Для чего нужна бух отчетность
Понятие и состав бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации
Понятие бухгалтерской отчетности
Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:
Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.
Периодичность создания документа
Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:
Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.
Состав
В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:
Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:
ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.
Детали
Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:
Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.
К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.
Составление отчетности для компаний разных организационных форм
Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:
Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:
НКО имеют право не формировать:
Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.
ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них
Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:
Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:
ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Отсюда следует, что бухгалтерская отчетность должна давать полную картину о финансовом состоянии организации за конкретный период.
Ниже мы рассмотрим особенности составления и представления бухгалтерской отчетности.
Кто обязан вести бухучет и сдавать отчетность?
По умолчанию вести бухгалтерский учет обязаны все субъекты предпринимательства. Но есть несколько исключений.
Подробнее об упрощенном ведении учета и сдаче отчетности читайте в соответствующем разделе данного справочного материала.
Обязанность сдавать отчетность также закреплена в Налоговом кодексе РФ (статья 23), где сказано, что налогоплательщики обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС по месту нахождения организации.
Главные правила бухгалтерской отчетности
Состав годовой бухгалтерской отчетности 2016
Формы бухгалтерского баланса и вышеупомянутых отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Сроки сдачи годовой отчетности
Статья 23 НК РФ говорит о том, что организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в ИФНС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным годом.
Если 31 марта попадает на субботу или воскресенье, то сдать отчетность можно в следующий за ними понедельник. В 2017 году этот день выпадает на пятницу, так что никакого переноса срока не будет.
ВАЖНО! Сдавать промежуточную бухгалтерскую отчетность (за квартал или месяц) в налоговую инспекцию не нужно.
ПБУ и МСФО
Сегодня действуют 24 ПБУ, все они обязательны к применению при составлении бухгалтерской отчетности и ведении регистров бухучета.
МСФО обязательны к применению в некоторых странах Европы, а также почти для всех европейских компаний, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.
В России действует программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н в нашей стране введены в действие 63 документа: сами стандарты МСФО и разъяснения к ним.
Кто подписывает бухгалтерский отчет?
Подпись руководителя на годовой бухгалтерской отчетности организации обязательна. С мая 2015 года Минфин исключил подпись главного бухгалтера на отчете (ранее она также ставилась в обязательном порядке).
Формы бухгалтерской отчетности коммерческих организаций
Все эти формы бухгалтерской отчетности, а также порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Субъекты малого предпринимательства также используют формы Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах, утвержденные этим же приказом Минфина.
Бухгалтерский отчет и учет в упрощенном порядке
Закон 402-ФЗ о бухучете разрешает некоторым организациям (в том числе субъектам малого предпринимательства) вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в упрощенном порядке. В то же время указанные организации вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Соответствующее решение принимается организациями самостоятельно.
Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства
Субъекты малого предпринимательства сдают только Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах. Также им дано право добавлять в отчет финансовые показатели только по группам статей без детализации.
Бухгалтерский учет и отчетность участников «Сколково»
На учет и отчетность для этой категории компаний распространяются те же правила, что применяются и к малым предприятиям.
Бухгалтерский отчет некоммерческих организаций
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета для НКО перечислены в Информации Минфина России № ПЗ-1/2015 (это письмо относится только к НКО!). Они в целом повторяют те же правила, которые установлены Информацией Минфина № ПЗ-3/2015 для малых предприятий (см. выше по тексту), с некоторыми незначительными изменениями.
Годовой бухгалтерский отчет некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
В Отчете о целевом использовании средств раскрывается информация о поступлении в НКО средств, предназначенных для обеспечения ее уставной деятельности, и о целевом использовании этих средств в соответствии с утвержденным бюджетом или финансовым планом. Отчет также содержит данные об остатке этих средств на начало и конец отчетного периода (года).
Вторую, упрощенную, могут использовать те некоммерческие организации, которые ведут учет по упрощенной схеме (имеют на это право согласно закону 402-ФЗ).
Первую, общую, применяют все остальные. Либо, по желанию, ее также могут использовать и «упрощенцы».
Обе формы утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.
Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций
Бюджетные и автономные учреждения составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н.
Бухгалтерская отчетность банков и кредитных организаций
Новые формы отчетности для банков установлены Указанием Банка России от 24.11.2016 N 4212-У, которое отменило ранее действовавшее Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У.
Также уточняются требования к формированию показателей отчетных форм и порядку их представления в Банк России.
Годовая отчетность банков составляется по итогам календарного года. Она подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение сдается вместе с годовым отчетом в Банк России.
Аудит бухгалтерской отчетности
Аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской отчетности, но прилагается к ней. Аудиторское заключение организация обязана предоставить в орган государственной статистики и опубликовать его вместе со своей годовой отчетностью.
Инвентаризация
Подробнее об этих этапах можно прочитать в «Практическом пособии по годовой бухгалтерской отчетности 2016» системы Консультант Плюс.
Составляем годовой отчет с Консультант Плюс
Разработчики справочной правовой системы Консультант Плюс традиционно выпускают ежегодный аналитический материал «Практическое пособие по годовой бухгалтерской отчетности». Этот материал обычно включает очень подробные разъяснения о формировании бухгалтерского отчета за год, с примерами, комментариями, образцами заполнения форм документов и т.п.
Для чего нужна бух отчетность
Бухгалтерский учёт — это система непрерывного сбора, документирования и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, его имуществе и обязательствах.
Зачем нужен бухучёт
Пока бизнес некрупный, кажется, что всю информацию о денежных потоках и обязательствах возможно удержать в голове или достаточно записывать самое важное в тетрадку, а вести бухучёт бессмысленно. Это в какой-то мере правда: чем меньше бизнес и количество сделок, тем проще отслеживать операции. Но грамотный бухгалтерский учёт позволяет не только фиксировать факты хозяйственной жизни. Благодаря ему можно:
Согласно закону 402-ФЗ, бухучёт могут не вести ИП и филиалы иностранных компаний — все остальные предприятия обязаны это делать и сдавать конкретные формы отчётности в налоговую.
Правила бухучёта и ключевые понятия
Основа бухучёта — обработка первичных документов, которые соответствуют конкретным хозяйственным операциям. Это авансовые отчёты, счета-фактуры, накладные и т.п. Можно использовать унифицированные формы первичных документов или разработанные самостоятельно — главное, чтобы они содержали все реквизиты, прописанные в п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ. Для некоторых видов «первички» использование стандартных форм обязательно.
Сведения из первичных документов фиксируются в бухгалтерских регистрах — бумажных или электронных документах в форме ведомостей, журналов, таблиц и т.п. Каждое предприятие самостоятельно выбирает, какие регистры использовать, применяя стандартные или разработанные «под себя».
Информация из «первички» вносится в регистры по принципу двойной записи, которая отражает приход и расход материальных благ. Например, закупка сырья – это приход материалов для производства и в то же время — расход денежных средств. По каждому первичному документу в одной колонке прописывается приход (дебет), а во второй — расход (кредит) в денежном эквиваленте.
На основании проводок по каждому счёту считается сальдо — разница между его дебетовыми и кредитовыми оборотами за определённый период, которая может быть нулевой. Счета делятся на активные — отражающие активы предприятия, пассивные — отражающие источники и расход средств — и активно-пассивные. Если дебет по счёту больше кредита, сальдо называется дебетовым, если меньше — кредитовым, если дебет и кредит равны, то сальдо будет нулевым. Сальдо активного счёта может быть дебетовым или нулевым, сальдо пассивного счёта — кредитовым или нулевым, а сальдо активно-пассивного счёта — и дебетовым, и кредитовым, причём, возможно, одновременно.
Данные по каждому счёту помогают составить бухгалтерский баланс, в котором сгруппированы все активы и пассивы компании за отчётный период, и отчёт о финансовых результатах (он же ОПиУ — отчёт о прибыли и убытках). Эти два документа, а также приложения к ним — и есть бухгалтерская отчётность, которую каждое предприятие предоставляет в Налоговую службу раз в год. В перечень приложений входят: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств и пояснения к отчетности.
В правильно составленном балансе активы всегда равны пассивам.
Что такое упрощённый бухучёт
С 2013 года, согласно п. 4 ст. 6 закона 402-ФЗ, малые предприятия имеют право вести бухучёт в упрощённой форме.
Напомним, что бизнес считается малым, если его годовой доход не более 800 млн рублей, численность сотрудников — не более 100 человек, доля участия государства и фондов в уставном капитале — не более 25%, а доля других юрлиц — не более 49%.
Суть упрощённого бухучёта раскрыл Минфин России в Рекомендациях по применению упрощенных способов ведения бухучета и составления бухотчетности. Документ предлагает малому бизнесу 3 варианта упрощённого бухучёта: его полную форму, сокращённую и самую простую.
Полный вариант упрощённого учёта рекомендован предприятиям, которые сталкиваются с большим количеством разноплановых хозяйственных операций. Он предполагает использование сокращённого плана бухгалтерских счетов, в котором родственные счета объединены в один. А также этот способ позволяет исправлять ошибки в текущем периоде отчётности. Шаблоны регистров, которые можно применять при такой форме упрощённого учёта, приведены в виде приложений к Рекомендациям.
Сокращённая форма упрощённого учёта предполагает всё то же, что и полная, но также позволяет вести вместо нескольких регистров всего один — журнал учёта фактов хозяйственной жизни. Образец журнала тоже есть в приложении к документу Минфина.
Самая простая форма упрощённого учёта рекомендована только микропредприятиям — компаниям, у которых не более 15 работников, а годовой доход — не более 120 млн рублей. Этот способ ведения бухучёта позволяет отказаться от двойной записи с указанием дебета и кредита. И вести только книгу учёта фактов хозяйственной жизни по группам статей документов отчётности так называемым. Такой метод бухучёта называется кассовым.
Все 3 формы подразумевают и упрощённую бухгалтерскую отчётность: малые предприятия обязаны предоставить налоговой только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах — без приложений.
Тем не менее, не все малые предприятия могут вести упрощённый бухучёт. Это запрещено для:
Как обойтись без бухгалтера
Если вы пока не можете взять опытного специалиста в штат, есть другие способы справляться с бухучётом.
Если вы ИП, можно не вести бухгалтерский учёт и ограничиться финансовым, который позволит отслеживать денежные потоки.
Если вы ООО, удовлетворяющее критериям малого бизнеса, попробуйте вести учёт самостоятельно — пройдите краткосрочные бухгалтерские курсы или используйте специальные программы, не требующие особых экономических знаний. Некоторые сервисы предлагают бесплатный пробный период использования и варианты решений для бизнеса на выбор. Например, у Бухгалтерии Сбербанка их три.
Если вы применяете несколько налоговых режимов, бухучёт будет сложным — в данном случае желательна квалифицированная помощь. Наймите стажёра-операциониста, который сможет обрабатывать первичную документацию, или отдайте ведение бухучёта на аутсорсинг, или используйте разное ПО для операций по каждому режиму. Затраты на эти услуги окупятся сполна.
Как выбрать программу для бухучёта
Идеального программного обеспечения, которое подошло бы и лавке по продаже орехов, и оконной фабрике, не существует. Выбирая программу, подумайте, что она должна уметь и каким запросам соответствовать. Вот перечень параметров, которые стоит учесть:
Программы, рассчитанные на неспециалиста, легче в использовании: они дают подсказки, формируют отчёты по готовым схемам и упрощают анализ финансовых данных.
Как составить учётную политику
Учётная политика — это подробная инструкция по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Составляет её, как правило, бухгалтер, а одобряет и закрепляет соответствующим приказом — руководитель компании. Если учётная политика разработана грамотно, благодаря ей в случае увольнения бухгалтера дела с лёгкостью сможет продолжить новый специалист или сам руководитель.
Перечень положений учётной политики зависит от вида деятельности компании, выбранного налогового режима и того, упрощённый учёт применяется или полный. Но — в части бухгалтерского учёта — в учётной политике должно быть указано следующее:
Шаблоны реестров и первичной документации, если они разработаны компанией самостоятельно и отличаются от унифицированных, оформляются в виде приложений к политике.
Для создания учётной политики, включающей бухгалтерский и налоговый разделы, можно использовать платные или бесплатные конструкторы, которые легко найти через интернет-поисковики. Как правило, такие сервисы умеют подстраиваться под применяемый налоговый режим и даже совмещение режимов. Главное, убедитесь в том, что используемый конструктор учитывает актуальные требования законодательства, а если есть возможность — обратитесь за разработкой документа к профессионалу.
Учётная политика едина для всех структурных подразделений бизнеса. По мере необходимости документ можно дополнять новыми положениями, а вот менять позволено всего 1 раз в год. И только в 3 случаях: если изменилось законодательство или условия хозяйствования (например, виды деятельности), а также если выбраны другие способы ведения бухучёта.
Бухгалтерская и налоговая отчётность: в чём разница
Из нашей статьи вы узнаете:
В ИФНС по месту учёта сдают бухгалтерскую и налоговую отчётность. В чём различия между ними? Есть ли ещё какая-то связь между этими двумя формами отчётности? Давайте разбираться.
Налоговая отчётность
Под сдачей налоговой отчётности подразумеваются подготовка и передача в налоговый орган документов, содержащих сведения об уплате и исчислении налогов. Налоговую отчётность сдают организации и индивидуальные предприниматели. К ней принято относить налоговую декларацию и расчёт авансового платежа.
Состав налоговой отчётности зависит от системы налогообложения, которую применяет ИП или ООО, а также от конкретных видов деятельности. Например, плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по нему в соответствующей декларации.
Рассмотрим перечень отчётной документации, которую сдают налогоплательщики, в зависимости от применяемого спецрежима.
На общей системе налогообложения (ОСНО) предприятия и ИП платят подоходный налог (ООО — налог на прибыль, ИП — налог на доход физических лиц) и НДС, поэтому приходится сдавать несколько деклараций.
Отчётность по налогу на доход физических лиц сдаётся по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ). Срок сдачи декларации по налогу на прибыль зависит от того, с какой периодичностью ООО платит налог. Если это происходит ежеквартально, организация сдаёт промежуточные декларации. Срок сдачи — не позднее 28 числа месяца, который следует за отчётным кварталом (п. 3 ст. 289 НК РФ). Если налог рассчитывается по результатам фактической прибыли, декларацию сдают ежемесячно, не позднее 28 числа месяца, следующего за отчётным.
Годовую отчётность юридические лица обязаны сдавать не позднее 28 марта года, который наступил после отчётного (п. 4 ст. 289 НК РФ). При этом нет разницы, с какой периодичностью уплачивается налог.
Декларация по НДС сдаётся ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчётным кварталом (ст. 5 174 НК РФ)
ИП и ООО, которые применяют УСН, сдают только один вид декларации — по единому налогу, который они платят в соответствии со своей системой налогообложения. Срок, установленный для сдачи отчётности по УСН — не позднее 31 марта года (для юрлиц) или до 30 апреля (для ИП) года, который наступает за отчётным. Сроки для ИП и ООО на УСН установлены в п. 1 ст. 346.23 НК РФ.
До 31 марта ежегодно должны также отчитываться и плательщики ЕСХН. Если предприятие больше не работает сфере сельского хозяйства, сдать декларацию нужно не позднее 25 числа месяца, следующего после прекращения сельскохозяйственной деятельностью.
Если налогоплательщик применяет ПСН, отчитываться в налоговый орган не нужно. Налоговая декларация на патентной системе не сдаётся, поскольку сумма налога к уплате известна заранее. Расходы тоже не учитываются.
Отчётность по сотрудникам
Кроме отчётной документации, состав которой зависит от применяемого спецрежима, есть ещё один вид отчётности, которую юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сдавать в налоговую. Это отчётность по сотрудникам.
В число отчётных документов по сотрудникам входят:
Специализированная налоговая отчётность
Помимо декларации по доходу, в ФНС сдают отчёты по:
Отчитываться в налоговый орган необходимо также при работе с биоресурсами и объектами животного и водного мира.
Бухгалтерская отчётность
Бухгалтерская отчётность — документы, в которых содержится информация об итогах хозяйственной деятельности предприятия за отчётный период. Отражение этих сведений осуществляется в рамках бухгалтерского (финансового) учёта.
Вести бухгалтерский (финансовый) обязаны все предприятия, вне зависимости от того, какую систему налогообложения они применяют и есть ли у них штат наёмных работников. В соответствии со ст. 23 НК РФ и Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, организации должны сдавать бухгалтерскую отчётность.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский (финансовый) учёт. Однако есть условие — бухучёт можно не вести лишь в том случае, если ИП ведёт учёт доходов, расходов и иных объектов налогообложения. Таким образом, несмотря на то, что ИП не обязаны вести бухучёт, им нужно вести Книгу Учёта доходов и расходов. Сдавать в налоговую её не нужно. Но инспектор может запросить КУДиР при проверке.
Бухгалтерская отчётность организаций может отличаться, но в общем порядке все ООО подают бухгалтерский баланс и следующие отчётные документы:
Кроме того, в форме таблиц или в текстовом виде сдаются пояснения.
Предприятия, принадлежащие к категории малых, могут сдавать бухгалтерскую отчётность в упрощённой форме. К таким организациям относятся ООО с ежегодной выручкой, не превышающей 800 млн рублей, и штатом сотрудников менее 100 человек. Упрощённый вид бухгалтерской отчётности включает в себя лишь бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах.
Ранее бухгалтерская отчётность сдавалась в два ведомства: в ФНС и Росстат. Теперь компании отчитываются только в налоговую. Статистический отчёт сдавать больше не нужно. Однако есть исключения. В число организаций, которые обязаны сдавать статистическую отчётность, входят:
Срок, установленный для ежегодной сдачи бухотчётности — до 31 марта года, который наступает за отчётным.
Заключение
Как видно, ключевым отличием двух видов отчётности является разница в объекте отчёта: если в налоговой отчётности отражены сведения об уплате и исчислении налогов, то в бухгалтерской — о финансовых и имущественных показателях хозяйствующего субъекта.
Однако при всех отличиях оба вида отчётности одинаково сдают в налоговый орган как в бумажном, так и в электронном виде.
Финансовая (бухгалтерская) отчетность
Финансовая (или бухгалтерская) отчетность организации – это структурированная информация о ее имущественном положении и финансовом состоянии. Бухгалтерская отчетность составляется на базе российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ), а отчетность, составленная по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), называется финансовой отчетностью. Оба стандарта РСБУ и МСФО регламентируют отчетность из основных отчетов: баланс (отражает финансовое положение), отчет о прибылях и убытках (отражает финансовый результат), отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала.
Элементы бухгалтерской отчетности
Ожидания инвесторов и кредиторов зависят от их оценки деятельности руководства по управлению ресурсами и оценки перспектив развития предприятия. Существующие и потенциальные инвесторы и кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им сделать такую оценку.
Для оценки финансового состояния предприятия необходима информация:
Активы, обязательства и собственный капитал – относятся к финансовому положению.
Экономический ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий.
Обязанность организации передать экономический ресурс, возникшая в результате прошлых событий.
Остаточная доля в активах организации после вычета всех ее обязательств.
Изменения в ресурсах и правах, отражающие финансовые результаты
Увеличение активов или уменьшение обязательств, которые приводят к увеличению собственного капитала.
Уменьшение активов или увеличение обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала.
Экономический ресурс – это право, которое обладает потенциалом создания экономических выгод.
К обязанностям передать экономический ресурс относятся:
Если у одной стороны есть обязанность передать экономический ресурс, следовательно, у другой стороны есть право получить этот ресурс.
Обязанности возникают в силу договора (договор купли-продажи, трудовой договор) или требований законодательства (уплата налогов).
Взносы в собственный капитал не являются доходами, а распределение дивидендов не является расходами.
Взаимосвязь элементов бухгалтерской отчетности
Состав финансовой (бухгалтерской) отчетности
Бухгалтерская отчетность содержит нужную информацию в разных бухгалтерских отчетах. Данные о финансовом положении, а именно информация об ресурсах и источниках их финансирования содержится в бухгалтерском балансе. Информация о достигнутых финансовых результатах содержится в отчете о прибылях и убытках. Информация о денежных потоках показана в отчете о движении денежных средств. Все финансовые отчеты взаимосвязаны между собой и показывают, как хозяйственные операции изменяют финансовое положение предприятия.
Полный комплект бухгалтерской отчетности включает:
Промежуточная бухгалтерская отчетность (за месяц или квартал), а также упрощенная бухгалтерская отчетность (для малых предприятий) ограничивается первыми двумя или тремя отчетами.
По ссылке можно скачать примеры годовой бухгалтерской отчетности по РСБУ и финансовой отчетности по МСФО ПАО «Аэрофлот» за 2018 год, а также посмотреть табличную форму и оригиналы этих отчетов по отдельности в соответствующих разделах.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский баланс – экономическая группировка имущества по его составу и источникам финансирования. Баланс показывает финансовое положение организации на отчетную дату.
Информация об экономических ресурсах и правах требования помогает пользователям определить сильные и слабые стороны отчитывающейся организации с финансовой точки зрения. Эта информация поможет оценить ликвидность и платежеспособность, потребность в источниках финансирования и вероятность их получения, а также оценить эффективность управления ресурсами.
Бухгалтерский баланс представляет собой двустороннюю таблицу. В верхней части баланса показывается имущество по составу и размещению (активы баланса), а в нижней части отображаются источники формирования этого имущества (пассивы баланса).
Также возможен вариант, если активы расположены в левой части таблицы, а пассивы – в правой.
Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.
Бухгалтерский баланс состоит из пяти разделов:
В бухгалтерском балансе активы и обязательства должны разделяться в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные. Активы и обязательства считаются краткосрочными, если их срок обращения (погашения) не более 12 месяцев после отчетной даты или они являются частью операционного цикла, даже если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства считаются долгосрочными.
Более подробно бухгалтерский баланс с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках)
Отчет о прибылях и убытках показывает финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Финансовый результат показывает разницу между доходами и расходами. Если доходов больше – получается прибыль, расходов больше – убыток. Отчет содержит данные о доходах и расходах нарастающим итогом с начала периода до отчетной даты.
В отчете доходы и расходы отражаются без НДС и делятся на обычные и прочие.
Отчет о финансовых результатах помогает понять, какую отдачу организация получила от имеющихся у нее экономических ресурсов. Эта информация поможет оценить эффективность управления ресурсами.
Более подробно отчет о финансовых результатах с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о движении денежных средств (ДДС)
Информация о денежных потоках помогает оценить способность предприятия генерировать чистые поступления денежных средств и управление ресурсами. Отчет показывает, как отчитывающаяся организация получает и расходует денежные средства, включая информацию о ее заимствованиях и погашении задолженности, дивидендах и прочих факторах, которые влияют на ликвидность и платежеспособность. Информация о денежных потоках помогает понять осуществляемые операции, дать оценку финансовой и инвестиционной деятельности, оценить ее ликвидность или платежеспособность.
Структура отчета о движении денежных средств классифицирует денежные потоки по видам деятельности:
Операционная деятельность показывает способность предприятия быть на самофинансировании.
Инвестиционная деятельность показывает денежные потоки во внеоборотные активы.
Финансовая деятельность показывает денежными потоки в собственный и заемный капитал.
Более подробно отчет о движении денежных средств с таблицами и примерами отчетов по РСБУ и МСФО можно посмотреть здесь >>
Отчет о движении собственного капитала
В отчете раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации и доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Изменения в капитале предприятия между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшения его чистых активов за этот период.
Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Помимо финансовой отчетности предприятия представляют пояснительную записку с примечаниями, в которой описываются и объясняются основные характеристики финансовых результатов и финансового положения предприятия.
Предприятие должно раскрыть примечаниях более подробную разбивку статей с использованием классификации, которая подходит для деятельности предприятия.
представлять информацию об используемой учетной политике
раскрывать информацию, которая не представлена в отчетности
Стандарты и регулирование
Бухгалтерская отчетность регламентируется международными и национальными стандартами.
Для России национальными стандартами являются Российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ), которые регулируются Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ) и Законом о бухгалтерском учете. Информацию о всех действующих ПБУ и законах можно посмотреть здесь >>.
Также многие организации (кредитные, страховые, публичные и т.д.) должны дополнительно публиковать бухгалтерскую отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Требования к финансовой (бухгалтерской) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений.
Бухгалтерская отчетность должна предоставить сравнительную информацию по крайней мере за один предшествующий отчетный период с целью выявить и оценить изменения и тренды.
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах могут приводиться в бухгалтерской отчетности общей суммой, если каждый из этих показателей несущественен, и должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности.
Консолидированная финансовая отчетность
Консолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах материнской компании и ее дочерних компаний как единой отчитывающейся организации. Такая информация полезна для инвесторов и кредиторов материнской организации при оценке перспектив будущих поступлений денежных средств в материнскую компанию.
Неконсолидированная финансовая отчетность содержит информацию об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах отдельной компании, но не ее дочерних компаний.
Принципы составления бухгалтерской отчетности
Достоверное представление и соответствие. Финансовая отчетность должна достоверно и правдиво отражать финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.
Непрерывность деятельности. Если руководство располагает информацией о серьезных сомнениях в способности предприятия непрерывно осуществлять свою деятельность в дальнейшем, то эта информация должна быть раскрыта в отчетности.
Учет на основе принципа начисления. Предприятие должно составлять финансовую отчетность на основе принципа начисления в отношении активов, обязательств, капитала, доходов и расходов, за исключением информации о движении денежных средств.
Существенность и агрегирование. Предприятие должно представлять отличающиеся по характеру или функции статьи отдельно в финансовой отчетности, за исключением, когда они несущественны.
Взаимозачет. Предприятие отражает активы, обязательства, а также доходы и расходы по отдельности. Оценка на нетто-основе не считается свернутым представлением.
Периодичность представления отчетности. Предприятие представляет полный комплект финансовой отчетности как минимум на ежегодной основе.
Сравнительная информация. По всем суммам, отраженным в финансовой отчетности за текущий период, должна представляться сравнительная информация за предшествующий период.
Последовательность в представлении. Предприятие должно оставлять неизменными представление и классификацию статей в финансовой отчетности от периода к периоду.
Проведен семинар «Управление затратами. Калькулирование себестоимости» для сотрудников экономического управления Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ».
Школа бизнеса Альфа провела корпоративный семинар «Управление дебиторской задолженностью» для сотрудников дистрибуторской компании «Лит Трейдинг».
О том, как меняется спрос на корпоративное дистанционное обучение и о тенденциях в бизнес-образовании, рассказала Сообществу менеджеров портала Executive.ru директор Школы бизнеса «Альфа» Алла Уварова.
В Москве прошел семинар «Планирование и бюджетирование: лучшие практики на предприятиях ТЭК» для представителей финансово-экономических служб корпорации «Газпром».
В Рязани состоялся семинар по финансовому анализу для экономистов Рязанского конструкторского бюро «Глобус».
Школа бизнеса Альфа провела семинар «Финансы для нефинансистов» для директоров филиалов АО «Росжелдорпроект».
Состоялся семинар по ценообразованию для сотрудников коммерческого и финансово-экономического подразделений Объединения «РОСИНКАС» Центрального Банка РФ.
В Москве прошли семинары по бюджетированию и управлению казначейством для представителей финансово-экономических служб предприятий корпораций «Газпром» и «Роснефть».
Отзывы участников семинаров: