Для чего нужен визуальный менеджер
Как стать визуализатором в Instagram: истории успеха и советы профессионалов
Если два-три года назад в Instagram брендам и блогерам было достаточно просто постить красивые картинки и накладывать на них «плашки» с текстом, сегодня визуал в приложении – это целая наука. Лента и оформление – это часть имиджа бренда и его продвижения. В результате растет потребность в визуал-менеджерах для Instagram, которые создадут картинку, радующую глаз и отражающую ценности заказчиков.
Как стать визуализатором брендов Instagram? Какие навыки освоить? Где искать клиентов и как построить личный бренд, который сам приведет к вам заказчиков? Об этом Digital Broccoli рассказали визуализатор и автор курсов по оформлению Instagram-аккаунтов Ульяна Киреева и визуал-менеджер, контент-фотограф Анна Иваницкая.
Какие задачи выполняет визуализатор
Профессия визуализатора имеет как минимум две вариации. Первая – это контент-фотограф, в этом случае ваш круг заказчиков будет ограничен вашим городом или регионом. Вы будете придумывать концепцию визуала и лично ее воплощать.
Вторая вариация – чисто удаленная. Здесь вы также создаете концепцию, планируете сетку, собираете референсы, но «ручную работу» передаете фотографу на аутсорсе.
Основной пул задач визуал-менеджера:
Ульяна Киреева: «Чем мне нравится профессия, так это вариативностью. Вы можете по-разному выстроить свой пул задач. Например, если вы любите фотографировать, вы можете быть и контент-фотографом, и составлять ленту. Если вам больше нравится делать дизайн, вы можете работать как арт-директор с фотографами, придумывать историю, концепцию, отдавать фотографам на выполнение, составлять ленту и делать дизайн.
Конкретно визуал-менеджер больше отрабатывает общую концепцию и может сотрудничать с другими сопутствующими профессионалами: фотографами, дизайнерами. Можно самой этим заниматься, можно при помощи исполнителей и, соответственно, выстраивать самостоятельно пул задач и рабочий день.
Это не однообразная работа, можно попробовать разные задачи в разные периоды. Мне была интересна предметная фотография, из моих учеников некоторые любят дизайн, другие – фотографировать людей. Можно пробовать разные проекты. Делать распаковки бренда и личности, работать по архетипам. Очень вариативная профессия, можно изучить и выбрать для себя то, что вам нравится».
Анна Иваницкая: «С точки зрения загрузки можно организовать работу по-разному.
Можно подготовить весь контент на месяц вперед за несколько дней, если специфика бизнеса позволяет. Из ежедневных задач – контроль исполнения вашей концепции, иногда нужно срочно что-то перепланировать под какую-то акцию у клиента, например. Нужно быть готовыми к разным ситуациям, потому что маркетинг – очень подвижная вещь. Где-то можно облегчить себе работу, но все не запланируешь».
Навыки визуализатора
Кажется, что правила гармоничной ленты просты: нужно чередовать планы, портреты и детали и все получится. Но на практике достичь этого бывает довольно сложно: где-то не хватает фотографии с правильным ракурсом, где-то фото выбивается по цветовой гамме. В такие моменты профессиональные визуализаторы кажутся волшебниками, а их навыки – тайным знанием. Но на самом деле это результат труда и ежедневного самообразования.
Жесткие навыки
Анна Иваницкая: «У многих людей возникает иллюзия о легкости профессии: как здорово, можно не ездить на пятидневку в офис, складывать картинки и получать деньги. Но на самом деле ключевая составляющая профессии, которую не дадут никакие курсы – это чувство прекрасного. Оно развивается насмотренностью, изучением трендов, работ крупных брендов и агентств.
Важно не только иметь собственное видение, но и понимать, что будет красивым для большинства людей. Понятное дело, есть люди со специфическим вкусом: кому-то нравится золотой унитаз, кому-то – турецкие огурцы и вензеля. Но важно находить универсальную красоту, понимать своевременность и уместность того, что вы делаете».
Анна Иваницкая: «Чтобы создать красивую ленту, нужно чередовать планы, делать гармоничную общую композицию. Чередование цветов тоже важно, нужно найти цветовую гамму бренда и придерживаться ее, чтобы лента выглядела единообразно. Первое время опирайтесь на основные каноны композиции и колористики, а дальше – доверьтесь своей интуиции и насмотренности».
Ульяна Киреева: «Визуал-менеджер должен разбираться в маркетинге. Необязательно иметь в этой сфере высшее образование, но отслеживать и изучать маркетинговые приемы важно.
Ваша основная задача – помочь клиенту сделать продажи, но при помощи визуальных инструментов. Углубитесь в тему невербальных посылов, смыслов».
Гибкие навыки
Где учиться
Бум онлайн-образования привел нас в ситуацию, когда разнообразие инфопродуктов вводит в растерянность. На каждую новую профессию спустя пару месяцев появляется десять курсов от экспертов. Как в этом потоке разобраться, что вам действительно нужно, и выбрать курс?
Анна Иваницкая: «Я стартовала со знаниями в SMM и курсом по предметной фотографии за плечами. Визуал-менеджменту я училась методом проб и ошибок. Сейчас на рынке появилось очень много курсов, и сложно понять, какие из них действительно будут полезны. Попробуйте сначала посмотреть бесплатные уроки, сделать что-то самостоятельно. Убедитесь, что это ваше, что у вас есть желание и склонность заниматься именно визуалом. В процессе практики “для себя” вы поймете, какой у вас запрос, чего вам не хватает. Таким образом будет проще выбрать подходящий курс или наставника».
Для начала можно пройти курс «Рекламная фотография», чтобы понять основы продающего визуала для брендов. Если планируете работать с брендами одежды и обуви, обратите внимание на курс «Стилист fashion-съемок» — он учит работать на съемочной площадке с фотографами и разрабатывать креативную концепцию каждой фотосессии. Для брендов еды понадобятся знания фуд-фотографии, чтобы сочно и красиво снимать еду — вот курс по ней.
Где искать работу
Лучший канал для поиска работы в Instagram – это сам Instagram. Оформите свой профиль, начните рассказывать о своей работе. Даже при минимальных усилиях к вам будут приходить клиенты.
Ульяна Киреева: «Очень часто я вижу, что мои студентки стесняются начать рассказывать, что они пошли учиться, чем они занимаются: боятся, что их не поймут — работа в онлайне для многих до сих пор что-то далекое. Но когда они начинают о себе говорить, первые клиенты сразу приходят. От друзей, знакомых и друзей друзей. Это ресурс, который не стоит недооценивать. Людям всегда легче обратиться к тому, кого они знают или кого им порекомендовали, чем к незнакомому человеку из интернета.
Есть Telegram-каналы с вакансиями, но лично я никогда ими не пользовалась, мне хватало клиентской базы с моего Instagram-профиля. Точно не советую идти на биржи. Там все демпингуют и предлагают работу за три копейки, самые немотивированные клиенты приходят оттуда.
Постоянную удаленку можно найти и на работном сайте. Компании часто ищут визуализаторов в штат. Одна моя студентка работала на постоянке в крупном холдинге, ко мне она пошла учиться для души. Когда она рассказала на работе о своих новых навыках, ее взяли на дополнительную ставку как визуал-менеджера. Она не побоялась рассказать и оказалось, что компании как раз это и было нужно. Новый навык может открыть возможность для внутреннего найма в компании, где вы уже работаете».
Как визуализатору работать с клиентами
Визуальное оформление Instagram – очень тонкая вещь. Здесь важно одновременно учесть текущие тренды, стиль и архетип бренда, вкус и запросы заказчика. Как работать с клиентом, чтобы проект не приходилось бесконечно переделывать? Как избежать ситуации «это вообще не то, что я просил»?
Анна Иваницкая: «Идеально, если у клиента есть референсы: мне нравится эта страница, хочу так же. Конечно, грамотный визуал-менеджер не будет делать ленту под копирку, но для понимания общего стиля и настроения референсы очень важны.
Бывает, что клиенты не знают, что им нравится, у них нет никаких примеров, они ни за кем не следят. Тогда я сама ищу иллюстрации и примеры, как может выглядеть их аккаунт. Показываю разные варианты, разбираюсь, о чем бренд или персона: про яркое или про спокойное, какое настроение профиля нужно показать. Я ищу вдохновение в Pinterest, там очень много работ фотографов и предметной фотографии из любой сферы.
Когда мы учимся, мы все где-то вдохновляемся, в этом нет абсолютно ничего плохого. Первое время можно пробовать повторять фото, которые вам понравились, интерпретировать, пробовать делать немного по-другому».
Ульяна Киреева: «Я постоянно повторяю своим ученицам: визуал – это не красивая картинка ради красивой картинки. Первое, что нужно сделать – пообщаться с клиентом, узнать о проекте все, выяснить его ценности. Только после этого начинаем создавать визуал.
Сейчас визуал уходит от идеальных вылизанных картинок. Визуал должен отражать смыслы и эстетику конкретного эксперта или бизнеса. Важно уметь эти смыслы вытащить. Через методы архетипа, через распаковку, брифинги, интервью. И только потом мы планируем, какие фотосессии делать, какой контент нам нужен, какой дизайн, какие цвета, стилистика. Какие невербальные посылы должны получить клиенты, которые зайдут на страницу.
Ситуацию “Это не то, что я хотел” проживает в своем опыте каждый визуализатор, а может, и каждый фрилансер.
Это вполне нормально, но учит нас тому, чтобы заранее все оговаривать с клиентом, брифовать его, делать мудборд (подробнее о брифах и согласовании задачи читайте в статье “Как фрилансеру правильно составить бриф и ТЗ, чтобы комфортно работать с клиентами”).
Также важно поэтапно все согласовывать с клиентом. Вы не уходите в горы на две недели, чтобы вернуться с готовым визуалом. Сделали мудборд – согласовали, продумали концепцию съемки – согласовали, дизайн, раскладку – согласовали. Делаем это, пока клиент не получит то, что он хочет. Это помогает избежать истории с отменой и неприемкой всего проекта».
Сколько зарабатывает визуал-менеджер в Instagram
Средний доход на фрилансе довольно сложно подсчитать. Часто он зависит от того, как вы сами себя оцениваете, насколько вы профессионально уверены в себе и готовы поднимать цену.
Ульяна Киреева: «Я люблю говорить, что рынка цен не существует. Если у вас есть навык и качественное портфолио, вы можете поставить ту цену, которую считаете нужной. Естественно, когда вы только новичок, нужны ориентиры, нужно понимать примерно, сколько это может стоить по рынку. Самый простой путь – пройтись по прайсам коллег, посмотреть, как они строят ценообразование и какие пакеты услуг предлагают. Это рабочий способ, чтобы понять, что предлагают.
В целом все по классике: считаете, за сколько часов вы сделали проект, какую цену вы на это поставили. Делите сумму на количество часов и получаете вашу почасовую ставку, проверяете, насколько она вас устраивает (или просто посчитайте на калькуляторе для фрилансеров). Если не устраивает, повышаете цену. Однако многим бывает психологически сложно резко повысить свой чек.
Средний ценник, который я говорю своим студентам: разработка визуальной концепции, дизайн, подготовка съемки и проработка смыслов, распаковка бренда, подготовка мудборда и работа с фотоконтентом – от 10 тысяч. Но это нижняя планка по рынку. Сейчас визуализаторы с опытом берут 15-20 тысяч за проект».
Личный бренд визуал-менеджера
Ульяна Киреева: «В первую очередь в вашем аккаунте должны быть кейсы: показывайте аккаунты до и после, рассказывайте, что вы сделали, чтобы добиться такого результата.
В остальном можно по-разному выстраивать свой аккаунт. Исходите из своей личности и особенностей: если вы очень строгий четкий специалист, показывайте это. Если вы хотите брать харизмой, берите ею.
Контент-стратегия для эксперта сейчас строится на личности и экспертности. Одну сухую экспертность давать не стоит. Люди приходят в Instagram смотреть на людей в первую очередь. И даже специалистов мы будем выбирать не только по их работам, но и по тому, нравится ли нам человек, близок ли он нам. Важно транслировать свои ценности, смыслы, как вы относитесь к профессии, какие интересы у вас в жизни. Точного рецепта нет, но я рекомендую 60/40 личного и экспертного. Никто не просит вас обнажать всю душу, совсем в бытовуху или в личное уходить. Соблюдайте баланс».
Погоня за трендами: как поддерживать знания актуальными
Instagram регулярно выпускает обновления, которые открывают новые инструменты и возможности, меняется поведение пользователей и запросы брендов. Это формирует новые тенденции каждый год, если не чаще. Как поддерживать свои знания актуальными в таких условиях?
Ульяна Киреева: «Если говорить о трендах визуала, нужно в первую очередь следить за большими люксовыми брендами. Dior, Burberry первыми вводят тренды в свой контент. У них есть очень много денег на то, чтобы отслеживать трендовую аналитику, огромные отделы и ресурсы для этого. Сокращайте свой путь и следите за теми, кто уже проанализировал все тренды.
Но не забывайте о том, что визуал неразрывен с маркетингом и продажами. Если надпись на картинке считается не модной, но облегчит путь вашего клиента к продажам, лучше сделать это. В профессию визуализатора мы приходим не только ради творчества, но и чтобы помогать клиентам продавать».
Также отслеживать тренды можно в разделе маркетинга и дизайна на vc.ru. Статьи о визуале также выкладывает крупный фотобанк Depositphotos.
Советы новичкам
Ульяна Киреева: «Не думайте, что все придет само. Нужно понимать, что вы в ответе за свое развитие. Учитесь общаться с клиентами. Не бойтесь предлагать себя клиентам и просить предоплату. Я часто вижу это у своих учениц, они очень стесняются, как будто им сделали одолжение, что решили с ними работать. На самом деле можно построить отношения не «клиент – исполнитель», а «клиент – эксперт», в основе которых будет взаимное уважение.
Для этого не забывайте про человеческое отношение друг к другу. Если вы чуть больше сделаете для клиента, он будет благодарен и посоветует вас другому человеку. Где-то можно войти в положение и что-то придумать, но свои границы все равно нужно удерживать: по оплате, по срокам, оговаривать на берегу условия вашей работы.
Не думайте, вы отучились однажды и на этом все. На фрилансе все быстро меняется, нужно всегда учиться, искать новое. Если вам нравится направление, постоянное развитие будет идти не через силу, а с позиции искреннего интереса».
Анна Иваницкая: «На старте нет ничего плохого в том, чтобы для портфолио делать работы по бартеру. Нашли организацию, студию маникюра, например, предложили себя, посотрудничали.
Не бойтесь писать первыми. Не все клиенты могут позволить себе комплексный SMM, это недешево. Но визуал может быть для них критично важен, и за это они готовы заплатить. Покажите, что им это нужно, принесите референсы, скажите: у вас может быть вот так.
Расширяйте свои услуги за счет обучения и консультаций. Недавно у меня появилась клиентка визажист, которая просто не знала, как оформить свой аккаунт. Мы начали снимать на телефон атмосферные фотографии, чтобы разнообразить ленту с лицами и макияжами. Мы с ней учились, встречались, сейчас она пробует сама что-то делать, я ей даю обратную связь. Она улучшила свои навыки съемки, понимание гармоничной ленты, научилась пользоваться макетами.
Не бойтесь доверять людям и работать совместно. В связке с копирайтером и таргетологом вы сможете брать более крупные проекты, делить оплату и обязанности. Я сейчас думаю о сотрудничестве со сторисмейкером.
Для масштабирования нужно взять на себя ответственность за людей и задачи. Конечно, это страшно. Нужно и доверять, и контролировать. Мысль “так, как я, не сделает никто” вас ограничивает».
Instagram – успешная, но при этом постоянно обновляющаяся площадка для бизнеса. Она требует узких, знающих свое дело специалистов, в том числе в сфере визуала. Если вам нравится работать с визуальными концепциями, у вас есть чувство вкуса и интерес к фотографии, попробуйте себя в профессии визуал-менеджера.
О том, какие еще профессии в Instagram можно освоить, читайте в нашем обзоре.
Визуальный менеджмент как инструмент управления
«Стандарты и качество» Сентябрь 2019
Эффективность визуализации обусловлена психофизическими особенностями человека, позволяющими лучше воспринимать, быстрее запоминать и легче воспроизводить образную информацию. Обучение, мониторинг, администрирование, организация работ — на любом из этапов цикла управления использование визуальных инструментов дает высокую отдачу. Каждый из этапов может быть потенцирован с помощью визуализации процессов и метрик. Примеры успешного применения визуального менеджмента, достойные изучения и масштабирования, демонстрируют ведущие европейские компании.
Визуализация привычно ассоциируется с 5S1, однако полномасштабная интеграция визуализации в систему менеджмента предприятия способна стать уникальным инструментом повышения качества продукции, производительности труда и культуры производства.
Психофизиология и качество работ
Визуальный менеджмент — это система наглядных элементов (табло, схем, указателей, разметки, информации на дисплеях), управляющих действиями людей. По исследованиям ученых, от 80 до 90% информации об окружающем мире мы приобретаем с помощью зрения. Поскольку информация, полученная из образов, быстрее воспринимается, лучше запоминается и легче воспроизводится, наглядно- образный тип памяти превалирует над остальными, а методы обучения, основанные на изображениях, считаются более эффективными. Вся история развития когнитивных (познавательных) навыков человечества — от наскальных рисунков-инструкций по охоте на мамонта до современных обучающих систем на основе виртуальной реальности — свидетельствует об этом.
Несмотря на весьма сильные кросс-культурные различия в восприятии образов, нейрофизиологические исследования воздействия цвета на познавательное и эмоциональное поведение людей обнаруживают, что реакции на это воздействие у представителей различных культур являются сходными, по сути, универсальными. Так, красный цвет влияет интенсивнее синего и зеленого, яркое контрастное сочетание цветов — сильнее неяркого. При этом нейронная активность мозга при цветовосприятии у женщин выше, чем у мужчин. Женщины активно реагируют на цвета, на мужчин же более сильно воздействуют черно-белые изображения. Периферийные визуальные раздражители оказывают небольшое, но устойчивое влияние на поведение человека. Этот эффект «эмоциональной аллеи» был доказан в ходе нейрофизиологического исследования и отчасти объясняет популярный термин «аура места». Следуя логике ученых, можно с уверенностью сказать, что визуализация способна влиять на профессиональное поведение человека и доминирующую мотивацию.
Система визуального менеджмента в современном ее виде базируется на взаимодействии нескольких областей знаний: психофизиологии, менеджмента, психологии, эргономики. Достижения каждого из упомянутых научных направлений призваны помочь сотруднику сфокусировать и удержать внимание на основных аспектах своей деятельности: соответствии порядка действий установленной схеме, вида изготовленной продукции — эталону, расположения инструментов на рабочем месте — принятому стандарту и т.д. Таким образом, внимание работника концентрируется на приоритетных действиях, удобство и качество выполнения операций возрастают, а время сокращается.
Как показывает практика, конкретизация и визуализация сроков и требований снижают уровень тревоги и чувство неопределенности, уменьшают вероятность возникновения стресса и фрустрации, повышают удовлетворенность персонала результатами своего труда. А значит, сокращается количество ошибок по рассеянности, нарушений техники безопасности и несчастных случаев, что напрямую влияет на производительность труда и качество продукции.
Цикл управления
Цель. Мало кто поспорит с утверждением, что, если персонал поддерживает цели компании, это половина ее успеха. Задача менеджмента — поставить достижимую цель и продемонстрировать ее связь с целями и выгодами сотрудников. Определенные, каскадированные по разным уровням управления и исполнения цели, превращаются в целевые показатели результативности каждого, а их визуализация позволяет актуализировать внимание, мобилизуя сотрудников и повышая степень их вовлеченности в трудовой процесс.
Пример успешного использования визуальных инструментов для фокусирования на цели демонстрируют многие компании с поточным производством — как отечественные (например, Выксунский металлургический завод или КАМАЗ), так и зарубежные. В кузнечном производстве Kovrna VIVA визуализированы цели компании и отдельных производств не только на текущий год, но и в сравнении с показателями предыдущего года. На конвейере компании koda работникам доступны наглядные табло с указанием текущих целевых показателей смены: число выпущенных автомобилей, скорость конвейера, количество и длительность простоев, нештатных ситуаций, брака и т.п. Показатели отражаются в цветовой гамме светофора: зеленый сигнал показывает комфортную результативность, желтый и красный обозначают зоны, на которые необходимо обратить более или менее пристальное внимание. Стоит отметить, что зеленый цвет предназначен прежде всего рабочим, желтый требует решения на уровне бригадира, красный — зона ответственности мастера и начальника смены.
Оригинальное решение аналогичной задачи демонстрирует компания SOLEA CZ. С помощью системы визуализации общей эффективности оборудования (Overall Equipment Effectiveness, OEE) каждый рабочий отслеживает свой вклад в формирование прибыли компании в реальном времени. Зная, какую долю от прибыли составляет премиальный фонд, персонал наблюдает за его пополнением в ходе работы. Простой станков замедляет формирование прибыли и премиального фонда, поэтому работники заинтересованы в максимальном сокращении простоев оборудования.
Стратегия и тактика. Вторая процедура цикла управления требует визуализации стратегии и тактики компании, помогая персоналу ответить на вопрос: «Каким способом мы будем достигать цели?» Последовательность в раскрытии приоритетного направления деятельности вызывает у работников чувства определенности и сопричастности, которые необходимы для успешного вовлечения персонала в процессы труда и совершенствования операций.
Так, завод KOVOSVIT MAS в достижении целевых показателей повышения производительности труда избрал своей стратегией снижение издержек, а тактикой — повышение эффективности использования оборудования. Но недостаточно оповестить работников об этих решениях, необходимо привлечь персонал к взаимодействию в выбранном направлении.
Для оценки эффективности использования оборудования на заводе была установлена ОЕЕ Plantyst, которая не только предоставляет, но и прекрасно визуализирует точные данные в режиме онлайн на всех уровнях исполнения и руководства: от оператора станка и мастера цеха до директора завода. Каждый сотрудник в случае простоя оборудования может выбрать на экране специального планшета причину остановки (недостаток комплектующих, расходных материалов, вид поломки и т.д.) и отправить информацию в ответственный отдел.
«Кардиограммы» работы каждого станка отображаются на мониторах, размещенных в местах массовых скоплений персонала, в производственных и офисных помещениях предприятия, на экранах персональных компьютеров, планшетах в рабочей зоне, в смартфонах сотрудников KOVOSVIT MAS, акцентируя внимание на областях повышенного риска. Таким образом, в работу по достижению стратегических и тактических целей вовлекается весь персонал, а простои устраняются не постфактум — после накопления и анализа отчетов, а в ходе работы.
Планирование. Визуализация планирования, пожалуй, самый простой и наиболее используемый руководителями инструмент. Но и здесь не обходится без очевидных, но тем не менее весьма распространенных ошибок. Кто из нас не встречал миниатюрные графики с мелким текстом, размещенные на плохо освещенном стенде в углу помещения? Часто планы находятся в кабинетах руководства, которые рабочие почти не посещают. Нередко сотрудники знакомы только с текущими планами своего подразделения и не понимают, как они интегрированы с общими планами компании, не видят своего вклада в общий процесс деятельности организации. О каких командном духе, корпоративной культуре и целеустремленности можно говорить в этом случае?
А ведь такие примеры повсеместны.
Планы необходимы для управления текущей эффективностью и формирования мотивации к достижениям, по-этому они должны быть расположены в местах, доступных каждому сотруднику, в удобной и максимально наглядной форме, с использованием различных методик визуализации — от рисования на белой доске, до электронных динамичных табло, — как, например, в цехах компании Alfmeier
и на предприятии компании АВВ, где во всех цехах, бытовых и офисных помещениях размещены белые доски, стенды и электронные табло с визуализацией плановых показателей на год, неделю и рабочую смену. В таких условиях работникам сложно их проигнорировать.
Подобная «эмоциональная аллея» плановых показателей настраивает на рабочий ритм и способствует стабильности работы коллектива.
Многие российские предприятия могут похвастаться и прекрасным зонированием в цехах, и визуализацией инструкций по технике безопасности.
Но в рамках данной статьи я бы хотела представить наиболее интересные решения наших зарубежных коллег.
Отдельного внимания заслуживает кинестетический стенд — чек-лист уже упомянутой ранее компании Alfmeier — элемент визуального контроля и самоконтроля. Над рабочим станком расположен стенд-табличка с крючками, под которыми нанесены красные кружки-шаблоны, и крючком с набором зеленых жетонов. Каждый крючок обозначает определенное действие. Например, после включения станка рабочему необходимо проверить давление. Сделав это, он вешает на крючок зеленый жетон, закрывая красный шаблон. Это оз-начает, что первый этап выполнен и мож-но переходить к следующему. Закрыв все «красные сигналы», рабочий может быть уверен в правильности своих действий, а мастер, отслеживающий проведение операций, удостовериться в том, что техника безопасности соблюдена, пилотный образец произведен и сравнен с эталонным и продукция производится с заданными параметрами.
Отличительная особенность кинестетического стенда заключается в необходимости персонала взаимодействовать с ним в процессе работы. Взаимодействие придает самоконтролю бóльшую осознанность, заставляя рабочего подтверждать (а мастера — отслеживать) завершение каждой операции. В то время как поэтапное выполнение стандартного набора действий, просто изображенного на стенде, мастер отследить не может.
Компания АВВ при переходе на вытягивающую систему также столкнулась с необходимостью визуализации рабочей информации. Проблема заключалась в том, что в течение одной смены рабочему поступали для монтажа разные заказы, причем многие из них отличались незначительно. Каждый руководитель знает, как часто сотрудники при изменении работ совершают ошибки из-за невнимательности или устоявшейся привычки. Чтобы освободить их от излишнего напряжения и необходимости запоминать большой объем информации, компания АВВ разработала и внедрила персональные gide books. Теперь для сборки частей разных трансформаторных шкафов работнику достаточно обратиться к детальным схемам, которые привязаны к конкретному проекту и акцентируют внимание на отличиях от похожих продуктов.
Администрирование и мониторинг. Процедуры администрирования хорошо описывает малый цикл управления PDCA. Основная проблема менеджмента на этом этапе часто связана с тем, что после того как руководитель заметил проблему и обсудил с исполнителем необходимость и способ ее устранения, информация теряется, исполнитель, да и руководитель забывают о произошедшем, и проблема обрастает новыми последствиями.
Главным инструментом борьбы с этим злом в практике бережливого управления являются обея4 и белая доска, позволяющая оперативно решать проблемы, фиксировать изменения текущего процесса, ставить задачи по корректировке, а самое главное — определять точки и формы самоконтроля и контроля. Этот элемент визуального менеджмента прост и сложен одновременно. С одной стороны, руководитель должен побудить подчиненных самостоятельно найти решение и зафиксировать его на белой доске, с другой — изобразить его так, чтобы люди «хотели» смотреть на эту доску. Излишне говорить, что нервные черные круги, нарисованные вокруг проблемного показателя, и масса красных восклицательных знаков никак не мотивируют работника поглядывать на изображение.
Визуализация мониторинга, демонстрируя связь процесса и результата труда, управляет тем самым поведением персонала. Если результат работы удовлетворяет стандартам и плановым показателям, у работника формируется позитивная реакция, уверенность в собственном профессионализме (что, правда, также может и расхолаживать). Если же результат труда стабильно неудовлетворительный,
то в большинстве случаев это приводит к снижению трудовой мотивации — «невыполнимые планы», а если в компании еще и действует жесткая система штрафов и наказаний — к замалчиванию проблем и лжи. Задача менеджера — разобраться в предпосылках проблем и предотвратить появление фрустрации у персонала.
Визуализация мониторинга текущего состояния имеет две важные функции. Первая — показать менеджеру «узкие места» — вероятные предпосылки будущих проблем, на которые требуется обратить пристальное внимание. Вторая — обратная связь для персонала, который, получая оперативную информацию от системы мониторинга, может удостовериться в правильности своих действий. Таким образом, визуализация мониторинга устраняет неопределенность, помогает оперативно реагировать на проблемы и работнику, и менеджеру.
Анализ и коррекция. На этом этапе цикла управления особую ценность приобретают текущий и итоговый аудиты. К сожалению, зачастую наблюдается ситуация, когда целью аудита является выявление ошибок, а персонал воспринимает его как карательную акцию.
Нередко руководство на обозрение сотрудников выносит только результаты аудита, а показатели и критерии оставляет в тени, тем самым выпячивая проблемы и не фокусируясь на фиксации и распространении положительных практик.
Наличие открытой текущей информации и возможность обсуждения с аудиторами тех или иных аспектов содействуют созданию атмосферы доверия в коллективе, закреплению позитивных результатов и формированию здорового духа соревновательности.
Излишне напоминать, что обея — идеальное место для визуализации процесса и результатов аудита и коррекции деятельности по его итогам.
На предприятии Alfmeier CZ по итогам аудита 5S менеджеры рядом с фотографиями сотрудников изображают смайлики, наглядно демонстрирующие оценку состояния рабочего места: зеленый — полное соблюдение стандарта, желтый — частичное соблюдение, красный — несоблюдение. А все показатели сведены в обея. Мне лично неоднократно доводилось наблюдать, как рабочие фотографировали на телефоны свои достижения и отправляли эти фото родственникам.
Визуализация всего процесса управления в обея позволяет сформировать у каждого сотрудника понимание деятельности всей компании, своих места и роли в общей системе формирования добавочной стоимости и экономических результатах.