Для чего нужен всеобуч
Всеобуч – это когда учат всех
Тема детской безнадзорности не сходит в последнее время с экранов телевизоров, с газетных страниц. Об одном из аспектов проблемы наш корреспондент побеседовала с первым заместителем министра образования ПСК В. АНИКЕЕВЫМ.
– Василий Алексеевич, было когда-то в советском образовании такое понятие – всеобуч. Дети школьного возраста обязаны были получить среднее образование, а школа отвечала за то, как они посещают занятия и учатся. После окончания института я работала учительницей в сельской школе и этот всеобуч обеспечивала: перед началом учебного года переписывала будущих первоклассников по окрестным деревням, а если мои ученики, жившие в шести километрах от школы, не ходили на уроки, то топала вышеуказанные шесть километров туда и обратно, чтобы выяснить, в чем причина. Не скажу, что учителям (мне в том числе) это нравилось, но таковы были их обязанности. Во многом потому, думается, детей, болтающихся по городам и весям без дела, было неизмеримо меньше, чем сейчас. Так что произошло с этим самым всеобучем, почему школа перестала отвечать за то, сидит ли ребенок за партой или нет?
– Не перестала. Правда, обязательным в Законе об образовании считается не среднее, а девятилетнее образование.
Первого сентября 2001 года школы края не досчитались более четырехсот детей. Причины разные. Кто-то уехал на заработки с родителями, кто-то болел. 180 человек не посещают занятия по причине отсутствия у семьи денег на то, чтобы ребенка одеть и обуть. И здесь нужно сказать, что раньше в каждой школе имелся фонд всеобуча. Деньги, на которые таких ребятишек одевали-обували, вплоть до зимних вещей, и ежедневно кормили. Сейчас этих средств у образования нет. Мы обратились к главам соответствующих администраций с просьбой оказать семьям помощь, но воз и ныне там.
– А школьные попечительские советы? Они, по идее, должны находить для таких целей спонсоров.
– Пока они только создаются, да и со спонсорами проблема, особенно в восточных районах. Мало там состоятельных людей и прибыльных хозяйств.
– И все же нет ощущения, что школы так уж обеспокоены тем, что кто-то из детей бросает учиться. Может быть, дело все же в том, что с них за это не спрашивают? Есть ли, например, такой показатель в отчетности? Раньше он, кажется, так и назывался – процент выполнения всеобуча.
– Показателя нет. Мы сейчас стараемся вернуть в школы эту форму ответственности за каждого ребенка. И есть территории – например, город Лермонтов, который недавно заслушивали на правительственной комиссии, – где следят за движением детей в школах, за их посещаемостью.
Но сама проблема шире. Хотя в законе и записано, что школа осуществляет воспитание учеников, сами воспитательные функции обозначены там нечетко. С перестройкой исчезли многие рычаги, которые давали определенный эффект. Например, отменена оценка за поведение, отменены характеристики. Ослаблена роль в школе детских общественных организаций.
В то же время нет и действенных механизмов, которые обеспечивали бы ответственность родителей за воспитание детей. А ведь согласитесь, это родитель должен каждый день проводить сына или дочь в школу, проследить за их успеваемостью.
Я могу назвать и другие причины того, что детская безнадзорность выросла. Раньше этой проблемой регулярно занимались комиссии по делам несовершеннолетних. Вызывали детей вместе с родителями, заслушивали их. Можно было воздействовать на семьи по месту работы родителей, можно было подключить базовое предприятие, шефствующее над школой. Сейчас у родителей зачастую работы нет, шефство предприятий над общеобразовательными учебными заведениями не предусмотрено ни нормативными документами, ни жизнью, а потому отсутствует. Да и сами комиссии есть не везде – быть им или не быть, теперь решают муниципальные образования.
Проблема эта, по большому счету, социальная, экономическая. Пока падение жизненного уровня семьи не остановится, решать ее будет трудно. И на законодательном уровне нужно многое изменить. Должна быть повышена реальная ответственность и родителей, и школы за воспитание и образование детей.
– В Москве прогульщиков отлавливают с милицией. Как вы к этому относитесь?
– Нормально. В Ставрополе тоже провели такие рейды. Есть настоящие дети улицы, а есть ребята, которые пока в эту категорию не попали. Нужно хотя бы посмотреть, сколько тех и других, проанализировать ситуацию, выработать план действий. Этим будет заниматься штаб, созданный из представителей разных ведомств – краевых министерств образования, здравоохранения, соцзащиты, УВД. Уже даны первые поручения. Например, разобраться, что можно сделать для оживления работы с детьми по месту жительства. Ведь были в микрорайонах комнаты школьника, принадлежавшие ЖКХ, – а где они? Там, смотришь, магазин открыли, там – пивбар.
– Так вернется ли в образование всеобуч?
– Будем возвращать. В ближайшее время собираем в Георгиевске семинар по этой теме.
Всеобуч – это когда учат всех / Газета «Ставропольская правда» / 7 марта 2002 г.
Статья «Выполнение закона «Всеобуч»
Выполнение Закона «О Всеобуче»
Организация всеобуча осуществляется с целью создания благоприятных условий на право получения бесплатного образования, для обучения каждого ребенка, предупреждения второгодничества, отсева учащихся, на право получения бесплатного образования.
Все дома на начало учебного года закрепляется за учителями приказом директора.
Каждый дом имеет тетрадь, куда в результате обхода микроучастка учителями вносятся все дети от 0 лет до 18 лет. За каждый учебный год проходят 2 контрольных обхода микроучастка (августовский, январский), в течение которых отслеживается детский контингент. Ведется работа по выявлению «неорганизованных» детей (5-6 лет, не посещающие детские дошкольные учреждения). Все изменения заносятся в компьютерную базу №1 «Микроучасток» и базу №2 «Школьный контингент».
Место положения школы и условия организации учебного процесса позволяют охватить всеобучем детей, проживающих в близлежащих районах.
Учителя своевременно обходят участки, ежегодно проводится перспективный учет детей 5,6 лет.
В течение всего учебного года ответственные учителя по участкам проводят беседы с родителями детей 5-6 летнего возраста об определении их в предшкольные и первые классы.
Одной из форм осуществления всеобуча явля ю тся месячники, про ходящие в сентябре и в январе в рамках которых проводятся благотворительны е акци и «Забота», «Дорога в школу», в которой принимают участие учителя, родители и учащиеся.
Цель акции – оказание поддержки школьникам из малообеспеченных и многодетных семей во время подготовки к началу учебного года и предупреждение неявки детей в школу по социальным причинам.
Из городского фонда «Всеобуч» ежегодно выделяется обмундирование, канцелярские товары и обувь для детей из малообеспеченных семей.
Из года в год учителя и администрация школы уделяет большое внимание и оказывают потдержку детям из малообеспеченных семей.
Они получают 100% учебники согласно «Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организации образования», утвержденных Постановлением Правительства РК №173 от 19 февраля 2003г.
Одной из задач всеобуча является полный охват обучением детей школьного возраста, обеспечение общим обязательным средним образованием, где во главу выполнения этой задачи ставится посещаемость уч-ся занятий. Показатель посещаемости – залог качественного обучения.
Посещаемость учащихся является одним из важнейших аспектов учебно-воспитательного процесса и поэтому постоянно находится на контроле администрации и педколлектива школы.
В школе сложилась определенная система контроля над посещаемостью учащихся. Ежедневный контроль над посещаемостью учащихся осуществляется по следующему принципу: на первом уроке учителя-предметники собирают информацию об отсутствующих учащихся, которая попадает к классным руководителям. Классные руководители связываются с родителями, выясняя причины отсутствия учащихся. Отчитываются о причинах пропусков учащихся завучам по сменам. В конце недели классные руководители сдают информацию по пропускам учащихся, представляя справки, объяснительные записки от родителей, акты посещения семей, которые сосредоточиваются в накопительных папках. Каждый понедельник на планерке при директоре школы завучами сдаются еженедельные информации о посещаемости учащихся школы.
Такая система позволяет вести постоянный контроль над посещаемостью учащихся, выявлять учащихся, пропускающих учебные занятия без уважительных причин, с которыми проводится следующая работа: индивидуальные беседы, вызовы родителей в школу для бесед с заместителями директора по УВР, ПВ, к директору школы, административные советы.
Ежегодно в начале года собираются все документы на домашнее обучение (справка ВКК, справка ПМП комиссии, заявления родителей). Издается приказ по школе, и закрепляются учителя предметники по обучению. Составляется расписание для учителей предметников, которые регулярно посещают учащихся на дому. Учителя составляют индивидуальный план работы с детьми, учитывая индивидуальные особенности каждого. При составлении плана обучения, до родителей учащихся доводится система обучения на дому. Расписание составляется с учетом требований занятий на дому. Каждый ученик, обучающийся на дому, обеспечен учебниками из школьного фонда 100%.
Контроль над выполнением Закона «О Всеобуче» осуществляется через производственные совещания, малые педсоветы, административный совет.
«Система эффективного контроля по всеобучу как одна из форм повышения качества образования»
«Система эффективного контроля по всеобучу как одна из форм повышения качества образования»
Качество образования – это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования.
Из чего же оно складывается?
Из высокого уровня профессионализма педагогов.
Из материально – технического обеспечения школы.
Мы сегодня остановимся на создание комфортности в обучении школьников, соблюдения санитарно-гигиенических норм и прочности знаний обучающихся. Чтобы ребёнку было комфортно в школе необходимы условия.
Я буду говорить о целях и задачах и работе всеобуча нашей школы.
Обязательное всеобщее начальное обучение (составлено из сокращения слов: всеобщее обучение). Толковый словарь Ушакова. (1935-1940гг)
Цели и задачи всеобуча:
Реализация цели работы по всеобучу направлена на обеспечение прав детей на получение основного общего образования каждым ребенком в возрасте от 6,5 до 18 лет и сохранение контингента обучающихся, выполнение плана по всеобучу.
Создание необходимых условий для успешного обучения, воспитания обучающихся;
Снижение количества обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин, не аттестованных или неуспевающих по итогам учебного года, состоящих на разного вида учётах;
Пропаганда здорового образа жизни;
организация горячего и бесплатного питания в школе;
обеспечение учащихся школы необходимыми учебниками;
Профилактика негативного семейного воспитания, семейного неблагополучия;
В настоящее время многие школьники не хотели бы посещать школьные занятия и ещё от этого делают сознательно пропуски по неуважительной причине. Многие родители и учителя не обращают внимание на посещения обучающимся занятий в школе, всё это усугубляется и к 9 классу обучающиеся привыкают к пропускам по неуважительной причине.
Сколько пропусков может делать обучающийся по неуважительной причине?
Не существует единого закона федерального уровня, который бы определял четкие критерии посещаемости и пропусков занятий. Существуют только требования при карантине, и он объявляется отдельным приказом по школе, но с учетом Роспотребнадзора, и зависит карантин от конкретной инфекции.
Можно написать официальное заявление от родителей, на какой срок и по какой причине ребенок не может посещать школу, и вся ответственность за пропущенные уроки ложится на плечи родителей. Справку, как правило, требуют после стационарного лечения, и то только потому, что, возможно, ребенку нельзя посещать физкультуру или есть медицинский отвод от прививок.
Также справка или заявление от родителей нужны для того, чтобы ребенку не ставили прогулы. Частое отсутствие ребенка в школе по неуважительным причинам может перерасти в серьезные неприятности как ребёнка и его родителей (законных представителей) так и классного руководителя.
Что делается в нашей школе по сохранению контингента обучающихся?
Сохранение контингента обучающихся :
— Организация системы учёта посещаемости обучающимися учебных занятий;
— Контроль за деятельностью педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ и группой риска;
-Обеспечение своевременного принятия мер к родителям, уклоняющимся от воспитания детей;
-Организация рекламных мероприятий, способствующих привлечению обучающихся в ОУ.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА МАГНИТОГОРСКА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ от 13.02.2017 № 97
ИНСТРУКЦИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УЧЁТА ПОСЕЩАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВНУТРИШКОЛЬНОГО И МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ К УЧЕБНООЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Общие положения, направленные руководителям ОУ, ответственным за ВСЕОБУЧ, классным руководителям, социальным педагогам.
— выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в государственных образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
-вести учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам;
-выявлять причины и условия, способствующие пропуску занятий по неуважительным причинам;
-осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся и своевременно информировать органы управления образования.
Организация системы учёта посещаемости обучающихся в нашей школе:
— Ежедневный сбор оперативной информации об отсутствующих на занятиях дежурным администратором от классного руководителя в конце учебных занятий.
-Принятие классным руководителем оперативных мер по возвращению несовершеннолетних в школу с записью в тетради классного руководителя :
-Еженедельный анализ информации по журналу учёта посещаемости заместителем директора, курирующим вопрос всеобуча.
Тетрадь классного руководителя по пропускам:
-Ежемесячный отчёт по посещаемости класса;
В случае самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи :
Ни один случай пропуска без уважительной причины отдельных предметов или одного дня занятия нельзя оставлять без внимания.
При наметившейся тенденции к регулярным или систематическим пропускам уроков целесообразно придерживаться следующего алгоритма действий:
Современный учитель – это не профессия, это образ жизни. Мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от нас, учителей.
Обучая детей, мы непрестанно должны учиться сами. В этом суть и назначение учительского труда .