Для чего нужна больница
Больница
Полезное
Смотреть что такое «Больница» в других словарях:
больница — больница … Нанайско-русский словарь
БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЦА, больницы, жен. Учреждение, в которое помещают больных для лечения. Глазная больница. Лечь в больницу. Лежать в больнице. Выйти, выписаться из больницы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
больница — БОЛЬНИЦА, госпиталь, клиника, стационар, устар. лазарет, устар. лечебница БОЛЬНИЧНЫЙ, госпитальный, клинический, стационарный, устар. лазаретный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Больница — лечебное учреждение, занимающееся постоянным круглосуточным лечением больных и наблюдением за ними. На базе Б. может работать врачебно трудовая экспертная комиссия (ВТЭК). Врачи Б. имеют право выдавать листок нетрудоспособности. Б. объект… … Словарь бизнес-терминов
БОЛЬНИЦА — учреждение для стационарного лечения, постоянного наблюдения, а также изоляции (в случае инфекционных и некоторых других заболеваний) больных … Большой Энциклопедический словарь
БОЛЬНИЦА — БОЛЬНИЦА, ы, жен. Медицинское учреждение для стационарного лечения. Детская б. Лечь в больницу. Выписаться из больницы. | прил. больничный, ая, ое. Б. режим. Б. лист (то же, что листок нетрудоспособности). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н … Толковый словарь Ожегова
БОЛЬНИЦА — В каждой больнице есть два вида пациентов: одни серьезно больны, другие жалуются на питание. Не все пациенты любят лечиться, но все пациенты любят лечить. Максим Звонарев Если вам случится попасть в больницу, помните: по настоящему опасная… … Сводная энциклопедия афоризмов
больница — Комплекс зданий лечебного учреждения, предназначенного для всестороннего стационарного лечения [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] EN hospital DE Krankenhaus FR hôpital … Справочник технического переводчика
БОЛЬНИЦА — Больница, увиденная во сне, предвещает неприятности в тот момент, когда вам кажется, что бороться с ними нет ни сил, ни смысла. Попасть в больницу в результате травмы и быть прикованной к кровати – к надвигающейся болезни, которой можно… … Сонник Мельникова
Клиники
Не обязательно обладать энциклопедическим умом, чтобы знать, чем отличаются друг от друга больница и поликлиника. Эти заведения сопровождают нас на протяжении всей, без преувеличения, жизни. Однако существует целая плеяда синонимичных им слов: клиника, диспансер, амбулатория и многие другие. Сегодняшний ликбез поможет разобраться в многообразии названий лечебниц.
Для начала уточним значение самого часто употребляемого слова. Больница – заведение для стационарного лечения больных – или, проще говоря, стационар (от латинского stationarius – стоящий на месте, неподвижный) – это лечебное учреждение, имеющее постоянные койки для больных. Слово «стационар» могло бы целиком заменить «больницу», если бы не имело других значений: в широком смысле оно означает вообще любое постоянно действующее учреждение, например библиотеку, театр или тому подобное. Также стационаром называют неподвижное основание, фундамент чего либо. Первые больницы были известны уже в древности в Греции, при храмах Эскулапа. В христианские времена появляются госпитали (от латинского hospes – гость), называемые так потому что открывались при странноприимных домах, и лазареты – лечебницы во имя Лазаря, есть предположение, что это название появилось от проказы, известной как болезнь святого Лазаря. Госпиталь и лазарет – лечебные заведения военного ведомства, до XIX века они означали одно и то же, а позже произошло смысловое разграничение. Лазаретом стали называть небольшие подвижные лечебные учреждения при войсковых частях, в отличие от крупных стационаров-госпиталей.
Поликлиника (от греческого polis – город и klinike – врачевание) – медицинское учреждение, осуществляющее внебольничное лечебно-профилактическое обслуживание населения как при её посещении, так и на дому. Очень похожа на поликлинику амбулатория (от латинского ambulatorius – совершаемый на ходу), однако отличается от неё тем, что оказывает медицинскую помощь только по основным специальностям: терапия, хирургия, стоматология и тому подобное. Интересно, что в США, например, амбулаториями (ambulance) называют машины скорой помощи, в которых лечение осуществляется действительно во время движения. Особо хочу отметить, что слово «поликлиника» пишется с одной буквой «н». Проверочное слово – клиника.
Клиниками (от греческого kline – ложе, постель) или клиническими больницами называют такие стационары, в которых лечение больных сочетается с медицинской научно-исследовательской работой и учебно-преподавательской работой.
И, наконец, диспансер (от французского dispensaire) – по своей сути, это лечебно-профилактическое учреждение, сочетающее в себе функции и поликлиники, и больницы, однако специализирующееся на каком-то одном виде заболеваний. Существуют туберкулёзные, кожно-венерологические, онкологические, психоневрологические и другие диспансеры. Напоминаю, что ударение в слове «диспансер» благодаря французскому происхождению падает на последний слог, а слово читается как [диспансЭр]. На этом, пожалуй, всё. Будьте здоровы.
Основные типы лечебно-профилактических учреждений. ЛПУ стали Медицинскими организациями
Лечебно-профилактическая помощь в Российской Федерации представляет собой государственную систему всеобщего обеспечения населения любыми видами медицинской помощи. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) — это медицинские организации различных форм собственности, оказывающие лечебно-профилактическую помощь населению. Вот основные типы лечебно-профилактических учреждений:
В 2011 г. был принят основополагающий нормативный документ в сфере здравоохранения — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). Законодатель при его разработке отказался от общепринятого термина, применявшегося по отношению к медицинским учреждениям, — «лечебно-профилактические учреждения» (ЛПУ).
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством. (Источник: zdravpravo.ru)
Оглавление
Основные типы лечебно-профилактических учреждений
К амбулаторному типу лечебно-профилактических учреждений относятся амбулатории, здравпункты, консультации (детская, женская), поликлиники, станции скорой медицинской помощи, травматологические пункты, фельдшерско-акушерские пункты. В этих ЛПУ пациенты получают медицинскую помощь без круглосуточного пребывания.
К стационарному типу ЛПУ относятся: больницы, госпитали, клиники, санатории, родильные дома и перинатальные центры. Здесь пациенты получают медицинскую помощь, при их круглосуточном пребывании на территории лечебного учреждения.
К комбинированному типу лечебно-профилактических учреждений относятся: диспансеры, медико-санитарные части, объединенные больницы, хосписы. Эти ЛПУ имеют в своем составе как амбулатории либо поликлиники, так и стационарные отделения.
Амбулаторные ЛПУ
Амбулаторно-поликлинические учреждения оказывают медицинскую помощь на приеме в стенах учреждения, а также на дому. Работа амбулаторно-поликлинического звена построена по участково-территориальному принципу.
Основные задачи амбулаторной службы:
Виды амбулаторных ЛПУ
Амбулатория — лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению небольших населенных пунктов — городов, поселков городского типа, сельских участков, небольших промышленных предприятий. В штат амбулатории входит минимальное число врачей-специалистов: терапевт, хирург, акушер-гинеколог, педиатр. Медицинская помощь оказывается в самой амбулатории на приеме и на дому. Проводятся лечебно-диагностические и профилактические мероприятия.
Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) — амбулаторное лечебно-профилактические учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь населению сельской местности. Находится в ведении амбулатории или участковой больницы. ФАПом заведует фельдшер, который проводит лечебные и профилактические мероприятия: ведет прием, оказывает доврачебную помощь, занимается профилактикой заболеваемости; проводит санитарный надзор в детских образовательных учреждениях, на предприятиях общепита, торговли, водоснабжения; производит анализ заболеваемости населения, состояния окружающей среды.
Поликлиника — многопрофильное или специализированное лечебно-профилактическое учреждение, в котором оказывают медицинскую помощь, в том числе — специализированную, приходящим пациентам и находящимся на дому. В штат поликлиники входят врачи-специалисты множества различных специальностей.
В составе поликлиники имеется клинико-диагностическая лаборатория, физиотерапевтическое отделение, кабинеты ультразвуковой, рентгеновской и функциональной диагностики, процедурные и перевязочные, доврачебный кабинет.
В поликлинике проводится работа по лечению больных, оказанию медицинской помощи, анализу и профилактике заболеваемости, проведению профилактических медицинских осмотров.
Здравпункт — медицинский пункт, организованный на предприятии или в учреждении для оказания доврачебной медицинской помощи в случаях травм, внезапных заболеваний, профессиональных отравлений, а также для организации мероприятий по профилактике производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, оздоровлению условий труда и быта работников.
Здравпункты входят в состав поликлиник, медико-санитарных частей, городских или районных больниц. Врачебным здравпунктом заведует врач, фельдшерским — фельдшер или медицинская сестра.
Травматологический пункт (травмпункт) — отдельное ЛПУ или подразделение поликлиники, больницы, в котором оказывается экстренная помощь при повреждениях и травмах. Учреждение хирургического профиля с малой операционной. Часто в штате травмпункта имеется врач-стоматолог, оказывающий неотложную помощь пациентам с острой зубной болью. Травмпункты работают по круглосуточному принципу.
Станция скорой медицинской помощи — лечебное учреждение, обеспечивающее население всеми видами неотложной медицинской помощи в любое время суток. Основное структурное подразделение ССМП — бригада. Бригады могут быть фельдшерскими или врачебными, линейными или узкоспециализированными (кардио, интенсивной терапии и др.). Основные задачи станций скорой медицинской помощи:
Консультации — женская или детская — ЛПУ, которое специализируется на оказании медицинской помощи определенной группе населения — женщинам или детям. В женской консультации оказывают все виды акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Работа построена по участково-территориальному принципу, лечебно-профилактическая помощь оказывается на приеме, патронаж и лечебная помощь по показаниям — на дому.
Стационарные типы лечебно-профилактических учреждений
В стационарных лечебных учреждениях оказывается медицинская помощь в случаях, когда состояние пациента требует:
Типы стационарных ЛПУ
Больница — основное лечебно-профилактическое учреждение системы здравоохранения в России. В больницах оказывается лечебная, диагностическая, реабилитационная, профилактическая помощь пациентам, нуждающимся в круглосуточном наблюдении медицинского персонала.
Больницы могут быть:
В структуре больницы имеется приемное отделение, профилированные отделения стационара, отделения, специализированные для определенных методов лечения (физиотерапия, лучевая терапия и др.) и диагностики (рентген, КДЛ, функциональная диагностика и др.).
По мощности больницы делятся на участковые сельские, городские, межрайонные, областные (краевые), республиканские и федеральные.
Госпиталь — стационарное лечебно-профилактическое учреждение, специализирующееся на оказании медицинской помощи военнослужащим, ветеранам и инвалидам войн. Выделяют виды госпиталей:
В военное время формируют госпитали:
Клиника — лечебное учреждение, в котором, помимо лечебно-профилактической и диагностической работы, проводится обучение студентов (преподавание) и научно-исследовательская работа ученых. В штатах клиники числятся высококвалифицированные специалисты. Клиники оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием.
Санаторий, санаторий-профилакторий — типы лечебно-профилактических учреждений, в которых оказывается медицинская помощь пациентам на этапе долечивания. Располагаются на курортах, а также вне курортной зоны в загородной или лесопарковой зоне — местности с благоприятными климатическими, ландшафтными, санитарно-гигиеническими условиями.
В курортных условиях чаще располагаются санатории. Профилактории организовывают при крупных предприятиях для полноценного отдыха сотрудников и восстановления после перенесенных заболеваний.
Родильный дом — лечебно-профилактическое учреждение, специализирующееся на оказании стационарной акушерско-гинекологической медицинскую помощи. Основные задачи роддомов:
Перинатальный центр — лечебное учреждение, оказывающее акушерско-гинекологическую медицинскую помощь с расширенными функциями по сравнению с родильным домом. В перинатальном центре оказывается полный цикл медицинской помощи женщинам и новорожденным. Неонатальное отделение центра имеет высокотехнологичное оборудование для выхаживания новорожденных с недоношенностью или врожденными патологиями.
Комбинированные типы лечебно-профилактических учреждений
Комбинированные типы лечебных учреждений оказывают как амбулаторно-поликлиническую, так и стационарную помощь населению. Данные ЛПУ ставят перед собой задачу обеспечить высокую преемственность в лечении и профилактике заболеваний у пациентов.
Диспансеры — типы лечебных учреждений, специализирующиеся на оказании медицинской помощи лицам с определенной группой заболеваний. Задачами диспансеров являются активное выявление заболевших, активное наблюдение и своевременное лечение и оздоровление больных. В состав диспансера входят поликлиника и стационар, тесно сотрудничающие между собой.
Виды диспансеров в России:
Медико-санитарная часть (медсанчасть, МСЧ) — объединенный комплекс лечебно-профилактических учреждений, в котором медицинскую помощь получают сотрудники крупного промышленного предприятия. В состав МСЧ могут входить поликлиника, стационар, лечебно-диагностические центры, клинико-диагностическая лаборатория, здравпункты, санаторий-профилакторий.
Хоспис, дом сестринского ухода — медицинское учреждение, оказывающее паллиативную и симптоматическую помощь длительно болеющим или неизлечимо больным. Хоспис работает по принципу оказания помощи больному как в стационаре, так и на дому.
Цели и задачи хосписа:
Хоспис может создаваться как самостоятельное медицинское учреждение, так и на базе больницы — участковой, городской, межрайонной и др.
Преемственность в работе ЛПУ
Основной принцип работы медицинских учреждений — преемственность между разными ЛПУ. Таким образом достигается единая тактика в лечении пациентов и профилактике заболеваний и единая цель — сохранение и восстановление здоровья.
Данный принцип хорошо прослеживается в оказании медицинской помощи в сфере материнства и детства. Так, родильные дома и перинатальные центры с женскими консультациями и гинекологическими стационарами часто составляют единое объединенное медицинское учреждение, а в состав педиатрических ЛПУ входят детская поликлиника, детская больница и детский санаторий.
Таким образом, разные типы лечебно-профилактических учреждений объединяются для создания комплексов, способствующих преемственности в работе. В конечном итоге это ведет к дальнейшему развитию и совершенствованию ЛПУ и повышению качества оказания медицинской помощи в целом.
В 2011 г. был принят основополагающий нормативный документ в сфере здравоохранения — Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья). Законодатель при его разработке отказался от общепринятого термина, применявшегося по отношению к медицинским учреждениям, — «лечебно-профилактические учреждения» (ЛПУ).
Урок по теме «Медицинские учреждения
Формировать знания учащихся о медицинских учреждениях.
Расширять представление учащихся о медицинских учреждениях.
Закреплять и обобщать материал о видах медицинских учреждениях.
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков.
Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Развивать кругозор, мышление, внимание, наблюдательность.
Целенаправленно формировать позитивные качества личности.
Всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социум.
1. Выявлять у учащихся уже имеющиеся знания о медицинских учреждениях.
2. Расширять знания, кругозор, словарный запас учащихся.
3. Формировать познавательный интерес к медицинским учреждениям.
Тип урока: изучение и закрепление материала экскурсии.
1. Исправлять текст.
2. Знакомиться с новыми словами.
3. Составлять рассказы.
Учреждение – организация, ведущая какую-то работу, деятельность.
Поликлиника – это медицинское учреждение, где врачи устанавливают диагноз и способ лечения заболевания.
Больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся длительное время : (недели, месяца и т.д.) не выходя из него до полного выздоровления.
Аптека – это медицинское учреждение, где изготавливают и продают лекарство.
Регистратура – место выдачи медицинских карточек и талонов.
Гардероб – место хранения верхней одежды.
Расписание – график работы врачей.
1. Приветствие. (За экраном)
— Здравствуйте, ребята! /Здравствуйте!/
II. Рапорт.
— Кто сегодня дежурный? /Сегодня дежурный …/
— Прочитайте тему урока. /Читают/.
— Какая тема урока? /Тема урока: Медицинские учреждения. Сегодня тема: Медицинские учреждения. /
— Как мы будем работать? /Я думаю мы будем работать по плану, потому что удобно работать по плану. Мне кажется, что мы будем работать по плану./
— Прочитайте план урока. /Читают. Я прочитал план урока/
— Что будем делать? /Сначала будем работать с текстом/
В данном случае учитель дает начало предложения, а завершить его должны дети так, чтобы получился текст.
Можно заболеть если …
У каждой болезни свои …
Человек не бережет здоровье.
Признаки и способы лечения.
Надо обратиться к врачу.
У детей получился следующий краткий рассказ:
Здоровье нужно беречь.
Можно заболеть, если человек не бережет здоровье.
Болезни бывают разные.
У каждой болезни свои признаки и способы лечения.
При заболевании надо обратиться к врачу.
— Что мы делали? /Мы работали с текстом. Мы исправляли текст/
-Что будем делать? /Потом будем знакомиться с новыми словами/ см. словарь.)
Словарь (лексическое значение слова) слайд №.
Учреждение – организация, ведущая какую-то работу, деятельность.
— Какие медицинские учреждения вы знаете? /Я знаю аптеку, поликлинику, больницу. Медицинские учреждения – поликлиника, больница, аптека./
— Как вы думаете, зачем нужны медицинские учреждения? /Я думаю, что там оказывают помощь людям./
Поликлиника – это медицинское учреждение, где врачи устанавливают диагноз и способ лечения заболевания.
— Зачем нужна поликлиника? /Я думаю, что поликлиника нужна, чтобы ходить на прием к врачу, потому что болеют. Мне кажется, что в поликлинику ходят на прием к врачу./
Больница – это медицинское учреждение, в котором люди лечатся длительное время: (недели, месяца и т.д.) не выходя из него до полного выздоровления.
— Зачем нужна больница? /Я думаю, что больница нужна, чтобы лечиться. Мне кажется, что в больнице лечатся в течении длительного времени(недели, месяца)./
Аптека – это медицинское учреждение, где изготавливают и продают лекарство.
— Зачем нужна аптека? /Я думаю, что аптека нужна, чтобы покупать лекарства. Мне кажется, что в аптеке продают лекарства./
Регистратура – место выдачи медицинских карточек и талонов.
Гардероб – место хранения верхней одежды.
Расписание – график работы врачей.
— Что мы делали? /Мы знакомились с новыми словами/
Поликлиника, медицинские учреждения, аптека, больница, оптика.
Влево, вправо повернись
Наклонись и поклонись
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг, да скок
А теперь бежим в припрыжку
Молодцы, ребятишки.
— Что будем делать? /Будем составлять рассказы./
— Ребята, а сейчас составим рассказы, о том,что мы видели в аптеке?
В данном случае учитель дает начало предложения, а завершить его должны дети так, чтобы получился текст.
На экскурсии мы зашли в …
Лекарство продают по …
У детей получился следующий краткий рассказ:
В Викулово много медицинских учреждений.
На экскурсии мы зашли в аптеку.
В аптеке есть витрина.
В аптеке мы увидели лекарства.
В аптеке есть касса.
Лекарства продают по рецепту.
— А сейчас давайте составим рассказ, что мы видели в поликлинике?
-Учитель дает начало предложения, а завершить его должны дети так, чтобы получился текст.
В поликлинике есть …
В поликлинике есть …
У детей получился следующий краткий рассказ:
Затем мы пошли в поликлинику детскую.
Там мы увидели расписание.
В поликлинике есть гардероб.
Мы увидели регистратуру.
В поликлинике есть кабинеты врачей.
— Что мы делали? /Мы беседовали/
1. Продолжи предложения.
Медицинские учреждения … (больница, аптека, поликлиника, медицинские учреждения).
2. Послушай, какое слово лишнее?
Аптека, школа, оптика, больница.
За экраном индивидуально.
— Какая тема урока? /Тема урока: Медицинские учреждения/
— Что мы делали на уроке? /На уроке мы работали с текстом, узнали новые слова./
«Пациенты попросту не знают свои права» Россиян обманывают в больницах. Как им защитить себя — отвечает врач
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Из-за пандемии коронавируса и нехватки свободных средств и ресурсов больницы переходят в режим жесткой экономии. Страдают от этого пациенты. Число жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС в этом году выросло вдвое. Самые частые проблемы — превышение сроков ожидания медпомощи и несоблюдение клинических рекомендаций по лечению. Как обманывают в больницах и как спасаться пациентам, «Ленте.ру» рассказал врач-онколог, основатель и директор фонда медицинских решений «Не напрасно» Илья Фоминцев. Недавно фонд презентовал сайт, который, по замыслу его создателей, даст возможность пациенту отстаивать свои права.
«Лента.ру»: В чем смысл вашего проекта?
Фоминцев: Мы запустили платформу «Все не напрасно» для всеобщего медицинского образования русскоязычных пациентов. Этот портал даст возможность любому человеку понять, что с ним происходит и как сделать так, чтобы с ним ничего плохого не случилось. Пока на портале еще не так много информации, но движок уже запущен и его не остановить. Скоро выйдут разделы о раке простаты, раке легкого, меланоме и всех основных онкологических болезнях. В перспективе мы будем заниматься педиатрией, беременностью и родами, психиатрией, инфекционными болезнями, терапией, хирургией и вообще всей медициной. Мы работаем над порталом очень интенсивно, так как хотим максимально быстро охватить все патологии. Люди ждут, им плохо прямо сейчас.
Звучит как «объять необъятное».
Это вполне реальная вещь, не утопия. Наша задача — сделать справочник абсолютно понимаемый, достоверный, всегда актуальный для каждого человека, который чем-либо болеет. Начали с онкологии, так как это наша основная компетенция. И будем дальше создавать с лучшими экспертами, какие есть в стране, справочники, руководства для пациентов и инструменты, которые дадут ответы на все вопросы.
Все это позволит им грамотно задавать вопросы своим врачам и понимать то, что им отвечают. Мы даже сделаем инструменты, чтобы человек мог сформировать по своей конкретной клинической ситуации список вопросов, распечатать его и взять на прием к врачу.
Вы такое значение придаете обычным вопросам?
Умение задавать вопросы — признак хорошего образования. Пациент, который спрашивает грамотно, тем самым заставляет медицину шевелиться. Представьте: если все пациенты начнут спрашивать, всем врачам придется что-то на это отвечать.
Сейчас пациенты попросту не знают, о чем спрашивать, что вообще в медицине бывает, какие у них права и на что
Они вообще не понимают, что с ними происходит, и им, собственно, часто и не до этого. Они полностью заняты выживанием, как и их родственники. Поэтому пациенты пассивны: «врачам виднее». А на самом деле правильно сформулированный вопрос может существенно сказаться на здоровье.
Пока портал объединяет четыре сервиса: «Скрин» — тест для определения риска и рекомендаций по профилактике рака; «Просто спросить» — справочная служба для онкологических пациентов и их близких; «Онко Вики» — справочник с ответами на большинство вопросов про рак; «Профилактика Медиа» — просветительский проект о доказательной медицине и онкологии.
Через единый личный кабинет пользователь получает доступ ко всем сервисам экосистемы. Пройдя тестирование в сервисе «Скрин», можно прочитать описание рекомендованных обследований в «Онко Вики» и статьи о доказательной медицине в «Профилактика Медиа», а затем получить консультацию в «Просто спросить».
Система будет работать и без авторизации. В авторизованном режиме пациент сможет выбрать свою конкретную клиническую ситуацию, и вся система настроится под него.
Из «Просто спросить» можно подписаться на новости по своему заболеванию на «Медиа» или перейти в «Онко Вики» и почитать конкретную статью, на которую сослался доктор в ответе.
Если пациент прочитал «Онко Вики» и ему еще что-то непонятно, он бесплатно может задать вопрос доктору в «Просто спросить» или подписаться на новости о своей болезни в «Медиа».
С развитием платформы у пользователей появится больше возможностей для получения необходимой помощи и информации по онкологическим заболеваниям.
Например, в справочнике «Онко Вики» появятся разделы про рак простаты, рак легкого, меланому и другие виды рака. Пользователи смогут не только пройти скрининг и получить консультацию онколога, но и найти подходящего врача, клиническое исследование, поддержку пациентских сообществ и профильных фондов.
Например, пациентка пришла к доктору с раковой опухолью, у которой есть много разных биологических подтипов. Но она даже не знает, что эти подтипы существуют. У рака груди, например, как минимум 50 разных вариантов, для лечения каждого — свои нюансы. Для каких-то из них есть очень эффективная терапия, и эта терапия вполне может оказаться гораздо эффективнее, чем то, что ей стандартно предложат.
Но если пациентка задаст вопрос на приеме: «Доктор, мне сделали тест на определение биологического подтипа моей опухоли? Я хочу понять, могу ли я получить такую-то терапию». Вот тогда все изменится. Доктор, думаю, сначала опешит, а потом задумается, что пора бы начать делать такие тесты. Многие тесты уже, кстати, делаются повсеместно, но многие до сих пор не делают.
Или же доктор просто скажет пациенту, что в их больнице нет на это денег.
Когда вопрос задаст только один пациент, возможно, врач так и скажет: «у меня этого нет» или «нашелся тут шибко грамотный». Но когда их придет 25, 50, 100, 1000, врач все равно начнет что-то делать. Пойдет к заведующему: «У меня за день уже 25 пациентов это спросили, завтра еще 25 придут. Видимо, нам надо эту услугу вводить, раз такое началось, — пойдем вместе наверх требовать это».
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
Получается, что сегодня от пациентов намеренно скрывают информацию?
Я лично был свидетелем, как от пациентов скрывали реальные возможности медицины, потому что это было невыгодно клинике. К сожалению, это очень распространенное явление. Пациентам могут прописать ненужные процедуры, даже делают ненужные операции. Например, часто необоснованно делают простатэктомию (удаление всей или части предстательной железы — прим. «Ленты.ру»). А это инвалидизирующая операция. Любят удалять щитовидную железу, часто тоже необоснованно. С материальной точки зрения для клиники такие вещи выгодны.
Но ведь это подлог и ущерб здоровью?
Это так работает: если ты очень хочешь прооперировать, то всегда найдешь, как грамотно обосновать. Но это часто бывает не в интересах пациента, поэтому пациент должен знать вред и пользу в каждом конкретном случае. И он должен спросить: «Это точно мне полезно? А что вы скажете по поводу вот такого осложнения? А такого? Например, не нанесет ли конкретно мне это вред при таких результатах простатэктомии и при моей сумме по Глисон (система классификации тканей опухоли при биопсии простаты — прим. «Ленты.ру»)». И тогда доктор, конечно, будет вынужден ответить на все эти вопросы и самому себе, и пациенту.
Что еще обязательно стоит спросить пациенту?
Хороший вопрос, который точно надо задать: «Доктор, из десяти человек с такой же болезнью, как у меня, сколько получат пользу и какую от того метода лечения, который вы предлагаете? А сколько из них получат вред и какой?»
Если доктор скажет, что ни у кого никакого вреда не будет — это должно вызвать настороженность, такого не может быть. Это отличный вопрос, который можно задавать в любой ситуации.
Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ
Дальше можно спросить, какие еще есть варианты лечения, чтобы избежать этого вреда. И какая там польза. А дальше уже пойдет конкретика по каждому пациенту в зависимости от его ситуации. И вот тут понадобятся наши списки вопросов.
Когда у себя в Facebook вы написали, что научите пациентов грамотно отстаивать и аргументировать свои права, это вызвало волну негодования среди медиков. Почему?
Думаю, никому не хочется иметь проблемы на работе, проблем и так хватает. А если неожиданно пациенты вдруг начнут грамотно задавать вопросы, то это осложнит ситуацию, конечно. Действительно, поначалу врачам придется тяжело, но постепенно будет становиться все легче и легче.
К сожалению, от врачей ждать, что они что-то поменяют в медицине, не надо. Они находятся в зависимом положении. Самые заинтересованные в изменениях в медицине — это пациенты. Пациентам нужно дать возможность говорить, пациентам нужно дать переговорную силу. Чтобы у них появилась переговорная сила, необходимо, чтобы у них были знания о том, что с ними происходит. Поэтому, думаю, если мы сделаем такой проект с достоверной и актуальной информацией, то вооружим пациентов, как и о чем разговаривать с доктором. Мы подскажем пациентам, как не скандалить. Согласитесь, скандалить все умеют, а спрашивать то, что имеет отношение к своему здоровью, — немногие.
Ваши коллеги считают, что вы вместо того, чтобы направлять гнев пациента против руководства больниц и минздравов, адресуете народное недовольство врачам.
Но ведь тут есть и обратная сторона. К сожалению, в обществе процветает мракобесие. Мало кто просто умеет пользоваться медициной и знает, что она может, а что — нет.
Многие ждут каких-то чудес. Нередко пациент приходит в больницу в полной уверенности, что вылечить можно все. А если кто-то умирает — то, значит, его неправильно лечили
Пациенты должны понимать границы возможностей в медицине с точки зрения не только хорошего, но и плохого. Должны знать, когда медицина уже бессильна. Это тоже нужно объяснять. И врачам это, конечно, поможет.
Второй момент, который поможет врачам, — им будет гораздо легче работать. Доктор просто может сказать пациенту: вот ссылка на интернет-портал — там все, что вам нужно знать о вашей проблеме. На самом деле это тоже здорово разгрузит врачей, потому что у них действительно большая загрузка и нет достаточного времени на объяснения. То есть наш сайт принесет пользу в том числе и врачам, а вовсе не станет способом давления на них.
Вы согласны, что между пациентами и врачами сейчас водораздел?
В некоторых клиниках его нет, а в некоторых есть. Это все же связано со структурой и стратегией медучреждения. Если, предположим, у клиники финансовая стратегия и со стороны высшего руководства оказывается материальное давление на врачей, то да — там водораздел, потому что в этом случае у пациентов и врачей разные интересы. Если структура клиники такова, что врачи полностью независимы в своих решениях от руководства, то никакого водораздела нет абсолютно, у пациентов с врачами любовь-морковь. Такие клиники есть, но их мало.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
Считаете, что если научить пациентов за себя бороться, то можно систему поменять? Но система приспосабливается, самокорректируется. Научились пациенты выбирать хорошие клиники — тут же появился новый онкологический порядок, который закрепляет лечение по месту жительства.
Я очень надеюсь, что этот онкологический порядок изменят, потому что к нему масса вопросов. Например, привязка пациентов к регионам, неосуществимые требования к врачебным консилиумам, к клиникам и многое другое. Ограничения передвижения пациентов по ОМС — прямое нарушение закона «Об охране здоровья граждан РФ». Сама буква закона соблюдена, но все эти вещи вызывают недоумение.
Я к тому, что как только пациенты научаются выгодно для себя взаимодействовать со здравоохранением, даже находить в нем плюшки, государство в целях экономии своих средств перекрывает им кислород. Не боитесь, что и ваш проект может ждать такая же судьба?
Не надо думать, что государство прямо-таки спит и видит, как бы этих пациентов еще прижать, как бы им плохо сделать. Нет такой задачи у государства. Но в любом случае, чтобы ни происходило, мы пытаемся усилить роль пациента. У нас явно роль пациента не превалирует, чувствуется перекос в сторону бюджетодержателей. А должен быть, наоборот, перекос в сторону пациентов. Вообще-то медицина существует для пациентов, а не сама по себе. К чему в конечном счете приведет наша работа — не знаю. Но знаю, что баланс это более-менее исправит.
Мы занимаемся созданием сложных экосистем внутри медицины: коммуникационных, клинических, образовательных. Уже довольно много организаций, которые мы создали и будем дальше создавать. Первый кирпич этой системы — Высшая школа онкологии (проект фонда по обучению выпускников медвузов — прим. «Ленты.ру»). То, что мы сейчас делаем, — это проект по всеобщему медицинскому образованию.
Один из первых декретов советской власти был о ликвидации безграмотности. Мы хотим работать в отношении медицинского просвещения. Пандемия показала, что люди ничего не понимают в том, как работает их организм, как работает медицина. А откуда взяться грамотности, если в школах ничего этого нет?
Я сейчас собираюсь вести курс по медицине для старшеклассников в небольшой частной школе, где учится мой старший сын. Буду рассказывать, как принимать решения в отношении своего здоровья. Все эти старшеклассники молоды, здоровы и красивы, но ни рожна не понимают, как дальше жить, какие дальше иметь отношения с медициной. Чего от нее можно ждать, что есть, а чего нет в российской медицине, как формируется бюджет здравоохранения, откуда там деньги и на что их хватает.
Думаете, эти знания нужны старшеклассникам?
Думаю, что сильно нужнее, чем многое другое. Потому что это то, с чем им жить, с чем в ближайшее время они будут постоянно соприкасаться.
Несколько лет назад мы с вами беседовали и вы сказали, что главная проблема российской медицины — необразованность врачей. Сейчас так же считаете?
Ничего не изменилось. Это по-прежнему одна из главных проблем российской медицины. Системных изменений особенных я не вижу.
Ваш проект по шлифовке молодых онкологов на ситуацию влияет?
Это песчинка в море. Пять лет назад мы учили пятерых ребят. Сейчас — 100 человек. Но страна-то огромная. Вы вдумайтесь — 100 человек на 150-миллионную страну. Круги по воде, конечно, идут. Наши выпускники попадают в обычные больницы и пытаются создавать вокруг себя небольшие уголки. У нас есть выпускник — Ростислав Павлов. В федеральной больнице он занял место Андрея Павленко (хирург-онколог, умерший от агрессивной опухоли желудка, сделавший свою историю болезни практическим пособием для пациентов — прим. «Ленты.ру»). И он сейчас там создает экосистему, которая очень похожа на то, что хотелось бы видеть везде. Эта система довольно пациентоцентричная даже в непростых условиях государственной больницы.
Сейчас многие заговорили на темы, которые мы в свое время первыми поднимали, в том числе и по поводу правильной коммуникации с пациентами. Влияние есть. Но сказать, что мы что-то глобальное изменили, не могу.
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Я пытаюсь делать какие-то вещи, которые можно потом масштабировать. Но мне не хватает ресурсов, их очень мало. Действительно могу сделать университет, из которого будут выпускаться не 100, а 200-300 врачей каждый год. Это сильно поменяет ситуацию. Но пока я такого мецената не нашел, который с нами вместе был бы готов создать независимый университет. Более того, нет клинической базы для этого, ее необходимо тоже делать, поэтому мы открыли клинику. Она очень маленькая, но такая, как надо. В ней нет никакого влияния руководства на врачей, врачи принимают независимые медицинские решения.
Но наша онкологическая клиника — 300 метров, она способна помочь ограниченному количеству людей. А пациентов онкологических у нас миллионы
Изначально вы пытались поменять систему, обучая будущих врачей. Решили сместить акцент на пациентов, потому что они — более мощная и мотивированная сила?
Эти проекты ни в коем случае друг друга не забьют, они друг друга дополнят. Основные эксперты, которые пишут все статьи по онкологии на сайте «Все не напрасно», — выпускники Высшей школы онкологии. Я еще раз повторюсь: не только врачей нужно образовывать, но и пациентов. Для этого сделали платформу «Все не напрасно». И надеюсь, что эта платформа будет процветать. Основным способом поддержания ее, надеюсь, станет благотворительность.
При текущем развитии событий — 17 миллионов рублей в год. Средства в основном пойдут на разработку новых функций и расходы на авторов и редакторов. Но у нас огромный план доработок.
Конечно, трудно собирать деньги. Единственное, что спасает, — когда говоришь, что это очень рациональные пожертвования. Когда человек заболевает раком, первое, что с ним происходит — недостаток информации и паника. Любой онкологический пациент вам это подтвердит. Пожертвованный рубль сработает не один, а сотни и тысячи раз на каждом таком пациенте, который воспользуется нашим порталом. Поэтому для нас очень важно, чтобы люди подписывались на ежемесячные пожертвования. Мало кто заметит брешь в своем бюджете в 300 или 500 рублей в месяц, но это поможет сотням тысяч людей.