Для чего нужна антикоррупционная оговорка в договоре
Новость
Военный прокурор разъясняет: «Что такое антикоррупционная оговорка?»
В соответствии с положениями статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и сферы деятельности обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
С целью реализации вышеуказанных требований законодательства Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013.
Реализация мер по предупреждению коррупции существенно снижает риски применения в отношении организации мер административной и уголовно-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Профилактика коррупции при выборе деловых партнеров и контрагентов, при выстраивании отношений с ними снижает вероятность наложения на организацию санкций за недолжные действия посредников и партнеров.
Деятельность по предупреждению коррупции в организации должна носить системный и последовательный характер. Для этого рекомендуется, прежде всего, разработать и принять локальные акты организации по вопросам противодействия коррупции. Виды и содержание локальных актов конкретной организации определяется особенностями деятельности организации.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как способ реализации меры по разработке и внедрению в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, может являться включение в гражданско-правовой договор, заключаемый организацией, антикоррупционной оговорки.
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется и не устанавливается ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны свободны в заключении договора. Соответственно, никто не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки должно отвечать требованиям закона и быть разумным и исполнимым применительно к конкретным условиям сделки, также может быть утверждено локальным нормативным актом.
Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, рекомендуется:
1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;
2) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.
Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.
Письменный мотивированный отказ от включения в договор антикоррупционной оговорки в случае совершения контрагентом коррупционного правонарушения поможет подтвердить, что вы приняли все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений другой стороной.
Для чего нужна антикоррупционная оговорка в договоре
Актуально
Акция «Вода — безопасная территория»
Что такое антикоррупционная оговорка при заключении гражданско — правовых договоров?
Что такое антикоррупционная оговорка при заключении гражданско — правовых договоров?
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Как следует из содержания указанной нормы перечень мер по предупреждению коррупции не является исчерпывающим, а следовательно, могут применяться и другие меры. В настоящее время в деловом обороте получает развитие понятие антикоррупционной оговорки при заключении договоров.
Антикоррупционная оговорка — это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа.
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется.
То есть, он не обязывает включать такую оговорку в договоры и не устанавливает ее содержание. Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации.
Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации о мерах по предупреждению и противодействию коррупции).
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), а следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
— запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;
-порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);
— права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение. Например, право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Старший помощник прокурора Артинского района Скрынник Н.В.
по информации Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
4 апреля 2019 «Прямая линия»
В «Школе Росреестра» разъясняют для садоводов
Все новости в категории
Что такое антикоррупционная оговорка в гражданско-правовых договорах и чем она регламентируется
Антикоррупционная оговорка — это условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа.
Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения (Меры по предупреждению коррупции в организациях, утвержденные Минтрудом России).
При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой.
Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание.
Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации принимают во исполнение ст. 13.3 Закона о противодействии коррупции. Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку.
Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры. Однако необходимо учитывать, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Следовательно, нельзя обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.
Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Обычно это отдельный раздел в договоре, который предусматривает:
Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, рекомендуется сделать, в частности, следующее:
Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.
Письменный мотивированный отказ от включения в договор антикоррупционной оговорки в случае совершения контрагентом коррупционного правонарушения поможет подтвердить, что вы приняли все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений другой стороной.
Для чего нужна антикоррупционная оговорка в договоре
9. АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ОГОВОРКА
9.1. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей прямо или косвенно любым лицам для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.
9.2. При исполнении обязательств по Контракту Стороны, их аффилированные лица не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Контракта законодательством Российской Федерации, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные действия, нарушающие требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.3. В случае возникновения у Стороны обоснованных подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений раздела 9 Контракта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. После получения письменного уведомления другая Сторона обязана направить подтверждение того, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение 10 рабочих дней с даты письменного уведомления о нарушении.
В письменном уведомлении другая Сторона обязана сослаться на обоснованные факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или не дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений Контракта Стороной, ее аффилированными лицами, выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством Российской Федерации, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также иных действиях, нарушающих требования применимого законодательства Российской Федерации и международных актов о противодействии коррупции.
9.4. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в разделе 9 Контракта действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право направить обоснованные факты или предоставить материалы компетентным органам в соответствии с применимым законодательством Российской Федерации.
Антикоррупционная оговорка в договорах с контрагентами
В последнее время борьба с коррупцией стала частью государственной политики. В связи с этим распространилась практика включения в договоры так называемых антикоррупционных оговорок. Возникает вопрос, обязательно ли указывать такую оговорку в договоре и, если указывать, какой она может быть.
Предыстория
Беларусь совместно с другими странами Европы является стороной в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию. Данная Конвенция обязывает закрепить в национальном законодательстве, в частности, следующие нормы:
— о недействительности сделок, связанных с коррупционными преступлениями ;
— о том, что сторона сделки, чье согласие было нарушено актом коррупции, вправе обратиться в суд в целях признания сделки недействительной ;
— о полном возмещении стороне сделки ущерба, понесенного ею в результате коррупции ;
На заметку
Ущерб от акта коррупции подлежит возмещению, когда :
1) ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;
2) истец понес ущерб;
3) существует причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.
Эта Конвенция легла в основу политики государств Европы в сфере борьбы с коррупцией.
Коррупция «по-белорусски»
Белорусское законодательство к коррупции относит следующие действия :
Какие действия | Кто совершает | Кто получает выгоды | Какие выгоды получены |
Умышленное использование служебного положения | Должностное лицо | Должностное лицо или третьи лица | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества |
Подкуп должностного лица | Физлицо в своих интересах Физлицо в интересах или от имени юрлица (в том числе иностранного) | Физлицо Юрлицо | Подкупаемое должностное лицо совершит в интересах этих лиц действия или воздержится от их совершения при исполнении служебных обязанностей |
Должностное лицо | Имущество или другую выгоду в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества | ||
_______________ В понятие «должностное лицо» включают государственных должностных лиц, иностранных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам. К последним относятся, в частности, лица : — занимающие в организациях должности любой формы собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; — уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий. |
Что касается сделок, совершенных под влиянием коррупции или так называемых «откатов», анализ ГК показывает, что в белорусском законодательстве нет норм, прямо признающих их недействительность.
Такая возможность все же может просматриваться в ряде статей ГК при условии расширения их толкования судебными инстанциями. Но это не всегда может быть корректным с точки зрения конструкции указанных статей. Возможно, по этой причине в настоящее время нет широкой судебной практики о признании недействительными сделок, связанных с коррупционными действиями.
Сегодня часто высказывается мнение, что следует взять за правило прописывать в договорах обязательство «не участвовать в коррупционных схемах». Это, скорее, попытка внести понимание, что взятки — это плохо, что это не приветствуется бизнес-сообществом.
Обязательность антикоррупционной оговорки
Каждая организация должна применять меры по предотвращению проявлений коррупции. В частности, законодательством определены следующие меры :
— планирование и координирование деятельности по борьбе с коррупцией;
— установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении должностных лиц организации.
При буквальном толковании этой нормы следует, что каждая организация в рамках приведенных мер самостоятельно определяет, как и каким образом будет противодействовать коррупции. Более того, нет прямого указания на то, что организации обязаны включать в договоры антикоррупционные оговорки.
Из данной нормы также следует, что она ориентирована на организацию противодействия коррупции внутри организации, но не между организациями. И это правильно. Каждая организация обязана самостоятельно контролировать недопущение проявления коррупции у себя, своими сотрудниками при вступлении во взаимоотношения с третьими лицами. Другое дело, когда организации, вступая друг с другом в гражданско-правовые отношения, заключают договор.
Отметим, что для исполнения антикоррупционного законодательства стороны договора не обязаны возлагать на себя обязательство по его исполнению. Эта обязанность установлена законом. Если будет доказано, что какие-либо лица участвовали в коррупционных схемах, то они несут ответственность в рамках действующего уголовно-правового законодательства.
Антикоррупционная оговорка в договоре
Несмотря на необязательность антикоррупционной оговорки, порой ее включение целесообразно. Причины для этого могут быть, например, следующие:
— выбор организацией включать оговорку как один из способов соблюдения законодательства по борьбе с коррупцией;
— проявление руководством организации высокоморальных принципов и гражданской ответственности по борьбе с коррупцией;
— желание сделать нарушение законодательства по борьбе с коррупцией событием, наступление которого влечет негативные последствия для стороны, нарушившей его. Например, прекращение договора, уплата штрафов, компенсации и т.д.
Если стороны согласились с необходимостью внесения в договор антикоррупционной оговорки, то сформулировать ее можно следующим образом:
«Стороны подтверждают, что им известны требования законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь о противодействии коррупции (далее — антикоррупционные требования). Стороны обязуются обеспечить соблюдение антикоррупционных требований и несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора. В рамках настоящего Договора под антикоррупционными понимаются действия, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией».
В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта, соответствующая Сторона обязуется уведомить об этом другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего пункта.
В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от коррупционных действий и (или) неполучения другой Стороной в десятидневный срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет с приложением документов, подтверждающих данных факт, другая Сторона вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив соответствующее письменное уведомление первой Стороне.
Сторона, нарушившая антикоррупционные требования и (или) не обеспечившая несовершение коррупционных действий при исполнении настоящего Договора своими работниками, представителями, аффилированными лицами, а также субподрядчиками и иными контрагентами, привлекаемыми ими для исполнения настоящего Договора, обязана возместить другой Стороне возникшие у нее в результате этого убытки. Порядок возмещения убытков определяется действующим законодательством Республики Беларусь».