Для чего нужен вертолет
Для чего нужен вертолет
Где используют вертолеты 21.03.2019
Вертолет – уникальное транспортное средство. Область его применения чрезвычайно широка, он намного функциональнее самолета, хотя и не способен развивать такую же высокую скорость. Основное его преимущество заключается в том, что вертолету не требуется специальная длинная бетонная полоса для взлета и посадки, достаточно небольшой площадки. Кроме того воздушное судно удастся посадить в чистом поле, на крышу дома, в горах, – нужен лишь плоский участок земли или асфальта. При наличии поплавковых шасси или полозьев вертолет может приземлиться на воду или в сугробы.
Вертолет готов прилететь куда угодно, и это делает его очень востребованным. В отличие от автомобиля он не стоит в пробках, не вынужден огибать озера, горы и иные препятствия, то есть следует самым быстрым маршрутом и на довольно большой скорости, которая в среднем составляет 230-280 км/ч. Для каких же целей используют вертолеты?
Гражданские перевозки
Вертолеты используются для перевозки пассажиров там, где самолеты не летают. Это небольшие расстояния, между двумя расположенными неподалеку друг от друга городами. Особенно актуален этот вид транспорта в северных регионах: когда замерзают дороги, или их заносит снегом, останавливается автомобильное движение, и вертолет остается фактически единственным способом передвижения. Во всем мире существуют регулярные вертолетные рейсы, а также «воздушное такси», которое работает по заказу.
Туризм также является областью, где вертолеты весьма востребованы. Это доставка пассажиров на острова, в горы – в те места куда трудно или невозможно попасть на автомобиле. Популярными остаются и воздушные экскурсии: возможность полюбоваться прекрасными видами с большой высоты привлекает многих путешественников. Также вертолеты используются для проведения праздников на борту и иных увеселительных мероприятий.
К гражданским перевозкам относится и медицинская вертолетная помощь. Она бывает экстренной: когда производятся спасательные операции – во время природных катаклизмов, стихийных бедствий, терактов и иных несчастьях. Воздушное судно позволяет максимально быстро взять на борт пострадавших и доставить их в пункт лечения. Кроме того вертолет можно арендовать предварительно для перевозки больного. Специально оборудованный салон позволит доставить пациента в самом тяжелом состоянии без вреда для здоровья.
Доставка гражданских отправлений, почты, личных вещей также входит в область гражданского применения вертолетов. Воздушное судно готово перевозить самые разные виды грузов, как в салоне, так и на внешней подвеске.
Использование вертолетов для развития самой авиации тоже является гражданским. Тренировочные и испытательные полеты, тест-драйвы воздушных судов, прыжки с парашютом и иные мероприятия аэроклубов, демонстрация самого вертолета, проверки аэронавигационных служб, – вот лишь некоторые из областей применения.
Наконец вертолеты нередко покупаются для персонального использования, то есть личных путешествий. Его может приобрести как пилот, так и просто состоятельный человек, который нанимает на работу летчика. То же касается и корпоративного транспорта: им владеет организация и использует для перелетов сотрудников на удаленные объекты.
Военное дело
В военном деле используются специальные вертолеты, как боевые, так и медицинские. Воздушные суда могут производить атаки на объекты, расположенные на суше и на воде. Они оборудованы ракетами, пулеметами, торпедами и иными системами вооружения, которые позволяют уничтожать цель с большого расстояния.
Медицинские воздушные суда вывозят раненых с поля боя и осуществляют поисково-спасательные операции. Военные вертолеты используются и в мирное время для охраны границ или патрулирования собственных территорий.
Воздушные работы
Самая широкая область применения вертолетов – это воздушные работы. Незаменимы они в нефтяной промышленности. Суда доставляют сотрудников и материалы в места морского бурения и на иные установки.
Активно используют вертолеты силовые структуры. Полицейские воздушные суда позволяют контролировать территории и быстро добираться в удаленные пункты назначения.
Также вертолеты находят широкое применение в теле- и киноиндустрии. С борта нередко ведутся съемки фильмов. Радио- и теле-станции арендуют воздушные суда для сбора новостей. Они мгновенно прибывают на место события и позволяют сделать быстрый обзор, причем современное оборудование позволяет вести репортаж прямо во время перелета.
Поскольку вертолеты способны поднимать большие грузы, то они активно используются в строительстве. Воздушное судно готово доставить материалы, а иногда и установить их на нужный объект. Вертолеты участвуют в возведении небоскребов и вышек, коммуникационных и релейных станций, мостов и сборочных домов. Иногда их используют для рекламных акций, создания в небе сигнальных полос и даже разбрасывания листовок.
В сельском хозяйстве вертолеты применяются для распыления пестицидов, гербицидов, удобрений, помогают бороться с вредными насекомыми и животными и даже сеют семена. Они незаменимы при лесных пожарах, если имеют на борту специальное оборудование, которое сбрасывает воду или иные средства замедления горения.
Вертолеты необходимы для научной деятельности. Он помогают проводить различные исследования: геологические, лесоводческие, водные, земледельческие и даже археологические. Благодаря им ведется изучение диких животных, осуществляется надзор за трубопроводами, линиями электропередач, контролируется ситуация на дорогах и на границах.
Благодаря вертолетным работам создаются топографические карты, снимаются телевизионные передачи, ведутся поиски полезных ископаемых, исследуются незаселенные территории, производятся наблюдения за животными и птицами, перебрасываются мальки в реки, прогнозируется состояние водных и земных ресурсов, осуществляется патрулирование важных объектов, изучается космическая радиация.
Вертолеты активно используются во всем мире, на самых разных объектах. Если вы желаете арендовать воздушное судно для любой из вышеописанных целей, то обратитесь к авиаброкеру AVIAV TM (Cofrance SARL). Вам предоставят нужную модель, которая блестяще справится с поставленными задачами!
Применении вертолетов
В последнее время вертолеты находят все большее применение при выполнении различных видов воздушных работ. Воздушными работами называются те работы, при которых вертолет применяется не для перевозки пассажире, почты или груза, а используется в качестве инструмента: например, в качестве подвижной платформы, на которой доставляются химические препараты для обработки посевов или уничтожения насекомых; для работы электронных исследовательских приборов или поиска месторождений полезных ископаемых; для рекламы или в качестве подъемного приспособления на различных строительных работах; в качестве вентилятора для перемещения окружающего воздуха, для опасения людей и т. д.
Классификация воздушных работ в соответствия с назначением вертолетов может быть представлена следующим об разом:
1. Воздушное применение: контроль за насекомыми в сельском и лесном хозяйстве; надзор за животными; контроль за больными растениями и лесопосадками; внесение удобрений; надзор за сорняками и кустарниками; посев сельскохозяйственных и лесных растений; воздействие на облака для выпадения осадков; борьба с лесными пожарами; городская и противопожарная служба; перевозка рыбы и диких животных.
2. Воздушные доследования: топографические; геологические; полярные; для сохранения и использования земных и водных ресурсов; земледельческие; лесоводческие; для городского планирования и строительства; археологические.
3. Воздушное наблюдение и патрулирование: наблюдение за плантациями и кочевыми стадами; изучение диких животных; патрулирование лесов; патрулирование трубопроводов, силовых линий электропередач и линий связи; наблюдение затопленных
и опустошенных районов; контроль за движением на дорогах и скоплением людей; береговая охрана и пограничное патрулирование; ледовое патрулирование; метеорологические наблюдения; изучение космической радиации; производство теле-кинофильмов; надзор за строительными работами.
4. Воздушное строительство: сооружение силовых и коммуникационных линий и релейных станций; строительство трубопроводов; перевозка и установка буровых вышек; ограждение территорий, участков; сооружение и установка оборудования на небоскребах; доставка легко-сборочных домов; сооружение легких мостов.
6. Воздушная связь: надписи в небе, создание сигнальных полос, разбрасывание листовок и объявление через громкоговоритель; радио-телепередачи.
7. Вызывание возмущений воздуха: предупреждение подмораживай; осушение увлажненных участков полей, площадок: для игр; обор урожая спелых фруктов и орехов; предупреждение ущерба, наносимого снегам в лесопосадках; отпугивание- птиц от посевов.
8. Аварийные операции поисковые и спасательные работы на море, в горах, лесах, пустынях, болотах и затопленных районах; скорая помощь и врачебное обслуживание; доставка персонала и продовольствия, одежды и других видов помощи.
При воздушном применении вертолет используется в качестве подвижной платформы для доставки специальных препаратов, ядов с целью борьбы с вредными насекомыми и животными-паразитами, для внесения удобрения, посева семян, внесения химических препаратов с целью опадания листьев растений, для Перевозки рыбных мальков, доставки противопожарных составов и воды с целью тушения пожаров, для распыла» материалов, вызывающих выпадение осадков.
Эти работы находят широкое распространение во многих зарубежные странах.
Опыление облаков для вызывания осадков применяется эпизодически и чаще с целью проведения исследований. Применение вертолетов для борьбы с лесными пожарами находит все большее распространение во Франции, Канаде, США, гораздо- реже они применяются для борьбы с городскими пожарами. Переброска рыбы, бобров, фазанов и т. д. с помощью вертолетов находит применение в США, Канаде, Новой Зеландии; и т. д.
При проведении воздушных исследований вертолет используется в качестве платформы, с которой осуществляют свою работу различные оптические, магнитные и электронные приборы (кино-фото-камеры, магнитометры, рентгенометры, электро- магнитометры, счетчики Гейгера, радарные самописцы и т. д.).
С помощью вертолетов составляются топографические карты ведутся поиски полезных ископаемых, исследуются огромные площади в районах Арктики и Антарктики, определяются и прогнозируются земные и водные ресурсы, оказывается помощь в городском планировании и гражданском строительстве, ведутся археологические исследования. Эти работы проводятся во многих странах мира.
При воздушном наблюдении и патрулировании с вертолет» ведется визуальное и инструментальное наблюдение за состоянием земной поверхности и атмосферы, ведется учет и наблюдение за передвижением стад животных, за состоянием плантаций, посевов и лесов. Широкое распространение получили вертолеты для патрулирования трубопроводов, линий электропередач (ЛЭП), телефонных и телеграфных линий связи. С вертолетов ведется осмотр районов, подвергшихся стихийному бедствию (наводнение, обвал, пожар, землетрясение и т. д.). Они оказывают помощь в регулировке движения на оживленных автомагистралях, в береговой и пограничной охране, в доставке лоцманов-и проводке судов, при ледовой и метеорологической Рашедке, при изучении космической радиации. Вертолеты используются в качестве летающей съемочной площадки для: съемки кинотелевизионных фильмов. Они используются и для инспектирования строительных работ в труднодоступных местах.
10 способов применения вертолетов в повседневной жизни
У вертолета, как и у любого из технологических творений, есть сложившаяся репутация и привычный круг обязанностей. Вертолеты были созданы для войны. И именно война продолжает оставаться их главной работой. Но конструкция и возможности вертолетов с самого начала подразумевали массу новых и весьма неожиданных сфер применения. Мы не станем останавливаться на самых очевидных и ставших привычными – на транспортировке людей и грузов и участии в спасательных операциях.
У вертолета, как и у любого из технологических творений, есть сложившаяся репутация и привычный круг обязанностей. Вертолеты были созданы для войны. И именно война продолжает оставаться их главной работой. Но конструкция и возможности вертолетов с самого начала подразумевали массу новых и весьма неожиданных сфер применения. Мы не станем останавливаться на самых очевидных и ставших привычными – на транспортировке людей и грузов и участии в спасательных операциях. Нас интересуют новые координаты и горизонты, которые открылись и стали доступными благодаря вертолетам, а также некоторые неожиданные дополнения и приятные бонусы к нашей повседневной жизни. Вертолеты все больше начинают ассоциироваться ни с грозными машинами, наносящими урон противнику, и воздушными судами, спасающими людей, а с тем, что может провоцировать, пробуждать фантазию и развлекать…
Вертолет может украсить интерьер
Речь, конечно, ни о моделях вертолетов – тех же Ми-8 и Sikorsky S-76, стоящих на шкафу в гостиной. И вообще, место ли таким предметам в интерьере? Мы говорим о настоящих вертолетах. Парашюты с росписью и без и части силовых агрегатов давно стали общим местом для хай-тековского дизайна. Кто-то лепит полноразмерные каркасы Bell-407 из картона и папье-маше в честь патриарха архитектурного дизайна Франка Гери, который то же самое делал с мебелью. Кто-то распиливает фюзеляж под ресепшн и барные стойки. Собственно говоря, практически все детали летающих машин годятся в дело. А вот разместить в интерьере настоящий вертолет, причем ни как экспонат, а в качестве главного организующего элемента – кажется запредельным чудачеством. Однако дизайнеры чаще всего знают, что делают. Вертолет внутри – непростая начинка. Никакой Bentley, надраенный и перевязанный шелковыми лентами, стоящий посреди ресторана или развлекательного центра, не сравнится с впечатляющей винтокрылой машиной. Если вы по-настоящему хотите удивить своих посетителей и клиентов, то вертолет – это то, что вам нужно.
Вертолеты нужны для съемок экстремальной рекламы
«Вы готовы испытать на себе самое экстремальное виндсерф-шоу из когда-либо существовавших?» – такой многообещающий призыв появился на улицах Мюнхена в мае 2006 г. Он исходил от сообщества Red Bull Storm Chase. Как явствует из названия, команда организаторов шоу работает под патронажем и на деньги своего спонсора – известного производителя энергетических напитков. Такие группы экстремалов, которые на деньги спонсоров совершают потрясающие восхождения и трюки, есть во всем мире, в России это «Русский экстрим» Валерия Розова.
Шесть месяцев спустя, когда тяжелейший шторм ударил по Северо-Европейскому побережью Атлантики, смельчаки из 9 стран в полной боеготовности встретили 11-е по счету шторм-соревнование.
После этого довольно рискованного виндсерф-шоу вышло не менее впечатляющее видео. Но сначала прозвучали команды – «На взлет!» и «Мотор, начали!». Чтобы сегодня снять что-то по-настоящему экстремальное, без вертолета не обойтись. Для этих целей командой Red Bull Storm Chase был арендован Bell 407 немецкой компании Heliteam.
Два главных условия проведения акции преследователей шторма – это шторм силой от 10 баллов и 2 виндсерфера в каждой команде страны-участницы. Участники отбирались посредством интернет-голосования на сайте www.redbullstormchase.com, где каждый активный виндсерфер мог зарегистрироваться и представить на суд экспертной комиссии свой спот, соответствующий заявленным условиям. И все эти условия были соблюдены. Правда, по итогам голосования Германия получила три состава.
Хорошего шторма ждали долго. Ежедневный просмотр метеосводок стал неотъемлемой частью жизни преследователей. Шоу началось 1 ноября, когда к берегу приблизился свирепый шторм Бритта со скоростью 70 узлов в час, грозя проглотить 24 виндсерфера из 9 европейских стран. Испытание в том числе и для нескольких отважных девушек прошло успешно.
Вертолеты нужны для транспортировки собак-спасателей
Здесь на фотографии вы видите учения Швейцарского альпийского клуба (SAC) в районе Андерматта. В подготовке участвуют не столько люди, сколько собаки-спасатели. Для того чтобы начать свое горно-спасательное образование, собака вначале должна сдать тестовый экзамен. Выдержав его, четвероногие помощники вместе с наставниками проходят курсы повышения квалификации и получают соответствующее звание и диплом SAC. Но, даже получив диплом, мобильные связки человек – собака-спасатель продолжают тренироваться. И главное – собака должна прекрасно переносить полеты на вертолетах!
Кстати, монастырские сенбернары уже практически не участвуют в спасении людей из-под снежных завалов. Команды спасателей, в распоряжении которых самые современные техсредства, предпочитают другие, более выносливые породы собак.
На вертолетах можно протестовать
На снимках, сделанных в ноябре 2006 г., активисты аргентинского Greenpeace пытаются с вертолета помешать работе бульдозера, сметающего лесной массив. Это была акция против вырубки лесов для посадки на этой территории трансгенной сои, одним из потребителей которой является в числе прочих российское животноводство. Соевый шрот из Аргентины и США – непременная составляющая успеха отечественных агропредприятий. Собственно, это то, что мы едим.
В Аргентине за три минуты вырубается территория леса величиной с футбольное поле. Социальные последствия неутешительны. Правительство, поддерживающее производителей трансгенной сои, насильно выселяет местных жителей и фермеров с их земель. Вырубленные деревья не используют, а сваливают в многокилометровые кучи. Известно, что даже на подготовленной земле выращивать сою можно лишь в течение двух лет, после чего питательные вещества, содержащиеся в почве, заканчиваются. Решают эту проблему двумя путями: либо используют большее количество удобрений, либо бросают эту землю и начинают осваивать все новые и новые лесные массивы.
«Ради того, чтобы накормить свиней в Европе и кур в Китае, аргентинские власти закрывают глаза на столь варварское уничтожение лесов, а ведь кажущиеся огромными лесные массивы могут исчезнуть очень быстро», – утверждают активисты Greenpeace.
Кстати, это не первая и не последняя столь зрелищная акция местных зеленых с использованием вертолетов и другой техники. Защитники природы оснащены не хуже маленькой мобильной армии. За год до этого была еще более масштабная акция против вырубки леса Гран-Чако. Активисты Greenpeace на мотоциклах блокировали работу техники. Другая группа на вертолетах, раскрашенных в цвета ягуара, снимала на видеокамеру истребление лесов с высоты птичьего полета. Разумеется, группа «ягуаров» была арестована, и среди задержанных оказался исполнительный директор Greenpeace Аргентины Мартин Прието.
Вертолет может легко заменить лимузин
Представительской моделью от Agusta стал вертолет А-109 Elite. Без сомнения, это шедевр вертолетостроительного искусства. Дизайном А-109 в середине 70-х вдохновились американцы при создании Sikorsky S-76, а это говорит о многом.
Элегантность дизайна интерьера и функциональность, скоростной и плавный полет обеспечивают комфорт на борту вертолета. Самое современное приборное оборудование на основе многорежимных электронных дисплеев. Большая площадь остекления пассажирской кабины создает прекрасный обзор. Сдвижные двери пассажирского салона приводятся в действие электроприводом, на киле установлена антенна спутниковой
связи. Убирающиеся шасси оснащены прожекторами для посадки и руления.
Вертолеты производства Agusta Westland способны удовлетворить самые взыскательные требования как гражданских, так и военных заказчиков.
Разумеется, вертолеты не могут не вдохновлять. Наверное, уже ни одна выставка – фотографическая или художественная – не обходится без «черных ястребов», «агуст» и «еврокоптеров». Просто вертолет скрывает в себе массу смыслов – война, мощь, господство в воздухе, высота, полет, совершенство, и при этом он остается довольно загадочным объектом – и с технической, и с эстетической точки зрения. При этом знающие люди говорят, что хорошо снять вертолет очень сложно – так, чтобы не получились однообразные снимки летящего объекта.
Но образ вертолета волнует не только художников и фотографов. Лыжный фристайл, или могул, – акробатический вид спорта, – собственно, начинался с трюка под названием «геликоптер». Спортсмен осуществляет в прыжке вращение на 360 градусов. Потом канадец Джей Кассон усложнил этот трюк – догадался хватиться за лыжи в полете – «взять грэб». Трюк с таким же названием есть и у виндсерферов. Прыгнуть с волны на волну, да еще при этом прокрутиться вокруг своей оси – это выглядит потрясающе.
Вертолеты помогают делать ТВ-новости
Создается впечатление, что вертолеты были специально изобретены для нужд телевидения. Более подходящее телевизионщикам транспортное средство трудно себе представить. Чем были бы современные CCN, CBS, FoxNews и BBC без вертолетов? Львиная доля актуальных новостей сегодня добывается с помощью винтокрылых машин. Наблюдать, обозревать и даже преследовать и при этом всегда быть первыми на месте событий – все эти возможности делают журналистов практически всемогущими. Мало того, теперь у телевизионщиков появился свой собственный вертолет Robinson R44 Newscopter.
Этот агрегат – первый вертолет для СМИ, спроектированный специально для нужд телекомпаний и рынка телекиноиндустрии в целом, позволяет вести самую высококачественную видеосъемку с передачей материала в прямой эфир, что особенно важно при освещении новостей непосредственно с места события.
Обладание уникальным вертолетом – технический и интеллектуальный прорыв для реализации абсолютно новых телепроектов, переход к новой концепции современного новостного телевидения. Всего по миру летают и снимают около ста подобных вертолетов. Появился такой вертолет и у одного из российских телеканалов.
Кроме высококачественной картинки цифровая система облегчает точность управления комплексом, проста в обслуживании и устойчива к изменению внешних условий применения. Newscopter оснащен пятиосным гиростабилизированным телевизионным комплексом кругового обзора, включающим цифровую телекамеру с линзами 21-кратного увеличения.
У нас пока полеты над территориями крупных городов запрещены для всех, кроме спецслужб. Запрещены даже и в некоторых местах Подмосковья (например, по Рублево-Успенскому шоссе, где находятся в большинстве своем ареалы обитания политической и бизнес-элиты). Но, как считают наблюдатели, дело за малым: менеджеры телеканалов должны будут найти общий язык с властями о ведении новостных съемок в крупных городах. При определенных связях и некоторых средствах решить сегодня можно все, что угодно.
В вертолеты можно играть
Никто так не управляется с радиоуправляемыми вертолетами, как этот человек, снятый на одном из американских состязаний по управлению RC-вертолетами. Чернокожий трюкач демонстрирует так называемый стиль пилотирования 3D, поражающий своими невообразимыми фигурами. Вот его последняя игрушка – электрическая модель, по всем параметрам превосходящая вертушки, летающие на бензине. Зрители буквально замирают, когда он выделывает свои трюки. Важное уточнение: несмотря на безумные маневры, его вертолеты никогда не падают.
За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала очень надежной, в конструкции многих применяются современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными, более совершенными программами, а применение цифровых рулевых машинок и пьезогироскопов с функцией Heading Hold дают возможность пилотам выполнять сложные фигуры пилотажа, не подвластные ни одной другой летающей модели.
Американские радиомоделисты, специализирующиеся на моделях вертолетов, самокритично называют себя хелифриками. Это и немудрено, ведь радиоуправляемые вертолеты – одно из самых захватывающих увлечений и вместе с тем одно из самых сложных, требующих полной самоотдачи. Если кто-то решил завести себе модель радиоуправляемого вертолета, ему нужно быть готовым не только к тому, что на обучение уйдет масса времени, но и к тому, что ему предстоит без остатка проникнуться духом этого увлечения, позабыв про бизнес, работу, учебу и семью. По крайней мере, так происходит в Америке. Хотя основным центром и законодателем мод вертолетного моделизма по-прежнему считают Германию. Здесь проводится основная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. В Англии работает фирма Morley Helikopter, которая производит отличающиеся своей оригинальностью модели вертолетов. В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в модельном мире. В Стране восходящего солнца работает 200–300 магазинов, специализирующихся только на продаже и обслуживании моделей вертолетов. В месяц продаются около 5000 таких моделей. Продукция японских фирм Kyosho, Hirobo, Kalt, TSK известна во всем мире.
С помощью вертолета можно наблюдать таинственные круги
Сохранились гравюры XVI–XVII вв., изображающие, как нечистый загибает пшеницу кругами, место действия – Германия. Слухи и легенды о том, что черти и ведьмы по ночам делают круги, долго бытовали практически по всей средневековой Европе. Помните, как говорилось в сказке про Конька-Горбунка: «Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить»? Возможно, первыми вновь заговорили о кругах австралийцы: около реки Тулли на севере Квинсленда в январе 1966 г. (в Австралии это середина лета) возник четкий круг на тростниковом поле. В 1968 г. круги появились впервые в Англии возле Стоунхенджа. В наибольшем количестве и разнообразии такие фигуры (crop circles) появлялись в 1980 г. в графстве Хэмпшир, потом пиктограммы стали появляться по всей стране. В 1987 г. в Англии возникло 47 странных кругов, в 1988-м – 98 кругов, 1989-м – более 400, в последующие годы фиксировалось появление 500 и более кругов и пиктограмм на полях зрелой пшеницы.
Кто-то считает, что это явление – следствие естественного процесса, связанного с атмосферным электричеством. Электротехникам известен тлеющий разряд, здесь наблюдается нечто подобное: бесшумная молния, пробой конденсатора, где одной из пластин служит плоская поверхность поля, заполненного тонкими колосьями, на концах которых скапливаются статические заряды. Более распространена инопланетная версия, хотя имеется и вариант испытания секретных технологий, не говоря уже о самом очевидном предположении, что тут мы имеем дело с массовой мистификацией. Вопрос остается открытым.
Несомненно другое: не будь авиации, таинственную геометрию кругов никто не смог бы наблюдать воочию. Таинственные круги стали частью туристического бизнеса. Теперь можно арендовать вертолет и отправиться на экскурсию по местам посадок НЛО.
На вертолетных площадках можно играть в теннис
В январе 2005 г. швейцарец Роже Федерер и американец Андре Агасси сыграли необычный теннисный матч на вертолетной площадке гостиницы Бурдж-аль-Араб в Дубаи, где проходит крупный теннисный турнир. Товарищеский поединок проходил на высоте 321 м, где и был оборудован теннисный корт. Для встречи ведущих ракеток мира бывшую вертолетную площадку (415 кв. м) временно переоборудовали. На поверхности постелили травяное покрытие и сделали разметку. После матча теннисисты поделились своими впечатлениями. Агасси сказал, что испытывал непередаваемые словами чувства, а Федерер не мог сконцентрироваться, поскольку постоянно отвлекался на потрясающий вид Персидского залива. Ни слова о головокружении! Открытый чемпионат Дубаи по теннису, но уже на земле, проходит регулярно под патронажем принца шейха Мухаммеда бен Рашида.