Технологическая карта по русскому языку 3 класс УМК «Школа России»
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений (урока закрепления)
Особенность урока: наличие проблемных вопросов, способствующих созданию поисковых ситуаций, заданий, требующих сопоставления, сравнения, обобщения. А так же рациональная организация работы всех учащихся и повторение большого объёма учебного материала за короткое время.
Закрепить знания учащихся о составе слова.
Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, умение правильно разбирать слова по составу.
Работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предметные результаты достижения учащихся:
— различать и выделять основные части слова,
— формулировать словообразующую роль каждой части слова,
— объяснять причины изменения формы слова,
— конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
— умение выполнять разбор слова по составу;
— проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
— формирование чувства гордости за свою малую Родину;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Формы работы : фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, в группах, взаимопроверка.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК «Школа России»
Учитель: Холматова Гульнара Даранбековна, первая квалификационная категория
Предмет: Русский язык, УМК «Школа России», 3 класс
Тема урока : Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Тип урока: Урок открытия нового знания
Прогнозируемые результаты обучения, формирование УУД:
— формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
— познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных после шипящих на конце слова;
— выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих звуков
— развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, речь, внимание
— создать условие для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать в коллективе, в парах, в группах
Личностные УУД: формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов решения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнера
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли
Технологическая карта урока русского языка для 3 класса
Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные универсальные учебные действия. Подробно разъяснена деятельность учителя и деятельность учащихся на разных этапах урока.
Просмотр содержимого документа «Технологическая карта урока русского языка для 3 класса»
Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ФГОС «Школа России»
Тип урока: Урок отработки умений и рефлексии
Тема: Слова с разделительными твёрдым и мягким знаками
Цели: ввести правило употребления разделительного мягкого и твёрдого знаков, сформировать умение употреблять в письменной речи слова с этими знаками.
образовательные: закреплять правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков,
развивающие: формировать умения быстро соотносить произношение слова с его написанием, продолжить работу по развитию речи у учащихся.
воспитательные: воспитывать умение сотрудничать в парах, группах.
— выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
— выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
— умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции;
— формирование умения слушать и слышать.
научатся: употреблять в словах мягкий и твёрдый разделительные знаки; находить в словах эти орфограммы, подбирать примеры слов; писать слова с этими орфограммами;
получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий.
познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из собственной жизни;
коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
регулятивные – оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Основные понятия: разделительный мягкий знак, разделительный твёрдый знак, речь, язык
Ресурсы: карточки групповой работы, карточки парной работы, индивидуальные листы исследований, для проведения самооценки и т. п.
Форма организационной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
автор: Балако Ольга Александровна
учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Гурьевска» Кемеровской области
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тип урока
Освоение новых знаний и способов действий
Тема урока
Приставки и суффиксы. Способы образования слов.
Цель
Познакомить учащихся со способами словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным)
Задачи
Образовательные:
-уточнение знаний о приставках и суффиксах, об их роли в речи;
-знакомство с названиями некоторых способов словообразования (приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным);
-отработка умения образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов, определять способ их образования
— развитие коммуникативных умений (умений работать в паре, группе- контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность и деятельность других членов группы);
— развитие речи, сообразительности, мышления, памяти, внимания учащихся
— воспитание культуры речи, любви к слову, родному языку,
— воспитание интереса к урокам русского языка;
— воспитание умения объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом.
— воспитание аккуратности, дружелюбия, доброго и уважительного отношения друг к другу, близким родственникам.
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять способ словообразования.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета «Русский язык», имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор. Презентация «Приставки и суффиксы. Способы образования слов».
Для работы в парах — конверт с карточками (приставки и суффиксы); карточка со словами, образованными разными способами;
для работы в группах — карточка со словами для образования новых слов;
памятки «Приставки и суффиксы. Способы образования слов» для каждого учащегося;
сигнальные карточки (кружки красного и зеленого цвета) у каждого учащегося.
Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Прекрасно всё на небе (руки вверх),
Прекрасно на земле (руки вниз),
Прекрасно всё вокруг (руки в стороны),
Прекрасно всё во мне (руки к груди).
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Выполняют вместе с учителем.
Фронталь-ная, индивидуальная
Коммуникативные : планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
понимать и принимать значение знаний для человека; иметь желание учиться; проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность
Наблюде-ние учителя за организа-цией учащими-ся рабочего места
II.
Определение темы, цели урока
1. Работа в парах.
— Мы продолжаем поход за новыми знаниями. А чтобы получить новые знания, вы должны вспомнить и рассказать, что вы уже усвоили.
— Возьмите конверт, внимательно изучите его содержимое и договоритесь, как разложить карточки на 2 группы (В конверте карточки с приставками и суффиксами двух цветов независимо от содержания:
синие — за, еньк, ок, на, ушк, пере;
зеленые — под, чик, ник, при, ик, до)
-На какие 2 группы вы разделили карточки? Объясните свой ответ. (Варианты ответов: по цвету; по количеству букв; приставки и суффиксы)
-Какой из вариантов ответа вы считаете правильным? Почему?
-Итак, сегодня на уроке мы продолжаем работу по теме «Приставки и суффиксы». Предположите, чему сегодня на уроке вы будете учиться?
(На доску вывешиваются листы бумаги со словами «Приставки» и «Суффиксы»)
Выполняют задания.
Определяют тему, цель урока
Работа в парах
Познавательные :
осуществлять логические действия; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
владеть способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями;
использовать различные способы поиска информации.
Регулятивные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать учебные действия; замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи.
строить небольшие монологические высказывания
обмениваться мнениями; уметь слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; высказывать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
осознавать свои возможности в учении; проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса.
-Расскажите по плану всё, что вы знаете о приставке.
-Приведите примеры слов с приставками.
-Запишем 3 слова в тетрадь, выделим приставки. Как пишутся приставки? Почему?
-Расскажите по плану всё, что вы знаете о суффиксе.
-Приведите примеры слов с суффиксами.
-Запишем 3 слова в тетрадь, выделим суффиксы. Как пишутся суффиксы? Почему?
Отвечают по плану.
Ученик, давший определение приставки (суффикса) работает на доске.
Отвечают на вопросы.
Фронталь-ная, индивидуальная
Устные ответы, выполненные задания
IV.
Изучение нового материала
(I блок)
Знакомство с приставоч-ным способом словообразо-вания
-А хотелось бы вам больше узнать о приставках?
-Давайте понаблюдаем над тем, какую роль в нашем языке играют приставки.
-Посмотрите на «ромашку». В центре цветка вы видите глагол «бежать», а на лепестках — различные приставки. Что произойдёт со словом, если сменится приставка? Докажите.
-Да, действительно, с помощью приставок можно придать разные смысловые оттенки словам. Но несмотря на различные значения этих слов, они имеют один и тот же корень, т. е. являются … однокоренными.
–Что помогло нам составить столько много родственных слов? Как мы получали новые слова?
-Если новое слово образовалось с помощью присоединения приставки, как называется такой способ словообразования?
Это приставочный способ.
Слайд 5 («Приставочный способ»)
Отвечают на вопросы.
Делают вывод на основе наблюдения.
Фронталь-ная, индивидуальная
Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюде-ния.
V.
Первичное закрепление
Практическая работа в парах.
-Возьмите карточки со словами, в каждой строке слов выделите корни, выпишите слова, образованные приставочным способом, выделите приставки.
(Проверка осуществляется с помощью сигнальных кружков: правильный ответ- зеленый кружок, неправильный — красный.)
-В русском языке более 40 приставок. Это очень много. Но их написание вы должны запомнить. И ещё один важный момент: т. к. приставка часть слова, то как она пишется?
-На ближайших уроках русского языка вы узнаете, что глаголы очень любят приставки и почему.
Выполняют задания.
Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и
оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)
Работа в парах.
Фронтальная, индивидуальная
Познавательные:
делать обобщения, выводы; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
проявлять интерес к предмету, стремиться к приобретению новых знаний.
Знание и использо-вание в практике
Физкультми-нутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминут-ку
Фронтальная
Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу.
проявлять готовность слушать.
иметь установку на здоровый образ жизни
Выполне-ние движений согласно инструк-ции
VI.
Изучение нового материала
(II блок)
Знакомство с суффиксаль-ным способом словообразо-вания
-Когда вы слышите или видите слово «дом», то каким его представляете?
-Какой из этих домов вы бы себе представили? (Возникает разногласие.)
-Можно ли одним словом «дом» назвать эти дома? Почему?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы сразу стало понятно, о каком именно доме идет речь?
-Какую часть слова мы добавили, чтобы ответить на эти вопросы?
-Т.е. суффиксы вносят в слово дополнительный смысловой оттенок.
-С помощью суффикса мы можем выразить в словах своё отношение к человеку: сравните — глупец и глупышка.
-Некоторые русские народные сказки начинаются словами: жили-были дед да баба. У каждого из вас есть близкие родственники — дед и баба. Так ли вы их называете? А как? Почему вы их так называете?
Слайд 8 («Уменьшительно-ласкательные суффиксы»)
-Такие суффиксы называют уменьшительно-ласкательными.
Отвечают на вопросы.
Выполняют задания.
Фронталь-ная, индивидуальная
Познавательные:
делать обобщения, выводы; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Личностные : проявлять интерес к предмету, стремиться к приобретению новых знаний
Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения.
VII.
(ко II блоку)
Практическая работа
-Давайте попробуем с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов изменить концовку русской народной сказки «Репка».
Слайд 9 (« Отрывок из русской народной сказки «Репка»):
Тянут- потянут — вытянули репку.
-Какое значение приобрели слова в этом отрывке? С помощью какой части слова удалось добиться этого?
-Назовите друг друга ласково по имени.
-Мы образовывали новые слова с помощью суффиксов. Как может называться такой способ образования новых слов?
-Выпишите из карточек слова, образованные суффиксальным способом .(Проверка с помощью сигнальных кружков).
-В русском языке очень много суффиксов и их написание вы должны запомнить.
Отвечают на вопросы.
Один ученик зачитывает слова, а остальные проверяют и
оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)
Фронталь-ная, индивидуальная
Регулятивные : принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
проявлять интерес к предмету, стремиться к приобретению новых знаний
Знание и использо-вание в практике
VIII.
Изучение нового материала
(III блок)
Знакомство с приставочно-суффиксаль-ным способом словообразо-вания
-Какие слова на карточках остались не выписанными? Почему? Какое название вы бы дали этому способу образования слов?
Слайд 12 («Приставочно-суффиксальный способ»)
Выполняют задания.
Фронталь-ная, индивидуальная
Познавательные:
делать обобщения, выводы.
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.
Устные ответы, умение сформулировать вывод на основе наблюдения.
Знание и использо-вание в практике
IX.
Закрепление новых знаний (практичес-кая деятель-ность)
Самостоятель-ная работа в группах
-Ребятам, сидящим за первыми и третьими партами, предлагаю повернуться к ребятам, сидящим сзади вас. Получились группы по 4 человека. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием, которое вы должны выполнить совместно, уважая мнение друг друга. Ведь успех группы зависит от умения работать дружно.
(Группы получают карточки со словами и образуют новые слова указанным способом.)
Выполняют самостоятельно.
Один ученик читает слова, а остальные проверяют и
оценивают правильность выполнения задания (сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков.)
Групповая,
Фронталь-ная.
Регулятивные – принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять планирование, контроль, коррекцию, оценку.
Коммуникативные ; — осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач;
Примене-ние новых знаний на практике.
X.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений.
Выставление оценок
-Какую роль в нашей речи играют приставки и суффиксы? Какими способами можно этого добиться?
-Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Чему научились?
– Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным?
– Где испытали трудности?
-Где могут пригодиться новые знания?
-Возьмите сигнальные кружки. Если на уроке вам было комфортно и интересно— поднимите зеленый кружок, если нет — красный.
-Мне было очень приятно работать с вами. На память о сегодняшнем уроке хочу подарить каждому из вас памятку с приставками, суффиксами и способами словообразования.
Отвечают на вопросы.
Сигнализируют с помощью зеленых или красных кружков
Фронталь-ная, индивидуальная
Познавательные : ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные : оценивать собственную деятельность на уроке.
Конспект урока по русскому языку (технологическая карта), 3 класс
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе по ФГОС.
Тема урока: «Род имени существительного».
-познакомить с грамматическим признаком имён существительных – родом;
-сформировать умения верного определения рода имени существительного в единственном числе;
Урок открытия нового знания
Планируемые результаты (предметные)
— освоение орфограмм, формирование орфографической грамотности, умение обосновать условие выбора;
— развитие умения работать в парах, развитие навыков контроля и самоконтроля;
— становление риторики как основной базы речи, обогащение словарного запаса, развитие абстрактного мышления.
-научить определять род имён существительных;
-продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
-воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством
Личностные результаты УДД
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний.
Регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Основное содержание темы, понятия и термины
Род имен существительных: мужской, женский, средний. Грамматические имена существительных. Родовые окончания в единственном и множественном числах
Технология проблемно-диалогического обучения.
Форма учебной деятельности, методы обучения.
Фронтальная, парная, индивидуальная; проблемная ситуация, работа в паре, взаимообучение.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «имя существительное»
Указывает объект наблюдения.
Выполняют упражнение, принимают участие в поиске мотивации
— ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
— постановка и решение проблемы;
— умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками;
— развитие познавательных интересов учебных мотивов
Постановка учебной задачи.
Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
1. Запишите под диктовку.
Проверка слов на интерактивной доске. (Дети вставляют пропущенные орфограммы)
2. На какие две группы можно разделить слова? (собственные и нарицательные)
3. Какое слово здесь лишнее?
— Сегодня, ребята, мы откроем еще один секрет имени существительного.
Организует диалог с обучающимися, которые выполняют письменные задания.
На основе наводящих учителем вопросов формулируют тему и цели урока
Поиск вариантов получения знания по теме урока
«Открытие» детьми нового знания
-использовать изученный ранее материал как шаг для введения новых способов действий обучающихся
— Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.
— Давным-давно Имя Существительное путало своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды оно издаёт указ: « Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: « Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: « Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят:
— Вот ключ к моим словам, и говорит: «ОН, МОЙ».
— А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».
— Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?
Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:
«Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:
Женский род запомню я
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он-мой».
Средний род: «Оно-моё».
— Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?
-Какие слова – помощники помогают определить род?
— Как же определить род имен существительных?
(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)
— Давайте подытожим наше открытие.
— В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. (Учащиеся читают правило в учебнике) Стр.25.
— Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?
— А чего мы не знали?
Вывод : Это разные слова, однокоренные.
По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.
Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода.
-Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного.
1) Ставлю имя существительное в начальную форму ( ед. число, вопросы КТО? ЧТО?)
2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
-Какую задачу на уроке мы решали?
Организует диалог, уточняет правило,
подводит детей к самостоятельному выводу.
Называют, объясняют, сравнивают, обсуждают, записывают в тетрадь определение слова «род», дополняют своими словами, делают выводы.