Для чего нужен учет основных средств

Что такое основные средства

Основные средства — это средства труда, имеющие материально-вещественную форму и сохраняющие ее в процессе использования.

Определение основного средства для отражения его в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 6/01.

Чтобы принять на бухгалтерский учет основное средство, нужно выполнить одновременно несколько условий:

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В налоговом учете к основным средствам можно отнести лишь амортизируемое имущество, то есть активы стоимостью более 100 000 рублей.

Бухгалтерский и налоговый учет основных средств

Как распознать основное средство, в чем принципиальные различия налогового и бухгалтерского учета, — расскажем ниже.

Бухгалтерский учет ОС

Порядок учета основных средств регламентирует ПБУ 6/01. В нем бухгалтер сможет найти ответы на любые вопросы, касающиеся покупки, списания и других важных нюансов учета ОС.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Отнести имущество к основному средству правомерно при одновременном выполнении трех условий:

Правила учета позволяют сразу списывать имущество, соответствующее критериям основного средства, если оно стоит менее 40 000 рублей. К примеру, компьютер за 34 000 рублей можно классифицировать как МПЗ и списать на затраты в день начала его использования (счета 20, 25,26, 44) без начисления амортизации.

Если компания приняла на учет основное средство, его стоимость следует равномерно погашать, начисляя амортизацию. Делать это нужно регулярно раз в месяц. Компании, которые имеют право на упрощенные способы ведения бухучета, могут сами установить период начисления амортизации (месяц, год и т. п.).

Бухгалтеры могут списывать стоимость основного средства тремя способами (п. 19 ПБУ 6/01):

Какой бы способ не был выбран, специалист по учету основных средств обязан руководствоваться правилами, закрепленными в учетной политике.

Все затраты на покупку ОС собираются на специальном счете 08 «Капитальные вложения», на счет 01 имущество ставится лишь в день ввода его в эксплуатацию.

Дебет 08 Кредит 60 — приобретено основное средство, отнесены затраты на доставку и т. п.

Дебет 19 Кредит 60 — выделен НДС с покупки.

Дебет 01 Кредит 08 — ОС введено в эксплуатацию.

Налоговый учет ОС

Главное отличие налогового учета от бухгалтерского — стоимостной лимит. НК РФ гласит, что амортизировать можно только то имущество, которое дороже 100 000 рублей (ст. 256 НК РФ).

Все, что дешевле указанной суммы, в налоговом учете бухгалтеру придется списать единовременно.

Налоговый срок амортизации напрямую зависит от срока полезного использования. Определив срок (можно посмотреть в паспорте ОС или определить с помощью комиссии из работников), следует найти амортизационную группу, к которой относится основное средство. Найдите нужную группу с помощью интерактивного справочника ОКОФ.

Сдавайте электронную отчетность через интернет. Экстерн дарит вам 14 дней бесплатно!

Источник

Основные средства предприятия: что это такое и для чего они нужны

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

На предприятиях существует имущество различных категорий. Оно обеспечивает работу компании, деятельность сотрудников, его используют для изготовления продуктов. Часть этого имущества – основные средства (ОС), которые в обязательном порядке фиксируют при бухгалтерском учете. Основные средства не просто находятся на балансе: их оценивают, списывают. На каждое из этих действий оформляют документацию.

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

Что такое основные средства

Основные средства предприятия – это материальные объекты компании, которые она использует в деятельности. Например, для выполнения работы, оказания услуг, производства товаров. Основные средства приносят прибыль в настоящий момент или в будущем, могут увеличиваться или уменьшаться в стоимости. Основные средства находятся на предприятия не меньше года.

Роль основных средств для предприятия

Основные средства предназначены для производственных процессов, так как их главная задача – образование материально-технической базы. Они определяют возможные объемы выпуска продукции, техническую подготовленность. При их модернизации повышается результативность и качество продукции.

Нормативная база

До 2020 года для учета ОС использовали ПБУ 6/01 «Основные средства». Теперь предприятия руководствуются федеральным вариантом – ФСБУ 6/2020 с аналогичным названием. Старое положение при этом утратило силу.

Что входит в группу основных средств

Имущество принадлежит к группе основных средств, если:

В число ОС входят помещения, машины, оборудование, инструменты, земельные участки.

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

Учитываются ли капитальные вложения в арендованные объекты ОС

Капитальные вложения входят в группу основных средств при определенных условиях. В этой ситуации есть два варианта: арендодатель компенсирует капитальные вложения или он этого не делает. В первом случае арендованное имущество не относится к ОС, так как результат вложений забирает арендатор. Во втором случае капитальные вложения формируют отдельный объект ОС.

Что не является основными средствами

Нельзя назвать основными средствами готовую продукцию, товары на складе. Это все идет на перепродажу, поэтому не расценивается как ОС. В эту категорию не попадают объекты, переданные в монтаж или еще не прибывшие на предприятие.

Классификация основных средств предприятия

Есть несколько способов классификации ОС:

Различия в бухгалтерском и налоговом учете ОС

У налогового учета схожие положения. Различия:

Что такое инвентарный объект

Это единица измерения бухгалтерского учета. Инвентарный объект может быть одним предметом (например, стол) или комплексом предметов, объединенных в единое целое и расположенных на одном фундаменте. Комплекс целостный, если каждый предмет выполняет свою функцию только в составе всей конструкции.

Методы оценки основных средств

Переоценка основных средств

Организация переоценки — это добровольная и необязательная процедура. При необходимости ее проводят каждый год для ОС однородной группы. После переоценки стоимость объектов увеличивается или уменьшается. Если цена изменяется в какую-либо сторону, ее называют восстановительной.

Срок полезного использования

Значимая характеристика для предприятия – срок полезного использования ОС. Это время, когда объект способен приносить прибыль. Существует официальная классификация основных средств, получившая утверждение Правительства Российской Федерации. На основании этой классификации определяют срок полезного использования каждого объекта. Для бухгалтерского учета эта процедура добровольная, для налогового – обязательная.

Износ ОС

Активы предприятия изнашиваются. Износ может быть связан с объективными причинами, например, длительной эксплуатации или с возникновением непредвиденных ситуаций. При износе ОС первоначальная стоимость изменяется, так как средства теряют работоспособность.

Амортизация ОС

После принятия ОС к учету, бухгалтер занимается амортизацией, т.е. регулярным списанием на актуальные расходы части общей цены объекта. Исключение: земельные участки, объекты природопользования. Амортизация на эти ОС не распространяется, так как их свойства и характеристики для потребителей не меняются.

Способы амортизации задаются не для каждого средства, а для всей группы объектов. Например, один и тот же метод для зданий, транспорта. Выбранный метод используют на протяжении всего срока эксплуатации объекта.

Бухпроводки по ОС

Задача бухгалтера – учет поступающих ОС и отображение операций, которые выполняют с ними на предприятии. В рамках бухпроводок учитывают дебет и кредит.

Документы по учету основных средств

Бухгалтерский учет требует ясного оформления документации по использованию основных средств. Все операции отражают в соответствующих формах:

Для каждой операции своя установленная форма.

Как принять объект ОС к учету

Расходы на приобретение и обработку ОС проходят по форме дебета счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Когда объект поступает на баланс в виде основного средства, бухгалтер присуждает ему величину в дебете 01 «Основные средства». Нет четких правил регламента момента перевода объекта в раздел основных средств. Каждая фирма определяет этот этап, главное – своевременно отметить его в политике учета.

ОС поступает на баланс предприятия, когда впервые начинает использоваться, или когда объект полностью готов к работе. Активы, стоимостью менее 40 тысяч рублей, отображают в числе материально-производственных запасов. Такое же правило действует и для налогового учета с минимальным показателем в 100 тысяч рублей.

Как списать ОС

Списание объекта происходит, если он больше не приносит прибыль, или если компания его продала. В этом случае созывается комиссия, в которую входит главбух предприятия. Комиссия изучает объект и подписывает акт о списании. Для этого используют стандартную форму ОС-4 (для транспортных средств – ОС-4а, для однородных групп – ОС-4б) или создают собственный вариант.

В карточку инвентарного объекта вносят запись о выбытии. Этот документ хранится в компании в течение 5 лет.

При списании открывают субсчет, который используют при оформлении всех проводок в этом направлении. Остаточную стоимость, расходы из-за выбытия отражают в дебете 91, выручку от продажи – в кредите 91.

Учет расходов на содержание и ремонт основных средств

Сумму на ремонт (текущий или капитальный) списывают на расходы и учитывают через дебет «затратных» счетов. Это положение характерно для издержек компании на поддержание состояния оборудования, проведения техосмотра.

Для модернизации, реконструкции другая форма учета. Если после затрат улучшаются показатели, которые были установлены изначально, например, длительность полезного использования, то расходы записывают не в текущие затраты, а в изначальную стоимость объекта. Бухгалтер отражает это через счет 08, а после завершения работ списывает на 01.

Работы отмечают в карточке. Для этого разработана форма ОС-6, но компания может использовать собственный вариант. Если объект изменился, можно завести новую карточку и сохранять старую в виде информационного свидетельства.

А чтобы контролировать еще один важный пункт расходов бизнеса – затраты на маркетинг, попробуйте подключиться к Calltouch – системе сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.

Эффективный маркетинг с Calltouch

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

Учет основных средств и налог на имущество

Во время налоговых проверок отмечают – достоверно ли компания ведет бухгалтерский учет ОС. Это связано с тем, что сведения об остаточной стоимости основных средств учитывают для начисления налога на имущество, под который попадают недвижимые ОС. Важно исключить возникновение ошибок, так как это может привести к штрафу и накоплению пени.

Заключение

Основные средства организации требуют тщательного бухгалтерского учета. Информацию по их состоянию, эксплуатации, стоимости, характеристикам отображают в стандартных формах или в том, что предприятие разрабатывает для ведения внутренней документации.

Источник

Порядок учета основных средств согласно ФСБУ 6/2020

Для чего нужен учет основных средств. Смотреть фото Для чего нужен учет основных средств. Смотреть картинку Для чего нужен учет основных средств. Картинка про Для чего нужен учет основных средств. Фото Для чего нужен учет основных средств

Определяем основные средства по ФСБУ 6/2020 — сравнение с ПБУ

Актив можно определить в качестве ОС в соответствии с п. 4 ФСБУ 6/2020, если он:

Новым в определении является указание на материально-вещественную форму. Однако изначально у ОС иной формы и не предполагается. Поэтому нельзя сказать, что новое определение как-то разительно отличается от предыдущего.

ПБУ ранее закреплял момент о том, что основное средство приобретается не для продажи. В ФСБУ данную норму опустили, поэтому активы, которые в дальнейшем будут перепродаваться, могут быть учтены в составе ОС, но регулироваться они будут ПБУ 16/02.

Пункт 6 ФСБУ 6/2020 подводит нас к тому, что его нормы не затрагивают учет капвложений и долгосрочных активов к продаже.

Каков лимит стоимости по ФСБУ 6/2020

Предыдущее положение по бухгалтерскому учету устанавливало минимальную границу стоимости для признания актива основным средством в 40 тыс. руб. Учетной политикой можно было снизить эту границу, но повышать ее не разрешалось. Федеральный стандарт вообще никоим образом не регламентирует стоимость для отнесения в состав ОС. Самое главное — это длительность использования в производственных и прочих оговоренных целях. Теперь хозяйствующие субъекты вправе сами устанавливать лимит по стоимости (п. 5 ФСБУ 6/2020), опираясь исключительно на то, как долго будет служить актив и приносить доход.

Готовое решение от справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» поможет переклассифицировать основные средства в соответствии с федеральным стандартом 6/2020. Для просмотра материала получите демодоступ к системе. Это бесплатно.

С началом применения нового ФСБУ 6/2020 «Основные средства» предприятия смогут поднять планку стоимости до 100 тыс. руб., определенных Налоговым кодексом, и наконец ликвидировать разницы между двумя видами учета.

Одним из новшеств является возможность установить лимит стоимости не к единице объекта ОС, а к целой группе объектов. Кроме того, такой лимит может не иметь денежной оценки: критерий отнесения к ОС устанавливается, например, в процентном отношении к статье баланса «Основные средства».

Таким образом, стандарт дает полную свободу действия для отнесения активов к ОС. Однако злоупотреблять такой свободой не стоит. Подходить к установлению показателей необходимо с позиции уровня существенности, закрепленного учетной политикой.

Срок полезного использования в соответствии с ФСБУ 6/2020

Согласно ФСБУ 6/2020 срок полезного использования (СПИ) объектов зависит:

Принципиальных различий с ПБУ нет, поэтому за основу при выборе СПИ можно брать Классификацию ОС, утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

Оценка и переоценка по ФСБУ 6/2020

Любой объект ОС в бухучете приходуют по первоначальной стоимости. Причем ее определение дает другой нормативный акт — ФСБУ 26/2020.

Первоначальная стоимость — это сумма капитальных вложений в объект. В них включают:

После оприходования организация может продолжать учитывать ОС по первоначальной стоимости, а может и по переоцененной. ФСБУ 6 как раз раскрывает нюансы переоцененной стоимости.

Переоценка

Выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, нужно понимать, что переоценку ОС ФСБУ 6/2020 обязывает проводить постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп ОС (за исключением инвестиционной недвижимости) следует оговорить в учетной политике. Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой, суть которой раскрывает МСФО 13. Это цена, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи актива на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Переоценивать можно первоначальную стоимость, а можно и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.

Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее:

Обесценение

С будущего года компании обязаны проводить проверку на предмет обесценения основных средств согласно ФСБУ 6/2020. Таким образом, в бухгалтерской отчетности активы не смогут быть учтены по завышенной стоимости. В п. 38 стандарт дает отсылку на очередной международный стандарт, действующий в нашей стране, — МСФО 16. Проверка на обесценение, а также учет изменившейся балансовой стоимости будут осуществляться в рамках указанного МСФО.

ФСБУ 6/2020 для малых предприятий по данной норме утвердило небольшие послабления, о которых мы расскажем ниже.

Как регулирует ФСБУ 6/2020 амортизацию ОС

Погашение стоимости основных средств в учете по ФСБУ 6/2020, как и прежде, производится посредством амортизации, которую накапливают на отдельном счете 02. По отражению в бухучете сумм начисленной амортизации изменений не последовало, записи остаются такими же:

Дт 20, 25, 26, 44, … Кт 02.

Изменения произошли в расчете базы для начисления амортизации, теперь последнюю считают не от первоначальной или восстановительной стоимости, а от разницы между балансовой и ликвидационной стоимостью. Последний показатель выступает очередным новшеством, введенным стандартом.

Согласно ФСБУ 6/2020 ликвидационная стоимость — это ориентировочная стоимость активов, которые останутся после ликвидации объекта ОС, за минусом затрат на демонтаж, утилизацию и прочее выбытие.

Как только значение балансовой стоимости приравняется к значению ликвидационной, амортизацию перестают начислять. Ликвидационную стоимость необходимо регулярно пересматривать.

В отдельных ситуациях она может оказаться и нулевой. К ним относятся ситуации, когда:

Чтобы без каких-либо неблагоприятных последствий воспользоваться нормой о нулевой стоимости, желательно получить заключение компетентных служб. Ликвидационная стоимость является оценкой, а ее могут дать только специалисты, которые используют основные средства в деятельности организации. В связи с этим, в случае отражения в бухгалтерском учете ликвидационной стоимости основных средств или отдельных их групп, равной нулю, бухгалтерские расчеты лучше подкрепить справками или заключениями от технических специалистов.

Для начисления амортизации по ФСБУ 6/2020 предусмотрено три способа вместо четырех, предлагаемых ранее ПБУ 6/01. В новом стандарте отказались от списания по сумме числа лет срока полезного использования.

Инвестиционная недвижимость — новшество стандарта

Стандарт выделяет отдельную группу основных средств инвестиционную недвижимость (ИН). В ПБУ 6\01 подобного выделения не было. Указанная группа образуется из объектов недвижимости, приобретаемых специально для получения дохода от сдачи в аренду или от прироста стоимости.

Для ИН действуют обособленные правила оценки и переоценки.

Так, первоначальная стоимость ИН, а также ее переоцененная стоимость всегда должны быть равны справедливой стоимости.

Если учетной политикой закреплено, что ИН оценивается по переоцененной стоимости, то переоценку придется проводить на каждую отчетную дату. Дооценка и уценка инвестиционной недвижимости согласно ФСБУ 6/2020 будут увеличивать или уменьшать финансовый результат:

Выше мы писали, что дооценка или уценка иных основных средств будет влиять на размер добавочного капитала (кроме тех случаев, когда предыдущие суммы дооценки не покрывают сумму текущей уценки).

Если ИН в соответствии с учетной политикой будет оцениваться по переоцененной стоимости, то амортизация по таким объектам начисляться не будет.

Как перейти на ФСБУ 6/2020

До перехода на новый стандарт потребуется выполнить несколько действий:

После решения всех этих вопросов можно приступать к переходу на новый стандарт. Законодатели предусмотрели несколько вариантов перехода.

Перспективный способ

Перспективный способ — доступен только тем субъектам, которые имеют право на ведение учета упрощенным способом и составление отчетности в упрощенном виде, т. е., по сути, только малым предприятиям (п. 51 ФСБУ 6/2020). Заключается перспективный вариант в том, что можно не пересчитывать показатели учета и отчетности до даты перехода на ФСБУ 6/2020, а стандарт применять к тем фактам жизнедеятельности предприятия, которые возникли после даты перехода. При перспективном способе записи в учете затронут лишь амортизацию объектов ОС:

Полный ретроспективный способ

Это способ, при котором все учетные записи корректируются таким образом, как будто стандарт применялся с самого начала возникновения фактов хозяйственной деятельности. Способ сводится к полному пересчету показателей баланса и отчета о финрезультатах за предшествующие периоды. В проводках будет фигурировать счет 84, с помощью которого будет корректироваться балансовая стоимость основных средств и накопленная амортизация по имеющимся объектам.

Упрощенный ретроспективный способ

Заключается в пересчете балансовой стоимости основных средств на дату перехода (п. 49 ФСБУ 6/2020). То есть если организация переходит на стандарт с 1 января 2022 года, то все корректирующие записи она сделает 31 декабря 2021 года. При этом баланс, составленный за 2021 год, по состоянию на 31 декабря 2021 года должен быть составлен без учета корректировок, а баланс за 2022 год по состоянию на 31 декабря 2021 год уже будет составлен с учетом корректировок. Разницу придется пояснять.

Какие бухгалтерские записи появятся в учете при ретроспективном переходе на федеральный стандарт расскажет готовое решение от К+. Чтобы ознакомиться со всеми проводками оформите бесплатный пробный доступ к системе.

Кому разрешено отказаться от применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства»

Нормы федерального стандарта не распространяются только на организации бюджетной сферы. Даже микропредприятия не смогут отказаться от него. Однако для тех, кто имеет право вести учет упрощенным способом и составлять отчетность в упрощенной форме, ввели определенные послабления. Указанные хозяйствующие субъекты вправе не применять отдельные пункты стандарты в учете (п. 3 ФСБУ 6). Например, они могут не корректировать оценочное обязательство по демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды (п. 23), не проверять стоимость основных средств на обесценение (п. 38).

Таким образом, практически все компании должны руководствоваться новыми положениями.

Итоги

Итак, мы провели сравнение ПБУ 6 и ФСБУ 6. Положения нового стандарта достаточно сильно отличаются от положений предшественника. Появились новые элементы, например инвестиционная недвижимость и ликвидационная стоимость. Изменились правила начисления амортизации: стандарт ликвидировал кумулятивный метод и уточнил базу для начисления амортизации. Хозяйствующие субъекты теперь самостоятельно задают лимит стоимости, по которому актив включается в состав ОС, причем данный лимит может и не иметь денежного выражения.

У предприятий осталось совсем немного времени, чтобы изучить все нюансы нового стандарта, ведь начало обязательного применения запланировано на 1 января 2022 года, по желанию компании вправе осуществить досрочный переход на ФСБУ 6/2020.

Скачать ФСБУ 6/2020 «Основные средства» можно с различных порталов органов госвласти. Один из официальных сайтов приведен нами в качестве источника и размещен в конце нашей статьи.

Источник

Налоговый учет основных средств (ОС)

Данная статья представляет собой шпаргалку для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные с налоговым учетом основных средств. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Что относится к основным средствам

Имущество организации со сроком полезного использования более 12 месяцев, стоимостью более 100 000 руб., используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (работ, услуг), либо для управленческих целей. В большинстве случаев основными средствами в налоговом учете признаются те же объекты, что и в бухгалтерском учете.

Земельные участки, вода, недра и другие природные ресурсы являются неамортизируемыми ОС и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Что не является основными средствами

Товары, материально-производственные запасы, ценные бумаги, инструменты срочных сделок и незавершенные объекты капитального строительства. По правилам бухучета такое имущество также не относится к ОС.

Также для целей налогового учета не признаются ОС дорогостоящие издания (книги, брошюры и проч.), и произведения искусства. В бухучете при условии соблюдения всех критериев подобные предметы можно учесть как основные средства.
Наконец, основными средствами не является имущество, полученное в рамках целевого финансирования (в бухгалтерском учете такого исключения нет).

Как определить первоначальную стоимость ОС

В первоначальную стоимость основного средства входят все расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором ОС пригодно для использования.

Обратите внимание: в общем случае первоначальная стоимость не включает в себя НДС. Например, основное средство обошлось компании в 240 000 руб., в том числе НДС 20% (40 000 руб.). К первоначальной стоимости нужно отнести только 200 000 руб. (240 000 — 40 000). А сумма НДС в налоговом учете не отражается.

Исключение предусмотрено только для ситуации, когда компания освобождена от уплаты НДС, либо если основное средство используется в операциях, по которым налог на добавленную стоимость не начисляется. В этих случаях НДС тоже включается в первоначальную стоимость.

В общем случае первоначальная стоимость фиксируется один раз и в дальнейшем не пересматривается. Но из этого правила есть исключения: изменение возможно в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и по иным аналогичным основаниям.

Что такое амортизационная премия

Каждая организация вправе применить так называемую амортизационную премию ко всем основным средствам, кроме полученных безвозмездно. Премия дает возможность сразу списать на текущие расходы часть денег, потраченных на покупку или сооружение объекта. Предельный размер премии определяется в процентном соотношении к первоначальной стоимости и зависит от амортизационной группы (подробно об этих группах мы расскажем ниже). Для ОС, принадлежащих к третьей — седьмой амортизационным группам премия не может превышать 30%, для всех прочих групп — 10%.

Также амортизационную премию можно применить в отношении расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и частичную ликвидацию. Предельный размер здесь определяется точно так же, как и в случае приобретения или сооружения основного средства.

Если до истечения пяти лет с момента ввода в эксплуатацию компания продаст основное средство взаимозависимому лицу, амортизационную премию необходимо восстановить, то есть включить в налогооблагаемые доходы. В этом случае финансовый результат от продажи следует уменьшить на величину амортизационной премии. В ситуации, когда объект реализован лицу, не относящемуся ко взаимозависимым, амортизационная премия не восстанавливается и не уменьшает финансовый результат.

Добавим, что от применения амортизационной премии можно отказаться. В этом случае все расходы, связанные с основным средством, будут включены в его первоначальную стоимость.

В бухгалтерском учете амортизационная премия не предусмотрена.

Как принять объект ОС к учету

Основное средство принимается к учету по первоначальной стоимости за минусом амортизационной премии (если компания ею воспользовалась). Так, если первоначальная стоимость объекта 200 000 руб. (без учета НДС), а амортизационная премия составляет 20 000 руб., то основное средство принимается к учету по стоимости, равной 180 000 руб. (200 000 — 20 000).

При постановке основного средства на налоговый учет никаких специальный действий производить не нужно. По сути, постановка на учет означает, что бухгалтер определил срок полезного использования ОС, включил объект в ту или иную амортизационную группу, и начал начислять амортизацию.

Срок полезного использования и амортизационные группы

Согласно НК РФ срок полезного использования — это период, в течение которого основное средство служит для выполнения целей налогоплательщика. Несмотря на различие формулировок, по сути это определение совпадает с тем, что действует в бухгалтерском учете.

Срок полезного использования устанавливает сама компания на дату, когда ОС введено в эксплуатацию. Однако проявлять полную самостоятельность при установлении срока нельзя. Налогоплательщики должны придерживаться классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1. В ней все основные средства распределены на десять амортизационных групп, и для каждой группы задан нижний и верхний предел срока полезного использования. К примеру, вычислительная техника отнесена ко второй группе со сроком полезного использования от 2 до 3 лет включительно.

Для целей налогового учета организация обязана придерживаться данной классификации. Отступить от нее можно только в случае, если основное средство в классификации не упомянуто. Тогда срок полезного использования нужно определить исходя из технических условий и рекомендаций изготовителя.

После реконструкции, модернизации и технического перевооружения срок полезного использования можно увеличить. Но даже увеличенный срок должен укладываться в рамки, установленные для амортизационной группы, к которой изначально относился объект.

Если компания получает ОС, бывший в употреблении (в том числе при реорганизации или в виде вклада в уставный капитал), бухгалтеру следует запросить справку от предыдущего владельца. В справке должно быть указано, какой срок полезного использования установил прежний хозяин, и сколько времени он эксплуатировал объект. Эту информацию новый владелец должен учесть при начислении амортизации. Бывшее в употреблении основное средство необходимо включить в ту же амортизационную группу, к которой оно относилось у прежнего владельца.

Амортизация

Начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, бухгалтеру следует начинать начислять амортизацию, то есть регулярно списывать на текущие расходы часть стоимости объекта. Амортизация временно приостанавливается в случае передачи объекта в безвозмездное пользование, консервации продолжительностью свыше 3-х месяцев, а также реконструкции и модернизации продолжительностью более 12-ти месяцев.

В налоговом учете предусмотрено два метода начисления амортизации: линейный и нелинейный. Для объектов, принадлежащих к первой-седьмой амортизационным группам, организация может выбрать любой из двух методов и применять его ко всем без исключения объектам независимо от даты их приобретения. Для объектов восьмой-десятой группы выбора нет, для них обязателен линейный метод.

По правилам налогового учета компания вправе с начала нового года поменять метод. При этом переходить с линейного метод на нелинейный, равно как и с нелинейного на линейный, можно не чаще одного раза в пять лет.

Линейный метод применяется в отношении каждого объекта в отдельности, а нелинейный — в отношении целой амортизационной группы.

Вне зависимости от метода налогоплательщики при соблюдении определенных условий могут применять повышающие коэффициенты к норме амортизации. В частности, если основные средства эксплуатируются в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, норму амортизации можно умножить на коэффициент, не превышающий 2 (см. «Как применять повышающие коэффициенты: судебные споры по ОС в агрессивной среде»).

Разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией называется остаточной стоимостью объекта.

К слову, в бухгалтерском учете существует не два, а четыре метода амортизации, а повышающие коэффициенты в общем случае не предусмотрены.

Линейный метод в налоговом учете

Для его применения необходимо вычислить норму амортизации для объекта ОС. Эта норма равна единице, деленной на срок полезного использования (выраженный в месяцах), и умноженной на 100%.

Ежемесячная сумма амортизации равна первоначальной стоимости, умноженной на норму амортизации.

Допустим, срок полезного использования равен 5 годам (что соответствует 60 месяцам), первоначальная стоимость составляет 200 000 руб. Тогда норма амортизации составит 1,67% (1: 60 мес. х 100%), а ежемесячная амортизация — 3 340 руб.(200 000 руб. х 1,67%).

Прекращать амортизацию нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда стоимость ОС была полностью списана, либо когда основное средство выбыло из организации.

Нелинейный метод в налоговом учете

Для его применения необходимо для каждой амортизационной группы определить суммарный баланс. Чтобы его найти, нужно сложить остаточную стоимость всех объектов, входящих в данную группу. Определять суммарный баланс нужно на 1-е число месяца, за который начисляется амортизация. Если компания ввела в эксплуатацию новый объект, то со следующего месяца его стоимость будет включена в суммарный баланс соответствующей группы. При выбытии объекта суммарный баланс уменьшается на его остаточную стоимость.

Сумма ежемесячной амортизации для группы равна суммарному балансу, умноженному на норму амортизации для данной группы, и деленному на 100. Нормы амортизации установлены Налоговым кодексом: для первой группы 14,3; для второй — 8,8; для третьей — 5,6 и т д.

Допустим, суммарный баланс для первой амортизационной группы равен 1 000 000 руб. Тогда амортизация составит 143 000 руб.(1 000 000 руб. х 14,3: 100).
Если суммарный баланс амортизационной группы достиг нуля, такая группа ликвидируется. Если суммарный баланс менее 20 000 руб., компания также вправе ликвидировать группу, а значение баланса списать на внереализационные расходы.

Переоценка основных средств

Результаты переоценки ОС в налоговом учете не отражаются. Это значит, что положительные и отрицательные результаты переоценки не признаются доходами и расходами и не учитываются при начислении амортизации.

Как учесть расходы на содержание и ремонт основных средств

Суммы, потраченные компанией на текущий или капитальный ремонт основных средств, списываются на прочие расходы того периода, в котором они были произведены. Возможен и другой вариант: создать резерв под предстоящие ремонты ОС.

На практике сложности возникают из-за того, что инспекторы расценивают текущий ремонт как модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение, достройку или дооборудование). Стоимость таких работ не относится к текущим расходам, а включается в первоначальную стоимость. А это в свою очередь увеличивает налогооблагаемую базу и сумму налога на прибыль. Поэтому для бухгалтера очень важно доказать и документально подтвердить, что ремонт, списанный на затраты, не является модернизацией, достройкой и пр.

Списание основных средств

При продаже ОС у компании возникает доход в сумме выручки (без учета НДС) и расход, равный остаточной стоимости объекта. Разница между доходом и расходом — это облагаемая база, с которой нужно заплатить налог на прибыль. Если данная разница отрицательная, у организации появляется убыток. Его нужно списать на прочие затраты равными долями в течение определенного отрезка времени. Данный отрезок представляет собой срок полезного использования основного средства, уменьшенный на срок его эксплуатации до момента продажи.

Если объект выбывает по причине негодности, расходы на ликвидацию можно отнести ко внереализационным расходам. При линейном методе амортизации к затратам можно отнести и амортизацию, недоначисленную в соответствии со сроком полезного использования.

Аналитический учет основных средств

Аналитический учет доходов и расходов по основным средствам нужно вести отдельно по каждому объекту. Исключение составляют ОС, по которым применяется нелинейный метод — здесь амортизацию можно учитывать в целом по группе.

Аналитический учет должен содержать следующую информацию:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *