнь из фото и кино сегментов. Штатив для телефона для съемки – подставка, обеспечивающая надежную установку гаджета в конкретной точке относительно пола и другой поверхности. Задача опоры заключается в стабилизации, регулировании камеры по высоте, изменении угла наклона. Модели различных размеров, конструкций и видов крепления бывают телескопическими, оборудованными гибкими ножками или на жесткой основе, с держателем на определенной высоте.
Как выглядит штатив для телефона?
Устройство представляет собой специальный передвижной аксессуар на трех ножках. Тренога состоит из основания и головки. Штатив для смартфона может быть компактным, полноразмерным или карманным. Ноги фиксатора закреплены в статичном положении или регулируются по высоте. Они оснащаются прорезиненными наконечниками для лучшего сцепления девайса с разными типами поверхности. Некоторые модели оборудованы механизмом, который превращает их в селфи-палку.
Зачем нужен штатив для телефона?
За последнее время прогресс поднял смартфоны на высшую ступень использования. Сегодня с их помощью не только происходит взаимодействие между людьми, но и получается качественное фото и видео. С помощью трипода полностью устраняются колебания камеры, поэтому получаются изображения высокого качества. Главным достоинством штатива для мобильного телефона является то, что он может располагаться на любой плоскости, камера при этом направляется непосредственно на объект, а руки остаются свободными.
Устройство является необходимым аксессуаром при выполнении отложенной съемки и для ведения блогерской деятельности. Дополнительно в спектр применения штатива для телефона входит:
Виды штативов для телефона
Устройства для мобильной съемки подразделяются на несколько основных групп:
Классификация треног для смартфона в зависимости от типа головки:
Напольный штатив для телефона
Важный аксессуар для тех, кто часто выкладывают фото или видеосъемку процесса работы своими руками. Также этот штатив для телефона высокий будет полезен фуд фотографам, для создания фото в очень популярном сейчас стиле flat lay, ведь любая съемка сверху ему по зубам. Подобное приспособление полезно в больших помещениях, например, спортзалах, танцевальных студиях, где минимальное количество мебели, а съемку нужно сделать со свободными руками. Ножки дают несколько вариаций высоты размещения.
Настольный штатив для телефона
Избавит от необходимости носить с собой громоздкие аксессуары маленький штатив для телефона. Трипод уверенно держится на ногах с широким диапазоном установки, фиксирование камеры в одном положении помогает сделать качественные фото. Помимо этого некоторые модели оснащены поворотной головкой, благодаря чему закрепленный смартфон можно вращать в разные стороны. Настольный штатив для телефона – незаменимая вещь для любителей делать групповые снимки. Благодаря функции сбора ножек устройство легко трансформируется в селфи-палку.
Ручной штатив для телефона
Разновидность подставки, которая в отличие от своих собратьев имеет одну точку опоры. Идеальный помощник для любителей делать качественное селфи. Для того чтобы им воспользоваться нужно вставить смартфон в специальную форму и установить программу для связи. В профессиональной фотографии мини-штатив для телефона используется, когда нужно быстро менять ракурс и место съемки. Для получения качественных кадров фотограф занимает позу, в которой его ноги превращаются в недостающие опоры штатива.
В зависимости от способа управления съемкой ручная стойка для смартфона делится на такие виды:
Универсальный штатив для телефона
В последнее время большую популярность набирают гибридные варианты подставок для смартфонов. Удобно когда штатив тренога для телефона легко превращается в компактный трипод. Помимо этого преимуществом аксессуара является компактность, сложенный размер похож на традиционную селфи-палку. Все это делает его самым популярным среди покупателей увлекающихся разными видами фото и видео.
Как выбрать штатив для телефона?
Аксессуар приобретается с учетом соотношения: качество-функциональность-цена в зависимости от целей и частоты его использования. Покупая трипод для телефона, следует учесть следующие параметры:
Штатив с подсветкой для телефона
Девайс необходим тем, кто снимает видео и делает фото в плохо освещенных помещениях и в темное время суток. В этом случае получить хорошее изображение без дополнительного источника света невозможно. Штатив для телефона с лампой незаменим, когда не хватает мощности штатной вспышки мобильного устройства. В качестве дополнительного источника света выступают светодиодные портативные лампы, которые крепятся за кадром вокруг смартфона.
Гибкий штатив для телефона
Сфотографироваться всей семьей на даче или запечатлеть красивый природный пейзаж – все это позволит подставка для съемки телефоном. Неоспоримое достоинство штатива осьминога для телефона заключается в широком диапазоне ножек. Благодаря гибкости опор смартфон на подставке может быть закреплен на любой поверхности. Если все три ноги согнуть по направлению к себе, то получится селфи-палка, изгиб под большим углом превратит ноги подставки для телефона для съемки в отличную ручку. Гибкую стойку можно использовать как панорамный риг для рук.
Штатив для телефона с пультом
Самые продвинутые модели подставок для создания фото и видео со смартфона оснащены разными аксессуара. Одной из важных является пульт дистанционного управления. Профессиональный штатив для телефона с небольшим аксессуаром помогает делать снимки или руководить съемкой видео, находясь на расстоянии от камеры. Особенно это актуально в ситуациях, когда даже минимальное передвижение камеры недопустимо, а сделать нужно несколько фото в разное время. Принцип действия простой: аксессуар подключают через Bluetooth к телефону, а его кнопки имитируют клавиши смартфона.
Рейтинг штативов для телефона
Каждый уважающий себя видеоблогер должен иметь в своем арсенале подобный девайс, который помогает не только сделать качественные фото, но и снимать мастер-классы высокого уровня. Не обойтись без него и любителям фото, не желающие тратить деньги на специалистов в сфере фотографий. Рассмотрим, какие варианты моделей можно отнести к списку лучший штатив для телефона.
Лучшие классические штативы:
Лучшие штативы на гибких ножках:
Лучшие универсальные штативы:
Штатив для телефона своими руками
Качественные подставки стоят очень дорого, чтобы не переплачивать полезно узнать, как сделать штатив для телефона из подручных средств. Для этого нужно иметь следующие инструменты:
Процесс изготовления штатива для телефона состоит из следующих этапов:
Как пользоваться штативом для телефона?
Перед тем как наслаждаться простой съемкой фото или видео нужно знать, как подготовить камеру для этого. Трипод для смартфона устанавливается и настраивается, придерживаясь следующих правил:
Чем заменить штатив для телефона?
С одной стороны вариантов большое множество, ведь открытой должна оставаться только камера, а весь корпус можно закрывать как угодно. Примитивным штативом для телефона может стать обычное дерево, к которому можно приложить смартфон. Однако если вдруг не окажется такое подставки можно использовать следующие варианты:
Зачем мне нужен штатив?
Текст статьи обновлён: 16.04.2020
Почти одновременно с покупкой своего первого зеркального фотоаппарата Nikon D5100 c КИТ-объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom я заказал в интернет-магазине простенький алюминиевый штатив. Давайте расскажу, для каких целей он мне понадобился, какие сюжеты я фотографирую, используя свою треногу.
Сейчас на нем не сохранилось ни одной бирки, но судя по внешнему виду, это Era ECSA-3512. В течение двух лет мы с ним побывали в самостоятельных путешествиях в Китае, Гонконге, Филиппинах, США, Мексике и Шри-Ланке. Мы ходили с ним в походы выходного дня в природный парк Оленьи ручьи и Тальков камень, мы спускались с ним в пещеру Дружба и лазили по болотам и лесам в окрестностях Екатеринбурга. Мы сделали отличные кадры в сумерках и ночью, снимали панорамы и HDR-фотографии, учили основы съемки натюрморта при освещении световой кистью. В общем, вы наверное уже догадались, что до последнего времени я был полностью доволен своим легким (500 грамм), компактным и дешевым (550 рублей) триподом Era ECSA-3512.
Мой простенький штатив типа Era ECSA-3512 объездил половину мира. Нормально держит Nikon D5100 c KIT 18-55
Такой простой и дешевый штатив легко удерживает мой Nikkor D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55 f/3.5-5.6G. Мне нравится, что он легкий: мы, особо не напрягаясь, таскали свою треногу по городам и весям разных стран. С открученной головкой он просто вмещается в походный чемодан и сдается в багаж. А стоимость в 550 рублей – просто смешная в сравнении с ценой профессиональных штативов для фотосъемки.
Однако, пару месяцев назад, я приобрел себе телеобъектив Nikkor 70-300. В своем обзоре с примерами фотографий, снятых на пару Nikon D5100 и Nikkor 70-300, я упомянул, что теперь мне придется приобрести и более дорогой штатив, т.к. мой маленький трипод Era ECSA-3512 вибрирует под весом телевика.
Когда же я озадачился вопросом «Какой штатив выбрать для Nikkor D5100 с телеобъективом?», то обнаружил, что на профильных форумах немало начинающих и опытных фотографов сломали копий в спорах: «Что лучше: алюминиевый или карбоновый штатив? Какая головка должна быть на триподе? Чем дорогой штатив лучше дешевого? – эти у куча других вопросов не дают покоя фотолюбителям.
Оказалось, что выбрать правильный штатив не легче, чем выбрать качественный объектив или фотоаппарат: нужно всегда искать компромисс между ценой и качеством, между весом и жесткостью, между компактностью и устойчивостью. Не буду рассказывать о своих долгих муках выбора. Сообщу только, что в конце концов я решил купить относительно дорогой карбоновый штатив Sirui T-2204X с головкой G20X. Поскольку ждать доставки мне придется около месяца, то есть время обдумать все, что я узнал о профессиональных штативах. И в своей сегодняшней статье я хочу высказать свои соображения о том, как выбрать лучший штатив для профессиональной фотосъемки, с точки зрения начинающего фотолюбителя.
На мой взгляд, когда в поисковой строке вашего браузера набираете «как выбрать качественный штатив», вы получаете большое количество «маркетингового мусора», скрывающего суть главного. Вас уверяют, что хорошие фотографии невозможно получить, не пользуясь дорогой треногой; что штатив дешевле 700 у.е. вообще не стоит внимания уважающего себя фотографа; и т.д. и т.п.
Возможно, я попался на эту маркетинговую удочку, заказав для себя Sirui T-2204X + G20X из карбона за почти 400 долларов. Ведь такой же алюминиевый штатив стоит приблизительно 170 у.е. Но я выбрал именно карбоновый трипод, так как в путешествии дикарем по разным странам, почти всегда, я старался подняться в горы. И в горах разница в весе 600 грамм между алюминиевым и карбоновым штативом может иметь значение. Однако, пока я не получил свой Sirui T-2204X с головкой G20X для меня остаются открытыми вопросы: чем дорогие штативы отличаются от дешевых? Точнее, чем триподы высшей ценовой категории отличаются от штативов средней ценовой категории?
На мой взгляд, когда вы выбираете между двумя треногами одинаковой конструкции, из одного и того же материала, а цена на них отличается в три раза, то, скорее всего, вы собираетесь купить не лучшее изделие. Вы просто собираетесь оплатить услуги более дорогого маркетолога, которому удалось убедить вас что черное – это белое…
По сути, штатив – это опора для фотокамеры, это – табуретка. Если вы сравниваете две табуретки с ножками из дюралюминия и пластиковой сидушкой, но одна из них стоит 150 у.е., а другая – 650 у.е., то вы покупаете не дополнительную устойчивость, вы платите за бренд. Ниже в данной статье я приведу свои аргументы в защиту такой позиции. Ну, а когда я получу свою посылку, попробую написать отзыв о профессиональном штативе для фотоаппарата марки Sirui T2204X с головой G20X и опыте его использования с фотоаппаратом Nikon D5100 и телеобъективом Nikkor 70-300.
Сейчас давайте вернемся к основам. Для тех, кто является еще более начинающим фотолюбителем, чем Ваш покорный слуга, я попробую дать ответ на вопрос
А вообще, зачем мне нужен штатив?
Штатив, он же – трипод (по-английски, tripod), он же – тренога – устройство, используемое в качестве неподвижной опоры для вашего фотоаппарата. Тренога используется при фотографировании на длинных выдержках и для фотографирования себя любимого без участия третьих лиц… 🙂
В качестве материалов для изготовления триподов чаще всего используют алюминий и карбон. Для крепления фотоаппарата к штативу используют головки трех типов: шаровые, 3D и панорамные головки. При выборе штатива для своего фотоаппарата нужно учитывать максимальную нагрузку, на которую он рассчитан.
Мой простой алюминиевый Era ECSA-3512 оснащен 3D-головкой и его расчетная нагрузка составляет около полутора килограммов. Он неплохо держит мой Nikon D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55, но «пасует» перед телеобъективом Nikkor 70-300. Также, в самом начале, мы пробовали поставить на него Nikon D5100 с объективом Sigma 18-250 и он ее тоже держит плоховато. Мой друг купил себе штатив чуть покрепче, за 1500 руб. и теперь не знает проблем со съемкой на свою сигму. Это я к тому, что не обязательно покупать треногу за 650 у.е., чтобы закрепить свой фотоаппарат (если только у вы готовы смириться с немного большим весом алюминиевого штатива).
Штатив нужен при съемке ночного пейзажа с длинными выдержками
Например, во время самостоятельного путешествия по маршруту Китай-Гонконг-Филиппины мы поднимались на пик Виктория в Гонконге, где я снял эту панораму вечернего города.
Вид на Гонконг. Снят на закате со штатива на камеру Nikon D5100 KIT 18-55.
Когда уже полностью стемнело, мы приехали на набережную Аллея звезд и я снял вот эту фотографию ночного Гонконга.
Вид ночного Гонконга. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 со штатива Era ECSA-3512
При съемках фото, указанных выше, на улице было относительно много света – огни большого города. А вот, например, при путешествии дикарем на арендованной машине по Мексике, мы однажды ночевали на берегу Карибского моря. Источником света была только луна и звезды.
Ночь в Карибском море. Источник освещения — луна и звезды. Выдержка 69 секунд. Снято со штатива на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55.
На море был шторм, но из-за большой выдержки (69 секунд) волны превратились в «сказочный туман».
Так мы подошли еще к одному применению триподов.
Штатив нужен для получения эффекта «молочные реки» при съемке текущей воды
Если вы снимаете водопад или лесной ручеек и хотите, чтобы вода выглядела, как молочная река, то нужно увеличить выдержку. Для этого приходится зажимать диафрагму, снижать ISO до минимума и использовать нейтральный ND-фильтр. Таким образом был снят вот этот водопад в горах Шри-Ланки
Превратить текущую воду в молочные реки можно используя ND-фильтр и длинную выдержку. Съемка со штатива на Никон Д5100 КИТ 18-55.
… и небольшой водопад на Смородинское водохранилище во время нашего похода выходного дня на озеро Бездонное.
Еще один пример размытия воды за счет удлинения выдержки ND-фильтром. Зачем нужен штатив
Профессиональный штатив нужен при съемке натюрмортов
В частности, при использовании в качестве источника освещения натюрморта фонарика (метод световой кисти), вам не обойтись без треноги.
Освещение натюрморта световой кистью. Невозможно снять без трипода.
Натюрморт по мотивам работ «Из жизни гвоздей» фотографа Влада Артазова снят со штатива
Штатив для зеркального фотоаппарата используется и при макросъемке
Обычно при съемке макро вам требуется обеспечить максимальную ГРИП. Сделать это можно, зажав диафрагму. Но при зажатой диафрагме возникает необходимость использования штатива.
При макросъемке для увеличения ГРИП приходится зажимать дифрагму и фотографировать со штатива
Штатив нужен для съемки панорам
Чуть выше я показал фотографии ночного Гонконга и назвал их панорамами. Это не совсем верно, т.к. они сняты одним кадром. Настоящие панорамы склеивают из нескольких кадров и для съемки панорам, естественно, желательно иметь штатив.
При съемке панорам лучше использовать штатив, чтобы было легче «сшивать» панораму.
Например эта панорама известной достопримечательности Большой провал в природном парке Оленьи ручьи смонтирована из 4-х вертикальных кадров. Одним кадром передать всю красоту этого впечатляющего природного памятника было бы тяжело. Тренога нужна, чтобы было легче совмещать кадры при склеивании их в специальной программе для обработки панорам.
Панорамы можно снимать «с рук», как например эта панорама смородинового водохранилища.
Пример панорамы, «склеенной» из нескольких кадров, снятых с рук. Почему-то виден шов в середине кадра. Может быть потому что съемка велась без штатива?
Но вы видите, что остался видным «шов», возможно, потому, что кадры были сняты на разной высоте – руки дрожали.
Профессиональные штативы используются при съемке HDR-фотографий
Чтобы получить HDR нужно сделать несколько одинаковых кадров с разной экспозицией. Удобнее всего это делать со штатива.
Штатив нужен при съемках в пещерах, шахтах и подвалах
В своем отчете о походе выходного дня в природный парк Оленьи ручьи я рассказывал о том, как фотографировал в пещере Дружба.
Съемки в пещере невозможны без применения штатива.
Штатив нужен для съемки себя любимых
Когда вы самостоятельно путешествуете по какой-нибудь замечательной стране, часто возникает ситуация, когда вы хотите сняться на фоне известной достопримечательности. Вы просите стоящего рядом вездесущего японского туриста, увешанного профессиональным Nikon D800 с объективом 24-70 снять вас с женой на фоне вон того водопада. Он с важным видом берет вашу фотокамеру: «ОК, мистер! Улыбочку!» и снимает вот это:
Водопад Агуа Асуль в Мексике. Пример того, как не стоит снимать достопримечательности в стиле «я на фоне вон того памятника»
Я бы снял этот кадр по-другому: модели ближе к камере (можно по пояс), расположить их справа в «золотом сечении». Возможно, потребовалось бы сместить точку съемки, чтобы сломанные доски в настиле не привлекали к себе взгляд зрителя.
Используя же наш собственный штатив мы можем устроить вот такую фотосессию в Мексике во время самостоятельного путешествия на арендованной машине по этой стране:
Вот такую фотосессию мы устроили самостоятельно. Автор фото — штатив Era ECSA-3512 🙂
или на Филиппинах на острове Боракай используя штатив вы можете получить неплохие кадры.
Еще одна самостоятельная фотосессия на Филиппинах. Автор фото — все он же, штатив Era ECSA-3512
Вот еще один автопортрет, снятый со штатива на улице Ванфуцзин (Wangfujing) в столице Китая.
Самостоятельное путешествие в Китай. Съемка ночного портрета со штатива на Nikon D5100 с объективом KIT 18-55
Обоснованность цен на штативы
Надеюсь, к моменту написания моего обзора штатива Sirui T-2204X с головой G20X я найду ответы на мои вопросы: почему дорогой штатив лучше дешевого? И почему цена профессионального штатива так высока?
В результате долгих размышлений и чтения тематических форумов я решил, все же, купить дорогой карбоновый штатив, т.к. он легкий и гасит вибрации лучше, чем алюминиевый трипод. Иногда я планирую снимать в горах и описанные качества профессиональной треноги мне могут пригодиться. Но обоснована ли цена в 400 у.е. за карбоновый штатив? Наберите в поисковике «карбоновое удилище +цена» и вы увидите, что удилище из карбона длиной 3,9 метра стоит 1700-2500 рублей. На изготовление треноги уходит два удилища плюс комплект фурнитуры. Не думаю, что при массовом производстве штативов в Китае стоимость фурнитуры выходит выше 700 рублей. Итого, справедливая цена на карбоновый штатив профессионального уровня должна быть в пределах 5000-6000 рублей. Все, что выше – маркетинг и ничего, кроме маркетинга. Вы можете позволить себе Nikon D800? Тогда вы просто должны купить этот профессиональный штатив из карбона за 25 тысяч рублей!
Про жесткость штатива
Читая обзоры или рекомендации какой штатив выбрать, часто можно встретить такое утверждение: если у вас ограничен бюджет, то вы можете купить вот эту модель за 150 у.е., но если вам нужно действительно высшее качество, тогда вам нужно купить вон ту модель за 660 у.е. На взгляд человека, который пользовался только дешевым штативом за 500 рублей, такое мнение не очень понятно.
Мне понятна логика, когда говорят, что при ограниченном бюджете на покупку объектива вам лучше купить Nikkor 18-55, т.к. при разумной цене он позволяет снимать неплохие фотографии, но если вы хотите получить действительно потрясающие кадры, то купите Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor, т.к. в нем стоит качественное стекло с низкодисперсионными элементами и специальным покрытием.
Но когда обсуждают штативы и говорят: алюминий хорош тем, что он легкий и прочный, только вот гасит вибрации хуже, чем карбон; что головка из кованого алюминия лучше, чем из литого; и т.п. и т.д. – мне понятно. Потом идет аргумент: «Вы что думаете, что профессиональные фотографы не хотели бы пользоваться дешевыми штативами? У них просто нет возможности идти на компромисс! Поэтому они покупают штативы стоимостью от 800 у.е.»
В этом месте я перестаю понимать. Штатив – это не объектив. Он либо позволяет получить вам четкий снимок, либо – нет. Если не позволяет снять кадр без вибрации, то зачем он нужен вообще… Возьмите мой дешевый Era ECSA-3512 – единственная причина, почему я его меняю – он не держит телеобъектив Nikkor 70-300. Конечно, штатив Sirui T-2204X имеет ряд конструктивных преимуществ (крюк для груза, шаровая головка), но единственная причина смены перехода на более мощный трипод — Era ECSA-3512 не может держать телевик. А уж если сравнивать Sirui из алюминия и из карбона, то мне пришлось больше заплатить за вес, меньший на 600 грамм.
Как это может быть, что вот этот профессиональный дорогой штатив из карбона высотой полтора метра без центральной штанги с шаровой головкой лучше чем вот тот дешевый тоже из карбона, тоже с шаровой головкой и без центральной штанги? Это тоже самое, что утверждать будто табуретки из одного материала, размеров и формы за 150 и за 650 у.е. имеют разную устойчивость.
Когда-то в институте был у меня предмет: сопромат. Насколько я могу помнить, жесткость стержня зависит от его длины, толщины, материала и формы сечения. Штативы разных производителей имеют модели, сходные по размерам, материалам и конструкции, но цены отличаются в разы… Логики в обосновании цены мне на сегодняшний день не видно.
Ладно, это были теоретические размышления начинающего фотолюбителя на тему какой штатив выбрать, обоснованы ли цены на карбоновые штативы для фотоаппаратов и об играх маркетологов.
Надеюсь, что как только мне привезут мой Sirui T-2204X с головкой G20X, я смогу получить ответы на многие поставленные в этой статье вопросы и написать свой отзыв о карбоновом штативе этого производителя. И буду рад, если в комментариях к этой статье кто-то, кто реально перешел с относительно недорого штатива (за 150 у.е.) на дорогой (скажем, за 400-600 у.е.) расскажет какие преимущества он приобрел за эти деньги.
Дополнение от 27 апреля 2014 года:
Друзья, в марте 2014 года я съездил во второй раз в отпуск в Китай и Таиланд. Брал с собой, в том числе, и штатив. Активно использовал его для съемки ночных пейзажей и в пещере Crown Cave. Подписывайтесь на обновления моего блога (см. форма с e-mail внизу), если хотите получать извещения о новых статьях. Тогда вы не пропустите мой отчет об этой поездке.
Мост Hong Bridge в старинном городе Фенхуан (Fenghuang, 凤凰). Фото снято 18 марта 2014 вечером. Снимал со штатива Sirui T-2204X на телеобъектив Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Выдержка: 10 сек. Диафрагма: f/11. Фокусное расстояние: 145 мм. ISO: 100. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: приоритет диафрагмы. Вспышка: не сработала.
Предлагаю вам также почитать следующие посты, связанные со съемкой со штатива: