Для чего нужна библиотека в школе
Школьная библиотека сегодня – это не только стеллажи с книгами
26 октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник был учрежден в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО, чтобы привлечь внимание к состоянию школьных библиотек, формированию и пополнению их фондов. О роли и месте библиотек в школьной жизни, о трендах их развития и значении профессии педагога-библиотекаря рассказала вице-президент по издательской деятельности Группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова.
– Виктория Викторовна, насколько важна профессия педагога-библиотекаря? Становится ли она более востребованной сегодня?
Каждый из нас наверняка помнит день, когда впервые переступил порог школьной библиотеки, увидел длинные стеллажи, заполненные книгами, многие из которых предстояло прочитать. Именно посещение школьной библиотеки во многом определяет круг чтения ребенка и в годы учебы, и на перспективу. Школа может сыграть ключевую роль в приобщении детей к книге. Поэтому необходимы усилия не только учителей-предметников, прежде всего словесников, но и библиотекарей.
– Каковы тренды развития школьных библиотек в современной России?
Важно понять, что школьная библиотека – это не только традиционные стеллажи. Постепенно она становится центром внеурочной и проектной деятельности, реализуя потенциал образовательного пространства. В будущем библиотека также может стать медиапространством с доступом к цифровым источникам информации. Создание подобных условий в школах, не только городских, но и сельских, предполагает федеральный проект «Современная школа». Библиотекарь при этом становится не только хранителем знаний, но и их проводником. Поэтому сегодня важную роль играет повышение квалификации педагогов-библиотекарей, помогая в том числе научиться работать с электронными каталогами.
Photo by Jessica Ruscello on Unsplash
– Как вы представляете себе идеальную школьную библиотеку? Из каких компонентов она должна состоять?
Это пространство, где есть удобный и современный доступ к знаниям – к традиционным печатным книгам, электронному фонду художественной и научной литературы. В такой библиотеке предусмотрены зоны для самостоятельной и проектной работы, со столами и мягкими пуфами, где можно поработать на компьютере, послушать аудиокнигу, спокойно пообщаться. Оформление пространства такой библиотеки-медиатеки подразумевает объединение традиционных помещений закрытого фонда, абонемента, читального зала с пространствами для свободной деятельности. Кстати, именно такой будет библиотека в школе, которую Группа компаний «Просвещение» строит в Нижнем Новгороде и которая примет первых учеников 1 сентября следующего учебного года. В этой библиотеке предусмотрен даже небольшой амфитеатр для творческих встреч с наставниками, лидерами мнений.
– Какие сегодня запросы чаще всего поступают от школьных библиотек?
Общаясь с педагогами в регионах, мы не раз слышали мнение о необходимости пополнять фонды не только классикой, но и книгами современных российских авторов, пишущих для детей начального и среднего школьного возраста. И, на мой взгляд, в нашей стране действительно есть множество достойных авторов и детских писателей. Их познавательные произведения в школьной библиотеке могут помочь воспитать культуру чтения у ребят.
Школьная библиотека – это не только стеллажи с книгами
— Виктория Викторовна, насколько важна профессия педагога-библиотекаря? Становится ли она более востребованной сегодня?
Каждый из нас наверняка помнит день, когда впервые переступил порог школьной библиотеки, увидел длинные стеллажи, заполненные книгами, многие из которых предстояло прочитать. Именно посещение школьной библиотеки во многом определяет круг чтения ребенка и в годы учебы, и на перспективу. Школа может сыграть ключевую роль в приобщении детей к книге. Поэтому необходимы усилия не только учителей-предметников, прежде всего словесников, но и библиотекарей.
— Каковы тренды развития школьных библиотек в современной России?
Важно понять, что школьная библиотека — это не только традиционные стеллажи. Постепенно она становится центром внеурочной и проектной деятельности, реализуя потенциал образовательного пространства. В будущем библиотека может стать медиапространством с доступом к цифровым источникам информации. Создание таких условий в школах, не только городских, но и сельских, предполагает федеральный проект «Современная школа». Библиотекарь при этом становится не только хранителем знаний, но и их проводником. Поэтому сегодня важную роль играет повышение квалификации педагогов-библиотекарей, помогая в том числе научиться работать с электронными каталогами.
— Как вы представляете себе идеальную школьную библиотеку? Из каких компонентов она должна состоять?
— Какие сегодня запросы чаще всего поступают от школьных библиотек?
Общаясь с педагогами в регионах, мы не раз слышали мнение о необходимости пополнять фонды не только классикой, но и книгами современных российских авторов, пишущих для детей начального и среднего школьного возраста. И, на мой взгляд, в нашей стране действительно есть множество достойных авторов и детских писателей. Их познавательные произведения в школьной библиотеке могут помочь воспитать культуру чтения у ребят.
— И напоследок, что бы вы пожелали педагогам в День школьных библиотек? Какую роль они играют для издательства?
В этом году издательству «Просвещение» исполняется 90 лет — на протяжении почти целого века мы совместно с педагогами развиваем качество литературы, необходимой для каждого поколения. И, конечно, особое значение мы уделяем сотрудничеству со школьными библиотекарями. В том числе проводим семинары и онлайн-мероприятия с привлечением авторов, обсуждаем новинки.
«В этот замечательный день хотелось бы пожелать коллегам оставаться энтузиастами своего дела, помогать детям осваивать бескрайний, прекрасный мир книг. И, конечно, терпения, новых успехов в непростом и очень важном труде!»
Школьная библиотека как развивающая среда
Школьная библиотека как развивающая среда
Библиотека есть лучшее из возможных
подобий божественного разума
созданных людьми, место, в котором
можно сразу обозреть и понять всю
Изменения, произошедшие в нашем обществе, предъявляют новые требования к подрастающему поколению: быть самостоятельными, способными к самообразованию, инициативными. Смена приоритетов в системе образования выдвигает в число наиболее важных и существенных задач развитие индивидуальности каждого ребёнка, формирование его активной позиции в постижении окружающего мира, приобщение к основам культуры познания. Поэтому в современной школе необходим поиск механизмов развития познавательной деятельности детей. Основанных на таких психолого-педагогических аспектах развития школьника, как:
развитие индивидуальных особенностей детей — интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.; 3) создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками; 4) оказание своевременной информационной помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.
Основным средством достижения поставленной цели является создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода.
Временной фактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течение десяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
Фактор сотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяет видеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т. е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже заложено».
В структуру школьной библиотеки входят абонемент, читальный зал на 22 посадочных места. Фонд библиотеки телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Наличие принтера существенно облегчает работу библиотеки и защищает компьютер, сканер, ксерокс.. В школе существует медиатека с ЦОР образовательные, позвательные, художественные.
Заметно влияние школьной программы на чтение детей, в основном читают в читальном зале научно-познавательную литературу для подготовки к урокам. Введение новых программ, проблемы с обеспечением учебниками способствовали привлечению детей в библиотеку.
Изменилось в лучшую сторону”, “отношение школы позитивное”. Что этому способствует? Прежде всего. “новая парадигма образования”, “организация в школе профильных классов “дифференцированное обучение”, “введение новых курсов”, а также “введение дополнительных учебных предметов и спецкурсов”, “углубленное изучение предметов”. Важное значение также имеет введение в учебную практику школы “информационных консультаций”. По мнению педагогов, специальные занятия по формированию у учащихся информационной культуры сегодня должен проводить школьный библиотекарь.
Пример ЭКСКУРСИЯ 1 КЛАСОВ
1. Первое знакомство с библиотекой, формирования первоначального представления о библиотеке, любви к книгам и бережное отношение к ним.
2. Привитие интереса к чтению, поощрения интереса к книге и чтению.
3. Знакомство с правилами пользования библиотекой.
Компьютер, мультимедийный просмотр, книжные выставки.
3. Правила пользования школьной библиотекой.
4. Запись в библиотеку.
Дети приходят в школьную библиотеку; знакомятся с библиотекарем, подходят к стеллажам с книгами, рассматривают их.
Библиотекарь: Обратите внимание на книжные полки. Они называются стеллаж. Что стоит на полках? (Книги). Обратите внимание, как они аккуратно расставлены на полках, все стоят ровными рядами. У всех книг аккуратный вид. Почему? С ними аккуратно обращаются. Как надо относиться к книгам. (Бережно) Как нужно беречь книги?
( Не загибать уголки, не рвать, не бросать, не пачкать и т.? Для чего нужны книги? (Чтобы стать грамотными, знать много интересного)
Кто знает, что такое библиотека? (Хранилище книг). Как называются люди, которые берут книги в библиотеки? (Читатели)
Библиотекарь знакомит детей со своей работой: помочь читателю выбрать книги, записать её на карточку (формуляр), на какое время дается книга, как нужно обращаться с ней.
Библиотекарь: Дорогие ребята! Сегодня вы пришли впервые в нашу школьную библиотеку. А что такое библиотека? (Общими усилиями получаем ответ, что библиотека-это место, где много книг)
Библиотекарь: В книжном магазине тоже много книг, чем же
библиотека отличается от магазина? (В магазине книги покупают за
деньги, в библиотеке их берут бесплатно)
Библиотекарь: В библиотеке книги берут на какое-то время, потом
их нужно возвратить. Библиотека с греческого языка переводится
как «хранилище книг»
Библиотекарь: Кто уже ходил с родителями в детскую библиотеку? (Ответы детей)
Вся жизнь человечества последовательно оседала в
книге: племена, люди, государства исчезали, а книга
С самых первых дней нашей жизни мы обращаемся к книге. Она делает нас свидетелями истории, участниками реальности и выдумки.
На ее страницах открываются удивительные тайны.
Пословицы, поговорки о книге.
* Книга подобна воде-
дорогу пробьет везде.
*Золото добывают из земли,
*Кто много читает, тот много
*Одна книга тысячи людей учит.
Как люди в древности передавали друг другу информацию?
В очень далекие времена, когда люди не умели ещё читать и писать,
они хранили информацию в своей памяти и передавали ее друг другу,
Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь.
3. Правила пользования школьной библиотекой.
Далее идет разговор о правилах пользования книгами.
Как нужно обращаться с книгой?
Давайте вспомним. (Дети отвечают)
Будь, школьник, бережный со мной.
Мой чистый вид всегда опрятен.
Оберегай меня от пятен,
Не загибай мои листы.
А про закладку помнишь ты?
но только не для грязных рук.
Мой корешок не поломай,
Мой переплет не выгибай,
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь.
Не забывай меня в саду-
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Меня в обложку оберни,
Где взял, туда верни.
Какие правила вы ещё вспомнили? ( Ответы детей)
Варианты закрепления «Правила пользования библиотекой»:
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ.
Ты пришел в библиотеку-
В царство книг и мудрых знаний-
Открывай свой рот пошире,
Громко что-нибудь кричи
Песню спой, погромче свистни,
Где и как себя вести!
Если ты пришел за книгой
В школьную библиотеку,
Доставай скорей из сумки
Всё, что можно пожевать:
Булку, яблоко, конфеты,
Пирожок с начинкой липкой,
Чтоб потом рукою грязной
Все страницы пролистать!
Почитать решил ты книгу.
Не бери с собой закладку,
Послюни получше палец,
Сильно начинай листать,
Ничего, что лист ты вырвешь,
Что оставишь пятна грязи,
Если книга разорвется,
То тебе-то наплевать!
Вот себе ты выбрал книгу
И уйдя с абонемента,
Подари кому угодно
Или просто зашвырни.
Иль оставь её на парте,
спрячь поглубже под диваном-
В общем; в срок в библиотеку
Ни за что не приноси.
Если же библиотекарь
Тебя сделал замечанье,
Покажи язык побольше,
Или засмейся ей в лицо.
Можешь громко заругаться,
Топнуть в ярости ногою.
Чтобы было не повадно
Ей воспитывать тебя.
Детям предлагается выбрать книгу для чтения. Далее идет объяснение условий записи в библиотеку. Теперь они не только первоклассники, но и читатели нашей школьной библиотеки. Ребята учатся правильно вести себя в библиотеке.
Сейчас изменилось само время, где на первом месте стоит информация, и дети прекрасно понимают и самое главное знают, что им надо. Учеба у большинства детей стоит на первом месте, от этого зависит их будущее, которое ждет их за порогом школы. Раньше такого не было, мы читали только для души, даже программные произведения.
Эксперт рассказал, зачем нужны школьные библиотеки
Библиотекари не успевают за веяниями времени
22 октября в России празднуется учрежденный с подачи ЮНЕСКО в 1999 году Международный день школьных библиотек. Его главной целью считается привлечение внимания общества к состоянию, формированию и пополнению литературных запасов в школьных библиотеках, а также поддержка книгохранилищ литературы, которой пользуются школьники, если для выполнения заданий им недостаточно одних учебников. О том, устоят ли под натиском электронных библиотек школьные собрания «живых» книг, об их особенностях в «цифровую эпоху» «МК» рассказал самый знающий человек — зав. кафедрой библиотековедения Московского государственного института культуры Наталья ЛОПАТИНА.
Фото: Геннадий Черкасов
— Наталья Викторовна, отличаются ли нынешние школьные библиотеки от тех, в которых выросли предшествующие поколения учащихся?
— К сожалению, нет, хотя сегодня они должны быть совершенно другими! Почему-то школьные библиотеки часто отождествляют с детскими. Между тем они разные. Школьная библиотека не относится к числу массовых: ее задача — обеспечение учебного процесса. При этом школьная библиотека обязательно должна содействовать деятельности школы. Например, оказывать помощь в подготовке к ЕГЭ по математике.
— Как это?
— Используя все свои фонды, электронные информационные ресурсы и навигаторы, библиотека должна открывать школьнику доступ ко всей нужной ему информации, а школьный библиотекарь — подбирать максимальное количество материалов для подготовки к экзаменам. В этом и состоит задача современного школьного библиотекаря, хотя на деле этого не происходит. И если в Москве можно пойти и купить все нужные издания, то во многих местах такой возможности нет.
— Но ведь объемы информресурсов Интернета несопоставимо больше фондов «бумажных» школьных библиотек. Зачем учащемуся последние, если он может выйти в Интернет самостоятельно!
— Как зачем? К примеру, бесплатный доступ к современной литературе преграждает авторское право. А школьная библиотека, формируя новые фонды, не только предоставляет ребятам пароль и логин для бесплатного доступа, но и навигатор, позволяющий им лучше ориентироваться в море информации. Скажем, такой: «10 книг, которые помогут лучше подготовиться к экзамену». Вот только директора школ, к сожалению, не всегда знают, как закупать литературу, равно как и то, что бывают готовые электронные библиотеки.
— Выходит, электронная библиотека не только не убивает «натуральную» школьную, но даже расширяет ее возможности?
— Современная школьная библиотека — это не просто собрание книг, но портал, через который мы должны открыть учащимся весь многообразный мир! Причем так, чтобы это в максимальной степени подходило каждому конкретному школьнику! А «цифра» лишь создает в этом плане дополнительные возможности. Например, через Интернет школьник получает доступ к массе специализированных журналов, будь то «Юный техник» или «Техника молодежи». Другой важный аспект — профилактика правонарушений. Часто они происходят оттого, что ребенку просто нечем заняться после школы. А ведь его можно и нужно направлять и занимать в соцсетях, где есть масса интереснейшей и полезнейшей информации. Мы совсем упустили эту работу. А ведь этим также мог бы заняться школьный библиотекарь. Но не занимается. Многим пока не хватает понимания, что школьная библиотека — не культмассовое учреждение, а важный участник процесса обучения. И директорам школ стоит обратить на это внимание. Тем более что по уровню зарплат школьные библиотекари сегодня приравнены к педагогическим работникам. И это должны быть очень квалифицированные люди с большой социальной ответственностью.
— Правда ли, что современные дети стали мало читать?
— Неправда! Они читают очень много, вопрос лишь в том, что именно. Раньше взрослые видели обложки книг, а сейчас видны только планшеты и букридеры. Но точно могу сказать: сейчас пишется крайне мало литературы о сверстниках современных подростков: как они живут, как строят взаимоотношения с родителями и друзьями, как реагируют, если их обижают в соцсетях, и т.п. Думаю, должна быть госпрограмма поддержки таких книг.
— В чем, по-вашему, главная проблема современных школьных библиотек?
— В непрофессионализме библиотекарей и школьной администрации, относящихся к этим структурам как к чему-то второстепенному и не особенно важному, тогда как по сути школьная библиотека является главной кафедрой школы. Кроме того, школьным библиотекарям надо читать больше специальной литературы и меньше увлекаться массовыми мероприятиями во вверенных им библиотеках. Праздники, конечно, это хорошо, но очень важна индивидуальная работа и с ребенком, и с родителями, и с учителями.
Муниципальная конференция проектных работ обучающихся начальных классов «Первые шаги в науку»
Автор проекта: Хабибуллина Лилия, ученица 3 «В» класса, МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»? Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании,
Руководитель:Сагирова Айгюль Искандаровна,учитель начальных классов, первая кв.категория, т:89274181388, эл.адрес: sagirova 1972@ mail . ru
2016 г., пгт Рыбная Слобода
Основные разработчики проекта
Автор: Хабибуллина Лилия Рафисовна(9 лет)- ученица 3 «В» класса МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании.
Руководитель: Сагирова Айгюль Искандаровна, учитель начальных классов,1 кв.категория, т:89274181388, эл.адрес: sagirova 1972@ mail . ru
Учебные дисциплины близкие к теме проекта
Литературное чтение, математика, окружающий мир
Цель и задачи проекта
Цель: выяснить, есть ли польза от школьных библиотек.
узнать какую роль играет школьная библиотека в процессе обучения;
изучить процесс работы школьных библиотек;
собрать материал о количестве школьных библиотек и библиотекарей по Рыбно-Слободскому району за 2015-2016 уч.год;
собрать сведения о техническом оснащённости библиотек ОУ в Рыбно-Слободском районе;
Собрать информацию о библиотечном фонде ОУ;
выяснить значение чтения в жизни человека;
изготовить плакат «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании»;
создать таблицу о количестве школьных библиотек по району;
рассказать одноклассникам о пользе школьной библиотеки;
ознакомить одноклассников с собранной информацией.
I этап – Анкетирование учащихся и опрос педагогов школы о пользе школьных библиотек.
II этап – Изучение литературы и сбор информации из разных источников.
III этап – Вывод – оформление проекта.
привитие навыков самостоятельной работы;
получение знаний о работе школьной библиотеки;
изготовление плаката «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании»;
Материально- техническое обеспечение
умение самостоятельно находить и отбирать информацию;
создание плаката «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании»;
повышение читательской активности одноклассников.
Предполагаемые продукты проекта
ПЛАКАТ «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ
II . Деятельность школьных библиотек.
2.1.Из истории школьных библиотек.
2.2. Школьная библиотека и её деятельность.
2.3. Школьные библиотеки Рыбно-Слободского района
Обработанные данные анкетирования
Сведения о штате библиотекарей ОУ Рыбно-Слободского района РТ
Сведения о техническом оснащённости школьных библиотек ОУ Рыбно-Слободского района РТ
Сведения о библиотечном фонде ОУ Рыбно-Слободского района РТ.
План работы школьной библиотеки МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1»на 2015-2016 уч.г
Плакат «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании
Краткая аннотация проекта
Одним из важнейших вопросов современного образования является обучение детей пользоваться информацией из родного источника. А в школе главным местом сбора информацией является школьная библиотека. В проекте представлены краткие информации в виде таблиц о количестве школьных библиотек, библиотекарей,о техническом оснащённости, о библиотечном фонде общеобразовательных учреждений на начало 2015-2016 учебного года. (приложение 7)
Проект является личностно-ориентированным, так как предполагает возможность участия в нём различного континента учащихся с различными интересами и способностями.
Чтение-вот лучшее учение!»
Чтение – всегда считалось лучшим учением, а книга – лучшим подарком. Но в современном мире, к сожалению, многие люди забывают о книгах, их легко заменяют телевидение и интернет. Становится очень много людей, которые получают информацию из интернета, так как это намного быстрее. А книга всегда была источником знаний. Для меня книга занимает важное место. И я с удовольствием хожу в школьную библиотеку. Для меня школьная библиотека источник информации. Информации из разных источников и ресурсов. Это большой мир, окно в будущее и прошедшее время.
Цель: в ыяснить, есть ли польза от школьных библиотек.
Задачи (постановка проблемы):
узнать, когда была создана первая школьная библиотека ;
узнать, какую роль играет школьная библиотека в процессе обучения;
изучить процесс работы школьных библиотек;
собрать материал о количестве школьных библиотекарей по Рыбно-Слободскому району за 2015-2016 уч.год;
собрать данные о фонде и оснащенности школьной библиотеки МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» за 2015-2016 уч.год;
собрать сведения о техническом оснащённости библиотек ОУ в Рыбно-Слободском районе;
Собрать информацию о библиотечном фонде ОУ в Рыбно-Слободском районе;
выяснить значение чтения в жизни человека;
рассказать одноклассникам о пользе школьной библиотек;
изготовить плакат «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании»;
Объект исследования: школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании
метод анкетирования и опроса;
метод теоретического анализа и изучения литературы;
метод описания полученного материала;
метод поиска путей практического распространения полученной информации;
Нет никакой необходимости идти в школу, если твоей конечной целью не является библиотека.» (Рей Бредбери)
Любите ли Вы читать?
Какой источник информации Вы предпочитаете?
Сколько времени в день Вы читаете?
Назовите своего любимого писателя или поэта;
Как Вы считаете, для чего нужны книги?
Ходите ли Вы в школьную библиотеку?
Есть ли польза от школьной библиотеки?
Какая тема вас больше интересует?
Какую полезную информацию вы получаете от школьного библиотекаря.?
Какими ресурсами вы ещё пользуетесь в школьной библиотеке?(Приложение 1)
не все дети нашего класса любят читать книги;
для получения информации чаще используют ресурсы интернета;
ежедневно читают дома от 15 до 45;
3 ученика назвали А. С. Пушкина любимым писателем и 3-Г.Х. Андерсана и 3-Г.Тукая и А.Алиша;4 любят фантастические истории.
на первом месте наиболее интересна тема о животных, на втором сказки, а в 3 ем-оровесниках;
книги нужны для знания;
постоянно в библиотеку ходят 11 из 13 человек в классе. (Приложение 2-формуляр уч-ся )
Любите ли Вы читать?
Какой жанр Вас больше интересует?
Как часто Вы посещаете школьную библиотеку и с какой целью?
Как Вы думаете: нужны ли нам школьные библиотеки?
Вывод опроса. По опросу педагогов, я выяснила, что учителя нашей гимназии-люди образованные и начитанные. Из опрошенных 10 педагогов-все регулярно пользуются услугами школьной библиотеки и очень любят читать книги. Многие из них предпочитают не электронную версию книги, а бумажную. Конечно, среди них есть и те, которые любят и электронную версию книг. Камалова Р. К, Минневалиева И. Ф, Сагирова А. И., Исмагилова А. В. и Ихсанова Ф. Ш любят читать книги разного жанра. Последнее время они прочли книги З. Кадыровой. Смолина Т.В., Якимова А.П, Фалина Д.Г, Абрамова Л.Е, Антонова А.А- любители книг о путешествиях. В библиотеке пользуются словарями, энциклопедиями, журналами. Берут для уроков художественные книги, энциклопедии и детские журналы для учащихся. Они хвалят школьную библиотеку и считают, что им библиотека необходима,потому чтофонд библиотеки хороший и приспособленный к школьной программе. Для них чтение книг-это самообразование.
Глава 2.Деятельность школьной библиотеки.
2.1.Из истории школьных библиотек.
А к огда появилась первая школьная библиотека и первый школьный библиотекарь?-вот что меня интересует. Продолжаю исследование.
2.2. Школьная библиотека и ёё деятельность.
Разница между педагогом и учителем мала: библиотекарь теперь называется педагогом. И как учитель воспитывает в учениках, а порой и в учителях всё доброе и светлое. По любому вопросу наши ученики бегут в библиотеку, знают, что даже без Интернета найдёт наш библиотекарь ответ на любой вопрос, даст материал на любую тему, поможет подготовить сообщение, найдёт книгу, поможет сделать презентацию и даже слайд-шоу.
Цели и задачи деятельности школьной библиотеки состоят в содействии эффективной реализации задач образовательного процесса доступными ей формами, средствами и методами
Основные функции библиотеки.
Направление в работе библиотеки: краеведение
Индивидуальная работа с читателями;
Воспитательная работа.
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа.
Информационная работа (приложение).
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся.
Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
Следует отметить увеличение интенсивности использования справочной литературы и периодических изданий, что позволяет судить о росте научности преподаваемых предметов, о высокой результативности участия обучающихся в научно-практических конференциях.
Библиотека школы является центром краеведческой работы, которая ведётся в системе и взаимодействии с краеведческим музеем школы, методическими объединениями учителей школы. В библиотеке сформирован обширный фонд справочной и научно-познавательной и художественной литературы по краеведению. В читальном зале библиотеки создана особая комфортная образовательная среда, ее работа направлена на развитие познавательных интересов учащихся, умению самостоятельно приобретать знания с помощью книги и периодической печати, содействует повышению интеллектуального уровня учащихся, формирует исследовательские навыки и знакомит с алгоритмом поиска информации.(приложение)
В качестве наиболее эффективных форм представления новинок следует отметить постоянно действующие фото и книжные выставки :
Вывод. Практическое применение.
Ш кольная библиотека – это как первый учитель, от которого зависит очень многое.
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образования. И в практике учащиеся пользуются всеми видами работ школьных библиотек.
Я выяснила, что о сновная задача школьной библиотеки обеспечить участникам образовательного процесса доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях. В школе возможна хорошая работа, где есть сотрудничество, где идёт совместная деятельность библиотекаря, педагогов и учащихся. «Без хорошей библиотеки нет хорошей школы».
Я решила изготовить рекламный плакат «Школьная библиотека МБОУ «Рыбно-Слободская гимназия №1» Рыбно-Слободского муниципального района РТ- Школа-центр компетенции в электронном образовании»; Мой плакат будет напоминания всем детям о пользе чтения и пользе школьной библиотеки. А том, что в школьной библиотеки можно получить много полезной информации, пользоваться также интернет ресурсом . Я сама искала материалы для этого проекта у себя в школьной библиотеки и пользовалась интернет ресурсами, энциклопедиями и обращалась за помощью педагогу – библиотекарю Чебатарёвой Н.Н
«Житие преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой» (Отв. Ред. А.Вейник.- Минск, 1998.-с.1-36,85-112
Словарь книжников и книжности Древней Руси Отв. Ред. Д С. Лихачев.-Л.,1987.Вып.1-с.142-148.
Журнал «Школьная библиотека», №3, 2013 г
Любите ли Вы читать?
Какой источник информации Вы предпочитаете?
Сколько времени в день Вы читаете?
Назовите своего любимого писателя или поэта;
Как Вы считаете: для чего нужны книги?
Ходите ли Вы в школьную библиотеку?
Есть ли польза от школьной библиотеки?
Какая тема вас больше интересует?
Какие полезные информации вы получаете от школьного библиотекаря.?
Какими ресурсами вы ещё пользуетесь в школьной библиотеке?
1.Любите ли Вы читать?
Какой жанр Вас больше интересует?
Как часто Вы посещаете школьную библиотеку и с какой целью?
Как Вы думаете: нужны ли нам школьные библиотеки?
Разные тематические стенды, выставки, оформления, акции школьного педагога библиотекаря Чеботарёвой Н.Н
Приложение 6
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Рыбно-Слободская
гимназия №1 ________________ Сатдинов Д.А.
«___»_____________2015г
РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «РЫБНО-СЛОБОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»
НА 2015/16 УЧЕБНЫЙ ГОД
Школьная библиотека является структурным подразделением, призванным накапливать, сохранять и распространять информационные ресурсы. Библиотека часто является для учащихся главным источником информации, удовлетворяющей их учебные и внеучебные интересы, в процессе работы с которой они развивают навыки информационно-поисковой деятельности. Кроме того, обеспечивая учащимся доступ к книге как основе формирования и развития их общей культуры, инструменту удовлетворения познавательной активности, средству социализации, источнику эстетического наслаждения, школьная библиотека способствует распространению грамотности и общему развитию личности ребенка.
Цели и задачи деятельности школьной библиотеки состоят в содействии эффективной реализации задач образовательного процесса доступными ей формами, средствами и методами и включают:
накопление и распространение социально значимых для участников педагогического процесса документов и материалов;
обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования участников образовательного пространства путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя;
содействие воспитанию и социализации учащихся, формированию их творческого потенциала;
содействие повышению педагогического, методического мастерства учителей, воспитателей школы путем распространения информации о педагогических ресурсах.
Основные функции библиотеки.
1. Информационная — предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя.
2. Воспитательная – способствование развития чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
4. Образовательная — обеспечение и поддержка образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам. Помощь учащимся и педагогам в учебном процессе и самообразовании
Направление в работе библиотеки: краеведение
Индивидуальная работа с читателями.
* Изучение читательских интересов
* Проведение социологических опросов
* Анализ чтения
*Беседы
Воспитательная работа.
* Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
* Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы
* Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы. *Создание актива библиотеки и работа с ним.
* Проведение мероприятий в помощь учебно-воспитательному процессу
Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа. Библиотечные уроки
* Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (картотеки, рекомендательные списки, справочно-информационные издания).
* Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями
Информационная работа
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
* совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
* обзоры новых поступлений;
* подбор литературы в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий; оформление тематичеких книжных выставок
* помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний МО и т.д.
Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
* на абонементе;
* в читальном зале;
* подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.;
* помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям;
* проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.
* индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся;
Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:
* информирование о пользовании библиотекой;
* оформление выставок документов для родителей на актуальные темы и обновление информационного стенда;
* выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки, о проблемах семейного чтения, о состоянии учебного фонда и др..
ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА БИБЛИОТЕКИ:
— Создать веб-сайт школьной библиотеки
-Своевременно и корректно заполнять электронный фонд учебной литературы на новый учебный год.
— Проводить мероприятия с применением компьютерных технологий
-Обновлять библиотечную страничку школьного веб-сайта
-Продолжить пополнение аудио-видео-теки
-Продолжить освоение новых форм работы с применением компьютерных технологий
Взаимодействие с другими структурными подразделениями и организациями.
Вести работу во взаимодействии с районной библиотекой, музеем и Центром детского творчества.
Повышение квалификации библиотекаря
Педагогическая деятельность школьного библиотекаря основывается на приобщении к библиотеке и поощрении чтения, а также продвижение позитивных информационных ресурсов. Главные цели педагогической деятельности библиотекаря:
обучение пользованию библиотекой;
пропаганда литературы и чтения.
Работа по самообразованию:
* освоение информации из профессиональных изданий и Интернет-ресурсов,
* использование опыта лучших школьных библиотекарей,
* выступление на семинарах, МО школьных библиотекарей, педсоветах.
* посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, педсоветах, методических учебах.
* Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
*Участие в конкурсах различного уровня
К плану прилагается календарно-тематическое планирование массовой работы.
Обеспечение учащихся и педагогов учебниками и учебными пособиями.
Обработка нового поступления учебников
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиями
Отчет на совещании при директоре об обеспеченности учебной литературой учащихся
Заполнение Электронного фонда учебной литературы
Отчет в Министерство образования РТ Формы 5,6
Подготовка списка учебников, необходимых для реализации образовательной программы в 2015—2016 учебном году
Согласование перечня учебников для заказа на новый учебный год с руководителями МО, администрацией школы
По мере поступления перечня
До 20 января 2015 года
Обсуждение проектов заказов на педсовете
Формирование общешкольного заказа на учебную литературу
До 5 февраля 2015 года
Чеботарёва Н.Н. Садиков И.Ш.
Информирование родителей и учащихся по вопросам обеспечения учебной литературой на новый учебный год
Инвентаризация школьного фонда учебной литературы
Возврат учебников, взятых по обмену
Обмен излишками учебной литературой между школами района
Работа в книгохранилище
По мере поступления
Изъятие и списание старых, ветхих и устаревших учебников.
Учет новых поступлений, пополнение и редактирование учетной картотеки «Учебники и учебные пособия».
В течение 5 дней после поступления
Организация мероприятий по формированию учащихся бережного отношения к учебникам. Рейды по проверке сохранности и состояния учебников.
Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах
Прием и обработка поступившей литературы
По мере поступления
Оформление подписки на периодические издания
ноябрь 2015 Март2016,
Обработка и регистрация периодических изданий,
информирование о поступлении читателей
В течение года по мере поступления
Обеспечение свободного доступа к библиотечному фонду на абонементе и в читальном зале
В соотв. с графиком работы биб-ки
Контроль за своевременным возвратом литературы.
Выявление должников из 4-х,9-х и 11х классов
В течение года. Апрель 2016
Оформление литературы, принятой взамен утерянной и подаренной читателями по республиканской акции «Подари книге вторую жизнь»
Изъятие и списание старой, ветхой и морально устаревшей литературы. Работа в книгохранилище
Мелкий ремонт литературы с привлечением учеников начальной школы на уроках технологии, актива библиотеки
В течение года, отработка летняя
Информирование учителей и обучающихся о новых поступлениях литературы
По мере поступления
Составление отчета движения фонда
РАБОТЫ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МБОУ «РЫБНО-СЛОБОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ №1»
НА 2015/16 УЧЕБНЫЙ ГОД (приложение к плану работы библиотеки)
1.Работа с учебным фондом
3.Работа с активом библиотеки
Продолжить работу библиотечного актива
Заседание школьного библиотечного актива
Один раз в четверть
Работа с учениками, ответственными за состояние учебников в классе
4.Работа с читателями
Обслуживание читателей (учащихся, педагогов, родителей)
Конкурс на лучшего читателя, подведение итогов и вручение грамот на последней линейке. Поощрение библиотечных активистов грамотами
Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей на абонементе и в читальном зале. Озеленение. Санитарный час ежедневно
Формирование информационно – библиографической культуры читателей
5.Массовая работа (приложение)
Сведения о школьных библиотек по району