Для чего нужна биология в жизни человека 5 класс биология
Зачем человеку нужно знание биологии
Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?
Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.
Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.
Биология
Сообщение про использование биологических знаний в повседневной жизни человека.
Биология – система наук о живой природе. Среди различных биологических наук одними из первых, более двух тысяч лет назад, возникли науки, изучающие растения – ботаника (от греч. ботанэ – зелень) – и животных – зоология (от греч. зоон – животное – и логос). Успехи в развитии биологии со временем обусловили возникновение различных ее направлений, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой и т. д.
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков (от греч. анти – против – и биос). Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных.
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов.
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений и грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого–нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки и т. д.).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего.
Биология – наука о живой природе (5 класс)
Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.
Биология – наука о живой природе
Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.
Определение «Биология – наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос – это жизнь, а логос – учение.
Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:
Рис. 1. Биологические науки.
Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:
Рис. 2. Царства живой природы.
Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.
Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.
Условия жизни на Земле
Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, земля). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.
Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:
Значение биологии
Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:
Что мы узнали?
Биология включает в себя знания целой системы наук. Их изучение поможет не только узнать строение и особенности жизнедеятельности организмов, но и сохранить чистой окружающую среду.
Урок в 5 классе по теме «Значение живых организмов в природе и жизни человека»
Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме «Значение живых организмов в природе и жизни человека»»
Урок биологии в 5 классе на тему: «Значение живых организмов в природе и жизни человека».
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их взаимосвязи.
Образовательные: изучить основные группы живых организмов по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, показать значение биологического разнообразия в природе и взаимосвязи организмов между собой.
Развивающие: продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах, развивать познавательный интерес.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитывать культуру общения, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, карточки с изображением растений, животных, грибов.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Актуализация знаний учащихся царствах организмов
на слайде презентации представители разных царств
На карточке описание разных царств
распознать о каком царстве идет речь и выбрать представителей этого царства
Это самые просто устроенные организмы, их тело состоит всего из одной клетки микроскопических размеров. Они живут во всех средах: в воздухе, в почве, на скалах, даже в горячих серных источниках с температурой 80 градусов, на дне водоемов, полярных снегах, в добытой с огромных глубин нефти. (Бактерии)
2. Среди представителей этого царства есть одноклеточные и многоклеточны. Когда ваша мама или бабушка хочет испечь пирог, она приносит из магазина целую пачку таких организмов. И когда их кладут в сладкую среду для замешивания теста, то они начинают активную жизнедеятельность, при этом выделяя углекислый газ, который поднимает тесто (Грибы)
.
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:
Нужны все на свете!
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.).
Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).
IV. Изучение нового материала (20 мин.).
Учитель предлагает учебную ситуацию:
Какие эмоции у вас вызывают изображенные организмы какие приятные и какие плохие
Ребята обсуждают и распределяют животных на приятных и неприятных
Найдите в учебнике какие еще организмы я мы можем распределить по этому критерию «полезные», «неполезные» и почему?
По группам работают с карточками. Используя текст учебника находят нужную информацию. Фиксируют в тетрадях группы организмов, обсуждают в парах, полученные знания. Озвучивают сделанные записи.
1 группа характеризует животных
Охарактеризуй Царство по предложенному плану
1.Название Царства______________________________________________________
2. Полезные и вредные_________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Значение в природе и жизни человека.
Учащиеся активно и самостоятельно работают в соответствии с алгоритмом рабочей карточки.
2 задание работа в группах с предложенными текстами
прочитать текст и расскажите о значении этих организмов
Огородники сталкиваются с тем, что на дачном участке появляются сорняки. Однако не все из них вредны. Узнайте, какие сорные растения полезны для вашей дачи.
Настоем этого растения из расчета 1 кг на 10 л воды обрабатывают овощные культуры, чтобы защитить их от тли, щитовки
Этот сорняк используют против клещей, медяницы, тли, щитовки
Настой из этого растения г может избавить овощные культуры от мучнистой росы.
Отвар подходит для борьбы с бабочками, гусеницами, паутинным клещом, тлей.
Полынь обыкновенная и горькая
Эти сорняки помогают бороться с гусеницами капустной белянки, листовертки, моли, тли, совки, пилильщиков. Настой готовят из свежескошенной зелени.
Настой из свежих или сухих растений (соответственно 4 и 1 кг на 10 л воды), разведенный водой (1:1) с мылом (40 г), угнетает гусениц капустной белянки, яблонной плодожорки, тли, совок, огневок, пилильщиков.
Существует ли полезная плесень? Да. Плесень используется при производстве сыров и может быть на поверхности сыра или образоваться внутри. Голубые сыры Рокфор, Горганзола и Стилтон получают внедрением спор плесени Penicillium roqueforti. Сыры Бри и Камамбер имеют белую поверхностную плесень. Плесень, используемая для производства сыров безопасна для употребления в пищу.
«Серая гниль» на винограде помогает создавать вина лучших сортов.( 4, 190)
В начале ХХ века британский биолог Флеминг и его коллеги обнаружили, что плесень способна убивать стафилококки — причину гнойных поражений. С помощью выделяемых плесенями антибиотиков можно бороться с разнвыми болезнями.
3 группа И волки полезны
Исследования последних лет доказали, что наши предки, объявляя всех хищников врагами, сильно ошибались. Жизнь показала, что не всегда и не везде и не все хищники наши враги. Многие из них очень полезны. Необдуманное избиение ястребов, львов, леопардов, волков часто нарушает равновесие в природе и приносит больше вреда, чем пользы.
Оказывается, даже волки полезны! Не везде и не всегда, конечно. Когда волков много, они поедают немало домашней птицы и домашнего скота – в этом их вред. Но когда волков немного, они выступают в другой роли – полезных санитаров, истребителей неполноценных, нежизнеспособных и больных зайцев, лосей, оленей и других обитателей леса. Как и хищные птицы, они, можно сказать, оздоровляют обстановку в лесу.
Чистильщики и пионеры
А теперь о главном — о невозможности жизни без грибов и гнилостных бактерий
Развивающаяся на гниющем материале плесень и бактерии делают великое дело. Подавляющее большинство грибов и этих бактерий питается органическим веществом отмерших организмов и растительными остатками, гниющими корнями и травой, опавшими ветками и листьями, экскрементами животных, мёртвыми насекомыми и прочим, то есть являются разрушителями.
группы защищают свои задания
Используя ранее полученные знания, скажите почему невозможна на Земле жизнь без зеленых растений?
Сделайте вывод о взаимосвязи живых организмов.
Существует в природе такой закон который формулируют «все со всем связано»
Давайте попробуем объяснить как связаны эти организмы построим цепь питания используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)
Учитель предлагает составить цепь питания, доказывающую взаимосвязь организмов, используя раздаточный материал (карточки с изображением растений, животных, бактерий)
V . Первичное закрепление.
А как же быть с вопросом, прозвучавшем в начале урока. Правильно делить все организмы на полезные и вредные. Нужны ли нам ядовитые растения, животные кровососы, бактерии- паразиты? Почему некоторых животных называют вредителями? Что такое сорняки?
Выполняют задание в парах, обсуждают, записывают в тетрадях, озвучивают ответ, корректируют свои записи после проверки.
Выполняют задание. обсуждают результаты.
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока.
5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что …
Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом
— Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?
Учащиеся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.
Учитель озвучивает домашнее §16, стр 62 — 66
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Зачем человеку нужно знание биологии
Во время обучения в школе многие получаемые там знания кажутся неприменимыми в реальной жизни. Однако это нельзя отнести к биологии. Зачем же каждому человеку необходимо изучение этой науки?
Поэтому биология важна, во-первых, как источник знаний об окружающем мире. С помощью этой науки человек сможет узнать больше о живой природе вокруг себя. Но, кроме чисто познавательной функции, у этого раздела биологии есть и практическое значение. Именно знание биологических законов дает понимание того, что в природе все взаимосвязано, и необходимо сохранение баланса различных видов существ. Нельзя просто уничтожить один вид без того, чтобы вред не был нанесен всей системе. Такие знания могут убедить человека в том, что экологический баланс необходимо беречь.
Также биология полезна и в сфере экономики, особенно в сельском хозяйстве. Знание законов развития живых организмов помогло человеку научиться выводить новые виды, более приспособленные для культивирования в искусственной среде. Это значительно повысило урожаи и производство мяса, что особенно необходимо человечеству в период роста населения и сокращения природных запасов. Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что изучение биологии изменило многие сферы деятельности человека. Но базовые знания в этой науке необходимы и неспециалистам для того, чтобы успешно ориентироваться в современном мире и делать правильный выбор, например, в ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, или с собственным здоровьем.