Для чего нужна аспирантура
Для чего нужна аспирантура?
Кто такой аспирант?
Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.
Аспирантами принято называть учащихся на очных и заочных формах, а остальные – соискатели.
Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.
В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.
Чем аспирантура отличается от магистратуры?
По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:
Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:
Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.
Кому нужна аспирантура
Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.
Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:
Как стать аспирантом в университете
Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:
О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.
Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:
Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.
На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.
Права и обязанности аспиранта
Обучение в аспирантуре дает право:
Обязанности аспиранта четко определены:
Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.
Могут ли аспиранты преподавать в вузе
Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.
Существует обязательная педагогическая практика. Аспирант преподает в вузе, его нагрузка каждый год составляет около 50 часов.
Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.
По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.
Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.
Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.
Что дает аспирантура после окончания
Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.
При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.
Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:
Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.
Стоит ли бросать аспирантуру?
Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.
Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.
Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.
Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.
Зачем поступать в аспирантуру 8355
В наше время престиж профессии ученого заметно снизился по сравнению с XX веком. Более почетно быть программистом, бизнесменом, топ-менеджером. Да и финансовое положение научных работников оставляет желать лучшего. Но, тем не менее, поток желающих «стать учеными» не иссякает. Очень возможно, что эти люди видят дальше и глубже, чем их сверстники. Почему? Мы расскажем в этой статье.
По-настоящему путь ученого начинается во время обучения в вузе. Овладевая профессией, студент понимает, что обычной программы ему недостаточно. Он хочет погрузиться в премудрости науки и продолжить образование в аспирантуре. Хотя… это далеко не единственная причина.
Причин может быть много. Мы разделили их на творческие, карьерные и социальные. Это помогает глубже понять мотивацию будущих ученых и показать те плюсы, которые дает аспирантура. А теперь – подробнее о том, для чего бывшие студенты поступают в аспирантуру и что она им дает.
Творческие причины
Саморазвитие и самореализация
О саморазвитии и самореализации сегодня не слышал только ленивый. Общество буквально помешано на этих вещах. Наука – одна из тех областей, в которых саморазвитие и самореализация осуществляются в полной мере.
Обучаясь в аспирантуре, человек совершенствуется в своей профессиональной области и расширяет культурный кругозор. Он одновременно развивает и себя, и свои представления о мире. Аспирант узнает то, о чем большинство его знакомых и понятия не имеют. Он исследует те области знания, где еще, образно говоря, не ступала нога человека. Или ступала, но мало и неохотно. Само по себе это погружение в неизведанное приносит колоссальное удовольствие.
Однако он не только развивается, он и самореализуется. Реализовать себя вообще можно по-разному. Тот, у которого от природы крепкое здоровье, может найти себя в спорте или военной карьере. Коммуникабельные люди, как правило, получают удовольствие от работы, где необходимо общение. А если у человека «хорошие мозги»? Тогда ему – прямой путь в науку!
Возможность заниматься наукой и преподавать
Аспирантура дает возможность заниматься серьезной наукой. «По-студенчески» – компилируя чужие работы – уже не получится. Но многие студенты «по-студенчески» и не хотят: они желают открыть что-то новое. Таких, как правило, замечают преподаватели и зовут их в аспирантуру. Вот там этот талант поиска нового может быть реализован в полной мере.
Открытие нового, увеличение знаний – это прекрасно. Но открытиями и знаниями хочется делиться. Аспирантура дает и такую возможность – стать преподавателем. Тогда у вас появятся студенты, чей мир вы сможете обогатить. Не говоря уже о том, что преподавание – это одновременно и лучший способ самообразования.
Полезность обществу
Эта причина для поступления в аспирантуру звучит, конечно, несколько старомодно. Тем не менее и сегодня есть люди, всерьез думающие об общественных проблемах – социальных, культурных, экологических. Наука дает возможность внедрять свои изобретения в производство, применять их на практике. Лекарства, приборы, облегчающие жизнь – изначально были изобретены учеными, а уж потом созданы инженерами.
Это если речь идет о технических науках. В гуманитарной сфере тоже делаются открытия. Недаром, например, профессия психолога становится все более востребованной. Но обеспечивают эту востребованность не «тараканы в головах», а движение науки.
Возможность стать более дисциплинированным
Общество, в котором мы живем, требует многих качеств. Но краеугольный камень их всех – самодисциплина. С этим качеством не рождаются, его воспитывают.
Одно из средств, с помощью которых можно воспитать его в себе, – поступление в аспирантуру. Это в студенческие годы можно прогуливать лекции и начинать писать курсовую в ночь перед сдачей. В аспирантуре такое не пройдет. Научные статьи – не говоря уж о диссертации – не пишутся «в мгновение ока». Они требуют усидчивости, работы с огромным количеством материала. Поэтому для тех, кто хочет всерьез потренироваться в прокачке самодисциплины, аспирантура – отличный вариант.
Модернизация образования
Чтобы двигаться вперед, нужно идти в ногу со временем, особенно в науке. Аспирантура дает возможность знакомиться с передовыми открытиями и самому разрабатывать перспективные области. Аспирант – это человек, который не просто может, а должен быть в курсе новейших разработок, современной научной полемики по интересующим его вопросам. Без этого написать и защитить диссертацию достаточно сложно.
Таким образом, обучаясь в аспирантуре, человек неизбежно вовлекается в современные научные процессы и совершенствует свое образование.
Обретение круга единомышленников
Если человек всерьез погружен в какую-то научную проблему, ему требуются люди, с которыми он может ее обсудить. Первым таким единомышленником является для него научный руководитель, к выбору которого нужно отнестись серьезно. Научный руководитель – это преподаватель вуза, который берет под свое руководство аспиранта. И если – как у преподавателя – студентов у него много, то аспирантов, как правило, значительно меньше. Соответственно, и внимания аспирантам он может уделить больше. Научный руководитель – это проводник в мир науки, который способен не только передать знания, но направить и поддержать.
Аспирантура требует участия в конференциях, всероссийских и международных. На этих конференциях также можно встретить единомышленников, людей, увлеченно работающих в той же сфере, что и вы.
Исполнение детской мечты
Да, да, есть такие люди, которые еще в школе решили, что будут учеными. Таких и мотивировать не надо: они сами изначально знают, в какую сторону им двигаться и делают это с завидным упорством.
Но иногда бывает и по-другому. Человек – прирожденный ученый. А жизнь бросает его в разные стороны, прежде всего – в сторону денежного заработка. Но он, несмотря ни на что, поступает в аспирантуру – и получает отдушину в своей нелегкой трудовой жизни. Потому что с детства мечтал об этом. А исполнение детской мечты способно поддержать и окрылить в нужный момент.
Карьерные причины
Наука – это не только творчество, но и социальный институт, со своей структурой, традициями, экономикой. Наука была социальным лифтом не только в прошлом, но остается им и сейчас. Поэтому для поступления в аспирантуру могут быть причины и карьерного характера.
Признание в обществе, имидж эксперта
Здоровые и красивые получают признание, становясь спортсменами и артистами (впрочем, далеко не все и не всегда). А куда же деваться тем, кто получил презренную кличку «ботаник»? Конечно же, идти в науку!
Шутки шутками, но слово «ученый» и сегодня не пустой звук. Ученые участвуют в общественных мероприятиях и инициативах и говорят от имени науки. Они выступают экспертами в СМИ. Они пишут учебники, по которым учатся дети. Они могут создавать свои каналы и блоги – и через это влиять на общественное мнение. Их слово имеет вес.
Карьера в науке и образовании
Аспирантура – не только путь к общественному признанию. Она также – начальная ступень научной и образовательной карьеры.
Хороших аспирантов обычно приглашают преподавать на кафедру. С этого времени начинается трудовой стаж, да и заработная плата – пусть она и далека от идеальной – начисляется. Дальнейшее зависит во многом от талантов самого аспиранта.
Кстати, существует мнение, что в XXI веке образование становится все более «личностным». То есть главные «поставщики» образования – уже не образовательные корпорации (с обезличенной профессурой), а творческие, ни на кого не похожие преподаватели. Именно они – при современных технических возможностях – будут все больше и больше привлекать к себе учеников. А уж где они при этом будут работать, в каком вузе числиться – дело десятое. Если так, то у одаренных и умных большое будущее. В каком-то смысле это возвращение к самым истокам образования. Ведь первый способ «передачи информации» был именно таким – от учителя к ученику: вспомните хотя бы Аристотеля – ученика Платона, который, в свою очередь, был учеником Сократа.
Аспирантура бывает полезна для рабочей карьеры
Конечно, не везде и не всегда. Но есть сферы, в которых ученая степень является преимуществом, например, государственная служба, экономика, высокие технологии. Юрист или врач со степенью тоже могут претендовать на более лакомые куски. Что уж говорить о такой сфере, как репетиторство, где ученая степень является лишним доказательством компетентности.
Во всяком случае нигде наличие ученой степени (или хотя бы справки об окончании аспирантуры) не рассматривается как «минус». А вот «плюсом» она вполне может стать. Если человек отучился и защитился, это говорит, как минимум, о двух его качествах: уме и целеустремленности. Потенциальными работодателями такие качества обычно ценятся.
Социальные причины
Ну, и на десерт о том, что дает обучение в аспирантуре в социальном плане. Сначала мы говорили о возвышенном, потом – о более приземленном, а вот теперь, что называется, о «хлебе насущном».
Отсрочка от армии
Откройте в интернете любую статью про обучение в аспирантуре и везде – ВЕЗДЕ! – будет написано, что одна из главных причин – это отсрочка от армии. Что ж, такова жизнь, как говорил старый кот из советского мультфильма про котенка Гава. Аргумент действительно серьезный – особенно для юношей призывного возраста, с этим не поспоришь. А если учесть, что получение диплома кандидата наук тоже освобождает от призыва, все становится еще заманчивей.
Однако один минус тут все-таки есть. Обучение в аспирантуре – довольно долгий и трудоемкий процесс. Причем процесс, «заточенный» под определенную цель – стать ученым. Если же такого желания изначально нет, то нужно, наверное, задать себе вопрос об осмысленности этого поступка. Впрочем, если вопрос стоит, как выбрать из двух «зол» меньшее, то тут уже решать самому человеку.
Возможность обдумать будущее
Плюс для тех, кто за время студенчества еще не решил, каким будет его дальнейший путь. Аспирантам (очной формы обучения), как правило, предоставляют общежитие. Это дешевле, чем снимать квартиру. Таким образом, появляется три лишних года. За это время можно сэкономить на жилье и предпринять шаги к «закреплению» в любимом городе. Также можно найти любимую (высокооплачиваемую) работу, «встать на ноги» и так далее. Конечно, такое использование аспирантуры несколько не по назначению, но, учитывая современные реалии, не будем никого винить. Хочешь жить – умей вертеться. В том числе и в аспирантуре.
Скидки, доплаты
Если аспирант работает в вузе, то командировочные расходы (на участие в конференциях) могут быть возмещены ему работодателем.
Еще один вид заработка – гранты. Но это совершенно особая система, в двух словах ее не опишешь.
На некоторые другие преимущества может рассчитывать аспирант, защитивший диссертацию и получивший степень кандидата наук. В частности, на прибавку к зарплате могут претендовать те кандидаты наук, которые трудятся в сфере физической культуры, спорта и туризма, в воинских учреждениях и подразделениях федеральных органов исполнительной власти, а также ракетно-космической промышленности.
Существует также федеральная программа, по которой молодой ученый может получить социальную выплату, эквивалентную стоимости 33 кв. м жилья. Хотя для этого, конечно, должно совпасть очень много условий.
Заключение
Мы рассмотрели основные причины, которые побуждают человека учиться в аспирантуре. Конечно, есть и другие. Для того, чтобы узнать их, проще всего пообщаться с аспирантами, посмотреть на мир науки изнутри – их глазами. Конечно, этот мир может сильно отличаться от представления человека, стоящего от него в стороне. Но чего уж точно не отнимешь у науки – загадочности, любопытности и почти необозримых границ. Попасть в него – не менее интересно, чем попасть в Нарнию через платяной шкаф. Ну, а дальше все зависит от молодого ученого.
Также рекомендуем прочитать
Что изменится в процессе защиты диссертаций с 1 августа 2021 года
Информация о том, что получить степень доктора наук можно будет без написания диссертации, курсировала давно. В начале 2021 года Минобрнауки сообщило, что готовится законопроект, предусматривающий альтернативную возможность для защиты, а именно – научный доклад. И вот, наконец, изменения подготовлены.
Зачем писать докторскую диссертацию
Чаще всего тех людей, которые решили писать докторскую, вообще не надо мотивировать. Их желание как бы само собой вырастает из всей предыдущей деятельности: обучение в вузе, аспирантуре, защита кандидатской, работа в вузе. Ну, а молодым (и не очень) кандидатам наук, еще пребывающим в раздумьях, мы хотим рассказать о причинах, которые могут побудить их взяться за написание докторской.
Как поступить в аспирантуру
Наверное, меньше всего о поступлении в аспирантуру знал герой Савелия Крамарова, Тимохин, из советского фильма «Большая перемена». Он хотел поступить из одной любви к науке. Но оказалось, что ему нужно сначала закончить школу, а потом отучиться пять лет в институте. Тимохин был озадачен. С тех далеких времен поступление в аспирантуру не стало легче: нужно не только закончить школу и институт, но обратить внимание еще на некоторые вещи. На какие? Мы расскажем в этой статье.
Аспирантура-2021: пять изменений, которых ждут преподаватели вузов
О необходимости менять саму аспирантуру и отношение к ней говорили давно. В 2020 году число аспирантов снизилось вдвое, а из этого количества всего 9% защитили диссертацию. Всего сейчас в России, как рассказал ТАСС президент РАН Александр Сергеев, 75 тыс. кандидатов и около 25 тыс. докторов наук. Прогнозируемые цифры поступающих в аспирантуру в 2021 году по некоторым направлениям пока относительны. Согласно свежему исследованию, опубликованному МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ, 17,6% опрошенных выпускников бакалавриата планируют учиться и в магистратуре, и в аспирантуре, но это число может измениться, не в последнюю очередь — из-за грядущих нововведений.
Руководитель Департамента подготовки кадров высшей квалификации Сибирского федерального университета Ольга Григорьева так описала ожидаемые перемены:
«Во-первых, отменяются образовательные стандарты, ФГОСы: вместо них будут разработаны федеральные государственные требования.
Во-вторых, меняются условия предзащиты. У нас была государственная итоговая аттестация, сейчас будет просто итоговая аттестация. Но появляется обязательное условие, чтобы она оформлялась в виде предзащиты. То есть процедура итоговой аттестации должна быть изменена, чтобы аспирант мог получить заключение по своей диссертации. Уже собирается не госкомиссия, а большое количество экспертов по данной специальности. Диссертация рассматривается полностью и дается заключение о выполнении диссертационной работы — именно с ним аспирант должен будет пойти на защиту в диссертационный совет. То есть степень готовности диссертации должна быть очень высокой.
Нужно будет изменять и учебные, и индивидуальные планы, и общую траекторию, возможно, даже обеспечивать перевод на индивидуальную траекторию».
Что изменилось
1. Федеральные государственные требования вместо ФГОСов
Сентябрь 2021 года обещает быть важной отправной точкой для всех поступающих в этом учебном году в аспирантуру — именно на этот срок приходится ряд важнейших изменений системы последнего этапа высшего образования в России. Едва ли не ведущее влияние на работу студентов, преподавателей, методистов и администраторов вузов оказывает переход от ФГОСов к Федеральным государственным требованиям (ФГТ). Эта мера была отражена в Федеральном законе от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ. Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Евгений Терентьев рассказал, в чем принципиальная разница между ФГОСами и ФГТ: «ФГТ — это требования к структуре и к условиям организации образовательной программы, но не к ее результатам. Во ФГОСах это очень жестко было прописано, практически не оставалось места для маневров, выстраивания индивидуальных траекторий, адаптированных под задачи каждого конкретного аспиранта».
Как подчеркнула проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве России Екатерина Каменева, от самого содержания Федеральных государственных требований зависит почти вся система аспирантуры:
«Влияние изменений на организацию обучения в аспирантуре во многом зависит, чем будут отличаться (и будут ли) ФГТ от ФГОСов. Сейчас нельзя сказать ничего определенного, поскольку еще нет утвержденных ФГТ. В любом случае надо понимать, что аспирантура (является ли она третьим уровнем образования или нет) должна заканчиваться защитой научного исследования — диссертации — и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Без такого финала обучение в аспирантуре не имеет никакого смысла».
Академический руководитель Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ Евгений Терентьев выразил уверенность, что ФГТ помогут настраивать в образовательных программах индивидуальные маршруты для каждого аспиранта:
«Я видел проект ФГТ, на данный момент он предполагает возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками, это очень правильный шаг. У аспирантов индивидуальные потребности в развитии: кому-то больше времени нужно уделить практике, кому-то — обучению в рамках образовательных курсов для наращивания компетенций».
Также эксперт рассказал о своих ожиданиях от системы ФГТ и о том, какое воздействие отказ от жестких госстандартов окажет на систему аспирантуры:
«Тот факт, что мы двигаемся в сторону большей автономии, большей гибкости в возможностях кастомизации образовательной программы под нужды и запросы каждого аспиранта, является правильным шагом. Это может повысить эффективность образовательной подготовки. Но необходимо сделать и следующий шаг, чтобы этими возможностями грамотно воспользовались образовательные организации и спроектировали свои программы так, чтобы они помогали повысить успешность каждого конкретного аспиранта».
«Пока мы констатируем снижение числа аспирантов. В 2010 году их было 157 тыс. человек, в 2019 году — 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году — 9%», — отметил президент РАН Александр Сергеев.
2. Отмена госаккредитации
Следующим важным шагом в трансформации аспирантуры и адъюнктуры стали изменения в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности, которые правительство опубликовало 7 июля. Они вывели аспирантуру из системы государственной аккредитации. Евгений Терентьев положительно оценил эти действия, которые, по его мнению, пойдут на пользу всем акторам образования:
«Вся процедура госаккредитации будет заменена процедурой лицензирования. Это не значит, что образовательные программы не будут никак контролироваться, но мы ожидаем, что бюрократии будет меньше. Это хорошо, потому что позволит организациям сосредоточиться на содержании самих программ».
3. Аттестация в виде предзащиты
Выход из системы госаккредитации позволяет наладить в аспирантуре более простой и эффективный способ конечной проверки знаний. Вместо привычной итоговой аттестации, форма которой также проходила тщательный контроль со стороны чиновников (тестовые задания, устные экзамены по билетам, дополнительные письменные работы и так далее), аспирантов, поступивших в 2021 году, будет ждать аттестация в виде предзащиты.
Терентьев из ВШЭ заявил о большой эффективности подобной практики:
«Новая система ведет за собой модернизацию итоговой аттестации аспирантов через сближение процедур аттестации и предзащиты. Это выгодно для аспирантов, потому что у них сокращается число аттестационных процедур — а их сейчас слишком много. Это кандидатский, итоговая аттестация, предзащита, обсуждение диссертационного совета, потом защита. Мы ожидаем, что «схлопнется» минимум одно звено в этой системе, потому что требования к итоговой аттестации будут синхронизированы с требованиями к предзащите. Процесс будет более осмысленным, полезным».
«Мы видим целеустремленность молодых людей: уже сегодня почти пятая часть намерены поступать и в аспирантуру, а, значит, не разочаровались в выборе профессии», — говорит Борис Пайкин, председатель комитета Государственной думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи.
4. Диссертационные советы можно проводить онлайн
Наконец, Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования РФ опубликовала на своем сайте ряд важных изменений в Положении о диссертационном совете. В первую очередь, формат заседаний было предложено изменить с учетом пандемии COVID-19 — документ детально регламентирует смешанный режим их проведения. Изменения предполагают трансляцию в Интернете всех заседаний при защитах. Доля «дистанционщиков» в совете не может превышать половину. При этом председательствующий, ученый секретарь и соискатель обязаны присутствовать на совете в обычном, очном режиме. Смешанный формат при этом не влияет на голосование — оно в любом случае остается тайным. Изменения вступают в силу частично 1 августа, частично — 1 сентября 2021 года. Евгений Терентьев поделился опытом дистанционного проведения диссертационного совета и оценил жизнеспособность инициативы проводить его в смешанной форме и после окончания пандемии:
«ВШЭ наряду с еще несколькими вузами продолжила, несмотря на пандемию, проводить заседания диссертационного совета и защиты в онлайн-режиме, процесс проведения защит никак не остановился. Я не вижу принципиальных проблем в онлайн-диссовете, многие даже обрадовались этому, так как онлайн дал новые возможности для участия. У нас на ряде защит присутствовали эксперты из самых разных часовых поясов: от Калининграда до американского Стэнфорда и Беркли. Это существенно повысило уровень дискуссий на обсуждении работ. Этот формат можно использовать безотносительно пандемии».
5. Диссовет станет доступнее и вузам, и ученым
Меры, описанные в Положении о диссертационном совете, коснулись и его состава — необходимый минимум был снижен с 19 до 11 человек, из которых минимум пять, а не семь, должны являться докторами наук, причем по специальности — не менее четырех человек (а не пять, как было ранее). Кворум достигается в присутствии 2/3 членов совета — независимо от формы участия. Та же доля остается и для решения о присуждении ученой степени. Евгений Терентьев подчеркнул, что такие послабления позволяют более эффективно оценивать работы аспирантов.
«Появилась большая гибкость в отношении квалификационных требований к членам диссовета. В частности, сейчас можно будет более активно вовлекать в работу специалистов со степенями кандидата наук или PhD. Это обоснованный шаг: у нас много активных, энергичных, публикующихся молодых ученых, которые еще не получили докторскую, но безусловно уже являются лидерами в своих областях, могут квалифицированно давать обратную связь, выступать в качестве оппонентов, рецензентов».
На пути к Аспирантуре 4.0
Евгений Терентьев оценил все ожидаемые в сентябре 2021 года изменения в системе аспирантуры достаточно высоко. По его мнению, все перемены направлены на большую эффективность результатов труда аспирантов.
«В последние десять лет наблюдается сокращение числа диссоветов, а вместе с ним — показателей эффективности аспирантуры, потому что многие организации ведут подготовку по специальностям, по которым у них нет диссовета. А это значит, что человеку нужно не просто завершить программу аспирантуры, но и найти диссовет, обсудить с ним все требования, приехать туда, провести там предзащиту, защиту и так далее. Все это препятствовало тому, чтобы аспиранты защищались в срок. Когда мы предоставляем большую гибкость с точки зрения формирования диссоветов, мы повышаем шансы организаций на формирование собственных диссоветов либо сетевых, в сотрудничестве с другими университетами и научными организациями».