Для чего нужен вконтакте
Дискуссия: нужен ли в 2018 году «ВКонтакте»?
На фоне новостей об уголовных делах за мемасы и репосты во «ВКонтакте» в прогрессивных кругах задумались: зачем вообще нужна эта социальная сеть? Не проще ли выпилиться оттуда? Даже начали устраивать флешмобы по громогласному и публичному уходу из социальной сети. Например, вот:
Посыпались и страшные цифры падения посещаемости социальной сети:
Эпичный график падения посещаемости ВКонтакте.
На днях ВК закрыл доступ к статистике на ли.ру. https://t.co/RYWo5VzBEt
Вопрос острым ребром был поднят и среди сотрудников Wylsacom Media: нужен нам VK или нет? Дошло до того, что многие мои коллеги просто не понимают, зачем нужна VK:
Скажите, а зачем вам Вконтакте в 2018 году?
Я вот пользоваться начал только неделю назад, потому что некоторые запчасти к машинам продают только там.
А вам то зачем?
Этот вопрос задал менеджер по развитию Wylsacom Media Сергей Кондратьев.
Тема сейчас очень резонансная. Хотя бы из-за этих дурацких уголовных дел. Можно их бояться, но дальше пользоваться соцсетью. Или же в 2018 году нам вовсе не нужен «Контакт»? Переписывайтесь в мессенджерах, мысли отправляйте в Twitter, а фоточки и короткие видосы — в Instagram (сейчас бы вместо одной социальной сети советовать другие).
Для некоторых пользователей VK удобен для общения:
Антон говорит правильные вещи: Telegram — самый удобный мессенджер. В тех странах, где он работает без вмешательства Роскомнадзора. В России «Телега» потеряла одно колесо и с трудом катится вперёд. Но это вы и без меня знаете.
В Viber безумное количество спама, с которым мессенджер ничего не может сделать, да и «пубертатный» дизайн. Вот у пользователей и оценка этого мессенджера не очень высока.
WhatsApp традиционно считается получше Вайбера, но лично мне непонятно, почему — то же самое, но вид сбоку: интерфейс, добавление контактов и вот это вот всё делают его чертовски неудобным.
А во «ВКонтакте» всё понятно: вот человек, ты ему можешь написать. Интерфейс мессенджера можно поменять на удобный тебе. Не нужно добавлять контакт в телефонную книгу, чтобы связаться с человеком. Удобно-то, в общем.
В одну «Телегу» перетащить всех не получится. Сейчас, чтобы встретиться с друзьями, нужно либо писать всем в разные мессенджеры, либо написать только в ВК. Ну это в моём случае.
Я сам не любитель сидеть в вк, но приходиться рали общения с друзьями, не хотят они в месенджеры переходить
— моя жизнь мои правила (@Evgeniy11112222) August 13, 2018
Кто-то использует VK для работы:
В ВК веду группу. Там удобнее всего вести группы- фб в этом плане полный отстой. Поэтому сообщества там процветают.
Стоит отметить, что «ВКонтакте» для ведения групп и пабликов — очень крутая площадка с широким набором функций: прикрепление разнообразного контента, редактор статей и так далее. Если у вас есть музыкальная группа, то тут удобно выкладывать свои новые записи.
Так художники «ВКонтакте» представляют «Немезиду» — защитницу, призванную «оберегать» контент от кражи
Комментирование постов — отличный вариант общения с аудиторией. Конечно, когда размеры паблика или сообщества возрастают до несколько десятков или сотен тысяч, вести диалог уже затруднительно. Но ни в одном мессенджере без костылей с аудиторией общаться вообще нельзя.
Ну там паблосики всякие и работа
Не понимаю почему, но заказчики пишут именно туда, хотя есть и коропоративные твиттер, инст, Почта, телеграм, фейсбук, тот же номер телефона
Кто-то был в VK из-за музыки:
До последнего момента не удалял страницу ВК только из-за музыки, которой зачастую больше нигде нет. Но буквально на днях заблочили все расширения Хрома для скачивания музла с ВК и видимо придётся все таки переходить в Я.Музыку. Там песни можно качать без проблем спец.прогой. https://t.co/hqrWS3mdqM
«Контакт» хорош контентом. Частично я об этом говорил выше:
Я навскидку вспомнил сразу несколько: про архитектуру, про путешествия, про кино, множество групп переводчиков сериалов, разных художников и, конечно же, групп с новыми музыкальными релизами. А тут официальное сообщество «ВКонтакте» рекомендует действительно годные паблики без намёка на контент, украденный из «Одноклассников».
Вообще, из провинции довольно странно читать мнения «не нужен этот ваш „Контакт“»: зарегистрированных российских пользователей в Telegram примерно 15 млн человек (данные на апрель) по всей стране, WhatsApp — до 30 млн человек. И это общее количество зарегистрированных пользователей.
Ежедневная активная аудитория «ВКонтакте» в мае, согласно измерениям Mediascope, составляла 15,5 млн человек только на мобильных устройствах. А на десктопах пользуются социальной сетью 10 млн человек.
С большей вероятностью найти человека легче именно во «ВКонтакте», чем в мессенджерах. Да и в последних вы его не найдёте, если у вас нет его номера или линка.
А вообще наш паблик во «ВКонтакте» даёт нашему сайту в четыре раза больше посетителей, чем Твиттер WylsacomRed, где всего в 2,5 раза меньше фолловеров, чем в VK.
Интерфейс мессенджеров не так удобен, как его хвалят. В Telegram у меня пять активных чатов-переписок. Пять! Четыре из них — рабочие диалоги или беседы. Есть ещё около пяти периодически поднимающихся диалогов. И больше шестидесяти разных каналов — это всё, что касается работы. Пусть уведомления от последних у меня и замьючены, но проверка непрочитанных сообщений по утрам превращается в ад. Вместо того, чтобы ненавязчиво читать интересные мне каналы, я просто открываю их, чтобы обнулить надоедливый счётчик.
Да, у ВК есть много дурацких вещей. Например, лента-рекомендация — это тот ещё мусор, не имеющий никакого отношения к тому, что мне интересно. Вероятно, кто-то этой вкладкой в приложении и пользуется, но я таковых среди активных пользователей VK не знаю.
Да и мессенджер ВК для айфона не такой удобный, как на десктопе и в Android-приложении. Но лично у меня именно там проходит 90 % сетевого общения.
Именно в VK я потребляю тот контент, на который подписался. И это, внимание, не выглядит филиалом «Одноклассников»! Личную ленту новостей можно сравнить с контекстной рекламой: на что подписываешься, то и потребляешь. Всё же мы понимаем, что нет смысла пинать Google за то, что он предлагает пользователю средства от импотенции.
Со своим непониманием я обратился к коллегам:
Скажу страшные слова, но для меня «ВКонтакте» — мёртвая сеть. Я им вообще не пользуюсь, хотя регистрировался там очень давно, тогда ещё по инвайтам-приглашениям туда можно было попасть. Нельзя было просто так взять и завести аккаунт.
Почему так? Я думаю, потому что всё общение изначально шло через другие сети, минуя ВК. Я не очень люблю Facebook, уж очень там изощрённый интерфейс, но даже им пользуюсь активнее.
Я никогда не использовал ВК ни для просмотра фильмов, ни для прослушивания музыки, для меня это такая же бесполезная соцсеть, как Google+. Она вроде как и есть, но что-то писать туда и публиковать вообще не тянет. Там собраны школьные и институтские друзья-знакомые, но всё общение у меня идёт через переписку в Facebook или Telegram, но не в VK.
Почитать новости, поорать друг на друга в интернете, вылить житейскую боль — для этого есть Twitter. Тем более, что сейчас следить за новостями и трепаться удобнее через Telegram, где люди кучкуются в чатах по интересам. А VK для меня — это что-то вроде домашнего телефона. Он есть, он работает, но им вообще не пользуешься.
Главный редактор wylsa.com
Пользовался ВК класса с 8. Все одноклассники и друзья были именно там — по-моему, веская причина там зарегаться и остаться. Где-то полтора года назад заходить стал редко, так как все чаты уехали в «Телегу», а паблосы там не особо интересные — мемы с двача и всякие «Ты не поверишь, но это Бурятия». Ну а музыка уже по подписке.
На самом деле ВК — это дело привычки. В 2007–2011 все туда пришли, так как он удобнее Фейсбука (факт), и там остались до сих пор.
От круга общения же зависит, будешь ты ВК пользоваться или нет. Если у тебя все знакомые там сидят, то ты не убедишь их всех переехать в какой-нибудь мессенджер.
Я думаю, что ВК, как и фейсбук — не нужны. Твиттер для всего.
Текст про нужность «ВКонтакте» сегодня никак не выйдет без оглядки на уголовные дела за репосты и мемы — мы сейчас живём именно в таком мире, и с этим инфополем ничего сделать не получается. И, судя по всему, в социальной сети пока не очень понимают, что с этим делать:
Статистика показывает, что с течением времени ситуация с возбуждением уголовных дел за публикации в Интернете ухудшается. Пользователи ВКонтакте всё чаще становятся фигурантами подобных дел. И нас это чрезвычайно беспокоит. Правоохранительные органы часто не принимают во внимание контекст, не отличают публикацию от репоста, а изображение с сомнительной шуткой приравнивают к действительно опасным уголовным преступлениям.
Управляющий директор «ВКонтакте»
В итоге были анонсированы приватные страницы пользователей. Содержание таких страниц будет видно только друзьям, а репосты не будут отображаться в оригинальном посте. Но это полумера.
Все конфликты происходят из-за недостатка информации. Сейчас у социальной сети очень большой конфликт с пользователями. И это самая большая проблема VK сегодня. Пользователи не понимают, как соцсеть общается с правоохранительными органами. Дайте, в конце концов, нам хоть какие-то цифры! Представители «ВКонтакте» очень долго отмалчивались, да и до сих пор не сделали никаких удобных инструментов, чтобы пользователи себя обезопасили. В итоге у аудитории истерика, из-за чего и начался повальный флешмоб «Удалил страницу в ВК и всем советую».
Надо понимать, что любые мессенджеры и соцсети обязаны сотрудничать с властями. Это не я так сказал, а законодательство РФ. Вопрос адекватности наших правоохранительных органов, заводящих уголовные дела за мемасы и репосты, оставим для другого текста. Да, сейчас это происходит исключительно с пользователями «ВКонтакте». Социальная сеть вынуждена предоставлять именно ту информацию, которую от неё требуют, если это возможно. И, к сожалению, именно профили пользователей легче шерстить, чем искать «экстремистские» или «оскорбительные» высказывания в непубличных беседах.
А вы пользуетесь «ВКонтакте»? Если да, то для чего эта социальная сеть нужна вам?
Как «ВКонтакте» стала главной соцсетью России — и почему перестала ей быть
10 октября социальная сеть «ВКонтакте» празднует день рождения. Многие годы она была зеркалом Рунета — в истории компании отразились ключевые тенденции его развития. «Секрет фирмы» проследил, как ВК из площадки, где царила атмосфера свободы от цензуры, копирайта и других ограничений, трансформировалась в один из самых несвободных сервисов с амбициями стать приложением № 1 для всех россиян.
Почему клон Facebook так выстрелил
10 октября 2006 года. Только что выпустившийся из университета филолог и программист-любитель Павел Дуров принимает поздравления с 22-м днём рождения — и в этот же день запускает сайт «ВКонтакте».
Как и сам Рунет, первое время это была платформа «не для всех» — сайт позиционировал себя в качестве закрытой соцсети студентов и выпускников российских вузов. Зарегистрироваться можно было лишь по приглашению и только под настоящим именем. Но уже через месяц доступ во «ВКонтакте» открыли всем желающим. Год спустя таких было уже 3 млн.
Сооснователь «ВКонтакте» Лев Левиев не скрывал, что идею соцсети подсмотрели у Facebook. «Мы ещё на втором курсе начали им пользоваться, в 2004 году. Предложили Паше сделать подобную штуку на базе его студенческого форума (Spbgu.ru — форум для студентов Санкт-Петербургского университета. — Прим. «Секрета»)», — говорит Левиев.
Сам Дуров тоже не отрицал, что «ВКонтакте» — это клон Facebоok, но со своей спецификой. Например, «чисто русской находкой» он называл идею поставить в качестве стартовой страницы не ленту новостей, а профиль пользователя и его стену — чтобы человек загружал больше личных данных и «лепил» идеального себя.
«Facebook подсказал не как надо делать, а как не надо», — объяснял Дуров.
Бывший разработчик «ВКонтакте» Андрей Мима (работал в компании в 2011 году) рассказал «Секрету», что первую версию российской соцсети создавали под вдохновением от Facebook, но код писали самостоятельно.
Обратные заимствования, кстати, тоже были. Facebook кое-что брал у «ВКонтакте», российские соцсети тоже заимствовали идеи и подходы. Случалось даже откровенное копирование, когда один из крупных российских конкурентов полностью списал у нас структуру и документацию API. Но это нормально, все сервисы эволюционируют, оглядываясь на то, как устроен мир вокруг.
Первую версию сайта, по словам Дурова, собрали за месяц. Разработку вели в спешке, потому что тогда уже были «Одноклассники», а также ещё несколько сайтов с той же концепцией — Moskva.ru, MoiFakultet.ru и другие. «Они забыты только потому, что «ВКонтакте» развивалась быстрее», — сказал Дуров.
Была даже такая шутка, что вы пришли домой, а Дуров всю мебель переставил — это было про скорость, с которой менялась «ВКонтакте».
Быстрый взлёт «ВКонтакте» произошёл в первую очередь благодаря перфекционизму команды по отношению к работе сервиса, подчёркивает Мима. «За редкими исключениями, в Рунете того времени всё было принято делать на коленке. Никто не заморачивался ускорением загрузки страницы на 20 миллисекунд, а для «ВКонтакте» это было важно. Плюс сайт постоянно попадал в потребности аудитории», — говорит экс-разработчик.
Чёткой пошаговой стратегии развития у «ВКонтакте» не было: команда не понимала, что будет разрабатывать через полгода, вспоминает Мима. «Со стороны это выглядело как хаос, но за этим хаосом — целая философия, которая и позволила выстроить такой продукт. Эта философия не масштабируется. Нужно быть Павлом Дуровым, чтобы это работало», — говорит Андрей.
И это работало: осенью 2007 года «ВКонтакте» по числу пользователей обошла «Яндекс»: у соцсети было 88 млн просмостров в сутки, а у главного российского поисковика — 85 млн.
Взрывной рост трафика «ВКонтакте» также обеспечили видеохостинг и аудиохостинг с собственными плеерами. На сайт можно было залить любую песню или видеоролик (в том числе порнографический) — совершенно без оглядки на авторские права. После этого у большинства пользователей отпала необходимость пользоваться пиратскими сайтами — треки или фильмы можно было не только найти в соцсети, но там же воспроизводить, составлять плей-листы и делиться ими с друзьями. Некоторым сайт ВК и вовсе заменил весь остальной Рунет.
Как «ВКонтакте» монетизировала тщеславие
На старте «ВКонтакте» отказалась от монетизации за счёт рекламы. Ставка была на то, чтобы сделать удобную для пользователей среду, куда бы они тащили всё новых и новых юзеров. Для этого нужно было сделать так, чтобы их ничего не раздражало — в том числе реклама.
«Люди — не идиоты. Они чувствуют — часто подсознательно — качество того, что вы предлагаете, — объяснял Дуров. — Каждая приятная мелочь и продуманная деталь, сколь бы несущественной она ни казалась, приносит новых преданных пользователей». Дурову удалось создать удобный и интуитивно понятный интерфейс — то, что выигрышно отличало ВК от Facebook и «Одноклассников».
Весной 2008 года «ВКонтакте» внедрила схему монетизации, основанную на тщеславии пользователей, — платное повышение рейтинга. Чем выше его значение — тем выше юзер оказывался в поисковой выдаче внутри соцсети.
Чтобы повысить рейтинг бесплатно, нужно было приглашать в ВК новых пользователей и подробно заполнять анкету. Бонусы к рейтингу мотивировали обитателей соцсети заниматься самопрезентацией — писать факты о себе, указывать любимые книги, фильмы и цитаты. Это работало на вовлечение пользователей: на страницах «ВКонтакте» они узнавали о своих друзьях и знакомых то, о чём даже не подумали бы спросить в реальной жизни.
Однако рейтинг не дал существенных денег, и Дуров придумал сервис «Подарки». Их покупали за внутреннюю валюту — «голоса», которые можно было оплачивать через мобильный счёт. Этот сервис принёс несколько миллионов долларов, но было ясно, что подарки служат временной подпоркой, писал Николай Кононов.
Вскоре рейтинг с сайта исчез. Те, кто платил за его «прокачку», почувствовали себя обманутыми.
Летом 2008 года в соцсети появились первые рекламные баннеры, а ещё через год — контекстная реклама. Также «ВКонтакте» получала комиссию от разработчиков встраиваемых в соцсеть игр. В 2009 году компания получила 470 млн рублей прибыли, в 2010 году — 560 млн. Это в разы меньше, чем генерировал основной конкурент, — «Одноклассники».
Руководство Mail.Ru Group, которая в 2011 владела 40% акций «ВКонтакте», упрекало команду в недостаточной монетизации. Позже это напряжение выльется в корпоративную войну, в которой Дуров оставит свой проект «треш-холдингу» (в 2011 году он выложил в twitter фотографию, на которой он показывает средний палец, с подписью: «Официальный ответ треш-холдингу Mail.ru на его очередные потуги поглотить “ВКонтакте”»).
Как правообладатели победили «ВКонтакте»
«Я скорее засуну голову себе в задницу, чем начну стричь пользователей, как овец, в сговоре с кучкой этих работорговцев (правообладателей. — Прим. «Секрета»)», — писал в 2012 году Павел Дуров о монетизации контента, размещённого в соцсети.
В 2010–2015 годах правительство США постоянно признавало «ВКонтакте» одним из крупнейших пиратских сайтов в мире. Соцсеть на тот момент стала самым полным и бесплатным архивом аудиозаписей, фильмов, сериалов и книг.
«Проблемы индустрии развлечений, которую интернет вынуждает пересматривать бизнес-модели, волнуют нас только в плане соблюдения законов, — рассказал Дуров Николаю Кононову. — Мы обязаны удалять видеоролики, если получаем письменное уведомление о ролике с документами, доказывающими авторские права на данный контент».
Дуров искренне ставил интересы пользователей выше, чем правообладателей, уверен работавший с ним Андрей Мима. «Очевидно что пойти на уступки правообладателям и политикам было бы проще, но музыка оставалась свободно доступной, а значит, уступок не было», — говорит он и вспоминает, как команде даже пришлось убрать музыкальный раздел из приложения для iOS после того, как «ВКонтакте» регулярно грозились выкинуть из App Store из-за жалоб правообладателей.
Из-за отсутствия в России музыкальных стриминговых платформ «ВКонтакте» в те годы заменила собой Spotify и Soundcloud.
Соцсеть стала главной площадкой для российской независимой музыки и дала старт карьерам Oxxxymiron, «Каспийского груза», «Грибов» и многих других. Показателем популярности артиста для профильных изданий впервые в истории стали не позиции в чартах или ротация по телевидению, а число репостов за сутки после публикации альбома.
Творчество независимых музыкантов — лишь малая часть музыкальной библиотеки «ВКонтакте». Большую её часть составляли нелегальные записи. Российские правообладатели и представители зарубежных компаний считали, что «ВКонтакте» лишает их артистов заработка. Некоторые шли в суд. Чтобы урегулировать споры (в тот момент команда ВК планировала выход на IPO, и претензии от правообладателей могли бы этому помешать), в 2013 году соцсеть начала удалять треки.
Пользователи пошли на хитрость: стали шифровать названия исполнителей и песен. Так Лана Дель Рей стала «Ванна без дверей», а Foals — «Жеребцами». Это не помогло: вскоре администрация начала удалять треки на основе звукового оттиска (по нему же работает популярное приложение распознавания мелодий Shazam).
То, чему противился Дуров, спустя пять лет всё же произошло: в апреле 2017 года во «ВКонтакте» ввели платную подписку (за 149 рублей в месяц). Чтобы стимулировать пользователей платить, между треками стали пускать рекламу, а вскоре ограничили возможность бесплатно слушать музыку в фоновом режиме до 30 минут в сутки. Так соцсеть из бесплатного музыкального архива окончательно трансформировалась в стриминговый сервис.
Борьба с пиратством во «ВКонтакте» развернулась и в других сегментах. Например, книгоиздатели договорились с соцсетью о премодерации загружаемых книг, а на просьбы правообладателей удалить копии фильмов или сериалов «ВКонтакте» реагирует так быстро, что обладатели авторских прав перестали считать соцсеть главной пиратской платформой страны и теперь больше борются с «Яндексом».
Как соцсетью заинтересовались органы
В графе «Политические предпочтения» анкеты во «ВКонтакте» Павел Дуров указал: «либертарианские». Либертарианцы считают главной ценностью свободу личности, в том числе политическую.
«Скоро, очень скоро государства рухнут, и на их место придут конкурентоспособные компании, в том числе охраняющие граждан, — цитирует Дурова Кононов. — Наше дело — приближать этот момент, погружая всё большее количество социальных транзакций в Сеть, где все процессы текут прозрачнее, чем по бумажным процедурам».
Дуров считал свободу распространения информации органической чертой интернета. Поэтому он создавал «ВКонтакте» как пространство свободы для пользователей. И это нравилось не всем.
Левиев тогда ответил, что соцсеть сотрудничает с правоохранительными органами и удаляет ссылки по их требованию, но отсмотреть миллионы фотографий и роликов, ежедневно загружаемых в соцсеть, просто невозможно.
В 2010 году «ВКонтакте» увеличила с десятка до нескольких сотен человек штат модераторов. В их обязанности входили удаление жестокого или откровенного контента, а также блокировка призывов к насилию, межнациональной и религиозной розни.
Тогда же за «чистоту Рунета» стали бороться общественники — казаки, медиагвардейцы, православные IT-специалисты и «киберхранители».
Дурова тут же записали в сторонники политической оппозиции. Сам он своё «стремительное превращение из «пирата» и «порнокороля» в защитника свобод прокомментировал в письме изданию Lenta.ru. Он заявил, что не поддерживает демократию, но выступает против цензуры в Рунете.
Позже «Новая газета» опубликовала копию другого письма, которое Павел якобы отправил в Администрацию Президента. Автор послания признавался в симпатии первому замглавы Администрации Президента Владиславу Суркову и объяснял, что, если «ВКонтакте» будет зачищать аккаунты и группы оппозиционеров, они уйдут в зарубежный Facebook. Это лишит властей возможности анализировать протестные настроения и ударит по позициям самой «ВКонтакте». Пресс-служба соцсети опровергла подлинность письма, но автор «Новой газеты» Андрей Колесников утверждал, что редакция получила документ «из надёжного источника во власти».
Пользователи «ВКонтакте» ощутили ужесточение контроля сильнее пользователей других платформ.
Когда власти получили контроль над «ВКонтакте»
Весной 2013 года Левиев и Мирилашвили неожиданно продали свои 48% «ВКонтакте» фонду United Capital Partners (UCP) Ильи Щербовича. В Щербовиче видели агента Кремля, так как он входил в советы директоров государственных «Роснефти», «Транснефти» и «Федеральной сетевой компании». Сам Дуров считает, что сделку курировал лично президент «Роснефти» Игорь Сечин.
Когда в 2014 году власти начали масштабную кампанию в русскоязычном пространстве, продвигая собственную версию украинских событий в Крыму и в Донбассе, им стало ясно: контроль над «ВКонтакте» придётся ужесточать.
Год начался с того, что Дуров на фоне конфликта с другими акционерами (главным оппонентом был холдинг Mail.ru Group) продал свою 12-процентную долю гендиректору «Мегафона» Ивану Таврину (Mail.ru сразу выкупил её). Создатель соцсети объяснил этот шаг так: «То, чем вы владеете, рано или поздно начинает владеть вами». При этом добавил, что с поста гендиректора уходить не собирается.
1 апреля он неожиданно объявил об уходе с поста гендиректора, но спустя два дня сообщил, что пошутил.
Через две недели повторилась история с публикацией запроса от силовиков. «Прокуратура потребовала от меня закрыть антикоррупционную группу Алексея Навального под угрозой блокировки «ВКонтакте». Но я не закрыл эту группу в декабре 2011 года и, разумеется, не закрыл сейчас», — написал Дуров.
Спустя 5 дней его уволили. Сам он узнал об этом только через неделю. Гендиректором компании стал Борис Добродеев, сын главы государственного телехолдинга ВГТРК.
Когда «ВКонтакте» осталась без Дурова, он потерял большую часть своей автономности. Это было заметно. Прежде тому, кто хотел удалить какой-то контент, надо было реально заморочиться: на связь между Mail.ru Group, командой «ВКонтакте» и юристами могли уйти месяцы. Сейчас же противоправный контент удаляется в течение часа.
«Кремль поверил, что получил полный контроль над «ВКонтакте» — и компанией, и сетью, — и не ждал сюрпризов, упустив лишь одну деталь: соцсеть — не телеканал и не газета. Если в традиционных СМИ контент создаётся репортёрами, работающими в редакции, то в социальной сети его создают пользователи, рассеянные по стране и мало интересующиеся тем, кто владеет и управляет этой сетью».
Без последствия для юзеров это оставаться не могло.
За что пользователи «ВКонтакте» лишались свободы
Утром 8 мая 2018 года к 23-летней жительнице Барнаула Марии Мотузной пришли полицейские. Оперативник включил свой компьютер и открыл файл со скринами картинок из альбома старой страницы Мотузной во «ВКонтакте».
Процесс вызвал резонанс: СМИ стали рассказывать о десятках похожих историй (людей судили за фото даже в закрытых альбомах, сохранённые 5–10 лет назад), а пользователи массово бросились чистить свои аккаунты.
В подавляющем большинстве дел речь шла о публикациях во «ВКонтакте».
По данным информационно-аналитического центра «Сова», за посты и репосты к уголовной ответственности привлекли пользователей.
Правозащитники говорили, что «ВКонтакте», в отличие от Facebook или Twitter, по первому требованию делится с властями любой информацией о пользователях. В том числе личной перепиской.
«Российским правоохранителям легче получить данные о пользователе у российского сервиса, нежели у европейского или американского, — подтвердила «Секрету фирмы» юрист “Роскомсвободы” Екатерина Абашина. — Находясь на территории России, компания не может уклониться от действующей регуляторики».
«Нас всех так бомбит с историй про уголовные дела за репост, в том числе потому что это для каждого личная история, — писала в разгар процесса над Мотузной журналист «Ведомостей» Алёна Сухаревская. — Это 90 млн человек, которые ходят под угрозой уголовного преследования. В стране, где уже нельзя выходить на улицу для выражения своего мнения, где почти не осталось СМИ, не купленных государством. Где личное пространство, не подконтрольное государству, сжимается до окошка мобильного экрана и интернета. Но и туда за нами пришли».
Дело Марии в итоге закрыли. Она даже отсудила у государства 100 000 рублей морального ущерба. Частичная декриминализация экстремистской статьи привела к тому, что число дел за мемы резко сократилось. Но позже на смену пришла новая статья — о проявлении неуважения к власти в интернете.
Как «ВКонтакте» трансформируется
К 2020 году «ВКонтакте» перестал быть местом, где люди находят друзей и держат с ними связь. «Теперь это не про комьюнити, а про потребление контента и сервисов типа музыки», — сказал «Секрету» Роберто Панчвидзе.
Он отмечает и другую тенденцию: ВК перестаёт быть молодёжным сайтом. «По нашему паблику это видно (у MDK более 11,5 млн подписчиков — это шестой по этому показателю паблик в ВК. — Прим. “Секрета»). Ядро аудитории раньше составляли люди 18–24 лет, а теперь — 24–30. Кто был — остался, а молодых не пришло. Они мигрировали в другие соцсети и мессенджеры», — рассказывает Панчвидзе.