Для чего нужна апс в учреждении
Письмо
Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 24 сентября 2020 года № ИВ-117-43 Об оснащении необходимости оснащения здания АПС
24 сентября 2020 года
В ответ на Ваше обращение сообщаю, что по мнению специалистов института при отсутствии прямой необходимости оснащения здания автоматической пожарной сигнализацией (АПС) в соответствии с приложением А СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», для обеспечения работы пассажирского лифта в режиме «пожарная опасность» следует предусмотреть оснащение АПС только поэтажных лифтовых холлов или, при отсутствии лифтовых холлов, помещений, для которых предусмотрена остановка указанного лифта.
Одновременно сообщаю, что в настоящее время утвержден новый свод правил «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (Приказ МЧС России от 20.07.2020 г. № 539, с введением в действие с 01.03.2021) взамен приложения А СП 5.13130.2009. В соответствии с положениями указанного нового свода правил все жилые многоквартирные здания подлежат защите АПС независимо от этажности.
В 2020 году ВНИИПО отказывается от своего мнения выраженного в этом письме 2015 года и говорит, что не все здания ниже 28 метров нужно оборудовать пожарной сигнализацией, а только коридоры и отдельные помещения в них, но при этом заявляет и то, что после издания новых правил пожарной опять нужно будет оборудовать всё здание, т.е. возвращается с первоначальной позиции 2015 года.
ФГБУ ВНИИПО МЧС России
Адресат не дал согласие на публикацию данных
Заместитель начальника института А. Ю. Лагозин
Для чего нужна апс в учреждении
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 сентября 2021 года N 1464
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 сентября 2021 года N 1464
Требования к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре
2. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция, техническое перевооружение или изменение функционального назначения после вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», применяются требования Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции, техническому перевооружению или изменению функционального назначения. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, вправе применять положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» вне зависимости от проведения капитального ремонта, реконструкции, технического перевооружения или изменения функционального назначения при оснащении объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
3. Объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с:
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
4. В случае превышения в пределах 5 процентов значения нормативного показателя площади, приведенного в приложениях N 1 и 3 к настоящему документу, допускается защита здания (помещения) системой пожарной сигнализации без использования автоматических установок пожаротушения.
5. В зданиях и сооружениях не оснащаются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации следующие помещения:
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1-3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы.
6. В лифтовых холлах и безопасных зонах допускается установка только системы пожарной сигнализации.
Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6-10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации.
7. Под площадью помещений, предусмотренных приложением N 3 к настоящему документу, понимается площадь части зданий или сооружений, выделенная ограждающими конструкциями, отнесенными к противопожарным преградам с пределом огнестойкости не менее EI 45 для перегородок и не менее REI 45 для стен и перекрытий. В случае, если помещения не выделяются ограждающими конструкциями с указанным пределом огнестойкости, под площадью этих помещений понимается площадь, выделенная наружными ограждающими конструкциями здания или сооружения.
8. Объекты защиты оснащаются системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с критериями оснащения объектов защиты системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре согласно приложению N 5.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
9. Если площадь помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения, составляет 40 процентов и более общей площади этажей здания и сооружения, следует предусматривать оборудование здания, сооружения в целом автоматическими установками пожаротушения с учетом пункта 7 настоящего документа.
10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений.
11. Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.
Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации.
12. Звуковые пожарные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать уровень звукового сигнала не менее чем на 15 акустических децибел выше допустимого уровня звука постоянного (фонового) шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука в защищаемом помещении (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми звуковыми пожарными оповещателями) должен быть не менее 75 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя, но не более 120 акустических децибел в любой точке защищаемого помещения. Измерение уровня звука должно производиться шумомером на расстоянии 1,5 метра от уровня пола.
13. В спальных помещениях (помещениях, которые функционально предназначены для нахождения в них людей в состоянии сна) звуковые сигналы системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны иметь уровень звука не менее чем на 15 акустических децибел выше уровня звука постоянного шума в защищаемом помещении. При этом общий уровень звука (уровень звука постоянного шума в помещении совместно с уровнем звука сигналов, производимых всеми оповещателями пожарными звуковыми) в защищаемом помещении должен быть не менее 70 акустических децибел на расстоянии 3 метров от оповещателя. Измерения должны проводиться на уровне головы наиболее высоко расположенного спящего человека.
14. В защищаемых помещениях, в которых уровень звука постоянного (фонового) шума более 95 акустических децибел, звуковые оповещатели должны комбинироваться со световыми, допускается использование световых мигающих оповещателей.
15. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должна включаться от командного импульса, формируемого системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения. При этом допускается:
а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;
б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения.
Приложение N 1
к требованиям к оснащению
объектов защиты автоматическими
установками пожаротушения,
системой пожарной сигнализации,
системой оповещения и управления
эвакуацией людей при пожаре
Критерии оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения
Учет пожарной сигнализации
Про учет пожарной сигнализации на страницах нашего журнала писали не раз, но все же у бухгалтеров возникают вопросы по данной теме. Рассмотрим в статье основные моменты, на которые необходимо обратить особое внимание, приобретая данный вид нефинансовых активов.
Объект учета.
Пожарная сигнализация – совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты (Закон о требованиях пожарной безопасности [1] ).
Система пожарной сигнализации представляет собой:
В соответствии с п. 7, 10 СГС «Основные средства», руководствуясь приведенной терминологией, систему пожарной сигнализации можно учитывать:
Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Таким образом, система пожарной сигнализации принимается к учету единым инвентарным объектом, которому необходимо присвоить инвентарный номер в порядке, установленном учетной политикой учреждения, с учетом положений СГС «Основные средства» и Инструкции № 157н [3] (п. 9 СГС «Основные средства»).
Первоначальная стоимость.
Первоначальная стоимость системы пожарной сигнализации определяется в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом законодательства РФ по исчислению НДС, которые отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 0 106 00 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства» и могут включать следующие затраты (п. 15 СГС «Основные средства», разд. 5 Письма Минфина РФ № 02‑07‑07/84237 [4] ):
а) цену приобретения, в том числе таможенные пошлины, невозмещаемые суммы НДС (иного налога), исключая полученные скидки (вычеты, премии, льготы);
б) любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, в котором он пригоден к эксплуатации, в том числе:
ОКОФ и счет учета.
Напомним, основные средства объединяются (п. 53 Инструкции № 157н):
В частности, систему пожарной сигнализации можно отнести к коду 330.26.30.50 «Устройства охранной или пожарной сигнализации и аналогичная аппаратура» группы «Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» ОКОФ.
Таким образом, система пожарной сигнализации в казенном учреждении учитывается на счете 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения» (п. 38, 53 Инструкции № 157н, п. 4 Инструкции № 162н [7] ).
Амортизация.
Пункт 36 СГС «Основные средства» предусматривает три метода начисления амортизации на основные средства. Учреждению необходимо выбрать один из них и закрепить его в учетной политике. Таким образом, на пожарную сигнализацию амортизация будет начисляться в том порядке, какой установлен в учреждении для основных средств.
Метод начисления амортизации
Равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива
Метод уменьшаемого остатка
Определение годовой суммы амортизации исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого учреждением и установленного им в соответствии с его учетной политикой
Пропорционально объему продукции
Начисление суммы амортизации, основанное на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. При данном методе сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств
Срок полезного использования системы пожарной сигнализации можно определить исходя:
а) из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала. При этом по объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства РФ № 1 в 1 – 9‑ю амортизационные группы, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп;
б) из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию охранной системы, и (или) на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом, например:
Амортизация на систему пожарной сигнализации стоимостью:
Применение КОСГУ.
Статья (подстатья) КОСГУ
Оплата договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с устранением неисправностей пожарной сигнализации
225 «Работы, услуги по содержанию имущества»
Установка (расширение) пожарной сигнализации (включая приведение в состояние, в котором она пригодна к эксплуатации), в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по ее модернизации (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы по которым следует относить на статью 310 КОСГУ)
228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»*
Монтаж (установка) пожарной сигнализации, расходы на который не формируют капитальные вложения
226 «Прочие работы, услуги»**
Приобретение комплектующих, составных частей, в том числе в случае приобретения, связанного с заменой выбывших из строя частей, деталей новыми и не приводящего к изменению (расширению) функциональных возможностей, улучшению технических характеристик и увеличению первоначальной (балансовой) стоимости основного средства
346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»***
Приобретение материалов, деталей, комплектующих и прочих изделий (для целей капитальных вложений), направленных на изменение (расширение) функциональных возможностей (повышение нагрузки и (или) другие новые качества), улучшение технических характеристик (увеличение срока полезного использования и др.), увеличивающих первоначальную (балансовую) стоимость основного средства
347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений»***
Приобретение системы пожарной сигнализации (или отдельных ее частей, относящихся к основным средствам)
310 «Увеличение стоимости основных средств»
* Если расходы осуществляются в рамках капитального ремонта в целях капитальных вложений (Письмо Минфина РФ от 21.06.2019 № 02‑08‑10/46506) или впоследствии повлияют на стоимость основных объектов нефинансовых активов (письма Минфина РФ от 24.07.2019 № 02‑08‑05/55267, от 09.08.2019 № 02‑08‑10/60687).
** Оплата работ (услуг) по реализации требований пожарной безопасности, установленных ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 69‑ФЗ «О пожарной безопасности», если эти работы (услуги) не формируют капитальных вложений (Письмо Минфина РФ от 21.06.2019 № 02‑08‑10/46506) или расходы не связаны с формированием стоимости нефинансовых активов (Письмо Минфина РФ от 07.06.2019 № 02‑08‑10/42093).
*** Оплата проведенных работ отражается по подстатье 228 «Услуги, работы для целей
капитальных вложений» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 26.07.2019 № 02‑08‑05/56168).
Бухгалтерские записи.
Согласно п. 7, 102, 111 Инструкции № 162н приобретение системы пожарной сигнализации и ее содержание отражаются проводками:
В рамках одного договора: приобретение и монтаж системы пожарной сигнализации
Отражены суммы поставленных поставщиком материальных ценностей и оказанных услуг
Принята к учету система пожарной сигнализации
Оплачены услуги поставщику
В рамках нескольких договоров: отдельно приобретение системы
пожарной сигнализации и отдельно ее монтаж
Отражены суммы поставленных поставщиком материальных ценностей
Оказаны услуги монтажа и установки пожарной сигнализации
Принята к учету система пожарной сигнализации по сформированной стоимости
Оплачены поставщику поступившие материальные ценности
Оплачены услуги монтажа и установки пожарной сигнализации
Оплата услуг, не формирующих стоимость пожарной сигнализации
Оплачены оказанные услуги
Оплата ремонта пожарной сигнализации по нескольким договорам: на приобретение запасных частей, выполнение работ
Приобретены запасные части для ремонта
Оказаны услуги по ремонту
Оплата ремонтных работ в рамках одного договора
Оказаны услуги по ремонту пожарной сигнализации (стоимость запасных частей включена в общую сумму договора)
* По соответствующей подстатье КОСГУ.
[1] Федеральный закон от 22.07.2008 № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н.
[3] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[4] Письмо Минфина РФ от 15.12.2017 № 02‑07‑07/84237 «О направлении Методических указаний по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н».
[5] Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013‑2014 (СНС 2008), принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст.
[6] Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
[7] Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.
[8] Порядок применения КОСГУ, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Норма П.Б.
ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 “Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, Гостям, а также Коллегам по цеху! Сегодня мы будем обсуждать Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое вступает в действие с 01.03.2022г. и действует до 01.03.2027г. Указанный срок определен для данного документа в основном потому, что требования, которые предъявляет настоящий документ относятся к объектам, введенным в эксплуатацию, или проектная документация которых была отправлена в экспертизу до 1 мая 2009 года (до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Очень многие спрашивают нас – «А зачем это Постановление надо? Есть же уже СП484; СП485; СП486, СП3, которые регламентируют все эти вещи?» Поясняем. Все перечисленные СП разработаны в рамках исполнения требований ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который действует с 1 мая 2009 года. Но существует много объектов, которые запроектированы и построены ранее этой даты. Эти объекты существуют и на них необходимо соблюдать требования пожарной безопасности. А какие требования? Вот в статье 4 пункт 4 ФЗ-123 написано как раз по этому поводу:
“В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению».
Иными словами, объекты инспектируются по тем нормам, которые действовали до вступления в действие ФЗ-123, то есть по всяким разным НПБ.
Но вот ведь какая петрушка получается. Мы уже публиковали на сайте Норма ПБ статью, извещающую о выходе в свет Постановления Правительства №1034 от 11.07.2020 г., упраздняющего целый ряд нормативных документов и подзаконных актов. Вот ссылка на статью
Сам документ можно скачать из тела статьи или (если лень читать статью) вот по прямой ссылке пройдите и скачайте (все удовольствия для Вас) Postanovlenie_Pravitelstva_RF_ot_11_07_2020_1034
То есть, не действуют уже НПБ эти (кроме разве НПБ110 и НПБ104, которые исключены позже из данного списка Постановлением Правительства РФ от 19.12.2020г. № 2179). Получается юридическая коллизия. Не возможно инспектировать объекты и инспектировать их по документам, действие которых прекращено официально. По этому, наше Правительство, во главе с Мишустиным, обеспокоились и прониклись существующей проблемой, в результате чего выдали Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 которое как раз и устанавливает правила и нормы пожарной безопасности для указанных «старых» объектов.
Ну что же, скачать документ можно у нас на сайте из библиотеки нормативщика или пройдя по ссылке Постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 № 1464
А теперь, кратенько, постараемся, о самом главном в данном документе. Как обычно в наших обсуждениях, особо важные моменты документа я буду приводить в красном цвете, описание в обычном черном цвете, а собственные комментарии к написанному выделю синим шрифтом.
Итак, дата введения в действие данного документа — с 01.03.2022г. по 01.03.2027г.
критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 1;
критериями оснащения сооружений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 2;
критериями оснащения помещений системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 3;
критериями оснащения оборудования автоматическими установками пожаротушения согласно приложению N 4.
а) с мокрыми процессами (душевые, плавательные бассейны, санузлы, охлаждаемые камеры, мойки и т.п.);
б) венткамеры (за исключением вытяжных, обслуживающих производственные помещения категории А или Б по взрывопожарной опасности), насосные водоснабжения, бойлерные, тепловые пункты и другие помещения для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
в) категории В4 (кроме помещений, предусмотренных приложениями N 1 – 3 к настоящему документу) и категории Д по пожарной опасности;
г) лестничные клетки;
д) тамбуры и тамбур-шлюзы. Обратите внимание! Список помещений-исключений адаптирован к новым документам, то есть добавлены тамбура, охлаждаемые камеры, прочие помещения, которых не было в документах, действовавших до ФЗ-123. Это некоторое облегчение, которое собственно не значит, что нужно срывать пожарные извещатели в тамбурах. Это приведет к расхождению с проектной документацией.
Отдельно стоящие понижающие трансформаторные подстанции и распределительные пункты напряжением 6 – 10 киловольт без постоянных рабочих мест или без постоянного присутствия людей допускается не оснащать автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации. То же самое. Ранее, таких допущений не было. Но это совсем не значит, что нужно срезать существующие в лифтовых холлах спринклерные сети.
Классификация систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре приведена в приложении N 6.
Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации. Хмм. Ну вот этот момент безопасной эвакуации требуется доказать путем расчета развития пожара и блокирования эвакуационных путей, учитывая инерционность систем, сравнивания с расчетом времени эвакуации. Тот же расчет риска, по сути.
а) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре дистанционное и местное включение, если в соответствии с настоящим документом для объектов защиты не требуется оснащение системой пожарной сигнализации или автоматической установкой пожаротушения;
б) использовать в системе оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3 – 5 типов полуавтоматическое управление, а также дистанционное и местное включение в отдельных зонах оповещения. Очень интересный пункт! Индульгенция, прямо скажем. Ну ладно подпункт «а», но подпункт «б» вообще огонь! Полуавтоматическое управление вообще фраза многозначащая! Охранник увидел что на панели ППК загорелся индикатор «пожар» и потом, почесав задницу, подумав пару минут, все таки ткнул пальцем в кнопку, от которой автоматически включилось оповещение в здании. Это в лучшем случае. А то может не спеша сначала выдвинулся на место предполагаемого пожара понюхать дым, чтобы потом вернуться и только тогда ткнуть пальцем в кнопку. Во какая полуавтоматика получается! А дистанционное и местное включение вообще огонь! Зачем автоматика? Люди сами, когда пожар разгорится, ткнут кнопку включения СОУЭ на этаже где горит …… если успеют, конечно.
Здесь пока все также как и в новом СП486.1311500.2020г., кроме пункта 4.1.2.1, в котором нет разделений на С0 и С1 – общая позиция 7000 кв.
Здесь разница касаемая жилых зданий по п.6 – сохранилось требование только для зданий 28 метров и выше. Те что ниже, не оборудуются. И еще в пункте 12.2.2 не значительное уточнение – 3500 кв.м., тогда как в СП486.1311500 – 4000 кв.м. Также общежития приняты одним пунктом (квартирные или не квартирные все равно) – АПС для всех. Гостиницы принимаются по требованиям к общественным помещениям.
Здесь обратите внимание на определение высоты здания по Примечанию 1 к Приложению 1. Есть очень существенные различия с СП486.1311500. Про здания школ, пожарных депо, зоопарки и мелкие отдельно стоящие здания магазинов отдельно ничего не написано. Но это все относится к зданиям административного и общественного назначения и оборудуются системами ПС в соответствии с п. 11, независимо от площади.
От СП486.1311500 отличается нормами к запотолочному пространству (не значительно), а также отсутствуют нормы на строительные бытовки и вагончики. Но вряд ли вагончики и бытовки установлены до начала действия ФЗ-123. Это было бы слишком долго для временных строений.
Холодильных камер в нормах нет, но они по данному документу не защищаются, в отличии от СП486.1311500. Также нет производственных помещений категории А с обращением горючих газов.
Здесь изменений нет вообще
Здесь изменений нет вообще
Небольшое различие в плане помещений железнодорожного транспорта
Здесь все однотипно
В документе, в отличии от СП486, отсутствуют отдельные требования к производственным и складским помещениям категории В4 в зданиях Ф1.1,Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1 и Ф4.2. Также нет требований к чердакам, детским игровым зонам, Помещениям Ф3.2 в подвалах и помещений детских дошкольных учреждений, встроенных в помещения иного назначения. Также нет норм на встроенные в здания иного назначения помещений гостиничных услуг, мусоросборные камеры, помещения складские и производственные, расположенные в общественных зданиях. Ко всем перечисленным помещениям применяются нормы основных пунктов зданий в которые встроены данные помещения, а также требованиям основных пунктов, регламентирующих складские и производственные помещения определенных категорий.
Обратите внимание на допуски по пунктам 4 и 5 Примечания.
Примечания: 1. Оборудование, указанное в пунктах 3 и 5 настоящего документа, допускается вместо автоматических установок пожаротушения оснащать автономными установками пожаротушения.
В Примечании пункты 2 и 3 имеют отличия от СП486, в части допущений систем АПТ в окрасочных камерах, а также в части оборудования установками АПТ стеллажей выше 5,5 метров.
От требований СП3.13130.2009 отличается в части пункта 4 (Психиатрические больницы) – здесь 3 тип СОУЭ и все, тогда как в СП3.13130 предусмотрен 3 тип и выше, при 60 и более койко-мест.
А вот здесь есть изменения по жилым зданиям – появились нормы от 26 этажей и выше, тогда как в СП3.13130.2009 нормировались только 25 этажей самые высокие здания. И еще в пункте 7 по Театрам есть изменения в количестве зрителей, но это не так существенно, если вдуматься. Про организации общественного питания изменения только в числе этажности, написали «от 3 этажей» и теперь не понятно, как подходить если этажей менее трех!
Поменялись конечно количества людей в 16 и 17 пунктах, но как бы отличия не значительны. В Примечаниях обратите внимание на пункты 5 и 7 – они новые.
Различие есть только в Примечании, но различие очень существенное. Пункт 5 допускает световые оповещатели, которые включаются только при начале оповещения. То есть в дежурном режиме они могут быть выключены. Тогда как в СП3.13130 такое не допустимо – световые оповещатели должны светиться в дежурном режиме. Также, пунктом 4, есть указание считать СОУЭ 3-5 типов автоматизированными системами, что имеет значение при разработке сметы на наладочные работы. Теперь есть основание включить пункт пусконаладки для СОУЭ отдельно и для прибора АПС отдельно.
На этом анализ документа Постановление Правительства от 01.09.2021 №1464 считаем законченным. Ну что, документ не лишний, скажем так. Есть «светлые проблески», хотя различий не много. По крайней мере, конфликты с отмененными документами и требованиями ФЗ-123 частично разрешены. Теперь остается конфликт с еще действующими НПБ110 и НПБ104. Но думаю, до весны следующего года эти документы упразднят окончательно. А иначе, для чего бы нужно было городить данное Постановление!