Для чего нужен вопрос
Зачем задавать вопросы?
Мало кто умеет задавать вопросы правильно. Еще меньше людей умеют задавать правильные вопросы. Это требует известной доли любопытства, начитанности и мудрости. Поэтому чаще всего мы интересуемся поверхностно, безосновательно судим и критикуем.
Многие изобретения появились как ответ на вопрос «А что если…?». Ученые, психологи, философы, бизнесмены, да и те же изобретатели задают себе тонны вопросов, интересуются окружающим миром и своим собственным. Многие из них достигли успеха благодаря этой привычке.
Тренер по плаванию Дэн Ланж каждый день спрашивает своих учеников, как они себя чувствуют. Ответ «хорошо» не принимается. Нужно быть предельно точными. Необходимо рассказать о том, как они чувствуют себя ментально, физически и эмоционально. В зависимости от ответов, Ланж проводит персональную тренировку.
Другие люди устраивают себе 30-дневное испытание. Они придумывают друг для друга 900 вопросов и должны отвечать на 30 из них каждый день. Вы можете себе представить, что спустя месяц мозг будет работать совершенно иначе, чем до этого, и что это очень полезное упражнение. Словом, задавайте себе побольше вопросов и отвечайте на них. В этой статье мы рассмотрим основные преимущества задавания вопросов.
Мы узнаем о жизни
Научно доказано, что мы узнаем о жизни, задавая вопросы. Дети начинают изучать мир, наблюдая, тестируя и спрашивая «Почему?». При помощи вопросов дети учатся видеть причинно-следственные связи и познают значения слов.
Вы перестали задавать много вопросов или и вовсе прекратили? Что случилось? Неужели вы познали жизнь во всем ее многообразии? Величайшие умы человечества признают, что ничего не понимают и продолжают учиться каждый день. Будьте точно таким же: учитесь и задавайте вопросы.
Чем больше вопросов, тем лучше ответы
Как мы уже говорили, с возрастом поток вопросов иссякает и мы просто варимся в том, что уже знаем. А когда модель мира дает сбой, мы ругаем правительство, собеседника или кого бы то ни было еще. Всякий раз, когда мы сталкиваемся с препятствием, мозг старается найти самый простой и легкий ответ в рамках, нами для него созданных. Вот почему зачастую мы ведем себя нелогично: первое решение принимаем за лучшее и рациональное. Но чем больше информации и опыта у нас есть, тем больше вариантов мы получаем для решения проблем.
Качество нашей жизни зависит от качества вопросов
Качество нашей жизни напрямую зависит от качества нашего мышления. А вопросы — это двигатель, движущая сила мышления.
Помните: чем больше правильных вопросов вы будете задавать, тем лучше познаете мир и тем эффективнее сможете решать проблемы.
Если вы постоянно спрашиваете себя «Как сделать мою жизнь проще?», «Как выполнить эту работу лучше?», «Как правильно вложить деньги?» и находите ответы, то меняете свою жизнь к лучшему. Глупые люди знают все ответы в мире, поэтому не задают вопросов. А когда их жизнь портится, они не склонны винить себя. Виноваты все остальные. Так и проходит их жизнь.
Поэтому не будьте глупцами и всегда оставайтесь любопытными.
Задавание вопросов делает вас более гибкими
Вопросы формируют новые шаблоны в нашем мозге. Чем больше их больше, тем более гибким он становится (поэтому плохи не сами шаблоны, а то, что их мало). Благодаря гибкости мозг может получить доступ к большему количеству информации, в нем хранящейся.
Представьте, что за каждый вопрос вы получаете три горошины, символизирующие знания. Имея три, вы можете превратить их в девять. Затем их станет двадцать семь и так до бесконечности. У человек, который не задает вопросов, нет горошин. Он сформировал свою базу знаний до 27 и больше не развивается. В сложной ситуации он будет себя вести слишком предсказуемо.
Задавание вопросов делает вас умнее
Когда мозг становится более гибким, вы становитесь восприимчивым к разным точкам зрения и менее предвзятым в своих решениях. Многие называют это мудростью, рациональностью и истинным интеллектом.
Никто не знает, какой способ делает человека умнее быстрее всего. Но одно мы знаем точно: умение задавать вопросы входит в пятерку лучших способов. Мы все так хотим ответов, но при этом не умеем задавать вопросы. Зачастую вопрос даже важнее ответа.
У каждого из нас есть пробелы в знаниях, в образовании. Все это мешает получить общую картину какой-либо сферы. Вопросы — это уточнения, это способ ликвидировать пробелы в знаниях и получать полную картину. Такого человека можно назвать действительно умным.
Задавание правильных вопросов создает счастье
Мы все переживали ощущения мира, покоя и гармонии, но мало кто уделял время тому, чтобы разобраться, откуда берутся эти чувства. Когда мы задаем себе этот важный вопрос и начинаем копать глубоко, то начинаем понимать, как можно переживать этот опыт чаще. Мы понимаем, что мы сами — творцы наших чувств. Они не просто случаются с нами.
Задайте себе эти простые, но глубокие вопросы:
Затем начинайте задавать более сложные вопросы:
Чем чаще вы будете задавать себе важные вопросы, тем быстрее вы примете полную ответственность за свою жизнь и начнете делать ее лучше.
Зачем задавать вопросы?
Почему вопросы важны?
Психологи из штатов посчитали, сколько вопросов в день задает ребенок в пятилетнем возрасте. В среднем получилось более шестидесяти. А некоторые могут рождать и по вопросу в минуту. Но наталкиваясь на раздраженную или равнодушную реакцию взрослых, очень быстро перестают задавать вопросы, соответственно, перестают и развиваться. В системе образования тоже принято не поощрение инакомыслящих, а удобные рамки и послушный класс, которому дается общая, одинаковая для всех информация, без неудобных вопросов.
Что касается взрослых людей, то это отдельная история. Для подавляющего большинства характерно не просто перестать учиться, но и закостенеть в своих познаниях и мнениях. Причем окончательно. И тогда человек всегда имеет ответы на все вопросы, может научить других, как надо жить, определить правых и виноватых. На самом деле такое мировосприятие не приносит особенного счастья, денег или благополучия.
Интересно: Почему после тяжелой умственной работы человек чувствует физическую усталость?
Вот только самый простой путь для развития и саморазвития – это вопросы, которые человек задает. «Что я хочу в этой жизни?», «Как мне этого достичь?» – очень простые вопросы. И, тем не менее, они могут очень помочь человеку, и не единожды. Добиться умения смотреть на мир неоднозначно, можно тренировками. Одна из них такова: всегда пытаться увидеть незнакомые возможности привычных вещей. Например, как еще можно применять чашку?
Видео
«Все подвергай сомнению»
Это послание великолепно еще и тем, что показывает, как гений проводит свои исследования. Это скорее подвергание сомнению, чем поиски ответов. Если бы он задал себе традиционный вопрос, начинающийся со слова «почему» («Почему движения небесных тел не объясняются современными теориями?»), он бы не продвинул вперед физику так, как ему это удалось. Вместо этого, скорее всего, он задался сократовским вопросом: «Какие современные гипотезы можно предложить, чтобы объяснить небесные движения?» То есть революционность его вклада в том, что он предложил изменить существующие гипотезы. Он предположил, что время и пространство непостоянны. Революционная идея, меняющая «карту мира» в физике. Как видите, задавать вопросы — это очень важно.
В каких случаях диалог не нужен?
Возможно, в больших залах, на очень торжественных, официальных мероприятиях можно обойтись без диалога. Если у вас продающая презентация или информация о принятии решения — диалог обязателен. Однако чем больше в презентации от формальной лекции или от развлечения на стадионе, тем меньше потребность в диалоге. Моноспектакли чаще всего не предусматривают диалога, как и нобелевские лекции. Хотя почему бы и нет? Я бы попробовал.
В любом случае никто не запрещает задавать вопросы залу — просто не ждите на них ответа. Такие вопросы без ответа называются (уверен, вы знали) риторическими. Знаменитое выступление Саймона Синека «Начните с почему» — более 44 млн просмотров — начинается с вопросов: «Почему некоторые люди способны достичь результатов, которые бросают вызов всем представлениям о возможном?» и «Почему Apple настолько инновационны?» Разумеется, никто не ждёт, что аудитория сейчас же бросится отвечать на эти вопросы, это просто приём, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, заставить задуматься.
У риторических вопросов скверная репутация. Мы говорим «ну, это риторический вопрос», когда имеем в виду, что это какой‑то скучный, глупый, проходной вопрос. Но вообще‑то ничего плохого в риторических вопросах нет. Вопрос как форма привлекает больше внимания, чем утверждение. Просто не любой. В вопросе, увы, должно быть ещё какое‑то содержание.
Ораторский Клуб
Пришёл. Увидел. Выступил.
Как формулировать вопросы?
Умеете ли вы задавать вопросы? Не для того, чтобы лишь спросить, а чтобы получить исчерпывающий ответ. В бизнесе подобное умение котируется высоко, поскольку дает возможность вовремя задать нужный вопрос на переговорах, уточнить необходимую информацию. Важно уметь быстро и правильно задать вопрос на пресс-конференции, на совещании.
Все мы учились в школе и все школьные годы из нас делали человека-отвечающего. Сегодня мы попробуем сделать из себя человека-спрашивающего, а значит управляющего.
Для чего нужны вопросы?
— для того чтобы узнать ответ на интересующий тебя вопрос;
— чтобы узнать новую информацию;
— чтобы поддержать беседу;
— чтобы направить разговор в нужное русло;
— чтобы выяснить, что в действительности интересует собеседника.
Какие бывают вопросы:
— Закрытые вопросы. Это вопросы такого типа, когда ваш собеседник на него может ответить только «да» или «нет». Данные вопросы не стоит задавать, если вы хотите продолжать беседу, т.к. они могут привести к окончанию беседы. Но они могут вам помочь при общении с неразговорчивым собеседником.
— Открытые вопросы. Это вопросы, которые позволяют завязать разговор, как бы «открыть» собеседника, побуждают его к беседе и предоставить определенные сведения. Открытые вопросы чаще всего начинаются с «Почему», «Что», «Как», «Зачем», «Для чего» и т.д. Данные вопросы лучше всего применять: при начале разговора; для перехода к последующим этапам делового разговора; если у вас в планах — выяснить позицию собеседника; если вы хотите заставить собеседника подумать.
— Наводящие вопросы. Вопросы такого типа побуждают собеседника подтвердить сказанное вами, т.к. в них уже содержится определенное мнение. Задавая такой вопрос, вы как бы уже предлагаете собеседнику определенное мнение и оказываете влияние на ход разговора. Наводящие вопросы надо задавать: при подведении итогов разговора, когда вы чувствуете, что собеседник даст утвердительный ответ; если вы хотите вынудить все время отвлекающегося собеседника вернуться к основной теме разговора; если вы имеете дело с нерешительным партнером.
— Альтернативные вопросы. Такие вопросы позволяют сделать выбор из двух или более предложений. Еще альтернативные вопросы помогают принять решение, дают возможность не выделять тот или иной вариант.
— Встречные вопросы. Если вам надо вновь взять инициативу в беседе в свои руки, то задавайте встречные вопросы. Такие вопросы применяют: чтобы получить более подробную информацию; заставить вашего собеседника дать уточнение; выиграть время для размышления; вновь перехватить инициативу в разговоре.
— Обходные вопросы. Если вы хотите достичь своей цели, действуя обходным путем, тогда обходные вопросы подойдут. Они носят дипломатический характер и требуют особой интуиции. Подобные вопросы задают, когда: хотят избежать отказа и отговорок со стороны вашего собеседника; добиться перенесения встречи; добиться предварительного согласия; постепенно привести партнера к желаемой цели; обратить внимание собеседника на суть проблемы; избежать какой-то конфронтации.
Как формулировать вопросы так, чтобы аудитория вам на них отвечала.
1. Проявить интерес к вопросу и к теме.
2. Формулировать открытые вопросы, подразумевающие раскрытые ответы.
3. Обратиться к определенному лицу.
Большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы (недостаточное знание предмета, боязнь передачи неправильных сведений, деловые ограничения, трудности в изложении). Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т.е. объяснить ему, почему отвечать на ваши вопросы в его интересах. Кроме того, не мешает объяснить, почему вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь использовать полученную от него информацию. Необходимо помнить, что и ваш собеседник спрашивает себя: «Почему они хотят это узнать? Почему их это интересует?»
Как «избавиться» от человека, который задаёт глупые вопросы или очень много вопросов?
А. Ответить вопросом на вопрос.
Б. Просить его самого ответить на его вопрос.
В. Попросить ответить кого-нибудь из зала.
Г. Фразой, типа «Очень не люблю, когда умный человек задает глупые вопросы!»
Как поступить, если на заданный вопрос, ты не знаешь ответ?
1. Честно признаться, что на вопрос не знаешь ответ.
2. Начать говорить на приближенную тему, знакомую тебе. Анекдот про «рыбу и блох».
3. Сказать, что в данный момент вы не можете ответить на этот вопрос, но завтра вы будете знать ответ. Если вашему собеседнику интересно, то пусть он позвонит вам завтра, и вы с ним обсудите данный вопрос.
4. Попробовать вместе найти ответ на вопрос в данное время и в данном месте.
Подведём итог. Как формулировать вопросы?
Кратко, четко, однозначно!
И помните, кто часто задает вопросы, причем, умеет задавать уместные разнообразные вопросы, тот определяет стратегию деловой беседы.
Недаром говорят: «Кто лишь утверждает, тот вызывает сопротивление! Кто задает вопросы, тот управляет!»
Как вопросы формируют мир вокруг нас?
Что такое вопрос? Зачем нужны вопросы? Какие бывают вопросы? Откуда берутся вопросы? Что важнее, вопросы или ответы?
Когда я учился в ВУЗе, я практически не учил математику. Любую теорему или формулу воспринимал как задачку, которую нужно решить. И решал. Однажды на экзамене из-за незнания формул, простую задачку решал на трёх страницах. В ответ на вопрос экзаменаторов, знаю ли я такую-то формулу, я ответил отрицательно, но с готовностью вызвался её вывести. И вывел.
Я гордился собой и считал, что очень умный, раз могу не зная формул и теорем выводить и доказывать. Но когда закончил учёбу, оказалось, что никаких новых формул и теорем не способен произвести на свет…
Много позже я задумался над этим феноменом и обратил внимание на такой факт, что многие теоремы носят имя тех, кто их сформулировал, даже если эти люди сами не смогли найти доказательство (например, великая теорема Ферма). Получается, тот кто сформулировал вопрос важнее того, кто нашёл ответ!
Так что же такое вопрос?
Я себе представляю вопросы в виде пустых коробочек. Пустота существует везде и всегда до тех пор, пока мы на неё не обратили свой взор. И как только появляются границы у части пустоты, пустота внутри этих границ становится особенной и начинает отличаться от остальной пустоты. Вопрос — это то, что ограничивает пустоту. Ответ — это то, что мы обнаруживаем внутри заданных границ.
Сколько слов в этой заметке? Это предложение создаёт рамку: заметка — слова — количество. В эту рамку не положишь что угодно. Только определённое число. И всем понятно к чему это число относится.
О чём эта заметка? Это предложение задаёт другую рамку: форма — контекст — содержание.
Каков расход топлива у этого автомобиля? Автомобиль — двигатель — топливо — путь — расход.
И есть особенные вопросы:
Эти вопросы не имеют конкретных однозначных ответов. Но они также в пустоте ограниченные пространства в которые теперь можно положить ответ и этот ответ будет иметь смысл.
Получается, именно вопросы формируют смысловые пространства!
Сократ с помощью вопросов приводил своих собеседников к открытию новых знаний. Он считал, что всё знание уже содержится в нас самих, но не доступно нам пока мы не обратили на него внимание. Задавая один вопрос за другим, Сократ как-бы выстилает дорожку по которой он ведёт своего собеседника — создаёт пустоту которая всасывает в себя, заполняется ответом. Возникает эффект вакуумного насоса. Пока пустота не ограничена, она не не может быть ничем заполнена. Но как только границы созданы, появляется энергия за счёт разности потенциалов.
Я часто практикую вопрошание со своими детьми. На их прямые вопросы не даю прямых ответов, а с помощью серии наводящих вопросов помогаю прийти к ответу самостоятельно. Часто это бесит окружающих. Но результат говорит сам за себя — люди самостоятельно находят ответы на волнующие их вопросы.
Вопросы хорошо работают когда затеваешь новый проект. В этом случае важно получить как можно больше разных вопросов. Бывает полезно провести quest-storming — по аналогии с мозговым штурмом, но ищем не идеи или ответы, а именно вопросы. Такой штурм вопросов продвигает проект значительно сильнее, чем обычное набрасывание идей.
В своей книге “Мышление стратега” Кениче Омае пишет, что искусство стратегического мышления состоит в том, чтобы задавать правильные вопросы.
Но что такое “правильные вопросы”?
Размышления привели меня к тому, что есть вопросы, относящиеся к области известного и есть вопросы, отодвигающие границу известного. Ожидаю в этом месте возражение, мол все вопросы относятся к области неизвестного, на то они и вопросы. И тут важно ввести ещё одно понятие — структура модели.
Например, с понятием “автомобиль” у нас связано понимание модели: средство личного передвижения с двигателем, коробкой передач, салоном для водителя и пассажиров, багажником и магнитолой. Структура определяет, какие вопросы могут быть заданы и это легко прослеживается на автомобильных форумах. Люди понимают чего хотеть от автомобиля и лишь выясняют параметры конкретных экземпляров относительно модели.
Вот ещё пример — Business model canvas. Структура, позволяющая описывать и анализировать бизнес модели.
Есть множество разных моделей, каждая из которых помогает решать определённый класс задач: покупать автомобили, делать ремонты квартир, строить дома, запускать новые бизнесы. Чтобы работать с моделями, требуется освоить несколько операций мышления:
Получается, именно выбранная модель позволяет нам задавать вопросы. Она как сеточка, набрасывается на ситуацию и позволяет нам думать. Однако, нам сложно придумать вопрос вне модели. Также сложно бывает ответить на вопрос о полноте модели — есть ли ещё какие-либо существеные аспекты, не отражённые в модели?
Есть простой ответ. Опыт — критерий истины. Если много людей пользуются какой-то моделью и она их устраивает, значит модель годная.
Также возникают вопросы к самому методу вопрошания:
Существуют ли вопросы, порождающие модели, которых ранее не было?
Существуют ли универсальные модели, позволяющие исследовать что угодно?
Ответ на первый вопрос представляется банальным. До тех пор пока модель работает, никому не придёт в голову придумывать новую (бритва Оккама). И как только модель оказывается скомпрометирована, становится понятным что в ней не так, и как её можно “исправить”. В этом месте меня удивляет пример Энштейна, когда он построил новую модель — теорию относительности, обнаружив нестыковки в классической Ньютоновской механике (параметры движения Меркурия по орбите не соответствовали теоретическим).
Ответ на второй вопрос о существовании универсальных моделей, мне кажется, вытекает из первого. Скорее всего это мета-модель, описывающая логику рождения новых моделей. В этой модели можно выделить три основные рамки:
Если у вас к этому моменту возникло ощущение того, что “Остапа понесло” и я пустился в теоретизирования, приведу несколько практических областей применения знания о вопрошании.
У вас появилась идея и вы хотите эту идею продвинуть
Что такое идея? Это новая сборка.
Как презентовать идею? Расскажите о проблематизации, фазовом переходе, верификации.
Проблематизация позволит заинтересовать вашу аудиторию. Фазовый переход — это проект по реализации вашей идеи. Верификация — это результат, который получат участники проекта и общество.
Вам необходимо решить проблему
Понимание того, что модель, породившая проблему не содержит в себе решений, сразу пресекает попытки поиска заплаточных решений. Чтобы найти решение вам понадобятся правильные вопросы, позволяющие выйти за рамки стереотипов (сложившихся представлений). Где взять такие вопросы?
Самому человеку бывает сложно такие вопросы задать, поскольку наше мышление ходит по известным “коробочкам”. Хорошо работает метод интервью наоборот. Когда ты рассказываешь что-то своему оппоненту, а тот задаёт вопросы. А чтобы вопросы были полезными, нужно чтобы оппонент был в особом состоянии, которое мы называем состоянием инопланетянина, или любознательного скептика. Это состояние позволяет оппоненту не пытаться строить из себя умного, который всё понимает, а активно и искренне не понимать.
Состояние непонимания порождает много вопросов и оказывает больше влияния на поиск ответов, чем понимание. Парадокс!
Когда я это осознал, то понял, что людей нужно учить непониманию! Не нужно заталкивать знания, не нужно учить учиться. Если мы научим непониманию, мы научим самостоятельно открывать новое.
Продажи и оказание влияния
Нил Рэкхэм в своём исследовании, описанном в книге “СПИН продажи”, пришёл к удивительному открытию — лучшие продавцы продают вопросами. Умение задавать клиентам вопросы отличает лучших продавцов от посредственных. Нил выделяет четыре группы вопросов:
Человек так устроен, что не может оставлять вопросы без ответов. Получается, подобно тому как Сократ приводил своих собеседников к новому знанию, вопросы могут приводить к действиям, например к покупкам.
Коучи также ничего не советуют, но своими вопросами делают своих клиентов лучше. Они используют технику GROW:
Фасилитаторы при работе с группой используют технику вопросов ОРИП:
Психотерапевты не дают советов. Они также работают вопросами. Менторы проектов задают начинающим предпринимателям вопросы, позволяя самостоятельно находить ответы. Как видите, техники вопрошания на сегодняшний момент являются наиболее эффективными для оказания влияния.
В завершении хочу с вами поделиться роликом, который мы сделали о вопрошании
И заметкой о сторителлинге в которой я предлагаю модель вопрошания, создающую истории и не только.
Думаю, тема вопросов и вопрошания не закрыта. Буду рад, если поделитесь своими наработками в данном направлении.
Как правильно задавать вопросы: разбор эффективных техник
Приветствую вас, уважаемые читатели!
Вопрос – это не только неотъемлемая часть коммуникации, но и способ познания мира. Задаваясь вопросами, мы формируем внутреннее побуждение к познанию и направляем мозг на поиск ответов. Давайте вместе разбираться, как правильно задавать вопросы, чтобы получать на них исчерпывающие ответы, расширять кругозор и добиваться своих целей.
Для чего нужно уметь правильно спрашивать
В информатике есть принцип, который звучит так: “Мусор на входе – мусор на выходе”. Он означает, что если исходные данные некорректны, то и результат будет бессмысленным и бесполезным, даже если алгоритм решения верный. К человеческой коммуникации этот принцип тоже относится. Если вы спрашиваете неправильно, то и ответ получите неудовлетворительный.
Казалось бы, что сложного в том, чтобы сформулировать вопрос? На самом деле это целое искусство, которым виртуозно владеют лишь единицы. Ведь с помощью вопроса можно не только получить интересующую вас информацию. Спрашивая, можно косвенно выразить отношение к чему-либо, натолкнуть собеседника на определенную мысль так, что он даже не заметит, вежливо и тактично поставить обидчика на место и многое другое.
Мы с вами попробуем освоить азы этого искусства, чтобы успешно применять их в жизни. В дальнейшем вы сможете учиться дальше и совершенствовать свои навыки, если вам понравится эффект и появится желание развиваться в этой области.
Виды вопросов
Существует несколько техник постановки вопросов. Выбор подходящей определяется конкретной ситуацией.
Закрытые
Закрытые вопросы направлены на получение конкретного лаконичного ответа. Чаще всего “да” или “нет”. Применяются они, когда нужно быстро получить ответ без лишних подробностей. Популярны в различных анкетах и опросниках.
Закрытые вопросы не имеют цели разговорить собеседника. С помощью них вы ничего не узнаете про его эмоции, чувства, мотивы поступков. Бывает, правда, что человек даже в ответ на закрытый вопрос пускается в пространные объяснения. Это значит, что он в принципе любит поговорить и расположен к вам.
В каких случаях они наиболее уместны:
Личное общение не должно состоять только из закрытых вопросов, иначе оно будет похоже на формальное интервью.
Открытые
Открытые вопросы задают с целью получить развернутый ответ. Они чаще всего применяются в личном общении. Придя на консультацию к психологу или психотерапевту, вы также услышите много открытых вопросов.
С помощью них можно узнать точку зрения человека по поводу какой-то проблемы, ход его мыслей, особенности мировосприятия и т. п. Иногда они формулируются в виде побудительных предложений, а не вопросительных. Например: “Расскажи мне про свое детство”.
Эта техника лучше всего подойдет для ведения откровенного разговора по душам. Она демонстрирует вашу заинтересованность в собеседнике и закладывает фундамент доверия.
Уточняющие
Суть уточняющих вопросов в том, что они позволяют глубже погрузиться в проблему и восполнить упущенные детали повествования. С помощью них можно контролировать диалог и направлять его нужное вам русло.
Наводящие
Наводящие вопросы задаются с целью склонить собеседника к вашей точке зрения. Они часто употребляются менеджерами по продажам и другими людьми, которые работают с клиентами. Грамотно задать их можно несколькими способами:
С наводящими вопросами стоит быть аккуратнее, потому как это навязывание своей воли человеку, хоть и в мягкой форме. Они подходят для следующих ситуаций:
Воронкообразные
Эта техника часто применяется следователями при допросах. Суть ее в том, что сначала человеку задаются общие вопросы, а затем они сужаются и конкретизируются.
– Что вы делали вчера вечером?
– Где конкретно вы гуляли и в какое время?
– На набережной с 19:00 до 21:00.
– Кто был с вами во время прогулки?
– Мой друг Н. и его девушка.
– Заходили ли вы по пути в какие-то заведения или магазины?
– Да, зашли в кафе “Сказка”.
Они подойдут для ситуаций, когда нужно составить как можно более четкую картину происходящего. В неформальном личном общении будут неуместны.
Альтернативные
Альтернативные вопросы предполагают наличие нескольких вариантов ответов, из которых человек должен выбирать. Часто в них встречается союз “или”. Они помогают собеседнику быстрее принять решение в условиях, когда он сомневается. Кроме того, они могут содержать скрытую манипуляцию. Вы сознательно предлагаете только те варианты, которые выгодны вам, ограничивая выбор человека.
Пользуясь этой техникой, нужно быть готовым к тому, что собеседник не пойдет у вас на поводу. Он может предложить свои варианты, и теперь уже вам придется подстраиваться под его интересы. А это заведомо невыгодная позиция.
В каких случаях будут уместны:
Риторические
Это особые вопросы, которые не предполагают ответов. Их произносят, чтобы вовлечь слушателя в свой рассказ, выразить яркие эмоции, поделиться впечатлениями, сделать повествование более живым. К этой категории также относятся извечные вопросы психологии и философии, затронутые в трудах великих писателей и ученых: “Быть или не быть”, “Кто виноват”, “Кому на Руси жить хорошо” и т. д.
Правила задавания вопросов
Теперь вы разбираетесь в различных техниках спрашивания и можете выбрать наиболее подходящую к ситуации. Но нужно знать еще кое-что. Ловите 5 советов от психолога, которые помогут вам преуспеть в этом искусстве.
Если вам предстоит серьезный разговор или интервью, заранее подумайте, что будете спрашивать. Так вы избежите неловких пауз и будете чувствовать себя более уверенно. Естественно, к дружеской беседе этот совет не относится. Там важна спонтанность и искренние эмоции.
Избегайте сложных развернутых оборотов при составлении вопроса. Иначе собеседник может просто-напросто запутаться в ваших формулировках. Лучше всего спрашивать одним простым предложением.
Неправильно: “Вчера, когда ты был на концерте и к тебе подошла одноклассница, что на тебе было надето?”
Правильно: “Во что ты был одет вчера вечером?”
Это поможет вам выбрать наилучший вариант, который яснее всего отразит суть. Возможно, целесообразно применить один и тот же вопрос к различным промежуткам времени. Например: “Какие техники тайм-менеджмента вы собираетесь внедрить в ближайшую неделю/месяц/год?”
Прежде чем задавать вопрос, всегда тестируйте его на уместность в данной конкретной ситуации. Лучше промолчать и остаться без ответа, чем поставить собеседника в неловкое положение.
Например, не стоит спрашивать на деловой встрече, каким способом человек сажает огурцы в огороде, или интересоваться, как прошел отпуск, на похоронах.
Советую также прочитать о методе QBQ. Это искусство правильно задавать вопросы. Вы узнаете, как использовать вопросы в качестве инструмента самоуправления и переформатирования мышления.
Распространенные ошибки
Давайте заодно пробежимся по самым распространенным ошибкам, которые совершают люди, спрашивая что-то.
Часто люди совершают эту ошибку, когда не уверены в чем-то и хотят получить подтверждение со стороны. Такие вопросы не просто бессмысленны, они еще и вредны. Задавая их, человек выдает в себе неуверенность и нежелание опираться на себя.
Во всех этих вариантах человек пытается переложить часть ответственности за принятие решения на собеседника. Причем мнение самого человека не берется в расчет, ему прямым текстом сообщается, что он должен ответить. Многих людей раздражает такое штурманство. Если вы действительно хотите получить непредвзятый взгляд на проблему, спрашивайте по-другому.
Вопросы могут быть также способом давления на собеседника. Я настоятельно не рекомендую вам применять их с такой целью. Вы лишитесь доверия человека и потеряете шанс получить нужную вам информацию.
Свое негодование лучше выражать утвердительным предложением. Это более конструктивно.
Действуя таким образом, вы рискуете остаться без важных ответов. Человек не может удерживать в памяти сразу несколько вопросов. Вероятнее всего, он ответит только на последний. Вам придется или несколько раз повторить, или довольствоваться неполной информацией.
Если вам что-то непонятно в ответе собеседника, не стесняйтесь переспросить или уточнить отдельные моменты. Непонятный ответ бесполезен, вы никак не сможете применить его в жизни. Более того, человек будет считать, что вы его поняли, и ждать соответствующей реакции.
Не бойтесь показаться глупым и вызвать раздражение собеседника, переспрашивая. Он, наоборот, отметит ваше ответственное отношение к его словам и проникнется уважением.
Заключение
Как сказал Иммануил Кант: “Умение ставить разумные вопросы – необходимый признак ума и проницательности”. Если вы хотите получить грамотный ответ по существу, то должны позаботиться о красоте и правильности вопроса.
И запомните главное правило – не бойтесь спрашивать. Не знать что-то – это нормально. А вот считать, что знаешь все, и закрываться от новой информации – это непродуктивно.
Если у вас остались какие-то вопросы по теме, смело задавайте их в комментариях. Заодно и проверим, как вы усвоили материал.