Для чего нужна байдарка
Байдарка
В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.
Основные типы байдарок — спортивные и туристические байдарки. Бывают также самодельные и исторические байдарки.
Наиболее распространёнными видами туристических байдарок являются одно-, двухместные, реже встречаются трёхместные (например Таймень-3). Байдарки на большее количество гребцов относятся скорее к экзотике.
На некоторых видах байдарок устанавливается парусное вооружение и навесные шверты, однако под парусом всё равно судно ходит плохо, особенно в галфвинд, а при острых углах к ветру бейдевинд принято вообще убирать паруса.
Использование руля с ножным приводом значительно облегчает плавание на открытых водоёмах и с парусом, однако на узких и порожистых реках он бесполезен и опущенный руль может стать причиной серьёзной аварии.
Известны типы бензиновых- и электромоторов, пригодных для установки на байдарки и вращающих винт в качестве движителя. Но они используются крайне редко, поскольку при этом путешествие на байдарке в значительной степени теряет свою смысловую, рекреационную и спортивную значимость.
Содержание
История
Согласно требованиям Морского регистра байдарка (в случае её регистрации) относится к судам, предназначенным для плавания в камышовой зоне. Однако практика показывает, что байдарка хорошо ведёт себя на волнении до 3 баллов и экипаж не замечает бортовой качки, поскольку каждый его член инстинктивно сохраняет вертикальное положение корпуса. Но на пологой встречной или попутной волне при килевой качке возможно появление симптомов морской болезни.
В ХХ веке байдарка использовалась, в основном, как спортивное и туристское судно, а также геологами и археологами в экспедициях. В Немецком музее в Мюнхене экспонируется байдарка типа «Нептун» с парусным вооружением и поддувными бортами, на которой был совершён переход через Атлантический океан.
Типы байдарок
В настоящий момент существуют две реализации байдарок — разборные и неразборные.
Неразборные байдарки
Неразборные байдарки изготавливаются из пластика (часто одноместные) и используются в основном для прохождения водных препятствий (сложных порогов, водопадов и т. д.). Как правило, одноместные пластиковые байдарки не предназначены для продолжительных походов. Одноместную байдарку также называют каяком.
Разборные байдарки
История
В 1907 году портной и поставщик спортивной одежды из Розенхайма Иоганн Клеппер получил лицензию на изготовление изобретённой Альфредом Хойрихом складной лодки.
Впоследствии в течение 20 лет он в процессе совершенствования конструкции изменил пропорции и размеры набора, а также провёл исследования по поиску наиболее подходящего для него материала и остановился на металле. Обшивку («шкуру») он начал покрывать резиной. Однако предложенный ещё Хойрихом принцип оставался в силе: лодка паковалась в одну, или две упаковки, шкура складывалась по внутреннему шву и шнуровалась, как обувь.
Комментарий к экспонату № 74063, Германский музей, Мюнхен.
Складная байдарка Клеппера («Faltboot Aerius II», 1955 год), производившаяся в Польше под названием «Нептун» имела деревянный набор, детали которого соединялись с помощью алюминиевых защёлок, а шкура состояла из трёх слоёв прорезиненной парусины. В конструкцию шкуры были введены два накачиваемых воздухом буля, что заметно повысило её остойчивость. Лодка была снабжена парусами — одним самодельным косым и вторым, тоже нестандартным — прямым. Длина лодки составляла 5,2 м, ширина по миделю 0,68 м, вес 32 кг.
На этой лодке врач доктор Линдеман (Arzt Dr.H.Lindemann) за 72 дня пересёк от Лас-Пальмаса на Канарских островах до Св. Маартена на Малых Антильских островах Атлантический океан. Это было им сделано с целью доказать, что не потерявший самообладания человек может выжить после того, как его судно потерпит кораблекрушение
Комментарий к экспонату № 78/113, Германский музей, Мюнхен.
Разборные байдарки бывают нескольких типов в зависимости от технологии изготовления:
Разборные байдарки имеют от 1 до 4 мест и используются в водном туризме для продолжительных походов или двух-трёх-дневных прогулок по озёрам, рекам и водоразделам умеренного волнения.
Наибольшее распространение получили каркасные и каркасно-надувные лодки, за счет их мобильности и надёжности при относительно умеренной цене. Секционные пластиковые байдарки в основном распространены в Западной Европе и Канаде. В СССР были популярны туристические двух- и трёхместные байдарки «Таймень-2» и «Таймень-3», а также байдарки класса «Салют» (также двух- и трёхместные), и байдарки «RZ» производства ГДР (с деревянным каркасом, собираемым на верёвочных узлах и завязках ). Из каркасно-надувных байдарок, выпускавшихся в СССР стоит упомянуть «Катран».
Некоторое время в эксплуатации находилась каркасно-надувная байдарка «Нептун» со штатным парусным вооружением, недостаток которой состоял в малой вместимости груза и весьма высоком полном весе с парусным вооружением и швертами весе (более 50 кг).
Последнее время получают некоторое распространение надувные байдарки (например — «Щука», «Пионер АR»).
Преимущества надувных байдарок это:
Недостатки надувных байдарок:
Совокупность этих факторов приводит к тому, что в среднем скорость надувных байдарок на 1-2 км/ч меньше, чем у соответствующих (по количеству мест) байдарок каркасного типа.
Особенности
Несмотря на то, что байдарка обладает всеми характеристиками, позволяющими классифицировать её как полноценное судно, ей свойственны определённые черты, отличающие её от всех иных видов судов.
Немного о терминологии
Конструкционных различий между каяком и байдаркой не существует, однако в русском языке устоялось слово «байдарка» для разборных каркасных, карскаснонадувных и надувных байдарок, а слово «каяк» для неразборных и сборных пластиковых одноместных байдарок (туринговый тип).
В гребном слаломе суда подразделяются на каяк и каноэ. Главные различия этих двух классов судов в посадке гребца (на каноэ гребут стоя на колене), способе гребли (на каяке гребут двухлопастным веслом, а на каноэ — одной лопастью), разная ширина лодки (у каноэ шире) и форма «очка» (посадочного места). Свое судно спортсмены называют каяк и почти никогда «байдарка». Байдаркой принято называть туристические суда либо суда для спортивной гладкой гребли.
Законодательство РФ
С точки зрения законодательства России, все байдарки относятся к категории маломерных судов.
До 2012 года байдарки, имеющие грузоподъёмность 150 или более килограмм (а это практически все существующие байдарки) подлежали обязательной регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. Отсутствие регистрации являлось нарушением статьи 11.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ и влекло наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ).
С 2012 года требование обязательной регистрации для судов имеющих собственную массу меньше 200 кг было снято (в ред. Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ).
Согласно статье 11.9 того же кодекса
В Правилах пользования маломерными судами на водных объектах Российской федерации также указано:
Пользование маломерными судами запрещается при следующих неисправностях:
а) наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения;
б) отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна;
в) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;
Удостоверения на право управления маломерным судном
Согласно статье 11.8.1. КоАП (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 134-ФЗ):
1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
С другой стороны, удостоверения на право управления беспарусной байдаркой на данный момент законодательством не предусмотрено, то есть получить его невозможно. Согласно разъяснению Начальника управления ГИМС В. В. Серёгина [5] :
Для управления маломерным судном с двигателем мощностью 3,68 киловатт (5 лошадиных сил) и менее, наличие у судоводителя удостоверения на право управления не требуется.
Но складывается практика, что инспекторами ГИМС считается нарушением управление байдаркой без удостоверения (пусть даже на другой тип маломерных судов) в зоне «внутренние водные пути» (ВВП), то есть там, где незнание правил судовождения опасно для других судоводителей.
ПРИКАЗ N 423 от 21 июля 2009 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВИЛА АТТЕСТАЦИИ СУДОВОДИТЕЛЕЙ НА ПРАВО УПРАВЛЕНИЯ МАЛОМЕРНЫМИ СУДАМИ, ПОДНАДЗОРНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО МАЛОМЕРНЫМ СУДАМ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ от 29.06.2005 N 498» гласит:
«1.2. Государственная инспекция аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах;
прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями более 3,68 и не свыше 55 киловатт или с подвесными моторами мощностью свыше 3,68 киловатт, водными мотоциклами (гидроциклами), используемыми в целях мореплавания.».»
Байдарка для начинающих
Байдарки – это компактные длинные весельные лодки, которые сегодня активно используются в туризме, водном спорте, для семейных прогулок, рыбной ловли, походов по сложным речным маршрутам. Их далекие предки байды собирались северными народами из костей и шкур животных, обтягивающих остов. Современные байдарки делаются из дюралюминия, многослойного пластика, фанеры, композитов и могут быть монолитными, разборными (каркасными), надувными. Они делятся на одноместные (каяки), двухместные и трехместные.
Традиционно байдарки управляются с помощью упоров для стоп, коленей, спины и двухлопастных весел. Новичкам в этим вопросах следует сначала освоить технику такого управления, а потом уже отправляться в продолжительное плавание. Иначе может произойти так, что лодка, вместо того, чтобы иди по положенному курсу, начнет вертеться на месте или перевернется, даже если обладает великолепной плавучестью. Но прежде всего надо выбрать подходящий вариант байдарки.
Как выбрать байдарку новичку
Перед тем, как приступать к выбору байдарки, целесообразно хотя бы в общем ознакомится с особенностями конкретных моделей. Во-первых, они разделяются по способу посадки. Существуют модели «сит ин», в которых гребцы располагаются внутри деки в кокпитах, имеющих форму скважины на замках. Они максимально защищены от попадания воды специальными приспособлениями, называемыми юбками, и заслонены бортами. Такие байдарки можно эксплуатировать в холодное время года. Также есть модели «сит он топ» с посадкой гребцов на верхней части лодки. Юбки в таких моделях отсутствуют, и люди полностью открыты для ветра и брызг. Байдарки с подобной посадкой удобны для купания, дайвинга, подводной охоты, но годятся только для теплой погоды. В холода на них можно быстро замерзнуть, если не надевать на себя дополнительное громоздкое снаряжение.
Каркасные байдарки довольно быстро разбираются и собираются, в разложенном занимают немного места, не создают проблем при транспортировке, но на них нежелательно ходить по бурным рекам с водопадами и порогами. От нагрузок центральная часть каркаса может сместиться, и лодка станет неуправляемой. А вот для обучения новичков владению веслами и упорами на спокойной воде такой вариант байдарок вполне подойдет. Они обладают отличной остойчивостью, послушно держат курс, не рыскают, оснащаются емкостями непотопляемости и очень редко переворачиваются.
Надувные лодки состоят из баллонов, которые накачиваются за несколько минут, могут перевозить довольно тяжелые грузы, могут амортизировать удары, не тонут, никогда не переворачиваются. Они практически безопасны для новичков, но имеют малую жесткость и прогибаются, что ухудшает ходовые характеристики и тормозит обучение. Для того, чтобы оно проходило успешно, лучше выбирать надувную байдарку с каркасом жесткости или равномерно загружать лодку по длине. При этом нужно помнить, что у таких моделей большая парусность из-за малой осадки, и при сильном боковом или встречном ветре они не могут идти прямым курсом. Для ветреной погоды нужны надувные лодки с плавниками, педальным приводом и рулевым управлением.
Монолитные байдарки не разбираются, имеют сплошной прочный корпус, оснащаются анатомическими комфортными сиденьями, отличаются большой износоустойчивостью. Их очень сложно пробить даже при мощных столкновениях с острыми камнями. На корпусе остаются только вмятины, которые легко убрать с помощью равномерного нагрева поверхности. Монолитные модели очень хороши для обучения. Гребцы в них плотно прижимаются к корпусу, чувствуют лодку и могут передавать ей движения своего тела. Это дает возможность без усилий делать крен, резкие повороты и прилично освоить так называемый «эскимосский переворот». Он нужен при опрокидывании лодки вверх днищем (оверкиль) для возврата ее в нормальное положение без выхода из кокпита.
Прежде, чем выбирать байдарку, новичкам надо определиться с характером водоемов, по которым они хотят на ней ходить. Оптимальным вариантом являются недорогие полиэтиленовые модели длиной до 4 метров, внушительной шириной и упорами для стоп, коленей и бедер. Они устойчивы, надежны, могут использоваться на спокойной и бурной воде, обладают небольшой массой и представлены в разнообразных видах.
Снаряжение и одежда для новичка
Обязательным элементом снаряжения начинающего байдарочника является спасательный жилет. Если на лодке предполагается преодолевать пороги или плыть по быстрой реке, желательно не забыть о защитном шлеме. Что касается одежды, то она зависит от погоды. Для жарких дней вполне подойдут шорты, футболка или рубашка с длинными рукавами, легкий спортивный костюм. В ветреную дождливую погоду очень удобными станут непромокаемая штормовка с теплым свитером и плотные джинсы. Важно, чтобы одежда не была слишком тяжелой и не сковывала движения. В качестве обуви будут хороши мягкие кеды или резиновые сапоги, которые можно одевать с теплыми шерстяными носками. В целом, отправляясь на байдарке в достаточно продолжительный поход, нужно брать с собой два комплекта верхних вещей на случай, если один из них промокнет.
Скорость передвижения на байдарке
Сразу набирать большую скорость на байдарке тем, кто садится в нее впервые, не стоит. Судно может налететь на подводные камни или отмели и перевернуться. Вести себя правильно в подобных ситуациях могут только опытные люди, а новички теряются и не знают, что делать.
Поэтому при обучении лучше уделить больше внимания нюансам управления веслом, владения упорами, возможности резких поворотов, прыжков. Нужно изначально отточить эти умения до автоматизма движений. А потом уже добиваться высокой скорости, которая на некоторых моделях может достигать 10 километров в час.
Полезные советы для начинающих байдарочников
Тем, кто отправляется в плаванье на байдарке по широким акваториям и рекам, целесообразно брать с собой темные очки. Они защитят глаза от ветра и солнечных бликов.
Обучаться гребле на байдарке следует на веслах, лопасти которых стоят под прямым углом. Это обеспечит правильное управление лодкой при неожиданных порывах ветра. Новичкам надо держаться подальше от низких мостиков, свай, кустов при быстрых поворотах, и не выходить на воду, если на ее поверхности есть белые буруны. Это опасно.
Как выбрать байдарку
Автор: Илья Култаев · Опубликовано 09.02.2021 · Обновлено 10.02.2021
Оглавление и разделы
В современном мире, даже бывалому воднику сложно выбрать себе байдарку, на столько велик выбор разнообразных моделей, да и вариантов использования туристских судов не мало. В данной статье попробуем разобраться, на что обратить внимание при выборе, и как выбирать, чтобы лодка радовала и использовалась, а не пылилась на полке.
В настоящее время, выбор зачастую делается в пользу надувных каяков и байдарок
Назначение каяка или байдарки
Для выбора оптимального для вас судна, предлагаем вам перейти к карте решений, и отредактировать ее под свои нужды и предпочтения, ну а для начала напомним немного теории, которая позволит совершить меньше ошибок при выборе.
И первое, с чем вам нужно разобраться, это для чего вы хотите купить лодку. Как и в каких условиях собираетесь ее использовать, хранить, возить, … Опыт говорит о том, что приобрести, да и даже сделать универсальную байдарку на все случаи жизни, практически невозможно. Ведь чем более универсальным получается судно, тем хуже оно себя ведет в каждом отдельном случае. Я знаю только один относительно универсальный вариант, и с ним вы познакомитесь в конце статьи, но и он придется по душе далеко не каждому ;-))
Если вам хорошо знакомы ходовые свойства байдарок и катамаранов, как они зависят от формы лодки, материалов и других свойств, смело переходите к карте решений. В противном случае, предлагаем пробежаться по всем теоретическим моментам статьи.
Ходовые качества
Ходовые качества, это возможности лодки двигаться вперед, маневрировать, оставаться на ровном киле в различных условиях. На сколько это для вас важно, решать вам. Лично мне не нравится плестись в хвосте, тратить много сил на рулежку или поддержание прямолинейности движения. Кроме отрицательных эмоций, плохие ходовые качества способствуют более быстрому утомлению и как следствие снижению общего уровня безопасности на берегу и воде.
Остойчивость
Остойчивость — это способность судна сопротивляться перевороту через борт за счет правильного распределения веса и поперечного профиля корпуса. Различают остойчивость веса, и остойчивость формы. Т.к. тяжелый киль на байдарки и каяки мало кто захочет установить, основным видом остойчивости для разбора в данной статье будет остойчивость формы.
За счет чего лодка может сопротивляться силам, пытающимся ее перевернуть? Из средней школы многие помнят словосочетание Архимедова сила. Т.е. сила выталкивания, возникающая при попытке вытеснения объема жидкости. Совокупность распределения данной силы по поперечному сечению корпуса и определяет остойчивость. Из рисунка видно, что при попытке накренить судно на один из бортов, выталкивающая сила под этим бортом становится больше чем под противоположным, и если эта разница достаточна для компенсации внешнего воздействия, то переворота не происходит, а в случае снятия возмущающих усилий, байдарка возвращается на ровный киль. (Занимает горизонтальное положение)
На первый взгляд возникает соблазн, сделать байдарку широкой и с высокими бортами, чтобы не только повысить за счет этого остойчивость на ровной воде, но и противостоять «подкусыванию» на струе. Это когда набегающий на лодку поток воды с другой скоростью давит на борт и деку, пытаясь перевернуть судно. Однако такая лодка будет мало удобной для быстрой и комфортной гребли. Кроме того, для ее изготовления потребуется больше материалов, и она станет тяжелее и более объемной в транспортном виде. Здесь нужна мера.
Ну а если вы готовы потратить некоторое время на изучения кренов и эскимосского переворота, то широкие и пузатые борта вам вообще ни к чему.
Маневренность
Маневренность — это способность байдарки или каяка быстро изменять направление движения. Не стоит путать маневренность со склонностью к рысканью, хотя на первый взгляд понятия довольно близкие. Если лодка склонна к рысканию, то повернуть ее нос в нужную сторону будет проще, однако это еще только пол дела, для того, чтобы изменить направление движения, кроме того, что повернуть нос, нужно еще и придать ей движение в нужную сторону. И здесь оптимум находится где-то между короткой плоскодонкой, которая хорошо крутится на месте, но долго скользит по воде в туже сторону, что шла до поворота. И килеватым судном, которое при смене направления в котором смотрит нос, за счет формы корпуса начинает довольно быстро менять и направление своего движения.
Яркими представителями килеватых судов с довольно плохой маневренностью являются сияки. Лодки с ярко выраженными штевнями, препятствующими рысканью лодки при гребле и боковому сносу волной. Прямая противоположность сиякам лодки типа «Щука» и других подобных надувных конструкций, практически лишенные штевней, и имеющие малую длину и довольно широкое и плоское дно.
Одноместная Щука, почти вдвое шире и короче Вектора, и если первую умелый гребец может развернуть на 360 градусов с одного гребка и практически на месте, то на второй ему придется сделать значительно больше управляющих гребков, возможно помогая себе рулем.
А нужна ли каяку или байдарке хорошая маневренность? Все хорошо в меру, и в соответствии с текущими задачами! Так например меандрировать по узкой речке в верховьях, значительно приятнее на лодке с высокой маневренностью, а когда речка станет шире, а повороты реже и положе, вам может захотеться оказаться в менее маневренной лодке. Ну а пересекать большой водоем с волнением, на слишком маневренной лодке то еще занятие. Бывают случаи, когда поход начинается в одних условиях, а заканчивается в совсем других, и вам придется или искать байдарку с изменяемой «стреловидностью крыла», или на какой-то части маршрута мириться с тем, что лодка в данный момент не идеальна.
В качестве примера, можно привести сплав по весенней Клязьме до Менделеево. Где река в начале маршрута сильно петляет, а ее ширина местами меньше длины Тайменя, а уже к обеду вы доберетесь до довольно широкого и подпруженного русла.
Ходкость
Ходкость — это способность судна минимально сопротивляться движению вперед. Ходкость байдарок и каяков зависит от таких факторов как их соотношение длины к ширине, поперечного профиля в различных сечениях и материала днища. Ходкость, обратно пропорциональна силам трения о воду и волновому сопротивлению. И если первая часть имеет относительно линейные зависимости, то волновое сопротивление растет по кубическому закону. Т.е. чтобы увеличить скорость вдвое, вам нужно грести в восемь раз сильнее!
Какой из этого можно сделать вывод? Если вы собираетесь использовать лодку в одиночку, редко и на короткие расстояния, например для переправ в пешем походе, то вы вполне можете поступиться ходкостью в пользу минимизации веса и транспортного объема. В этом случае наиболее предпочтительной лодкой для вас может стать пакрафт.
Однако, если вы предполагаете сплавляться в группе и на значительные расстояния, то скорее всего вам захочется иметь лодку пошустрее. Т.к. мало кто любит сильно упираться и при этом отставать. Кроме того, накопившаяся за день или поход усталость, снижает общую безопасность похода и качество отдыха. Если конечно главная цель поездки не ломовой фитнес на пределе возможностей ;-))
Крейсерская скорость — это пожалуй главная характеристика ходкости байдарки, но к сожалению, практически ни в одном паспорте или описании вы не найдете этого значения. Что она характеризует? Крейсерская скорость — это скорость, которую может поддерживать экипаж на этой лодки в течение продолжительного времени. Например, в течение дня. Для каждой лодки это будет своя скорость. Как правило, у коротких и широких плоскодонок она ниже, а у длинных и узких килеватых лодок выше. При этом, если на первых вы с трудом будете разгоняться выше пяти километров в час, а на вторых без особого труда сможете поддерживать 7-10 км/ч.
Но! Собираясь на порожистую реку, где кроме ходкости на безопасность значительное влияние оказывает и маневренность, длинный и узки сияк будет не самым лучшим решением.
Всхожесть на волну
Если вы собираетесь проводить большую часть времени на малых и спокойных реках, то это качество лодки вас может не интересовать вовсе. Ведь если нет волн, то какая разница, насколько хорошо лодка на них взбирается. Но всё-таки если вы решили вдумчиво подойти к выбору лодки, то вам стоит оценить и этот параметр. Т.к. для обеспечения хорошей всхожести на волну, носовая часть лодки делается больше в размерах, а это лишние материалы, которые вы будете возить и хранить.
Где еще может пригодиться подобная форма? Широкими и объемными носами снабжаются крикинговые каяки. Такая форма позволяет не застревать носом в камнях, сплавляясь по крутопадающим, маловодным рекам.
Дека, или самоотлив?
Этим вопросом водники начали задаваться относительно недавно, с широким распространением надувных каяков и байдарок. И то и другое предохраняет объем кокпита от заполнения водой, но делает это по разному. Дека — препятствует ее попаданию, и зачастую требует использования юбок. А Самоотлив — способствует естественному удалению уже набранной воды.
Что лучше? И здесь опять решать вам. В лодках с декой и юбками теплее в холодное время года, но как вы уже догадались, материал на их изготовление вам придется носить с собой и хранить. Ну а самоотлив далеко не всегда быстро справляется со своей задачей, и некоторое время после того, как вы зачерпнете воды через борт, вы будете сидеть в луже. А это не только временами холодно и мокро, но и наносит существенный урон управляемости байдарки. Ведь управлять лодкой в пару десятков и пару сотен килограмм далеко не одно и тоже.
Ну а если вы не планируете выходит на воду в межсезонье и сплавляться по порожистым рекам, то возможно для вас будут лишними и дека, и самоотлив.
Загрузка лодки
Если вы собираетесь оттачивать технику водного туризма на слаломной трассе, кататься на лодке возле пляжа, или повышать свое умение в родео на бурной воде, то возможность грузить в лодку вещи будет для вас далеко не на первом месте. Значительно больше внимание вы захотите уделить ее маневренности и другим характеристикам. А вот в случае ПВД, или экспедиций, возможность погрузить нужное снаряжение и продукты становится более насущной задачей.
При загрузке вещей в байдарку или каяк немаловажную роль будут играть их конструкционные особенности. В каркасно-надувные байдарки вещи чаще загружаются в большом количестве мелких гермоупаковок, склеенных по формам и объемам внутренних пространств. В корпусных каяках основной объем груза приходится на кормовую герму, а в надувных судах с открытой палубой могут оказаться предпочтительнее драйбеги.
Данный параметр не является основным, но в зависимости от наличия герм и количества «любимого» снаряжения, вы можете склониться к выбору другого судна.
Удобство посадки и гребли
На этот параметр многие вообще не обращают внимания, до тех пор, пока затекшие ноги в новой лодке не начнут портить жизнь. Однако это банальный временный дискомфорт, и если своевременно выходить на берег и разминать ноги, организм довольно быстро привыкает, и к концу первого похода вы скорее всего не будете части и первыми проситься на берег.
Однако значительно важнее удобство посадки для гребли. Ведь если вы не сможете эффективно грести и рулить, то вы быстрее устанете, и меньше сможете. Кроме того, приобретете «дурные привычки» в виде неправильной гребли. Что этому способствует в первую очередь:
Конструкционные особенности байдарок и каяков
Ну, что, в первом приближении с основными характеристиками судов разобрались, а как они изменяются в зависимости от типа судна, да и вообще, на какие группы можно разделить туристские каяки и байдарки?
Корпусные суда
Байдарки и каяки с жестким корпусом. Как правило, неразборные, но есть отдельные модели, собирающиеся из отдельных секций или по принципу оригами. Но основная масса корпусных судов это полиэтиленовые и композитные неразборные суда.
Прародителем данного класса судов являются долбленки, клинкеры, … Но, прогресс не стоит на месте, и сейчас доступны суда из более современных и легких материалов.
Пластик имеет значительно меньшее трение о воду и меньший вес при схожей продольной жесткости, и из него делаются большинство современных спортивных судов. Как для гладкой гребли, так и для гребного слалома. Однако эти суда довольно дороги и относительно хрупкие. По этому в туризме больше прижились лодки с жестким корпусом из толстого полиэтилена.
Данные материалы позволяют добиться почти любой формы, и ходовые качества лодок из схожих материалов в основном отличаются проработкой формы для тех задач, которые преследовал производитель. При этом есть возможность сделать лодки максимально узкими и удобными для гребли и управления в рамках предполагаемых задач.
Существенным минусом данных судов в наших реалиях, является то, что эти лодки крайне неудобно перевозить общественным транспортом. Однако если вы автомобилист, и ваши интересы не отходят далеко от автомобильных дорог, подобный тип байдарок и каяков является оптимальным, как для решения конкретных задач похода, так и для совершенствования техники гребли и понимания/чтения воды.
Каркасные суда
Каркасные байдарки и каяки это родоначальники вида в нашей стране. Эскимосы и жители нашего крайнего севера, не имеющие дерева в изобилии, веками использовали конструкции из костей и шкур животных для создания лодок.
Так как по этой схеме можно сделать простую и бюджетную лодку, доступную массовому и не очень подготовленному туристу, к второй половине прошлого века в разных странах было налажено производство каркасных судов. Многие из них бороздили речные просторы нашей страны. Старшему поколению водников ласкают слух Нептун, Салют, Таймень, выпускавшиеся заводом Салют в промышенных масштабах, и широко доступные в профкомовских турклубах и спортивных магазинах СССР. Чуть реже попадались Колибри, RZ-ки и прочие представители забугорных производителей.
Как вы догадались, кроме каркаса, в конструкции данной байдарки присутствует и оболочка, в простонародье именуемая «шкурой». Лодки этого класса в свое время считались достаточно компактными и легкими для перевозки в общественном транспорте. Обладали сносными ходовыми качествами и были относительно легкодоступны.
К преимуществам данного класса судов можно отнести их высокую обитаемость, в них можно нагрузить довольно много барахла, при этом не обязательно рассовывать все по узким щелям. Внутренний объем позволяет грузить довольно большие мешки.
К отрицательным чертам класса каркасных байдарок и каяков можно отнести их не самую оптимальную для маневрирования форму поперечного сечения и высокую склонность к пробою оболочек в местах контакта с элементами продольного и поперечного набора. При наезде на камень, камень и элемент набора работают почти как ножницы, и с легкостью пробивают отверстие, даже в усиленной леерами шкуре.
Кроме того, у старых лодок была прорезиненная шкура на ХБ основе. Которая требовала тщательной просушки, иначе быстро сгнивала, и рвалась при незначительном приложении усилий. Современные ткани меньше подвержены этим проблемам, особенно если добротная ПВХ ткань проклеена хорошим леером, однако качество алюминия в современных байдарках становится все хуже и хуже. Он легче мнется и ломается, собирать такие байдарки долго, особенно если их предварительно немного помять и познакомить с песком.
Но! У лодок этого класса есть один неоспоримый плюс. Они способствуют осознанному и аккуратному сплаву почти как слаломные каяки. Ведь если вы плохо ими управляете, вы вынуждены часто их ремонтировать ;-))
Несколько особняком стояли каркасные байдарки Питерского кустарного производства, в которых между набором и внешней оболочкой вставлялась толстая и крепкая пена. По характеристикам это получалась переходная модель между каркасными и каркасно-надувными лодками. Живьем мне подобные экземпляры давно не попадались.
Каркасно-надувные байдарки и каяки
С появления у водников интереса к ТВТ (соревнований по технике водного туризма) и развитием материаловедения в туристской среде появился класс каркасно-надувных каяков и байдарок. Наиболее распространенными стали двух и четырех-баллонные схемы.
Условный разрез четырехбаллоной байдарки или каяка слева, и двухбаллонная схема справа.
Из рисунка видно, что в случае двухбаллонной схемы в лодке может быть чуть больше полезного внутреннего объема, не занятого баллонами, а в случае четырехбаллоной конструкции минимизируется набор и достигается более удачная для маневрирования форма.
Что дают лодкам дополнительные надувные элементы?
В результате, обладатель каркасно-надувной лодки приобретал почти идеальную для туризма своего времени лодку, которая при этом была разборной, более ходкой и маневренной чем эталонные на тот момент Таймени.
Однако шли годы, и водный прогресс не стоял на месте. Появлялись новые материалы и технологии.
Надувные лодки
Примерно во второй трети прошлого века, кроме ЛАСов и ПСНов (Лодка авиационная спасательная и плот спасательный надувной) водникам стали доступны и надувные байдарки Ласточка. Они отличались от Тайменей легкостью, однако имели довольно небольшой полезный объем, который почти полностью занимал гребец.
Надувная байдарка Ласточка
С началом перестройки, в стране появилось некоторое количество производителей туристического снаряжения следящих за спросом. Выпуск Тайменей хромал, а народ привык к лодкам, в которые можно погрузить много, в которых сложно перевернуться, кроме того, в надувных лодках набор отсутствовал как класс. А какое это удовольствие, собирать алюминиевые трубочки на морозе старое поколение водников еще помнит.
В прочем и в этом классе были исключения. Например Смена, была по внешним обводам даже лучше Тайменя, ее последователи, различные модификации Ё, были еще ближе к обводам слаломника, и доказали, что надувная байдарка вполне может быть спортивной. Но, т.к. по законам рынка предложение определяет спрос, наибольшее распространение среди надувных судов на наших реках получили широкие диваны с высокими подлокотниками.
Надувная байдарка Смена имеет боковые баллоны с перемычками, что делает ее одной из самых узких надувных байдарок
Надувной каяк Ё. Эта надувная лодка максимально близка к обводам слаломника, и если вы хотите учиться, а возить с собой слаломник не представляется возможным, то эта лодка может стать удачным выбором
Типичный представитель надувных диванов с самоотливом. Большая закаячка и как следствие плохая курсовая устойчивость. Хотите научиться грести прямо? Заведите себе такую лодку, и когда научитесь, любая другая покажется вам слишком неповоротливой ;-))
В общем случае, надувные каяки и байдарки легко собираются, их сложно пробить, но приобретая наиболее распространенную пузатую модель, вы откладываете свой рост в плане техники и тактики в долгий надувной ящик. К сожалению, мало кто из новичков об этом задумывается. А после того, как дорастет на такой лодке до четверки, пересаживаться на слаломный каяк способны немногие. Ведь на нем придется учиться ходить заново, с малых категорий. Вот и получается, что логичным решением для повышения категории становиться не повышение знаний и техники, а приобретение большого катамарана, позволяющего повышать категорию еще выше своих собственных возможностей.
Варианты компоновки надувных элементов судов различаются от конструкции к конструкции, но наиболее распространены следующие:
Поперечный разрез надувной лодки с самоотливом. Ватерфляй, Каньон, Одиссей, …
Условный разрез надувной лодки без надувного дня. Например Щуки, Тайги, … или пакрафта
Несложно заметить, что при появлении у байдарки надувного дна у нее появляется некоторая килеватость, а центр тяжести приподнимается вверх, что отрицательно сказывается на остойчивости формы, но позволяет более комфортно сидеть в пустой лодке (если она не оборудована банкой). Кроме того, наличие надувного дна снижает вероятность повреждений, возникающих при контакте груза с подводными камнями.
Однако пытливый глаз может заметить, что если у лодки с самоотливом, гребцы и грузы находятся выше уровня воды на надувном дне, то стоит ли носить и возить с собой надувные борта? С одной стороны, большие надувные борта создают дополнительную остойчивость и добавляют уверенности, с другой, они добавляют парусности и сопротивления о воду, и несколько мешают правильно грести.
Несколько особняком в классе надувных лодок стоят пакрафты. Эти надувные мини диванчики делаются из наиболее тонких и легких материалов, ввиду чего чрезвычайно компакты и крайне полезны в пеше-водных походах, где они не успеют испортить вашу технику, но и с переноской проблем не составят.
Ну и относительно недавно появился новый класс надувных матрасиков без подлокотников. Пока он представлен на рынке только одной моделькой, под названием Лагуна, однако на ее прародителе, я научился держать баланс лучше, чем на слаломном каяке.
Хотите еще больше ускорить свое обучение в ПВД? Закажите себе нечто подобное
Удобства транспортировки и хранения
Здесь все просто. Чем компактнее и легче лодка, тем проще ее перемещать в пространстве. Но если ваша цель реки высших категорий, то вам вероятно придется поступиться этим параметром в пользу более подходящего для этих рек судна.
Надежность и ремонтопригодность
У современных байдарок и каяков с надежностью и ремонтопригодностью все относительно нормально. Если же вы решили приобрести судно с историей, то наличие резиновых внутренних баллонов и внешней шкуры из ПВХ, приведет к необходимости возить лишний тюбик клея, т.к. не все универсальные клеи хорошо держатся в походных условиях и на резине и и на ПВХ.
При наличии шкуры из хорошей лодочной газодержащей ткани и аналогичных заплаток, латать монобаллон не сложнее ремонта шкуры каркасной байдарки. А зачастую даже легче, т.к. ничего не нужно разбирать, и ни куда подлезать.
Полиэтиленовые суда наиболее устойчивы к пробоинам и потертостям, а надувнушки не сильно уступают им в этом.
А как же собственно выбирать?
Если вы дочитали до этого места, или перешли сразу к нему по ссылке, значит вы понимаете, что однозначно сказать, что вот эта лодка самая лучшая, невозможно. Для каждой комбинации участник-маршрут-погода-… будет своя оптимальная лодка, и вам придется решить, или вы выбираете одну лодку, которая наиболее подходит для тех условий, в которых вы оказываетесь чаще всего, а в остальных случаях вы будете мириться с ее недостатками Или вам нужно иметь целый парк лодок под разные задачи.
Карта решений по выбору каяка или байдарки
Все это удобно сделать в табличном виде, где с одной стороны расположить интересующие параметры, а с другой подходящие на первый взгляд модели.
На пересечениях желательно указывать значимость данного параметра для вас.
В итоге, по каждой модели из выбора у вас сформируется сумма, размеры которой будут характеризовать ее привлекательность для вашего выбора.
Для примера, в табличке выбора каяка для ПВД в межсезонье указаны не конкретные модели, а классы судов. Вы можете выбирать последовательно из классов, а затем уже по моделям, или сразу прикинуть из тех моделей, что понравились в сети или на воде.
Характеристики | Каяк надувной | Каяк слаломный | Каяк полиэтиленовый | Катамаран |
Маневренность | 5 | 5 | 4 | 4 |
Ходкость | 4 | 4 | 4 | 3 |
Ширина прохода | 4 | 5 | 5 | 2 |
Компактность | 5 | 3 | 3 | 4 |
Скорость сборки | 4 | 5 | 5 | 3 |
… | ||||
Итого: | 22 | 22 | 21 | 16 |
Пример выбора каяка для ПВД в межсезонье
Ну и не забудьте добавить в карту решений лодки на которых ходят в вашей группе. Ваша лодка не должна оказаться сильно хуже. Не по тому, что засмеют, а по тому, что вы будете слишком много уставать, и вам будет не до отдыха!
Универсальная байдарка
К сожалению, это почти миф. Вы можете найти байдарку, которая будет середнячком во многих условиях, но найти байдарку или каяка, которая будет лидировать по характеристикам в нескольких вариантах эксплуатации невозможно, т.к. ходкость и маневренность практически противоположные качества.
Надувная байдарка Лагуна
Парусный катамаран из двух прототипов Лагун
По моему мнению, наиболее универсальная на текущий момент модель, это Лагуна, от Вольного ветра. Она достаточно ходкая и управляемая, а в случае повышения категории или желания прогуляться под парусами, из пары Лагун можно сделать кат. Однако для вас оптимальной лодкой может оказаться слаломник или сплавной полиэтилен, а возможно даже надувной диванчик с подлокотниками.
В настоящее время, ТаймТриал разрабатывает по нашему заказу следующую версию подобных лодок, и у вас есть возможность присоединиться к заказу.
А когда универсальность не нужна, то лучше выбирать уже внутри классов.
Пакрафт — Средство для переправ и выброски в пеших или пеше-водных походах
Исходя из материалов и концепции, традиционные пакрафты имеют наименее приспособленную форму для оптимизации ходовых качеств, зато они самый легкие и компактные среди туристских средств сплава. Ну а если производители начнут делать их в более традиционных обводах, позволяющих перемещаться по воде быстрее, желающих их приобрести будет значительно больше. Ждем появления подобных решений!
Каяк или байдарка для походов выходного дня (ПВД)
Здесь многое будет зависеть от наличия у вас автомобиля и возможности доехать на нем до нужных вам водоемов. Вам могут подойти и слаломный или сплавной каяк, надувная или каркасно-надувная байдарка, и даже катамаран.
Кроме упомянутой выше Лагуны, разумным выбором для ПВД мне кажутся лодки типа Илексы, хотя на вкус и цвет, …
Байдарка или каяк для походов 2-3 категории сложности
Выбирая байдарку для походов второй-третьей категории сложности, я бы не рекомендовал выбирать слишком пузатую лодку. На шестерку вы на ней все равно не пойдете. В этом случае, вы не только будете носить лишнее, но и будете медленнее учиться. Хотя, распределяя в предложенной выше табличке важность обучения как мало необходимую, можно получить совсем другой вывод ;-))
Лодки для озер и морей (Сияки)
Здесь больше всего на выбор будут влиять ваши логистические возможности и возможности хранения. На воде предпочтительнее будет пластики или полиэтилен, а в перевозке общественным транспортом и хранении каркасные одноклассники.
Каяки и байдарки для походов 4-6 к.с.
Да, каякам и байдаркам доступны и реки высших категорий сложности. Главное чтобы технический и физический уровень туриста соответствовал реке и лодке. Чаще всего на этих категориях встречаются полиэтиленовые сплавные лодки, но при наличии большого опыта и недостатке средств есть удачные случаи прохождения рек высших категорий сложности и на КНБшках. Правда в составе лучших групп страны.
Каркасно-надувная байдарка
Учимся управлять каяком и байдаркой
Ну, что, лодку выбрали? Хотите научиться ей управлять? Записывайтесь в наши туршколы, на лекции и мастерклассы, присоединяйтесь к нашим походам. Если не нашли списка наших ближайших мероприятий, но готовы принять в них участие, постучитесь в форму обратной связи ;-))