Для чего нужен жезл
Для чего нужен жезл
Содержание
Магический жезл — орудие Огня
Самым главным орудием ритуальной магии всегда был и будет магический жезл. С древнейших времен магов и колдунов изображали с магическим жезлом в руке.
Жезл — это полая тростинка, в которой, по преданию, был принесен Прометеем на землю огонь с небес. Он символизирует Дар Огня, врученный Человеку, — один из божественных Даров.
Алистер Кроули соотносит Жезл с Волей мага:
Магическая Воля — это жезл в вашей руке, при помощи которого свершается Великое Делание, посредством которого Дочь не просто восходит на престол Матери, но и принимается в объятия Высочайшего [1].
Таким образом, Магический Жезл — главное орудие Мага; а «имя» этого жезла — Магическая Клятва [2].
Изготовление Жезла
Чаще всего для жезла берут прямую ветку, срезанную со священного дерева в такое время, когда в нем только что начали бродить весенние соки. Это молодая ветвь, наполненная огнем жизни. В системе магии Герметического ордена Золотой Зари предписывалось вставлять внутрь жезла стержень из магнитного железа или меди. Медь связана с Венерой и сефирой Нецах, олицетворяющей элементальный Огонь. Можно придать жезлу дополнительную силу, нанеся на него определенные символы. Тщательно сняв кору, ветку шлифуют наждачной бумагой, затем вырезают или изображают на ней символы, после чего умащают его священным маслом, заворачивают в красный шелк и убирают в Магический Ларец или внутрь Алтаря. Вопрос о том, какие символы следует наносить на жезл, решается по-разному в различных традициях. Алистер Кроули в «Liber CCXXXI: Liber Arcanorum» предписывает магу связать жезл с неким Деянием, олицетворяющим Вселенную; некоторые выражают это Деяние в Слове, однако «Liber A» рекомендует приберечь Слово для Кинжала.
Простейший способ изготовления Жезла Кроули описывает в Магии без слёз:
Жезл. Он должен быть простым, прямым и тонким! У вас в саду (или лучше называть его парком?) найдется миндаль или гамамелис? Если да, срежьте (магическим ножом — я одолжу вам свой) как можно более прямую ветку, длиной фута в два. Снимите с нее кору, а затем постоянно натирайте его Маслом Абрамелина (его, как и благовоние Абрамелина, можно купить в «Уоллисе» на Нью-Кавендиш-стрит, 26) и храните завернутым в шелк. Когда я говорю «постоянно», я не преувеличиваю: читайте мантру и натирайте его в том же ритме. (Лучшая мантра — «A ka dua»; когда будете у меня в следующий раз, напомните, чтобы я вам ее напел.) [3].
Пусть Философ возьмет медный прут длиной восемь дюймов и диаметром полдюйма. Пусть укрепит на его навершии золотой огонь о трех языках. Пусть в меру своего понимания и вдохновения измыслит Деяние, олицетворяющее Вселенную. Пусть сообщит об этом Деянии своему наставнику — Владыке Предела, дабы тот одобрил его. С одобрения Владыки Предела пусть совершит упомянутое Деяние, использовав при этом Жезл. Завершив этот труд, пусть Философ освятит Жезл как умеет и хранит его завернутым в огненно-алый шелк.[4].
Разнообразие магических жезлов
Кроме Жезла огня могут существовать и иные разновидности магических жезлов. Франц Бардон пишет, что «для воздействия на различные сферы потребуются различные жезлы. Например, один жезл может предназначаться для влияния на живых существ — людей или животных, другой — для исцеления людей от болезней и избавления от неблагоприятных влияний, третий — для призывания высших разумов и вызывания демонов и духов [5].» Он также указывает, что «одного жезла для магической практики недостаточно: каждый жезл должен соответствовать тем конкретным целям, которые ставит перед собой маг [6].» Здесь речь идет не о Жезле Огня, который олицетворяет саму Волю Мага, а о тех орудиях, которые используются для конкретных магических операций.
Будучи заряжен волей мага, жезл становится выразителем той или иной конкретной силы. Жезл может быть простым и сложным. «Все жезлы, вырезанные из дерева, считаются простыми. Однако породу дерева всегда следует выбирать в соответствии с целью магической операции. Так, например, орешник или ива подойдут для жезла желаний. Жезл желаний — это особая разновидность магического жезла. Жезл из ясеневого дерева можно использовать для любых магических операций, однако лучше всего он подходит для врачевания. Жезл, изготовленный из бузины, по причине своего соответствия Сатурну особенно эффективен для вызывания, или эвокации, демонов и духов стихий. Ивовые ветви также можно использовать для всех разновидностей магического жезла, потому что ива — превосходный конденсатор флюидов. Внимательный читатель, вероятно, припомнит, что в ивовые деревья часто бьет молния, потому что древесина их обладает высокой впитывающей способностью и содержит много влаги. Можно также напомнить старинную пословицу о том, как вести себя во время грозы: «Беги от ивы, прячься под буком». Древесина дуба или акации — тоже превосходный материал для магического жезла [7].»
Церемониальные и ритуальные жезлы
В системе Золотой Зари и в магических традициях других культур используется множество различных специализированных жезлов. Жезлы, символизирующие семь планет, двенадцать знаков зодиака, две «земли» Древнего Египта, функции тех или иных служителей в Посвятительных Обрядах и так далее, несомненно выполняют полезную роль. Однако все это — не тот магический Жезл Воли, орудие стихии Огня, о котором мы говорим, а орудия с довольно узким спектром применения, попадающие в общую категорию «жезлов», но носящие часто в большей степени ритуально-церемониальное назначение.
Ритуальными жезлами являются также жезлы главнокомандующих и церемонийместеров, жезлы церковных служителей и скипетры фараонов. Жезл был символом духовной и светской власти, а также власти командующих войсками (маршальский жезл). При дворе жезл употребляется некоторыми придворными чинами: гофмаршалами, церемониймейстерами и другими. В настоящее время маршальские и придворные жезлы употребляются лишь в торжественных случаях. В Православной церкви жезл (посох) является знаком церковной власти архиерея и управляющего монастырем архимандрита или игумена.
Ски́петр (др.-греч. σκῆπτρον «палка, посох, жезл», от др.-греч. σκήπτω — «опираюсь») — это древнейший из символов власти, он употреблялся ещё фараонами. Первообраз скипетра — пастушеский посох, заимствованный затем церковью архиереям как знак пастырской власти; впоследствии он трансформировался в укороченный жезл — скипетр.
В Книге Закона Ра-Хор-Хут говорит: «Я — Владыка Двойного Жезла Власти, жезла Силы Coph Nia. « (III:72).
Кадуцей
Своеобразным видом жезла является Кадуцей.
Символизм кадуцея связан в первую очередь с Гермесом и Аполлоном. Кадуцей является символом примирения. Согласно мифу, Аполлон в знак примирения с Гермесом и в обмен на созданную юным богом свирель подарил тому свой волшебный посох. Согласно одному из преданий, Аполлон, передавая Гермесу свой посох, сказал, что вручает волшебный жезл изобилия и здоровья, который защитит того, кто им владеет. Когда Гермес, решив проверить его свойства, поставил жезл между двумя борющимися змеями, те сразу прекратили борьбу и обвили палку. Гермес обездвижил их превратив в части своего посоха. Поэтому в Риме кадуцей или керикион был обязательным атрибутом послов.
Неразрывная связь образа Гермеса с его жезлом видна из эпитета данного олимпийского бога «носитель жезла золотого» (др.-греч. χρυσόρραπις), который встречается в «Одиссее» Гомера и в других источниках. Гермес использовал кадуцей, чтобы усыплять и пробуждать, направлять души после смерти, превращать людей в птиц и неодушевлённые предметы.
Кадуцей связан с преданиями о Гермесе Трисмегисте — авторе ряда философских трактатов и родоначальнике герметизма. Алхимики, основывающие своё учение на знаниях герметизма, использовали кадуцей в качестве одного из основных символов, обозначавшего герметическое искусство и тайные науки в целом. По утверждению Е. П. Блаватской кадуцей представляет собой древнейший символ, заимствованный греками у египтян. Он, по её мнению, объединяет четыре стихии: прут (ствол) соответствует земле, крылья — воздуху, змеи — огню и воде. Существует множество самых разнообразных оккультных толкований того, что именно символизирует и обозначает кадуцей [8].