Для чего нужен вагон рельсосмазыватель
Вагон-рельсосмазыватель
Вагон-рельсосмазыватель — вид подвижного состава железных дорог. Вагон-рельсосмазыватель предназначен для смазывания (лубрикации) боковой поверхности рельсов и гребней колёсных пар. Смазка уменьшает шум [1] и износ [2] при движении поезда в кривых.
Содержание
Общая характеристика
Конструкция
Внутри вагона имеется рельсосмазывающая установка, ёмкость для смазки, помещение для обслуживающего персонала, мастерская для проведения ремонтных работ оборудования в пути следования вагона.
Принцип действия
Вагон-рельсосмазыватель подцепляется к поезду существующего маршрута или формируется отдельный поезд. Эксплуатационная скорость от 40 до 100 км/ч. Лубрикант наносится непосредственно на внутреннюю поверхность головки рельса или гребень колесной пары валиком, стержнем или распыляется форсункой.
Примечания
Броневагон · Вагон-дефектоскоп · Вагон для внутриобъектовых транспортировок на АЭС · Вагон для перевозки контейнеров на АЭС · Вагон для перевозки отработанного ядерного топлива · Вагон для размещения бригады поездной охраны и бригады ремонтников · Вагон-лаборатория · Вагон-рельсосмазыватель · Вагон-прачечная · Вагон-сейф · Вагон сопровождения · Вагонзак · Весоповерочный вагон · Помывочно-дезинфекционный вагон · Путеизмерительный вагон · Рельсошлифовальный вагон · Тендер
Полезное
Смотреть что такое «Вагон-рельсосмазыватель» в других словарях:
вагон-рельсосмазыватель — 113 вагон рельсосмазыватель: Вагон, предназначенный для смазывания боковой поверхности рельсов и гребней колесных пар с целью уменьшения шума и износа при движении поезда в кривых участках пути. Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Вагон-цистерна — на железной дороге Union Pacific Вагон цистерна вид подвижного состава … Википедия
Вагон-дефектоскоп — Вагон дефектоскоп. (США 1943 год) Вагон дефектоскоп вид подвижного состава железных дорог предназначенный для сплошного скоростного контроля головок … Википедия
Вагон-ледник — Вагон ледник. 1870 й год, США … Википедия
Вагон-термос — Вагон ИВ термос БМЗ на сортировочной станции Лоста Вагон термос изотермический вагон, предназначенный для перевозки термически подготовленных скоропортящихся грузов (СПГ), в отличие от … Википедия
Вагон Pafawag — Вагон «Pafawag» Вагон PAFAWAG (обозначение по тех. документации вагон завода Pafawag серия 1Aw/2Aw/ 3Aw) пассажирский вагон, предназначенный для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах. Поставлялись в СССР для эксплуатации … Википедия
Вагон бункерного типа — для перевозки муки Вагон бункерного типа крытый грузовой вагон для перевозки грузов (сыпучих … Википедия
Вагон ПВ40 — (иногда ошибочно называемый ПВ51) узкоколейный пассажирский пагон, выпускавшийся Демиховским заводом с 1955 г. Вагон ПВ40 Харьковской ДЖД … Википедия
Вагон-прачечная — тип железнодорожного подвижного состава, специальный вагон, предназначенный для дезинфекции, стирки белья и одежды. Используется в условиях войны или катастрофы (эпидемия, землетрясение и т. д.) Эксплуатируется, как правило, в составе банно… … Википедия
Вагон — Вагоны в составе поезда Железнодорожный вагон (фр. wagon, от англ. waggon повозка) несамоход … Википедия
Стационарный путевой рельсосмазыватель — как работает это устройство
Опубликовано 26.07.2019 · Обновлено 06.04.2021
Довольно часто внутри железнодорожного полотна можно увидеть подобный «жёлтый треугольный ящик» — а на профессиональном языке «Стационарный путевой рельсосмазыватель». В основном такие приспособления располагаются в местах поворотов пути (кривых) и внутри стрелочных переводов. Что это такое и с какой целью оно занимает такое положение, разберёмся в данном материале.
Место расположения этих устройств уже некоторым образом выдаёт их функциональное назначение. В районах кривых и стрелочных переводах расположены такие участки рельса, которые находятся в максимальном зацеплении с гребнем колеса. Такое зацепление создаёт дополнительную нагрузку на кромку рельса и гребень — силы трения в местах контакта настолько высоки, что дополнительный износ, шум и сопротивление движению обеспечены.
И этот прибор призван от всех перечисленных проблем железнодорожное хозяйство избавить. И называется он — Стационарная система смазки железнодорожных путей, или просто — Стационарный рельсосмазыватель. Название полностью раскрывает функциональное назначение, однако принцип работы ещё остается неизвестным.
А принцип этот довольно хитёр — смазывание рельса осуществляет само вагонное или локомотивное колесо, под которое просто в нужный момент наносится смазка.
Справа шкаф рельсосмазывателя
На фото выше вы видите конструкцию рельсосмазывателя, каких на РЖД большинство. В металлическом шкафу располагается резервуар со смазывающим материалом, баллон с сжатым воздухом, аккумулятор и шланги с проводами.
Внутри шкафа рельсосмазывателя
Аккумулятор такому устройству нужен для длительной автономной работы, и его одного заряда должно хватить минимум на пол года, ведь смазка наносится за счет сжатого воздуха, без затрат электроэнергии. Смазывающего материала и давления воздуха должно быть в достаточном количестве, для непрерывной работы в течение тех же шести месяцев. Со шкафом разобрались..
Далее к резервуару со смазкой подключается шланг, другой конец которого соединяется со входом электроклапана. Этот клапан как раз и расположен в нашем «Жёлтом треугольном ящике» — защитном кожухе.
Ещё один шланг соединяет выходное отверстие электроклапана с форсунками, установленными в определённых местах рельса.
Также под этим защитным кожухом расположен блок управления, к которому подключены: электроклапан, управляющий подачей смазки на рельс, специальный сенсор, для определения момента проезда колеса, а также датчик вибрации. Для питания блока управления из того самого металлического шкафа подходит кабель от аккумулятора.
Сенсор колеса (внизу справа), система форсунок (вдоль рельса)
В момент приближения поезда усиливается вибрация всего рельсового полотна, и таким образом срабатывает датчик вибраций. Блок управления выходит из «спящего режима» и готов к работе.
В тот момент, когда колесо займёт определённое положение на рельсе, будет на короткое время открыт электроклапан. В результате небольшое количество смазки будет распылено на кромку рельса, и в тот же момент будет размазано по пути следования поезда, гребнем колеса. Также современные устройства умеют учитывать скорость и направление движения подвижного состава, и в зависимости от этого выбирать форсунки и время впрыска смазки.
Что за резервуар на «носу» электровоза?
Опубликовано 15.08.2019 · Обновлено 04.02.2021
Продолжаем серию выпусков о железнодорожных деталях, бросающихся в глаза. И сегодня перед нами электровоз, у которого на носу над автосцепкой расположен металлический резервуар. Такие электровозы периодически попадаются на глаза простым обывателям, и вызывают ряд вопросов. Первый это собственно «А для чего эта бочка?», а второй «Почему такой электровоз всегда следует в одиночку, без состава?». Давайте обо всем по-порядку.
Собственно такое устройство, цистерну от которого мы и наблюдаем на электровозе, может устанавливаться не только на электровоз. Еще есть такие тепловозы, вагоны, автомотрисы. Путешествует такая техника каждые 12 часов по всем главным магистралям РЖД. И если раньше такой частоты могло не быть, рейсы выполнялись на бумаге, то сейчас на таких локомотивах установлена система ГЛОНАСС и за их передвижениями очень бдительно следит высокое начальство в управлениях дорог. Горе тому ДНЦ, что прошляпил и не пустил вовремя такой локомотив, показательная порка, с вычетом расходов на её организацию, ему обеспечена.
Почему-же так следят за ходом локомотивов с этими устройствами? Какую важную функцию они выполняют? А функция эта действительно очень важная и нужная, особенно начальству — конечно-же она называется экономия. Да, не поправляйте меня, именно функция — делать что-то для экономии чего-то. Такие устройства называются «Рельсосмазыватели», а в среде железнодорожников локомотивы-рельсосмазыватели зовутся «Помазки», «Маслёнки», и тд. Выполняют они задачу по смазыванию внешней стороны головки рельса на кривых участках пути (по-русски говоря смазывают рельсы в поворотах). Это снижает износ как рельс так и колесных пар, особенно локомотивных. Причем это снижение не теоретическое, выраженное в сотых долях процента на десять лет, а вполне ощутимое и позволяет экономить существенное количество денег на замене рельс и колесных пар.
Поездам, следующим сразу после рельсосмазывателя, приходится не легко. Смазка выдавливается из-под гребня под колеса, и препятствует движению, происходит боксование. Машинист вынужден поддавать песка, который в итоге слипается со смазывающим составом в асфальтоподобную субстанцию. Если профиль пути идет на подъем, то разогнаться до 60 км/час за помазком уже чудо! А происходит подобное по тому, что система подачи смазки как правило не настроена по-нормальному, и просто разбрызгивает смазывающий состав на рельс с избытком, вместо нанесения его тонким слоем.
Почему в кривых возникает повышенный износ как рельс так и колес, можно понять представив вектор движения поезда, во время входа в поворот. Первая колесная пара локомотива своим гребнем пытается наехать на головку рельса, но не может этого сделать из-за массы электровоза, и вынуждена с повышенным трением (масса электровоза + возникающее поперечное ускорение) вернуться назад. И этот процесс не прекращается до момента прохождения кривой. Фактически в процессе поворота поезда гребни колесных пар создают избыточное трение с головкой рельса, стачиваясь сами и стачивая головку рельс. Так как локомотив имеет наибольшую массу и первый встречает сопротивление прямолинейному движению, его гребни колесных пар (особенно первой) стачиваются быстрее, чем к примеру гребни колесных пар вагонов.
При нанесении смазки на внутреннюю сторону головки рельса, трение гребень-рельс уменьшается, а вместе с ним и износ (начальство радо) и шум (хорошо пассажирам).
Быстрая смазка
Вагоны-рельсосмазыватели ходят по графику пассажирских поездов
В октябре 2014 года в результате внедрения в эксплуатацию вагонов-рельсосмазывателей новой конструкции на базе пассажирского вагона, сократилось количество поездок рельсосмазывателей на базе локомотивов по участку от Самары до Рузаевки и обратно с 77 до 42, что позволило снизить количество занятых ниток в графике движения поездов, а также высвободить две локомотивные бригады.
Два новых вагона-рельсосмазывателя прибыли на дорогу в августе по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте 2014 года». В сентябре, после присвоения сетевых номеров, внесения в базу автоматизированной системы управления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов (АСУПВ), проведения ТО и экипировки они включены в график движения в составе пассажирских поездов.
«Вагоны-рельсосмазыватели предназначены для лубрикации рельсов в кривых на участках большой протяжённости для уменьшения интенсивности износа гребней колёсных пар локомотивов и вагонов, а также бокового износа рельсов, снижения сопротивления движению поездов и, как следствие, снижения потребления энергоресурсов на тягу поездов», – рассказывает главный инженер Центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры Илья Шамин.
По его словам, вагоны работают на высокоэффективном антиизносном смазочном материале типа МС-27 с износостойкостью до 15 тыс. осей подвижного состава. Установлены GPRS-SIM-карты для передачи регистрируемых данных, таких, как координаты местонахождения, пройденный путь, скорость, координаты точек включения и выключения подачи смазки и количество израсходованного смазочного материала в единый Центр мониторинга по каналу беспроводной связи. Техническое обслуживание и эксплуатацию вагонов-рельсосмазывателей осуществляют наладчики, прошедшие обучение на производственной площадке фирмы-изготовителя в НОУ ДПО «Центр подготовки технической диагностики» г. Москвы по курсу «Мобильные средства рельсосмазывания».
Вчера я побывал в гостях у бригады наладчиков одного из вагонов перед её очередной рабочей поездкой в составе поезда №55 Самара – Москва. Своим видом вагон ничем не отличается от пассажирских вагонов, кроме как надписью на борту «Вагон-рельсосмазыватель», да наружными видеокамерами в хвосте и в подвагонном оборудовании.
Наладчик Денис Мельников поясняет: «Четыре видеокамеры стоят, с их помощью мы видим, что на улице происходит и наблюдаем за нанесением смазки на рельс». Он рассказывает, что основные отличия вагонов от конструкций, разработанных ранее – это то, что смазка рельсов осуществляется на протяжении всей кривой по управляющим сигналам бортового компьютера в соответствии с заложенной в него базой паспортных данных пути.
Оцениваю взглядом условия работы и проживания экипажа. Они значительно выше по сравнению с вагонами-рельсосмазывателями старой конструкции. Наладчик Виталий Куркин, работающий в этой системе почти пять лет, удовлетворённо замечает: «Тут всё доработано до мелочей. Всё продумано. В старых вагонах вот душа не было, только самодельный – и то летом, чтобы ополоснуться».
Что и говорить, специализированный вагон имеет служебно-технические, бытовые и санитарно-гигиенические помещения, оборудован системами водоснабжения, пожаротушения, обогрева и радиосвязи, основным и резервным источниками электропитания с возможностью подключения к внешней сети.
Проводник Ирина Нефёдова рассказывает, что в её обязанности входит осмотр ходовых частей вагона, бытовых приборов, отопление помещения. «Естественно, готовлю обеды, убираю в вагоне, – уточняет она. – Самое большое облегчение в нашей работе – нет отопления углём. Топимся за счёт солярки. В переходный осенне-весенний период вагон обогревают тэны».
Согласно распоряжению ОАО «РЖД» от 3 сентября 2014 г. № 2061р «Об уточнении заданий по инвестиционному проекту 2014 года «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте» запланирована поставка дополнительно ещё двух вагонов-рельсосмазывателей новой конструкции. Вагоны планируются для выполнения полигонной работы в границах трёх железных дорог – Куйбышевской, Приволжской и Северо-Кавказской по участку Самара – Минеральные Воды – Самара. Ожидаемый экономический эффект по Куйбышевской железной дороге – 3,9 млн руб.
Три в одном
Новый вагон-лубрикатор выполняет функции рельсосмазывателя, путеизмерителя и дефектоскопа
Этот вагон не только смазывает рельсы, но и служит путеизмерителем, дефектоскопом, записывая на видео все процессы и фиксируя все изменения в состоянии рельсов.
«Особенность этого вагона-рельсосмазывателя в дополнительном оборудовании, – пояснил инженер по внедрению измерительной техники АО «ТВЕМА» Олег Семёнов. – Бесконтактный путеизмеритель из основных параметров измеряет шаблон, из дополнительных – вертикальный износ рельса, боковой износ его головки, наклон поверхности катания и наклон установки рельса».
Кроме того, в вагоне установлен вихретоковый дефектоскоп, который выявляет не только дефекты на поверхности головки рельса, но и сильно развитые поперечные трещины с выходом на поверхность катания.
Курсирует вагон-рельсосмазыватель, как и его предшественники, в составе пассажирского поезда. Но если рельсосмазыватели предыдущего поколения могут работать при скорости не более 80 км/ч, а на стрелочных переводах – не более 40 км/ч, то новому и 100 км/ч не помеха. А значит, не требуется разрабатывать специальный график для проследования поездов, в составе которых есть такой вагон.
«Вагон бесконтактный, поэтому никаких скоростных ограничений нет. Соответственно, он никак не влияет на движение пассажирских поездов, в составе которых передвигается по дороге», – отметил главный инженер Центра диагностики и мониторинга состояния объектов инфраструктуры КрЖД Андрей Калинченко.
Разработчик усовершенствовал и измерительные системы для получения более точных результатов исследований: измерение производится под нагрузкой в районе колеса. А это весь вес пассажирского вагона – около 10–12 тонн.
Оборудование вагона подключено к GPS. Работой всех трёх систем – рельсосмазывателя, путеизмерителя и дефектоскопа – управляют бортовые компьютеры. В основе программного обеспечения лежат данные путеизмерителей с обозначением кривых участков пути, где и производится смазывание внешнего рельса. Опираясь на данные гироскопа, то есть определяя наклон кузова, компьютер сам принимает решение и даёт команду смазать рельс с наружной грани. Все процессы записываются камерой. Она фотографирует каждый миллиметр рельса и соединяет всё в картинку, которую может воспринять глаз. На основании этого изображения оператор может анализировать состояние пути и измерять стыковые зазоры с точностью до миллиметра.
Вагон появился на Красноярской дороге по программе ресурсосбережения. «Он уже прошёл испытания и показал хорошие результаты. Эта техника позволяет существенно снизить боковой износ рельса, соответственно, экономить средства на закупку рельсов и их переукладку. Кроме того, снижается износ бандажей и гребней колёсных пар подвижного состава, уменьшается количество остроконечного наката, обточек колёсных пар как локомотивов, так и вагонов. А это опять-таки ресурсосбережение», – сказал Андрей Калинченко.
На КрЖД уверены, что новинка оправдает свою стоимость – около 80 млн руб., – внеся вклад в обеспечение безопасности движения и реализацию программы по ресурсосбережению. Причём не только на Красноярской, но и на соседних дорогах – Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Забайкальской, – где рельсосмазыватель производит лубрикацию участков.