Для чего нужна анатомия в медицине
Как постигать медицину: анатомия
Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага. В противовес этому афоризму хочется сказать, что путь к успеху в медицине начинается сразу с многокилометрового марафона. После поступления в медицинский университет мы видим, что на пороге оного нас встречает одна из самых необъятных дисциплин — анатомия. Приняв нас в свои хладные объятия, она окутывает до самого конца лечебной деятельности. Никто не сможет обойти эту науку: ни теоретик, ни практик, даже пациенту придется столкнуться с «делением на части» своего единого организма. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать о необходимости скрупулезного изучения этой парадоксально точной и индивидуальной дисциплины. В этом пособии мы попробуем разобрать основные правила и инструменты, которые помогут будущим и действующим докторам в изучении этого непростого предмета. С первого взгляда может показаться, что вещи, указанные в этой статье, вы уже многократно слышали, однако помните, что именно наиболее очевидными вещами пренебрегают, и из таких деталей и строится общая картина.
Чем по своей сути является анатомия?
Анатомия (от греч. ἀνα- «вновь; сверху» + τέμνω «режу, рублю, рассекаю») — фундаментальная наука, изучающая строение организма. Но, как говорил академик А.И. Струков: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна». Именно поэтому в рамках анатомии нужно рассматривать функции тех или иных органов и систем (физиология), а также заглядывать в смежные предметы, изучающие строения на меньшем уровне (гистология). По моему мнению, учить анатомию, не заглядывая в другие дисциплины, — сизифов труд.
Итак, мы можем вывести первое правило, которое является к тому же первым инструментом:
Изучение смежных дисциплин
Все мы были первокурсниками и понимаем, что программы в университете хватает с головой. Далеко не у всех есть свободное время, силы и возможности читать что-то помимо тех книг, что выдали в университетской библиотеке. Однако при обучении гораздо продуктивнее обращаться к так называемой клинической анатомии. Читаете анатомию глаза — смотрите этот раздел в офтальмологических учебниках. Читаете анатомию сердца — смотрите кардиологию и какой-нибудь атлас по коронароангиографии. Читаете анатомию костей — смотрите атлас рентгеноанатомии. Учите синтопию — КТ/МРТ атласы (названия учебников и авторов приведены далее).
Хорошим примером является спланхнология (наука о внутренних органах); если понять принцип работы, к примеру, печени (белоксинтезирующая, дезинтоксикационная и т.д.), то можно с легкостью объяснить особенность ее анатомии — прохождение воротной вены сквозь оную. Так же и наоборот: зная, что воротная вена собирает кровь от ЖКТ, несложно догадаться, что из нее нужно извлечь максимум питательных веществ. Какой орган способен на это? Конечно же печень. Для полного освоения нормальной физиологии настоятельно рекомендую учебник Гайтона А. К. и Холла Д. Э. «Медицинская физиология», 2-е издание, 2018. Довольно доступный и полноценный учебник, считается отличным началом для освоения медицины в целом, ибо содержит в себе не только информацию по физиологии, но и по другим фундаментальным отраслям медицины. Также можете обратиться к следующей книге С. Зильбернагль, А. Деспопулос «Наглядная физиология».
По гистологии рекомендую читать гистологический атлас Жункейра и Карнейро. Также неплох учебник Кузнецова и Мушкамбарова «Гистология, цитология и эмбриология», 2005. Читается взахлеб, как художественная литература, однако очень скуден по количеству фотографий микропрепаратов, поэтому приходится подсматривать в различные электронные:
или печатные атласы:
Полный список хорошей литературы по вышеупомянутым дисциплинам вы можете найти в соответствующих гайдах.
Таким образом, зная только функцию органа, вы сможете описать примерное его строение. Зная только строение, можно предположить функцию, которую этот орган выполняет. Так что, изучая анатомию, не ленитесь заглядывать в книги других дисциплин.
Рисовать. Больше рисовать. Еще больше рисовать
Кажется, этот пункт настолько очевиден, что его можно было бы и не включать, однако в этом гайде мы рассмотрим и совсем примитивные вещи.
Логично, что выучить анатомию просто по тексту невозможно. Именно поэтому существует огромное количество всевозможных атласов, схем, рисунков.
Все, что требуется для лучшего понимания и запоминания — перерисовка или создание схем. Не важно, насколько хорошо вы рисуете, не стесняйтесь взять в руки карандаш или ручку. Делайте это для себя, чтобы вы сами могли ориентироваться в своих рисунках. После того, как нарисовали все, что можно, делайте схемы. Не зря существует поговорка, что все гениальное — просто. Чем проще рисунок, тем проще его запомнить, и, соответственно, тем проще его воспроизвести в голове. Нарисовав несколько десятков рисунков, вы, во-первых, будете идеально знать то, что учили (вам начнет это даже сниться), а, во-вторых, вы научитесь рисовать. Это может пригодиться вам в будущем.
Несмотря на то, что существует неисчислимое количество наглядных пособий и атласов, кое-что все-таки выделить можно:
Первые 3 указанных атласа знает каждый человек, связанный с медициной, потому что это основа. К сожалению, пользоваться лишь одним атласом не получится, так как зачастую в каждом из них не хватает рисунков. Используя более двух источников, вы увидите больше ракурсов, начнете лучше ориентироваться в пространстве, поэтому вы не просто заучите, но и поймете анатомию. Вдобавок к классическим атласам я рекомендую книги, которые содержат в себе фотографии результатов лучевой диагностики, что пригодится вам как в изучении анатомии, так и в вашей дальнейшей врачебной практике. Тем более, по большей части, учебники учат нас «норме» — тому, что встречается чаще всего. Однако анатомия парадоксально точна и индивидуальна одновременно. Существует множество различных аномалий развития, которые в атласах встречаются не так часто, но в жизни с ними приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно–еженедельно.
Не стоит забывать, что мы живем в 21 веке и анатомия сильно шагнула вперед благодаря высоким технологиям. Одним из самых серьезных нововведений я считаю появление 3D атласов с множеством функций: выделение отдельных областей и органов, пироговские разрезы, удаление каких-либо структур и добавление оных, вплоть до визуализации патологические процессов. Далее приведены основные источники, которые невероятным образом помогут вам в обучении и на которые стоит сделать основной упор при подготовке:
И в дополнение еще парочка неплохих сервисов с видеолекциями, 3D атласами и прочими приятными вещами:
Конечно же, делая упор на рисунки, нельзя забывать про текст. На вашей кафедре нормальной анатомии вам скорее всего выдадут либо кафедральный учебник, либо учебник Сапина/Синельникова. В учебнике М. Р. Сапина огромное количество текста и мало иллюстраций, соответственно, запомнить без другой литературы будет практически невозможно. В учебнике Р. Д. Синельникова количество иллюстраций больше, однако по личному опыту могу сказать, что их хватать все равно не будет. Лично я учился по учебнику Сапина, использовал дополнительно 3 атласа и остался доволен.
Повторюсь, все мы прекрасно понимаем тот факт, что у первокурсников и так весь шкаф завален книгами и что времени на чтение другого совсем нет. Этот раздел был написан потому, что необходимость в этих источниках у вас обязательно появится. Это вопрос времени. Все вышеуказанные атласы и ресурсы нельзя назвать необходимыми. Они представлены для облегчения запоминания скучной и сухой информации, написанной на выцветших страницах университетских учебников. Используя эти ресурсы, вы скорее всего уменьшите время на изучение определенной темы, потому что будете не просто ее заучивать, но и отчасти понимать.
Наглядность
Какими красочными не были бы атласы и электронные аналоги оных, они никогда не сравнятся с реальностью. Поверьте, артерии не совсем красные, а вены не совсем синие. В живом организме очень сложно дифференцировать эти структуры лишь по цвету. Именно поэтому вам нужно посещать морг в университете или за его пределами. Попробуйте найти патологоанатома, который сможет водить вас в морг и покажет анатомию, как она есть. С первого же вскрытия и препарирования вы увидите огромную пропасть между «бумагой» и «материей». Предложите свою помощь в подготовке материалов для студентов, и вы сможете быть в непосредственной близости от наглядной анатомии.
Но тем не менее, далеко не у всех будет возможность найти контакты с врачами-патологоанатомами, особенно с теми, кто пустит с удовольствием в морг. Именно для этого в университетах на кафедре анатомии есть препараты и трупы. Не стесняйтесь подходить к ним с учебником/атласом/конспектом в руках. Нужно использовать все виды запоминания (зрительную, слуховую, тактильную) для того, чтобы не потеряться в большом объеме информации. Обычно у таких препаратов собирается большое количество студентов, но вам это лишь на руку, потому что среди них скорее всего найдется отличник, который с радостью объяснит ту или иную структуру. Кроме того, вы можете напроситься на кафедре нормальной анатомии на самостоятельное препарирование анатомических препаратов. Вы будете изготавливать готовые препараты по отдельным темам (сосудисто-нервный, мышечный, костный препараты), а следовательно, будете изучать полное топографическое строение той или иной области. Смотрите, трогайте, спрашивайте, формируйте пространственное мышление, и вы добьетесь результатов.
Учите сразу на латыни
Во-первых, изучая латынь, вы сильно облегчите себе медицинскую жизнь в дальнейшем — многие заболевания, синдромы, симптомы, препараты несут в своем названии всю необходимую информацию. Во-вторых, постоянное использование другого языка стимулирует работу мозга. В-третьих, если вы хотите не только быть, но и производить впечатление квалифицированного специалиста, то латынь прекрасно вам в этом поможет. В-четвертых, переводить с латыни на русский проще, нежели наоборот (субъективное мнение автора). В-пятых, учить надо термины не откуда-то абстрактно (даже современные и особенно отечественные учебники иногда дают термины по давно устаревшей ПНА), а из актуальной Номенклатуры.
Основные проблемы при изучении
У каждого предмета есть свои нюансы в изучении: гистологию придется представлять перед глазами, можно перепутать тип эпителия, расположение слоев в тканях, физиологию придется понимать, а в анатомии можно просто запутаться.
Основная проблема анатомии — огромное количество структур, при запоминании которых мозг может отказаться раскладывать их по полочкам и упорядочивать. Решить эту проблему можно разными способами, даже простым зазубриванием, однако это не приведет к полному запоминанию и воспроизведению спустя годы. Лично я рекомендую выписывать и систематизировать информацию, написанную в учебниках и атласах. Учите ангиологию? Обратитесь к схемам Вебера. Сделайте схему крупной артерии, от нее стрелочки, которые являются ее крупными ветвями. От них такие же стрелочки с более мелкими разветвлениями. Попробуйте упростить всю информацию, ее будет легче запомнить.
Другая проблема анатомии — малое количество времени. Наверное, это можно будет считать вредным советом, но я все же рекомендую вам рационально исключать что-то из вашего внимания. Если трезво смотреть на ситуацию, то у всех был или будет момент полного отсутствия времени для изучения чего-либо. Решением этой проблемы будет «вычеркивание» из списка необходимой для запоминания темы. Учите сердце, но зачет уже через пару часов? Сделайте упор на основные моменты анатомии сердца: коронарные артерии, клапанный аппарат, полости сердца, проводящая система оного. Перикард, скелетотопию, иннервацию оставьте в покое. К изучению этой части темы вы всегда успеете вернуться, но, когда поджимают сроки, лучше заняться рациональным исключением чего-либо. Тем более, в спешке запоминания всего подряд вы сможете запутаться даже в том, что очень хорошо знали. Однако не забывайте, что вернуться к изучению пробелов вам в любом случае придется, так что не откладывайте это в долгий ящик. Да и вообще желательно не попадать в ситуацию отсутствия времени. Учите анатомию по полчаса в день вместо того, чтобы просидеть целый день и ночь перед зачетом. Постоянная стимуляция мозга к работе дает хорошие результаты.
Ну и наконец самая главная проблема изучения анатомии — утрата знаний. Спустя некоторое время вы поймете, что практически все ранее изученное бесследно исчезло в просторах вашего разума. Это нормально, ведь наш мозг устроен таким образом, что та информация, которую мы не используем, «стирается», чтобы на ее место поместить более необходимые знания.
Заключение
Как вы видите, никаких секретов в изучении нет. Придерживаясь этих несложных принципов, вы сможете сильно облегчить себе этот кажущийся непосильным труд и станете лучше ориентироваться в информации в своей голове. Осмелюсь сказать, что вы превратите эту информацию в знания, а знания в мудрость. Не останавливайтесь никогда на достигнутом: выучить анатомию полностью никогда не получится, но всегда нужно пытаться. Если вы не будете пренебрегать вышеописанными советами, то никогда операционное поле не будет для вас пропастью незнания, а жалобы пациента на боль никогда не заставят вас сомневаться в диагнозе.
Никто и никогда не даст вам самой секретной информации, овладев которой вы будете знать все. Все потому, что этой информации нет. Весь ваш результат будет зависеть от вашего собственного желания.
И помните, что не стыдно знать мало — стыдно не тянуться к знаниям.
Для чего нужна анатомия в медицине
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия
Современные аспекты клинической анатомии XXI века
Журнал: Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2018;2(4): 33-40
Каган И. И. Современные аспекты клинической анатомии XXI века. Оперативная хирургия и клиническая анатомия. 2018;2(4):33-40.
Kagan I I. Current aspects of clinical anatomy in the 21 century. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2018;2(4):33-40.
https://doi.org/10.17116/operhirurg2018204133
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия
Лекция основана на анализе и обобщении результатов многочисленных клинико-анатомических исследований, выполненных на кафедре клинической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет». В работе представлены определение современной клинической анатомии, ее классификация по клиническим дисциплинам и методам прижизненной визуализации, методическая основа, в которой главная роль принадлежит компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ультразвуковому сканированию, прижизненной эндоскопии. Показано значение и использование клинической анатомии для установления диапазонов индивидуальных и возрастных различий, анатомических особенностей живого человека, получения новых топографоанатомических данных, изучения изменений при патологии и после оперативных вмешательств. Приведены основные сведения по основам преподавания клинической анатомии.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России, 460000, Оренбург, Россия
Клиническая анатомия, появившаяся в виде прикладной науки еще во времена Н.И. Пирогова, стала интенсивно развиваться во второй половине ХХ века. Ее бурное развитие в 1990—2000-е гг. было обусловлено двумя процессами в клинической медицине:
а) широкое внедрение в клиническую практику диагностических методов прижизненной визуализации;
б) разработка и применение новых хирургических технологий: мини-инвазивных, микрохирургических, эндоскопических, видеоассистированных, катетерных и др.
Названные процессы нашли отражение в формировании ассоциаций клинических анатомов: американской, британской, европейских, российской, а также в издании журналов: англо-американского — «Клиническая анатомия», европейского — «Хирургическая и радиологическая анатомия», китайского — «Журнал клинической анатомии», российского — «Оперативная хирургия и клиническая анатомия».
В России первым клиническим анатомом признан выдающийся хирург и анатом Н.И. Пирогов. Ученый издал руководство и атлас по хирургической анатомии (для хирургов), руководство по топографической анатомии, выпустил в свет работу по прикладной анатомии (для клиницистов).
Изложение всей истории формирования и развития клинической анатомии должно стать предметом отдельного изучения и темой специальных публикаций. В настоящей лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Что такое современная клиническая анатомия.
2. Методическая основа современной клинической анатомии.
3. Научный и практический вклад клинической анатомии в современную теоретическую и клиническую медицину.
4. Клиническая анатомия как учебная дисциплина.
Изложение материала лекции основано на анализе и обобщении данных многочисленных клинико-анатомических исследований, выполненных на кафедре клинической анатомии и оперативной хирургии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» начиная с 80-х гг. ХХ века, а также на основе литературы по клинической анатомии. Полученные конкретные данные были обобщены в ряде монографий и руководств, а наши представления о современной клинической анатомии изложены в итоговой монографии «Современные аспекты клинической анатомии» (2017). Безусловно, ряд выдвигаемых положений может носить дискуссионный характер.
1. Клиническую анатомию мы понимаем как совокупность прикладных направлений и разделов современной системной и топографической анатомии, изучающих строение и топографию органов и областей тела человека в условиях нормы и при патологии в интересах различных дисциплин и разделов клинической медицины.
Существует дифференциация клинической и прикладной анатомии. Мы понимаем клиническую анатомию как прикладную к клинической медицине и считаем эти термины синонимами.
Современная клиническая анатомия имеет довольно сложную структуру, представленную в следующей классификации (табл. 1). Таблица 1. Классификация клинической анатомии
По клиническим дисциплинам можно выделять хирургическую, микрохирургическую, нейрохирургическую, стоматологическую анатомию, а также разделы клинической анатомии для кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, нефрологии, акушерства и гинекологии, эндокринологии, офтальмологии, оториноларингологии.
Деление по методам прижизненной визуализации обусловлено тем, что каждый метод прижизненной визуализации имеет свои особенности в выявлении и изображении анатомических структур. Поэтому целесообразно различать радиологическую (рентгеновскую), компьютерно-томографическую, магнитно-резонансно-томографическую, ультразвуковую, эндоскопическую анатомию.
По мере развития науки могут выделяться новые разделы клинической анатомии. Так, в последние годы проф. А.А. Воробьев издал руководство по косметологической анатомии. В литературе появился термин «трансплантационная анатомия».
2. Методическая основа современной клинической анатомии во второй половине XX столетия претерпела значительные изменения.
С одной стороны, в клинико-анатомических исследованиях продолжает применяться широкий спектр традиционных методов секционной анатомии, среди которых следует особо выделить гистотопографический метод, имеющий большое значение, прежде всего для развития микрохирургической анатомии.
Однако наряду с использованием традиционных анатомических и топографоанатомических методов секционной анатомии основными стали методы прижизненной визуализации: компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ультразвуковое сканирование, прижизненная эндоскопия. В клинической медицине таковыми стали одни из основных современных методов диагностики и визуализации патологических процессов, в клинической анатомии — это исследовательские методы.
Следует подчеркнуть, что имеются особенности применения компьютерной и магнитно-резонансной томографии как исследовательских методов:
1) необходимость скелетотопической привязки томограмм;
2) определение базовых уровней исследуемых томограмм;
3) обязательная морфометрия томограмм;
4) сопоставление с традиционными методами.
Методы прижизненной визуализации имеют ряд явных положительных качеств и преимуществ перед традиционными анатомическими методами:
1) возможность использования больших исследовательских выборок;
2) получение анатомометрических данных для математического анализа;
3) возможность однотипного исследования в условиях нормы и при патологии;
4) соответствие компьютерных и магнитно-резонансных томограмм пироговским срезам;
5) возможности широкого использования 3D-компьютерных технологий.
3. Рассмотрим главный вопрос. Что дает использование методов прижизненной визуализации в анатомических и топографоанатомических исследованиях? Каков их научный и практический вклад в современную клиническую анатомию? Для более полного ответа необходимо выделить четыре узловых направления.
1. Установление диапазонов индивидуальных различий, возрастных изменений, половых различий и их количественная характеристика.
Важно подчеркнуть, что такая возможность реализуется благодаря применению значительных по количеству наблюдений исследовательских выборок. Так, в исследованиях кафедры клинической анатомии и оперативной хирургии их количество составляет от 150 до 500. Рассмотрим примеры.
На рис. 1 представлен Рис. 1. Рентгеноанатомический диапазон индивидуальных различий ободочной кишки (из работы А.М. Адегамовой). рентгеноанатомический диапазон индивидуальных различий ободочной кишки, который составлен на основе анализа 230 ирригограмм. При этом дана количественная характеристика частоты крайних и промежуточных форм диапазона.
На рис. 2 показаны Рис. 2. Крайние формы головного мозга на аксиальных магнитно-резонансных томограммах в детском возрасте (из работы С.С. Струковой). крайние формы головного мозга детей трех возрастных групп на основе 150 наблюдений без выявленной патологии. Полученные данные свидетельствуют о том, что уже с трехлетнего возраста выделяются крайние формы головного мозга, соответствующие долихоцефалической и брахицефалической формам черепа.
На рис. 3 представлены Рис. 3. Индивидуальные различия в уровнях и форме границы между слизистыми пищевода и желудка при прижизненной эндоскопии пищеводно-желудочного перехода (из работы О.Б. Дроновой). при прижизненной эндоскопии значительные различия высоты расположения и формы Z-линии, то есть границы между пищеводным и желудочным эпителием, при которых желудочная слизистая может выстилать до 4 см внутренней поверхности абдоминального отдела пищевода.
2. Уточнение и выявление анатомических и топографоанатомических особенностей живого человека.
Известна традиционная форма просвета трахеи в виде полуовала с плоской задней стенкой. Однако на аксиальных прижизненных компьютерных томограммах (рис. 4) Рис. 4. Различия надбифуркационного отдела трахеи на аксиальных компьютерных томограммах (из работы М.Н. Васюкова). индивидуальные различия надбифуркационного отдела трахеи выглядят по-разному. Особенно интересен правый нижний вариант с вдавлением в просвет трахеи пищевода и сужением дыхательного пространства.
Методы прижизненной визуализации позволяют изучить изменения в положении органов, например при различных пространственных положениях тела. Так, на рис. 5 показаны Рис. 5. Различия в уровнях расположения поперечной ободочной кишки при горизонтальном (слева) и вертикальном (справа) положениях тела одного и того же человека (из работы А.М. Адегамовой). различия в уровнях расположения поперечной ободочной кишки при горизонтальном и вертикальном положениях тела. Разница может достигать высоты тел трех позвонков.
3. Получение новых топографоанатомических данных и морфометрических характеристик анатомических структур.
На основе использования методов прижизненной визуализации возможно описание особенностей топографии анатомических структур, не нашедших отражения в литературе. Так, на рис. 6 показаны Рис. 6. Венечный синус сердца на прижизненных коронарограммах (венозная фаза) (из работы В.В. Белянина). различия венечного синуса сердца при использовании венозной фазы коронарографии. Определяется его пространственная голотопия и скелетотопия.
При использовании серийной компьютерной томографии и разработанной методики впервые была дана количественная характеристика возрастным и половым различиям объемов забрюшинного пространства и его клетчаточных пространств, что представлено в табл. 2. Таблица 2. Средние значения объемов забрюшинного пространства и его жировой клетчатки, см 3 (из работы С.Н. Лященко)
4. Изучение изменений в анатомическом строении и топографии органов и областей при патологии и после объемных оперативных вмешательств.
Проиллюстрируем этот важный раздел клинической анатомии следующими примерами.
На рис. 7 можно Рис. 7. Аксиальные компьютерные томограммы средостения через 2 нед и 3 мес после операции резекции пищевода с гастроаутопластикой по Льюису (из работы П.В. Самойлова). видеть этапы «встраивания» желудочного трансплантата и изменения в средостении после резекции грудного отдела пищевода с гастроаутопластикой по Льюису через 2 нед и 3 мес после операции. Большое значение имеют методы прижизненной визуализации при изучении топографоанатомических изменений после операций по удалению крупных органов.
На рис. 8 представлены Рис. 8. Фронтальные компьютерные томограммы грудной клетки после левосторонней и правосторонней пневмонэктомии через 10 сут после операции (из работы М.Н. Васюкова). фронтальные компьютерные томограммы после левосторонней и правосторонней пневмонэктомии, показывающие значительные смещения средостения в сторону удаленного легкого, поднятие куполов диафрагмы вместе с печенью или желудком, западение грудной стенки на стороне операции. Этим изменениям может быть дана точная анатомо-метрическая характеристика.
На рис. 9 показаны Рис. 9. Аксиальные компьютерные томограммы брюшной полости и забрюшинного пространства после левосторонней и правосторонней нефрэктомии по поводу рака почки (из работы Ю.В. Сафроновой). изменения в брюшной полости и забрюшинном пространстве после левосторонней и правосторонней нефрэктомии со смещением в забрюшинное пространство восходящей или нисходящей ободочной кишки, печени, двенадцатиперстной кишки, хвоста поджелудочной железы, селезенки.
Представленные данные свидетельствуют о значительных послеоперационных изменениях всей топографической анатомии грудной и брюшной полостей, что требует специального изучения и составляет важный раздел современной клинической анатомии.
Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о больших возможностях методов прижизненной визуализации в изучении и получении новых данных, выявлении клинико-анатомических закономерностей в разных разделах клинической анатомии.
4. Вопрос клинической анатомии как учебной дисциплины заслуживает отдельного рассмотрения, включающего содержание, организационное, методическое обеспечение преподавания клинической анатомии.
Преподавание клинической анатомии должно быть сосредоточено на кафедрах оперативной хирургии и топографической (клинической) анатомии. На додипломном этапе эту дисциплину следует преподавать в 6—7-м семестрах после изучения студентами фундаментальной, системной анатомии.
В основу ее содержания на данном этапе необходимо положить топографическую анатомию областей, клиническую анатомию основных органов, клинико-анатомическое обоснование типовых оперативных вмешательств и методов прижизненной визуализации.
При обучении клинических ординаторов на последипломном этапе, в ходе преподавания циклов специализации и усовершенствования врачей разных специальностей следует преподавать профильные разделы и направления клинической анатомии на профессиональной основе и в соответствии с конкретными медицинскими специальностями.
Таким образом, современная клиническая анатомия имеет сложную многоплановую структуру, она продолжает развиваться как самостоятельное научно-практическое направление современной анатомии.
Клиническую анатомию можно преподавать как самостоятельную учебную дисциплину в целом или разделами в виде клинико-анатомической основы для разных клинических дисциплин.
В общем виде значение клинической анатомии заключается: в фундаментальном теоретическом плане — в создании вариантной, количественной клинической анатомии живого человека; в научно-практическом плане — в создании анатомических основ диагностических методов прижизненной визуализации, топографоанатомическом обосновании новых оперативных вмешательств, выявлении анатомических и топографоанатомических изменений при патологии и после оперативных вмешательств.
Клиническая анатомия является важной основой клинической медицины и имеет существенное значение в ее дальнейшем развитии.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.