Для чего нужна ассоциация
Урок 2. Ассоциативное мышление
Главная роль ассоциаций при запоминании заключается в том, что мы привязываем новые знания к уже известной нам информации. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами, а также развивать свое ассоциативное мышление и творческое воображение. Не менее важно научиться строить ассоциативные ряды и связи для стимулирования образной памяти.
В данном уроке будет показано, как использовать метод построения ассоциаций для запоминания информации.
Оглавление:
Что такое ассоциации?
Ассоциация – это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти. Ассоциативное восприятие и мышление человека приводят к тому, что появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним.
Возможность строить ассоциации является важнейшей способностью нашего разума. Существует даже такое направление: ассоциативная психология (или ассоцианизм), которое пытается объяснить психические процессы человека с помощью изучения его ассоциаций в связи с определенными объектами (стимул – реакция), процесс запоминания информации тоже можно рассматривать с этой точки зрения.
Виды ассоциаций
Для нахождения ассоциаций можно выделить несколько способов построения ассоциативных связей между любыми объектами:
В зависимости от применения этих способов, а также от различных модификаций и условий их использования, можно найти разные виды ассоциаций. Например, ассоциации бывают:
Стоит отметить, что ассоциативные процессы, происходящие в нашем сознании, зависят от степени участия в них разных чувственных органов. Так выделяют визуальные, аудиальные, кинестетические, вкусовые и обонятельные ассоциации. В зависимости от предрасположенности человека, особенностей его чувственной репрезентативной системы ему будет полезно строить ассоциации, подходящие именно для него.
Кто-то обладает моторной памятью, как Наполеон (который трижды записывал каждое новое имя, выбрасывал записку и запоминал это имя навсегда). Кто-то, в силу своей развитой аудиальной памяти, предпочитает произносить информацию вслух. Основой памяти для людей, настроенных на визуальное восприятие (а таких большинство), служит, например, целенаправленное выделение ключевых слов в запоминаемом тексте (подчеркивание, раскрашивание, создание схем и рисунков).
С развитием техник запоминания люди уже выработали ассоциативные приемы, которые подходят для большинства из нас. Эти приемы называются мнемотехниками, и о них будет рассказано в одном из следующих уроков.
Как развивать ассоциативное мышление?
Развитие ассоциативного мышления тесно связано с воображением и способностью человека находить сходные элементы даже в самых различных вещах, а также с тренировкой образной памяти. На нашем сайте есть специальный урок по развитию воображения в курсе творческого мышления. С этим уроком вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке.
Кроме того, расширения круга ассоциаций можно добиться при помощи целенаправленной тренировки. Ниже мы предлагаем вам несколько несложных упражнений:
Упражнения
Упражнение 1. Разгадывание друдлов. Друдлы – это изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна. Суть изобретения заключается в том, что вам предлагается описать картинку, которая может иметь множество интерпретаций. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей, однако в droodle авторы изначально закладывают вариативность ее восприятия. Разгадать несколько друдлов вы можете на данной странице.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в следующем уроке по развитию памяти.
Рекомендации
Для развития ассоциативного мышления в целях улучшения запоминания материала также полезно использовать следующе рекомендации. Ассоциативная связь должна:
А главное – чтобы ассоциация была яркой и легко запоминающейся.
Итак, второе правило запоминания:
Чтобы хорошо запомнить определенную информацию, найдите подходящие яркие ассоциации, которые будут незаменимым помощником в процессе репрезентации (воспроизведения информации).
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Не конкуренты, а коллеги: зачем российским ивенторам нужны ассоциации
Национальная ассоциация
Профессиональные объединения участников рынка способствуют взаимной поддержке и защите общих интересов. Члены таких организаций получают оперативную информацию о состоянии рынков, событиях в отрасли, значимых кадровых и экономических решениях.
21% опрошенные отметили, что состоят исключительно в национальных объединениях, таких как Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ), Национальная ассоциация организаторов мероприятий (НАОМ), Российская ассоциация событийного маркетинга (REMA). В целом, участники опроса состоят не более чем в трех ассоциациях, 53 % — только в Национальном конгресс-бюро, что говорит о его важнейшей объединяющей и структурирующей роли на рынке событийной индустрии.
Сотрудничество без границ
Международные союзы и ассоциации объединяют участников из разных стран, и сфера их интересов ориентирована на развитие и укрепление межгосударственного сотрудничества в среде организаторов выставочной и конгрессной деятельности. Деятельность международных объединений в основном ориентирована на обмен информацией и опытом работы на национальных конгрессных и выставочных рынках. Сообщества изучают практики взаимодействия организаторов, внедрение новых выставочных технологий и стандартизацию основных правил ведения бизнеса.
По данным ВНИЦ R&C на международном рынке действует около 20 глобальных международных ассоциаций индустрии встреч. Эти ассоциации объединяют участников рынка ивент индустрии со всего мира, в каждой из них представлены от 35 до 600 дестинаций и сотни компаний-членов. Крупнейшие – International Congress and Convention Association (ICCA), Global Association of the Exhibition Industry (UFI), International Association of Professional Congress Organizers (IAPCO), Meetings Professionals International (MPI), International Association of Convention Centres (AIPC), Destination Marketing Association International (DMAI), International Association of Exhibitions and Events (IAEE) и другие. В каждой из европейских стран работают не менее 5-7 национальных ассоциаций. Например, в Великобритании представлено 5 крупных ассоциаций: Association of Event Organisers (AEO), Association of Event Venues (AEV), Event Supplier and Services Association (ESSA), Association of British Professional Conference Organisers, (ABPCO), Meeting Industry Association (MIA). Каждое из таких объединений обладает уникальной экспертизой в определенном сегменте ивент индустрии.
Кай Хаттендорф управляющий директор UFI
Всемирная ассоциация выставочной индустрии всегда поддерживает свободную торговлю, открытый диалог и связи между людьми, государствами и деловыми партнерами. Мы работаем в тесном сотрудничестве с другими ассоциациями, в частности с ICCA. Всем нам следует чаще вступать в диалог и согласовывать наши бизнес-модели.
Бонусы членства: участие в форумах и доступы к закрытым базам
Респондентам предлагалось выбрать шесть самых значимых факторов, которые мотивируют компании к вступлению в ассоциации. Наиболее важными преимуществами вступления в Национальное конгресс-бюро, как наиболее часто указанного, оказались доступ к базе тендеров на проведение международных конгрессов и участие в деловой программе крупнейших статусных форумов, организуемых Фондом Росконгресс, Агентством стратегических инициатив (АСИ) и другими партнерами ассоциации.
Меньше половины участников опроса отметили следующие факторы: доступ к календарю профильных мероприятий в России и мире; участие в рейтинге надежных подрядчиков и поставщиков услуг; продвижение компании с помощью средств ассоциации, таких как сайт, информационные материалы, обращения в организацию потенциальных заказчиков.
Более 30% респондентов считают важным представительские функции ассоциации и лоббирование интересов членов организации на государственном и региональном уровне.
В целом данные опроса говорят о важной роли ассоциации в развитии событийной индустрии. Профессиональные объединения становятся одним из важных каналов продвижения и развития бизнеса компаний, как на внутреннем, так и на международном рынке. Они способствуют поиску новых клиентов, партнеров и заказов. Ассоциация рассматривается участниками как некий координатор на рынке, который может оценить и огласить заслуги компании в отрасли, распределить роли и сделать рынок более прозрачным. Являясь передовым источником профессиональной информации в отрасли, ассоциация ответственна за предоставление актуальных данных о важнейших событиях. Кроме того, члены такого объединения ожидают решительных шагов по развитию отрасли, лоббированию интересов на государственном и региональном уровне.
Зачем нужны бизнес-ассоциации? Отвечает Инна Евсина.
Коронакризис поставил перед предпринимателями много неудобных вопросов. Один из которых: как дальше взаимодействовать с государством, сосредоточенном на поддержке крупного бизнеса, даже тогда, когда наибольшие потери несет малый бизнес.
Инна Евсина, известный в Калужской области общественный деятель и глава Ассоциации предпринимателей региона, согласилась поговорить с редактором ДопОфиса о том, зачем бизнесу вообще нужно объединяться.
Растущая ценность
— 10 лет назад, когда вы начинали эту работу, в чем была ценность бизнес-объединений?
— В том же в чем и сегодня, просто, может быть, она была менее очевидна. Мы хотели создать сообщество, скооперировались, давали инициативы, обратную связь госорганам. Миссия ассоциации звучит следующим образом: «Содействие экономическому развитию региона, путем успешного развития собственного бизнеса». Предприниматели кооперируются между собой, обучаются на мероприятиях, дают советы друг другу — таким образом, они и сами успешны и область становится лучше, развиваются отрасли предпринимательства, создаются и развиваются сегодня для счастливого «завтра».
— И как успехи на этом фронте за последние 10 лет?
— Лучше, чем ожидалось.
— А это можно как-нибудь измерить?
— Можно в численности измерить. Есть те, кто вступил в ассоциацию, и те, кто посещает мероприятия. Ассоциируемых членов ассоциации у нас порядка 200, а не ассициируемых, тех, кто ходит на мероприятия, читают новости, доверяют нам, гораздо больше — около 50 тысяч. Это те, на кого мы оказываем влияние: участники обучающих семинаров, подписчики в соцсетях, читатели. Есть отдельный женский бизнес-клуб внутри сообщества. В прошлом году нам удалось провести форум «Бизнес-Эволюция: вектор на экспорт». Впервые он стал международным. Десять лет назад нас было 10-15 человек, сейчас мы полноценное сообщество — это уже большая ценность. Создать его было сложно, в него нужно было верить искренне.
Так же как все
— Как предприниматели, входящие в ассоциацию, пережили острую стадию коронакризиса? По-разному, да?
— По-разному. Есть те, кто в плачевном состоянии и говорят только об этом, а есть те, кто держит себя в руках. Сейчас, наоборот, растет число тех, кто стал воспринимать кризис как новую возможность — набирает людей, меняет бизнес, даже увеличивает продажи.
— Ассоциация чем помогала в период коронакризиса?
— Мы работали удаленно. Проводили вебинары, консультировали бизнес по юридическим и бухгалтерским вопросам. Рассказывали про меры поддержки бизнеса. Плюс, мы сделали общественный штаб, там тоже был штат бухгалтеров, юристов и все поступающие нам звонки и письма перенаправляли куда нужно, помогали с документами. Даже такая мелочь, как письмо о снижении арендной платы, многим оказалась полезной.
— Это делали вообще все объединения бизнеса: ТПП, Опора России и т.д. Даже Минэкономразвития и некоторые коммерческие банки. И теперь все уверены, что именно они и помогли, что именно их предложение было включено в пакет мер, хотя все предлагали одно, а в пакеты вошло совсем другое. Нафига вообще бизнес-объединения нужны?
— Ну, во-первых, все перечисленное мы сделали первыми. Но я не считаю, что мы конкурируем с другими объединениями. Нас отличает, что мы не были созданы по указу сверху и нам не спускают повестку. Т.е. если другие объединения, не имеют возможности высказаться прямо и не по повестке, спущенной сверху, если что-то их не устраивает, то у нас таких ограничений нет. Мы абсолютно независимы, мы ни кем не финансируемся, мы не являемся подразделением правительства.
— Я не об этом. На мой взгляд, коронакризис наглядно показал, что эффективность бизнес-объединения, в конечном счете, определяется способностью передать письмецо региональному ЛПРу и найти для него какие-нибудь аргументы.
— Да и мы такую задачу так же решали. Мы собрали огромное число предложений, систематизировали их по направлениям и сферам бизнеса и направили Губернатору, часть из них ранее или позже были приняты. Кроме этого, консультации — тоже большая помощь. Просто колоссальная помощь!
— Это делали все, и никто не сможет сейчас сказать, насколько помогли их консультации.
— Как это измерить? Количеством консультаций можно измерить, количеством мероприятий, количеством участников этих мероприятий.
— Вот есть замечательный пример Елены Бриненко и Ассоциации предпринимателей индустрии красоты. Елена организовала калужских предпринимателей под решение конкретной задачи — открыть салоны. Вступила в АПИК, взяла типовые документы, составила письма и чрез ТПП довела до регионального ЛПРа. И если посмотреть на статистику АПИК — раньше снятия ограничений, салоны красоты открылись только в тех регионах, где предприниматели смогли достучаться до регионального ЛПРа. И эффективность должна измеряться способностью бизнес-объединения продвигать, лоббировать, интересы бизнеса во власти.
— Все верно, Елена — большая молодец, а теперь посмотрите историю ранее, Елена на своей странице в фейсбук пишет и благодарит за знакомство с теми, кто организовал Ассоциацию индустрии красоты, а именно Игорем Стояновым, где рассказывает о нашем мероприятии, на котором это и случилось. Приятно слышать эти и другие положительные отзывы и благодарности от предпринимателей, которые благодаря кооперации созданной Ассоциацией, уже несколько лет развивают успешные бизнесы совместно. До пандемии я встречалась с нашим новым заместителем городского головы по экономике Васиным. Говорю: «У вас есть Совет по предпринимательству, мы хотим в нем поучаствовать». В ответ: «А вы будете лоббировать интересы ваших предпринимателей!» Такое отношение. В развитых странах в лоббировании нет ничего плохого. Главное, чтобы это было лоббирование интересов индустрии, а не одного конкретного предпринимателя. А для чего тогда нужны Советы по предпринимательству при муниципальных и федеральных органах власти.
— И по итогам коронакризиса выясняется, что отнести предложение по мерам поддержки малого и среднего бизнеса в высокие кабинеты могут многие. А реальную поддержку получает «профсоюз олигархов».
— Ну что плохого в том, что много разных организаций доносят до власти проблемы бизнеса? Это хорошо. Но у государства есть одна проблема. Тот же Васин, когда случайно оказался на бизнес-завтраке в «Гастрономе», выступал перед предпринимателями и сказал: «Я все понимаю, но мы придерживаемся линии федерального правительства». Это его слова. И вот вопрос, можно ли вообще как-то повлиять на политику государства, находясь на нашем уровне? Есть федеральная линия, и есть региональные допущения, на которые можно повлиять. В федеральную повестку нам влезть не дадут. Это все прекрасно понимают. Как сверху скажут — так и будет. Может быть, это и хорошо, есть какая-то определенная государственная линия. В регионах же все зависит от руководителей и их желания помогать.
— Про федеральную повестку. Нет у вас ощущения, что малое и среднее предпринимательство в нее несколько не вписывается?
— Вы же знаете, как обстоят дела? Давайте я еще раз это проговорю. Это несправедливо, это плохо, что только часть предпринимателей называют пострадавшими, а всех остальных — нет. Лучше бы дали всем предпринимателям материальную поддержку, или приняли бы хоть что-нибудь из тех мер, которые мы предлагали, независимо от федеральной повестки.
Вплоть до всего, чего угодно
— Вы же понимаете, что не дадут. Что денежную поддержку получит очень крупный бизнес, нефтегазовый сектор и банки. А малый бизнес получит только кредиты, несмотря на все письма с предложениями от бизнеса, переданные Мишустину и его коллегам. Государство и в кризис 2008-го поддерживает крупный бизнес, как в кризис 2014-го поддерживает крупный бизнес, так и сейчас поддерживает крупный бизнес. Хотя пострадал от коронакризиса малый бизнес. Зачем нужны бизнес-объединения?
— Чтобы изменить эту ситуацию! Если бы на было не 200 ассоциируемых членов ассоциации и 50 тысяч тех, кто просто смотрит или иногда посещает. Если бы нас было 50 тысяч, смогло бы государство промолчать в ответ на наши требования?
— И чтобы вы сделали?
— Мы могли бы много чего сделать. Поэтому я и говорю об объединении, в этом большая сила.
— Например?
— Начиная с предложений, которые носят рекомендательный характер, до уже там… Всего, чего угодно! К примеру, того, что делается в Европе. И бойкот, и все что хочешь. Но для этого должна быть критическая масса. Бизнес должен объединиться и быть готовым к решительным действиям. Высказываться! Сообщества — это вообще главный тренд в любой сфере. Хочешь продвигать бизнес — создай сообщество. Хочешь продвинуть некоммерческую инициативу — создай сообщество. Предприниматели не должны воспринимать бизнес-объеднинения как формальность — это реальная возможность изменить ситуацию.
— Ну, вот 10 лет назад, когда вы создавали Ассоциацию, тогда еще молодых предпринимателей, программ поддержки бизнеса было гораздо меньше. Сейчас этих программ пруд пруди и даже есть целый нацпроект (от которого, кстати, собираются отрезать 7 млрд на следующий год). А бизнес вести все сложнее. Количество предпринимателей сокращается, количество банкротств растет. Почему так?
— Я не госслужащий, чтобы ответить на этот вопрос. Но пусть с моей стороны это прозвучит неосторожно. Я хотела бы стать министром экономического развития региона, чтобы изменить эту ситуацию.
— И чтобы вы сделали?
— Я пересмотрела бы программы, проверила какие из них эффективны, перераспределила бы средства. Посмотрела, какой отклик от моих действий и шла к следующим улучшениям.
— Вы говорите как настоящий министр. Перераспределение, анализ, эффективность. Делать-то что?
— Вот у нас есть программа «100 молочных ферм». У нас есть южные регионы, где все само растет и коровки могут пастись гораздо дольше. Ну, зачем нам вкладывать деньги в отрасль, в которой у нас будет заведомо низкий выхлоп? Давай поддержим то, что может выстрелить у нас здесь. Может быть, это будут венчурные инвестиции, может быть, у нас выстрелят стартапы. Давайте посчитаем! Я согласна, что в нашей стране бизнес вести все труднее, но эту ситуацию можно изменить.
АССОЦИАЦИЯ — что это простыми словами. Виды ассоциаций в психологии
Ассоциация. Известный итальянский писатель Джанни Родари сравнивал произнесенное слово с камнем, брошенным в пруд. Расходящиеся от него круги всколыхнули не только воду, они заставили двигаться в одном ритме совершенно несвязанные друг с другом предметы: осенний листок на воде, камыш, поплавок рыбака, кувшинку. Подобные волны вызывает и услышанное нами слово. Только это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вовлекают в движение мысли, образы, воспоминания. Это и есть процесс рождения ассоциаций, которые играют очень важную роль в психике человека.
Ассоциации с точки зрения психологии
Понятие «ассоциация» было введено английским философом XVII века Дж. Локком, но само явление известно еще с эпохи Античности и описано Платоном и Аристотелем.
Ассоциация как связь
Связь — так это понятие и переводится с латыни. У него много значений, но в психологии данный термин обозначает возникающую в мозгу человека спонтанную связь между объектами, явлениями действительности, воспоминаниями и воображаемыми образами. То есть такие связи вызываются и внешними раздражителями (словами, запахами, зрительными образами, звуками и т. д.), и информацией, хранящийся в памяти.
Стимулом к возникновению ассоциаций могут быть и внутренние процессы в наших органах. Например, тяжесть в желудке и изжога мгновенно вызывают ассоциацию со съеденным за обедом куском жареного жирного мяса.
Даже собственные мысли могут провоцировать буквально веер ассоциаций. Думаю, каждый из нас оказывался в ситуации, когда какая-то случайная мысль вытаскивала из глубин сознания другую, с ней вроде бы и не связанную. А та, в свою очередь, цепляла третью, четвертую… И через какое-то время мы с удивлением спрашивали себя, как же наши мысли занесло сюда, почему вдруг в голове крутятся, казалось бы, давно забытые образы.
Психофизиологический механизм ассоциаций
Основа ассоциаций — условно рефлекторная реакция. Любой достаточно сильный раздражитель (слово, образ, запах, звук, мысль) вызывает в коре больших полушарий очаг возбуждения. Это возбуждение по нервным волокнам от одного нейрона к другому распространяется вширь и вглубь. Волны возбуждения захватывают и все новые области коры, активизируют следы прежних очагов возбуждения, вызывают из памяти образы, чувства, идеи. Они включаются в процесс мышления и актуализируют новые и новые образы.
Известный английский исследователь творчества Т. Бьюзен сравнивал ассоциативное мышление с фейерверком. Сначала взлетает одна искорка-мысль, которая взрывается десятками новых, а те, в свою очередь, рассыпаются веером огненных брызг, охватывая все небо сияющим шаром.
Процесс рождения ассоциаций очень важен для нормального функционирования сознания, для эффективности нашего мышления и зависит от следующих факторов:
Ассоциации носят индивидуальный характер, так как они связаны с опытом и информацией, хранящейся в памяти человека. Однако имеются и устойчивые связи, присущие многим людям в силу общности их опыта, интересов, профессиональной деятельности и т. д. Есть занятный пример или своеобразный тест. Какая ассоциация у вас возникает на слово «нежить»? У одних людей это понятие ассоциируется с нежным, ласковым отношением. А у тех, кто увлекается книгами и фильмами в жанре мистики и фэнтези — с ужасными сверхъестественными тварями. Есть и еще более всеобщие ассоциации, например, снег в сознании людей связан с зимой, жара – с летом, листопад – с осенью.
Видео: Память и ассоциации (образы) / Воображение, мышление и ассоциации / Улучшение памяти / Суперпамять
Виды ассоциаций
Первую известную классификацию ассоциаций создал еще Аристотель, и мы ей до сих пор пользуемся. Античный философ выделил три вида связей:
Позднее классификация Аристотеля была дополнена еще одним видом. Ассоциации по смыслу – это результат анализа информации и возникновения в мозгу человека сложных логических и смысловых связей. Они в большей степени индивидуальны и определяются личным опытом, но есть и понятные для большинства людей. Например, дождь — насморк, море — самолет. Установить смысловую связь между ними несложно.
Психодиагностические методы с использованием ассоциаций
Спонтанно возникающие в коре головного мозга связи с начала XX века используются психологами для диагностики психических состояний человека. Первым обратил внимание на связь свободных ассоциаций с процессами, протекающими на уровне бессознательного, З. Фрейд. Согласно его теории, на этом глубинном уровне психики находятся подавленные человеком инстинкты и желания, которые противоречат требованиям общества.
Но загнав эти запретные желания в дальний угол бессознательного, человек от них не избавился. Они продолжают влиять на его поведение, провоцировать фобии или странные поступки, вызывать даже психические отклонения и органические заболевания.
Метод свободных ассоциаций
Возникающие непроизвольно ассоциации несут информацию об этих подавленных желаниях и инстинктах, что позволяет психологу или психиатру поставить диагноз. Для этого З. Фрейд разработал и начал применять метод свободных ассоциаций, который и до настоящего времени является одним из основных в психоанализе.
Принцип этого метода очень прост. Приняв удобную позу и расслабившись, пациент должен просто говорить все, что приходит ему в голову. Он может рассказывать о своих проблемах, а может просто размышлять о смысле жизни или обсуждать своих коллег. Нужно не контролировать, не анализировать, не подбирать правильные слова, а свободно говорить.
Мысли и слова пациента сами по себе вызывают у него в сознании разные ассоциации, порождая новый поток речевой активности и вытаскивая из бессознательного то, что там спрятано и мешает жить. А вот психоаналитик должен распознать связь между отдельными фразами, словами, оговорками пациента и его психологическими проблемами и комплексами, выявить эти проблемы и раскрыть их сущность перед клиентом.
Разнообразие ассоциативных методов
В настоящее время ассоциативное мышление используется во многих психодиагностических методиках, которые позволяют изучить особенности психического состояния индивида, его проблемы, переживания и отношение к окружающим. В отличие от Фрейда и его последователей, представители других психологических направлений предпочитают использовать не свободные ассоциации, а более организованные и управляемые психотерапевтом. Методики разработаны таким образом, чтобы не только стимулировать возникновение ассоциаций, но и иметь возможность статистически обработать результаты, сравнить их с данными других клиентов. Все подобные способы диагностики можно разделить на три группы тестов:
Ассоциативное мышление – не только источник важной информации о человеке, оно является необходимым условием интеллектуального и творческого развития личности.
Видео: Метод свободных ассоциаций.
Ассоциации в мышлении и творчестве
Познавательные процессы в целом во многом связаны с ассоциациями. Например, наша память. Именно возникновение связи между вновь поступившей информацией и той, что хранится в мозгу, обеспечивает быстрое и легкое запоминание. Чем больше объем знаний человека, тем разнообразнее возникают ассоциации и эффективнее процесс запоминания.
Ассоциативный характер мышления обеспечивает возможность подключать к решению задач информацию из многих областей жизни и хранящуюся на разных уровнях сознания. Быстрое возникновение связи между образами, понятиями, мыслями делает воображение свободным и легким, а возникающие идеи – оригинальными, нестандартными.
Очевидно, что процесс творчества предполагает наличие развитого ассоциативного мышления. Одна из его особенностей в том, что это мышление работает как бы в обход логики. Ведь ассоциации возникают спонтанно и не требуют выстраивания сложных логических цепочек причинно-следственных связей. Часто рождающиеся ассоциации кажутся нелогичными, но они имеют глубокий смысл и позволяют увидеть обходные пути в решении самых сложных проблем.
Сейчас психологами разработано множество методик и тренингов для развития ассоциативного мышления, а также приемов, которые позволяют научиться управлять процессом рождения ассоциаций, сделать его осознанным и включить в процесс творчества.