Для чего нужен звуковой сигнал

Устройство автомобилей

Электрические звуковые сигнализаторы

Звуковые сигнализаторы автомобилей (звуковые сигналы) предназначены для связи водителя посредством звуков с другими участниками дорожного движения с целью оповещения или предупреждения. Кроме того они применяются для информирования водителя о неполадках в рабочих агрегатах автомобиля или его угоне.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

На заре автомобилестроения в качестве звуковых сигналов широко использовались ручные клаксоны, которыми водитель мог отпугивать зазевавшихся пешеходов или гуляющих по проезжей части гусей и кур. По мере развития автомобильной техники совершенствовались и звуковые сигнализаторы, которые должны были издавать звуки достаточной мощности, гармоничной тональности и удобно управляться с водительского места.

Звуковые сигналы современного автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800…3550 Гц. Поэтому параметры звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы его основная звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.
Звуковое давление автомобильного сигнала должно быть в пределах 85. 125 дБ.

При конструировании звуковых сигнализаторов учитываются некоторые особенности распространения звука в воздушной среде.

Возникающее при движении автомобиля вихревое перемещение и уплотнение воздуха способно изменить слышимость сигнала и частоту звуковых колебаний. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал, и чем больше разница в скорости источника и приемника звука, тем сильнее изменяется звуковой тон (т. е. частота принимаемых звуковых колебаний).

Кроме того, следует учитывать эффект Доплера, который особенно отчетливо проявляется в момент обгона автомобиля, подающего звуковой сигнал. Следствием эффекта Доплера является изменение частоты колебаний подвижного источника звука при прохождении мимо приемника звука, т. е. сила звука и его тон в этот момент резко изменяются.

Цепь электроснабжения звуковых сигналов обязательно защищается предохранителями.

Классификация электрических звуковых сигнализаторов

Звуковые сигнализаторы, устанавливаемые на автомобили подразделяют:

Сигнализаторы также делятся по принципу действия на электрические вибрационные и электропневматические. Последние могут устанавливаться на автомобилях, оснащенных устройствами для получения сжатого воздуха и пневмосистемой. Чаще всего это грузовые автомобили и автобусы.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Шумовые безрупорные звуковые сигналы имеют упрощенную конструкцию и настроены на один звуковой тон. Наиболее широко распространены электрические вибрационные сигналы малой мощности (40…60 Вт), обладающие хорошим звучанием.

Рупорные сигнализаторы, как правило, устанавливаются на автомобили парами (один высокого, а другой – низкого тона) с одновременным включением через дополнительное реле. На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Чтобы звук этих сигналов гармонично сочетался, разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов обычно составляет 65…100 Гц.

Общее устройство и принцип действия электрических звуковых сигналов

По устройству и принципу действия шумовые и тональные сигналы незначительно отличаются друг от друга.
Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.

При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, в результате чего катушка электромагнита обесточивается, и якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты прерывателя. Процесс повторяется до тех пор, пока водитель нажимает на звуковую клавишу.

Колебания звуковой мембраны вызывают звуковые колебания в воздушной среде, при этом частоту таких колебаний (а значит и звуковой тон) можно изменять подбором параметров электромагнита (катушки с якорем) и звуковой мембраны (размер, толщина, материал, форма и т. п.) От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.

Рупорный звуковой сигнализатор С-308

Звуковой сигнализатор С-308 (рис. 1, а) устанавливается на автомобилях ВАЗ-2109 и состоит из корпуса, в котором размещается электромагнит в виде сердечника 10 с обмоткой 11. Внутри электромагнита находится якорь 9 с грузиком 4 и текстолитовой шайбой 13. Якорь жестко прикреплен к мембране 3. В корпусе расположен мостик 5 с подвижным 7 и неподвижным 8 контактами. Для усиления звука имеется составной диффузор (рупор), состоящий из корпуса 2 и крышки 1.
Схема включения сигнализатора С-308 показана на рис. 1, б.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Так как рупорные сигнализаторы потребляют ток выше допустимого для механических кнопочных переключателей, в цепи сигналов устанавливается вспомогательное реле. В этом случае при включении сигналов через контакты выключателя проходит ток небольшой силы, потребляемый только обмоткой реле, что позволяет избежать окисления и подгорания контактов.

Рупорные тоновые сигнализаторы

Рупорный тоновый сигнализатор (рис. 2) состоит из электромагнитной системы, создающей колебания мембраны 11, резонатора 10 и корпуса 3. В состав электромагнитной системы входят следующие элементы: обмотка электромагнита 4, сердечник 6, якорь мембраны 5.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Резонатором в тональном сигнале является воздух, находящийся в рупоре, конфигурация которого обеспечивает взаимную настройку частот колебаний мембраны и воздуха, тем самым достигается громкость звука определенного тона. На автомобилях марки «ГАЗ» применяется комплект из двух сигнализаторов (С302-Г и С303-Г), устанавливаемых между радиатором и его облицовкой на кронштейнах с рессорной подвеской.

Сигнализаторы электромагнитные вибрационные рупорного типа отличаются только тональностью. Схема включения сигнализаторов С302-Г и С303-Г показана на рис. 2, б.
Поскольку звуковые сигнализаторы потребляют большой ток, для предотвращения подгорания контактов управляющей клавиши в цепь устанавливают дополнительное реле.

Безрупорный шумовой сигнализатор С304

Безрупорные шумовые сигнализаторы способны излучать относительно однотонный шумовой звук и, благодаря простоте и дешевизне, чаще всего применяются на грузовых автомобилях и автобусах. Один из выводов сигнализатора С304 (рис. 3) соединяется с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а второй через выключатель, соединяющий цепь питания обмотки 15 электромагнита с сердечником 13, на «массу».

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

При включении электромагнит притягивает якорь 17, вместе с которым перемещается мембрана 18 с резонатором 19. В конце хода якорь нажимает на пружинную пластину 5, размыкая контакты 9 прерывателя. Цепь электромагнита обесточивается, и под действием мембраны якорь движется в обратном направлении, вновь замыкая контакты 9 прерывателя. Вибрация мембраны передается резонатору 19.

От частоты колебаний мембраны и резонатора зависит основной тон сигнала и диапазон частоты излучаемых звуковых колебаний. Качество сигнала и его тон регулируется винтом 7, расположенным на корпусе 8 с внешней стороны. Регулировочный винт изменяет положение контактов 9 прерывателя относительно якоря 17.

Мембрана 18 зажата винтами между корпусом 8 и крышкой 1. Центральной частью мембрана жестко связана с якорем. Подбором прокладок между корпусом и мембраной регулируется зазор между якорем и сердечником, от которого зависит мощность и тон сигнала, а также сила потребляемого сигнализатором тока.

Схемы управления звуковыми сигнализаторами

Принципиальные схемы управления звуковыми сигнализаторами на автомобилях имеют аналогичные элементы, однако многие производители автомобильной техники используют собственные оригинальные решения для придания своеобразного («фирменного») звука сигналам.

На рис. 4 приведены схемы соединения и включения звуковых тональных сигнализаторов автомобилей марки «ВАЗ» различных моделей и модификаций.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Неисправности звуковых сигнализаторов

Неисправности звуковых сигнализаторов и реле сигнализаторов приводят к тому, что сигнал либо вообще не звучит, либо звучит слабо.

Окисление контактов прерывателей звуковых сигналов снижает силу тока в цепи сигнализатора, а иногда вызывает прекращение его работы. Окисление контактов усиливается при обрыве искрогасящего резистора, а также неисправности конденсатора. Для удаления слоя окислов надо зачистить контакты мелкой шлифовальной шкуркой или надфилем и продуть воздухом.

Нарушение регулировки сигнализаторов приводит к изменению силы прижимания контактов прерывателя и силы тока в обмотке, из-за чего изменяется мощность звука. Кроме того, на частоту и мощность звука существенно влияют изменение расстояния между штифтом и упругой пластиной подвижного контакта, между сердечником и якорьком, между торцом штифта и упругой пластиной.
На рис. 5 приведены схемы регулировок сигнализаторов С303 и РС503.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Реле сигнализаторов можно отрегулировать натяжением пружины якорька. Контакты должны надежно замыкаться при напряжении 8 В и не должны замыкаться при напряжении 6 В. Напряжение замыкания и смыкания контактов контролируется реостатом и вольтметром.

Обрыв обмотки сигнализатора происходит чаще всего из-за разрушения пайки в местах крепления выводов обмотки.

Замыкание на корпус изолированной пластины прерывателя происходит при разрушении текстолитовой пластины, изолирующей упругую пластину крепления контактов прерывателя. При такой неисправности электрическая цепь не размыкается, якорем притягивается к сердечнику со щелчком, прерывание цепи не происходит и сигнал не звучит.

Трещины в мембране являются причиной дребезжащего звука. Неисправность определяется визуально после разборки.

Обрыв обмотки реле сигнализаторов приводит к прекращению работы реле и сигнализаторов.

Окисление контактов реле происходит вследствие ослабления пружины якорька, а также при большой силе тока, потребляемого сигнализаторами. Контакты зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой и продувают сжатым воздухом.

Сваривание контактов реле возникает при ослаблении натяжения пружины якорька, что приводит к беспрерывному звучанию сигнализаторов. Беспрерывное звучание сигнала может быть и следствием замыкания провода, ведущего к выключателю сигнала, на «массу».

Нарушение регулировки реле сигнализаторов приводит к прекращению звучания или прерывистому звучанию сигнализаторов.

Если звуковой сигнализатор не звучит или звучит прерывисто, необходимо проверить исправность электрической цепи. Проверку цепи сигнала начинают с предохранителя. Затем проверяют провода на обрыв и надежность крепления наконечников проводов на клеммах с помощью контрольной лампы. если в креплении наконечников проводов на клеммах будет плохой контакт, то при вибрации автомобиля нарушается цепь сигнала, что вызывает прерывистое звучание сигнализатора.

Источник

Сигнал звуковой: звук на страже безопасности дорожного движения

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Каждое транспортное средство оборудуется звуковой сигнализацией (или просто звуковым сигналом), которая повышает безопасность всех участников дорожного движения. О том, что такое автомобильный звуковой сигнал, каких типов он бывает и как его правильно выбрать для своей машины — читайте в этой статье.

Что такое автомобильный звуковой сигнал?

Автомобильный звуковой сигнал (звуковой сигнальный прибор, ЗСП) — электрическое, пневматическое или электронное устройство звуковой сигнализации, используемое на автомобиле для предотвращения опасных дорожных ситуаций.

Звуковой сигнал входит в число систем, при неисправности которых транспортное средство не допускается к эксплуатации, поэтому при поломке данного устройства его необходимо как можно скорее отремонтировать или заменить. Но прежде, чем идти в магазин за новым ЗСП, необходимо разобраться в их типах и особенностях, а также в предъявляемых к ним требованиях.

Типы и конструкция звуковых сигналов

Используемые на современных автомобилях звуковые сигналы делятся на типы по лежащему в их основе физическому принципу работы, и по спектральному составу издаваемого звука.

Существует три основных типа ЗСП, имеющих различный принцип работы:

По спектральному составу звука сигналы делятся на две больших группы:

Тип сигнала по спектральному составу прямо связан с его конструкцией. К шумовым ЗСП относятся электромагнитные устройства мембранного типа. К тональным ЗСП относятся электромагнитные устройства рупорного типа, а также пневматические звуковые сигналы (клаксоны).

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Электрические (электромагнитные) мембранные звуковые сигналы. Основу данного типа ЗСП составляет неподвижный соленоид (электромагнит), внутри которого расположен подвижный якорь, соединенный с мембранной. Дополнительно на мембране (а точнее — на штоке якоря) располагается чашеобразный или дисковый резонатор. Ток к электромагниту подается через подвижные контакты, которые размыкаются при втягивании якоря в соленоид.

Работа электромагнитного сигнала сводится к следующему. При подаче тока на соленоид якорь втягивается, тут же упирается в контакты и разъединяет их — соленоид обесточивается и якорь под действием пружины возвращается в первоначальное положение. В этот момент контакты снова замыкаются, на соленоид подается ток, и процесс повторяется. Данный процесс происходит быстро — в пределах 200-500 раз в секунду, поэтому соединенная с якорем мембрана колеблется с частотой 200-500 Гц, издавая характерный шумовой сигнал, который усиливается резонатором.

Мембранный ЗСП имеет относительно небольшую мощность, однако он очень прост, надежен и дешев, поэтому находит самое широкое применение на все типах транспортных средств. Обычно на автомобиль устанавливается два сигнала — высокого и низкого тона, чем достигается лучшее качество их работы и высокая мощность.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Электромагнитные рупорные звуковые сигналы. Основу данных ЗСП составляет тот же мембранный звуковой сигнал, однако звук, возникающий при колебаниях мембраны, проходит через рупорный резонатор. Воздушный столб в рупоре колеблется вслед за мембраной, однако вследствие резонансных явлений определенные частоты усиливаются, а остальные гасятся (хотя и не полностью). Поэтому такой сигнал издает звук определенного тона, который зависит от длины рупора.

Электромагнитные рупорные ЗСП могут иметь рупор различной формы:

Для достижения благозвучия и повышения мощности часто два рупорных сигнала с различным основным тоном объединяются в одну конструкцию. Данные ЗСП просты и надежны в работе, они получили широкое распространение на легковых автомобилях.

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

Пневматические звуковые сигналы. В простейшем случае ЗСП данного типа состоит из прямого рупора и воздушной камеры, внутри которой расположен язычковый или мембранный вибратор. Для работы данного звукового сигнала необходим поток воздуха с давлением 4-10 атмосфер, который подается в камеру (для этой цели используется отдельный компрессор). Под действием струи воздуха язычок или мембрана колеблется, заставляя колебаться и столб воздуха внутри рупора — вследствие резонансных явлений в рупоре возникает звук определенного тона.

Обычно пневматические звуковые сигналы содержат два и более рупора различной длины, чем достигается необходимый тон и мощность звука. Пневматические клаксоны высокую мощность, применяются в грузовом транспорте и ограниченно для тюнинга легковых автомобилей.

Электронные звуковые сигналы. Данный тип ЗСП строится на основе электронных звуковых генераторов на дискретных элементах (транзисторах) или микросхемах. Нагрузкой устройства служит обычная динамическая головка (динамик). Электронные звуковые сигналы могут создавать звук любой частоты, однако пока находят ограниченное применение вследствие малой надежности (динамик плохо противостоит негативным воздействиям окружающей среды).

Действующие ГОСТы и характеристики звуковых сигналов

Как уже было сказано, исправный звуковой сигнал — одно из необходимых условий для эксплуатации транспортного средства, о чем отдельно указано в ПДД РФ. А так как звуковые сигналы имеют важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения, в России и в мире уделяется большое внимание стандартизации и обеспечению необходимых качеств этих устройств.

В нашей стране характеристики и особенности автомобильных ЗСП регламентируются документом ГОСТ Р 41.28-99 (Правила ЕЭК ООН N 28). Данный стандарт не устанавливает рабочие частоты звуковых сигналов, однако регламентирует их звуковое давление:

Здесь следует сделать важное замечание. Все ЗСП имеют частоты примерно от 220 до 550 Гц, причем делятся на две больших группы:

Однако создаваемое ими звуковое давление измеряется на частотах 1800-3550 Гц (со средней частотой 2500 Гц), что связано с особенностями нашего слуха. Человеческое ухо наиболее восприимчиво именно к данной полосе частот, и слишком высокое звуковое давление способно повредить барабанную перепонку. ЗСП имеет один основной тон, однако он излучает практически во всем диапазоне звуковых частот, поэтому и измерение его характеристик производится в наиболее чувствительной для нас полосе частот.

Из других особенностей ЗСП нужно выделить постоянство его частоты со временем. На гражданских транспортных средствах запрещены звуковые сигналы с переменной частотой, разного рода «музыкальные» сигналы и т.д. Использование таких устройств на дорогах общего пользования влечет за собой штрафные санкции. Сигналы с изменяемым основным тоном (сирены, «крякалки» и прочие) разрешены только для специальных транспортных средств в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002.

Как выбрать звуковой сигнал на автомобиль?

При выборе звукового сигнала на автомобиль следует отталкиваться от характеристик, прописанных в указанном выше стандарте, и от конструкции транспортного средства. В первую очередь необходимо соблюдать ограничения по звуковому давлению ЗСП — ни в коем случае не допускается применение сигналов, создающих звуковое давление более 118 дБ! Поэтому далеко не всегда можно поставить современные сверхмощные пневматические клаксоны, которые эффектно гудят, но могут лишить слуха проходящих мимо людей.

Также рекомендуется выбирать устройства той конструкции, которые установлены в автомобиле производителем, так как замена типа ЗСП (например, мембранного на рупорный) не всегда приведет к улучшению качества сигнала или его мощности. Дело в конфигурации и особенностях подкапотного пространства автомобиля: там, где хорошо звучит мембранный сигнал, рупорный может работать хуже, и наоборот. Кроме того, могут возникнуть некоторые проблемы с установкой рупорных сигналов, которые должны быть направлены вперед. А применение пневматических ЗСП влечет за собой известные проблемы по монтажу компрессора и других деталей.

Для автомобилей с двумя звуковыми сигналами необходимо покупать устройства определенного тона — низкого или высокого. При неправильном выборе вы получите два сигнала высокого или низкого тона, что недопустимо.

Наконец, необходимо учитывать технические характеристики ЗСП — напряжение питания и тип клеммы, способ монтажа, способ расположения на автомобиле и т.д.

При грамотном подборе звукового сигнала ваш автомобиль будет соответствовать требованиям ПДД и сможет без ограничений эксплуатироваться на дорогах общего пользования.

Источник

Применение звукового сигнала

Последнее обновление: 05.07.2020
Комментариев нет

В каких случаях разрешено применять звуковой сигнал? Ответ на этот вопрос дает пункт 19.10 ПДД. Звуковые сигналы могут применяться только:

Т.е. применение звукового сигнала разрешается Правилами только в двух, упомянутых выше, случаях.

Ни для кого не секрет, что звучание автомобильного «клаксона» можно услышать намного чаще, чем его разрешают ПДД. Причины могут быть разными: от реального предупреждения об опасности до «приветствия», или просто «кого-то позвать» у подъезда. Все чаще на дороге можно услышать звуковой сигнал как способ выражения своего негодования.

Но речь не об этом. В конце концов бывают ситуации, когда звуковой сигнал является единственным способом для привлечения внимания (либо к личности, либо к дорожной ситуации).

Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть фото Для чего нужен звуковой сигнал. Смотреть картинку Для чего нужен звуковой сигнал. Картинка про Для чего нужен звуковой сигнал. Фото Для чего нужен звуковой сигнал

О применении световых и звукового сигналов во время обгона вне населенного пункта вкратце рассмотрено в статье Маневрирование в дорожном потоке.

Здесь же, попробуем рассмотреть целесообразность применения звукового сигнала для предотвращения ДТП. Целесообразность в том варианте, на сколько в действительности подача звукового сигнала способна предотвратить столкновение.

Применение звукового сигнала для предотвращения ДТП

Начнем с того, что дорожных ситуаций великое множество, среди них есть, так называемые, типичные, т.е. немного похожие, но в целом, они все разные. В них участвуют разные транспортные средства, которые управляются разными людьми. Это «говорит» о том, что в двух, абсолютно похожих обстоятельствах, два разных человека поведут себя по-разному.

Обычно, звуковой сигнал подает водитель, которому угрожает опасность. Он подает сигнал в надежде, что оппонент, чьи действия представляют опасность, правильно истолкует «звуковое обращение», и своевременно примет какие-то меры для ее купирования.

В случае, если звуковое предупреждение воспринято оппонентом адекватно, то оно срабатывает положительно, и столкновения удается избежать.

Адекватная реакция на чей-то звуковой сигнал — это рациональная реакция, т.е. отказ от маневра, торможение, остановка и др., если того требуют обстоятельства, или же полный игнор, если зв.сигнал не имеет отношения к обстоятельствам. Неадекватные варианты восприятия не рассматриваем, потому как они все одинаково вспыльчивые, и кроме выражения эмоций (в разном виде) ничего собой не представляют.

Если же оппонент никак не реагирует на звуковое предупреждение, тогда водитель, подавший сигнал, вынужден сам реагировать должным образом, чтобы избежать столкновения. При таком исходе можно сделать вывод, что сигнал бывает полезным и бесполезным.

В каких случаях применение звукового сигнала бывает полезным для предотвращения ДТП? — Только в тех, если у обоих участников движения есть время для того, чтобы быстро оценить ситуацию, и принять контрмеры.

Например, водитель автомобиля видит опасность для себя, которую впереди по движению создает водитель другого автомобиля (предположим, тот бесконтрольно перестраивается, и возможно, не видит едущего сзади). Первый сигналит второму, таким образом, предупреждает, что сзади кто-то едет, и у него приоритет. Звуковой сигнал выступает в роли предупреждения прекратить маневр (перестроение), в целях избежать ДТП.

Если водитель «переднего» авто понял зв.предупреждение правильно, то он прекратит перестроение, т.е. примет какие-то меры. Если же он вообще никак не реагирует на звуковой сигнал, и продолжает свой маневр, тогда контрмеры нужно принимать «заднему» водителю, тому, который сигналил. Вместо того, чтобы сигналить еще раз, выражая возмущение, есть смысл действовать по обстоятельствам (снизить скорость, самому перестроиться, если есть куда и др.).

В других вариантах применение звукового сигнала для предотвращения ДТП окажется бесполезным — просто звуком в «небо». В статье Сигналить и тормозить, или объехать? есть неплохой пример для понимания этого. К тому же, когда вы сигналите, у вас рука занята, и вместо того, чтобы рулить, вы теряете драгоценные секунды.

Сигналить или не сигналить, понимание приходит с опытом, когда в зависимости от обстоятельств, интуитивно, сразу становится понятно, поможет сигнал или не поможет. А если он не поможет, тогда зачем «дудеть»? Лучше эти секунды использовать для принятия каких-то реальных мер (объехать, притормозить, изменить бок.интервал и пр.).

Все, что изложено выше, касается применения звукового сигнала для предотвращения ДТП.

Тем не менее, звуковой сигнал можно услышать в разных других случаях, не имеющих отношения к предупреждению о столкновении.

Например, ваш автомобиль стоит первым у стоп-линии, включается зеленый сигнал светофора, и в это время кто-то сзади начинает сигналить, мол, давай, не задерживай. Как на это реагировать? Ответ: никак. Если путь свободен, начинаете движение, и следуете своим намерениям в соответствии с ПДД.

В свою очередь, когда вы подъедете к светофору вторым или третьим, у вас также может возникнуть желание посигналить стоящим впереди, чтобы они не задерживали движение остальных. В таком случае есть смысл подумать о том, а что лично вам даст применение звукового сигнала?

Скорее всего, через пару секунд машины тронутся, и необходимость их «подгонять» отпадет сама собой. Так, стоит ли самому нервничать, тем более, что 2-3 секунды это не так много.

Подобные случаи не редки, важно научиться не реагировать на бесполезные звуки. Для того чтобы понять, какой звуковой сигнал является полезным, а какой бесполезный, нужно все время следить за обстановкой вокруг автомобиля, и тогда их различение будет происходить на уровне интуиции.

Штраф за неправомерный звуковой сигнал

За неправомерное применение звукового сигнала предусмотрен штраф. Неправомерное применение — это любое, выходящее за рамки случаев, предусмотренных пунктом 19.10 ПДД.

Ст. 12.20 КоАП РФ «Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки» предусматривает предупреждение или штраф 500 руб. Санкции по этой статье попадают под скидку 50%.

Это, в общем, почти все о применении звукового сигнала, что необходимо знать для адекватной реакции на обстоятельства, а также для того, чтобы не «заработать» штраф за неправомерное применение звукового сигнала.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.07.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *